УДК 378.147:53 ББК 74.58:22.3
Татьяна Геннадьевна Ваганова,
канд. пед. наук, доц.,
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления
(Улан-Удэ, Россия), e-mail: [email protected]
развитие профессиональных компетенций бакалавров технического направления на основе взаимосвязи общеобразовательных и специальных дисциплин в информационно-образовательной среде вуза
В статье анализируются проблемы теории и практики компетентностно ориентированного образования, рассматривается классификация компетенций. При обучении физике формируются следующие компетенции: общие, предметные. Предметные компетенции по физике оказывают большое влияние на формирование профессиональных компетенций, поскольку непременным для инженерной деятельности является умение анализировать возникающие проблемы и находить пути их решения, опираясь на базовые теоретические знания, полученные при изучении курса общей физики. Мы их определяем как основы профессиональных компетенций. В компетентностном обучении проблема рациональной организации учебного процесса и направленного руководства познанием студентов особенно актуальна и связана с организацией управляемой самостоятельной работы студентов. В качестве технологии реализации компетентностного подхода предлагается модульная технология с использованием информационно-образовательной среды вуза. Аргументируется необходимость создания информационно-образовательной среды на основе технологий традиционного и дистанционного обучения, ориентированной на самостоятельную работу студента. Одним из подходов развития профессиональных компетенций в современных условиях предлагается интеграция общеобразовательных и специальных дисциплин, с учётом требований работодателей, а также достижений современной науки.
Ключевые слова: компетентностно ориентированное образование, компетентностный подход, модульная технология, информационно-образовательная среда.
Tatyana Gennadyevna Vaganova,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, East Siberian State University of Technologies and Management
(Ulan-Ude, Russia), e-mail: [email protected]
The Development of professional competencies of Technical Direction Bachelors on the Basis of the Relationship of General and special subjects in the information Educational Environment of the university
The article is devoted to the problem of the theory and practice of competence education.
There is a classification of competencies such as general and subject ones. Subject competence in physics have a great influence on the formation of professional competencies because it is essential for engineering to have an ability to analyze problems and identify solutions, based on the basic theoretical knowledge gained from the study of general physics . We define them as the basis of professional competence. In competency training the problem of the rational organization of the educational process and the directional guidance of students’ knowledge is especially important and is associated with the organization of guided independent work of students. As a technology of the competence-based approach realization, the modular technology with the use of educational environment of the university is proposed. The author underlines the necessity of educational environment creating based on the traditional technology and distance learning, focused on independent work of the student. The integration of general education and special subjects is proposed as one of the approaches to the development of professional competencies in modern conditions, taking into account the requirements of employers, as well as achievements of modern science.
Keywords: competence-oriented education, competence approach, modular technology, information and educational environment.
© Ваганова Т Г, 2013
67
Модернизация высшего профессионального образования в Российской
Федерации направлена на становление в образовательных учреждениях специали-ста-профессионала, обладающего высоким уровнем сформированности профессио-
нально-технологических компетенций, характеризующейся надпредметностью, междисциплинарностью, многофункциональностью.
Цель профессионального образования
состоит в подготовке высококвалифицированного специалиста, способного ориентироваться в быстро меняющейся производственной обстановке, умеющего творчески мыслить, самостоятельно приобретать знания и применять их для решения практических задач. В связи с этим возникает необходимость повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов и усиления их фундаментальной подготовки [3. С. 61]. Подготовка высокопрофессионального специалиста в техническом университете напрямую связана с повышением эффективности процесса обучения физике, и «...первоочередным исследованием в данном направлении должно быть исследование, показывающее. принципы построения курса физики, критерии отбора содержания и особенности методики его преподавания»1.
Современные исследователи и практики образования всё чаще обращаются к проблеме модернизации стратегических ориентиров развития образовательных систем. Трансформацию образовательной парадигмы и её составляющих, таких, как цели, содержание, результат, отмечают многие исследователи (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, А. М. Новиков, Ю. Г. Татур и др.) [1; 2; 6; 7]. На смену существующей долгие годы знаниевой парадигме образования приходит компетентностно ориентированное образование, способное обеспечить более полный личностно- и социально-интегрированный образовательный результат [4. С. 8]. Компетентностный подход - одно из направлений индивидуализированного образования. Для российского образования индивидуальный подход не является прин-
1 Каменецкий С. Е. К проблеме инженерного образования в современной России // Образование в современной России // Наука и школа. 2007. №2. С. 6-8 .
ципиально новым. Как и для большинства европейских стран, элементы этого подхода были неотъемлемой частью образовательного процесса.
В фокусе проекта Тuning находились две различные совокупности компетенций: во-первых, компетенции, относящиеся к предметной области. Они являются ключевыми для любой степени и тесно связаны со специфическим знанием области обучения. Такие компетенции называются академическими предметно-специализированными навыками и компетенциями. Они обеспечивают своеобразие и состоятельность конкретных программ на соискание степени. Во-вторых, общие компетенции, которые носят надпредметный, надпрофессиональ-ный характер.
