Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭТИКЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБЩЕНИЯ (ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ)'

К ВОПРОСУ ОБ ЭТИКЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБЩЕНИЯ (ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / КУЛЬТУРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБЩЕНИЯ / ЭТИКЕТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ПАНДЕМИЯ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокарева Юлия Владимировна, Кочева Анастасия Викторовна

Дистанционный формат существенно изменил традиционные представления о межличностной коммуникации, способствовал появлению новой ориентации человека в мире, повлиял на ценности, представления о свободе и самореализации личности, обогатил наше общение и практически до предела раздвинул возможности новых контактов. Переход на дистанционный режим работы обусловил возникновение ряда проблем, связанных с необходимостью сохранения взаимодействия без непосредственного личностного контакта его участников в течение длительного времени, с использованием этикета и норм поведения в виртуальном пространстве. К числу актуальных проблем дистанционного общения следует отнести также негативное влияние современных средств информатизации на психологическое благополучие и здоровье человека, интернет-зависимость, сложность сохранения личностью своей индивидуальности и уникальности, отчуждение от реальности, а также игнорирование норм русского языка в ситуативном цифровом общении. Все эти проблемы требуют этической оценки и разработки принципов и норм поведения в информационном пространстве современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ETHICS OF REMOTE COMMUNICATION (EXPERIENCE IN THE STUDY OF THE PROBLEM IN TRANSBAIKAL STATE UNIVERSITY)

The remote format has significantly changed traditional notions of interpersonal communication, contributed to the emergence of a new human orientation in the world, influenced values, ideas about individual freedom and self-realization, enriched our communication and pushed the possibilities of new contacts almost to the limit. People have long mastered interpersonal communication and the rules of business ethics, however, with the transition to a remote mode of work, a number of problems of remote communication have emerged, related to the need to maintain interaction without direct personal contact between students and teachers for a long time, as well as problems with the use of etiquette in virtual space. Among the urgent problems of remote communication are the negative impact of modern means of information technologies on a human's psychological well-being and health, Internet addiction, the difficulty of preserving a person's individuality and uniqueness, alienation from reality, and the disregard for Russian language norms in contextual digital communication. These problems require an ethical assessment and the development of principles and norms of behavior in the information space of modern society.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭТИКЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБЩЕНИЯ (ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ)»

Общество: философия, история, культура. 2022. № 1. С. 36-42. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 1. P. 36-42.

Научная статья

УДК 17:378(571.54/.55)

https://doi.org/10.24158/fik.2022.1.4

К вопросу об этике дистанционного общения (опыт исследования проблемы в Забайкальском государственном университете)

Юлия Владимировна Кокарева1, Анастасия Викторовна Кочева2

12Забайкальский государственный университет, Чита, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0926-3689 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7892-8288

Аннотация. Дистанционный формат существенно изменил традиционные представления о межличностной коммуникации, способствовал появлению новой ориентации человека в мире, повлиял на ценности, представления о свободе и самореализации личности, обогатил наше общение и практически до предела раздвинул возможности новых контактов. Переход на дистанционный режим работы обусловил возникновение ряда проблем, связанных с необходимостью сохранения взаимодействия без непосредственного личностного контакта его участников в течение длительного времени, с использованием этикета и норм поведения в виртуальном пространстве. К числу актуальных проблем дистанционного общения следует отнести также негативное влияние современных средств информатизации на психологическое благополучие и здоровье человека, интернет-зависимость, сложность сохранения личностью своей индивидуальности и уникальности, отчуждение от реальности, а также игнорирование норм русского языка в ситуативном цифровом общении. Все эти проблемы требуют этической оценки и разработки принципов и норм поведения в информационном пространстве современного общества.

Ключевые слова: профессиональная этика, культура дистанционного общения, этикет, дистанционное обучение, онлайн-обучение, пандемия, виртуальное общение

Для цитирования: Кокарева Ю.В., Кочева А.В. К вопросу об этике дистанционного общения (опыт исследования проблемы в Забайкальском государственном университете) // Общество: философия, история, культура. 2022. № 1. С. 36-42. https://doi.org/10.24158/fik.2022.14.

