Научная статья на тему 'СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФОРМА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФОРМА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНИЗАЦИИ-УЧАСТНИКИ / РОЛИ / ФУНКЦИИ / ПРИНЦИПЫ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимова Вера Евгеньевна, Кириллова Оксана Александровна

Статья посвящена актуальной и одной из важных на сегодняшний день теме сетевого взаимодействия образовательных организаций с учреждениями всех типов. Авторами статьи подробно раскрыто понятие «сетевое взаимодействие». Выделены преимущества сетевого взаимодействия. В материале обозначен функционал сети образовательных организаций, участвующих в сетевом взаимодействии. Определены роли организаций-участников сетевого взаимодействия. Описаны основные принципы взаимодействия. Раскрыты формы и методы обучения при сетевом взаимодействии организаций, позволяющие обеспечить высокое качество образовательных услуг на протяжении всего процесса обучения. Предложен примерный перечень документов, регламентирующих процесс сетевого взаимодействия между организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евдокимова Вера Евгеньевна, Кириллова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORKING AS A FORM OF JOINT ACTIVITY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article is devoted to the urgent problem of network interaction of educational organizations with institutions of all types. The authors of the article have disclosed in detail the concept of “network interaction”. The advantages of network interaction are highlighted. The article outlines the functionality of the educational organizations network involved in network interaction. The roles of organizations participating in network interaction are defined. The basic principles of interaction are described. The forms and methods of training in the network interaction of organizations are disclosed, allowing to ensure high quality of educational services throughout the entire learning process. An approximate list of documents regulating the process of networking between organizations is proposed.

Текст научной работы на тему «СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФОРМА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

7. Li Chzhjen, Krasovskaja E.P. K probleme ispolnitel'skogo osvoenija evropejskoj programmnoj muzyki studentami Kit-ajskoj narodnoj respubliki na fortepiannyh zanjatijah [On the problem of performing mastery of European program music by students of the People's Republic of China in piano lessons]. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie [Musical art and education], 2017, no. 1, pp. 115-118.

8. Lju Cin. Vysshee muzykal'no-pedagogicheskoe obrazovanie v sovremennom Kitae. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Higher musical and pedagogical education in modern China. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Saint Petersburg, 2009. 22 p.

9. Lju Czin. Razvitie soderzhanija professional'noj podgotovki pedagogov-muzykantov v Kitae. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Development of the content of professional training of music teachers in China. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Minsk, 2019. 19 p.

10. Pinjagina I.Ju. Rol' klassicheskoj muzyki v formirovanii lichnosti. Avtoref. diss. kand. filos. nauk [The role of classical music in the formation of personality. Ph. D. (Philosophy) thesis]. Ufa, 2014. 20 p.

11. Pechko L.P. Jesteticheskij i hudozhestvennyj opyt lichnosti: struktura, komponenty, vozmozhnosti razvitija [Aesthetic and artistic experience of personality: structure, components, development opportunities]. Jesteticheskij opyt lichnosti kak uslovie osvoenija kul'tury v obrazovatel'nom processe vuza i shkoly [Aesthetic experience of personality as a condition for mastering culture in the educational process of the university and school]. Moscow: Smysl, 2003, pp. 125-143.

12. Serebrjakova A.N. Klassicheskaja muzyka kak faktor duhovno-nravstvennogo razvitija studencheskoj molodezhi. Avtoref. diss. kand. sociol. nauk [Classical music as a factor in the spiritual and moral development of student youth. Ph. D. (Sociology) thesis]. Moscow, 2012. 23 p.

13. Terent'eva N.A. Teoreticheskie osnovy vysshego muzykal'no-pedagogicheskogo obrazovanija [Theoretical foundations of higher music and pedagogical education].Saint Petersburg: Obrazovanie, 1996.

14. Cyrendorzhieva D.Sh., Rinchinova T.M. Rol' duhovno-nravstvennyh cennostej v zhiznedejatel'nosti sovremennogo kit-ajskogo obshhestva [The role of spiritual and moral values in the life of modern Chinese society]. VestnikBurjatskogo gosu-darstvennogo universiteta [Bulletin of the Buryat State University], 2012, no. 6-1, pp. 70-77.

