Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КУРСАНТ / ОФИЦЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузяев Илдар Зиннятович

Рассматриваются проблемы формирования компетентности экологической безопасности у курсантов факультета тыла. Представлено определение компетентности экологической безопасности. Основываясь на исследованиях отечественных авторов, выделяются три основных компонента компетентности экологической безопасности: когнитивный как система экологических знаний; ценностно-мотивационный, выражающийся в осознании важности сохранения окружающей среды и природных ресурсов; деятельностно-практический, проявляющийся в способности практически решать возникающие природоохранные задачи. Проведен анализ, на основании которого установлено, что в перечень компетенций, формируемых в результате освоения профессиональной образовательной программы по специальности 56.05.01 «Тыловое обеспечение», не входит компетенция экологической безопасности. Установлены учебные дисциплины, изучение которых способствует формированию мировоззрения, знаний, умений, навыков, опыта для обеспечения экологической безопасности. Предстоит провести исследование с целью получения ответов на следующие вопросы: как измерить компетентность экологической безопасности у курсантов и как обеспечить формирование компетентности экологической безопасности выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузяев Илдар Зиннятович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ENVIRONMENTAL SAFETY COMPETENCE IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The problems of environmental safety competence formation among the cadets of the logistics faculty are considered. The definition of environmental safety competence is conducted. Based on the research of Russian authors, there are three main components of the competence of environmental safety: cognitive, as a system of environmental knowledge; value-motivational, expressed in the awareness of the importance of preserving the environment and natural resources; activity-practical, manifested in the ability to solve practically arising environmental problems. The main academic subjects are analyzed, during mastering of which the competences necessary for environmental protection in the performance of official duties are developed. An analysis was carried out on the basis of which it was established that the list of competencies formed as a result of mastering a professional educational program in the specialty 56.05.01 Logistics does not include the competence of environmental safety. Educational disciplines have been established, the study of which contributes to the formation of a worldview, knowledge, abilities, skills, experience to ensure environmental safety. It is necessary to conduct a study in order to obtain answers to the following questions: how to measure the competence of environmental safety among cadets and how to ensure the formation of competence in environmental safety of graduates.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

УДК 378. 095

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-4-140-149

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

И. З. Кузяев

Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь

Рассматриваются проблемы формирования компетентности экологической безопасности у курсантов факультета тыла. Представлено определение компетентности экологической безопасности. Основываясь на исследованиях отечественных авторов, выделяются три основных компонента компетентности экологической безопасности: когнитивный как система экологических знаний; ценностно-мотивационный, выражающийся в осознании важности сохранения окружающей среды и природных ресурсов; дея-тельностно-практический, проявляющийся в способности практически решать возникающие природоохранные задачи. Проведен анализ, на основании которого установлено, что в перечень компетенций, формируемых в результате освоения профессиональной образовательной программы по специальности 56.05.01 «Тыловое обеспечение», не входит компетенция экологической безопасности. Установлены учебные дисциплины, изучение которых способствует формированию мировоззрения, знаний, умений, навыков, опыта для обеспечения экологической безопасности. Предстоит провести исследование с целью получения ответов на следующие вопросы: как измерить компетентность экологической безопасности у курсантов и как обеспечить формирование компетентности экологической безопасности выпускников.

Ключевые слова: экологическая безопасность, компетенция, компетентность экологической безопасности, курсант, офицер.

Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется поиском решения выхода из экологического коллапса. Кризис взаимоотношений человека и окружающей среды складывается из системы глобальных проблем: становление цифрового общества, усугубляющиеся угрозы экологической безопасности, нарастание скорости преобразований, возможные социальные потрясения.

«Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий» [1, с. 4].

Обеспечение экологической безопасности в войсках национальной гвардии Российской Федерации (ВНГ РФ) достигается выполнением комплекса мероприятий, исключающих или максимально снижающих неблагоприятное воздействие их деятельности на окружающую среду.

Согласно действующему законодательству офицер, который непосредственно принимает решения при обеспечении воинской части по службам тыла в повседневной деятельности, должен иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Область профессиональной деятельности выпускников включает управление видами тылового обеспечения воинских частей (организаций) ВНГ РФ, управление органами и подразделениями тылового обеспечения ВНГ РФ.