Финансирование: статья подготовлена при финансовой поддержке Забайкальского государственного университета, научно-исследовательская тема № 334-ГР «Этические и социальные аспекты дистанционного общения».

Original article

On the ethics of remote communication (experience in the study of the problem

in Transbaikal state university)

Julia V. Kokareva1, Anastasia V. Kocheva2

12Transbaikal State University, Chita, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0926-3689 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7892-8288

Abstract. The remote format has significantly changed traditional notions of interpersonal communication, contributed to the emergence of a new human orientation in the world, influenced values, ideas about individual freedom and self-realization, enriched our communication and pushed the possibilities of new contacts almost to the limit. People have long mastered interpersonal communication and the rules of business ethics, however, with the transition to a remote mode of work, a number of problems of remote communication have emerged, related to the need to maintain interaction without direct personal contact between students and teachers for a long time, as well as problems with the use of etiquette in virtual space. Among the urgent problems of remote communication are the negative impact of modern means of information technologies on a human's psychological well-being and health, Internet addiction, the difficulty of preserving a person's individuality and uniqueness, alienation from reality, and the disregard for Russian language norms in contextual digital communication. These problems require an ethical assessment and the development of principles and norms of behavior in the information space of modern society.

Keywords: professional ethics, remote communication culture, etiquette, e-learning, online learning, pandemic, virtual communication

For citation: Kokareva, J.V. & Kocheva, A.V. (2022) On the ethics of remote communication (experience in the study of the problem in Transbaikal state university). Society: Philosophy, History, Culture. (1), 36-42. Available from: doi: 10.24158/fik.2022.1.4 (In Russian).

© Кокарева Ю.В., Кочева А.В., 2022

Funding: the study was carried out under financial support of Transbaikal State University, scientific research project No. 334-GR "Ethical and Social Aspects of Remote Communication".

Современное информационное общество формирует новые социальные ценности, которые связаны в первую очередь не с телесностью человека, а с его образом мышления и той информацией, знаниями, которыми он обладает. Пандемия COVID-19 внесла серьёзные коррективы в нашу социальную реальность. Известный немецкий экономист Клаус Шваб, основатель и президент Всемирного экономического форума в Давосе, в середине 2020 года издал совместно с Тьерри Маллере книгу «COVID-19: The Great Reset», название которой перевели на русский язык как «Ковид-19. Великая перезагрузка». Эту работу уже назвали «новым манифестом ультраглобалистов» (Тевелева, 2021: 89). Шваб и Маллере утверждают, что нынешняя пандемия -это великолепная возможность конструирования нового мира, в котором цифровое пространство и дистанционное общение станут основополагающими: «Ничто не вернётся больше к "разрушенному" чувству нормальности, которое преобладало до начала кризиса, поскольку пандемия ко-ронавируса представляет собой точку невозврата в нашей глобальной траектории. Некоторые аналитики зовут это серьёзной бифуркацией, другие - глубоким кризисом "библейского" масштаба, но суть от этого не меняется: мир, который мы знали в первые месяцы 2020 года, больше не существует, растворённый в пандемии. Ожидаются глобальные изменения. Некоторые эксперты заявляют об эре "до коронавируса" (ВС) и "после коронавируса" (АС)» (Schwab, Malleret, 2020: 11). Мы ещё не вошли в посткоронавирусный мир и не можем с полной уверенностью говорить о том, что в нём останется от докоронавирусной эпохи. Однако уже сейчас можно согласиться с мнением К. Шваба о том, что цифровой формат общения стал частью повседневности и будет постоянно расширять сферу своего применения. В связи с этим требуется внимательное изучение дистанционного общения с различных сторон, в том числе анализ его социально-психологического и этического аспектов.

