Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
ГОРДЕЕВА Ирина Викторовна ДИСТАНЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ...
УДК 378.147
DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0013
ДИСТАНЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УНИВЕРСИТЕТЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА, ПРОБЛЕМЫ И МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ
© Автор(ы) 2021
Author ID:301081
SPIN: 8883-3440
ORCID: 0000-0001-5684-1309
ГОРДЕЕВА Ирина Викторовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры физики и химии Уральский государственный экономический университет (620144, Россия, Екатеринбург, ул. 8-го Марта, 62, e-mail: [email protected]) Аннотация. В условиях цифровизации всех сфер повседневной, производственной и государственной жизни, высшее и среднее профессиональное образование получают возможность перехода на новый уровень с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и вовлечения в процесс обучения максимально возможной студенческой аудитории. Опыт в сфере дистанционного обучения на протяжении последних десятилетий показывает, что подобная форма организации учебного процесса обладает целым рядом преимуществ перед традиционными формами занятий. Среди этих преимуществ - демократичность, меньшая стоимость обучения, возможность участия в образовательном процессе в условиях территориальной разделенности, совмещение обучения с другими видами деятельности и пр. В то же время в процессе дистанционного обучения преподаватель и обучающиеся также сталкиваются с целым рядом проблем, связанных с отсутствием возможности личных и эмоциональных невербальных контактов, когда общение «человек-человек» подменяется общением «человек-компьютер». В условиях вынужденного перехода всех высших учебных заведений Российской Федерации на дистанционное обучение в связи со сложной эпидемической ситуацией появилась возможность оценить преимущества и недостатки подобной формы занятий с точки зрения студентов очной формы обучения, ранее не имевших опыта on-line образования. Сравнительный анализ мнений студентов первого курса Уральского государственного экономического университета и колледжа этого университета показывает, что главными преимуществами дистанционного обучения респонденты назвали большую свободу при проведении занятий в отсутствии постоянного контроля и возможность совмещения обучения с другими видами деятельности. Главными недостатками являются отсутствие обратной связи с преподавателем вследствие дистанцирования, а также технические проблемы. Было установлено, что для студентов колледжа отсутствие эмоциональных контактов с педагогами представляло более серьезную проблему, чем для студентов университета. Можно сделать заключение, что дистанционные виды обучения в большей мере соответствуют потребностям и возможностям взрослых обучающихся, а конкретные формы организации занятий необходимо адаптировать к условиям конкретной аудитории.
Ключевые слова: дистанционное обучение, технологии обучения, возможности дистанционного обучения, проблемы дистанционного обучения, преимущества дистанционного обучения, коммуникации, обратная связь, эффективность обучения, студенты университета, анализ мнений.
DISTANCE EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY: ADVANTAGES, PROBLEMS AND OPINIONS OF STUDENTS
© The Author(s) 2021
GORDEEVA Irina Viktorovna, candidate of biological sciences, associate professor Ural State University of Economics (620144, Russia, Ekaterinburg, 8-th Martha, 62, e-mail: [email protected]) Abstract. In the context of digitalization of all spheres of everyday, industrial and public life, higher and secondary vocational education have the opportunity to move to a new level using modern information and communication technologies and involve the largest possible student audience into the learning process. Experience in the field of distance learning over the past decades shows that this form of educational process organization has a number of advantages over traditional forms of training. Among these advantages are democracy, lower cost of training, the opportunity to participate in the educational process in conditions of territorial separation, combining training with other types of activities, etc. At the same time, in the process of distance learning, the teacher and students also face a number of problems associated with the lack of the possibility of personal and emotional non-verbal contacts, when communication "person-person" is replaced by communication "person-computer". In the context of the forced transition of all higher educational institutions of the Russian Federation to distance learning due to a difficult epidemic situation, it became possible to assess the advantages and disadvantages of this form of training from the point of view of full-time students who had no previous experience of on-line education. A comparative analysis of the opinions of first-year students of the Ural State University of Economics and the college of this university shows that the respondents named the main advantages of distance learning a greater freedom in conducting classes in the absence of constant control and the possibility of combining education with other activities. The main disadvantages are the lack of feedback from the teacher due to distancing, as well as technical problems. The lack of emotional contact with educators was found to be a more serious problem for college students than for university students. It can be concluded that distance learning is more in line with the needs and capabilities of adult learners, and specific forms of organizing classes need to be adapted to the conditions of a specific audience.
