Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1054
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ / СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бушмина Ольга Николаевна

На сегодняшний день дистанционным обучением уже никого не удивить, большая часть учебных заведений различного уровня в России и за рубежом в той или иной степени использует в педагогическом процессе дистанционные технологии. Многие студенты сегодня рассматривают данную форму обучения как альтернативу обычной не только при получении второго образования, повышения квалификации, но и выбирают этот способ для получения первого высшего образования. От современных тенденций никуда не уйти, и многие вузы это понимают и стараются развиваться в этом направлении. Правильно говорить «дистанционное обучение», а не «дистанционное образование», т.к. это всего лишь иной способ формирования знаний и умений студента, а содержание образования при этом остаётся неизменным. Медицинское образование - вещь сложная, требующая больших затрат энергии, времени и денег, а также определённых практических навыков, поэтому возможности дистанционного обучения в этом плане весьма ограничены. Такое обучение подходит только для профессионалов, которые хотят повысить свою квалификацию, особенно если речь идёт о медико-диагностических профессиях, либо же для будущих фармацевтов, чей род деятельности неотрывно связан с медициной, но всё же является отдельной сферой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бушмина Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING IN THE CONDITIONS OF A MEDICAL UNIVERSITY

Today, distance learning is no longer surprising, most educational institutions of various levels in Russia and abroad use distance technologies in the pedagogical process to one degree or another. Many students today consider this form of education as an alternative to the usual one, not only when receiving a second education, advanced training, but also choose this method for obtaining a first higher education. There is no escape from modern trends, and many universities understand this and are trying to develop in this direction. It is correct to say "distance learning" and not "distance education", because it is just a different way of forming a student's knowledge and skills, while the content of education remains unchanged. Medical education is a complex thing that requires a lot of energy, time and money, as well as certain practical skills, so the possibilities of distance learning in this regard are very limited. Such training is suitable only for professionals who want to improve their qualifications, especially when it comes to medical and diagnostic professions, or for future pharmacists, whose occupation is inextricably linked with medicine, but is still a separate field.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

БУШМИНА Ольга Николаевна ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ...

УДК 378.147.88

DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0007

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 920682 SPIN: 3823-6747 ORCID: 0000-0002-9346-0721

БУШМИНА Ольга Николаевна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры «Биологической химии» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3, e-mail: о.busсhminа@уаndех.ru) Аннотация. На сегодняшний день дистанционным обучением уже никого не удивить, большая часть учебных заведений различного уровня в России и за рубежом в той или иной степени использует в педагогическом процессе дистанционные технологии. Многие студенты сегодня рассматривают данную форму обучения как альтернативу обычной не только при получении второго образования, повышения квалификации, но и выбирают этот способ для получения первого высшего образования. От современных тенденций никуда не уйти, и многие вузы это понимают и стараются развиваться в этом направлении. Правильно говорить «дистанционное обучение», а не «дистанционное образование», т.к. это всего лишь иной способ формирования знаний и умений студента, а содержание образования при этом остаётся неизменным. Медицинское образование - вещь сложная, требующая больших затрат энергии, времени и денег, а также определённых практических навыков, поэтому возможности дистанционного обучения в этом плане весьма ограничены. Такое обучение подходит только для профессионалов, которые хотят повысить свою квалификацию, особенно если речь идёт о медико-диагностических профессиях, либо же для будущих фармацевтов, чей род деятельности неотрывно связан с медициной, но всё же является отдельной сферой.

Ключевые слова: дистанционное образование, высшая школа, медицинский университет, преимущества и недостатки, собственный опыт применения.

DISTANCE LEARNING IN THE CONDITIONS OF A MEDICAL UNIVERSITY

© The Author(s) 2021

BUSHMINA Olga Nikolaevna, Candidate of Biological Sciences, Senior Lectures of the Department of Biological chemistry Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, st. K. Marx, 3 e-mail: о.busсhminа@уаndех.ru) Abstract. Today, distance learning is no longer surprising, most educational institutions of various levels in Russia and abroad use distance technologies in the pedagogical process to one degree or another. Many students today consider this form of education as an alternative to the usual one, not only when receiving a second education, advanced training, but also choose this method for obtaining a first higher education. There is no escape from modern trends, and many universities understand this and are trying to develop in this direction. It is correct to say "distance learning" and not "distance education", because it is just a different way of forming a student's knowledge and skills, while the content of education remains unchanged. Medical education is a complex thing that requires a lot of energy, time and money, as well as certain practical skills, so the possibilities of distance learning in this regard are very limited. Such training is suitable only for professionals who want to improve their qualifications, especially when it comes to medical and diagnostic professions, or for future pharmacists, whose occupation is inextricably linked with medicine, but is still a separate field.