Использование цифровых технологий в коммуникации и их влияние на человека является одним из важных вопросов медиаэкологии, теоретические положения которой разработаны М. Маклюэном. Он считал, что внедрение новых технологий существенно отражается не только на телесности, но и на сознании человека. Это настолько серьёзные изменения, что они похожи на «колоссальную коллективную хирургическую операцию, проводимую на социальном теле» (Маклюэн, 2007: 77). Среди ярких последователей основателя медиаэкологии следует отметить Нила Постмана. По его мнению, постоянное усовершенствование технологий в конечном счёте не сможет давать только позитивные результаты и превратит общество в «технополию», а информация будет представлять собой «кучу мусора, не только неспособного ответить на самый фундаментальный человеческий вопрос, но и едва ли полезного в обеспечении последовательного направления решения даже мирских проблем» (Postman, 1992: 69-70). Ученый также отмечал, что дистанционные коммуникации никогда не смогут стать полноценной заменой живому общению людей. 2020 год показал миру, что удалённая работа и дистанционное общение могут в какой-то момент оказаться единственным способом коммуникации, поэтому они должны соответствовать всем требованиям, предъявляемым к эффективным формам взаимодействия.

За последнее десятилетие появилось множество работ зарубежных и отечественных авторов, посвящённых изучению проблем онлайн-образования и организации дистанционной коммуникации.

Стоит отметить, что работы, написанные за последние два года (то есть в период начавшейся и продолжающейся пандемии COVID-19), отличаются от исследований предыдущих лет тем, что, учитывая бесспорные преимущества дистанционного общения (например, реализацию базовой потребности человека в общении в период вынужденной изоляции, появление возможности получения различной информации практически из любой точки мира, взаимодействие с огромной аудиторией, приобретение нового круга сетевых друзей и др.), концентрируют внимание на тех недостатках, которые проявились в результате вынужденного и стремительного перехода работников различных учреждений и учащихся в формат онлайн-взаимодействия, а также описывают возможные пути преодоления возникших проблем. Значительную часть таких работ составляют исследования дистанционного общения студентов и преподавателей. По справедливому замечанию Д.А. Штыхно, Л.В. Константиновой, Н.Н. Гагиева, «экстремальный переход высшего образования в дистанционный режим в условиях пандемии создал уникальную ситуацию, при которой именно дистанционные технологии оказались единственно возможными для использования в сложившихся обстоятельствах» (Штыхно, 2020: 73).

Кроме того, исследователи говорят о необходимости обязательного «этико-нормативного конструирования коммуникативного процесса в дистанционной форме обучения» (Авдеева, 2020: 243). Ряд проблем требует глубокого анализа с точки зрения этических регуляторов. Во-первых, отсутствие личного контроля при дистанционном общении. В 2020 году в издательстве

Гарвардской школы бизнеса вышла посвященная этой проблеме статья коллектива авторов, в числе которых Б.З. Ларсон - исполнительный профессор менеджмента и директор по партнерским отношениям в школе бизнеса Д'Амор-Макким Северо-Восточного университета; С.Р. Вро-ман - преподаватель менеджмента в университете Бентли; Э.Э. Макариус - профессор менеджмента в Университете Акрон, штат Огайо) «A Guide to Managing Your (Newly) Remote Workers» («Руководство по дистанционному управлению вашими сотрудниками»). По их мнению, отсутствие личного контакта, с одной стороны, ведёт к недостатку контроля; «с другой стороны, многие сотрудники испытывают трудности с получением поддержки от руководителя и с доступом к живому общению»1. Во-вторых, ограниченный доступ к информации о личности собеседника. «Отсутствие взаимопонимания в реальной жизни приводит к снижению уровня сопереживания коллегам. К примеру, если вы знаете, что у вашего коллеги тяжёлый день, вы будете рассматривать резкое электронное письмо от него как естественное последствие стресса. Однако, получая резкое письмо вне контекста, вы, скорее всего, обидитесь, или как минимум задумаетесь о непрофессионализме своего коллеги», - отмечают авторы того же исследования2.