Keywords: distance learning, learning technologies, distance learning opportunities, distance learning problems, advantages of distance learning, communication, feedback, learning efficiency, university students, opinion analysis.
ВВЕДЕНИЕ
Цифровизация, охватившая все области жизни значительной части современного человечества - от торговли и туристического сектора до медицины, постепенно распространяется и на образовательную сферу, что проявляется не только в повсеместном внедрении компьютеров и программ искусственного интеллекта в учебный процесс, но и в изменении самого содержания данного
процесса, возникновении новых форм обучения, которые занимают все большее место в педагогической практике наряду с традиционными формами передачи знаний. Одной из подобных форм организации занятий является дистанционное обучение, известное еще в XIX в. как teaching by correspondence (с помощью почтовой корреспонденции), но получившее в настоящее время совершенно новый формат благодаря Internet-
GORDEEVA Irina Viktorovna DISTANCE EDUCATIONAL PROCESS ..
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
технологиям [1]. Дистанционное обучение, безотносительно от on-line или off-line формы, по праву рассматривается как одно из наиболее перспективных направлений развития высшего образования в ближайшие десятилетия, позволяющих вовлечь в процесс обучения миллионы участников по всему миру на платформах ведущих университетов [2-6]. Данная форма обучения оптимальна для лиц, проходящих переобучение, военнослужащих, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, заключенных, отбывающих срок наказания, а также людей с ограниченными возможностями, лишенных, в силу обстоятельств, реального доступа в образовательное учреждение [7-9]. В то же время следует отметить, что до сих пор среди специалистов в области педагогики, философии и социологии образования не существует единого мнения как по поводу преимуществ и недостатков применения дистанционных технологий в образовательном процессе, так и по поводу самого понятия «дистанционное обучение» (поскольку речь идет о технологии, применение термина «дистанционное образование» не вполне корректно).
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В.С. Шаров под дистанционной технологией понимает «форму обучения, при которой взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты» [10]. С точки зрения Е.С. Полат, это - «технология обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах, при этом используются кейс-, ТВ- и сетевые технологии обучения» [11]. А.В. Хуторской, в свою очередь, определяет дистанционную технологию как «обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты обучения, имея пространственную или временную удаленность, осуществляют общий учебный процесс, направленный на создание ими внешних образовательных продуктов и соответствующих внутренних изменений (приращений) субъектов образования» [12]. Таким образом, можно заключить, что главными особенностями дистанционного образования являются, во-первых, пространственная разделенность преподавателя и обучающихся, во-вторых, обязательное использование всеми участниками образовательного процесса информационных технологий и, в-третьих, наличие интерактивного взаимодействия между педагогом и студенческой аудиторией. Все остальное — конкретные платформы (Microsoft Teams, Zoom и пр.), формы проведения занятий — on-line лекции, видео-конференции, виртуальные экскурсии и т.д., является вторичным и выбирается в зависимости от конкретных обстоятельств, таких как технические возможности организации, на базе которой осуществляется учебный процесс, возрастной состав и количество обучающихся, содержание преподаваемой дисциплины.
Р.Р. Насибуллов в качестве преимуществ дистанционного обучения перед традиционными технологиями выделяет, в частности: охват обучением широких слоев населения в разных географических точках страны и мира (что оказалось особенно актуальным в период вынужденной самоизоляции значительной части обучающихся); опору на самые современные средства обмена учебной информацией на любом расстоянии. (через электронную почту, социальные сети и пр.); обучение независимо без отрыва от производства, дома, семьи, что важно для людей взрослых, работающих и нередко получающих уже не первое образование или проходящих профессиональное переобучение [13. С.56].; минимизацию влияния субъективного преподавательского фактора при оценке знаний; возможность индивидуализации уровня и темпа обучения с учетом личностных особенностей обучающегося; предоставление обучаемо-
му контингенту широких возможностей самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала. Кроме того, отмечаются также возможность интерактивного взаимодействия преподавателей с аудиторией, рациональность распределения времени обеими сторонами образовательного процесса, гибкость в выборе места и времени обучения [14], потенциальная возможность изучать конкретные дисциплины по выбору [15-17] и наконец, демократичность обучения, которая проистекает из обезличенности аудитории перед преподавателем.