Keywords: distance education, higher school, medical university, advantages and disadvantages, own experience of application.

ВВЕДЕНИЕ.

Дистанционное обучение (ДО) - новая уникальная форма образования. Она как и любой другой вид образования имеет свою уникальную историю становления. К родоначальникам ДО относится обучение по переписке, который имеет свою историю более чем в сто лет. Зародилось это в европейских университетах. Затем на смену письмам пришли новые способы передачи информации: факсимильная связь, телефон, телеграф. В помощь к книгам пришли видео и аудио файлы. Уже сейчас электронные носители имеют первое место среди востребованности носителей информации: чтобы связать преподавателя и студента достаточно настроенной компьютерной локальной сети, а для получения учебно-методических пособий, достаточно войти в сеть, где размещены различные электронные ресурсы [1]. Несмотря на разницу дистанционного и очного образования существует и большое сходство между ними, которое заключается в самом процессе обучения студентов, а самое главное это диалог среди преподавателей и студентов. Когда 9 января 2014 г. приказом № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» в закон Российской Федерации «Об образовании» были добавлены важные коррекции в области использования электронного обу-

чения и дистанционных образовательных ресурсов.

В статьях и монографиях современных авторов занимающихся проблемами и изучением дистанционного образования в нашей стране, имеется множество противоречий, ведь каждый из них, прежде чем приступить к познанию проблемы, всесторонне на своем личном опыте исследовал целесообразность и действенность такого образования [2].

Сейчас перед учебными заведениями стоит цель -придумать способы активного введения информационно-образовательной системы, по своей педагогической направленности, совместно со всеми необходимыми электронными ресурсами, и возможность быстрой и удобной работы с ними дистанционно. ДО в медицинских вузах (МВ) используется практически всегда для образования начинающегося после получения диплома, при усовершенствовании уже готовых специалистов. До сих пор нет единого мнения у самих участников образовательного процесса.

Уже сейчас дистанционные технологии весьма востребованный вариант обучения, и это относится и к медицинской деятельности. Правда такие технологии используются весьма ограниченно и скудно. Вероятно профильность медицины в сфере профессиональной работы не дает возможность построить полноценное дистанционное медицинское обучение [3].

Вовсе не все специальности можно познать удален-

BUSHMINA Olga Nikolaevna

DISTANCE LEARNING IN THE CONDITIONS ..

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

но. Медицинская наука, например, вещь и без того необычайно сложная, а получение медицинского диплома налагает ещё и огромную ответственность.

МЕТОДОЛОГИЯ.

Если подумать, то на одной чаше весов познание огромного пласта теоретического и практического знания. В процессе обучения нужно освоить множество лекций и практических занятий, проанализировать таблицы и алгоритмы, выучить показания графиков, и самое главное не просто выучить, но и понять весь этот материал. Ведь если большая часть остальных ВУЗов, которые выпускают «средненьких» профессионалов, рискуют только потерей собственной репутацией среди потенциальных работодателей, то медицинские колледжи и ВУЗы имеют дело с человеческим здоровьем, которому может быть нанесён непоправимый ущерб, и даже с человеческими жизнями, которые могут быть оборваны в результате ошибки некомпетентного врача.

