Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К СТАНОВЛЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К СТАНОВЛЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ / АЛФАВИТ ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / МЕТОДИКА КЛИНИКИ / ЛАБИРИНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданова Наталья Михайловна, Манакова Александра Витальевна

В своей статье авторы рассматривают сущностную характеристику понятия «профессиональная готовность», отмечая, что ее формирование у будущих учителей, предполагает усвоение компетенций, необходимых для осуществления образовательного процесса в начальной школе. Опираясь на материалы ФГОС НОО (третьего поколения), большое внимание они уделяются вопросу становлению коммуникативных умений обучающихся, по их мнению, эффективность данного процесса, зависит от уровня сформированности коммуникативной компетенции самого педагога, насколько он умеет правильно построить коммуникативную траекторию. В ходе написания статьи авторами проведено исследование, цель которого заключается в выявление уровня сформированности коммуникативных умений у студентов выпускных курсов, в процессе различных способов общения, обучающихся по образовательной программе «Начальное образование». Исходя из полученных результатов, авторы констатировали, что решение выявленных проблем возможно при целенаправленном использовании системы дидактического инструментария (технологии, методы, формы и средства) и определенных условий ее реализации. В данной статье более подробно рассмотрены методы и приемы, способствующие продуктивному протеканию процесса формирования готовности бакалавров к становлению коммуникативных умений младших школьников, такие как видеоконференция, виртуальная экскурсия, алфавит за круглым столом, мозговой штурм, методика клиники. Авторы отмечают, что только владея в совершенстве умением построить правильную коммуникативную траекторию, можно сформировать у обучающихся умения: построить бесконфликтное общение; слушать и слышать друг друга; высказывать свою точку зрения и отстаивать ее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жданова Наталья Михайловна, Манакова Александра Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS’ READINESS FOR THE FORMATION OF STUDENTS’ COMMUNICATIVE SKILLS IN MODERN CONDITIONS

The authors consider the essential characteristic of the concept “professional readiness”, noting that its formation in future teachers involves the acquisition of competencies necessary for the implementation of the educational process in primary school. Based on the materials of the Federal State Educational Standard of Higher Education (third generation), they pay great attention to the issue of the formation of students' communicative skills, in authors’ opinion, the effectiveness of this process depends on the level of formation of the communicative competence of the teacher himself, how well he knows how to build a communicative trajectory correctly. The authors carried out a research the purpose of which is to identify the level of formation of communicative skills among graduate students in the process of various ways of communication, studying under the educational program “Primary Education”. The authors considered the solution of the research problems is possible with the purposeful use of the system of didactic tools (technologies, methods, forms and means) and certain conditions for its realization. This article discusses the methods and techniques that contribute to the productive way of forming the students’ readiness to develop the communication skills, such as videoconference, virtual excursion, alphabet at a round table, brainstorming, clinic methodology. The authors note that it is possible to form the students' skills: to build conflict-free communication; listen and hear each other; express your point of view and defend it only having perfectly mastered the ability to build the adequate communicative trajectory.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К СТАНОВЛЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

3. Vasilenko N.V. Principy setevyh vzaimodejstvij v obrazovanii [Principles of Networking in Education]. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International Journal of Applied and Fundamental Research], 2014, no. 4, pp. 183-185. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5102 (Accessed 13.01.2021)

4. Zhdanko T.A. Organizacija setevogo vzaimodejstvija raznourovnevyh obrazovatel'nyh sistem na osnove sistemno-deja-tel'nostnogo podhoda [Organization of network interaction of multilevel educational systems based on the system-activity approach]. Vestnik IGLU [Bulletin of Irkutsk State Linguistic University], 2013, no. 3 (24), pp. 230-234.

5. Modeli setevogo vzaimodejstvija klasternogo tipa uchrezhdenij pedagogicheskogo obrazovanija dlja urovnja dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija: metod. rekomendacii [Models of network interaction of cluster type of pedagogical education institutions for the level of additional professional education]. Sankt-Peterburg; Tjumen': TOGIRRO, 2017. 88 p.