Наконец, такой негативный фактор дистанционного общения, как социальная изоляция отмечает большинство зарубежных и российских авторов. К. Шваб пишет: «Ритуалы, присущие нашему человеческому состоянию, - рукопожатия, объятия, поцелуи и многое другое - были подавлены. Результатом стали одиночество и изоляция. На данный момент мы не знаем, сможем ли мы полностью вернуться к нашему прежнему образу жизни и когда это произойдет» (Schwab, Malleret, 2020: 173). Вслед за ним об этом говорят Б. Ларсон, С.Р. Вроман: «Одиночество является одной из самых частых жалоб из-за удалённой работы, когда сотрудники ощущают нехватку реального социального взаимодействия. Считается, что экстраверты больше других страдают из-за изоляции, причём одиночество они начинают ощущать остро практически сразу. В долгосрочной перспективе изоляция может привести к тому, что сотрудники будут терять чувство принадлежности к своей организации, и спровоцировать у них рост желания покинуть компанию»3.

Среди отечественных исследователей следует отметить работы И.А. Авдеевой. Автор справедливо отмечает стрессовость ситуации, в которой находятся субъекты дистанционного диалога, и опасность «потерять гуманистическую направленность процесса коммуникации, где участники способны адекватно представлять и сохранять в нём цель самого процесса - уважение к человеческому в человеке. Опосредованность влечет за собой риски усиления отстранённости, со временем сопровождаясь ростом индифферентности, что может иметь негативные последствия с точки зрения формирования и трансляции этических норм как способов сохранения этико-социальной регуляции» (Авдеева, 2021: 85).

В качестве вариантов решения перечисленных проблем исследователи предлагают соблюдать ряд требований. Одним из главных является использование новейших коммуникационных технологий для обеспечения возможности установления визуального контакта собеседников. Например, практика видеоконференций даёт участникам множество подсказок, которые заменяют реальное общение лицом к лицу. Профессор Гарвардской школы бизнеса и ведущий эксперт в области виртуальной работы Цедал Нили в своей книге «Remote Work Revolution: Succeeding from Anywhere» («Революция в удалённой работе: Успех из любой точки мира») отмечает, что для эффективной удалённой коммуникации «камеры должны быть включены, чтобы люди могли быть близки настолько, насколько технологии это позволяют» (Neeley, 2021: 196). По мнению Ц. Нили, эффективная коммуникация возможна только при «наличии плана взаимодействия и подключения к видеоконференции для всех членов команды, независимо от их роли или местоположения» (Neeley, 2021: 276).

М.Ю. Родионова также считает включение камеры важным моментом установления контакта с собеседником и условием успешной коммуникации: «Вопреки многочисленным просьбам преподавателей, далеко не все студенты включают камеры во время занятия, часто ссылаясь на технические проблемы. Отсутствие нормального визуального контакта очень затрудняет работу преподавателя, которому в течение полутора часов приходится общаться с экраном, поделённым на черные прямоугольники, время от времени разбавляемые креативными аватарами с изображением котиков, собачек и прочей живности (Родионова, 2021: 79). Следует отметить, что К. Шваб обращает внимание на то, что при всех положительных моментах использования видеосвязи при дистанционном общении она не может полностью заменить непосредственный кон-

1 Larson B.Z., Vroman S.R., Makarius E.E. A Guide to Managing Your (Newly) Remote Workers [Электронный ресурс] // Harvard Business Review. URL: https://hbr.org/2020/03/a-guide-to-managing-your-newly-remote-workers (дата обращения: 25.11.2021).

2 Ibid.

3 Ibid.

такт: «В виртуальном разговоре у нас нет ничего, кроме интенсивного, продолжительного зрительного контакта, который может легко стать пугающим или даже угрожающим, особенно когда существуют иерархические отношения. Эта проблема усугубляется просмотром "галереи", когда центральное видение нашего мозга рискует быть поставленным под сомнение огромным количеством людей на виду. Есть порог, за которым мы не можем расшифровать столько людей одновременно. Психологи называют это словом "постоянное частичное внимание". Это как если бы наш мозг пытался работать в многозадачном режиме, конечно, напрасно. В конце разговора постоянный поиск невербальных сигналов, которые невозможно найти, просто подавляет наш мозг» (Schwab, Malleret, 2020: 176-177). Принимая во внимание замечания К. Шваба, мы считаем, что использование видеосвязи при виртуальном общении имеет всё же больше преимуществ, чем недостатков. Визуальный контакт снижает пассивность собеседника, активизирует ответную реакцию на полученную информацию.