Если посмотреть по другому, то дистанционное обучение в медицине осложняется отсутствием возможности получения практики, без которой профессия врача невозможна. Тем, кто постигает медицину нужно немало практиковаться, прежде чем они получат свои долгожданные дипломы. После 6 лет образования подготовить врача, имеющего только теоретическую базу непозволительно, ведь от его умений и навыков будут завесить судьбы и жизни людей. Необходимая постоянная живая практика делает дистанционное обучение медицинской профессии мало возможным. Определенные страны, такие как Италия, Чехия, Германия, уже создали целый ряд университетов, готовых принимать студентов именно на эту форму обучения. И этому, конечно, тоже есть логичное объяснение, никак не противоречащее вышеизложенному. Речь идёт не обо всех медицинских специальностях, а лишь о медико-диагностических, требования к которым (касающиеся практического опыта) значительно ниже. Конечно, необходимость усвоения большого объёма теоретических сведений остаётся, но предполагается, что при должном усердии и грамотной организации контроля полученных знаний, это требование выполнимо. Также не стоит забывать о профессиях фармацевтов, с которыми приблизительно та же ситуация.

Опишем положительные и отрицательные моменты такого образования. Главным «плюсом» удаленного образования является возможность получать образование без отрыва от своей основной работы. Важный козырем в ДО является то, что люди в любом возрасте могут приступить к освоению профессии. Нет необходимости ехать и постоянно находиться в другом городе, что особенно важно для обучающихся с периферии. Также это снижает финансовые расходы, появляется шанс получить диплом сведущих вузов нашей страны и зарубежья. Студенты имеющие инвалидность физически не могут быть в учебном зале, однако они дистанционно могут присутствовать и получать знания. Важна и возможность самим студентам присутствовать в организации своего образовательного плана: составлять выгодное расписание, определять интенсивность и нагрузку, характерную своим индивидуальным характеристикам.

У обучающих растет ответственность к образовательному процессу, они полномерно ощущают ответственность за итог своего образования, стараются рационально расходовать свое личное время и энергию. Положительным моментов для обучающей организации является то, что ДО охватывает и объединяет множественно количество обучающихся.

У дистанционного образования хватает и отрицательных моментов. Нет возможности воочию поговорить с педагогом; нельзя познавать знания в «вживую», нельзя строить отношения с одногруппниками, отвечать перед аудиторией; общаться с администрацией вуза. Далеко не все обучающиеся способны заставить себя обучаться дистанционно. Не все специальности можно освоить

методом дистанционного образования. Например, врач и ветеринар. Очевидно отсутствие мотиватора в постижении учебного процесса, которым выступает преподаватель, с постоянным контролем знаний. Преподаватели ведущие занятия у первокурсников, знают эффективность постоянно проверки домашней подготовки и необходимость проведения итоговых и контрольных работ для проверки уровня знания. Минусом и является невозможность у студентов общего обсуждения и решения поставленной задачи или проблемы. Большое значение отводится личностным качествам учителя, ведь каждый ведет занятие и объясняет одно и тоже совершенно по разному, (в отечественном кино «Большая перемена», педагог Нестор Петрович читает лекцию об императоре Нероне, приказавшем поджечь Рим, что вдохновило бы его на написание стихов о пожаре, в итоге никто из обучающихся не остался равнодушным). Педагог способен понимать, по глазам, по вопросам, по ответам, насколько усваивается данным им материал. В случае неэффективности можно перестроить семинар, дать дополнительные примеры, изменить порядок подачи информации и ее объем. При ДО такая возможность отсутствует. Существует и риск «несамостоятельного» обучения, а преподаватель не имеет возможности по достоинству оценить обучающегося. Полный запуск и переход на ДО требует от учебного заведения больших затрат. Необходимо техническое оснащение специальной автоматизированной аппаратуры, создание или покупка программно-технических устройств. Особое место отводится и наличию обслуживающего и преподавательского состава, которые также должны быть обучены и иметь в этом квалификацию.

В то же время следует отметить несколько критериев, которые восполняют пробелы такого способа обучения: при невозможности лично поговорить с педагогом это способны заменить различные мессенджеры, причем сделать это можно и по видео связи; нет «живых» отношений, но многим студентам это дает еще более лучшую психоэмоциональную почву для познания профессии. Общепринятый способ обучения никто не отстранял, обучающие могут сами выбирать между обычным утренним обучением или взять вечернее заочное удаленное образование.

