Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных умений посредством внеурочной деятельности в начальной школе'

Формирование коммуникативных умений посредством внеурочной деятельности в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формы / методы / младшие школьники / коммуникативные умения / внеурочная деятельность / forms / methods / junior schoolchildren / communication skills / extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданова Наталья Михайловна, Манакова Александра Витальевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования, во внеурочной деятельности, коммуникативных умений у младших школьников. Авторы подчеркивают, что коммуникация играет огромную роль в личностном становлении ребенка, его индивидуализации, социализации и в связи с этим, в современном образовании возникла необходимость формирования у младших школьников коммуникативной траектории с окружающими в различных жизненных ситуациях. Дана сущностная характеристика категории «коммуникативные умения». В современном образовании большое значение для формирования коммуникативных умений у младших школьников имеет внеурочная деятельность, именно она позволяет расширить рамки школьной программы, организуя целенаправленную образовательную деятельность, в пространстве свободного от уроков времени. Рассмотрены формы и методы, способствующие становлению коммуникативных умений обучающихся начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жданова Наталья Михайловна, Манакова Александра Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of communication skills through extracurricular activities in primary school

The article is devoted to the current topic of the formation of communicative skills in primary schoolchildren in extracurricular activities. The authors emphasize that communication plays a huge role in the personal development of the child, his individualization, socialization, and in connection with this, in modern education, it became necessary to form a communicative trajectory for younger students with others in various life situations. The essential characteristic of the category «communicative skills» is given. In modern education, extracurricular activities are of great importance for the formation of communicative skills in younger students, it is this activity that allows expanding the scope of the school curriculum by organizing purposeful educational activities in the space free from lessons of time. The forms and methods that contribute to the formation of communicative skills of elementary school students are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных умений посредством внеурочной деятельности в начальной школе»

УДК 373.3.

Наталья Михайловна Жданова Александра Витальевна Манакова

г. Шадринск

Формирование коммуникативных умений посредством внеурочной деятельности в

начальной школе

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования, во внеурочной деятельности, коммуникативных умений у младших школьников. Авторы подчеркивают, что коммуникация играет огромную роль в личностном становлении ребенка, его индивидуализации, социализации и в связи с этим, в современном образовании возникла необходимость формирования у младших школьников коммуникативной траектории с окружающими в различных жизненных ситуациях. Дана сущностная характеристика категории «коммуникативные умения». В современном образовании большое значение для формирования коммуникативных умений у младших школьников имеет внеурочная деятельность, именно она позволяет расширить рамки школьной программы, организуя целенаправленную образовательную деятельность, в пространстве свободного от уроков времени. Рассмотрены формы и методы, способствующие становлению коммуникативных умений обучающихся начальной школы.

Ключевые слова: формы, методы, младшие школьники, коммуникативные умения, внеурочная деятельность.

Natalia Mikhailovna Zhdanova Alexandra Vitalievna Manakova

Shadrinsk

Formation of communication skills through extracurricular activities in primary school

The article is devoted to the current topic of the formation of communicative skills in primary schoolchildren in extracurricular activities. The authors emphasize that communication plays a huge role in the personal development of a child, his individualization, socialization and nowadays it has become necessary to form a communicative trajectory for younger students with others in various life situations. The essential characteristic of the category "communicative skills" is given. In modern education, extracurricular activities are of great importance for the formation of communicative skills in younger students, it is this activity that allows expanding the scope of the school curriculum by organizing purposeful educational activities in the space free from lessons of time. The forms and methods that contribute to the formation of communicative skills of elementary school students are considered.

Keywords: forms, methods, junior schoolchildren, communication skills, extracurricular activities.

В современных условиях большое внимание уделяется проблеме формирования коммуникативных умений обучающихся начальной ступени образования.

