Научная статья на тему 'Организация методической работы преподавателя инженерного вуза как фактор реализации инновационной составляющей компетентностного подхода в высшем образовани'

Организация методической работы преподавателя инженерного вуза как фактор реализации инновационной составляющей компетентностного подхода в высшем образовани Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГ / ИННОВАЦИИ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / COMPETENCE APPROACH / EDUCATION / TEACHER / INNOVATION / METHODICAL WORK HIGH SCHOOL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоренкова Светлана Владимировна

В статье рассматриваются задачи и проблемы в области реализации компетентностного подхода при подготовке специалистов в области инженерного дела, технологии и технических наук; обосновывается необходимость перехода на более высокий качественный уровень методической работы преподавателя высшей школы при реализации инновационной составляющей компетентностного подхода. Предлагаются принципы организации методической деятельности преподавателей при подготовке инженеров на уровне кафедр; рассматриваются условия и возможные результаты реализации предложенных принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егоренкова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF METHODICAL WORK OF ENGINEERING UNIVERSITIES TEACHER AS A FACTOR IN THE REALIZATION OF THE INNOVATION COMPONENT OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN HIGHER EDUCATION

This article discusses the challenges and problems in implementation of competence-based approach to the preparation of specialists in the field of engineering, technology and technical sciences; the necessity of improvement of methodical work of high school teacher when implementing the innovation component of competence-based approach is proven. Principles for the organization of methodical activities for teachers training future engineers at the level of departments are suggested; the conditions and possible outcomes of the implementation of the proposed principles are analyzed.

Текст научной работы на тему «Организация методической работы преподавателя инженерного вуза как фактор реализации инновационной составляющей компетентностного подхода в высшем образовани»

DOI 10.23859/1994-0637-2017-1-76-25 УДК 378

Егоренкова Светлана Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: egorensvet@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматриваются задачи и проблемы в области реализации компетентностного подхода при подготовке специалистов в области инженерного дела, технологии и технических наук; обосновывается необходимость перехода на более высокий качественный уровень методической работы преподавателя высшей школы при реализации инновационной составляющей компетентностного подхода. Предлагаются принципы организации методической деятельности преподавателей при подготовке инженеров на уровне кафедр; рассматриваются условия и возможные результаты реализации предложенных принципов.

Ключевые слова. Компетентностный подход, образовательный процесс, педагог, инновации, методическая работа преподавателя высшей школы.

© Егоренкова С.В., 2017

Egorenkova Svetlana Vladimirovna

PhD (Education), Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: egorensvet@mail.ru

ORGANIZATION OF METHODICAL WORK OF ENGINEERING UNIVERSITIES TEACHER AS A FACTOR IN THE REALIZATION OF THE INNOVATION COMPONENT OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN HIGHER EDUCATION

Summary. This article discusses the challenges and problems in implementation of competence-based approach to the preparation of specialists in the field of engineering, technology and technical sciences; the necessity of improvement of methodical work of high school teacher when implementing the innovation component of competence-based approach is proven. Principles for the organization of methodical activities for teachers training future engineers at the level of departments are suggested; the conditions and possible outcomes of the implementation of the proposed principles are analyzed.

Keywords. Competence approach, education, teacher, innovation, methodical work high school teacher.

Введение

Активное внедрение компетентностного подхода, осуществляемое в рамках Бо-лонского процесса, является основным направлением модернизации современного высшего образования и в России, и в странах ЕС. Эта модернизация, носящая инновационный характер, направлена на усиление конкурентоспособности образования, на повышение его качества и обеспечение сопоставимости его результатов. Принципы Болонского процесса положены в основу разработки федеральных государственных образовательных стандартов, которые задают систему компетенций, систему целей для соответствующих образовательных процессов, для педагогов, являющихся ключевыми фигурами этих процессов.