В качестве оснований внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс университетов и организаций среднего профессионального образования можно рассматривать следующие:
- признание роли, играемой данными технологиями в социуме, и принятие необходимого требования к современному образовательному процессу сообразно вызовам времени;
- широкое внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения, повышение эффективности общения в системе «преподаватель-студент» при индивидуальном подходе за счет использования Интернет-коммуникаций;
- изменение приоритетов в подготовке в вузе специалистов в соответствии с требованиями и запросами потенциальных работодателей, когда акцент смещается от академических знаний в сторону формирования конкретных профессиональных навыков и компетенций [18].
С.В. Ревунов отмечает, что дистанционные образовательные технологии являются оптимальным вариантом для обучения будущих специалистов «в областях экономики, юриспруденции, социально-гуманитарных отношений» - то есть тех направлений подготовки, которые не требуют лабораторных работ и практических занятий на техническом оборудовании [9]. В то же время Насибуллов утверждает, что именно «подготовка социальных работников, юристов, деятелей экономики и культуры» при дистанционном обучении проблематична, так как отсутствует невербальный контакт между преподавателем и студенческой аудиторией, что обедняет эмоциональный фон и препятствует формированию профессиональных коммуникативных навыков [13]. В самом деле, при данной форме обучения контакт «человек-человек» фактически подменяется коммуникацией «человек-машина» для всех участников образовательного процесса, особенно в условиях, когда педагог даже не видит лиц обучаемого контингента, фактически «вещая в пустоту» даже при отсутствии обратной связи с аудиторией. В качестве других недостатков дистанционного обучения указывают также сложность разработки личностно-ориентированных обучающих программ при краткосрочности большинства изучаемых курсов и отсутствии возможности непосредственного контакта с каждым конкретным обучающимся, а кроме того, моральную неготовность части студенческой аудитории к самостоятельной работе и планированию своего учебного плана при практически полном отсутствии внешнего контроля даже при выполнении итоговой работы или сдачи зачета (экзамена) [19]. Сложность представляет полный переход к саморегуляции объема и темпа учебной работы не всегда готового к такой ответственности и дозированию информации студента. Проблематичной остается до сих пор недостаточная компьютерная грамотность, которая фиксируется не только у представителей старшего поколения участников образовательного процесса, а также техническая недооснащенность рабочих мест, поскольку мощности и оперативной памяти смартфона может быть недостаточно для выполнения виртуальных лабораторных работ, решения задач или проведения семинарских занятий с использованием презентаций Power Point. Кроме того, существенной проблемой последних десятилетий является всеобщее снижение уровня синтаксической и пунктуационной
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
ГОРДЕЕВА Ирина Викторовна ДИСТАНЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ...
грамотности современной молодежи, что во многом объясняется сформировавшейся привычкой обмениваться короткими сообщениями в социальных сетях, не обращая внимания на грамматику [20]. Дистанционное обучение также не способствует развитию и формированию культуры письменной речи, а «отсутствие эпистолярного опыта общения и умения выражать свои мысли письменно требует от студента значительно большего времени и сил на диалог и подготовку своих высказываний», что вызывает затруднения при письменном общении с преподавателем в процессе занятий» [21, С.363].
Таким образом, следует признать, что несмотря на стремительные темпы развития дистанционного обучения в системе высшего образования многих государств мира, его нельзя рассматривать в качестве единственной и безальтернативной формы организации занятий в ближайшей и отдаленной перспективе, так как безусловные преимущества учебы on-line во многом нивелируются перечисленными ранее проблемами, что даже позволяет говорить о формировании некоего типа изоляции обучающихся от своих однокурсников и преподавателей и параллельном снижении ответственности за результат обучения. По некоторым данным,, процент отчисленных среди студентов дистанционного обучения американских и европейских университетов значительно выше, чем у обучающихся по более традиционным формам; в результате полный курс обучения завершает лишь 2030% от первоначально сформированного контингента [22].
