Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА КЛИНИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ОЦЕНКА УРОВНЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА КЛИНИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
89
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ / СТУДЕНТЫ / АНКЕТИРОВАНИЕ / СПОСОБНОСТЬ К РАБОТЕ С ПАЦИЕНТАМИ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / MOTIVATION TO STUDY AT A UNIVERSITY / STUDENTS / QUESTIONNAIRES / ABILITY TO WORK WITH PATIENTS / PRACTICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шарова В.Г., Замяткина О.В., Жиляева Ю.А., Гаврилюк Е.В.

В проведенном исследовании изучались некоторые аспекты, влияющие на мотивацию студентов медицинских вузов к учебе и формирование части профессиональных компетенций, направленных на оценку способности к работе с пациентами в практической деятельности. Целью работы явилась оценка мнения студентов КГМУ по поводу значимости образовательного процесса, мотивов, влияющих на успехи в получении образования, профессиональных перспектив, карьерного роста. Исследование проведено методом анкетирования 68 студентов 4 курса и 85 студентов 6 курса лечебного и медико-профилактического факультета. Для изучения мотивационной сферы личности использовали методику «Мотивация обучения в вузе». Для изучения формирования части профессиональных компетенций (коммуникативных и образовательных) использовалась разработанная нами анкета, направленная на оценку способности к работе с пациентами в практической деятельности. Результаты исследования показали, что студенты адекватно выбрали профессию и удовлетворены процессом обучения в вузе. Однако, у студентов старших курсов эти показатели выше. При этом у них разная мотивация к обучению. У шестикурсников укрепляется доминанта овладения профессией под влиянием психологического аспекта. При анализе анкеты о степени профессиональной компетентности выявлено, что амбулаторно-поликлиническая служба и участковые врачи остаются на вторых ролях, вынуждено уступая лавры и деньги высоко-техническим стационарам и узкопрофильным специалистам, а студенты вуза - продукт времени. Таким образом, на преподавателя клинической кафедры лежит большая ответственность в формировании профессиональных компетенций и усилении мотивации студента к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шарова В.Г., Замяткина О.В., Жиляева Ю.А., Гаврилюк Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF MOTIVATION TO LEARNING AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS AT THE CLINICAL DEPARTMENT OF A MEDICAL UNIVERSITY

The study examined some aspects that affect the motivation of medical students to study and the formation of a part of professional competencies aimed at assessing the ability to work with patients in practice. The aim of the work was to assess the views of KSMU students about the importance of the educational process, motives that affect the success in obtaining education, professional prospects, career growth. The study was carried out by the method of questioning 68 4th year students and 85 6th year students of the medical and preventive medicine faculty. To study the motivational sphere of the personality, we used the methodology «Motivation for studying at a university». To study the formation of a part of professional competencies (communicative and educational), a questionnaire developed by us was used, aimed at assessing the ability to work with patients in practice. The results of the study showed that students adequately chose their profession and are satisfied with the process of studying at the university. However, senior students have higher rates. Moreover, they have different motivation for learning. The dominance of mastering the profession under the influence of the psychological aspect is becoming stronger among sixth-year students. When analyzing the questionnaire on the degree of professional competence, it was revealed that the outpatient service and district doctors remain in secondary roles, forced to concede laurels and money to high-tech hospitals and narrow-profile specialists, and university students are a product of time. Thus, the teacher of the clinical department has a great responsibility in the formation of professional competencies and strengthening the student’s motivation for learning.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА КЛИНИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

УДК 316.628:378.661

DOI 10.24075MTCPE.2020.009

ОЦЕНКА УРОВНЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА КЛИНИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Шарова В.Г.1, Замяткина О.В.1, Жиляева Ю.А.1, Гаврилюк Е.В.1