Очевидно, что «повседневная деятельность предприятий военно-промышленного комплекса и Вооруженных Сил сопровождается их негативным воздействием на окружающую природную среду. Техногенные (антропогенные) объекты и изделия: транспорт, боевая и специальная техника, энергетические комплексы различного назначения, склады и т. п. являются мощными источниками загрязнения природной среды» [2, с. 66].

В публикациях последних лет обращается внимание на то, что «несмотря на то, что специально организованное экологическое обучение и воспитание при обучении в военном вузе и боевой подготовке в воинских частях осуществляется уже около 20 лет, число экологических правонарушений, выявляемых в воинских частях, только увеличивается. Причина зачастую кроется в низком уровне экологической грамотности и отсутствии намерений осуществлять полный перечень природоохранных мероприятий с той же ответственностью, что и эксплуатационные, служебные, военно-политические и другие типы так называемых, профильных мероприятий» [3, с. 3838].

Для достижения эффективности экологической безопасности необходим новый подход в подготовке офицеров тыла, заключающийся в формировании системы экологических знаний, ценностей, взглядов, убеждений, принципов, умений, навыков, наличия опыта практических действий определения причин, источников возникновения рисков, их влияния на безопасность повседневной деятельности военной организации и упреждения возможных негативных последствий, поскольку «сформированность компетенций студентов выступает важнейшим критерием оценки результативности обучения в вузе» [4, с. 62].

Вопросы о сущности и механизмах развития экологической компетентности курсантов высших военных учебных заведений предметом исследования выступают в трудах Н. В. Бу-дашевой, О. Н. Васиной, П. И. Образцова, Л. А. Пастуховой, О. Н. Пономаревой, О. В. Селезневой, О. А. Старостина, С. А. Шобонова, С. В. Шурыгина. Обратим внимание, что ни в одной из имеющихся в настоящее время работ вопрос формирования компетентности экологической безопасности у курсантов высших военных учебных заведений не затрагивается. Поэтому возникает проблема, какие условия создать для формирования компетенции экологической безопасности выпускников высших военных учебных заведений. Сначала нужно разобраться, что же такое компетенция экологической безопасности?

И. А. Зимняя предложила следующее определение: «Компетенции - это некоторые внутренние потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальные, деятельностные проявления» [5, с. 22].

А. В. Хуторской так разделяет понятия: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [6, с. 7].

По мнению Г. К. Селевко, компетентность - «интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанное на знаниях и опыте, приобретенное в процессе обучения и социализации и ориентированное на самостоятельное участие в деятельности» [7, с. 140].

Как считает С. Л. Троянская, «компетенция - это своего рода модель поведения, в которой используется знания, умения и навыки в соответствии с определенной деятельностью для достижения результатов» [8, с. 23].

Согласно методическим рекомендациям для проектирования основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО, «компетентность - это модель выпускника, имеющего квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, отражающими междисциплинарные требования к результату образования» [9, с. 12].

«Компетенция - способность выпускника применять знания, умения, опыт, личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Компетенции подразделяются на две группы: общекультурные (универсальные, надпредметные) и профессиональные (предметно-специфические, предметно-специализированные)» [10, с. 12-14].

Данные требования по специальности 56.05.01 «Тыловое обеспечение» (уровень спе-циалитета) ФГОС ВО утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2016 года № 675дсп.

Выпускник должен обладать общекультурными (ОК), общепрофессиональными (ОПК), профессиональными (ПК), профессионально-специализированными (ПСК) и военно-профессиональными компетенциями (ВПК).

На наш взгляд, компетентность экологической безопасности - это характеристика личности с определенными знаниями, умениями, навыками, сформированными экологическим мировоззрением, опытом реализации теоретических и практических задач, способной спрогнозировать и упредить последствия или возможные варианты развития катастрофических событий, которые вызывают необратимые изменения состояния окружающей среды и могут нанести ущерб жизненным интересам личности и общества.

В составе компетентности экологической безопасности целесообразно выделить три основных структурных компонента: когнитивный, ценностно-мотивационный, деятель-ностно-практический. Все эти компоненты должны быть взаимосвязаны со всеми компетенциями, направленными на развитие соответственно ценностной, теоретической и практической стороны деятельности у курсантов.

1. Когнитивный компонент предполагает обладание экологическими знаниями, осознание их значимости, понимание многообразия и механизма возникновения современных экологических проблем, знание основных положений и структуры нормативных документов, регулирующих вопросы природопользования и их правильную трактовку, сформированное экологическое мышление, позволяющее понимать важности выполнения мероприятий по обеспечению экологической безопасности военной деятельности.

