Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафронова Елена Михайловна

Уточняются определение воспитательной компетентности в условиях инклюзии и причины значимости процесса ее формирования у будущего педагога. Представлены результаты диагностического исследования, проведенного на базе педагогического вуза, по выявлению представлений студента о сути инклюзивного воспитания и его ресурсах. Описаны педагогические «пробы» студентов по разработке «воспитательных проектов» с учетом ситуации инклюзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафронова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF INCLUSIVE EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

The article deals with the specification of the educational competence in the context of inclusion and the reasons of the significance of its development of future teachers. There are presented the results of the diagnostic study conducted on the basis of the pedagogical university directed to the revealing of the representations of the student about the essence of the inclusive education and its resources. There are described the pedagogical “tests” of the students aimed at the development of the “educational projects” considering the situations of inclusion

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

известия вгпу

Considering the issue of the invariant scientific and methodological support of the pedagogical process of the formation of the Russian personal identity

The article deals with the revealing of the invariant characteristics of the Russian identity. There is suggested to discuss the project of the modular program of the formation of the Russian identity in the educational institutions in the purpose of the improvement of the professional activities of the teaching staff in the context of the considered process.

Key words: anthropo-image, invariant characteristics, modular program, reference, Russian identity.

(Статья поступила в редакцию 07.11.2021)

Е.м. сафронова

(волгоград)

формирование компетентности будущего педагога в воспитательной деятельности в условиях инклюзивного образования Школьников

Уточняются определение воспитательной компетентности в условиях инклюзии и причины значимости процесса ее формирования у будущего педагога. Представлены результаты диагностического исследования, проведенного на базе педагогического вуза, по выявлению представлений студента о сути инклюзивного воспитания и его ресурсах. Описаны педагогические «пробы» студентов по разработке «воспитательных проектов» с учетом ситуации инклюзии.

Ключевые слова: педагог, воспитательная компетентность, воспитательная деятельность, инклюзивное образование, школьники.

Актуальность. В тексте данной статьи нами предпринята попытка ответить на вопрос о том, почему и как в нынешней социально-образовательной ситуации важно фор-

мировать компетентность будущего педагога в воспитательной деятельности в условиях инклюзивного образования школьников. Первая причина данного явления - факт расширения образовательной инклюзии, которая становится все более массовой. Так, количество муниципальных школ, реализующих адаптивные основные образовательные программы (инклюзивных школ), в Волгоградской области, по статистическим данным 2020 г., - 468. С учетом общего количества (679 школ) это составляет 69%. Вторая причина заключается в недостаточном уровне педагогической подготовки к воспитательной деятельности в целом будущих и «действующих» педагогов, тем более в ситуации совместного образования детей с нормой и с ОВЗ.

Каково же состояние этой компетентности в воспитании в условиях инклюзии в массовой практике? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо иметь научно обоснованное представление о сущности компетентности будущего педагога в воспитательной деятельности в условиях инклюзии. С этой целью нами проведен анализ исследований по проблемам воспитания в школе, в том числе инклюзивной, и профессиональной подготовки к нему.

Анализ современного состояния исследований в данной области. В настоящий момент представителями научного сообщества в области воспитания и педагогического образования ведутся поиски ответов на такие вопросы, как «Подготовка студентов педагогического вуза к осуществлению воспитания в условиях инклюзивного образования» (А.Н. Гамаюнова); «Инклюзивное образование: опыт решения проблемы подготовки педагогических кадров» (О.И. Карпунина); «Воспитательные ресурсы инклюзивного образования» (З.И. Лаврентьева); «Методы развития воспитательной компетентности студентов - будущих педагогов» (Г.Б. Сорокоумо-ва); «Культурная и профессиональная идентичность учителя-воспитателя в условиях современной школы» (М.В. Шакурова); «Специфика подготовки педагога-воспитателя в высшем образовании» (Т.Т. Щелина); «Институ-циональность воспитания: сущность и содержание воспитания в различных социальных институтах» (Б.А. Дейч); «Потенциал и ограничения компетентностного подхода в качестве основы подготовки и переподготовки педагога как воспитателя» (А.В. Кисляков); «Про-