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Курск, Россия

Для корреспонденции: Шарова Валентина Григорьевна, sharovavg@kursksmu.net

Аннотация

В проведенном исследовании изучались некоторые аспекты, влияющие на мотивацию студентов медицинских вузов к учебе и формирование части профессиональных компетенций, направленных на оценку способности к работе с пациентами в практической деятельности. Целью работы явилась оценка мнения студентов КГМУ по поводу значимости образовательного процесса, мотивов, влияющих на успехи в получении образования, профессиональных перспектив, карьерного роста. Исследование проведено методом анкетирования 68 студентов 4 курса и 85 студентов 6 курса лечебного и медико-профилактического факультета. Для изучения мотивационной сферы личности использовали методику «Мотивация обучения в вузе». Для изучения формирования части профессиональных компетенций (коммуникативных и образовательных) использовалась разработанная нами анкета, направленная на оценку способности к работе с пациентами в практической деятельности. Результаты исследования показали, что студенты адекватно выбрали профессию и удовлетворены процессом обучения в вузе. Однако, у студентов старших курсов эти показатели выше. При этом у них разная мотивация к обучению. У шестикурсников укрепляется доминанта овладения профессией под влиянием психологического аспекта. При анализе анкеты о степени профессиональной компетентности выявлено, что амбулаторно-поликлиническая служба и участковые врачи остаются на вторых ролях, вынуждено уступая лавры и деньги высокотехническим стационарам и узкопрофильным специалистам, а студенты вуза - продукт времени. Таким образом, на преподавателя клинической кафедры лежит большая ответственность в формировании профессиональных компетенций и усилении мотивации студента к обучению.

Ключевые слова: компетенция, профессиональная компетентность, мотивация к обучению в вузе, студенты, анкетирование, способность к работе с пациентами, практическая деятельность

Дефицит кадров, сложившийся в российском здравоохранении, в настоящее время является важнейшей проблемой нашего общества. Несмотря на значительное количество выпускников медицинских вузов, ежегодно покидающих стены Alma Mater и пополняющих ряды медиков, в стране наблюдается острая нехватка кадров. По данным официальной статистики в различных регионах дефицит медицинских работников составляет от 30 до 50% [9]. Особенно очевиден этот дефицит в первичном звене - в поликлиниках, участковых больницах. И не обязательно речь идет о сельских районах. В большинстве (если не во всех) поликлиниках областных центров недостаточно участковых врачей, узкопрофильных специалистов. Например, в Курской области, по итогам 2019 года, в расчете на 10 тысяч населения коэффициент обеспеченности участковыми врачами составляет 4,15, а врачами общей практики - 0,18 [9]. (Удовлетворительным считается коэффициент близкий к 10 [3]).

Для разрешения этой парадоксальной ситуации в нашей стране стремительно меняется политика государства в отношении привлечения молодых специалистов в здравоохранение. Предпринимается ряд серьезных мер - повышается заработная плата, выдаются «подъёмные» средства, закупается современное оборудование. Однако, до окончательного решения проблемы еще очень далеко. Получить своевременную квалифицированную медицинскую помощь, а тем более с использованием высокотехнологичных методик может далеко не каждый гражданин России. Иногда имеющееся в учреждениях здравоохранения современное оборудование простаивает из-за отсутствия врача.

«Ни модернизация, ни оснащение оборудованием не будет производиться, если нет медицинского работника, который будет на этом оборудовании работать или будет принимать население в этих модернизированных, отремонтированных, реконструированных кабинетах, структурных подразделениях и поликлиниках. ...», - сказала замминистра Татьяна Семенова на совещании в министерстве здравоохранения РФ в октябре 2019г. [6] Т.е. стране нужна не просто кадровая единица, имеющая диплом врача, а грамотный специалист, обладающий необходимыми компетенциями, позволяющими ему эффективно выполнять стоящие перед ним профессиональные задачи [8]. Как развить эти компетенции? На каком этапе (курсе) подготовки врача-терапевта следует особенно обращать внимание на важность практической профессиональной подготовки? На наш взгляд именно на клинических кафедрах проблема мотивации студентов медицинских вузов к учебе стоит наиболее остро [2, 8].

В проведенном нами исследовании изучались аспекты, влияющие на мотивацию студентов медицинских вузов к учебе, и формирование некоторых профессиональных компетенций, направленных на оценку способности к работе с пациентами в практической деятельности. Цель исследования оценка мнения студентов КГМУ по поводу значимости образовательного процесса, мотивов, влияющих на успехи в получении образования, профессиональных перспектив, карьерного роста. Для достижения поставленной цели использовался социологический метод анкетирования. Выбор данного метода обусловлен тем, что он прост в проведении, за достаточно короткий срок собирается необходимая для анализа информация. При этом не требуется больших материальных затрат и задействованных людей, собранную информацию легко систематизировать и анализировать [7].