Данный вопрос приобретает особую актуальность на сегодняшний день, так как лучшим другом для современного ребёнка является гаджет. В век стремительно развивающихся компьютерных технологий живое общение уже давно перестало быть нормой и ушло на второй план, на смену ему пришли социальные сети, в которых люди находят новых друзей и заводят с незнакомцами активную переписку. В связи с этим у обучающихся начальной школе наблюдается несформированность коммуникативных умений. Коммуникация играет огромную роль в личностном становлении ребенка, его индивидуализации, социализации. В связи с этим, возникла проблема теоретического осмысления и методического оснащения реализации процесса формирования умений правильно осуществить коммуникацию. Решение данного вопроса необходимо начинать с начальной школы.

Научная новизна исследования, отраженного в данной статье заключается в систематизации научных знаний по проблеме исследования и их интерпретации в методике осуществления внеурочной деятельности.

Практическая значимость исследования представляет собой рекомендации методического плана, способствующие формированию коммуникативных умений в начальной школе посредством внеурочной деятельности.

Цель статьи - показать взаимосвязи между теоретическим аспектом проблемы

формирования коммуникативных умений и методическими основами осуществления данного направления во внеурочной деятельности.

Теоретический аспект исследуемого вопроса нашел свое отражение в идеях А.А. Бодалева, Я.Л. Коломенского, А.А. Леонтьева, Т. Парсона, К.Черри и др. Ученые отмечают, что в процессе формирования коммуникативных умений целесообразно использовать различные практические упражнения, тренинги, ситуативные задания, игры. Они подчеркивают, что успешность решения данного вопроса зависит от осуществления системного подхода, предполагающего взаимосвязь всех компонентов процесса становления коммуникативных умений обучающихся (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, рефлексивного, ресурсного и функционального).

По нашему мнению, большими возможностями в решении проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников обладает внеурочная деятельность, так как именно в ходе ее организации создаются благоприятные психолого-педагогические и методические условия для становления личностных качеств обучающихся начальной школы, в том числе и умений связанных с коммуникацией.

Остановимся более подробно на теоретической составляющей исследуемого понятия и рассмотрим различные подходы к раскрытию сущностной характеристики термина «коммуникативные умения». Анализ научной литературы позволил нам сделать вывод, что данное понятие содержит достаточное количество трактовок, которые раскрывают исследуемую категорию с разных позиций и точек зрений.

По мнению Г.М. Андреевой, коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности [1].

Иной точки зрения придерживается А.С Дарманян. По его мнению, исследуемая нами категория представляет собой способности личности осуществлять общение в ходе межличностного взаимодействия, через реализацию умений осуществлять коммуникацию

[4].

Л.Я. Лозован считает, что коммуникативные умения - это индивидуально-психологические личностные новообразования ребенка, которые лежат в основе адаптации в социуме, коммуникативной деятельности в процессе отношений между субъектами [8].

Резюмируя рассмотренные подходы к определению сущностных характеристик понятия «коммуникативные умения», можно утверждать, что данная категория выражается в способности человека осуществлять взаимодействие с другими субъектами коммуникации, принимая и транслируя информацию.

Коммуникативные умения формируются только в процессе коммуникации. С.И. Ожегова дает характеристику понятия «коммуникация» и сопряженному с ним понятию «общение» с одной стороны, отождествляет их, а с другой стороны, выделяя у понятия

«коммуникация» более широкий информационный смысл, и определяя данный процесс более широким, чем общение. Коммуникация, по его мнению, «... - это сообщение, общение» [9].

Однако существует другой подход к трактовке понятия «коммуникация». Ученые Г.М. Андреева, А.В. Батаршева Я.Л. Коломинский в своих трудах под коммуникацией подразумевают лишь процесс передачи информации [1].

Коммуникация является средством связи материальных и духовных объектов мира; процессом общения; передачей и обменом информации в социуме от одного человека к другому в целях воздействия.

Сформированные коммуникативные умения помогают человеку социализироваться в обществе; обеспечивают социальную компетентность. Благодаря чему он активно начинает общение, уверенно участвует в диспуте, дискуссии, включается в групповые формы работы, осуществляет субъект-субъектное взаимодействие со сверстниками, как в знакомом коллективе, так и в новой для себя социальной среде.

