Научная статья на тему 'Менеджмент качества в сфере высшего медицинского образования'

Менеджмент качества в сфере высшего медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СТАНДАРТЫ / HIGHER MEDICAL VOCATIONAL TRAINING / SYSTEM QUALITY CONTROL / EDUCATIONAL SERVICES / STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чупрова Диана Владимировна

В статье представлены особенности внедрения систем менеджмента качества образования в медицинских вузах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY CONTROL IN SPHERE OF HIGHER MEDICAL EDUCATION

The article presents the peculiarities of introduction the systems of quality control in medical higher educational establishments of Russia.

Текст научной работы на тему «Менеджмент качества в сфере высшего медицинского образования»

Проведенный анализ теории обучения иностранным языкам и собственная практика преподавания позволили нам систематизировать те виды деятельности, в которых наиболее успешно будут формироваться социальные компетенции.

Социальные компетенции Виды деятельности

Информационно-технологическая компетенция -владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио-, видеозаписью, электронной почтой, СМИ, Интернетом); поиск, анализ и отбор необходимой информации Поиск информации: - в библиотеке, медиатеке вуза; - в электронных энциклопедиях, справочниках; - в Интернете; - создание презентации

Компетенция социального взаимодействия - способность установления взаимопонимания, избегания конфликтов; создание климата доверия; умение работать в команде Определение темы проекта в группе. Распределение обязанностей по выполнению проекта в группе. Выполнение проекта в паре/в группе. Презентация результатов

Компетенция общения - способность находить вербальные и невербальные средства и способы формирования и формулирования мысли; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей Участие в обсуждении вопросов. Выступление на презентации. Выступление с сообщением. Участие в дискуссии. Подведение итогов. Рефлексивная самооценка и мониторинг.

Таким образом, есть основания утверждать, что социальная компетентность может формироваться с помощью адекватных методов, стимулирующих поиск информации в различных источниках использование новых информационных технологий, сотрудничество и включение в деятельность группы и коллектива. Все вышесказанное определило основополагающее значение проектного обучения в формировании социальных компетенций студентов языкового вуза.

Литература.

1. Байденко В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 2.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

3. Ромек В.Г. Уверенность в себе: этический аспект // Журнал практического психолога. - 1999. - № 9.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - №2.

5. Hinsch R. Pfingsten, Das U. Gruppentraining sozialer Kompetenzen (GSK). Grundlagen, Durchführung, Materialien. 5. Auflage. Weinheim, 2007.

6. Jugert G., Rehder A., Notz P. Soziale Kompetenz für Jugendliche. Juventa Verlag. Weinheim und München, 2001.

7. Scheitler Ch. Soziale Kompetenzen als strategischer Erfolgsfaktor fur Fuhrungskrafte. Lang, Peter Farnkfurt, 2005.

Тараскина Ярослава Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры перевода и межкультурной коммуникации Бурятского госуниверситета. E-mail: [email protected]

Taraskina Yaroslava Vyascheslavovna, сandidate of pedagogical sciences, associate professor of department of translation and cross-cultural communication, Buryat State University.

УДК 378:614.253.4

Д. В. Чупрова МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены особенности внедрения систем менеджмента качества образования в медицинских вузах России. Ключевые слова: высшее медицинское профессиональное образование, система менеджмента качества, образовательные услуги,стандарты.

D V Chuprova

QUALITY CONTROL IN SPHERE OF HIGHER MEDICAL EDUCATION

The article presents the peculiarities of introduction the systems of quality control in medical higher educational establishments of Russia.

Keywords: higher medical vocational training, system quality control, educational services, standards.

Всемирной торговой организацией образование рассматривается как один из 12 видов услуг наряду со здравоохранением, туризмом и т.д. [7]. Процессы глобализации и интернационализации, требования постиндустриального общества к вузам как поставщикам квалифицированных кадров на рынок товаров и услуг ставят образовательные учреждения на одну ступень с другими экономическими субъектами.

Таким образом, интеграция государств в единое экономическое пространство и, как следствие, необходимость признания квалификации выпускников за рубежом поставили вузы перед проблемой стандартизации оказываемых образовательных услуг.

