Научная статья на тему 'Формирование компетентностно-ориентированной образовательной среды как условие повышения качества подготовки студентов в профессионально-педагогическом вузе'

Формирование компетентностно-ориентированной образовательной среды как условие повышения качества подготовки студентов в профессионально-педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
671
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMPETENCE-ORIENTED EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATION QUALITY IMPROVING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова И. В., Шульц О. Н.

В статье рассмотрены вопросы организации компетентностно-ориентированной образовательной среды как условие повышения качества при подготовке студентов. Освещены проблемы системы менеджмента качества высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова И. В., Шульц О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence-Oriented Educational Environment Forming As a Condition for Students’ Training Quality Improving at Professional Educational Institution

The article considers the questions of the competence-oriented educational environment organization as a condition for students’ training quality improving. The problems of the quality management system of higher education are considered in the article as well.

Текст научной работы на тему «Формирование компетентностно-ориентированной образовательной среды как условие повышения качества подготовки студентов в профессионально-педагогическом вузе»

УДК 73.01 ББК 41.9

Осипова Ирина Васильевна

кандидат педагогический наук, профессор

кафедра материаловедения, технологии контроля в машиностроении и методики профессионального обучения Российский государственный профессионально-педагогический

университет г. Екатеринбург Шульц Ольга Николаевна соискатель

кафедра материаловедения, технологии контроля в машиностроении и методики профессионального обучения Российский государственный профессионально-педагогический

университет г. Екатеринбург Osipova Irina Vasilievna Candidate of Pedagogics,

Professor

Chair of Materials Science, Control Technology in Mechanic Engineering and Methods of Professional Training The Russian State Professional Pedagogical University

Yekaterinburg Shults Olga Nikolaevna Applicant for a Degree Chair of Materials Science, Control Technology in Mechanic Engineering and Methods of Professional Training The Russian State Professional Pedagogical University

Yekaterinburg

Формирование компетентностно-ориентированной образовательной среды как условие повышения качества подготовки студентов в профессионально-педагогическом вузе Competence-Oriented Educational Environment Forming As a Condition for Students’ Training Quality Improving at Professional Educational

Institution

В статье рассмотрены вопросы организации компетентностно-ориентированной образовательной среды как условие повышения качества при подготовке студентов. Освещены проблемы системы менеджмента качества высшего профессионального образования.

The article considers the questions of the competence-oriented educational environment organization as a condition for students’ training quality improving. The problems of the quality management system of higher education are considered in the article as well.

Ключевые слова: компетенция, Компетентностный подход, образовательная среда, компетентностно-ориентированная образовательная среда, повышение качества образования.

Key words: competence, competence approach, educational environment, competence-oriented educational environment, education quality improving.

Современные условия жизни предъявляют высокие требования к

подготовке специалистов в любой сфере профессиональной деятельности, что вызвано необходимостью повышения конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда и образовательных услуг.

На сегодняшний день особую актуальность приобретают вопросы, связанные с требованиями, предъявляемыми образовательной парадигмой. В новой образовательной парадигме качество профессионального образования определяет насколько у выпускников вузов будут сформированы общекультурные и профессиональные компетенции.

Компетенция - это интегративное качество, включающее знания, умения, владения и личностные качества, а также готовности и способности к осуществлению профессиональной деятельности [2].

Формирование компетенций возможно в условиях компетентностно-ориентированной образовательной среды профессонально-педагогического образования, а также компетентностного подхода.

Компетентностный подход - предполагает совокупность принципов определения целей профессионального-педагогического образования, отбора содержания, новой организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов зафиксированных ФГОС компетенций [5].

Вопросы реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании активно исследуются в последнее время, учеными:

А.К. Кусаинов, Т.О. Балыкбаев, К.А. Асабай, У.С. Есайдар, И.И. Бекбасарова, Р.Г. Мухитова, Б.С. Сарсекеева, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина,

А.К. Маркова, Дж. Равен, В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, Н.А. Селезнева, М.С. Пряжников, Ю.Г. Татур, В.Д. Шадриков и др.. Анализ работ показал, что в большинстве исследований компетентностный подход

рассматривается как основа профессионального образования, связующее звено между образовательным процессом и интересами работодателей, в различных сферах профессиональной деятельности. Компетентностный подход также может быть рассмотрен как неотъемлемая часть управления качества образования.

Сегодня в системе профессионально - педагогического образования больший интерес уделяется к методам, обеспечивающим развитие самостоятельной творческой деятельности студента, направленной на решение сложных, адаптированных к реальным ситуациям учебно-производственных задач [7].

Повышение качества подготовки студентов является одной из актуальных проблем мировой и отечественной педагогической науки и практики. Компе-тентностно-ориентированный подход призван решить ряд таких проблем в образовательном процессе, которые до сих пор остаются нерешенными в рамках существующих образовательных технологий. Компетентностно-ориентированный подход является способом достижения качественно нового образования и определяет направление изменения образовательного процесса, его приоритеты.