МЕТОДОЛОГИЯ
В 2020 г. в связи со сложной эпидемиологической ситуацией, вызванной распространением вируса Covid-19 приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 14 марта 2020 г. № 398 «О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения новой коронавирус-ной инфекции на территории Российской Федерации» всем высшим учебным заведениям было рекомендовано в силу сложившихся обстоятельств перейти на полностью дистанционное обучение студентов. В Уральском государственном экономическом университете дистанционная форма организации занятий в качестве основной успешно осуществлялась для студентов ряда специальностей на протяжении последних 15 лет, поэтому у многих преподавателей наличествовал опыт проведения лекционных и практических занятий, а также итоговой аттестации в режиме on-line. Кроме того, даже для обучающихся по очной программе была возможность выполнения заданий и общения с педагогами через портал электронных образовательных ресурсов на сайте университета. В то же время для значительной части профессорско-преподавательского состава, так же как и для студентов младших курсов подобная форма учебного процесса в качестве единственно возможной была первым опытом и первоначально рассматривалась как краткосрочная. Однако проведение лекционных, лабораторных и практических занятий по расписанию в режиме on-line на протяжении трех месяцев на платформе Microsoft Teams позволило сделать выводы о степени готовности участников образовательного процесса к подобной форме обучения, а также проанализировать их мнения и впечатления по предварительным итогам учебы.
РЕЗУЛЬТАТЫ
По завершении обучения в конце летнего семестра 2020 г. среди студентов первого курса УрГЭУ был проведен опрос, участникам которого предлагалось отметить основные позитивные и негативные впечатления от вынужденного дистанционного обучения, все участники которого познакомились с данной формой организации учебного процесса впервые. Поскольку в процессе практических занятий многие обучающиеся достаточно эмоционально воспринимали новый тип занятий и об-
менивались информацией друг с другом и с преподавателями в чате на портале электронных ресурсов, то представляла интерес возможность проанализировать и оценить субъективные мнения студенческой аудитории. В опросе приняли участие 173 студента разных специальностей негуманитарного профиля («Биотехнология», «Технология продуктов общественного питания», «Прикладная информатика в экономике», «Управление качеством и др.) и 111 студентов первого курса колледжа УрГЭУ. Все респонденты излагали свои впечатления письменно и отправляли через портал. Поскольку средний возраст студентов университета составлял 19,6 лет, а студентов колледжа - 16,9 лет (набор на первый курс по программе СПО осуществляется на базе девятилетнего обучения в школе), то данные проведенного исследования носят сравнительный характер (рис.1-2).
Рисунок 1. Мнения студентов Уральского государственного экономического университета об основных преимуществах дистанционного обучения.
Рисунок 2. Мнения студентов Уральского государственного экономического университета об основных недостатках дистанционного обучения.
Как свидетельствуют представленные данные, в целом обучающиеся солидарны в отношении основных преимуществ и недостатков дистанционного обучения, что также согласуется и с литературными данными [13-17]. Основные проблемы заключаются в отсутствии обратной связи между обучающим и обучаемыми, что особенно отчетливо проявляется во время лекций, когда любые вопросы преподавателю исключаются, а микрофоны у слушателей выключены, что приводит к полной обезличенности контактов, а также проблемы с техникой (нарушение связи, отключение Интернета и пр.). При отсутствии возможности консультаций непосредственно во время занятия возникают сложности уже в процессе выполнения самостоятельной работы. В то же время наблюдаются существенные различия между мнениями студентов вуза и колледжа в отношении отсутствия эмоциональных контактов с педагогом. Очевидно, что более юные участники образовательного процесса испытывают больший дискомфорт, нежели совершеннолетние обучающиеся, более адаптированные к самостоятельной жизни. Аналогичным образом, при выделении основных преимуществ дистанционного обучения обе группы респондентов почти в равном соотношении отметили возможность планировать свое время и выбор места обучения, однако свободе в процессе занятия среди студентов вуза отдали приоритет почти в
GORDEEVA Irina Viktorovna DISTANCE EDUCATIONAL PROCESS ..
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
2 раза больше, чем среди обучающихся колледжа, что также может свидетельствовать о большей активности старших студентов, способных совмещать учебный процесс с другими видами деятельности.
