Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
ЖУКОВА Ольга Викторовна и другие ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЦИФРОВЫХ ...
УДК 37.022
DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0027 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЦИФРОВЫХ МАТЕРИАЛОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ В АЛТАЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ)
© Автор(ы) 2021 SPIN: 5208-0842 AuthorlD: 718122
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7093-3103
ЖУКОВА Ольга Викторовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены, основ экологии и безопасности жизнедеятельности
SPIN: 1011-0771 AuthorlD: 1017244
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7229-9625
ШУЛЬЦ Ксения Викторовна, преподаватель кафедры гигиены, основ экологии и безопасности жизнедеятельности
SPIN: 6893-1576 AuthorID: 897862
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3142-8416
НАГОРНЯК Алексей Сергеевич, преподаватель кафедры гигиены, основ экологии и безопасности жизнедеятельности
SPIN: 8150-9091 AuthorID: 649770
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9733-5039
ПОЦЕЛУЕВ Николай Юрьевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены, основ экологии и безопасности жизнедеятельности Алтайский государственный медицинский университет (656038, Россия, Барнаул, пр-т Ленина, 40, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье представлены результаты проведения анкетирования студентов медицинского ВУЗа в период дистанционного обучения и в период очного обучения с применением электронных образовательных технологий. Обосновывается необходимость применения дидактических цифровых материалов в образовательном процессе медицинского ВУЗа. Подробно описаны результаты анкетирования студентов младших курсов Алтайского государственного медицинского университета, указаны как положительные, так и отрицательные стороны применения дидактических цифровых материалов. Подробно описан процесс обучения с применением цифровых образовательных ресурсов. В статье также представлено описание учебного процесса в медицинском ВУЗе, а также обоснована специфика обучения с применением цифровых образовательных ресурсов. ЦОР актуальны при обучении будущих специалистов. Применение таких технологий позволит студентам и преподавателям по-новому взглянуть на образовательный процесс. Преимуществом дидактических цифровых материалов является: простота и удобство использования. Электронным образовательным ресурсом можно пользоваться из любой точки земного шара и в любое время суток. Применение цифровых образовательных ресурсов не способствует полному отказу от учебников и другой литературы. Цифровые ресурсы являются дополнением образовательного процесса и не заменят живого общения профессорско-преподавательского состава и студентов.
Ключевые слова: образование, обучение, медицинское образование, студенты, дидактические технологии, информационные технологии, цифровая образовательная среда, университет, лонгрид, педагогика
THE QUESTION OF PRIMARY ACCREDITATION OF GRADUATES OF MEDICAL AND PREVENTIVE FACULTY ON THE BASIS OF THE SIMULATION CENTER OF ALTAI STATE MEDICAL UNIVERSITY
© The Author(s) 2021
ZHUKOVA Olga Viktorovna, candidate of medical sciences, associate professor, Department of Hygiene, fundamentals of ecology and life safety SHULTZ Ksenia Viktorovna, teacher, Department of Hygiene, fundamentals of ecology and life safety NAGORNYAK Alexey Sergeevich, teacher, Department of Hygiene, fundamentals
of ecology and life safety POCELUEV Nikolai Yurievich, candidate of medical sciences, associate professor, Department of Hygiene, fundamentals of ecology and life safety Altay State Medical University (656036, Russia, Barnaul, Lenin Avenue, 40, e-mail: [email protected]) Abstract. The article presents the results of a questionnaire survey of students of a medical university during the period of distance learning and during the period of full-time education using electronic educational technologies. The necessity of using didactic digital materials in the educational process of a medical university is substantiated. The results of the questionnaire survey of junior students of Altai State Medical University are described in detail, both the positive and negative aspects of the use of didactic digital materials are indicated. The learning process using digital educational resources is described in detail. The article also provides a description of the educational process in a medical university, as well as substantiates the specifics of training using digital educational resources. CRCs are relevant when training future specialists. The use of such technologies will allow students and teachers to take a fresh look at the educational process. The advantage of didactic digital materials is: simplicity and ease of use. The electronic educational resource can be used from anywhere in the world and at any time of the day. The use of digital educational resources does not contribute to a complete rejection of textbooks and other literature. Digital resources are an addition to the educational process and will not replace live communication between faculty and students.
Keywords: education, training, medical education, students, didactic technologies, information technology, digital educational environment, university, longread, pedagogy
ZHUKOVA Olga Viktorovna and others
THE QUESTION OF PRIMARY ACCREDITATION ...