6. Rodionova D.D., Nasonov A.A. Setevoe vzaimodejstvie vuzov kul'tury, muzeev i religioznyh organizacij v ramkah pro-fil'noj podgotovki muzeologov [Networking of cultural universities, museums and religious organizations within the framework of specialized training of museologists]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2017, no. 2, pp. 23-32.

7. Slinkina I.N., Ustinova N.N. Logiko-semanticheskaja model' setevogo vzaimodejstvija v sfere obrazovanija [Logical-semantic model of network interaction in the field of education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija [Problems of modern pedagogical education], 2021, no. 71-2, pp. 335-337.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

В.Е. Евдокимова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математического и информационно-технологического образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: evdokimovavera@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-4556-7946.

О.А. Кириллова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математического и информационно-технологического образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: 970013@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2094-2156.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

V.E. Evdokimova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Physics, Mathematics and Information Technology Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: evdokimovavera@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-4556-7946.

O.A. Kirillova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Physics, Mathematics and Information Technology Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: 970013@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2094-2156.

УДК 378 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_63

Наталья Михайловна Жданова, Александра Витальевна Манакова

г. Шадринск

Формирование готовности будущих учителей начальных классов к становлению коммуникативных умений обучающихся в современных условиях

В своей статье авторы рассматривают сущностную характеристику понятия «профессиональная готовность», отмечая, что ее формирование у будущих учителей, предполагает усвоение компетенций, необходимых для осуществления образовательного процесса в начальной школе. Опираясь на материалы ФГОС НОО (третьего поколения), большое внимание они уделяются вопросу становлению коммуникативных умений обучающихся, по их мнению, эффективность данного процесса, зависит от уровня сформированности коммуникативной компетенции самого педагога, насколько он умеет правильно построить коммуникативную траекторию. В ходе написания статьи авторами проведено исследование, цель которого заключается в выявление уровня сформированности коммуникативных умений у студентов выпускных курсов, в процессе различных способов общения, обучающихся по образовательной программе «Начальное образование». Исходя из полученных результатов, авторы констатировали, что решение выявленных проблем возможно при целенаправленном использовании системы дидактического инструментария (технологии, методы, формы и средства) и определенных условий ее реализации. В данной статье более подробно рассмотрены методы и приемы, способствующие продуктивному протеканию процесса формирования готовности бакалавров к становлению коммуникативных умений младших школьников, такие как видеоконференция, виртуальная экскурсия, алфавит за круглым столом, мозговой штурм, методика клиники. Авторы отмечают, что только владея в совершенстве умением построить правильную коммуникативную траекторию, можно сформировать у обучающихся умения: построить бесконфликтное общение; слушать и слышать друг друга; высказывать свою точку зрения и отстаивать ее.

Ключевые слова: готовность, профессиональная готовность, младшие школьники, подготовка студентов, видеоконференция, виртуальная экскурсия, алфавит за круглым столом, мозговой штурм, методика клиники, лабиринт.

ПЕДАГОГИКА

Natalia Mikhailovna Zhdanova, Alexandra Vitalievna Manakova

Shadrinsk

Formation of future primary school teachers' readiness for the formation of students'

communicative skills in modern conditions

The authors consider the essential characteristic of the concept "professional readiness", noting that its formation in future teachers involves the acquisition of competencies necessary for the implementation of the educational process in primary school. Based on the materials of the Federal State Educational Standard of Higher Education (third generation), they pay great attention to the issue of the formation of students' communicative skills, in authors' opinion, the effectiveness of this process depends on the level of formation of the communicative competence of the teacher himself, how well he knows how to build a communicative trajectory correctly. The authors carried out a research the purpose of which is to identify the level of formation of communicative skills among graduate students in the process of various ways of communication, studying under the educational program "Primary Education". The authors considered the solution of the research problems is possible with the purposeful use of the system of didactic tools (technologies, methods, forms and means) and certain conditions for its realization. This article discusses the methods and techniques that contribute to the productive way of forming the students' readiness to develop the communication skills, such as videoconference, virtual excursion, alphabet at a round table, brainstorming, clinic methodology. The authors note that it is possible to form the students' skills: to build conflict-free communication; listen and hear each other; express your point of view and defend it only having perfectly mastered the ability to build the adequate communicative trajectory.

Keywords: readiness, professional readiness, junior schoolchildren, student training, videoconference, virtual excursion, alphabet at a round table, brainstorming, clinic methodology, labyrinth.