ВЫВОДЫ
Дистанционное обучение в условиях вынужденной самоизоляции и введенных ограничений рассматривалось большинством преподавателей и обучающихся как временная вынужденная мера, однако, как свидетельствует опыт отечественной и зарубежной педагогики, подобная форма организации учебного процесса является перспективной в свете активной цифровизации образования, особенно для лиц, проходящих профессиональную переподготовку или получающих дополнительное образование. В то же время, как свидетельствует проведенное исследование, для студентов младших курсов и особенно колледжа дистанционная форма занятий, несмотря на ряд преимуществ, представляет существенные сложности, связанные как с техническими возможностями, так и с отсутствием обратной связи и эмоциональных контактов с педагогами в привычной форме. В целом, следует признать, что при планировании в дальнейшем подобного обучения следует корректировать тематический план и структуру занятий с учетом возможностей и потребностей конкретной аудитории для достижения максимального эффекта от учебного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Колтунов И.И., Николаенко А.В., Фатеев И.В. Методологическое обоснование дистанционного обучения на основе современных информационных технологий // Материалы Междунар. научно-техн. конф. «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров», посвященной 145-летию МГТУ «МАМИ». С.26-48.
2. Татаринов К.А. Проблемы и возможности дистанционного обучения студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1(26). С.285-288.
3. Бабкин А.В., Чистякова О.В. Цифровая экономика и её влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур // Российское предпринимательство. 2017. Т.18. № 2. С. 4087- 4102.
4. Павличева Е.Н. Развитие информационных ресурсов для обеспечения непрерывного образования и передачи знаний в технических университетах // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2020. Т. 9. № 3 (51). С. 50-55.
5. Итинсон К.С. Массовые открытые онлайн курсы и их влияние на высшее образование // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 15-17.
6. Богданова А.В., Глазова В.Ф., Коростелев А.А. Современные тенденции в организации учебного процесса при обучении студентов педагогических направлений подготовки с применением дистанционных образовательных технологий //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 21-24.
7. Тагаров Б.Ж. Основные направления развития рынка онлайн-образования в России // Креативная экономика. 2018. Т.12. № 8. С. 1201-1212.
8. Вольчик В.В., Ширяев И.М. Дистанционное высшее образование в условиях самоизоляции и проблема институциональных ловушек // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14. № 2. С. 235248.
9. Ревунов С.В., ЩербинаМ.М., ЛубенскаяМ.П. Инструментарно-методологические основы обеспечения дистанционного образовательного процесса средствами цифровых технологий (на примере "Microsoft Teams") //Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т.5. Вып.3. С. 387-392.
10. Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство // С.236-240.
11. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2004.
12. Полат Е.С., Хуторской А.В. Проблемы и перспективы дистанционного образования в средней образовательной школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа www.ioso.ru/ioso/senatus/ meeting280900.htm.
13. Насибуллов Р.Р. Развитие дистанционной формы обучения будущих учителей (конец ХХ — начало XXI вв.) //Монография /Под ред. А.Н. Хузиахметова. Казань: Хэтер, 2013. 176 с.
14. Закрутаева, Н.М. Проблемы дистанционного обучения // Информатизация образования в Республике Татарстан: опыт, проблемы, перспективы. Казань, 2006. С. 182-183.
15. Зольникова И.Н. Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе // Тенденции и перспективы развития электронного образования: материалы Междун. научно-метод. Видеоконференции. ТюмГНГУ, 2014. С.38-41.
16. Чигинцева А.А., Коняева Е.А. Актуальные проблемы дистанционного обучения //Вопросы студенческой науки. 2018. Вып 3. С.10-13.
17. Глазнева С.Е. Коняева Е.А. Положительные и отрицательные
стороны дистанционного обучения // Актуальные проблемы образования: позиция молодых: мат-лы Всеросс. студ. науч.-практ. конф. 2016. С.57-59.
18. Акишина Е.М. Дистанционные формы обучения как фактор эффективности профессиональной подготовки педагогических кадров // Педагогика искусства. 2013. №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine.
19. Пьянкова Н.Г., Матвиюк В.М. Дистанционное образование как элемент интернет-технологий // Наука, техника, управление, социальное развитие - двигатели научно-технического прогресса. Мат-лы XIIIМежвуз. (междунар.) научно-практ. конф. 2014. С. 332-333.
20. Сердюк И.И. Проблемы повышения качества профессионального образования. // Концепт. 2014. Т. 20. С. 4046-4050.
21. Кузнецова О.В. Дистанционное обучение: за и против // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. №8. С.362-364.
22. Шитова В.А. Проблемы внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс высшей школы // Вестник Московского государственного областного университета. 2011. С.57-64.
Статья поступила в редакцию 02.09.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021