КЛИНИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ IV И V КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА В ХОДЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Попов А.А., Николаенко О.В., Теплякова О.В., Сарапулова А.В., Богословская Л.В.
ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, Екатеринбург
В статье освещены вопросы организации научно-исследовательской деятельности студентов. Представлены проблемы, которые возникают при организации научно-исследовательской работы студентов в медицинском вузе в период прохождения ими производственной практики, продемонстрированы успехи студентов в проведении конкретных исследований в соответствии с потребностями практического здравоохранения.
Ключевые слова:
додипломное медицинское образование, научно-исследовательская деятельность студентов, производственная практика, активные формы обучения, практические навыки, наставничество
CLINICAL APPROACH TO ORGANIZING THE 4-5th YEAR STUDENTS' SCIENTIFIC RESEARCH WORK PERFORMANCE DURING UNDERGRADUATE PRACTICE
Popov A.A., Nikolaenko O.V., Teplyakova O.V., Sarapulova A.V., Bogoslovskaya L.V.
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Urals State Medical University» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Ekaterinburg
Medical university students' research work organization during the undergraduate clinical practice is discussed. The article deals with the current issues arising during planning, organization and performing of the students' research activities during their clinical practice. Cooperation of academic and public health institutions in planning of students' research activies, task setting and results application for current practice requirements is discussed.
Keywords:
undergraduate medical education, students, research, research report, practice, active forms of education, practical skills, preceptorship
№ 1,2018
Формирование новых социально-экономических реальностей в обществе диктует необходимость реформирования медицинского образования. Высказываются требования не только к высокому уровню знаний и профессионализму, но также и к академической мобильности, готовности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию выпускников [1-3]. Эти диктуемые обществом потребности нашли отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) высшего образования в виде изменения характера и содержания учебного процесса, переноса акцента на научно-исследовательский и самостоятельный виды деятельности, которые являются средством приобретения глубоких и прочных знаний и умений [4]. Для реализации задачи по формированию такой компетенции будущего специалиста, как способность самостоятельного оперативного овладения актуальной и новой информацией, используются различные образовательные технологии [5], в том числе выполнение студентами научно-исследовательских работ (НИР), что стимулирует активность студентов, формирует навыки получения и анализа информации как из научной литературы, так и из официальных статистических обзоров и в ряде случаев способствует работе в команде [6, 7]. Кроме того, выполнение НИР позволяет провести отбор студентов, способных успешно заниматься преподавательской и научно-исследовательской деятельностью для последующей учебы в ординатуре и аспирантуре [8]. Реализация стандарта, в том числе путем стимулирования научно-исследовательской деятельности студентов, позволяет учреждениям высшего образования выполнять государствен-
ный и социальный заказ на подготовку высококвалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста, способного к постоянному самообучению, совершенствованию, освоению и созданию новых научных технологий [9, 10].
Реализация проведения НИР в ходе летней производственной практики имеет свои особенности, основной из которых является одномоментный массовый характер ее выполнения. В связи с этим возникает потенциальная опасность формального подхода к выполнению НИР как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей, так как последним за короткое время необходимо предложить огромное число научных тем, обеспечить консультативную работу, а также проанализировать качество выполнения и дать итоговую оценку НИР. С другой стороны, студенты также не всегда готовы к выполнению исследования, форсированному по интенсивности, темпу и объему работы. Хотя, согласно ФГОС к производственной практике «помощник врача стационара» и «помощник врача поликлиники», студенты уже на II курсе завершили обучение дисциплины «Организация научно-исследовательской работы» в объеме 72 ч, не все из них закрепили полученные знания и навыки при работе в Научном обществе молодых ученых и студентов (НОМУС). Кроме того, даже активные участники НОМУС не всегда владеют навыками, необходимыми именно в клинической практике. При этом даже у студентов с достаточно хорошей теоретической подготовкой одним из слабых разделов подготовки врачей является умение выполнять относительно простые манипуляции в качестве помощника врача стационара или поликлиники, а возможности
Клинический подход к организации научно-асследовательской работы студентями IV и V курса лечебного факультета в ходе прохождения про изводственнор практики
преподавателя по контролю освоения подобных навыков ограничены прежде всего временным рамками [11].