2. Мотивационно-ценностный компонент предполагает совокупность интересов, целей, потребностей и мотивов, убеждений по сохранению окружающей среды и природных ресурсов; приоритет экологической безопасности в системе личностных ценностей; понимание необходимости соблюдения требований законодательства в области экологической безопасности и охраны окружающей среды; осознанная уверенность в актуальности бережного отношения к геосфере Земли в повседневной жизни и профессиональной деятельности; устойчивый интерес к проблемам взаимодействия общества и природы; понимание насущности разрешения возникающих при этом противоречий; способность развивать и реализовывать свой внутренний потенциал, в том числе через инициативность, направленную на экологическую безопасность и просвещение.

3. Деятельностно-практический компонент в структуре компетенции экологической безопасности предполагает: способность практически применять полученные знания при прогнозировании и упреждении последствий развития событий катастрофического характера, которые изменяют состояния окружающей среды и способны нанести вред жизненно важным интересам личности и общества.

В настоящее время в Российской Федерации не разработан единый федеральный стандарт экологического образования, соответственно, решение на составление основных образовательных программ принимают вузы. Проведенный анализ показывает, что компетентность экологической безопасности в Пермском военном институте формируется в результате освоения базовой и вариативной части основной профессиональной образовательной программы. «Усвоение определяется как процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения практических и теоретических задач» [11, с. 308].

Согласно учебному плану, практически половина из 58 изучаемых учебных дисциплин предусматривают в своем составе наличие компонента экологической безопасности.

Напрямую вопросы экологической безопасности рассматриваются при изучении дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», «Концепция современного естествознания», «Правоведение», «Управление войсковым хозяйством», «Хозяйственное право», «Экология».

В результате изучения обозначенных дисциплин формируются компетенции, осваивая которые, обучаемый должен, во-первых, овладеть достаточным объемом знаний, позволяющих сформировать мировоззрение специалиста, и освоить виды деятельности, соответствующие выбранной специальности.

Так, в целях формирования миропонимания необходимо изучить, чувственно воспринимать и уметь рационально объяснять: суть биосферы, взаимоотношения биологических систем высших рангов и геосферы Земли, роль биологического разнообразия как ведущего фактора устойчивости экосистем; смысл целостности природных явлений и процессов, закономерности взаимоотношений организмов с окружающей средой и друг с другом; представления о человеке как части природы, неразрывном единстве человеческой цивилизации и биосферы Земли, особенности военных экосистем и взаимоотношения воинских формирований с окружающей средой; важнейшие проблемы взаимодействия природы и общества и возможные пути их решения (ОК-10; ОПК-2); основные законы, концепции и достижения современного естествознания, историю, тенденции и перспективы развития естественных наук, пути зарождения и развития материи, особенности основных уровней организации материи, понимать сущность явления «жизнь», закономерности возникновения биоразнообразия, осознавать место и значение человека в окружающем мире, основные концепции, раскрывающие феномен человека как природного объекта и связывающие естественно-научные знания о человеке с системой гуманитарных отраслей науки (ОК-9, ОК-10).

В целях организационно-управленческой деятельности знать: основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия опасных и вредных факторов на человека и природную среду (ОК-6); методы защиты от воздействия опасных и вредных факторов на человека применительно к сфере профессиональной деятельности (ОК-6, ОПК-2); основные мероприятия по защите населения и личного состава в чрезвычайных ситуациях и основные способы ликвидации их последствий (ОПК-2).

В целях юридической защиты интересов войск изучить: основы российской правовой системы и законодательства, правового статуса личности, организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации, характеристику основных отраслей российского права, правовые основы обеспечения национальной, общественной (имущественной) безопасности Российской Федерации (ОК-1, ОК-2); требования нормативных правовых актов по тыловому обеспечению воинских частей войск национальной гвардии РФ (ОПК-2; ВПК-3).

В целях административно-хозяйственной деятельности знать: организацию и порядок ведения войскового хозяйства в воинской части (ПК-1; ПСК-2.5); организацию планирования и контроля хозяйственной деятельности служб тыла (ПК-2, 4; ПСК-5.2; ВПК-1, 6).

В целях эксплуатационной деятельности - устройство, организацию эксплуатации систем жизнеобеспечения военного городка и порядок обеспечения коммунальными услугами (ОПК-2; ПК-1, 2, 13; ВПК-6, 8, 9).