Еще одним важным требованием, снимающим социально-психологическое напряжение при дистанционном общении, исследователи считают эмоциональную поддержку руководителя. При удалённой работе подчинённый как никогда нуждается в эмоциональной поддержке руководителя: «Важно прислушиваться к тревогам и переживаниям сотрудников, принимать в расчёт стресс, который они испытывают на дистанционной работе, проявлять сочувствие и сопережива-ние»1. Нили указывает на необходимость «поддержания связи с каждым членом команды во избежание ощущения профессиональной изолированности» (Neeley, 2021: 276).

Российские исследователи Е.М. Суходолова, Е.П. Суходолова подчёркивают ведущую роль преподавателя в улучшении культуры общения при онлайн-обучении, необходимость использования методов «квазипрофессиональной направленности (ролевых игр профессиональной направленности), проблемного обучения, проектного обучения, где одно задание выполняется внутри группы коллективно или в нескольких подгруппах для организации максимального взаимодействия между обучающимися, тренировки их навыков коммуникации и кооперации, при этом требуется учитывать когнитивный, эмоциональный и поведенческие компоненты в интерперсональных отношениях, идентификацию, социально-психологическую рефлексию, эмпатию, стереотипизацию, позволяющие выявить статусно-ролевые отношения внутри группы» (Суходолова, Суходолова, 2020: 84).

К важнейшим проблемам, связанным с этическим аспектом изучения проблемы дистанционного общения, следует отнести осознание личной ответственности, самостоятельности в обучении, освоении новых видов и форм работ. Е.В. Пахонина считает, что «удаленность сотрудников, преподавателей, обучающихся вскрыла проблему личной ответственности, самостоятельности в обучении» (Пахонина, 2020: 64-65). Наличие свободы всегда предполагает возрастающую роль ответственности, а также таких нравственных ценностей, как солидарность, честность, доверие, способность к сотрудничеству, взаимопомощь. Сохранение их в виртуальном пространстве коммуникации является задачей каждого интернет-собеседника и способствует повышению качества усвоения информации и поддержке межличностных отношений.

Еще одной серьёзной проблемой является низкая культура дистанционного общения в сети Интернет. В результате несоблюдения участниками виртуального общения цифрового этикета возможно увеличение коммуникативных барьеров, которые затруднят понимание одного человека другим. Необходимо разграничивать принципы делового, официального виртуального общения и неофициального. Не важно, ведёт студент переписку с преподавателем по электронной почте или в соцсети - общение не должно быть фамильярным. В противном случае оно может вызвать психологический дискомфорт у адресата. Основные правила делового общения должны знать обе стороны, иначе неизбежны конфликты.

В настоящее время в научном пространстве идет дискуссия о том, необходимо ли формирование особого направления прикладной этики - виртуальной, или цифровой. А.А. Иванов в своей статье «Цифровая этика и право», опубликованной в 2020 году2, приходит к выводу, что это всё та же традиционная этика, только используемая в виртуальном пространстве.

Напротив, современные исследователи Е.Ю. Малькова, И.А. Авдеева считают появление цифровой этики откликом на изменения форм коммуникации. «Очевидна необходимость создания виртуальной этики как области прикладной этики, в задачи которой должны входить морально-философская рефлексия и нравственная оценка процессов виртуальной коммуникации; теоретическое обоснование этических норм и принципов, регулирующих поведение в этой

1 Larson B.Z., Vroman S.R., Makarius E.E. A Guide to Managing Your (Newly) Remote Workers [Электронный ресурс] // Harvard Business Review. URL: https://hbr.org/2020/03/a-guide-to-managing-your-newly-remote-workers (дата обращения: 25.11.2021).

2 Иванов А.А. Цифровая этика и право [Электронный ресурс] // Zakon.ru. URL: https://zakon.ru/blog/2020/12/07/cifrovaya_etika_i_pravo (дата обращения: 21.12.202l).

