Научная статья на тему 'Практика в качестве помощника врача амбулаторно- поликлинического учреждения глазами студентов'

Практика в качестве помощника врача амбулаторно- поликлинического учреждения глазами студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
856
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / СТУДЕНТЫ / УЧАСТКОВЫЙ ВРАЧ / QUALITY OF TRAINING / COMPETENCE / PRACTICE TRAINING / STUDENTS / DISTRICT DOCTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голованова Е. Д., Янковая Т. Н., Аргунова И. А., Маршутин Н. А., Семионенкова Н. В.

Целью настоящей работы явилось изучение отношения студентов к производственной практике в роли помощника врача амбулаторно-поликлинического учреждения, ее влияния на качество обучения поликлинической терапии и развитие мотивации к овладению профессией участкового врача. Методика исследования представляла анонимный добровольный опрос студентов 5 курса о прохождении производственной практики в качестве помощника врача амбулаторно-поликлинического учреждения, проведенный по ее окончании на основе разработанной кафедрой анкеты. Результаты исследования показали, что производственная практика в поликлинике вызывает у будущих выпускников интерес к участковой работе и облегчает непосредственный доступ к больным. Она развивает мотивацию к приобретению знаний и практических навыков, что повышает качество обучения поликлинической терапии. Полученные на практических занятиях на кафедре поликлинической терапии компетенции используются студентами в период прохождения практики в качестве помощника врача амбулаторно-поликлинического учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голованова Е. Д., Янковая Т. Н., Аргунова И. А., Маршутин Н. А., Семионенкова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE AS THE DOCTOR’S ASSISTANT OF THE OUTPATIENT DEPARTAMENT WITH THE EYES OF STUDENTS

The purpose of this work was to study the attitude of students to the professional practice in the role of an assistant physician of the outpatient department, its impact on the quality of teaching of polyclinic therapy and the development of motivation to master the profession of a district doctor. The research method was an anonymous voluntary survey of the 5th year students on the passage of professional practice as a doctor’s assistant of an outpatient clinic, which was carried out after graduating on the basis of a questionnaire developed by the board. The results of the research showed that the professional practice in the polyclinic causes future graduates to take an interest in the district work and facilitates immediate access to the patients. It develops the motivation to acquire knowledge and practical skills, which improves the quality of training of polyclinic therapy. The competences obtained at the practical studies are used by the students during the professional practice as a doctor’s assistant of the outpatient department.

Текст научной работы на тему «Практика в качестве помощника врача амбулаторно- поликлинического учреждения глазами студентов»

УДК 616-01-071:378.147

ПРАКТИКА В КАЧЕСТВЕ ПОМОЩНИКА ВРАЧА АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ Голованова Е.Д., Янковая Т.Н., Аргунова И.А., Маршутин Н.А., Семионенкова Н.В.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: Целью настоящей работы явилось изучение отношения студентов к производственной практике в роли помощника врача амбулаторно-поликлинического учреждения, ее влияния на качество обучения поликлинической терапии и развитие мотивации к овладению профессией участкового врача. Методика исследования представляла анонимный добровольный опрос студентов 5 курса о прохождении производственной практики в качестве помощника врача амбу-латорно-поликлинического учреждения, проведенный по ее окончании на основе разработанной кафедрой анкеты. Результаты исследования показали, что производственная практика в поликлинике вызывает у будущих выпускников интерес к участковой работе и облегчает непосредственный доступ к больным. Она развивает мотивацию к приобретению знаний и практических навыков, что повышает качество обучения поликлинической терапии. Полученные на практических занятиях на кафедре поликлинической терапии компетенции используются студентами в период прохождения практики в качестве помощника врача амбулаторно-поли-клинического учреждения.

Ключевые слова: качество обучения, компетенции, производственная практика, студенты, участковый врач.

PRACTICE AS THE DOCTOR'S ASSISTANT OF THE OUTPATIENT DEPARTAMENT WITH THE EYES OF STUDENTS

Golovanova E.D., Yankovaya T.N., Argunova I.A., Marshutin N.A., Semionenkova N.V.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.

Summary: The purpose of this work was to study the attitude of students to the professional practice in the role of an assistant physician of the outpatient department, its impact on the quality of teaching of polyclinic therapy and the development of motivation to master the profession of a district doctor. The research method was an anonymous voluntary survey of the 5th year students on the passage of professional practice as a doctor's assistant of an outpatient clinic, which was carried out after graduating on the basis of a questionnaire developed by the board. The results of the research showed that the professional practice in the polyclinic causes future graduates to take an interest in the district work andfacilitates immediate access to the patients. It develops the motivation to acquire knowledge and practical skills, which improves the quality of training of polyclinic therapy. The competences obtained at the practical studies are used by the students during the professional practice as a doctor's assistant of the outpatient department.