Учитывая перечисленные сложности, наиболее оптимальным, с нашей точки зрения, способом их преодоления является проведение для всех студентов стандартной по целям, объему, перечню выполняемых процедур НИР, но с использованием материала, полученного на разных клинических базах. Кроме того, вовлечение студентов в научную работу в период прохождения производственной практики позволяет использовать их творческий и трудовой потенциал для решения актуальных задач практической медицины. В частности, для повышения заинтересованности и ответственности студентов аналитическую задачу можно ежегодно определять с учетом потребностей органов практического здравоохранения.
В данной статье представлен опыт взаимовыгодного сотрудничества ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России (кафедры поликлинической и госпитальной терапии) и Департамента здравоохранения г. Екатеринбурга в условиях проведения НИР в ходе производственной практики «Помощник врача стационара» для студентов IV курса и «Помощник врача амбулаторно-пол и клинического учреждения» для студентов V курса лечебно-профилактического факультета.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Впервые подобная (пилотная) работа была проведена в 2014 г. (еще до реализации ФГОС) и была посвящена изучению проблемы артериальной гипертензии
в г. Екатеринбурге. НИР выполнялась в соответствии с предложением Департамента здравоохранения. Основные цели работы - изучение распространенности артериальной гипертензии (АГ) в поликлинических отделениях г. Екатеринбурга, определение существующей тактики ведения пациентов и сравнение существующей ситуации с национальными рекомендациями.
Для реализации поставленной цели в ходе прохождения производственной практики студентами V курса, обучающимися по специальности «Лечебное дело», на базе девяти поликлинических отделений г. Екатеринбурга проведены одномоментная случайная выборка и обработка каждым студентом курса данных 100 амбулаторных карт, из которых впоследствии 7806 составили документацию пациентов с АГ. В ходе исследования каждым студентом заполнялась стандартизированная анкета, позволяющая оценить частоту АГ, распределение пациентов по степеням повышения АД, получаемую больными терапию и характеристики результатов проводимого лечения, в том числе анти-коагулянтной терапии как средства третичной профилактики при выявленной фибрилляции предсердий. Следует отметить, что анкеты для сбора информации были составлены таким образом, чтобы одновременно решить достаточно большое количество задач, включая частоту АГ, выбор групп гипотензивных препаратов, адекватность проводимого лечения, выявляемость нарушений ритма, ассоциированных с АГ, частоту назначений анти-коагулянтной терапии при фибрилляции предсердий и т.д. Таким образом, у каждого желающего была собственная тема для разработки.
№ 1, 2018 ЦЗ
Персональная ответственность студентов, а также определенный контроль со стороны администрации поликлиник обусловили исключение фальсификации данных. Результаты НИР были переданы в Главное управление здравоохранения области (ГУЗО) с целью принятия дополнительных мер по повышению эффективности и контроля качества оказываемой медицинской помощи.
Ниже приведем примеры наиболее интересных тем НИР, реализованных в рамках пилотных проектов на курсах лечебного факультета.
В 2015 г. опыт НИР был распространен среди студентов IV курса, которым в период производственной практики было предложено оценить частоту анемии, ее патогенетических вариантов (преимущественно анемий хронического заболевания и железодефицитных анемий), факторов риска и клинических симптомов среди пациентов отделений различного профиля. Наиболее значимыми итогами работы следует считать приобретение студентами соответствующих знаний и навыков по дифференциальной диагностике видов анемий, а также сопоставление реальной частоты анемий с частотой, вынесенной в клинические диагнозы (только около 1/3 случаев). Результаты своей части этой работы по желанию студентов были представлены на ежегодной конференции НОМУС университета [11].
В 2016 г. целью НИР для студентов IV курса, проходивших практику после зимней сессии, стал анализ клинико-анам-нестических факторов у пациентов, поступивших в терапевтический стационар, перепрофилированный для приема па-
циентов в период эпидемии гриппа. Каждый из студентов расспросил и осмотрел от 10 до 20 пациентов, последовательно поступавших в отделения. Анализ полученных 253 анкет позволил выявить, что среди госпитализированных не было вакцинированных от гриппа, только 8 человек из них проходили вакцинацию против гриппа в прошлые сезоны, а остальные 245 отрицали вакцинацию. Результаты работы были переданы руководству больницы, а наиболее активные студенты представили свои результаты на ежегодной конференции НОМУС.