Появление в России негосударственных образовательных учреждений, сокращение числа абитуриентов, вызванное объективными демографическими проблемами, обусловили конкурентную борьбу между российскими вузами. В связи с этим одной основных проблем, относящихся рыночной экономике в целом, является обеспечение качества предоставляемых услуг.

Качество - многоплановое понятие, имеющее различное толкование в зависимости от области применения. В образовательной среде качество можно трактовать как сбалансированное соответствие образования (как результата, процесса и образовательной системы) установленным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам) [12, с.25].

Присоединение России к Болонскому процессу поставило перед российской высшей школой еще одну проблему - выработки объективных показателей оценки эффективности оказываемых образовательных услуг, подтвержденных сертификатами соответствия международным стандартам, а также необходимости внедрения программ повышения качества образования (внутренней оценки, создании систем менеджмента качества образования) [7].

Повышение качества подготовки специалистов - приоритетная задача Концепции развития образования Российской Федерации. В качестве одного из направлений ее реализации выделены совершенствование критериев и процедур комплексной оценки вузов - лицензирование, аттестация и государственная аккредитация, а также создание независимой системы контроля качества образования

[5].

Показателями эффективности внедрения программ повышения качества образования являются востребованность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Тенденции развития системы высшего образования в России включают:

- разработку единых стандартов и критериев гарантии качества образования с европейскими странами в рамках Болонского процесса;

- разработку и внедрение систем менеджмента качества, в основу которых положены принципы менеджмента качества и требования международных стандартов ISO;

- акцент на внутреннюю самооценку образовательных учреждений [12]. Систему менеджмента качества в общем виде можно охарактеризовать как совокупность организационной структуры, методик (документированных процедур, методических указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством [10].

К основным функциям системы менеджмента качества на предприятиях (в том числе в вузах) относятся:

- выявление слабых мест в процессе производства товаров и услуг;

- документирование всех операций и процессов;

- повышение эффективности предприятия в целом;

- снижение затрат на производство;

- повышение конкурентоспособности [8].

В методических рекомендациях «Критерии качества высшего медицинского образования», разработанных группой экспертов Минздравсоцразвития России в качестве неотъемлемой части стратегии повышения качества оказания медицинской помощи, обозначено повышение качества подготовки

специалистов с высшим медицинским образованием.

К проблемам качества образования в медицинских вузах России можно отнести:

- отсутствие научно обоснованного планирования подготовки медицинских кадров по числу и структуре (в частности это выражается в кадровом дисбалансе между врачебным и сестринским персоналом);

- дефицит врачебных кадров (особенно в сельской местности), несмотря на гарантированное трудоустройство выпускников;

- узкая специализация выпускников;

- недостаточная материально-техническая обеспеченность вузов;

- несоответствие ГОС международным стандартам;

- система двойного подчинения, являющаяся отличительной чертой российской высшей медицинской школы [9].

Меры, направленные на переход к европейской системе медицинского образования, должны касаться не только изменения формы обучения, но и качественных преобразований в соответствии с международными стандартами.

Медицинскими вузами России и Европы обозначена группа приоритетных задач, среди которых можно выделить:

- признание квалификации выпускников (что будет свидетельствовать о гармонизации компетенций), приведение к единому знаменателю (международной номенклатуре) перечня последипломных специальностей медицинского образования;

- развитие академической мобильности;

- сертификацию качества образовательной деятельности в соответствии со стандартами 180, являющуюся важным шагом к интеграции образовательного пространства и повышению конкурентоспособности учебного заведения [1; 11].

Программный документ Всемирных стандартов по повышению качества медицинского образования (WFME), учитывая специфику высшей медицинской школы, определяет 2 вида стандартов:

- базовые стандарты (минимальные требования);

- стандарты повышения качества образования.

В 1998 г. создан проект по стандартизации высшего медицинского образования, включающий следующие направления:

- определение международных стандартов, применимых ко всем системам базового медицинского образования;

- стандартизацию содержания базового учебного плана;

- дополнение спецификой конкретного региона (учет приоритетов и потребностей);

- ориентацию деятельности медицинских вузов на организацию внутренней оценки и повышение качества обучения [2].