О Сафронова Е.М., 2022

блема границ возможностей воспитания и проблема прогнозирования процессов в сфере воспитания» (С.Д. Поляков); «Особенности воспитательной деятельности педагога дополнительного образования в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации» (И.Н. Попова, И.Д. Демакова); «Содержательный аспект подготовки учителя-воспитателя: новая архитектоника образовательных программ» (Т.А. Ромм); «Воспитательная деятельность педагога госпитальной школы» (И.Д. Демакова, С.В. Шариков, И.А. Гусев, д.В. Рогова) и др.

Анализ доступных нам научных исследований в области профессиональной подготовки будущего педагога к реализации инклюзивного образования школьников показал, что исследования по реализации воспитательной функции представлены недостаточно. Это и стало причиной научного поиска эффективных способов формирования компетентности в воспитательной деятельности будущих педагогов в условиях инклюзии.

Каковы же недостатки в профессиональном развитии компетентности в сфере воспитания в условиях инклюзии? Анализ научных публикаций показал, что даже при подготовке бакалавров по профилю «Психология и педагогика инклюзивного образования» в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева дисциплины, связанные с воспитанием, значатся в учебном плане, кроме одной из базовой части («теория обучения и воспитания. История педагогики и образования»), как вариативные («Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями, а также с другими видами нарушений развития») или по выбору («Воспитательная работа со школьниками в условиях инклюзивного образования», «Организация досуговой деятельности в инклюзивном образовании») [1, с. 233]. Кроме того, исследователи, в частности А.Н. Гамаюнова, делая обзор учебного плана подготовки к инклюзивному образованию и перечисляя содержание образования, не делают акцента на возможностях и особенностях совместной деятельности и ее роли в воспитании нормотипичных и с особенностями в развитии школьников.

Система же инклюзивного образования обладает особыми воспитательными ресурсами, к которым, по мнению З.И. Лаврентьевой, относятся такие, как:

• «выработка новых, ранее не существовавших норм и ценностей социальных отно-

кие науки -

шений и связей» благодаря включению детей с особенностями в развитии в обычные классы;

• «вместе с инклюзией школа получает дополнительный ресурс развития нравственных чувств учащихся: взаимоуважения, взаимопонимания, сочувствия, сопереживания»;

• чем с большим количеством индивидуальностей сталкивается человек, тем выше его адаптивность, шире диапазон развития, меньше стереотипности мышления (этот тезис важен как для нормативно развивающихся школьников, так и для учащихся с особенностями развития);

• разнообразие среды и многообразие форм возникающих отношений стимулирует у детей инклюзивной школы необходимость познания широты окружающей действительности; инклюзивная школа учит жить;

• создается естественная социальная среда, ведущая за собой развитие [3, с. 204-205].

Для улучшения качества процесса формирования компетентности будущего педагога в воспитательной деятельности в условиях инклюзивного образования школьников необходимо уяснить, в чем состоят структура и содержание названной компетентности. В рамках рассматриваемой темы необходимо уточнить, что есть «воспитательная компетентность». Так, Г.В. Сорокоумова среди перечня компетенций педагога наряду с общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями выделяет и воспитательную компетентность.

Полагаем, что акцент на воспитании как явлении и педагогическом процессе своевременен, в то же время вряд ли целесообразно выводить воспитательную компетентность из профессиональной. Кроме того, Г.В. Сорокоумова сама отмечает, что «во ФГОС высшего образования по направлению подготовки "Педагогическое образование" воспитательная компетентность отдельно не выделена, но ее составляющие пронизывают все содержание ФГОС» [5, с. 24]. При этом, исследуя психологические механизмы и условия развития воспитательной компетентности, автор в качестве смыслообразующих в ее психологической структуре выделяет такие компоненты, как мотивационно-ценностный, интеллектуальный, коммуникативный, компонент социальной перцепции, творческий и духовно-нравственный [там же]. Их анализ привел нас к выводу, что для развития компетентности в воспитательной деятельности в инклюзивной школе наиболее значимыми могут быть

известия вгпу

мотивационно-ценностный и компонент социальной перцепции, характеризующийся умением видеть и понимать эмоциональное состояние каждого ребенка. На основе теоретического анализа ряда исследований, в том числе работы Г.В. Сорокоумовой, нами уточнено определение воспитательной компетентности в условиях инклюзии как способности сопровождать процесс духовно-нравственного становления и развития смыслопоисковой сферы личности в соответствии с нравственно ориентированными ценностно-целевыми установками общества.