Нами было проведено анкетирование студентов ФГБОУ ВО КГМУ лечебного и медико-профилактического факультетов 68 студентов 4 курса и 85 студентов 6 курса. Для изучения мотива-ционной сферы личности использовали методику «Мотивация обучения в вузе» [5], состоящую из 51 вопроса. Респонденту следовало отметить согласие с утверждением знаком «+», несогласие-знаком «-». Описываемая методика содержит три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). Согласие и несогласие оценивалось в баллах, которые потом подсчитывались по каждому из пунктов и относились к одной из указанных шкал (БГСА).

Для изучения некоторых профессиональных компетенций (коммуникативных, образовательных) использовалась разработанная нами анкета, состоящая из 9 вопросов, направленных на оценку способности к работе с пациентами в практической деятельности (приложение 1).

Предлагались варианты ответа, результаты суммировались, выражались в процентах.

По результатам изучения мотивационной сферы личности и выделенным 3 основным шкалам «приобретение знаний», «овладение профессией», «получение диплома» наибольшее количество баллов у студентов 4 курса отмечалось по 2 (4 балла) и 3 (9 баллов) шкале, причем количество баллов по 3 шкале было в 1,3 раза больше, а у студентов 6 курса - по 1 (7 баллов) и 2 (10 баллов), соотношение примерно одинаковое. Преобладание мотивов по первым двум мы оценивали, как свидетельство об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности процессом обучения в медицинском вузе. Однако, у студентов старших курсов эти показатели выше, что показывает увеличение мотивации к получению знаний и овладению профессией в процессе обучения. По шкале «получение диплома» у студентов 6 курса минимальные баллы - 2,5.

Мотивация-динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его направление, организацию, поддержку [1]. По-видимому, на старших курсах укрепляется доминанта овладения профессией под влиянием психологического аспекта. Приближается время самостоятельной клинической практики, приобретения нового жизненного опыта. Любой студент, даже не отличающийся высокими рейтинговыми показателями, в процессе учебы в вузе понимает, что от его подготовки к профессиональной деятельности будет зависеть его социальный статус и внутренняя реализация. Процесс увеличения мотивации должен происходить достаточно быстро и не вызывать перенапряжения на психологическом и физиологическом уровнях [4].

При анализе ответов анкеты о степени профессиональной компетенции, оказалось, что 94% студентов 4 курса на вопрос «Как должны строиться отношения врача и пациента?» ответили, что пациенты должны беспрекословно выполнять рекомендации врача, 58% студентов 6 курса так же ответили на этот вопрос и еще 43% убеждены, что в отношении врача и пациента строятся на договоре между обеими сторонами.

Вопрос о понимании доктором причин обращения пациента в клинику 43% студентов 4 курса и 67% студентов 6 курса отсчитают, что это ухудшение состояния, 26% и 16% соответственно считают, что это лист нетрудоспособности, 31% и 17% причиной обращения считают потребность пообщаться. Оказалось, что студенты 6 курса больше склонны верить больному, следовательно, пациент будет больше удовлетворен полученной консультацией, почувствует заинтересованность и внимание врача. Необходимость обсуждения с пациентом плана обследования отметили 35% четверокурсников и 67% студентов 6 курса. На вопрос об обсуждении плана лечения положительно ответили 23% и 47% респондентов соответственно. Эти данные показывают, что выбранная модель коммуникации с больным может помешать повышению приверженности больного к лечению, свидетельствует о сомнениях в собственной компетентности профессиональной или коммуникативной, а также о том, что студенты 4 курса в 78% случаев и 25% студентов 6 курса не осведомлены о том, что больной в соответствии с нормами законодательства РФ имеет право на полную информацию о любом своем диагнозе.

Более комфортно в общении с пациентами чувствуют себя студенты 6 курса - 88%, студенты 4 курса только в 57 % случаев. Это демонстрирует наличие коммуникативных проблем даже на тех курсах, где наибольшее количество клинических дисциплин. Возможно, студенты недостаточно работают с больными, либо преподаватели выделяют недостаточно времени на практических занятиях, недостаточно контролируют этот вид работы [7].

На вопрос о том, чувствует ли студент, что имеющихся у него знаний и умений уже достаточно для осуществления профессиональной деятельности, положительно ответили 38% четверокурсников и 52% шестикурсников. Большинство их них 75% и 88% соответственно видит себя в будущем специалистом узкого профиля. Это подтверждает выводы экспертных советов о том, что амбулаторно-поликлиническая служба и участковые врачи остаются на вторых ролях, вынужденно уступая лавры и финансовое обеспечение высокотехнологичным стационарам и узкопрофильным специалистам, а студенты медицинского вуза - продукт времени. Их стремление, по возможности, избежать постоянного контакта с пациентами имея при этом более высокий уровень оплаты вполне понятно.