Во-вторых, в процессе изучения дисциплин, обозначенных выше, можно сформировать целый ряд умений, свойственных компетентности экологической безопасности.

В целях организационно-управленческой деятельности научиться: использовать основные экологические понятия и термины; подходить к решению проблем взаимоотношения природы и общества, грамотно применяя современные экологические знания; прогнозировать результаты развития цивилизации и ее воздействия на биосферу; предотвращать негативные последствия вмешательства человеческой деятельности в природную среду (ОК-10; ОПК-2); учитывать и применять основные законы природы в жизни и профессиональной деятельности, применять средства и способы обеспечения экологической безопасности, осуществлять природоохранные мероприятия в различных видах военной деятельности, свободно оперировать базовыми естественно-научными терминами и понятиями (ОК-9, ОК-10); идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации (ОК-6); выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности (ОПК-2); определять мероприятия по защите населения и личного состава в чрезвычайных ситуациях и основные способы ликвидации их последствий (ОК-6, ПК-3).

В целях юридической защиты интересов войск научиться: анализировать и составлять основные правовые акты и осуществлять правовую оценку информации, используемой в профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав (ОПК-2); использовать полученные знания на практике по организации хозяйственной деятельности воинской части, принимать обоснованные решения в интересах тылового обеспечения служебной деятельности (ОПК-2, ПК-1-4, 6, 13, 14; ПСК-5.2; ВПК-1, 3, 4, 5, 6, 8, 9).

В целях административно-хозяйственной деятельности уметь: разрабатывать планирующие документы хозяйственной деятельности воинской части (ПК-2, 3, 6; ВПК-1, 3, 5); обеспечивать требуемый уровень боевой готовности подчиненных служб тыла (ПК-14; ПСК-5.2; ВПК-1).

В-третьих, курсант может овладеть рядом навыков, позволяющих обеспечить экологическую безопасность в ходе выполнения своих должностных обязанностей.

Так, в целях организационно-управленческой деятельности овладеть: основными подходами к оценке экологической обстановки и организации мероприятий по охране окружающей среды в местах дислокации воинских частей и подразделений (ОК-10; ОПК-2); основным понятийным и терминологическим аппаратом естественных наук, навыками анализа явлений и проблем окружающего мира в соответствии с существующими естественно-научными концепциями; методикой работы с учебной и специальной литературой, навыками использования лабораторного оборудования и контрольно-измерительных приборов для осуществления элементарных методов контроля и мониторинга среды обитания (ОК-9, ОК-10); понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности (ПК-3).

В целях юридической защиты интересов войск владеть: методикой поиска необходимых законодательных и правовых актов в области безопасности (ПК-3); навыками поиска нормативной правовой информации, необходимой для профессиональной деятельности (ОК-2, ОПК-2).

В целях административно-хозяйственной деятельности - навыками управления войсковым хозяйством воинской части (ПК-1-4, ПСК-5.2, ВПК-1); методикой составления планов хозяйственной деятельности воинской части (ОПК-2; ПК-3, 6; ВПК-3).

Компетенции экологической безопасности формируются также при изучении основных дисциплин специализации «Войсковое питание и хлебопечение», «Войсковой тыл», «Тыловое обеспечение служебно-боевой деятельности войск», «Вещевое обеспечение», «Продовольственное обеспечение», «Товароведение военной одежды и обуви», «Товароведение пищевых продуктов».

В результате освоения дисциплин формируются компетенции, напрямую связанные с экологической безопасностью.

Принимая решения, необходимые для обеспечения деятельности по службам тыла, обучаемый должен знать, как предотвратить негативное воздействие воинской части (организации) на окружающую среду.

В частности, в целях организационно-управленческой деятельности необходимо знать: нормативные правовые акты по вопросам тылового обеспечения частей и подразделений в различных видах боя и на марше (ОПК-2); основы организации тылового и по службам тыла технического обеспечения частей и подразделений в бою и на марше (ОПК-2, ПК-2, 9, 13-15, ПСК-5.2, ВПК-6); организацию и порядок материального обеспечения частей и подразделений по службам тыла при подготовке и в ходе боя, а также при совершении марша (ОК- 9, ОПК-2, ПК-2, 4, 13-15, ПСК-5.1-5.4, ВПК-5, 8).