В 2017 г. целью НИР у студентов V курса было проведение анализа работы врача участкового терапевта в условиях поликлиники в соответствии с утвержденными законодательными стандартами (приказ МЗ РФ № 923н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Терапия»), а также с учетом паспорта апробируемой экзаменационной станции «Сбор анамнеза на первичном амбулаторном врачебном приеме» Государственной итоговой аккредитации 2017 г. Критериями оценки работы врача были: время, затраченное на прием одного пациента; объем проведенного физикального обследования, а также ряд коммуникативных навыков, в том числе установление контакта с больным; расспрос; выстраивание отношений в процессе общения и пр. Исследование проводилось одномоментно в один из дней производственной практики и охватило 150 амбулаторных приемов. Результаты продемонстрировали, что в условиях жестких временных рамок зачастую врач не способен уложиться в установленные
Клинический подход к организации научно-асследовательской Лаботы студмттями IV и V курса лечебного факультета в ходе прохнждения производственпор практики
стандарты тайминга. При этом нет достаточной возможности для полноценного сбора анамнеза, физикального обследования, в основном выявлены дефекты коммуникаций с формированием негативной эмоциональной реакции со стороны больного [12].
Также в 2017 г. студентам V курса в качестве НИР было предложено оценить эффективность диспансерного наблюдения пациентов с наиболее значимыми социальными заболеваниями - артериальной гипертензией, сахарным диабетом, дис-липидемией. При анализе 326 пациентов, состоящих на диспансерном учете, было выявлено, что целевые показатели артериального давления, уровня общего холестерина и гликемии крови соответствовали общепринятым нормам примерно в 2/3 случаев, при этом коррекция терапии на амбулаторном приеме проводилась лишь в 50-60% случаев. Наиболее часто коррекция проводилась путем увеличения дозы препаратов: в 43% случаев при сахарном диабете, 47% - при артериальной гипер-тензии и 76% - при дислипидемии; реже использовалась замена препарата (1 732% случаев) или комбинированная терапия (32-36%). Полученные данные были переданы руководству лечебного учреждения для проведения корректирующих мероприятий с последующей оценкой (работа планируется в 2018 г.).
В 2017/2018 учебном году по инициативе Российской ассоциации по остеопо-розу студентам планируется предложить провести оценку 10-летнего абсолютного индивидуального риска переломов у амбулаторных и госпитализированных пациентов с применением онлайн-калькулятора FRAX [13, 14].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Последующий анализ данного педагогического опыта позволил выделить ряд его несомненных преимуществ:
■ возможность реализации НИР согласно ФГОС в условиях массового и одномоментного ее проведения;
■ выполнение НИР позволяет студентам в рамках производственной практики освоить и закрепить навыки общения с пациентами, сбора и детализации жалоб и анамнеза, заполнения анкет и бланков медицинских документов, осмотра пациентов, анализа лабораторных данных и результатов инструментального обследования, выделения ведущих симптомов и синдромов, оценку диагностических критериев наиболее распространенных заболеваний и т.д.;
■ преподаватель получает возможность использовать отчетные документы по НИР для дополнительной оценки количества и качества проведенной студентом работы;
■ стратификация студентов по уровню и качеству производственной активности, теоретической подготовки, склонности к отдельным видам медицинской деятельности позволяет формировать группы кандидатов и проводить профориентацию для последующей рекомендации к поступлению в клиническую ординатуру и аспирантуру. Несмотря на то что все обучающиеся приобрели базовые навыки сбора первичной информации, сравнения собственных данных с общероссийскими, опубликованными в научной литературе, а также смогли закрепить собственные знания о ведении пациентов с определенной
№ 1, 2018 ЦЗ
нозологической формой, нами была выделена значительно меньшая группа наиболее заинтересованных студентов, которые обобщили все полученные данные и представили результаты в виде научных публикаций местного и федерального уровней [11, 12]; ■ организаторы здравоохранения г. Екатеринбурга получили независимые данные о реальной ситуации в стационарных и амбулаторных учреждениях (кластерный анализ), согласно поставленным задачам, что может быть использовано для принятия организационных и управленческих решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, нами предложена достаточно простая для внедрения компетентностно-ориентированная система проведения НИР в ходе произ-
водственной практики IV и V курсов лечебно-профилактического факультета, нацеленная на закрепление ряда умений и навыков, необходимых для подготовки участкового терапевта. Данная форма НИР позволяет минимизировать риск фальсификаций, активизировать самостоятельную работу студентов, мотивировать и дисциплинировать обучающихся с учетом их персональной ответственности, а также заинтересовать органы практического здравоохранения в получении независимой аналитической информации, касающейся приоритетных направлений развития.