Группы предметных компетенций и сопровождающие их общие (ключевые) компетенции наиболее эффективно формируются на лекционных занятиях, на практических занятиях при решении задач, при организации лабораторного практикума и самостоятельной работы студентов.
По нашему мнению, предметные компетенции по физике оказывают большое влияние на формирование профессиональных компетенций, поскольку непременным для инженерной деятельности является умение анализировать возникающие проблемы и находить пути их решения, опираясь на базовые теоретические знания, полученные при изучении курса общей физики. Мы их определяем как основы профессиональных компетенций. Например, при организации исследовательской деятельности на занятиях практикума по решению задач формируется умение постановки, исследования и анализа инженерных задач, способность к исследовательской работе, способность к практическому использованию результатов фундаментальных и прикладных исследований.
В компетентностном обучении проблема рациональной организации учебного процесса и направленного руководства познанием студентов особенно актуальна и связана с организацией управляемой самостоятельной работы студентов. Она играет ведущую роль в формировании навыков познавательной деятельности, вырабатывает
способность анализировать факты и явления, учит самостоятельно мыслить.
Оптимизация самостоятельной работы позволяет студенту, во-первых, получить необходимую совокупность знаний и умений и, во-вторых, приобрести навыки самостоятельного планирования и организации собственного учебного процесса. Правильно организованная СРС способствует выработке культуры умственного труда, формирует готовность к самообразованию, к постоянному совершенствованию квалификации, что является необходимым условием подготовки будущего инженера и способствует формированию общих компетенций.
В условиях инженерного образования организация СРС способствует углублению теоретической и практической подготовки. При минимальной учебной нагрузке самостоятельная работа должна обеспечить качество и глубину усвоения теоретического материала, формирования умений и навыков. В традиционном процессе обучения, основанном на передаче готовых знаний от преподавателя к студенту, достичь необходимого уровня развития будущего специалиста практически невозможно. Основная деятельность студента заключается в решении теоретических и практических задач, с чёткой формулировкой и готовым алгоритмом, не требует глубоких творческих размышлений и зачастую сводится к стандартным действиям. Таким образом, проблема заключается в необходимости качественной подготовки будущих специалистов, в формировании целостной и гармоничной личности. Этого можно достичь путём систематического включения студента в самостоя-
тельную деятельность, которая в учебной деятельности выражается в самостоятельной работе и приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
В связи с этим возникает необходимость создания информационно-образовательной среды на основе технологии традиционного и дистанционного обучения, ориентированной на самостоятельную работу студента. В условиях информационно-образовательной среды организация самостоятельной работы студента должна быть направлена на повышение эффективности качества образовательного процесса, в частности обеспечить высокий уровень подготовки к профессиональной деятельности, формировать культуру рационального мышления и готовность к решению инженерно-технических, исследовательских задач.
Информационно-образовательная среда как педагогическая система объединяет информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приёмы, методы и технологии, направленные на формирование личности [2]. Подобная среда должна включать в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающей оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающей возможность для общения педагогов и обучаемых. Практическое внедрение методов организации обучения повлечёт за собой возможность широкого использования среды (рис.).
Рис. Использование информационно-образовательной среды
Информационно-образовательная среда как многокомпонентное системное образование включает разнообразные информационные ресурсы, предназначенные для решения образовательных задач. Поскольку информационно-образовательная среда проектируется и создаётся субъектами образования, то её можно рассматривать как саморазвивающуюся систему, в которой присутствуют программно-технический комплекс и компоненты образовательной системы. В соответствии с этим различают уровни информационно-образовательной среды (страны, региона, вуза, школы, блока дисциплин, отдельных дисциплин).
Методическая система обучения физике включает аудиторную и внеаудиторную работу на основе модульного подхода. Нами предлагается представить содержание курса физики в виде двух блоков: инвариантного и вариативного. Инвариантный блок содержит модули, обязательные для изучения.
Самостоятельная работа, на наш взгляд, более эффективно реализуется в информационной образовательной среде вуза (в частности, система дистанционного обучения Moodle 2). Самостоятельная работа в этом блоке организуется таким образом, что перед изучением лекции в аудиторное время, студент обязан более внимательно ознакомиться с её содержанием во внеаудиторное время, обращаясь к информационным образовательным ресурсам, которые предлагаются в его личном кабинете. Причём, эта самостоятельная работа является контролируемой, после самостоятельного изучения обучаемый отвечает на вопросы теста, при неудовлетворительной оценке вновь обращается к тексту лекции, число обращений не ограничено. Результаты теста отправляются преподавателю, фиксируются в журнале. Та же ситуация с подготовкой к занятиям по решению задач, которая заключается в том, что бакалаврам предлагаются алгоритмы решения задач, предлагается ознакомиться с примерами решения задач, решить задачи самостоятельно, результаты контрольных заданий также отправляются преподавателю. При подготовке к лабораторным работам во внеаудиторное время студент также отвечает на вопросы теста по данной работе. Таким образом, при изуче-
нии инвариантного блока нами выделяются частные дидактические цели, и на каждом этапе наблюдается степень их достижения. В результате студент через частные цели приходит к конечной, а приобретённые компетенции, таким образом, наслаиваются одна на другую.