В целях административно-хозяйственной деятельности знать: нормативные правовые акты ВНГ РФ и директора ВНГ РФ по вопросам организации питания военнослужащих воинских частей ВНГ РФ; научные основы питания; организацию планирования питания в воинской части ВНГ РФ; технологию приготовления холодных закусок, первых, вторых и третьих блюд; технологию выпечки хлеба; технологию приготовления пищи из рационов питания на группу и на отдельного военнослужащего; организацию питания личного состава воинской части ВНГ РФ; особенности питания личного состава авиационных частей войск ВНГ РФ; особенности питания личного состава воинских частей войск ВНГ РФ в полевых условиях; организацию лечебного питания; организацию контроля войскового питания; должностные обязанности начальника столовой и повара; санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к войсковым столовым; устройство, оборудование и содержание столовых воинских частей войск ВНГ РФ и военных хлебозаводов; устройство основного и вспомогательного оборудования войсковых столовых (ОК-9; ОК-10; ОПК-2, ОПК-3); нормативные правовые акты ВНГ РФ по вопросам вещевого обеспечения воинских частей (ОК-1, 2, 5-7, 9-11; ОПК-1-3; ПК-1-9, 14, 15; ПСК-5.1-5.4; ВПК-1-9); порядок и систему поставок материальных средств вещевого обеспечения воинской части ВНГ РФ (ОК-1, 2, 5-7, 9-11; ОПК-1-3; ПК-1-9, 14, 15; ПСК-5.1-5.4; ВПК-1-9).

Офицеру тыла необходимо уметь:

в целях организационно-управленческой деятельности планировать тыловое обеспечение и управлять подразделениями тыла в различных видах боя и на марше (ОК-9, ОПК-2, ПК-1, 2, 4, 9, ПСК-5.2, ВПК-3, 5);

в целях административно-хозяйственной деятельности организовывать приготовление пищи в стационарных и полевых условиях; выпечку хлеба в стационарных и полевых условиях; организовать приготовление диетической пищи; проводить контрольно-показательную варку пищи; определять простейшие неисправности оборудования столовых; использовать основы методики определения потребности в материальных средствах вещевого обеспечения воинской части ВНГ РФ (ОК-1, 2, 5-7, 9-11; ОПК-1-3; ПК-1-9, 14, 15; ПСК-5.1-5.4; ВПК-1-9).

Для выполнения задачи всестороннего обеспечения по службам тыла выпускник факультета тыла должен обладать навыками, которые формируются в ходе изучения специальных дисциплин.

В целях организационно-управленческой деятельности - навыками в планировании тылового обеспечения и постановке задач подчиненным должностным лицам при подготовке и в ходе ведения боя, а также при совершении марша (ОК-9, ОПК-2, ПК-1, 2, 9, 13, ПСК-5.2, ВПК-3, 5, 6); навыками в разработке и оформлении документов по управлению подразделениями и частями тыла и производстве тактико-тыловых расчетов (ОПК-2, ПК-1, 2, ПСК- 5.2, ВПК-3, 5, 6); навыками в отдаче распоряжений и постановке задач подчиненным на организацию материального обеспечения (ОПК-2, ПК-1, 2, 4, 9, ПСК-5.1, 5.2, ВПК-3, 6, 8).

Для выполнения административно-хозяйственной деятельности - владеть навыками в осуществлении контроля за питанием личного состава в столовой воинской части войск ВНГ РФ; навыками в приготовлении пищи в стационарных и полевых условиях, выпечке хлеба, проведении контрольно-показательной варки пищи.

В качестве примеров формирования компетентности экологической безопасности в ходе освоения вышеперечисленных дисциплин курсантами можно привести:

1. Выпускника, выполняющего обязанности дежурного по воинской части, который способен принять решение при обнаружении разбитых люминесцентных ламп в контейнере для сбора и хранения твердых коммунальных отходов.

2. Выпускника, выполняющего обязанности начальника вещевой службы, который способен разработать подраздел «Обеспечение экологической безопасности» в разделе «Мероприятия по службам» Плана хозяйственной деятельности на год.

Компетенции, формируемые при освоении рассмотренных дисциплин, напрямую не ориентированы на развитие мотивационно-ценностного компонента компетентности экологической безопасности.

По мнению автора, данный аспект может развиваться в ходе изучения целого ряда дисциплин: иностранный язык, информатика, культурология, применение современных информационных технологий в служебно-боевой деятельности, военная психология и педагогика, русский язык и культура речи, философия.

