литература
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.
2. Зимняя И.А. Общая культура и социальнопрофессиональная компетентность человека // Эй-дос: интернет-журн. 2006. 4 мая. URL : http://eidos. гш/]ошта1/2006/0504.Ыт.
3. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. М. : Науч.-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
4. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. №2. С. 3-10.
5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. №5. С. 3-12.
6. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований : материалы Всерос. науч.-практ. конф. г. Москва, 21-23 июня 2004 г. М. : ИСМО РАО, 2004. С. 74-79.
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос: интернет-журн. 2002. 23 апр. URL : http://eidos.ru/joumal/ 2002/0423.Йт.
8. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования // Нар. образование. 2003. №2. С. 58-64.
9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе : сб. науч. тр. / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М. : ИОСО РАО,
2002. С. 135-157.
10. Хуторской А. Ключевые компетенции. технология конструирования // Нар. образование.
2003. №5. С. 55-61.
Pedagogic grounds of diagnostics and estimation of competence results of education
There is described the model of competence approach to school education developed from the positions of scientific school of man conformable education.
Key words: competences, educational standards, key, metasubject, subject categories.
м.ю. чандра
(волгоград)
методологические основы управления качеством проектирования и реализации основных образовательных программ в вузе
Обоснована актуальность проблемы управления качеством проектирования и реализации основных образовательных программ в вузе. Особый акцент сделан на рассмотрении основных положений системного, компетентностного, процессного подходов как методологических основ исследуемой проблемы управления.
Ключевые слова: процессный, системный, компетентностный методологические подходы, качество проектирования и реализации основной образовательной программы, управление качеством, процессная модель.
На современном этапе развития системы высшего профессионального образования в России проблема внутривузовского управления качеством проектирования и реализации основных образовательных программ приобретает особую актуальность. Потребность в ее исследовании, в первую очередь, обусловлена введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), существенно расширяющих свободу вузов в части проектирования и реализации основных образовательных программ. Как известно, в ФГОС ВПО наблюдается смещение акцента требований к содержанию основной образовательной программы в область ее результатов, выраженных в формате компетенций выпускника. Это предоставляет возможность вузам страны осуществлять самостоятельный выбор содержания образования, образовательных технологий, оценочных средств основной образовательной программы и условий организации образовательного процесса с учетом потребностей регионального рынка труда, специфики научных школ, образовательных традиций и культурной среды вуза.
Вместе с тем «ФГОС ВПО не дает никаких рекомендаций по поводу того, как перестроить деятельность вуза, чтобы результа-
© Чандра М.Ю., 2013
ты образования соответствовали новым требованиям. Последнее - задача менеджмента и для ее решения существующие приемы неприемлемы, необходимо использовать новые механизмы» [1, с. 48]. Отсутствие у академического сообщества вузов практического опыта в области проектирования и реализации компетентностно-ориентированных основных образовательных программ и недостаточная разработанность в педагогической науке теоретико-методологических и методико-технологических основ управления качеством этих процессов на уровне вуза существенно затрудняют переход высшей школы на ФГОС ВПО. Данное обстоятельство приводит к необходимости разработки научно обоснованной концепции управления качеством проектирования и реализации основных образовательных программ в вузе.
В настоящее время в педагогической науке имеются теоретические предпосылки для ее разработки. Различные аспекты управления качеством подготовки специалистов в вузе раскрыты в концептуальных исследованиях И.М. Бадаян, А.Г. Бермуса, Г.А. Бор-довского, Е.И. Сахарчук, Е.В. Яковлева и др. Исследования в области проектирования и реализации основных образовательных программ в вузе освещены в работах Т.П. Афанасьевой, В.И. Байденко, В.А. Богословского, Н.А. Селезневой, Ю.Г. Тату-ра, Л.А. Трубиной и др.