В условиях реализации обновленных образовательных стандартов большое внимание уделяется организации внеурочной деятельности, которая обладает неограниченными возможностями осуществления процесса формирования коммуникативных умений обучающихся начальной школы, через разнообразные формы и методы.

В современной научной литературе существует большое количество определений категории «внеурочная деятельность».

Группа ученых: Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова, рассматривает понятие «внеурочная деятельность» как часть учебно-воспитательного процесса в школе, представляя данное понятие как «составную часть учебно-воспитательного процесса школы, одну из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной (внеклассной) работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей» [5].

По мнению И.А. Каирова, внеурочная деятельность представляет собой компонент образовательного процесса школы, реализуемый во внеурочное время, под непосредственным руководством учителя. Автор подчеркивает, что в рамках данного вида деятельности осуществляются разнообразные детские и молодежные движения [12].

Большое внимание сущностной и содержательной характеристике внеурочной деятельности в своих трудах уделяет внимание Д.В. Григорьев. Он рассматривает данную категорию, как деятельность, реализуемую с коллективом детей во внеурочное время, соответствующую интересам школьников, способствующую развитию способностей, через различные формы содержательного досуга. Отличительной особенностью данной деятельности является ее общественно полезная значимость [3].

В данной статье мы будем опираться на определение И.П. Подласого. Он рассматривает внеурочную деятельность, как совокупность всех видов деятельности школьников, кроме учебной. Ученый отмечает, что деятельность, осуществляемая во внеурочное время обладает большими возможностями по достижению воспитательных задач и позволяет организовать интересный досуг учащихся [11].

В рамках внеурочной деятельности осуществляется работа основных направлений внеурочной деятельности младших школьников.

В своих исследованиях В.А. Горский выделяет следующие направления: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, общекультурное и социальное [12].

Деятельность реализуемая, во внеурочное время дает возможность ученикам выбрать ту область интересов, которая для них является актуальной. А педагог в данных направлениях, применяя свое педагогическое мастерство, сможет сформировать у младшего школьника коммуникативные умения.

В ходе формирования умений осуществлять коммуникацию, учителя начальных классов используют комплекс дидактических материалов (технологии, средства, формы).

Раскроем определения выше указанных понятий: «форма» и «метод», и обозначим, какие формы и методы являются наиболее эффективными при формировании коммуникативных умений.

Форма - характер ориентации деятельности, ведущий метод лежит в основе формы. Организационные формы внеурочной деятельности, реализуемые на начальной ступени общего образования, представляют собой внешнюю оболочку воспитательного процесса, реализуемого в рамках данного вида деятельности. Они направлены на расширение образовательного пространства и дополняют учебную деятельность, а также имеют свои специфические особенности: вариативность, добровольность, высокую эмоциональную окрашенность и результативность, не отложенную во времени [10].

Н.М. Жданова, Л.А. Милованова, И.Н. Разливинских выделяют следующие формы организации внеурочной деятельности, которые по нашему мнению, способствуют формированию коммуникативных умений у младших школьников. Формы организации внеурочной деятельности подбираются и реализуются педагогом в рамках следующих

направлений:

1. Спортивно-оздоровительное - данное направление представлено разного рода спортивными мероприятиями, приуроченные к памятным датам, определенным событиям, праздникам, где ребята в процессе знакомства, образования команд или самого состязания взаимодействуют друг с другом, тем самым формируя коммуникативные умения.

Это может быть работа в школьных спортивных секциях, например, по лёгкой атлетике, лыжам, волейболу, футболу, карате и другие. К данному направлению можно отнести организацию походов, подвижных игр, межшкольных соревнований, дискуссий по охране здоровья и профилактике вредных привычек. Также можно организовать деятельность различных кружков, например, «Физическая культура в домашних условиях», где деятельность ребят будет организована в групповой форме для создания плаката на тему «Виды утренней зарядки». Организуя совместную работу учащихся во внеурочной деятельности, будет способствовать формированию коммуникативных умений.

Благодаря вышеперечисленным формам младшие школьники научаться слышать друг друга, считаться с мнением партнера, уважать его мнение, научатся договариваться.