Изменения, происходящие в образовательном пространстве нашей страны, выдвигают определенные требования к подготовке будущих учителей начальной школы. Особая сложность данного процесса обусловлена частично дистанционным обучением, что предполагает большую долю самостоятельной работы студентов и не всегда продуктивное общение друг с другом и с преподавателем. В связи с возникшими трудностями необходимо изменить подходы и дидактический инструментарий реализации процесса формирования готовности бакалавров к осуществлению профессиональной деятельности.

Существует большое количество определений сущностной характеристики категории «готовность». В данной статье мы придерживаемся точки зрения К.К. Платонова, который трактует данную категорию как субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять [5, С. 105].

Теоретический анализ научных исследований (З.М. Большаковой [1], Н.М. Ждановой [2], Н.В. Ип-политовой [4]) позволяет рассматривать профессиональную готовность как сложное интегративное личностное качество, характеризующее активно-действенное субъективное состояние личности, подготовленной к осуществлению профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять [2].

Формирование профессиональной готовности бакалавров, предполагает усвоение компетенций необходимых для осуществления образовательного процесса начальной школы. В материалах ФГОС НОО (третьего поколения) большое внимание уделяется становлению коммуникативных умений обучающихся. Именно они служат основой успешного обучения не только в школе, но и на ступени профессионального образования. Таким

образом, мы можем утверждать, что именно от учителей начальных классов зависит жизненная успешность будущих граждан нашего общества. Поэтому, необходима специфическая подготовка к формированию у младших школьников умений осуществлять общение. Эффективность данного процесса, зависит от уровня сформированности коммуникативной компетенции самого педагога, насколько он умеет правильно построить коммуникативную траекторию.

В процессе написания статьи нами проведено исследование, цель которого заключается в выявление уровня сформированности коммуникативных умений у студентов выпускных курсов, в процессе различных способов общения, обучающихся по образовательной программе «Начальное образование» (очное и заочное отделение).

Была использована методика Л. Михельсона. Анализ результатов диагностики показал, что

39.6 % бакалавров выбрали компетентный способ общения, 30,7 % - зависимый способ общения, агрессивный способ коммуникации наблюдается у

29.7 % выпускников, необходимо отметить, что это в основном студенты заочного отделения. Лучше всего у респондентов сформированы умения:

- обращаться к собеседнику с просьбой;

- принимать сочувствие и поддержку;

- вступать в общение;

- правильно построить коммуникацию, в зависимости от ситуации;

- адекватно реагировать на начало коммуникации, со стороны знакомого собеседника.

- Значительно ниже уровень сформирован-ности следующих умений:

- адекватно реагировать на справедливую критику;

- отказать в просьбе;

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021_

- правильно построить коммуникацию в конфликтной ситуации;

- начать общение с незнакомым человеком, к которому необходимо обратиться с просьбой.

Исходя из полученных результатов, мы можем утверждать, что решение данного вопроса возможно при целенаправленном использовании системы дидактического инструментария (технологии, методы, формы и средства) и определенных условий ее реализации. В данной статье остановимся более подробно на методах и приемах, способствующих продуктивному протеканию процесса формирования готовности бакалавров к становлению коммуникативных умений младших школьников.

Условия частично дистанционного обучения в вузе выдвигают на первый план использование таких методов, как видиоконференция, виртуальная экскурсия. Остановимся на методическом аспекте проведения, такой интерактивной формы преподавания как видеоконференция. Данная форма представляет собой многосторонную связь для передачи звука и изображения. Студенты, находясь в разных регионах, имеют возможность видеть и слышать друг друга. В современных условиях все занятия проводятся в подобном режиме, но методика проведения занятия, в форме видеоконференции требует специфического подхода. Преподаватель заранее сообщает студентам тему занятия и вопросы, по которым они должны подготовить свои доклады и ММП. В начале занятия педагог проводит вступительную беседу, в которой освещает актуальность рассматриваемых вопросов, затем идет заслушивание докладов студентов и их обсуждение. Именно в процессе дискуссии, студенты вступают в активную коммуникацию, у них «оттачиваются» коммуникативные умения, которые постепенно переходят в навыки, так необходимые учителю начальных классов в своей профессиональной деятельности. На первых курсах преподавателю необходимо научить студентов правильно задавать вопросы, познакомить их с алгоритмом составления вопросов и правилами ведения дискуссии. На начальном этапе обучении педагогу необходимо самому направлять течение дискуссии, постепенно переходя в роль «наблюдающего». Именно на таких занятиях у бакалавров развиваются умения:

- уважать мнение другого;

- высказывать и отстаивать свою точку зрения;

- правильно построить коммуникацию в конфликтной ситуации (которая возникает при столкновении мнений по теме доклада);

- обращаться к собеседнику с просьбой;

- использовать компетентный способ общения;

- слушать и слышать докладчика и своего оппонента в ходе дискуссии.

В конце занятия целесообразно подвести итоги видеоконференции и рефлексию. В ходе подведения итогов необходимо не только выяснить, какие новые знания получили студенты на занятии,

но принять резолюцию видеоконференции. Рефлексия занятия проведенного в данной форме, по нашему мнению, должна быть направлена на определение эмоционального состояния студентов (прием «Дерево чувств»), также может быть применена коллективная рефлексия в группе, в ходе которой используются ключевые слова и фразы (совет, помощь, вместе у нас получилось и т.д.). Проведение занятия в форме видиоконференции способствует формированию у будущих учителей начальных классов развитие коммуникативной компетенции, через становление у них соответствующих умений и навыков.

В условиях «реального обучения» (в аудитории) с целью формирования у студентов коммуникативной компетенции важно использовать элементы сингапурской системы обучения, так как вся работа организуется в группах, соответственно развиваются умения и навыки успешного осуществления коммуникации.

Формированию умения слушать другого способствует прием «чтение вслух (попеременное чтение)». Преподаватель раздает каждому студенту текст (например: первоисточник научного труда выдающегося ученого). Каждый читает по одному абзацу. Во время прочтения остальные составляют вопросы (они воспринимают информацию на слух, их тексты отложены в сторону). Читающий должен осознанно прочитать текст и правильно ответить на вопросы слушающих. Если он отвечает не верно, од-ногруппники поправляют его. Первым всегда начинает читать и отвечать на вопросы преподаватель.

Эффективной стратегией в становлении коммуникативной компетенции студентов является прием «алфавит за круглым столом». Обучающиеся рассаживаются лицом друг к другу. Перед каждым лежит карта алфавита. Необходимо придумывает термин или ключевое слово, связанные с темой занятия, и заполнить ячейку карты. Повторяться нельзя. Далее следует дискуссия, в ходе которой каждый участник отстаивает свой комплекс подобранных слов.

Метод «мозговой штурм» или «мозговая атака» эффективен не только для развития креативного мышления, но и для формирования коммуникативной компетенции бакалавров. В процессе обсуждения проблемы студенты развивают умения: адекватно реагировать на справедливую критику; правильно построить коммуникацию в конфликтной ситуации; обращаться к собеседнику с просьбой; высказывать свою точку зрения и отстаивать ее. Именно данный метод способствует эффективному становлению компетентного способа общения.

Прием «обсуждение вполголоса» предполагает разделение студентов на микрогруппы, в которых они обсуждают заданную преподавателем проблемную ситуацию (вопрос) или решают кейс-ситуацию. Далее представитель каждой группы рассказывает о результатах обсуждения. Выбираются самые интересные, каждый отстаивает свою точку зрения, аргументируя и приводя примеры.

ПЕДАГОГИКА

Эффективным в процессе формирования коммуникативной компетенции будущих учителей начальных классов, на наш взгляд, является прием «методика клиники». Педагог предлагает студентам решить проблемную ситуацию (кейс-ситуацию). Каждый вырабатывает свою траекторию решения, предварительно представив на обсуждение в группе свой «диагноз» поставленной проблемы. Правильность решения определяет преподаватель и группа «экспертов» из числа студентов. После каждого выступления, оглашается результат, принимается «лечение данной проблемы» или нет. Возможно оценивание ответов по специальной шкале, обсужденной заранее.