Для формирования интересов, целей, потребностей и мотивов, убеждений по сохранению окружающей среды можно использовать проблемные ситуации, связанные с экологией, в том числе возникающие в войсках, например, в ходе философского анализа проблем (ОК-3); при изучении основ психологии деятельности и общения, особенности основных социально-психологических процессов и явлений в малой группе; сущности воспитания и его места в педагогическом процессе (ОК-5, ОК-6, ОК-11, ОПК-1, ВПК-2, ВПК-4, ВПК-6).

Материалы, связанные с экологической безопасностью, могут стать основой овладения навыками критического восприятия информации; ведения дискуссии и полемики, практического анализа, логики различного рода рассуждений; способности духовно-нравственной оценки своей деятельности, своего места в военной деятельности государства, а также навыками использования оборудования и контрольно-измерительных приборов для осуществления элементарных методов экологического мониторинга (ОПК-2).

Таким образом, формирование компетентности экологической безопасности у курсантов военного института по итогам обучения можно оценить тогда, когда выпускник при выполнении должностных обязанностей знает, умеет, обладает навыками и другими качествами, являющимися основой компетентности, и может их использовать при решении реальных профессиональных задач.

Проведенный анализ показывает, что в перечень компетенций, формируемых в результате освоения профессиональной образовательной программы по специальности 56.05.01 «Тыловое обеспечение», не входит компетенция экологической безопасности. Однако изучаемые дисциплины в целом способствуют формированию мировоззрения, знаний, умений, навыков,

опыта для обеспечения экологической безопасности. Предстоит провести исследование с целью получения ответов на следующие вопросы: как измерить компетентность экологической безопасности у курсантов и как обеспечить формирование компетентности экологической безопасности выпускников (с опережением требований современной ситуации), опираясь на передовые мировоззренческие позиции, используя умение работать с текстами первоисточников, новыми информационными ресурсами и учитывая запросы современного общества.

Список литературы

1. Федеральный закон от 10 января 2002 № 7-ФЗ (с изменениями на 9 марта 2021 года) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. С. 1-39.

2. Дубровин Е. Р., Дубровин И. Р. Экологические проблемы деятельности предприятий военно-промышленного комплекса и Министерства обороны Российской Федерации и их решение // Военная мысль. 2021. № 2. С. 66-72.

3. Селезнева О. В. Решение учебных задач по военной экологии: анализ типичных затруднений и пути их преодоления // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 2. С. 3837-3847. DOI: 10.15 372/PEMW20 200 221

4. Косолапова Л. А., Шеремета Т. В. Использование современных технологий оценивания результативности обучения в вузе в контексте компетентностного подхода // Междунар. научно-исследоват. журн. 2016. № 5 (47). Ч. 4. С. 63.

5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С. 42.

6. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Вестник института образования человека. 2013. № 1. С. 1-18.

7. Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4. С. 138-145.

8. Троянская С. Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. Ижевск: Удмуртский ун-т, 2016. 176 с.

9. Hutmaster Walo. Key Competencies for Europe. Report of the Symposium. Bern, Switzezland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a. Secondary Education for Europe Strsburg, 1997. Р. 34.

10. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: метод. рекомендации для руководителей и актива учебно-метод. объединений вузов / науч. ред. Н. А. Селезнева. М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов. Координационный совет учебно-метод. объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. С. 84.

11. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 1997. С 480.

Кузяев Илдар Зиннятович, адъюнкт, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (ул. Гремячий Лог, 1, Пермь, Россия, 614030). E-mail: ptown1092019@mail.ru

Материал поступил в редакцию 30.03.2021

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-4-140-149

FORMATION OF ENVIRONMENTAL SAFETY COMPETENCE IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

I. Z. Kuzyayev

Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Perm, Russian Federation

The problems of environmental safety competence formation among the cadets of the logistics faculty are considered. The definition of environmental safety competence is

conducted. Based on the research of Russian authors, there are three main components of the competence of environmental safety: cognitive, as a system of environmental knowledge; value-motivational, expressed in the awareness of the importance of preserving the environment and natural resources; activity-practical, manifested in the ability to solve practically arising environmental problems. The main academic subjects are analyzed, during mastering of which the competences necessary for environmental protection in the performance of official duties are developed. An analysis was carried out on the basis of which it was established that the list of competencies formed as a result of mastering a professional educational program in the specialty 56.05.01 Logistics does not include the competence of environmental safety. Educational disciplines have been established, the study of which contributes to the formation of a worldview, knowledge, abilities, skills, experience to ensure environmental safety. It is necessary to conduct a study in order to obtain answers to the following questions: how to measure the competence of environmental safety among cadets and how to ensure the formation of competence in environmental safety of graduates.