Рост экономики привёл к тому, что работодатель стал предъявлять более высокие требования к работнику и, следовательно, к выпускнику вуза. Работодатели всё активнее идут на установление связей с вузами в поисках нужных им работников. Но не всегда качество подготовки выпускника вуза удовлетворяет этим требованиям. Налицо противоречие между требованием работодателя к компетентному работнику и недостаточно высоким уровнем подготовки выпускника технического вуза.
Вариативный блок должен соответствовать принципу профессиональной направленности, т. е., учитывая требования работодателей, осуществлять подготовку будущих бакалавров для конкретной области. Учитывая то, что пути развития любой отрасли современного производства тесно переплетаются с физикой, происходит активный процесс интеграции науки и производства, при этом смена техник и технологий (при современных темпах развития науки) происходит в некоторых отраслях в течение 5 лет, мы предлагаем формировать модули вариативного блока с учётом современных достижений физики и требований работодателей к выпускникам - бакалаврам технического направления. Для того чтобы это реализовать, необходимо отслеживать появление новых техник и технологий. Причём, учитывая специфику технического вуза, необходимо при отборе содержания выбирать ту или иную отрасль производства (машиностроительная, строительная, электротехническая), те инновации, которые связаны с развитием физики, и обязательно учитывать требования работодателя. На сегодняшний день это, к сожалению, не учитывается. Именно в связи с этим для формирования модулей вариативного блока необходимо изучить спрос, требования работодателя, социальный заказ, а также те инновации в физике, которые активно используются в современном производстве.
В вариативном блоке также используется модульная технология, обладающая содержательной и организационной гибкостью. Именно модульная технология позволит добавлять новые модули в блок при появлении той или иной новой технологии, основанной на использовании достижений
физики либо извлекать из структуры курса те модули, которые уже устарели.
Изучение модулей вариативного блока позволит бакалаврам приобрести знания из той области физики, которая ему наиболее интересна. А именно это и позволит формировать индивидуальную образовательную траекторию.
Список литературы
1. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 4-13.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
3. Мануйлов В. Ф. Инженерное образование на пороге XXI века. М.: Дом Русанова,
1998. 325 с.
4. Модульно-компетентностный подход в российской системе довузовского профессионального образования: теория и практика: коллективная моногр. / под ред. Н. Ю. Посталюк. Самара: Изд-во «Учебная литература», 2006. 192 с.
5. Назаров С. А. Педагогическое моделирование личностно- развивающей информационно-образовательной среды вуза // Научная мысль Кавказа. 2006. Спецвыпуск № 2.
С. 69-71.
6. Новиков А. М. Профессиональное образование: актуальные проблемы развития // Профессиональное образование специалиста. М., 2002. С. 33-37.
7. Татур Ю. Г. Компетентность в модели качества подготовки специалистов // Высшее образование. 2004. № 3. С. 24-31.
References
1. Baydenko V. I. Kompetentsii v professionalnom obrazovanii // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 2004. № 11. S. 4-13.
2. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezultata obrazovaniya // Vyssheye obrazovaniye segodnya. 2003. № 5. S. 34-42.
3. Manuylov V. F. Inzhenernoye obrazovaniye na poroge KhKhI veka. M.: Dom Rusanova,
1998. 325 s.
4. Modulno-kompetentnostny podkhod v rossyskoy sisteme dovuzovskogo professionalnogo obrazovaniya: teoriya i praktika: kollektivnaya monogr. / pod red. N. Yu. Postalyuk. Samara: Izd-vo «Uchebnaya literatura», 2006. 192 s.
5. Nazarov S. A. Pedagogicheskoye modelirovaniye lichnostno- razvivayushchey informatsionno-obrazovatelnoy sredy vuza // Nauchnaya mysl Kavkaza. 2006. Spetsvypusk № 2.
5. 69-71.
6. Novikov A. M. Professionalnoye obrazovaniye: aktualnye problemy razvitiya // Professionalnoye obrazovaniye spetsialista. M., 2002. S. 33-37.
7. Tatur Yu. G. Kompetentnost v modeli kachestva podgotovki spetsialistov // Vyssheye obrazovaniye. 2004. № 3. S. 24-31.
Статья поступила в редакцию 15 сентября 2013 г.