Одновременно с теоретическими основаниями формировались и практические предпосылки. К ним следует отнести, в первую очередь, принятие ФГОС ВПО, кардинально меняющих требования к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации в вузе и результатам освоения; накопленный в Европе в ходе Болонского процесса опыт проектирования вузовских образовательных программ нового типа в рамках международного проекта TUNING «Настройка образовательных структур в Европе»; активное включение вузов страны в разработку и создание собственных систем менеджмента качества на основе различных моделей (Всеобщего управления качеством (TQM), Типовой модели системы качества образования), требований международного стандарта качества ISO 9001:2008, критериев Всероссийского конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов», а также распространение практики
общественной аккредитации основных образовательных программ и др.
Разработка новой концепции в первую очередь предполагает определение соответствующих методологических подходов, выступающих в качестве ее основы. Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что концептуальные основы управления качеством проектирования и реализации основных образовательных программ в вузе представляют собой сложную систему теоретико-методологических и методикотехнологических знаний, базирующихся на процессном, системном и компетентностном подходах. В контексте данной статьи проанализированы их основные положения применительно к управлению качеством проектирования и реализации основных образовательных программ в вузе.
В классической теории управления процессный подход - это один из основополагающих принципов менеджмента качества, который предполагает эффективное достижение желаемого результата, если определенной деятельностью и ресурсами управлять как совокупностью процессов. Под процессом в самом широком смысле понимается «последовательность взаимосвязанных действий, целью которых является преобразование “входов” процесса в его “выходы” для достижения некоторого результата, обладающего ценностью для потребителя» [2, с. 270]. При этом важно учитывать, что процесс может включать множество различных видов деятельности, протекающих параллельно и/или последовательно. Этим обстоятельством обусловлена возможность декомпозиции процессов на подпроцессы.
Принципиальное отличие процессного управления от функционального заключается в том, что основное внимание субъектов управления концентрируется не на отдельных структурных подразделениях вуза и выполняемых ими функциях, а на горизонтальных связях между структурными подразделениями и межфункциональных видах деятельности, осуществляемых ими в рамках процессов. По мнению Е.И. Сахарчук, «в управлении качеством горизонтальные связи важнее вертикальной иерархии, поэтому деятельность внутривузовской системы управления качеством должна быть направлена не столько на административное управление структурными подразделения-
ми, сколько на процессы (учебный, воспитательный и др.) и деятельность людей, их реализующих» [3, с. 37].
Таким образом, реализация процессного подхода требует определения совокупности горизонтальных процессов и подпроцессов, охватывающих все виды деятельности в ходе проектирования и реализации основных образовательных программ в вузе. Следуя логике процессного подхода, качество основной образовательной программы вуза как объект управления состоит из совокупности двух взаимосвязанных процессов: проектирования и реализации. Процесс проектирования основной образовательной программы направлен на создание проекта, результатом которого является система нормативных и учебно-методических документов, регламентирующая специфику ее реализации в вузе и выступающая в качестве социальной нормы, гаранта качества предоставляемых образовательных услуг. Процесс реализации основной образовательной программы ориентирован на формирование контингента обучающихся и собственно реализацию образовательного процесса, в ходе которого осуществляется подготовка будущих бакалавров, специалистов и магистров в соответствии с установленными требованиями (принятой целью, соответствующей системой нормативных и учебно-методических документов). Результатом процесса реализации являются сформированные у выпускников вуза компетенции заданного уровня, выступающие гарантом их готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Процессы основной образовательной программы, в свою очередь, могут быть декомпозированы на подпроцессы (мини-процессы), в рамках которых осуществляются скоординированные и управляемые виды деятельности, приводящие к достижению поставленных целей.
Процесс проектирования основной образовательной программы включает следующие последовательно реализуемые подпроцессы:
1) анализ требований заинтересованных сторон к основной образовательной программе вуза;
2) целеполагание основной образовательной программы вуза;
3) разработку содержания образования, образовательных технологий и системы оценочных средств основной образовательной программы.
Процесс реализации основной образовательной программы может быть разложен на следующие подпроцессы:
1) формирование контингента обучающихся по основной образовательной программе вуза;
2) планирование условий организации образовательного процесса по основной образовательной программе;
3) реализация образовательного процесса по основной образовательной программе вуза;
4) анализ удовлетворенности требований заинтересованных сторон к основной образовательной программе вуза.