2. Художественно-эстетическое (общекультурное) направление включает в себя проведение экскурсий, посещение музеев, театров. В рамках данного направления можно организовать тематические классные часы по культуре поведения и речи, по эстетике внешнего вида. Одним из ключевых моментов является участие обучающихся в школьных, городских, районных, областных конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла, досугово-развлекательных акциях, фестивалях искусств, занятиях в коллективах художественной самодеятельности.

Организуя парную или групповую работу в процессе данного направления, преподаватель позволяет учащимся, самостоятельно выводит простейшие правила работы в парах, группах, тем самым они приобретают опыт совместной работы: полное внимание к однокласснику, серьезное отношение к мыслям, чувствам других, терпимость, дружелюбие.

3. Общеинтеллектуальное направление - это организация и проведение различных предметных факультативов, конференций, интеллектуальных марафонов, способствующих не только умственному и интеллектуальному развитию учащихся, но и формированию коммуникативных умений. Эффективными в данном направлении являются следующие формы: конкурс проектов, мастерская умников, круглые столы, дискуссии.

При участии ребят в проектной деятельности, позволит им согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Учащиеся учатся находить компромисс, искать точки соприкосновения, задавать вопросы по теме, отвечать на поставленный вопрос учителя или сверстника.

4. Духовно-нравственное направление объединяет в себе следующие формы: беседа, классный час, дискуссия, семинар, экскурсии. Необходимо помнить, что все эти мероприятия должны быть духовно-нравственной тематики. В рамках данного направления можно проводить встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, работу кружков по краеведению, работу школьных музеев, тематические диспуты, дебаты, проблемно-ценностные дискуссии и организовывать поисково-краеведческие экскурсии.

5. Общественно-полезное (социальное) направление предполагает организацию и проведение субботников, различных акций, трудовых десантов. Эффективными формами для развития коммуникации у младших школьников будет разработка социально значимых проектов «Я - гражданин России», организация коллективных творческих дел, трудовых десантов, социально-моделирующих игр [7].

Н.Д. Есипова указывает, что метод в педагогике обозначает систему осознанных, последовательных действий человека, которые приводят к заданному результату [6].

В процессе формирования коммуникативных умений у младших школьников очень важным фактором выступает приобретение опыта активного социально взаимодействия, данный опыт в большом объеме можно получить в ходе игровой деятельности.

Игры помогают развитию навыков общения, помогают снять эмоциональное

УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2023. № 1(1)

напряжение во время учебной деятельности, избавляют от статистического стресса.

Благодаря этому ребёнок чувствует себя комфортно, может раскрывать свой потенциал, получает удовольствие от занятий. Игры помогают привлечь внимание ребёнка на длительное время, при этом он не испытывает эмоционального и физического напряжения, что способствует успешному формированию коммуникативных умений. Игра -эмоционально насыщенная деятельность, она захватывает ребенка целиком. В процессе игры увеличивается эффективность усвоения знаний. Играя, учащиеся учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных возникающих условиях.

Важным для нашего исследования является психологическая составляющая игры, как средства включения в воображаемую жизненную ситуацию. В ходе игры дети получают определенные знания, у них формируются социально значимые мотивы, формируются личностные качества [2].

В процессе игровой деятельности создаются условия, позволяющие ребенку принять участие в общем деле, через моделирование жизненных ситуаций, чаще с элементами соревновательности. Совместные победы, через взаимную поддержку, взаимовыручку создают мажорный настрой общения и выступают мощным средством формирования коммуникативных умений. Имея строгие правила, тем не менее, игра позволяет детям проявить творчество и смекалку, раскрыться с новых сторон для своих сверстников.

Наряду с удовольствием от самой игры, ребенок получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обменяться знаниями с другими.

С помощью использования специальных игр, можно достичь следующих результатов в процессе формирования коммуникативных умений:

1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками и определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

2) постановка вопросов с инициативным сотрудничеством в поиске и сборе информации;

3) разрешение конфликтов и их выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализации;

4) управление поведением партнера, а также контроль, коррекция, оценка его действий;

5) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

6) владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

7) в ходе игры у детей активизируются психологические процессы: внимание, восприятие, рефлексия, память;

8) помогают в адаптации детей к внеурочной деятельности;

9) ребенок заряжается положительными эмоциями;

10) общий эмоциональный тонус повышается.