Чтобы определить уровень подготовки будущих педагогов к воспитанию в инклюзивной школе, мы провели диагностическое исследование, где выявлено только представление будущего педагога о сути инклюзивного воспитания и его возможностях. Для этого был разработан опросник из десяти вопросов, которые были размещены на гугл-диске для удобства при проведении диагностической процедуры. Диагностическое исследование проводилось среди студентов педагогических профилей обучения Волгоградского государственного социально-педагогического университета. В опросе участвовало 476 будущих педагогов, обучающихся:

- в Институте иностранных языков;

- Институте международного образования;

- Институте русского языка и словесности;

- Институте технологии, экономики и сервиса;

- Институте художественного образования;

- Институте естественнонаучного образования, физической культуры и безопасности жизнедеятельности;

- на факультете дошкольного и начального образования,

- факультете исторического и правового образования.

Среди них 99,2% - обучающиеся по программе бакалавриата, остальные - по программе магистратуры.

На первый вопрос «Можно ли, на ваш взгляд, рассматривать инклюзию как новый стиль отношений между людьми, который направлен на изменение восприятия других людей с точки зрения их полезности для общества на точку зрения их уникальности?» 76,5% опрошенных выбрали ответ «да», 18% - «не знаю», и только чуть более 5% остановились на варианте «нет».

На вопрос «Имеет ли инклюзивная школа дополнительный ресурс для нравственного

воспитания обучающихся?» чуть более 73% справедливо ответили утвердительно, не имеют четкой позиции по этому вопросу около 21% опрошенных, отрицают же подобный ресурс 6% респондентов.

На вопрос «Какие чувства, эмоции будут развиваться у воспитанников в условиях инклюзивной школы прежде всего?» было предложено три варианта ответов:

а) обида, горечь, подавленность;

б) взаимоуважение, взаимопонимание, сочувствие, сопереживание;

в) в зависимости от воспитательной компетентности педагогов школы.

53% будущих педагогов с уверенностью выбрали ответ «в зависимости от воспитательной компетентности педагогов школы», что говорит об их понимании значимости качества собственной подготовки к воспитательной деятельности. только 1,7% опрошенных предполагают, что в инклюзивной школе часть воспитанников может испытывать обиду, горечь, подавленность. При этом более 45% студентов ожидают развития взаимоуважения, взаимопонимания, сочувствия, сопереживания.

На четвертый вопрос «Можно ли утверждать, что нравственное воспитание естественным путем вплетается в саму идею инклюзивного образования?» 65% студентов дали утвердительный ответ, почти четверть опрошенных не знают, так ли это, и 10 % отрицают это утверждение. Возможно, последние тоже правы, отмечая тот факт, что в практике образования благая идея может быть искажена.

На вопрос «Действительно ли, на ваш взгляд, технологии воспитания в инклюзивной школе обогащаются возможностью ребенка действовать нестандартно, накапливать новые способы социального взаимодействия и социальных отношений?» более 78% респондентов ответили «да», около 6% - «нет», часть же (16%) затрудняются в однозначном ответе.

На вопрос «Возможно ли считать следующие социально-педагогические технологии в воспитании в инклюзивной школе приоритетными: включение учащихся в ситуации выбора, обучение принципам партнерства, формирование навыков командного взаимодействия?» 81% опрошенных дал утвердительный ответ.

Седьмой вопрос «Выберите из предлагаемого перечня то, что относится к главным воспитательным ресурсам инклюзивного образования» предполагал следующие варианты ответа:

а) возможность проводить спортивные соревнования в школе;

б) возможность помогать и заботиться о другом человеке, нуждающемся в этом;

в) необходимость познания широты окружающей действительности».