Прием «лабиринт» может быть использован как часть дискуссии. Представляет собой пошаговое обсуждение проблемы, в которой каждый последующий шаг делается другим студентом. В ходе использования данного приема, у студентов формируется умение внимательно слушать и слышать своего собеседника, вступать в общение, правильно построить коммуникацию, в зависимости от ситуации. В ходе «лабиринта» могут возникнуть, не только правильные, но и тупиковые идеи. Рассматриваются все, главное, чтобы выступающий, аргументировано отстаивал свою точку зрения.

Дискуссионное обсуждение протекает и в процессе использования приема «эстафета», когда докладчик может передать слово другому, каждый участник должен быть готов в любой момент продолжить выступление или выступить оппонентом.

С целью формирования коммуникативной компетенции будущих учителей начальных классов целесообразно использовать «свободно плавающую дискуссию». На занятии педагог предлагает обсудить проблемную ситуацию, но обсуждение должно быть построено так, чтобы оно продолжилось после семинара. По мнению Б.В. Зейгарник, очень хорошо и качественно запоминаются незавершенные действия, домысленные наедине незаконченные мысли [3]. На последующих занятиях продолжается дискуссия новых идей, высказанных каждой группой.

Использование, выше рассмотренных методов и приемов подготовки, способствует становлению у будущих учителей начальных классов коммуникативной компетенции, что поможет им в дальнейшем сформировать коммуникативные умения у учащихся начальных классов. Только владея в совершенстве умением построить правильную коммуникативную траекторию, можно сформировать у обучающихся умения: построить бесконфликтное общение, коммуникацию в конфликтной ситуации; слушать и слышать друг друга, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Большакова, З.М. К проблеме качества профессионально-педагогической подготовки студентов педвуза / З.М. Большакова, Н.Н. Тулькибаева. - Текст : непосредственный // Личностно ориентированное профессиональное образование : в 3 ч. : материалы регион. науч.-практ. конф., 20-21 нояб. 2001 г., Екатеринбург / Урал. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Издательство УГППУ, 2001. - Ч. 1. - С. 36-39.

2. Жданова, Н.М. Педагогические условия подготовки студентов к патриотическому воспитанию школьников средствами народной педагогики / Н.М. Жданова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование и наука : науч.-метод. журн. - 2008. - № 7. - С. 43-46.

3. Золотова, Н.В. Научное наследие и жизненный путь Б.В. Зейгарник / Н.В. Золотова. - Текст : непосредственный // Методология и история психологии. - Москва : Изд-во Институт психологии Российской академии наук, 2007. -Т. 2, № 2. - С. 135-146.

4. Развитие личности будущего педагога в контексте профессиональной подготовки : монография / Н.В. Ипполи-това [и др.]. - Шадринск : ШГПИ, 2010. - 244 с. : ил. - Текст : непосредственный.

5. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий : учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования / К.К. Платонов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Высшая школа, 1984. - 174 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Bol'shakova Z.M., Tul'kibaeva N.N. K probleme kachestva professional'no-pedagogicheskoj podgotovki studentov pedvuza [On the problem of the quality of professional and pedagogical training of students of a teacher training university]. Lichnostno orientirovannoeprofessional'noe obrazovanie. Ch. 1: v 3 ch. : materialy region. nauch.-prakt. konf., 20-21 nojab. 2001 g., Ekaterinburg [Personally oriented vocational education. Part 1]. Ekaterinburg: Izdatel'stvo UGPPU, 2001, pp. 36-39.

2. Zhdanova N.M. Pedagogicheskie uslovija podgotovki studentov k patrioticheskomu vospitaniju shkol'nikov sredstvami narodnoj pedagogiki [Pedagogical conditions for preparing students for the patriotic education of schoolchildren by means of folk pedagogy]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka: nauch.-metod. zhurn. [Pedagogical education and science], 2008, no. 7, pp. 43-46.

3. Zolotova N.V. Nauchnoe nasledie i zhiznennyj put' B.V. Zejgarnik [Scientific heritage and life of B.V. Zeigarnik]. Metodologija i istorija psihologii. T. 2, № 2 [Methodology and history of psychology. Vol. 2, No. 2]. Moscow: Izd-vo Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk, 2007, pp. 135-146.