Keywords: environmental safety, competence, environmental safety competence, cadet, officer.

References

1. Federal'nyy zakon ot 10 yanvarya 2002 no. 7-FZ (s izmeneniyami na 9 marta 2021 goda) «Ob okhrane okruzhayushchey sredy» [Federal law from 10.01.2002 no. 7-FZ (with amendments and additions that came into force on 01.01.2021) On the protection of the environment]. Sobraniye zakonodatelstvaRF. 2002, no. 2, pp. 1-39 (133 p.) (in Russian).

2. Dubrovin E. R., Dubrovin I. R. Ekologicheskiye problemy deyatel'nosti predpriyatiy voenno-promyshlennogo kompleksa i Ministerstva oborony Rossiyskoy Federatsii i ikh resheniye [Environmental problems of the activities of enterprises of the military-industrial complex and the Ministry of Defense of the Russian Federation and their solution]. Voyennaya mysl', 2021, no. 2, pp. 66-72 (in Russian).

3. Selezneva O. V. Resheniye uchebnykh zadach po voennoy ekologii, analiz tipichnykh zatrudneniy i puti ikh preodoleniya [Solution of educational tasks in military ecology: analysis of typical difficulties and ways to overcome them]. Professional'noye obrazovaniye v sovremennom mire - Professional education in the modern world, 2020, vol. 10, no. 2, pp. 3837-3847 (in Russian). DOI: 10.15 372/PEMW20 200 221

4. Kosolapova L. A., Sheremeta T. V. Ispol'zovanie sovremennykh tekhnologiy otsenivaniya rezul'tativnosti obucheniya v vuze v kontekste kompetentnostnogo podkhoda [The use of modern technologies for evaluating the effectiveness of training at a university in the context of a competence-based approach]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal - International Research Journal, 2016, no. 5 (47), part 4, pp. 60-63 (in Russian).

5. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya [Key competencies as an effective-target basis of a competence building approach in education. Author's version]. Moscow, Research Center for the Problems of the Quality of Training of Specialists Publ., 2004. 42 p. (in Russian).

6. Khutorskoy A. V. Opredeleniye obshchepredmetnogo soderzhaniya i klyuchevykh kompetentsiy kak kharakteristika novogo podkhoda k konstruirovaniyu obrazovatel'nykh standartov [Definition of general subject content and key competencies as a characteristic of a new approach to the construction of educational standards]. Vestnik instituta obrazovaniya cheloveka, 2013, no. 1, pp. 1-18 (in Russian).

7. Selevko G. K. Kompetentnosti i ikh klassifikatsiya [Competence and their classification]. Narodnoyeobrazovaniye, 2004, 4, pp. 138-145 (in Russian).

8. Troyanskaya S. L. Osnovy kompetentnostnogo podkhoda v vysshem obrazovanii [Fundamentals of the competence-based approach in higher education]. Izhevsk, Udmurt University Publ., 2016. 176 p. (in Russian).

9. Hutmaster Walo. Key Competencies for Europe. Report of the Symposium (Bern, Switzezland 27-30 March, 1996). A Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997. P. 34.

10. Proyektirovaniye osnovnykh obrazovatel'nykh programm, realizuyushchikh federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vyshego professional'nogo obrazovaniya: metodicheskiye rekomendatsii dlya rukovodideley i aktiva uchebno-metodicheskikh ob'edineniy vuzov. Nauchnaya redaktsiya doktora tekhnicheskikh nauk, professora N. A. Seleznevoy [Designing basic educational programs that implement federal state educational standards of higher professional education guidelines for the leaders and the asset of educational and methodological associations of universities. Scientific ed. Doctor of Technical Sciences, Professor N. A. Selezneva]. Moscow, Research Center for the Problems of the Quality of Training of Specialists; Coordination Council of educational and methodological associations and scientific and methodological councils of higher education Publ., 2009. 84 p. (in Russian).

11. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskayapsikhologiya [Educational psychology]. Rostov-On-Don, Feniks Publ., 1997. 480 p. (in Russian).

Kuzyayev I. Z., Adjunct, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (ul. Gremyachy Log, 1, Perm, Russian Federation, 614030). E-mail: ptown1092019@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.