В.И. Байденко, комментируя итоги конференции министров образования стран -участниц Болонского процесса (Ереван, май 2015 г.), отмечает: «Образно говоря, нервом Болонского процесса является повышение качества высшего образования и в

связи с этим, как подчеркивается в Ереванском коммюнике, - возрастание «актуальности обучения и преподавания» [1]. В.И. Байденко перечислил основные направления обеспечения надлежащего качества высшего образования, которые следуют из Ереванского коммюнике [1], [4]:

- поощрение и активизация инициатив вузов по развитию педагогических инноваций;

- создание студентоцентрированной образовательной среды, в которой студент является полноправным членом академического сообщества;

- максимальное использования преимуществ информационных технологий как преподавателями, так и студентами;

- укрепление связей между преподаванием, обучением и научными исследованиями на всех ступенях высшего образования;

- стимулирование всех субъектов образовательного процесса к развитию творческого и инновационного потенциала;

- формирование тех компетенций у студентов, которые в максимальной мере удовлетворяют как их личные стремления и амбиции, так и потребности общества;

- освоение позитивной практики проектирования образовательных программ, в основу которых положены прозрачные описания результатов обучения;

- внедрение обоснованных расчетов трудоемкости;

- расширение возможностей построения гибких образовательных траекторий;

- внедрение в образовательную практику современных концепций и методологий преподавания, обучения и оценивания.

Все вышеперечисленные меры в той или иной степени касаются педагогов. Причем наиболее существенная часть этих мер непосредственно связана с научно-методической деятельностью педагога. Роль педагога в учебном процессе, напряженность и сложность его деятельности, ответственность за результаты труда существенно выросли. Это утверждение, по-нашему мнению, особенно справедливо в отношении научно-методической деятельности педагога. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» методическую составляющую деятельности педагога обозначил вполне конкретно и весомо. В то же время деятельность педагогов, в том числе научно-методическая, сопряжена с множеством проблем и противоречий. Обобщая многочисленные публикации на эту тему в последние годы, можно выделить применительно к деятельности педагога вуза следующие ключевые проблемы [3]:

- перечни профессиональных компетенций в большинстве ФГОС избыточны и плохо структурированы по видам профессиональной деятельности выпускников;

- отсутствуют надежные и удобные методики оценивания компетенций, которые с успехом можно было бы использовать в массовой педагогической практике;

- бюрократизировано управление научно-образовательным и воспитательным пространством, бюрократизирована вузовская среда;

- неудовлетворительное состояние ресурсного обеспечения учебного процесса;

- формализм во внедрении компетентностного подхода;

- низкий уровень подготовки абитуриентов вузов в сочетании с оттоком из регионов наиболее подготовленных выпускников школ в столичные вузы;

- профессорско-преподавательский состав недостаточно подготовлен и мотивирован к реализации компетентностного подхода в образовании.

Актуальность и сложность методической деятельности очевидна. Особенно справедливо это утверждение в отношении инженерного образования, что подтверждается современными исследованиями. В частности, О.О. Горшкова отмечает: «Анализ практики, при учете ряда проблем, наблюдаемых в сфере инженерного об-

разования в России, показал, что рост объема промышленного производства, развитие инновационных технологий, исследований и разработок обнажил острую недостаточность специалистов, способных разрабатывать и внедрять конкурентоспособную технику и технологии, владеющих современными технологиями, ориентированных на исследовательскую деятельность в профессии. Несоответствие профессиональных компетенций, приобретаемых выпускниками технических вузов в процессе обучения, возросшим требованиям высокотехнологичных предприятий, научных институтов, проектных организаций является одним из главных противоречий российского высшего инженерного образования» [2, с. 32].

По данным Министерства образования и науки РФ по состоянию на апрель 2016 г. в России насчитывалось 539 образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы в области инженерии (50 % от общего количества вузов РФ). Контингент студентов, обучающихся по инженерным НПС, составил 1,4 млн чел. (27 % от общей численности студентов вузов РФ). Из них контингент студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, составил 0,8 млн чел. (40,5 % от общей численности студентов вузов РФ, обучающихся за счет средств федерального бюджета) [8].