Key words: quality of training, competence, practice training, students, district doctor.

Введение

В 2017 году выпускники лечебного факультета Смоленского государственного медицинского университета (СГМУ) впервые проходили аккредитацию. Часть их, минуя упраздненную интернатуру, сразу приступила к профессиональной деятельности в качестве участковых терапевтов. В этих условиях повысилась роль активных методов обучения, усиливающих мотивацию студентов к участковой работе [1]. Значительно возросло значение производственной практики в качестве помощника врача амбулаторно-поликлинического учреждения, облегчающей непо-

средственный доступ к больным и помогающей студентам реализовать полученные в ходе изучения поликлинической терапии практические навыки и компетенции.

При прохождении производственной практики в поликлинике используется компетентностный подход, который способствует освоению студентами умения в ограниченный приемом срок времени оказать квалифицированную врачебную помощь и работать с медицинской документацией [2, 3]. Введение в 2017-18 учебном году цикла «Преемственность» в разделе обучения поликлинической терапии ведет к пониманию студентами техноло-

гии амбулаторной работы с больными, взаимосвязи подразделений поликлиники и порядка взаимодействия участкового врача с узкими специалистами. При изучении преемственности в работе участкового врача студенты осмысливают показания для направления больных на консультацию в другие лечебные учреждения и для госпитализации, учатся оказывать неотложную помощь на дому, осваивают методы амбулаторной реабилитации больных после выписки из стационара и проведения профилактических мероприятий по результатам диспансеризации взрослого населения. Участие в оказании квалифицированной помощи на участке способствует осознанию важности участковой работы как «переднего края медицины» [1, 4, 5].

Цель настоящей работы

Изучение отношения студентов к производственной практике в роли помощника врача ам-булаторно-поликлинического отделения, ее влияния на качество обучения поликлинической терапии и развитие мотивации к овладению профессии участкового врача.

Методика исследования

Для оценки качества учебной практики студентами медицинских вузов и овладения ими

профессиональными компетенциями применяются письменные опросы [2]. В 2017 году на кафедре общей врачебной практики с курсом поликлинической терапии СГМУ проводился анонимный опрос 60 студентов 5 курса о прохождении производственной практики в качестве помощника врача амбулаторно-поликлини-ческого учреждения по ее окончании на основе разработанной кафедрой анкеты (рис. 1). Исследование осуществлялось на добровольной основе. Методом случайной выборки студентам обоих полов в возрасте 22-24 лет предлагалось самостоятельно заполнить анонимные анкеты. До всех опрашиваемых были доведены сведения о цели исследования и круге лиц, имеющих доступ к полученным материалам.

Результаты исследования и их обсуждение

При анализе анкет получены данные об отсутствии мотивации у 86% будущих выпускников к труду врача амбулаторно-поликлинического отделения. Тем не менее 59% студентов отметили, что процесс прохождения практики в поликлинике вызывает интерес к участковой работе. Для 82% опрошенных практика - возможность реализации полученных на кафедре знаний и на-

Смол енский го судар стеснны й ыедрпЕнс кий универ сит ет Кафедра пол икл инич е ской тер а пин

Анкета

«Особенности проходения производственной практики помощником врача аыбулаторно-поликлинического отделения на рагных оазах лечебных учреждений»

Пат: ^ ж

1. Учреждение, на базе которого Вы проходили производственную практикуй

!) Да (какие/)

Что е наибольшей степени Елигет на Ваше отношение к процессу прохождения практики?

1) Интерес к выполняеыой на практике работе.

2) Помощь ша поддержка со стороны преподавателей университета.

3) Взаимоотношение с руководителем практики.

4) Сферадеятельносги и уровень развития организации.

5) Другое

В чем лично д.тх Вас заключается смысл практики:3 !) Практика- возможность получения знаний и навыков по специальности.

1; Практика - возможность найти будущее место работы.

3) Практика-возможность оказаться замеченным.

4) Если бы практика была необязательной, я бы ее не проходил (- а) Какие положительные результаты Вы получили от прохождения практики:5 ' ) Я получил (-э) знания и н=выки. необходимые для будущей работы по

специальности.

Я получил (-а) возможность реализовать на практике знания, полученные е СПЬГУ. 3) Яполучш (-а) только звфорыаззю, необходимую иг написания

дневника.

Другое_

2) Нет.

6, О бслужив али ли Вы пациентов на дону?

1) Да

нет.

7, Работали ли Вы с медицинской документацией?

1) Да

2) Нет.

3. Устраивает ли Вас форма зачета?

1) Да.

2) Нет.

9. Какую форму зачета Вы бы предпочли?

1) Тестовая. Письменная.

3) Зачет в форме собеседования.

10. Целесообразно ли написание реферата?

Да

2) Нет.

11. Как. по Вашему мнению, целесообразно выбирать тему для реферата?