Анализ ответов показал, что будущие педагоги адекватно понимают, в чем состоит главный воспитательный ресурс инклюзивного образования: 97,5% будущих педагогов выбрали ответы «возможность помогать и заботиться о другом человеке, нуждающемся в этом» и «необходимость познания широты окружающей действительности».

Весьма значима для организаторов педагогического образования информация о мотивации к работе в инклюзивной школе. На вопрос «Есть ли у вас интерес к воспитательной работе в инклюзивной школе, где находятся совместно школьники с нормой в развитии и с ОВЗ?» 51% будущих студентов недефектологического профиля подготовки ответили «пока не знаю», 26% - «да», категорически «нет» - 21%.

На вопрос же «Какова роль инклюзивного образования в целом?» 92% респондентов выбрали ответ, что назначение инклюзивного образования состоит «в поиске потенциала ребенка, несмотря на ограничения или специфику его жизнедеятельности». При этом около 5% студентов выбрали ответ «поиск менее затратных в финансовом плане способов организации образования».

Предложение дать свое определение тому, что понимается под «воспитанием в инклюзивной школе» вызвало затруднения: одни ответили, что «не знают», другие, что «не задумывались», третьи нашли ответы в Интернете, поскольку эти трактовки, как мы видим в ходе анализа, совпадают с широко известными определениями из государственных документов, например: «целенаправленная социализация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивной среды на основе принципов гуманистического воспитания, характеризующаяся вариативностью содержания за счет использования ценностной и социокультурной парадигмы воспитания». часто фигурировали слова «равенство» и «равноправие», «социализация», «гуманность», «толерантность». Иногда в определениях звучит слово «помощь»: в данном случае это весьма значимое слово, т. к. любое воспитание является помощью ребенку в самостроительстве его личности.

кие науки -

Примером проявления самостоятельности педагогического мышления будущих педагогов можно считать следующие ответы на последний из вопросов «Воспитание в инклюзивной школе - это»:

• «возможность дать всем детям познать не всегда радостную действительность, научиться помогать друг другу, дать возможности всем ученикам, какие бы они ни были, проявить свои таланты и умения»;

• «это процесс воспитания, подразумевающий объединение детей вне зависимости от их физических и умственных способностей».

Неверной же точкой зрения является такая трактовка воспитания в инклюзивной школе, как «воспитание детей с ограниченными возможностями с использованием специальных методов для успешного освоения учебной программы», поскольку в ней значительно сужены функции воспитания как социального явления. Методологически неверно также трактовать воспитание через обучение: в ответе студентов читаем, что воспитание в инклюзивной школе есть «совместное обучение обычных детей и детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе и других учреждениях, которое предусматривает организацию учебного процесса таким образом, чтобы могли удовлетворяться потребности любых детей, в том числе и особенных».

Сформировавшаяся у нас на основе проведенного исследования картина также подтверждает факт актуальности процесса формирования компетентности будущего педагога в воспитательной деятельности в условиях инклюзивного образования школьников.

Психологи, в частности л.М. Митина, констатируют факт, что ныне понятие и критерии профессионализма трансформируются, а маргинальное профессиональное сознание, характеризующееся расхождением понятий «профессионал» и «должность», становится социальной нормой. Исследователям и организаторам педагогического образования необходимо опираться на концепцию профессионального развития личности, в которой выделяются две альтернативные модели (стратегии) профессионального труда: модель профессионального развития личности и модель адаптивного функционирования. Эти модели отличаются уровнем развития компетентности, в том числе и воспитательной. Педагог, принявший вторую стратегию, становится на «путь разрушения, утраты своего креативного потенциала и жизненных смыслов» [4, с. 32-33]. Наш

известия вгпу

эмпирический опыт подтверждает также тот факт, что «адаптивно функционирующий педагог» не выражает ни интереса, ни потребности к воспитательной деятельности в условиях инклюзии, когда особенно требуется высокий уровень профессионально-педагогической рефлексии.