При этом Россия испытывает дефицит высококвалифицированных инженерных кадров. На федеральном уровне намечены определенные шаги, направленные на решение проблем в области инженерного образования. Например, Президентом даны поручения Минобрнауки России представить предложения, предусматривающие, в частности: распространение практики сетевых форм реализации образовательных программ; укрупнение специальностей и направлений подготовки высшего образования, относящихся к одной профессиональной области; выделение внутри направлений подготовки высшего образования широкого спектра академических и прикладных профилей образования при сохранении единой квалификации; актуализацию ФГОС в области инженерного дела, технологии и технических наук и разработку соответствующих примерных образовательных программ высшего образования; привлечение специалистов-практиков к преподавательской работе в образовательных организациях высшего образования, в том числе по совместительству [7].

Основная часть

Исследования компетентностного подхода (КП) в системе профессионального образования отражены в публикациях В.И. Байденко, В.И. Блинова, А.А. Вербицкого, А.Т. Глазунова, И.А. Зимней, В.В. Неборской, А.А. Факторович, А.В. Хуторского, В. Д. Шадрикова и др. Проблемам реализации КП посвящены работы В.П. Бабин-цева, О.А. Донских, А.С. Роботовой, В.С. Сенашенко, С.Б. Серяковой и др. Особенностям реализации КП в инженерном образовании посвящены исследования Л.И. Гурье, О.О. Горшковой и др. Вопросы организации методической работы преподавателя в вузе отражены в работах В.В. Вольчик, Т.К. Градусовой, Е.А. Заславской, С.Н. Кладкиной, С.Л. Логиновой, Н.П. Пучкова, Н.В. Солововой, Е.В. Тере-щенковой, Т.Д. Федирчик и др.

Анализ результатов исследований в области организации методической работы преподавателя инженерного вуза выявил недостаточную проработанность этой проблемы, особенно в части разработки конкретных рекомендаций по организации методической работы на уровне выпускающих кафедр. В то же время инициируемые на федеральном уровне процессы модернизации высшего образования объективно требуют усиления инновационной составляющей в образовательной деятельности в вузах, которая не может быть реализована без самого активного участия кафедр, особенно выпускающих. Возникает задача обеспечения на кафедрах систематической методической работы инновационного характера.

В связи с вышеизложенным, предлагается на уровне выпускающих кафедр создавать учебно-методические комиссии, а в разрезе каждой специальности (если их больше, чем одна) - рабочие группы, осуществляющие свою деятельность на следующих основных принципах:

- ориентации на эффективную реализацию компетентностного студенто-ориентированного подхода во всех подконтрольных кафедре образовательных процессах;

- обеспечения вовлеченности в методическую работу всех преподавателей, участвующих в образовательном процессе;

- лидерства заведующего кафедрой в вопросе методического обеспечения образовательного процесса;

- обеспечения целостности образовательного процесса;

- непрерывного повышения профессионального уровня и методической культуры преподавателей;

- взаимопомощи, создания системы методических услуг на основании потребностей педагогов;

- постоянного анализа и улучшения организации методической работы кафедры.

В основе предложенных принципов организации методической работы преподавателя использованы адаптированные к образовательной деятельности принципы системы менеджмента качества, которая в своей основе имеет универсальный характер и доказала свою эффективность. Требования к системам менеджмента качества изложены в международных стандартах серии ISO 9000. В настоящее время в России действует ГОСТ Р ИСО 9001-2015, который идентичен международному стандарту ИСО 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO 9001:2015 "Quality management systems - Requirements", IDT). В данном стандарте поименованы следующие принципы менеджмента качества:

- ориентация на потребителя;

- лидерство;

- взаимодействие людей;

- процессный подход;

- улучшение;

- принятие решений, основанных на свидетельствах;

- менеджмент взаимоотношений [6].