Конфликт интересов. Исследование было запланировано и осуществлено по инициативе авторов. Все авторы принимали участие в планировании, организации, проведении, оценке результатов, обсуждении и написании работы. Все авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов в отношении представленной работы.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, Екатеринбург:
Попов Артем Анатольевич - доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры госпитальной терапии E-mail: art_popov0mail.ru
Николаенко Ольга Владимировна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии, ультразвуковой и функциональной диагностики Теплякова Ольга Вячеславовна - доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры поликлинической терапии, ультразвуковой и функциональной диагностики Сарапулова Анастасия Викторовна - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры поликлинической терапии, ультразвуковой и функциональной диагностики E-mail: anastasya_pap0inbox.ru
Богословская Лариса Валерьевна - старший преподаватель кафедры нормальной физиологии, начальник отдела личного учета и производственной практики
Клинический подход к организации научно-исследовательской работы студентами IV и V курса лечебного факультета в ходе прохождения про изводственнор практики
ЛИТЕРАТУРА
1. Hensen P. The «Bologna Process» in European higher education: impact of bachelor's and master's degrees on German medical education // Teach. Learn. Med. 2010. Vol. 22, N 2. P. 142-147.
2. Patricio M., Harden R.M. The Bologna Process - a global vision for the future of medical education // Med. Teach. 2010. Vol. 32, N 4. P. 305-315.
3. Воронцова А.В., Тиунова Е.Ю., Теплякова О.В., Богословская Л.В. Производственная практика: проблемы оценивания достижений студентов // Система оценки качества образования в медицинском вузе : материалы круглого стола / под ред. Н.В. Ивановой, Л.В. Русяевой, Н.Л. Шкиндер. Екатеринбург, 2015. С. 33-38.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета) [Электронный ресурс]. URL: http://www. fgosvo.ru/news/21/1807.
5. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов / под ред. С.В. Коршунова. М. : МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. 212 с.
6. Уфимцева М.А., Бочкарев Ю.М., Гурковская Е.П., Шубина А.С. Научно-исследовательская деятельность ординаторов как компонент творческого потенциала личности обучающегося // От качества медицинского образования - к качеству медицинской помощи : материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2016. С. 487-490.
7. Чупрова Л.В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции. СПб., 2012. С. 380-383.
8. Чупрова Л.В., Ершова О.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Активизация научно-исследовательской деятельности студентов в условиях реализации ФГОС ВПО // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (ч. 19). С. 4319-432.
9. Павлова Г.В. Формирование творческой активности у студентов медицинского вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 2546-2550. URL: http://e-koncept. ru/2016/96430.htm.
10. Georgantopoulou C. Medical education in Greece // Med. Teach. 2009. Vol. 31, N 1. P. 13-17.
11. Спильник Т.В., Попов А.А. Оценка частоты анемии у больных ревматоидным артритом // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения : материалы I Международной (71-й Всероссийской) научно-практической конференции молодых ученых и студентов. Екатеринбург, 2016. С. 460-463.
12. Николаенко О.В., Волкова Л.Д., Волкова О.А. Оценка коммуникативных навыков врача терапевта амбулаторно-поликлинического звена // VIII международная конференция «РОСМЕДОБР-2017. Инновационные обучающие технологии в медицине» и VI Съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине «Росомед-2017» Москва, 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://rosomed.ru/theses/425.
13. Канис Дж.А., Оден А., Йохансон Г., Боргстром Ф. и др. FRAX - новый инструмент для оценки риска перелома: применение в клинической практике и пороговые уровни для вмешательства // Остеопо-роз и остеопатии. 2012. № 2. С. 38-44.
14. Лесняк О.М. Новая парадигма в диагностике и лечении остеопороза: прогнозирование 10-летнего абсолютного риска перелома (калькулятор FRAXtm) // Остеопороз и остеопатии. 2012. № 1. С. 23-28.
REFERENCES
1. Hensen P. The «Bologna Process» in European higher education: impact of bachelor's and master's degrees on German medical education. Teach Learn Med. 2010; 22 (2): 142-7.