4. Ippolitova N.V., et al. Razvitie lichnosti budushhego pedagoga v kontekste professional'noj podgotovki: monografija [Development of the personality of the future teacher in the context of professional training]. Shadrinsk: ShGPI, 2010. 244 p.

5. Platonov K.K. Kratkij slovar' sistemy psihologicheskih ponjatij: ucheb. posobie dlja ucheb. zavedenij proftehobrazovan-ija [A Brief Dictionary of the System of Psychological Concepts]. Moscow: Vysshaja shkola, 1984. 174 p.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021_2542-0291

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Н.М. Жданова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, Россия, e-mail: nat.jdanova@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6714-6002.

А.В. Манакова, студентка 312 группы, Институт педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, Россия, e-mail: sasha.manakova.01@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

N.M. Zhdanova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methods of Primary Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: nat.jdanova@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6714-6002.

A.V. Manakova, Student, Institute of Pedagogy and Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: sasha.manakova.01@mail.ru.

УДК 376 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_67

Нина Владимировна Кармацких г. Тюмень

Пароксизмы заикания у детей дошкольного и школьного возраста

в период пандемии

В статье представлен опыт логопедического обследования детей с различными типами заикания. В основе диагностики лежит классическая методика Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой, позволяющая комплексно выявить индивидуальные причины проявления темпо-ритмических нарушений речи судорожного характера. Ведущие методы исследования: логопедический и педагогический эксперименты, беседа с родителями, наблюдение, анализ, синтез, обработка и интерпретация результатов. Исследование показало, что кроме индивидуальных особенностей, отмечается общая для всех пациентов причина рецидива после ремиссии: прямое влияние внутрисемейных конфликтов и опосредованное воздействие внешнесоциальных факторов. Предлагается план системной помощи для нормализации речевого статуса детей посредством комплексного медико-психолого-педагогического подхода, а также схема работы родителей с детьми по предупреждению рецидивов заикания в условиях возможной домашней самоизоляции.

Ключевые слова: заикание, диагностика заикания, пандемия, детско-родительские отношения, дошкольники, школьники, коррекция заикания.

Nina Vladimirovna Karmatskikh

Tyumen

Paroxysms of stuttering in preschool and school-age children during the pandemic

The article presents the experience of speech therapy examination of children with various types of stuttering. The diagnosis is based on the classical technique of L.I. Belyakova and E.A. Dyakova which allows to identify individual causes of manifestations of tempo-rhythmic speech disorders of a convulsive nature comprehensively. Leading research methods: speech therapy and pedagogical experiments, conversation with parents, observation, analysis, synthesis, processing and interpretation of results. The study showed that in addition to individual characteristics there is a common cause of relapse after remission for all patients: direct influence of intra-family conflicts and indirect influence of external social factors. A plan of systemic assistance is proposed to normalize the speech status of children through a comprehensive medical, psychological and pedagogical approach as well as a scheme for parents to work with children to prevent relapses of stuttering in conditions of possible home self-isolation.

Keywords: stuttering, stuttering diagnostics, pandemic, parent-child relationships, preschoolers, schoolchildren, stuttering correction.

Введение. В настоящее время общество остро и эмоционально нестабильно переживает проблему пандемии СОУ[Э-19, а также дискретно вводимые ограничения и режимы самоизоляции. Понижение социального уровня, неуверенность в безопасности, пороговая степень тревожности и негативные эмоции - присущи большинству людей взрослого населения [4].

Низкий эмоциональный фон становится причиной сложного, а порой конфликтного взаимодействия членов семьи между собой, что специфически отражается на неокрепшей детской психике. Особенно чуткими в этом отношении являются дети с

повышенным уровнем тревожности, психически ранимые, в частности, страдающие заиканием.

Тема психологической природы логоневрозов имеет давнюю традицию. В разное время этот аспект изучался такими учеными, как И.Ю. Абелева, Л.З. Арутюнян (Андронова), Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, Ю.Б. Некрасова, Е.Ю. Рау, В.И. Селиверстов, В.М. Шкловский и др. Ученые рассматривали не только физиологические предпосылки заикания, но и проблемы социально-психологические: в первую очередь, нарушения системы общения, глубоко затрагивающие личностную сферу. Так, в статье Е.Ф. Рау и А.С. Чайкиной читаем: «В каче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.