далее нами описаны своеобразные педагогические «пробы» студентов в разработке разнообразных «воспитательных проектов» с учетом ситуации инклюзии в рамках изучения модулей и дисциплин, касающихся воспитательной проблематики, педагогической практики, научно-исследовательской работы (написания статей, подготовки материалов для участия в конкурсах различного уровня для освоения исследуемой компетентности).

A. Разработка и защита студентами вариативного модуля программы воспитания в общеобразовательной школе «Уроки пандемии: совместная деятельность педагогов и нормо-типичных и особенных школьников в виртуальной среде».

Б. Разработка и реализация студентами при изучении дисциплин, связанных с воспитанием, а также в ходе инклюзивной педагогической практики воспитательного проекта «Мультипликационный фильм как средство воспитания духовно-нравственных качеств и личностных свойств школьника».

B. Написание эссе «Воспитательный потенциал участия юношества с ОВЗ и инвалидностью в инклюзивной театральной студии» (после просмотра спектакля, встречи с руководителем, самими артистами инклюзивного театра «теплые артисты» (г. Волгоград)).

таким образом, мы предлагаем следующие рекомендации по эффективному формированию инклюзивной воспитательной компетентности у будущих педагогов по укрупненной группе специальностей и направлений 44.00.00 «Образование и педагогические науки».

1. Вузовскому преподавателю при разработке содержания обучения педагогическим дисциплинам в качестве приоритета иметь перечень знаний, умений, трудовых действий, связанных с учетом особенностей детей с ОВЗ и инвалидностью, которые могут присутствовать в школьном классе.

2. Ввести в содержание педагогического образования информацию об общем и различном в воспитании детей в норме и с ОВЗ. Содержанием его также может быть описание преимуществ и возможных затруднений педагогов в воспитании в условиях инклюзии.

3. Проводить психологические тренинги: коммуникативный; развития уверенности в себе, креативности, сензитивности; тренинг эффективного общения с детьми и тренинг воспитания на основе здравого смысла, разработанные психологами [5, с. 25].

4. Осуществлять подготовку к воспитательной деятельности на основе деятельност-ного подхода в образовании. Реализовывать в педвузах РФ Программу воспитания студенчества, в состав которой входит вариативный модуль «Социально-педагогическое взаимодействие студенчества с лицами с инвалидностью и ОВЗ (в условиях инклюзии)» или подобные ему.

список литературы

1. Гамаюнова А.Н. Подготовка студентов педагогического вуза к осуществлению воспитания в условиях инклюзивного образования: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология», 1 дек. 2017 г., г. Саранск / ред-кол.: Н.В. Рябова (отв. ред.) [и др.]; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2017. С. 321-326.

2. Карпунина О.И. Инклюзивное образование: опыт решения проблемы подготовки педагогических кадров: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология», 1 дек. 2017 г., г. Саранск / редкол.: Н.В. Рябова (отв. ред.) [и др.]; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2017. С. 464-469.

3. Лаврентьева З.И. Воспитательные ресурсы инклюзивного образования // Народное образование. 2019. № 2. С. 203-207.

4. Митина л.М. личностно-профессиональное развитие, смыслообразование, преемственность поколений: препятствия и ошибки воспитания [Электронный ресурс] // Психологические проблемы смысла жизни и акме: электрон. сб. материалов XXV Междунар. симпозиума / отв. ред.: Г.А. Вай-зер, Т.А. Попова, Н.В. Кисельникова. М., 2020. С. 30-34. URL: https://www.pirao.ru/upload/iblock/ 845/Sbomik-25-simpoziuma-dlya-sai_ta-.pdf (дата обращения: 25.11.2021).

5. Сорокоумова Г.Б. Методы развития воспитательной компетентности студентов-будущих педагогов // Гуманизация образования. 2019. № 4. С. 22-29.