2. Patricio M., Harden R.M. The Bologna Process - a global vision for the future of medical education. Med Teach. 2010; 32 (4): 305-15.
3. Vorontsova A.V., Tiunova E.Yu., Teplyakova O.V., Bogoslovskaya L.V. Industrial practice: problems of assessing the achievements of students. In: Materialy kruglogo stola «Sistema otsenki kachestva obrazovaniya v meditsinskom vuze» [Materials of the round table «System for Assessing the Quality of Education in a Medical College»]. N.V. Ivanova, L.V. Rusyaeva, N.L. Shkinder (eds). Ekaterinburg, 2015: 33-8. (in Russian)
4. Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 31.05.01 Medicine (Speciality level). [Electronic Resource]. URL: http://www.fgosvo.ru/news/21/1807. (in Russian)
№ 1, 2018 Ц9
12.
13.
14.
Designing the main educational programs of the university in the implementation of level training of personnel on the basis of federal state educational standards. In: S.V. Korshunov (ed.). Moscow: MIPK MGTU im. N.E. Baumana, 2010: 212 p. (in Russian)
Ufimtseva M.A., Bochkarev Yu.M., Gurkovskaya E.P., Shubina A.S. Research activity of residents as a component of the creative potential of the person of the student. In: Ot kachestva meditsinskogo obrazovaniya - k kachestvu meditsinskoy pomoshchi: materialy V Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [From the quality of medical education - to the quality of medical care: Proceedings of the V All-Russian Scientific and Practical Conference]. Ekaterinburg, 2016: 487-90. (in Russian) Chuprova L.V. Scientific research work of students in the educational process of the university. In: Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. [Theory and practice of education in the modern world: Proceedings of the International Scientific Conference]. Saint Petersburg, 2012: 380-3. (in Russian)
Chuprova L.V., Ershova O.V., Mullina E.R., Mishurina O.A. Activization of research activities of students in the context of the implementation of the GEF HPE. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Researches]. 2015; 2 (19): 431-2. (in Russian)
Pavlova G.V. Formation of creative activity among students of medical high school. Nauchno-metodicheskiy elektronniy zhurnal «Kontsept» [Scientific and Methodical Electronic Journal «Concept»]. 2016; 15: 254650. URL: http://e-koncept.ru/2016/96430.htm (in Russian) Georgantopoulou C. Medical education in Greece. Med Teach. 2009; 31 (1): 13-7.
Spilnik T.V., Popov A.A. Estimation of the frequency of anemia in patients with rheumatoid arthritis. In: Aktual'nyye voprosy sovremennoy meditsinskoy nauki i zdravookhraneniya Materialy I Mezhdunarodnoy (71 Vserossiyskoy) nauchno-prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh i studentov [Actual problems of modern medical science and public health. Proceedings of the I International (71 All-Russian) Scientific and Practical Conference of Young Scientists and Students]. Ekaterinburg, 2016: 460-3. (in Russian) Nikolaenko O.V., Volkova L.D., Volkova O.A. Evaluation of communicative skills of a therapist physician out-patient polyclinic link. In: VIII mezhdunarodnaya konferentsiya «R0SMED0BR-2017. Innovatsionnyye obuchayushchiye tekhnologii v meditsine» i VI C'yezd Rossiyskogo obshchestva simulyatsionnogo obucheniya v meditsine «Rosomed-2017» Moskva, 2017 g. [Elektronniy resurs] [VIII International Conference «R0SMED0BR-2017. Innovative teaching technologies in medicine» and the VI Congress of the Russian Society of Simulation Training in Medicine «Rosomed-2017». Moscow, 2017] [Electronic Resource]. URL: http://rosomed.ru/theses/425. (in Russian)
Kanis J.A., Oden A., Johansson G., Borgstrom F. et al. FRAX is a new tool for assessing fracture risk: application in clinical practice and threshold levels for intervention. Osteoporoz i osteopatii [Osteoporosis and Osteopathy]. 2012; (2): 38-44. (in Russian)
Lesnyak O.M. A new paradigm in the diagnosis and treatment of osteoporosis: predicting the 10-year absolute risk of fracture (calculator FRAX) Osteoporoz i osteopatii [Osteoporosis and Osteopathy]. 2012; (1): 23-8. (in Russian)