сфере; и, наконец, создание механизмов, обеспечивающих соблюдение этих норм и принципов», - пишет Е.Ю. Малькова (Малькова, 2001: 113). И.А. Авдеева также утверждает: «Представляется актуальным синтез неких уже существующих норм этического регулирования самого образовательного процесса, с одной стороны, и правил формализованной и регламентированной сетевой коммуникации - с другой, поскольку этот процесс также подчиняется определенным, хотя и более подвижным, этическим регулятивам вплоть до сетевого этикета» (Авдеева, 2021: 83). Особо отмечается, что этический регулятор способен улучшить качество дистанционного образования, а также повысить уровень эмпатии и чувство сопричастности общему делу.

Забайкальский государственный университет уделяет большое внимание вопросам улучшения качества образования, а также стимулированию студенческих научных исследований в различных областях знания. Ежегодно в вузе проходит конкурсный отбор научно-исследовательских проектов студенческих научных объединений. Разработка темы «Этические и социальные аспекты дистанционного общения», представленная студенческим философским обществом «Алетейя», заслужила высокую оценку и была признана лучшим студенческим проектом в рамках социогуманитарного направления.

Целью проекта СФО «Алетейя» являлось межпредметное исследование этических и социальных проблем дистанционного обучения и общения студентов и преподавателей во время пандемии COVID-19 в 2020-2021 году, а также разработка механизмов и технологий повышения уровня культуры коммуникации студентов в интернет-пространстве. Нашими партнёрами стали студенты всех ведущих вузов Забайкальского края: Забайкальского института предпринимательства - филиала автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза РФ «Сибирский университет потребительской кооперации», Читинской государственной медицинской академии, Иркутского государственного университета путей сообщения. Забайкальского института железнодорожного транспорта (ЗабИЖТ ИрГУПС), которые также столкнулись с проблемами соблюдения этики дистанционного общения и необходимостью сохранения межличностных отношений в ситуации длительной изоляции. Целевой аудиторией, на которую был направлен проект, выступили студенты и преподаватели высших учебных заведений г. Читы.

В ходе реализации исследования мы ставили перед собой следующие задачи:

1) провести анализ этического и социального аспектов проблемы дистанционного общения;

2) выявить причины нарушения этических норм общения при дистанционном общении;

3) популяризировать идею необходимости соблюдения норм дистанционного общения через печатную продукцию;

4) сформировать компетенцию построения конструктивного диалога с учетом требований норм дистанционного общения посредством разработки и проведения мероприятий для студентов различных вузов Читы.

Проект имеет теоретическую и практическую направленность. Первая его часть была посвящена вычленению и осмыслению проблем этических и социальных аспектов дистанционного общения студентов и преподавателей высших образовательных учреждений города, описанию возможных путей преодоления сложностей удаленной коммуникации, анализу положительных и отрицательных сторон дистанционного общения, а также рассмотрению вопроса, может ли оно заменить личное взаимодействие студентов и преподавателей. Практическая часть проекта предусматривала проведение мероприятий, направленных на формирование компетенции построения конструктивного диалога с учетом требований и норм дистанционного общения.

Открытие «Недели культуры дистанционного общения» на базе ЗабГУ началось с проведения дискуссионной площадки «Вызовы дистанционного общения: опыт анализа проблем коммуникации (на примере вузов Забайкальского края)». В работе площадки приняли участие студенты четырёх учреждений высшего образования региона.

Представители СФО «Алетейя» подготовили доклады: «Этикет современного педагога в условиях дистанционного обучения», «Общение молодёжи в социальных сетях», «Культура дистанционного общения преподавателя и студента». Перед участниками дискуссионной площадки был поставлен ряд вопросов, связанных с дистанционным общением. Например, как преодолеть трудности адаптации к новому формату обучения студенческой аудитории и преподавателей; как повысить самодисциплину при онлайн-обучении; как научиться воспринимать онлайн-занятия в качестве обычных, не отличающихся от аудиторных и т.д. Студенты предлагали свои варианты решения проблем, обсуждали множество мемов, возникших в период локдаунов, когда большая часть людей стала работать удалённо. Особую дискуссию вызвал вопрос о том, как обстоят дела с проявлением сознательности, ответственности во время написания контрольных работ, проведения онлайн-сессии, можно ли и нужно ли договариваться с собственной совестью и списывать, если онлайн-формат не позволяет увидеть преподавателю рабочее место студента.