Все принципы менеджмента качества применимы в области методической работы на уровне кафедр. На основе принципов СМК нами предложены принципы организации методической работы кафедр, по нашему мнению, наиболее актуальные. Особо следует отметить принцип вовлеченности в методическую работу всех преподавателей кафедры. Его актуальность обусловлена, на наш взгляд, следующими обстоятельствами:

- необходимостью систематической методической работы каждого преподавателя, вытекающей из требований ФГОС 3++ и профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»;

- необходимостью объединения усилий всех преподавателей в процессе педагогического проектирования образовательного процесса, в т.ч. для обеспечения полноценной реализации межпредметных связей и формирования у обучаемых всего комплекса компетенций наиболее рациональным и эффективным образом;

- необходимостью обеспечения соответствия образовательного процесса высоким темпам развития техники и технологий;

— недостаточной ориентированностью методической работы кафедр на реальные цели образовательного процесса, на реализацию компетентностного подхода в образовании.

Для реализации приведенных принципов необходим комплекс мер, направленный на обеспечение необходимых условий функционирования учебно-методических комиссий, в частности, регулятивного и мотивационного характера. Этот комплекс мер должен быть реализован и на уровне вуза (университета).

В информационно-образовательной среде кафедры целесообразно формировать постоянно актуализируемую методическую базу данных, которая бы хранила и предоставляла преподавателям проверенные на практике образцы педагогических ком-петентностно-ориентированных методик.

Выводы

Таким образом, предлагается перевести методическую работу кафедр на качественно новый организационный уровень путем внедрения принципов СМК, адаптированных к уровню кафедр и новым требованиям в области высшего инженерного образования. Реализация предложенных принципов организации методической работы кафедр, по-нашему мнению, позволит:

— обеспечить требуемую эффективность методической работы на уровне кафедр и вуза (университета);

— оказать помощь преподавателям, особенно молодым, в вопросе выбора и использования необходимого педагогического инструментария, оказать помощь в их профессиональном росте;

— обеспечить более тесное и плодотворное профессиональное взаимодействие преподавателей.

Главным итогом этих мер станет высокая эффективность методического обеспечения и сопровождения реализуемых образовательных программ и, как следствие, повышение качества предоставляемых вузом образовательных услуг.

Литература

1. Байденко В.И. Болонский процесс: современный этап // Высшее образование в России.

2015. № 10. С. 52-60.

2. Горшкова О.О. Подготовка студентов к исследовательской деятельности в контексте компетентностно-ориентированного инженерного образования: дис. ... д-ра пед. наук. М.,

2016. 394 c. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2016/02/Gorshkova.pdf

3. Егоренкова С.В., Егоренков Г.А. Педагог регионального вуза и компетентностный подход: в эпицентре вызовов и противоречий // Экономика и управление в XXI веке: наука и практика: Материалы IV Международной научно-практической очно-заочной конференции (27-28 мая 2016 г.). Череповец, 2016. С. 196-202.

4. Ереванское коммюнике 2015. URL: http://gzgu.ru/doc/bolon/erevan.pdf (дата обращения-29.09.2016)

5. Заславская Е.А. Модель учебно-методической деятельности технического вуза, осуществляющего подготовку специалистов водного транспорта // ОНВ. 2013. №3 (119). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/model-uchebno-metodicheskoy-deyatelnosti-tehnicheskogo-vuza-osuschestvlyayuschego-podgotovku-spetsialistov-vodnogo-transporta

6. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования». М.: Стандартинформ, 2015. 28 с. URL: www.mosstroicert.ru/ netcat_files/file/gost-iso-9001-trebovania.doc

7. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образования № Пр-1627 от 23 июня 2014 г. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/46191

8. Соболев А.Б. Основные задачи координационного совета в образовательной области «Инженерное дело, технологии и технические науки». Материалы совещания представителей координационных советов по областям образования и федеральных УМО в системе высшего образования. 28.04.16. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/presentations/sob.pdf

References

1. Baidenko V.I. Bolonskii protsess: sovremennyi etap [The Bologna process: the modern stage]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2015, no. 10, pp. 52-60.