* * *

1. Gamayunova A.N. Podgotovka studentov peda-gogicheskogo vuza k osushchestvleniyu vospitaniya v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Integraciya nauki i obrazovaniya v XXI veke: psihologiya, pedagogika,

педагогические науки

defektologiya», 1 dek. 2017 g., g. Saransk / redkol.: N.V. Ryabova (otv. red.) [i dr.]; Mordov. gos. ped. in-t. Saransk, 2017. S. 321-326.

2. Karpunina O.I. Inklyuzivnoe obrazovanie: opyt resheniya problemy podgotovki pedagogicheskih kadrov: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Integraciya nauki i obrazovaniya v XXI veke: psihologiya, pedagogika, defektologiya», 1 dek. 2017 g., g. Saransk / redkol.: N.V. Ryabova (otv. red.) [i dr.]; Mordov. gos. ped. in-t. Saransk, 2017. S. 464-469.

3. Lavrent'eva Z.I. Vospitatel'nye resursy inklyu-zivnogo obrazovaniya // Narodnoe obrazovanie. 2019. № 2. S. 203-207.

4. Mitina L.M. Lichnostno-professional'noe raz-vitie, smysloobrazovanie, preemstvennost' pokolenij: prepyatstviya i oshibki vospitaniya [Elektron-nyj resurs] // Psihologicheskie problemy smysla zhizni i akme: elektron. sb. materialov XXV Mezhdunar. simpoziuma / otv. red.: G.A. Vajzer, T.A. Po-pova, N.V. Kisel'nikova. M., 2020. S. 30-34. URL: https://www.pirao.ru/upload/iblock/845/Sbornik-25-simpoziuma-dlya-sai_ta-.pdf (data obrashcheniya: 25.11.2021).

5. Sorokoumova G.B. Metody razvitiya vospi-tatel'noj kompetentnosti studentov-budushchih peda-gogov // Gumanizaciya obrazovaniya. 2019. № 4. S. 22-29.

Development of the competence of future teachers in educational activities in the context of inclusive education of schoolchildren

The article deals with the specification of the educational competence in the context of inclusion and the reasons of the significance of its development of future teachers. There are presented the results of the diagnostic study conducted on the basis of the pedagogical university directed to the revealing of the representations of the student about the essence of the inclusive education and its resources. There are described the pedagogical "tests" of the students aimed at the development of the "educational projects" considering the situations of inclusion

Key words: teacher, educational competence, educational activities, inclusive education, schoolchildren.

(Статья поступила в редакцию 02.11.2021)

О Ободова Ж.И., 2022

Ж.и. ободова

(волгоград)

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ

Обосновывается процесс воспитания в условиях цифровой образовательной среды. Рассматриваются средства и методы цифрового воспитания, поднята проблема угрозы нерационального использования Интернета детьми, уточнены новые компетенции учителей, дающие право говорить о возможностях, преимуществах и перспективах интенсификации воспитательной деятельности в образовании. Проанализированы понятия «воспитание», «трансверсальные компетенции», «кибербуллинг».

Ключевые слова: воспитание, воспитательный процесс, цифровизация, трансверсальные компетенции, цифровая компетенция, коммуникативная компетенция, цифровая образовательная среда, цифровые ресурсы, кибербул-линг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общеизвестно, что с начала истории возникновения разумной формы бытия человека процессу воспитания принадлежит доминирующее значение в формировании и развитии личности. Представляя собой социально значимый феномен в педагогической науке и неотъемлемую часть процесса обучения, оно проходит через весь путь становления самости ребенка, а затем и взрослого индивида. Согласно целям процесса образовательного воспитания, необходимо обогащать духовно-нравственные и моральные ценности, прививать культуру общения и развивать личност-но-индивидуальные качества субъекта [21], что в современном мире стало трудноразрешимой задачей, поскольку в настоящем обществе произошли изменения в системе ценностей, идеалах, морально-этических представлениях и смыслах [20]. Повсеместное внедрение цифровых технологий в условия существования, обучения и работы человека является одной из причин изменения культурно-этических и идеологических понятий жизни субъекта.

Очевидно, что в педагогической науке возникает необходимость в поиске новых условий, методов и средств воспитания в соответствии с реалиями данного времени [14; 18]. Так,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.