Таким образом, основная цель стандартизации высшего медицинского образования заключается в создании условий для процесса внутренней оценки образовательных учреждений и возможности использования стандартов для проведения национальной аккредитации образовательных программ.

Предполагается, что процесс создания базовых стандартов должен включать:

- определение целей и задач медицинского образования;

- создание учебной программы высшего медицинского образования;

- внедрение механизмов, способных обеспечить объективную оценку знаний студентов;

- оценку человеческих ресурсов;

- оценку образовательных ресурсов, качества учебных программ;

- руководство процессом обучения;

- постоянное совершенствование [2].

Несмотря на то, что основа высшей медицинской школы является универсальной во всех странах, так как подразумевает единство образования (единство научно-исследовательской и клинической практик), тенденции развития медицинского образования за рубежом обнажают фундаментальность и «негибкость» российской системы «обучения на всю жизнь»). Основные направления развития высшего медицинского образования за рубежом основаны на принципе обучения через всю жизнь и заключаются в:

- применении модульного и проблемно-ориентированного принципов обучения;

- акценте на обучение навыкам получения информации;

- увеличении количества времени на освоение клинических навыков;

- перераспределении учебного времени в пользу работы в организациях первичной медицинской помощи;

- усилении роли гуманитарных и общественных дисциплин [2].

Цель настоящего исследования заключается в выявлении особенностей внедрения систем менеджмента качества образования в высшей медицинской школе. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1) изучить опыт внедрения СМК в образовательные учреждения России и других стран;

2) определить особенности СМК в медицинских вузах России.

Реализация вышеуказанных задач осуществлялась с использованием исторического и аналитического методов. Опыт внедрения СМК изучен в генеральной совокупности (т.е. объектом исследования были все медицинские вузы России).

На совете ректоров медицинских вузов России, состоявшемся в феврале 2010 г. обозначена необходимость внедрения и сертификации систем менеджмента качества образования. Анализ деятельности медицинских вузов свидетельствует о начале работы в этом направлении: в частности, из 47-ми высших медицинских учебных заведений сертификаты соответствия получены 17-ю, в остальных ведется активная работа по внедрению систем менеджмента качества.

Среди внедряемых моделей управления, обеспечения качества образовательных услуг наиболее распространенными являются:

• Модель, основанная на использовании семейства стандартов ISO (на сегодняшний день применяется ISO 9001: 2008, предполагающий процессный подход в управлении качеством).

• Стандарты и Директивы гарантий качества высшего образования на территории Европы, основанные на концепции всеобщего управления качеством (TQM).

• Модель конкурса Рособрнадзора и Рособразования «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов».

• Модель премии Правительства Российской Федерации в области качества.

• Всемирные стандарты по повышению качества медицинского образования (WFME).

• Оценочный метод управления качеством образования (SWOT-анализ).

Медицинские вузы России, внедряющие систему качества образования, ведут работу по следующим направлениям:

- определение миссии и видения образовательного учреждения, политики в области качества;

- создание специальных комиссий и советов по качеству;

- создание документации по выделенным процессам;

- переход к рейтинговой оценке знаний студентов, модульным принципам обучения;

- изучение мнения потребителей (студентов, работодателей);

- проведение внутренней самооценки структурных подразделений и т.д.

Учитывая опыт внедрения систем менеджмента качества образования медицинскими вузами России, можно выделить как общие для всех высших учебных заведений (отсутствие четкой нормативной базы, регламентирующей порядок внедрения систем менеджмента качества, методических пособий по разработке и внедрению системы менеджмента качества; сопротивление профессорско-преподавательского состава и т.д.), так и специфические трудности (т.е. присущие только высшей медицинской школе).