Таким образом, на преподавателе клинической кафедры лежит большая ответственность в формировании профессиональных компетенций и усилении мотивации студента к обучению.

Помощь преподавателя в профессиональной адаптации происходит в процессе занятий и осуществляется при выработке навыков самостоятельной работы, практической работы с пациентом, вовлечении в научные исследования. Требуя от студентов показывать достаточный уровень теоретической и практической подготовки, необходимо одновременно повышать уровень самооценки их коммуникативных навыков и владения профессиональными компетенциями. Это необходимое условие успешной деятельности врача, которое послужит залогом их дальнейшего личностного и профессионального развития.

Приложение 1

Анкета «Оценка готовности студентов к работе с пациентами в практической деятельности»

1. Как должны строиться отношения врача и пациента? Пациент должен беспрекословно выполнять рекомендации врача, Отношения врача и пациента носят партнерский характер

Пациент может сам определять тактику лечения, роль врача - консультирующая Свой вариант ответа ______________

2. Обозначьте наиболее частые, на Ваш взгляд, причины обращения пациента в клинику? Ухудшение состояния

Получение листа нетрудоспособности

Потребность пообщаться

Свой вариант ответа _______________

3. Необходимо ли обсуждать с пациентом план обследования? Да

Нет

Свой вариант ответа _______________

4. Необходимо ли обсуждать с пациентом план лечения? Да

Нет

Свой вариант ответа _______________

5. Стоит ли сообщать предварительный диагноз пациенту? Да

Нет

Свой вариант ответа _______________

6. Любой ли диагноз стоит сообщать пациенту? Да

Нет

Свой вариант ответа _______________

7. Чувствуете ли Вы себя комфортно при общении с пациентами? Да

Нет

Свой вариант ответа _______________

8. Чувствуете ли Вы, что имеющихся у Вас знаний и умений уже достаточно, для осуществления профессиональной деятельности?

Да Нет

Свой вариант ответа _______________

9. Специалистом какого профиля студент себя видит в будущем? Свой вариант ответа _______________

Список литерауры

1. Бадгутдинова С.Н. Пути повышения уровней профессиональных компетенций / С.Н. Бадгутдино-ва, Р.А. Фахрутдинова // Россия и Европа: Связь культуры и экономики: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции (28 февраля 2017 года). / Отв. редактор Уварина Н.В. Прага, Чешская республика: Изд-во WORD PRESS s.r.o., 2017. - С. 96-97.

2. Городецкая И.В. Новые подходы к формированию профессиональных компетенций студентов медицинского вуза / И.В. Городецкая, Н.Ю. Коновалова // Образование: традиции и инновации: Материалы VI международной конференции (21 октября 2014 года). / Отв. редактор Уварина Н.В. Прага, Чешская республика: Изд-во WORLD PRESS s.r.o., 2014. - С. 160-162.

3. Иванова М.А. Анализ обеспеченности и укомплектованности врачами-педиатрами участковыми в Российской Федерации за период 2007- 2016 гг. / М.А. Иванова, В.В. Люцко // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2019. №1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/analiz-obespechennosti-i-ukomplektovannosti-vrachami-pediatrami-uchastkovymi-v-rossiyskoy-federatsii-za-period-2007-2016-gg (дата обращения: 24.02.2020).

4. Колягин В.В. Коммуникации в медицине. Основы трансакционного анализа: пособие для врачей / В.В. Колягин. - Иркутск: РНОГБОУ ДПО ИГМАПО, 2012. - 60 с.

5. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Т.1.

6. Минздрав объяснил регионам принципы модернизации первичного звена здравоохранения. Официальный сайт ТАСС. 18.10.2019. [электронный ресурс] URL: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/7017231 (дата обращения: 18.03.2020)

7. Шарановская Ю.В. Исследование влияния ценностных ориентаций студентов на их психологическую ценность / Ю.В. Шарановская, Ю.Д. Малий // Problems and prospects of professionale education development in the 21st century (Прага, 10-11 апреля 2016). - Прага, 2016. - С. 69-71.

8. Шатунов А.А. Особенности подготовки компетентного преподавателя в клинике. От компетентности преподавателя к качеству обучения и воспитания студентов / А.А. Шатунов, В.Г. Шарова // Материалы Всероссийской учебно-методической конференции с международным участием, посвященной 79-летию КГМУ (7 февраля 2014 года). Т. II. - С. 91-93.

9. Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс] URL: www.gks.ru/labour_ force (дата обращения: 18.03.2020)

References

1. Badgutdinova S.N., Fakhrutdinova R.A. (2017), 'Ways of increasing the levels of professional competencies', Russia and Europe: Connection between culture and economy: Materials of the XVIII International Scientific and Practical Conference (February 28, 2017), Resp. editor Uvarina N.V. Prague, Czech Republic: Publishing house WORD PRESS s.r.o., pp. 96-97. (in Russ).

2. Gorodetskaya I.V., Konovalova N.Yu. (2014), 'New approaches to the formation of professional competencies of students of a medical university', Education: Traditions and Innovations: Materials of the VI International Conference (October 21, 2014). / Resp. editor Uvarina N.V. Prague, Czech Republic: WORLD PRESS s.r.o., pp. 160-162. (in Russ).

3. Ivanova M.A., Lyutsko V.V. (2019), 'Analysis of the availability and staffing of district pediatricians in the Russian Federation for the period 2007-2016', Modern problems of health care and medical statistics. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-obespechennosti-i-ukomplektovannosti-vrachami-pediatrami-uchastkovymi-v-rossiyskoy-federatsii-za-period-2007-2016-gg (date accessed: 24.02.2020). (in Russ).

4. Kolyagin V.V. (2012), 'Communication in medicine. Fundamentals of transactional analysis: a guide for doctors', Irkutsk: RNOGBOU DPO IGMAPO, P. 60. (in Russ).

5. Karelina A.A. (2001), 'Psychological tests', M.: Humanit. Ed. Center VLADOS, Vol. 1.

6. The Ministry of Health explained to the regions the principles of modernizing primary health care. Official website of TASS. 18.10.2019. [electronic resource] URL: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/7017231 (date of access: 18.03.2020). (in Russ).

7. Sharanovskaya Yu.V., Maliy Yu.D. (2016), 'Research of the influence of students' value orientations on their psychological value', Problems and prospects of professionale education development in the 21st century (Prague, April 10-11, 2016). pp.69-71. (in Russ).

8. Shatunov A.A., Sharova V.G. (2014), 'Features of training a competent teacher in the clinic. From the competence of the teacher to the quality of teaching and education of students', Materials of the All-Russian educational and methodological conference with international participation, dedicated to the 79th anniversary of KSMU (February 7, 2014). Vol.2. pp.91-93. (in Russ).

9. 'Federal State Statistics Service [electronic resource]' URL: www.gks.ru/labour_force (date of access: 18.03.2020).

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF MOTIVATION TO LEARNING AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS

AT THE CLINICAL DEPARTMENT OF A MEDICAL UNIVERSITY

Sharova V.G.1, Zamyatkina O.V.1, Zhilyaeva Yu.A.1, Gavriliuk E.V.1

7 State budget educational establishment of higher professional education «Kursk State Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Kursk, Russia

Correspondence should be addressed: Sharova Valentina Grigoryevna, sharovavg@kursksmu.net

Abstract

The study examined some aspects that affect the motivation of medical students to study and the formation of a part of professional competencies aimed at assessing the ability to work with patients in practice. The aim of the work was to assess the views of KSMU students about the importance of the educational process, motives that affect the success in obtaining education, professional prospects, career growth. The study was carried out by the method of questioning 68 4th year students and 85 6th year students of the medical and preventive medicine faculty. To study the motivational sphere of the personality, we used the methodology «Motivation for studying at a university». To study the formation of a part of professional competencies (communicative and educational), a questionnaire developed by us was used, aimed at assessing the ability to work with patients in practice. The results of the study showed that students adequately chose their profession and are satisfied with the process of studying at the university. However, senior students have higher rates. Moreover, they have different motivation for learning. The dominance of mastering the profession under the influence of the psychological aspect is becoming stronger among sixth-year students. When analyzing the questionnaire on the degree of professional competence, it was revealed that the outpatient service and district doctors remain in secondary roles, forced to concede laurels and money to high-tech hospitals and narrow-profile specialists, and university students are a product of time. Thus, the teacher of the clinical department has a great responsibility in the formation of professional competencies and strengthening the student's motivation for learning.

Keywords: competence, professional competence, motivation to study at a university, students, questionnaires, ability to work with patients, practical activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.