Компетентностно-ориентированный подход в обучении является перспективным потому, что при данном подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения.

Применение компетентностно-ориентированного подхода на практике в профессионально-педагогическом вузе, не только повысить качество образования в целом, но и позволит поднять качество образовательных услуг.

Таким образом, в вузах особую актуальность приобретают вопросы, связанные с проблемой обеспечения качественного образования. Качество рассматривается как степень соответствия присущих характеристик требованиям, а также обусловлено рядом факторов:

о снижение качества подготовки специалистов;

о переход к комплексной оценке деятельности образовательных учреждений;

о усиление конкуренции между образовательными учреждениями; о вступление России в общее европейское образовательное пространство (Болонский процесс) и т.д. [9]

Наиболее эффективным инструментом, призванным повысить качество образовательных услуг, конкурентоспособность вуза, а также гарантировать стабильность качества оказываемых услуг, является внедрение системы менеджмента качества (СМК), соответствующей требованиям стандартов ИСО серии 9001, в РГППУ.

СМК РГППУ - это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для реализации политики в области качества с помощью планирования, обеспечения, постоянного повышения качества и управления им. Политика в области качества является основным документом системы. Она определяет цель построения и функционирования СМК, а также обязательства высшего руководства по достижению поставленных целей [6].

Необходимость внедрения СМК связана с главной задачей образования на современном этапе - совершенствованием образовательных программ и улучшением качества предоставления образовательных услуг с целью удовлетворения потребностей общества и подготовки специалистов, отвечающих требованиям современного рынка труда.

СМК РГППУ свою деятельность реализует через требования международных стандартов ИСО 9001:2008. Стандарты ИСО предполагают высокую культуру работы с документами, документирование всех процессов, охватываемых СМК РГППУ. Реализацией на практике является создание документации, содержащей требования к процессам и методам поддержания их качества, а также документации по доказательству соответствия качества оказываемых университетом услуг и требованиям потребителей [1].

Создание основной образовательной программы высшего профессионального образования (ВПО) требует принципиально нового, компетентностно-ориентированного подхода. Одним из главных условий успешного образования является обеспечение соответствующей современным требованием к формированию образовательной среды в вузе.

В Российском государственном профессионально-педагогическом университете (РГППУ) разрабатывается эффективная модель процесса становления и развития образовательной среды ВПО, ориентированной на решение проблем стратегии и реализации компетентностно-ориентированного подхода в организации обучения на основе образовательного Стандарта нового поколения.

Для реализации компетентностно-ориентированного подхода в вузе, необходимо создать образовательную среду как основу моделируемого структурного элемента образовательного пространства, которая объединит все необходимые компоненты и выведет организацию процесса обучения и управление им на новый качественный уровень [8].

Под образовательной средой чаще всего понимаем функционирование конкретного образовательного учреждения. [4]. Коллективом ученых и педагогов и психологов-практиков Института педагогических инноваций РАО (В.И.Слободчиков, В.А.Петровский, Н.Б.Крылова, М.М.Князева и др.) разрабатывались философские аспекты понятия «образовательная среда», приемы и технологии ее проектирования. В применении к практике обучения и воспитания вопросы конструирования образовательной среды рассмотрены в ряде работ (О.С.Газман, М.В.Кларин, И.Д.Фрумин, В.А.Ясвин и др.), где уделялось внимание данному вопросу и в трудах основоположников систем развивающего обучения (В.В.Давыдов, например, ввел в образовательную практику понятие «школа взросления.

Анализируя различные подходы к вопросу об образовательной среде, исследователи имеют в виду конкретную среду учебного заведения, так как образовательная среда составляет совокупность материальных факторов; пространственно-предметных факторов; социальных компонентов;

межличностных отношений. Все данные факторы взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды, но и люди организовывают, создают образовательную среду, оказывают на нее определенное воздействие.

Существуют различные модификации образовательных сред: например,

А.А.Калмыков и Л.А.Хачатуров описывают виртуальные образовательные среды. Другие исследователи описывают интегрированные и распределенные образовательные среды.

Образовательная среда - это специально организованная среда, направленная на приобретение студентами определенных знаний, умений и владений, в которых цели, содержание, методы и организационные формы обучения становятся подвижными и доступными для изменения в рамках конкретного вуза. В.А. Ясвин определил образовательную среду как «процесс специального организованного целенаправленного формирования личности по социально обусловленному образцу» [8].

Модернизация российского образования предполагает принципиальное обновление содержания, нацеленность на новый образовательный результат (формирование компетенций, умение искать и применять на практике знания), реализацию принципов ориентации на личностные возможности и интересы студентов и т.п.