1) Мне было бы удобнее придум атъ I лмом . (-ой). Ынебыло бы удобней выбрать из перечня предложенных.

12. Хотели бы Вы работать е организации, где е прошлый раз проходили практику?

:: Да'

2) Нет.

13. Ваши пожелания относительно

практики:_

Благодарим за Ваш!] ответы!

Вылили интересные клинические случаи во время прохождения практики?

Рис. 1. Анкета «Особенности прохождения производственной практики помощником врача амбулаторно-поликлинического отделения на разных базах лечебных учреждений».

выков по специальности и возможность найти будущую работу. Среди положительных моментов работы на практике 50% студентов указали получение знаний и навыков, необходимых для будущей специальности, особенно в заполнении медицинской документации, а 25% - возможность реализовать знания, полученные в СГМУ. К интересным клиническим случаям, наблюдаемым во время прохождения практики, студенты отнесли пациентов с болезнью Марфана, синдромом Иценко-Кушинга, системной красной волчанкой, дефектом межпредсердной перегородки, болезнью Крона, саркоидозом, которые они использовали для иллюстрации учебно-исследовательских работ. Только 15% молодых людей написали, что если бы практика была необязательной, они бы ее не проходили. Среди пожеланий по улучшению качества практики преобладали «Один врач - один студент» и «Перед практикой ознакомить студента с документами, приказами с которыми работает врач».

В процессе практики происходит дальнейшее ознакомление студентов с материалами, регламентирующими амбулаторно-поликлиническую помощь на участке и диспансеризацию взрослого населения. Овладение навыками профилактической работы, понимание ее эффективности и значения на примере конкретного больного повышает чувство значимости участковой работы. Участие в планировании лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий способствует осознанию студентом ответственности участкового терапевта и необходимости совершенствования профессиональных компетенций. Практика в поликлинике позволяет каждому студенту проявить свои индивидуальные возможности, использовать для работы с пациентом выработанные в процессе обучения практические навыки, совершенствовать клиническое мышле-

ние. Будущий врач начинает ощущать себя специалистом, вызывающим доверие больного. Кроме того при непосредственном общении с больным у студентов закрепляются навыки межличностного взаимодействия, формируется гуманистическая позиция и способность проявлять эмпатию.

Выводы:

1. В наибольшей степени на отношение к процессу прохождения практики влияет интерес к выполняемой работе и взаимоотношение с базовым руководителем.

2. Практика - возможность получения знаний и навыков по специальности и нахождения будущей работы.

3. Производственная практика облегчает доступ студентов к работе с больными.

4. Студенты активно участвовали в работе на дому и с медицинской документацией.

5. Большинство студентов хотели бы работать в организации, где проходили практику.

6. Процесс практики мотивирует у выпускников интерес к профессии участкового врача при изначальном отсутствии желания работать в амбулаторно-поликлиническом учреждении.

7. Необходимо рекомендовать студентам 5 курса в процессе практики изучить пакет документов, регламентирующих амбулаторно-поли-клиническую помощь на участке, которые представлены кафедрой на сайте СГМУ.

Таким образом, производственная практика в поликлинике развивает мотивацию в приобретении знаний и практических навыков у студентов, что повышает качество обучения поликлинической терапии. Полученные в ходе практических занятий на кафедре поликлинической терапии компетенции используются студентами в период прохождения практики в качестве помощника врача амбулаторно-поликлиническо-го учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коломиец О.М., Фокина М.А., Егорова Е.С. и соавт. Психолого-педагогические условия повышения уровня подготовки студентов-медиков // Русский медицинский журнал. - 2011. - № 18. - С. 1122-1125.

2. Михеева Н.М., Лобанов Ю.Ф., Беседина Е.Б., Иванов И.В. Учебная практика студентов медицинского вуза - новый стандарт овладения профессиональными компетенциями // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 7. - С 41-45.

3. Никитин Г.А., Янковая Т.Н. Компетентностный подход в системе профессиональной подготовки и его теоретические основы // Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании школе / Под ред. В.А. Правдивцева. - Смоленск: СГМА, 2012. - С. 41-42.

4. Никитин Г.А., Янковая Т.Н., Аргунова И.А., Маршутин Н.А. Возможности совершенствования производственной практики на пятом курсе // Эффективное управление и организация образовательного процесса в современном медицинском вузе. Вузовская педагогика. Мат-лы конф. - Красноярск, 29-31 января, 2014. - С. 496-498.

5. Янковая Т.Н., Ильющенков П.А. Воспитательная работа - важная составляющая профессиональной подготовки будущего врача // Медицинское образование в XXI веке: традиции и инновации. Мат-лы ХХ Межрегион. учебно-методич. конф. / Отв. ред. А.С. Оправин. - Архангельск: Изд-во Северного ГМУ, 2015. - С. 171-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.