Реализация подпроцесса «Анализ требований заинтересованных сторон к основной образовательной программе вуза» предполагает выявление запросов внешних (государства, работодателей, абитуриентов, выпускников) и внутренних (студентов, преподавателей, сотрудников вуза) потребителей, заинтересованных в качестве целей, содержания, условий организации образовательного процесса и результатов основной образовательной программы вуза.
Подпроцесс «Целеполагание основной образовательной программы вуза» охватывает деятельность вуза по разработке целей основной образовательной программы и компетентностной модели выпускника (ожидаемых результатов образования). При этом важно учитывать не только требования ФГОС ВПО, задающие общий, широкий контекст формулировки целей, профессиональной деятельности и компетенций выпускника, но и целый ряд других факторов, таких как миссия вуза и стратегия его развития, особенности научных школ, международное сотрудничество, специфика экономики региона, потребности работодателей, специализация подготовки выпускников, возможности материально-технической базы и социально-культурной среды вуза. Это позволит вузу показать уникальность предлагаемых им основных образовательных программ, их отличительные особенности от аналогичных программ, реализуемых в других вузах.
Подпроцесс «Разработка содержания образования, образовательных технологий и системы оценочных средств основной образовательной программы» предполагает деятельность по детальной разработке паспорта и программы формирования компетенции,
базового учебного плана, учебных программ дисциплин и практик, учебно-методических комплексов.
Подпроцесс «Формирование контингента обучающихся по основной образовательной программе вуза» подразумевает такие виды деятельности, как довузовская подготовка, профориентационная работа и отбор абитуриентов для обучения.
Подпроцесс «Планирование условий организации образовательного процесса по основной образовательной программе» предполагает разработку рабочего учебного плана и индивидуальных траекторий освоения студентами основных образовательных программ, составление расписания занятий, расчет нагрузки профессорско-преподавательского состава, планирование воспитательной и научно-исследовательской работы студентов, распределение студентов по базам практик, разработку индивидуальных планов преподавателей и др.
Подпроцесс «Реализация образовательного процесса по основной образовательной программе вуза» обеспечивает проведение аудиторных занятий, практик, самостоятельной, воспитательной и научноисследовательской работы студентов, текущего, рубежного, промежуточного и итогового контроля качества сформированности у студентов компетенций.
Подпроцесс «Анализ удовлетворенности требований заинтересованных сторон к основной образовательной программе вуза» предполагает выявление степени соответствия целей, содержания, условий организации образовательного процесса и результатов основной образовательной программы установленным требованиям внешних и внутренних заинтересованных сторон.
Системный подход позволяет исследовать проблему управления качеством проектирования и реализации основных образовательных программ в вузе как целостную систему, имеющую свои особенности функционирования и развития. В его логике управление качеством проектирования и реализации основных образовательных программ в вузе рассматривается как сложная система, которой свойственны все необходимые признаки системности: структурность, целостность, иерархическая организация управления (со-подчиненность элементов системы), взаимосвязь внешних и внутренних факторов на различных этапах функционирования системы.
У нее есть свой объект (качество проектирования и реализации основных образовательных программ в вузе) и субъекты управления разного иерархического уровня (уровни ректората, факультета, кафедры и уровень взаимодействия преподавателя со студентом), реализующие управленческие функции. Она состоит из совокупности процессов и подпроцессов, органично встраиваемых в общую структуру процессов внутривузовской системы менеджмента качества (СМК), являющейся системой более широкого порядка по отношению к управлению качеством проектирования и реализации основной образовательной программы в вузе. Процессы проектирования и реализации основной образовательной программы в вузе и их подпроцессы входят в состав основных процессов СМК. При этом они функционируют параллельно, в тесной взаимосвязи с остальными процессами, выделенными в процессной модели вуза в качестве основных (научно-исследовательская деятельность, проектирование и реализация дополнительных образовательных программ, воспитательная деятельность вуза и др.). В свою очередь другие группы процессов СМК могут быть обогащены видами деятельности, непосредственно связанными с управлением, мониторингом и поддержкой качества проектирования и реализации основных образовательных программ в вузе. Например, процессы высшего руководства СМК могут быть дополнены такими видами деятельности, как управление подготовкой вуза к лицензированию, государственной и/или общественной аккредитации основных образовательных программ и др.; вспомогательные процессы СМК - деятельностью по управлению учебно-методическим обеспечением основных образовательных программ, аудиторным фондом, социально-культурной средой вуза и др.; системные процессы СМК -деятельностью по организации мониторинга качества проектирования и реализации основных образовательных программ в вузе, управлению ее документацией и записями и др.