Введение ФГОС в профессиональном образовании предполагает необходимость разработки новых образовательных технологий.

Приоритетным направлением модернизации системы высшего профессионально-педагогического образования считается переход к компетентностно-ориентированному образованию, который в первую очередь определяет требования к профессиолнально-педагогическим кадровым ресурсам в соответствии с современными потребностями рынка труда. Это, в свою очередь, обусловливает поиск новых принципов организации образовательного процесса в вузе [10].

Одним из перспективных задач в системе профессиональнопедагогического образования, является создание компетентностно-

ориентированной образовательной среды.

Компетентностно-ориентированная образовательная среда включает в себя такие образовательные технологии, которые будут способствовать развитию ключевых компетенций студентов: познавательной,

самообразовательной, личностной, информационной, социальной, поликультурной, коммуникативной и др.

Социальная значимость проблемы, объективная потребность соотнесения результатов образования и путей их оптимального достижения, недостаточная разработка практических способов профессионально-педагогической деятельности, позволили сделать вывод о том, что формирование компетентностно-ориентированной образовательной среды станет условием для повышения качества подготовки студентов в профессионально-педагогическом вузе.

Создавая среду на основе концепции профессионально-педагогического образования и компетентностно-ориентированного подхода в обучении мы моделируем перспективную учебную деятельности, приобретающую исследовательский и практико-ориентированный характер, которая сама становится предметом усвоения.

В целях обеспечения качества подготовки специалистов Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) в 2007 г. создано Управление менеджмента качества образования (УМКО), основными задачами которого являются разработка, внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента качества (СМК) [2].

Помимо того, что СМК направлена на повышение качества образовательных услуг в РГППУ, также она становится мерой оценки сформированной ком-петентностно-ориентированной образовательной среды.

Поэтому особенно важным становится использование нормативных документов и стандартов, вырабатывающих механизмы оценки и контроля моде-

лируемой компетентностно-ориентированной образовательной среды на каждом этапе ее разработки.

Библиографический список

1. Системы менеджмента качества. Требования. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 471-ст);

http: //www.zakonprost.ru/content/base/143314.

2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) Текст. / В.И. Байденко // Высшее образование в России. 2004.- № 11. - С. 17-22.

3. Гнатышина, Е.А. Компетентностно ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения: монография / Е.А. Гнатышина. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. - 410с.

4. Иванов, Д.А. Образовательная или развивающая среда/ Д.И. Зеер // Биб-ка журнала «Директор школы». - 2007. - №6.-С.48-49.

5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные тех-нологии.-2004.-№5.-С.3-12.

6. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: учебное пособие для вузов / В.Ю.Огвоздин . Москва: Дело и сервис, 2002. с. 288.

7. Романцев Г. М. Уровневое професиионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации: монография / Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. 545 с.

8. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: Сб - под ред.

H.Б.Крыловой. М., 1997. Вып. 7.

9. Хамханова Д. Система менеджмента качества в учебном заведении. / Д. Хамханова Э. С. // Стандарты и качество. 2005. № 9. С. 86-88.

10. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика.-М.:Академия,2008. -256с.

Bibliography

I. Quality management system. Requirements. GOST R ISO 9001-2008 (approved by Order Rostechregulirovanie of 18.12.2008 N 471-st);

http: //www.zakonprost.ru/content/base/143314.

2. Baidenko VI Competence in vocational education (to the development of the competence approach) Text. / VI Baidenko / / Higher Education in Russia. 2004. - №

11. - S. 17-22.

3. Gnatyshina, EA Competence Based Management training teachers of vocational training: monograph / EA Gnatyshina. - St.: LLC "Book House", 2008. - 410C.

4. Ivanov, DA Education or developing environment / DI Zeer / / Lib-ka magazine "The school". - 2007. - № 6.-p.48-49.

5. Lebedev O. Competence Approach in Education / / School tehnologii. 2004. -№ 5.-C3-12.

6. Ogvozdin VY Quality management. Basic theory and practice: a manual for schools / V.Yu.Ogvozdin. Moscow: Business and Services, 2002. c. 288.

7. Romantsev GM profesiionalno-tier teacher education: theoretical and methodological basis of standardization: monograph / GM Romans, VA Fedorov, IV Osipova, OV Tarasyuk. Ekaterinburg: Publishing House Ros. State. prof-ped. University Press, 2011. 545.

8. Slobodchikov VI Education Week: implementing the goals of education in the cultural space / / New value of education: Sat - ed. N.B.Krylovoy. Moscow, 1997. No. 7.

9. Hamhanova D. The quality management system at the institution. / D. Hamhanova ES / / Standards and Quality. 2005. Number 9. Pp. 86-88.

10. Farmhouse AV Educational innovatika.-M.: Academy, 2008.-256s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.