15. Chjen' Go. Problemy razrabotki uchebnyh planov dlja fakul'tetov muzyki pedagogicheskih universitetov Kitaja. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Problems of developing curricula for the faculties of music of pedagogical universities in China. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Saint Petersburg, 2012. 20 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Даньци Лю, аспирант кафедры музыкального образования, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия; преподаватель музыкальной школы Университета Линьи, провинция Шаньдун, КНР, e-mail: liudanqi95@gmail.com. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Danqi Liu, Graduate Student, Department of Music Education, Ural State Pedagogical University; Music School Teacher of Linyi University, Shandong Province, China. e-mail: liudanqi95@gmail.com.

УДК 37.072 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_59

Вера Евгеньевна Евдокимова, Оксана Александровна Кириллова

г. Шадринск

Сетевое взаимодействие как форма совместной деятельности образовательных

учреждений

Статья посвящена актуальной и одной из важных на сегодняшний день теме сетевого взаимодействия образовательных организаций с учреждениями всех типов. Авторами статьи подробно раскрыто понятие «сетевое взаимодействие». Выделены преимущества сетевого взаимодействия. В материале обозначен функционал сети образовательных организаций, участвующих в сетевом взаимодействии. Определены роли организаций-участников сетевого взаимодействия. Описаны основные принципы взаимодействия. Раскрыты формы и методы обучения при сетевом взаимодействии организаций, позволяющие обеспечить высокое качество образовательных услуг на протяжении всего процесса обучения. Предложен примерный перечень документов, регламентирующих процесс сетевого взаимодействия между организациями.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, организации-участники, роли, функции, принципы, формы и методы обучения.

Vera Evgenievna Evdokimova, Oksana Aleksandrovna Kirillova

Shadrinsk

Networking as a form of joint activity of educational institutions

The article is devoted to the urgent problem of network interaction of educational organizations with institutions of all types. The authors of the article have disclosed in detail the concept of "network interaction". The advantages of network interaction are highlighted. The article outlines the functionality of the educational organizations network involved in network interaction. The roles of organizations participating in network interaction are defined. The basic principles of interaction are

described. The forms and methods of training in the network interaction of organizations are disclosed, allowing to ensure high quality of educational services throughout the entire learning process. An approximate list of documents regulating the process of networking between organizations is proposed.

Keywords: networking, participating organizations, roles, functions, principles, forms and methods of training.

Одной из важнейших задач государственной политики в сфере образования сегодня является организация всестороннего партнерства, в том числе и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях образования.

В настоящее время в системе образования происходят изменения, направленные на повышение качества образовательных услуг. Выстраивается новая модель взаимодействия, способствующая поиску новых форм работы с обучающимися. В связи с этим сетевое взаимодействие инновационной технологией, позволяющей образовательным учреждениям не эффективно функционировать и развиваться [4].

При организации сетевого взаимодействия становятся качественными и продуктивными результаты совместной работы, у каждого участника появляется возможность развивать свои профессиональные компетенций.

Сетевое взаимодействие представляет собой совместную деятельность образовательных учреждений, при которой происходит использование общих образовательных ресурсов, что дает возможность участникам взаимодействия эффективно осваивать предметные и ориентационные курсы [6]. Подобные организации обладают метериально-техническими, кадровыми, инфраструктурными, учебно-методическими, информационными ресурсами, с целью повышения эффективности образовательной деятельности [7].

В нашем исследовании под сетевым взаимодействием будем понимать совместную деятельность образовательных организаций и учреждений всех типов, обеспечивающих участников возможностью осваивать различные предметные и ориентаци-онные курсы с использованием общих ресурсов.

В качестве преимуществ сетевого взаимодействия организаций можно назвать:

- отсутствие территориальной ограниченности;

- за счет использования общих средств развитие и формирование компетенций;

- за счет совместной деятельности участников сетевого взаимодействия возрастает возможность реализации сложных проектов и др.

Сеть образовательных организаций, участвующих в сетевом взаимодействии обладает следующими функциями: аналитической, организационной, информационной, образовательной, консультационной, интеграционной, рефлексивной [1].

В образовательной сфере сетевое взаимодействие может организовываться для [7]:

- реализации образовательных программ, как параллельно, так и последовательно;

- проведения совместных мероприятий, конкурсов, олимпиад, конференций, мастер-классов, круглых столов;

60

- подготовки школьников к участию во Всероссийских олимпиадах и конкурсах;

- реализации больших образовательных проектов;

- организации методических и других объединений;

- построения сетевых индивидуальных образовательных маршрутов.