Плюсы удаленного образования медицинским профессиям точно такие же, как и для любых других профессий: не нужно тратить время и деньги на ежедневные поездки в университет, можно самостоятельно выбирать время для занятий и темп обучения (в разумных пределах), а также заниматься без отрыва от основной вашей деятельности на данный момент. Ещё одно неоспоримое преимущество дистанционного получения медицинского образования - это вопрос цены, которая значительно ниже, чем цены очных форм обучения. В дальнейшем же полученные знания и диплом откроют вам ничуть не худшие перспективы для профессионального и карьерного роста. Оформление заявки на дистанционное обучение, как правило, не составляет особого труда. В первую очередь нужно будет сделать скан или ксерокопию собственного паспорта, а также документов об окончании средней школы и(или) университета, которые потом отправляются в выбранный вами ВУЗ. Вступительных экзаменов, как правило, нет. Нужно будет только сдать тест на знание языка, на котором ведётся преподавания (напоминаем, в России пока ещё дистанционное обучение медицинским профессиям находится в зачаточном состоянии), и потом уже комиссия оценит ваши знания по присланным документам и баллу за языковой тест. После этого вас уведомят, сочли ли ваши знания достаточными для старта дистанционного обучения [4].

Мы имеем пока скромней опыт применения дистанционных обучающих навыков. Как правило, к такому образованию прибегают как к дополнительному. У нас есть собственный уникальный и отличающийся от других практикум «Теория вероятностей» базирующийся

38

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

БУШМИНА Ольга Николаевна ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ...

на moodle. Наш практикум прекрасно показал себя на всех факультетах, при очном и заочном обучении. С целью уточнения заинтересованности и оценки мы проводим тестирование обучающихся, также это нужно для быстрого нахождения и исправления проблем, с которыми вынуждены сталкиваться обучающиеся, во время педагогического процесса. У нас созданы и применяются опросники, цель которых определить действенность применения дистанционных технологий в получении знаний. Как считают сами студенты, объединение очных групповых семинаров с внеурочной подготовкой по электронным пособиям дома, весьма эффективно, о чем говорят высокие баллы на итоговых занятиях и экзаменах.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Обобщая все вышесказанное: постижение медицинской науки - дело не простое и трудоёмкое, нуждающееся в больших энергетических, финансовых и временных затратах, а также в необходимости освоения практических умений, а для этих целей дистанционное образование не совсем подходит. Это образование подходит только для профессионалов, которые хотят повысить свою квалификацию, особенно если речь идёт о медико-диагностических профессиях, либо же для будущих фармацевтов, чей род деятельности неотрывно связан с медициной, но всё же является отдельной сферой. В остальных же случаях, если вы хотите получить полноценное медицинское образование и диплом, придётся настроиться на очень долгий и очень упорный труд.

Возможно совсем скоро такие перспективными направления в ДО как уникальные смарт-технологии, будут помогать получать те самые необходимые практические навыки. Пока же все это условно и не может дать желаемый результат. Внедрение системы искусственного интеллекта, технологий (augmentedreality, AR) и виртуальной реальности (virtualreality, VR) в медицинском мире совершило революционный прорыв и в области ДО. Специализированные модели, воссоздание анатомических копий органов в 3D проекции, виртуальные тренажеры-симуляторы основанные на технологии VR уже в наши дни начинают активно внедрять в обучение молодых специалистов. С помощью VR в любом удобном месте можно глазами опытного хирурга увидеть весь процесс операции, менять вид на панорамный обзор, задавать вопросы и вести беседу в чате. AR и VR технологии направлены в будущее и их возможности завораживают. Хирургические очки Googleglass позволяют вести трансляции для тысячи обучающихся, имеют текстовую панель чата для вопросов, на которые врачи могут отвечать непосредственно в ходе своей работы. Имитатор Simantha является подобием манекена сердечно-сосудистой системы, где физиологически показана работа кровяного давления, проводящей системы сердца, наполнение крови О2 и даже воспроизведение «уровня сознания» пациента. Такая система способна давать оценку действиям врача. Симулятор SurgicalSimulation дает возможность практиковаться в оперативных пособиях на внутренних органах. На базе Fundamental открыты ресурсы FeelReal VR, воссоздающие процесс оперативного вмешательства в симуляции VR, где молодые хирурги могут оттачивать и познавать навыки чувствуя руками виртуальные тканей [5].