Единство системы управления качеством проектирования и реализации основных образовательных программ в вузе отражает такие связи между процессами и подпроцессами, которые позволяют оценивать самостоятельность каждого из них в отдельности, управлять, не нарушая общей целостности системы и взаимозависимости от других процессов.
Потенциал компетентностного подхода заключается в возможности моделирования результатов образования (признаки готовности выпускника применять соответствующие компетенции в профессиональной деятельности) как совокупности требований к качеству проектирования и реализации основных образовательных программ. Это влечет за собой методологическую перестройку системы мониторинга, являющейся структурным элементом управления качеством проектирования и реализации основных образовательных программ в вузе.
Наши исследования показали, что качество проектирования и реализации основной образовательной программы в вузе как педагогическая категория является производной от понятий «качество образования», «качество подготовки специалистов», «качество образовательного процесса» и представляет собой сбалансированное соответствие целей, содержания, условий организации образовательного процесса и результатов основной образовательной программы многообразным потребностям внешних и внутренних заинтересованных сторон [4]. Соответственно система мониторинга в рамках управления качеством проектирования и реализации основных образовательных программ в вузе должна обладать такой целостной совокупностью критериев, показателей и методов диагностирования, которая позволит обеспечить субъектов управления своевременной, всесторонней и объективной информацией о степени соответствия ее целей, содержания, условий реализации, образовательных технологий и уровня подготовки выпускников требованиям внешних и внутренних заинтересованных сторон.
Исходя из основных положений процессного, системного и компетентностного подходов, можно определить управление качеством проектирования и реализации основных образовательных программ в вузе как сложную систему, интегрирующую в себе свойства системы более широкого порядка (вну-тривузовской СМК), обладающую внешними и внутренними, вертикальными и горизонтальными связями, которые проявляются в функциях, реализуемых субъектами управления путем воздействия на ее процессы с целью достижения соответствия качества це-
лей, содержания, условий и результатов реализации основных образовательных программ в вузе требованиям внешних и внутренних заинтересованных сторон.
литература
1. Краснокутская Е.А., Лесина Ю.А. Управление разработкой и реализацией образовательных программ нового поколения на основе международного стандарта ISO 9001:2008 // Международные стандарты, аккредитация и сертификация технического образования и инженерной профессии : материалы Междунар. науч.-практ. конф. М. : Изд. дом «МИСиС», 2010. С. 48-53.
2. Абчук В.А., Тимченко В.В., Трапицын С.Ю. Менеджмент : учебник. СПб. : ООО «Книжный дом», 2006.
3. Сахарчук Е.И. Управление качеством подготовки специалистов в контексте модернизации образования // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Пед. науки. 2003. № 1(02). С. 37-38.
4. Чандра М.Ю. Структурно-функциональная характеристика системного мониторинга в управлении качеством основных образовательных программ вуза // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters) : электрон. науч. журн. 2012. Март. URL : http://www. emissia.org/offline/2012/1751.htm (дата обращения: 10.02.2012).
Methodological foundations of quality management of projecting and implementation of the basic educational programmes at a higher school
There is substantiated the urgency of the issue of quality management of projecting and implementation of the basic educational programmes at a higher school. Special attention is paid to the main points of the systemic, competence, process approaches as methodological foundations of quality management ofprojecting and implementation of the basic educational programmes at a higher school.
Key words: process, systemic, competence methodological approaches, quality of projecting and implementation of the basic educational programme, quality management, process model.