2. Gorshkova O.O. Podgotovka studentov k issledovatel'skoi deiatel'nosti v kontekste kompetent-nostno-orientirovannogo inzhenernogo obrazovaniia: dis. ... d-raped. nauk [Preparation of students for research activities in the context of competence-oriented engineering education. dis. doc. pedag. sci.], Moscow, 2016. 394 p. (date of treatment - 17.09.2016) Available at: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2016/02/Gorshkova.pdf

3. Egorenkova S.V., Egorenkov G.A Pedagog regional'nogo vuza i kompetentnostnyi podkhod: v epitsentre vyzovov i protivorechii [Regional University and teacher competence approach: in the midst of challenges and contradictions]. Ekonomika i upravlenie vXXI veke: nauka ipraktika: Mate-rialy IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi ochno-zaochnoi konferentsii (27-28 maia 2016 g.) [Economics and management in the twenty-first century: Science and practice: the materials of the international scientifically-practical Conference of full-time part-time (27-28 may 2016 year)]. Cherepovets, 2016, pp.196-202 .

4. Erevanskoe kommiunike 2015 [Yerevan communiqué 2015]. Available at:: http://gzgu.ru/doc/ bolon/erevan.pdf

5. Zaslavskaya E.A. Model' uchebno-metodicheskoi deiatel'nosti tekhnicheskogo vuza, osush-chestvliaiushchego podgotovku spetsialistov vodnogo transporta [Model of teaching-methodical activity Technical University which carries out preparation of specialists of water transport]. ONV [ONV], 2013, no. 3 (119). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/model-uchebno-metodicheskoy-deyatelnosti-tehnicheskogo-vuza-osuschestvlyayuschego-podgotovku-spetsialistov-vodnogo-transporta

6. Natsional'nyi standart Rossiiskoi Federatsii GOSTR ISO 9001-2015 «Sistemy menedzhmenta kachestva. Trebovaniia» [National standard of the Russian Federation GOST R ISO 9001-2015 Quality management systems - Requirement]. Moscow: Stаndаrtinfоrм, 2015. 28 p. Available at: www.mosstroicert.ru/netcat_files/file/gost-iso-9001-trebovania.doc

7. Perechen'poruchenii Prezidenta Rossiiskoi Federatsii po itogam zasedaniia Soveta pri Prezi-dente Rossiiskoi Federatsii po nauke i obrazovaniia № Pr-1627 ot 23 iiunia 2014 g. [List of orders of the President of the Russian Federation on the outcome of the meeting of the Council under the President of the Russian Federation on Science and education № Pr-1627 23 June 2014]. Available at: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/46191

8. Sоbоlеv A.B. Osnovnye zadachi koordinatsionnogo soveta v obrazovatel'noi oblasti «Inzhe-nernoe delo, tekhnologii i tekhnicheskie nauki». Materialy soveshchaniia predstavitelei koordinat-sionnykh sovetov po oblastiam obrazovaniia i federal'nykh UMO v sisteme vysshego obrazovaniia [The main tasks of the Coordinating Council in the educational field «Engineering, technology and technical sciences». The proceedings of the meeting of the coordinating councils of representatives on fields of education and federal UMO in higher education. 28.04.16]. Available at: http:// fgos-vo.ru/uploadfiles/presentations/sob.pdf

Егоренкова С.В. Организация методической работы преподавателя инженерного вуза как фактор реализации инновационной составляющей компетентностного подхода в высшем образовании // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №1. С. 176-181.

For citation: Egorenkova S.V. Organization of methodical work of engineering universities teacher as a factor in the realization of the innovation component of competence-based approach in higher education. Bulletin of the Cherepovets State University, 2017, no. 1, pp. 176-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.