К разряду последних можно отнести следующие:

- ограниченность внедрения типовой модели системы менеджмента качества, поскольку медицинское образование предусматривает клиническое направление в образовательном процессе;

- действующий ныне ГОС по специальности затрудняет возможность процессного подхода, на котором основывается последняя версия стандартов ISO.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, присоединение ряда европейских стран к Болонскому процессу вызвало необходимость стандартизации высшего профессионального образования, основанной на внедрении систем менеджмента качества. Мировая практика свидетельствует о наличии множества моделей качества, применимых в том числе и для высшего медицинского образования. Однако опыт внедрения и использования систем менеджмента качества в российской высшей медицинской школе имеет особен-

ности, связанные с необходимостью разработки собственных моделей и ограниченностью использования типовой. Кроме того затруднена возможность применения процессного подхода при внедрении систем менеджмента качества, вследствие чего осложняется процедура сертификации.

Литература

1. Внедрение системы менеджмента качества в медицинском вузе: материалы интернет-конференции [Электронный ресурс]. // URL: http:// www.mma.ru/conference/id31396 (3 нояб. 2010)

2. Всемирные стандарты WFME по повышению качества медицинского образования [Электронный ресурс]. // URL: http:// www.s-konsalt.ru/ (3 нояб. 2010).

3. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 [Электронный ресурс]. // URL: http:// quality.eup.ru/GOST/gostr-iso (10 нояб. 2010).

4. ISO 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. - М.: Стандартинформ, 2009. - 30 с.

5. Концепция развития образования Российской Федерации на период до 2010 года [Электронный ресурс]. // URL: http:// www.edu.ru/db/mo/Data/d 02/393.html (5 нояб. 2010).

6. Качество высшего образования. Риски нри подготовке специалистов [Электронный ресурс]. // URL: http:// www.auality.edu.ru/auality/skou/recom/446/ (10 нояб. 2010).

7. Менеджмент качества в вузе / нод ред. Ю.М. Похолкова, А.И. Чучалина. - М. : Логос, 2005. - 208 с.

8. Ольдерогге Н.Г. Менеджмент четвертого поколения: современная концепция менеджмента качества [Электронный ресурс]/ Н.Г. Ольдерогге. // URL: http://www.iteam.ru/publications/quality/section 84/article 3844 (11 нояб. 2010)

9. Критерии качества медицинского образования: метод. рекоменд. Минздравсоцразвиия России / под рук. Академии РАН А.И. Денисова. 2005 [Электронный ресурс] // URL: http:// www.agmu.ru>Университет>quality/quality-standarts (11 нояб. 2010)

10. Официальный сайт Терской государственной медицинской академии // URL: http://www.tvergma.ru/ (5 нояб. 2010).

11. Пальцев М.А. Основные направления развития высшей медицинской школы в России: фрагмент докл. на рос. мед. форуме 2007 [Электронный ресурс] // URL: http://www.mma.ru/download.php?id=37042 (3 нояб. 2010).

12. Терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования (проект) / рук. проекта С.А. Степанов. - СПб., 2005. - б3 с.

Чупрова Диана Владимировна, преподаватель кафедры гуманитарных наук Читинской государственной медицинской академии. E-mail: [email protected];

Сhuprovа Diana Vladimirovna, teacher of department of humanities, Chita State Medical Academy.

УДК 378.147

НА Шмырева, Н С Панчук ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Использование портфолио на занятиях физической культурой способствует организации полноценного процесса формирования знаний и умений студентов. Принимая различные формы в зависимости от множества факторов и используемых педагогических технологий, портфолио позволяет проследить динамику воспитательно-образовательного процесса, изменение его качественного уровня.

Ключевые слова: физическая культура, информационное портфолио, средство.

NA. Shmy rev a, NS Panchuk

PORTFOLIO AS A MEANS OF TEACHING STUDENTS AT LESSONS OF PHYSICAL TRAINING

The use of portfolio at lessons of physical training allows organizing a full knowledge and skills forming process of students. Portfolio, taking different forms in dependence on variety of factors and pedagogical strategies, let follow the dynamics of educational process and its qualitative changes.

Keywords: physical culture, informational portfolio, means.

Ситуация в современной системе высшей школы показывает, что информатизация образования является одним из ключевых направлений совершенствования процесса обучения студенческой молодежи. Целью информатизации образования является радикальное повышение результативности качества подготовки специалистов с новым типом мышления, способных самостоятельно решать задачи любой сложности. Достичь поставленной цели можно при условии широкого внедрения новых информационных технологий, для этого необходимы:

188

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.