Продолжением «Недели культуры дистанционного общения» стала онлайн-викторина «Ди-стант-формат», в которой также приняли участие около ста студентов вузов Забайкалья. Это мероприятие проводилось на платформе квиз удаленно. Ответы на вопросы теста предполагали не только проверку знания этикета в целом и правил общения в Сети, но и демонстрацию эрудиции, логики мышления.

Завершающим мероприятием «Недели культуры дистанционного общения» стала квест-игра «В контакте». Целью игры было повышение уровня знаний и навыков общения в Сети. Всего было предусмотрено шесть этапов ее реализации:

1. «Письмо». Команда решала ситуационную задачу: например, составить письмо и отправить его по электронной почте преподавателю.

2. «Телефонный разговор». Участникам требовалось сделать телефонный звонок преподавателю или одногруппникам для решения определённой проблемы.

3. «Онлайн-мероприятия». Членам команды предлагались корзины с надписями «нужно» /«не нужно» и фишки с изображением правил поведения на онлайн-мероприятиях. Нужно было разложить по корзинкам фишки и прокомментировать свое решение.

4. «Мой профиль - мое лицо». Перед участниками квеста располагался лист с импровизированным профилем в Сети и предоставлялся некоторый материал о его владельце (личная информация, ник, фотографии и др.). От команды требовалось разместить его на макете и объяснить свои действия.

5. «Ребус-мессенджер». Этап разработан по типу интеллектуальной игры «Где логика ?». Социальные сети и другие средства общения зашифрованы в изображениях. Задача команд -угадать, что спрятано за логическим ребусом.

6. «Пойми меня, если сможешь». Капитану команды необходимо было передать полученную от преподавателя информацию команде без слов с помощью жестов.

По окончании игры всем участникам вручили буклет «Правила дистанционного общения», который был разработан членами СФО «Алетейя».

Наши исследования только в начале пути, но мы уже можем сказать о том, какие проблемы требуют первоочередного решения. Кроме того, мы провели ряд мероприятий, которые могут помочь сделать дистанционное общение максимально комфортным, продуктивным и интересным для собеседников. Мы надеемся, что наш проект будет иметь долгосрочную перспективу развития. Мероприятия по культуре дистанционного общения возможно применять в рамках адаптационного курса для студентов, поступивших на первый курс обучения.

В настоящее время дистанционный формат общения стал нашей ежедневной практикой и, вероятно, будет занимать значительное место в образовательном процессе в будущем. Соблюдение этики дистанционного общения поможет сделать виртуальную коммуникацию более «человечной», максимально приближённой к живому общению, будет способствовать снятию различного рода конфликтов и стрессов, испытываемых участниками такого формата общения, и создаст платформу для эффективного дистанционного обучения. Действие этических регуляторов в виртуальном пространстве является условием развития у обучающихся навыков самостоятельной работы, самоконтроля, ответственности, улучшает усвоение материала, а преподавателю помогает качественно донести до аудитории необходимую информацию. Формирование новых нормативов, безусловно, должно происходить с опорой на базовые этические ценности и гуманистическую направленность цифровых коммуникационных технологий.

Список источников:

Авдеева И.А. Этико-коммуникативные проблемы дистанционного обучения // Коммуникативные стратегии информационного общества : труды XII Международной научно-теоретической конференции. СПб., 2020. С. 243-247.

Авдеева И.А. Этические аспекты организации коммуникативного пространства в онлайн-образовании // Философия и общество. 2021. № 2 (99). С. 81-90.

Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2007. 464 с.

Малькова Е.Ю. Принципы виртуальной этики // Религия и нравственность в секулярном мире : материалы научной конференции. СПб., 2001. C. 112-115.

Пахонина Е.В. К проблеме дистанционной коммуникации // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 9-2 (99). С. 64-68. https://doi.Org/10.23670/IRJ.2020.99.9.048

Родионова М.Ю. Новая эра в образовании: дистанционное и бесконтактное или отдалённое и отстранённое? // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (155). С. 76-79.