ВЫВОДЫ.

У дистанционного обучения имеется множество своих положительных и отрицательных сторон. Ведущей проблемой служит отсутствие всеобщей системы аккредитации и регистрации имеющихся электронных ресурсов [6-16]. Из-за этого мошенники создают множество «подделок», под видом электронных курсов, а на деле это оказываются простые текстовые файлы формата word. Также тормозит развитие ДО очень слабая заинтересованность профессорского-педагогического состава практически любого вуза. Причина кроется в немалой трудоёмкости, ведь нужно создавать и внедрять новые

учебные пособия, проектировать и внедрять занятия. Решение кроется в сокращении времени при подготовке к занятию для педагога в последующем, для других групп обучающихся.

Задача дистанционного образования поставить обучение так, чтобы оно обеспечивало результат и было как минимум не хуже очного образования. Остаются востребованными способы решения вопросов по методикам обучения и способам определения эффективности, но жирным знаком «плюс» дистанционного образования является то, что оно обеспечивает каждому желающему постоянно получать знания, и делать это где бы он не находился.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белай И.М., Красько Н.П.,Демченко В.О.,Остапенко А.А., Ми хайлюк Е.О. Внедрение дистанционного образование на этапе последипломного образования провизоров / Науковий огляд. 2016. 1 (22). С. 149-152.

2. Мишота И. Ю. Использование технологий дистанционного образования в корпоративном образовании / Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2015. 8 (2). С.233-237

3. Литвинов Д. В. Дистанционное образование как форма организации образования / International scientific review of the problems and prospects of modern science and education. 2020. P.84-87

4. Ерёмина А. В. Орлова О. Н. Дистанционное образование как одна из форм реализации концепции открытого образования в мировом масштабе /Пожарная и техносферная безопасность: проблемы и пути совершенствования. 2020. 1 (5). С. 254-256

5. Аскаров А.Д. Внедрение дистанционного образования в процесс повышения квалификации педагогов как фактор модернизации образования /Символ науки. 2020. 1. С.70-73

6. Ваганова О.И., Гладков А.В., Коновалова Е.Ю., Воронина И.Р. Цифровые технологии в образовательном пространстве // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. 2 (31). С. 53-56

7. Антонович М.Ю., Любченко М.Ю. Дистанционное образование /Медицина и экология. 2019. 1 (90). С. 119-122

8. Вольчик В.В., Ширяев И.М. Дистанционное высшее образование в условиях самоизоляции и проблема институциональных ловушек // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14. № 2. С. 235248.

9. Кириллова А.В., Усатова И.Ю. Влияние covid-19 на психологический комфорт обучающихся иностранному языку в дистанционном формате в вузе //Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4. № 4 (10). С. 29-32.

10. Итинсон К.С. Массовые открытые онлайн курсы и их влияние на высшее образование // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 15-17.

11. Ганчева А.Г. Обучение по време на пандемия - позицията на преподавателите (на примера на Пловдивски Университет «Паисий Хилендарски") // Хуманитарни Балкански изследвания. 2020. Т. 4. № 2 (8). С. 36-39.

12. Масюк Н.Н., Супруненко В.Н. Оценка результативности образовательных услугх e-learning как способ удовлетворения запросов бизнеса // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 230-233.

13. Павличева Е.Н. Развитие информационных ресурсов для обеспечения непрерывного образования и передачи знаний в технических университетах // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2020. Т. 9. № 3 (51). С. 50-55.

14. Коньяненко Е.Ф., Рубцова Л.Н., Димов И.Д., Богомолова В.Ю. Дистанционное и мобильное обучение в медицинских вузах: проблемы и перспективы / Современные проблемы науки и образования. 2019. 5.

15. Попова Н.В. Дистанционное образование как средство формирования учебной деятельности студентов / Экономика и социум. 2017. 2 (33). С.1377-1380

16.Мадеев Н.Е., Зилько В.Э. Истрия развития дистанционного образования /Молодой ученый. 2017. 21 (155). С.16-18

Статья поступила в редакцию 15.12.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.