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
ВВЕДЕНИЕ
Главной задачей обучения в ВУЗе считается получение навыков, необходимых для будущей профессии. На всех этапах обучения применяются различные образовательные технологии. Их разрабатывают с учетом специфики университета, образовательного процесса, практической подготовки студентов и т.д. При разработке образовательных технологий следует учитывать специфику ВУЗа. Даже в одном ВУЗе, например, в медицинском, существует своя методика обучения на каждом факультете. Аналогичная ситуация и в классических и в политехнических, и других ВУЗах. Подход к преподаванию с использованием дистанционных образовательных технологий имеет особенности не только внутри ВУЗа, но и на разных кафедрах должны быть использованы различные цифровые электронные образовательные ресурсы. Несомненно, электронные образовательные ресурсы не заменят традиционные учебники, а могут служить только дополнением для практических занятий и при самостоятельной подготовке обучающихся.
Единственное, что остаётся неизменным на протяжении многих лет - это использование учебников и учебно-методических пособий. Студенты по-прежнему активно пользуются библиотеками, чаще - электронными. Этому способствует научно-технический прогресс: наличие в каждом доме компьютера, индивидуальных смартфонов и т.д. Все эти процессы значительно упрощают жизнь современных студентов и делают образование максимально доступным. Следует помнить, что обучение с использованием электронных образовательных ресурсов признано эффективным не только в Российской Федерации, но и в большинстве других стран. Современная модель обучения предполагает использование дистанционных образовательных технологий [1].
Лонгрид - это новый формат, который используется для размещения материалов в сети «Интернет». В настоящее время лонгриды способны заинтересовать студентов. Лонгриды активно используются в журналистике, но их всё чаще применяют при обучении студентов ВУЗов. Главным отличием формата является большое количество текста, разбитого на части с помощью различных мультимедийных элементов: фотографий, видео, инфографики, схем, таблиц и т.д. Главным достоинством лонгридов является то, что их можно открывать с любых носителей (с компьютера, планшета или смартфона). У обучающегося не возникает проблем с просмотром лонгрида даже с прогулки. Лонгриды также помогают акцентировать внимание на главном, помогают студенту сосредоточиться и не отвлекаться на постороннее. У лонгридов довольно много преимуществ. Однако, лонгрид не сможет заменить традиционные учебники и учебно-методические пособия [1].
В медицинском ВУЗе существует специфика преподавания дисциплин, которая должна включать в себя различные виды и формы образовательного процесса. Главной задачей обучения является не только усвоение материала студентами, но и понимание ими особенностей каждой дисциплины. Преподавателям часто приходится дополнять существующий материал (учебники, методические пособия и т.д.) наглядными пособиями и другими средствами визуализации. Во многих медицинских ВУЗах, например, есть интерактивные доски, симу-ляционный центр и даже интерактивные анатомические столы, различные 3-Б - модели, без которых уже невозможно представить себе современный образовательный процесс.
Необходимость применять цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) обусловлена ещё и очным обучением с применением дистанционных образовательных технологий, на котором находились ВУЗы страны в период неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки по СОУГО-19 [1-5]. Электронным дидактическим материалом (ЭДМ) является цифровое пособие,
которое позволяет реализовать воздействие на обучающегося в соответствии с его особенностями восприятия и предложить ему работу подходящего уровня сложности. ЭДМ могут быть в виде: карт, таблиц, иллюстраций, видео- или аудиофайлов [6]. Несомненным преимуществом любого цифрового образовательного ресурса является возможность просматривать наглядный материал из любой точки мира. Студенты могут обучаться из дома и даже во время прогулки на улице. Такие ресурсы помогают собрать множество материалов из различных источников в один цифровой. Использование ЦОР и ЭДМ — это не только возможности для студента, но и новый уровень преподавания дисциплины в целом. В государственных стандартах ФГОС ВО 3+ и ФГОС ВО 3++ присутствует упоминание о цифровых технологиях для обучения: «определение образовательных технологий, необходимых для освоения дисциплины (модуля), отражение использования интерактивных технологий и инновационных методов» и «определение оптимальной системы текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, с использованием соответствующих оценочных средств» [7-9]. Комплексный подход к обучению — «золотой стандарт» образования в XXI веке. Цифровые образовательные технологии можно использовать в обучении не только студентов младших курсов, но и в обучении выпускников ВУЗов. Цифровые образовательные технологии не заменяют учебники или какую-то иную литературу, они используются как дополнения для повышения эффективности образовательного процесса. Цифровые образовательные технологии способны помочь при обучении студентов не только медицинских ВУЗов, но и студентов других направлений подготовки.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
Обоснование необходимости использования дидактических цифровых материалов в процессе очного обучения с применением электронных образовательных технологий и дистанционного обучения. Обработка статистических данных осуществлялась в программе «SPSS Statistics». Было проведено анкетирование студентов АГМУ.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Нами были проведено анкетирование студентов 1-3 курса медицинского ВУЗа (АГМУ) в возрасте от 18 до 26 лет. Общее количество опрошенных: 303 человека. Анкетирование проводилось с использованием дистанционных технологий на сайте: https://www.google.ru/ intl/ru/forms/. В опросе приняли участие 180 девушек и 123 юноши. Данные анкетирования были обработаны в программе «SPSS Statistics». В анкетировании принимали участие: 150 студентов лечебного факультета Алтайского государственного медицинского университета и 153 студента других факультетов (медико-профилактического, педиатрического, стоматологического и фармацевтического).