В совместной деятельности дети несут равную ответственность за результат, они учатся в ходе споров и дискуссий принимать правильное решение, через обсуждение выдвинутых идей, отстаивание своего мнения и принятия позиции партнера. Именно игровая деятельность лежит в возникновении дружеских и доброжелательных отношений. Играя, дети раскрываются в общении с различных сторон [2].

Именно во внеурочной деятельности учителя начальных классов могут использовать разнообразные игры и элементы игровой деятельности с целью формирования коммуникативных умений обучающихся. Непринужденный характер деятельности во внеурочное время, способствует тесному коммуникативному контакту, созданию комфортной эмоциональной обстановки, на основе общих интересов.

Таким образом, мы можем утверждать, что внеурочная деятельность обладает

большими возможностями по решению исследуемого нами вопроса. Необходимо отметить, что формирование коммуникативных умений обучающихся начальной школы, будет напрямую зависеть от уровня сформированности профессиональных компетенций учителя, его мастерства и соблюдения определенных рекомендаций: необходимо избегать принуждения детей к групповой работе; перед осуществлением групповой коммуникации проанализировать взаимоотношения между участниками общения или провести пропедевтическую работу по налаживанию психологически камфорного взаимодействия; научить детей толерантно относиться к мнению других и аргументировано высказывать свою точку зрения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - Москва : Аспект Пресс, 2006. - 384 с. - Текст : непосредственный.

2. Бодалев, А. А. Психология общения : избр. психол. тр. / А. А. Бодалев. - 2-е изд. - Воронеж : МОДЭК, 2002. - 256 с.- Текст : непосредственный.

3. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - Москва : Просвещение, 2010. - 223 с. - Текст : непосредственный.

4. Дарманян, А. С. Понятие коммуникативных способностей в психологии / А. С. Дарманян. -Текст : электронный // Молодой ученый. - 2019. - № 33 (271). - С. 105-107. - URL: https://moluch.ru/archive/271/62013/ (дата обращения: 16.12.2022).

5. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей :учеб. пособие для студентов / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. - Москва : Владос, 2002. - 348 с. - Текст : непосредственный.

6. Есипова, Н. Д. Методы конструктивного поведения в конфликтной ситуации : практикум для соц. педагогов / Н. Д. Есипова. - Текст : непосредственный // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. - 2011. - № 7. - С. 53-57.

7. Жданова, Н. М. Подготовка студентов к организации внеурочной деятельности учащихся первой ступени общего образования : учеб. пособие / Н. М. Жданова, Л. А. Милованова, И. Н. Разливинских ; Шадр. гос. пед. ун-т. - Шадринск : ШГПУ, 2016. - 64 с. - Текст : непосредственный.

8. Лозован, Л. Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников / Л. Я. Лозован.

- Москва : Педагогика, 2017. - 326 с.- Текст : непосредственный.

9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю.Шведова. - 4-е изд., доп.

- Москва : Азбуковник, 2000. - 940 с. - Текст : непосредственный.

10. Педагогическая энциклопедия. В 4 т. Т. 1 / глав. ред. И. А. Каиров. - Москва : Сов. энцикл., 1964. - 832 с. - Текст : непосредственный.

11. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов : учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. - Москва : ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с. - Текст : непосредственный.

12. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский [и др.] ; под ред. В. А. Горского. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2011. - 111 с. - Текст : непосредственный.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.М. Жданова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: nat.jdanova@mail.ru.

А.В. Манакова, студентка 4 курса института психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: sasha.manakova.01@mail.ru.

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Zhdanova N.M., Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methods of Primary Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e- mail: nat.jdanova@mail.ru.

Manakova A.V., 4th year student, Institute of Psychology and Pedagogy, Department of Theory and Methodology of Primary Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: sasha.manakova.01@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.