Суходолова Е.М., Суходолова Е.П. Развитие культуры межличностного общения студентов в условиях виртуальной образовательной среды университета // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 82-85. https://doi.org/10.24411 /1991 -5497-2020-00684

Тевелева О.В. The Great Reset Клауса Шваба и Тьерри Маллерета как новый манифест ультраглобалистов // Цифровая экономика. 2021. № 1 (13). С. 89-96. https://doi.org/10.34706/DE-2021-01-09

Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные решения // Открытое образование. 2020. Т. 24, № 5. С. 72-81. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-72-81

Neeley T. Remote Work Revolution Succeeding from Anywhere. N. Y., 2021. 370 p. Postman N. Technopoly: The Surrender of Culture to Technology. N.Y., 1992. 222 p.

Schwab K., Malleret T. COVID-19: The Great Reset. Geneva, 2020. 280 p. http://dx.doi.org/10.1007/s42413-021-00117-7

References:

Avdeeva, I. A. (2021) Eticheskie aspekty organizatsii kommunikativnogo prostranstva v onlain-obrazovanii [Ethical Aspects of the Organization of the Communicative Space in Online Education]. Filosofiya i obshchestvo. (2 (99)), 81-90 (in Russian).

Avdeeva, I. А. (2020) Ethical and Communicative Problems of Online Distant Education. In: Kommunikativnye strategii in-formatsionnogo obshchestva : trudy XII Mezhdunarodnoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii. Saint-Petersburg, рр. 243-247 (in Russian).

Maklyuen, M. (2007) Ponimanie media: vneshnie rasshireniya cheloveka [Understanding Media: External Human Extensions]. Moscow. 464 р. (in Russian).

Mal'kova, E. Yu. (2001) Printsipy virtual'noi etiki [Principles of Virtual Ethics]. In: Religiya i nravstvennost' v sekulyarnom mire : materialy nauchnoi konferentsii. Saint-Petersburg, рр. 112-115 (in Russian).

Neeley, T. (2021) Remote Work Revolution Succeeding from Anywhere. New York. 370 p.

Pakhonina, E. V. (2020) On the Matter of Remote Communication. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal. (9-2 (99)), 64-68. Available from: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.99.9.048 (in Russian).

Postman, N. (1992) Technopoly: The Surrender of Culture to Technology. New York. 222 p.

Rodionova M. Yu. (2021) New Era in Education: Distant and Contact-Free or Detached and Uninvolving? Izvestiya Vol-gogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. (2 (155)), 76-79 (in Russian).

Schwab, K. & Malleret, T. (2020) COVID-19: The Great Reset. Geneva. 280 p. Available from: http://dx.doi.org/10.1007/s42413-021 -00117-7

Shtykhno, D. A., Konstantinova, L. V. & Gagiev, N. N. (2020) Transition of Universities to Distance Mode During the Pandemic: Problems and Possible Risks. Otkrytoe obrazovanie. 24 (5), 72-81. Available from: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-72-81 (in Russian).

Sukhodolova, E. M. & Sukhodolova, E. P. (2020) The Development of Culture of Interpersonal Communication of Students in the Virtual Educational Environment of a University. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. (4 (83)), 82-85. Available from: https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00684 (in Russian).

Teveleva, O. V. (2021) The Great Reset by Klaus Schwab and Thierry Malleret as a New Ultra-Globalist Manifesto. Tsifrovaya ekonomika. (1 (13)), 89-96. Available from: https://doi.org/10.34706/DE-2021-01-09 (in Russian).

Информация об авторах Ю.В. Кокарева - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии Забайкальского государственного университета, Чита, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=539592.

А.В. Кочева - магистрант Забайкальского государственного университета, Чита, Россия.

Information about the authors Yu.V. Kokareva - PhD, Associate Professor, Associate Professor at the Philosophy Department, Transbaikal State University, Chita, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=539592.

A.V. Kocheva - Master's Degree student, Transbaikal State University, Chita, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 06.12.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 28.12.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 13.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.