Данные исследования показали, что 90 % от общего количества опрошенных студентов положительно относятся к применению цифровых образовательных технологий. 15 % опрошенных считают, что цифровые образовательные технологии в ближайшее время смогут заменить печатные учебно-методические пособия. Однако, ни один из опрошенных не считает, что цифровые образовательные технологии на сегодняшний день смогут полностью заменить аудиторные занятия.
Большинство студентов в графе «Предложения» отметило следующее: «Дидактические цифровые материалы помогают при изучении дисциплин в медицинском ВУЗе, но полностью не заменят учебно-методические пособия и диалог с преподавателем». Также студенты предложили использовать мультимедийные лонгриды как цифровые образовательные ресурсы для улучшения качества учебного процесса. Преподаватели (и даже сами студенты) любого ВУЗа могут самостоятельно делать лонгриды на платформе и наполнять их всеми необ-
114
OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
ЖУКОВА Ольга Викторовна и другие ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЦИФРОВЫХ ...
ходимыми материалами. После анкетирования студенты Статья поступила в редакцию 03.01.2021 выступили с инициативой как можно чаще проводить Статья принята к публикации 27.02.2021 занятия с использованием цифровых образовательных технологий. 60% студентов готовы помогать преподавателям при использовании цифровых ресурсов.
30% анкетируемых предположили, что будут испытывать трудности при использовании цифровых образовательных технологий. Это связано с нестабильным интернет-соединением. Большинство студентов медико-профилактического, стоматологического и педиатрического факультетов отметили, что хотели бы обучаться с применением цифровых образовательных технологий. Большинство студентов фармацевтического факультета пока не готово часто использовать цифровые образовательные ресурсы.
70% анкетируемых готовы принимать участие в разработке новых образовательных ресурсов и помогать в улучшении текущих цифровых материалов. Студенты также готовы проходить анкетирование для улучшения образовательного процесса в ВУЗе.
Большинство опрошенных (92%), однако, не отрицают, что дидактические цифровые материалы смогут заменить учебники, но не в настоящее время, а через несколько десятилетий. Преимущественная часть студентов мужского пола предполагает, что это случится через 10-20 лет, женского - через 20-30 лет. Студенты медицинского ВУЗа (по данным анкетирования) не видят необходимости заменять традиционные учебники и учебно-методические пособия на электронные ресурсы. Большинство студентов положительно оценивают использование дидактических цифровых материалов в процессе обучения в ВУЗе.
ВЫВОДЫ
1. Таким образом, цифровые образовательные ресурсы не заменяют учебников и учебно-методических пособий, а являются дополнением к ним в процессе обучения.
2. Скрининговое анкетирование студентов медицинского ВУЗа показало, что в большинство студентов положительно относятся к использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе.
3. На основании положительных отзывов студентов медицинского ВУЗа можно сделать вывод, что электронные образовательные ресурсы являются необходимым инструментом познания и могут быть использовании в преподавании любой дисциплины.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Рубцова Е.В., Девдариани Н.В. Возможности использования компьютерных технологий в процессе изучения иностранного языка в условиях самоизоляции //Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 134-137.
2. Вольникова Е.А., Горбачева Ю.М. Возможности использования новейших интернет-ресурсов в образовательном процессе вуза (на примере изучения иностранных языков) //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2017. № 5-6 (39-40). С. 159-163.
3. Кириллова А.В., Усатова И.Ю. Влияние covid-19 на психологический комфорт обучающихся иностранному языку в дистанционном формате в вузе //Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4. № 4 (10). С. 29-32.
4. Ваганова О.И., Абрамова Н.С., Кутепова Л.И. Современные технологии обучения экономическим дисциплинам в вузе //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 100-103
5. Вольчик В.В., Ширяев И.М. Дистанционное высшее образование в условиях самоизоляции и проблема институциональных ловушек // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14. № 2. С. 235248.
6. Garza C. Symposium: A new 21st century international growth standards for infants and young children / C. Garza, M. De Onis // Journal of Nutrition. - 2007. - Vol. 137. - P. 142-143.
7. Источник: https://rosuchebnik.ru/material/tsifrovie-didaktiches-kie-materiali/
8. Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов под воздействием учебной нагрузки/ А.Г. Галстян, С.М. Минасян, К.Е. Атаян // Здоровье населения и среда обитания. - 2015. № 11. - С. 20-23.
9. Современные тенденции физического развития детей и подростков /Н.А. Скоблина, В.Р. Кучма, О.Ю. Милушкина, Н.А. Бокарева // Здоровье населения и среда обитания. - 2013. - №8(245). - С. 9-12.