Конкретное описание отдельных видов сетевого взаимодействия будет зависеть от цели, выбранных форм, видов сетей и взаимодействия и количества участвующих резидентов сетевого взаимодействия [7].

Между субъектами сетевого взаимодействия организуются определенные отношения или связи, рассмотрим их более подробно [2].

1. Координатор. В этой роли выступает координационный совет. Координатор выполняет три главные управленческие функции: инициирование создания сети и сетевого взаимодействия; поиск субъектов с комплементарными и конкурентоспособными ресурсами; реализация роли промоутера сетевого взаимодействия и сетевых проектов.

2. Базовая организация. Выступает в роли управляющего на этапах реализации конкретных проектов. Это организация, коллектив, образовательная или общественная организация, взявшая на себя лидерство в процессе реализации сетевого проекта.

3. Субъект-ресурс. Выполняет функцию обеспечения других субъектов сетевого взаимодействия необходимыми, но отсутствующими у них в распоряжении необходимыми ресурсами.

4. Субъект-исполнитель. Реализует технологическую часть сетевого взаимодействия

Следует отметить, что одна и та же организация может одновременно выступать и координатором, и базовой организацией, и ресурсом, и исполнителем.

Координатор выполняет роль управления, инициирует процесс сетевого взаимодействия начиная с этапа прогнозирования результатов, определения целей и стратегии развития, заканчивая контролем и коррекцией процесса взаимодействия.

Базовая организация реализует управление, прогнозирование результата реализации сетевого проекта [7].

Субъект-ресурс обеспечивает реализацию сетевого взаимодействия на уровне средств. В сетевом взаимодействии можно наблюдать несколько типов ресурсообеспечения:

- по источнику ресурсообеспечения: горизонтальное и иерархическое;

- по нормативному обеспечению и времени использования ресурсов: построенное по принципу коалиции и кооперации [5].

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021

Субъект-исполнитель реализует поставленную перед ним задачу, используя собственные и привлекая чужие ресурсы.

Рассмотренные роли позволяют более отчетливо понять сетевое взаимодействие образовательных организаций с учреждениями всех типов.

Сетевое взаимодействие в образовании представляет собой механизм, который реализуется исключительно в согласовании с принципами, которые представляются основополагающими положениями, регламентирующими все стороны и этапы взаимодействия [3]. Рассмотрим основные принципы, которые должны быть положены в основу реализации любого сетевого взаимодействия образовательных организаций с учреждениями всех типов: корпоративный характер целей; инновацион-ность; разветвленность взаимодействия; партнерства и паритетности; разграничения полномочий; диверсификации; открытости; импровизации; про-странственности; полимасштабности; добровольности; принцип «ведущего звена».

В зависимости от вида сетевого взаимодействия учреждений можно выделить следующие организационные формы:

- горизонтальная форма предусматривает сетевое взаимодействие образовательных организаций одного типа и ведомственной принадлежности, например, реализация сетевых образовательных программ в рамках нескольких организаций системы дополнительного образования и т.п.;

- вертикальная форма подразумевает взаимодействие между образовательными организациями различных уровней, например, дошкольное учреждение, учреждение среднего специального образования и высшее образовательное учреждение и пр. [9];

- смешанная форма организации сетевого взаимодействия объединяет горизонтальную и вертикальную форму, когда в сети присутствуют как организации одной ступени образования, так и организации разных ступеней обучения.

В зависимости от форм сетевого взаимодействия происходит отбор методов. Следует отметить, что каждая образовательная организация оставляет за собой право выбора форм и методов.

Кроме общедидактических методов на различных этапах реализации сетевого взаимодействия целесообразно использовать следующие:

- аутсорсинг определенных функций и полномочий процесса;

- практика выбора курсов из разных источников в объединенных дистанционных и смешанных образовательных организациях;

- распределенные ресурсы для целей образования;

- совместные исследовательские лаборатории;

- центры коллективного пользования и другие.

В основу организации сетевого взаимодействия в сфере образования положены федеральные и региональные нормативно-правовые документы,

регламентирующие процессы реализации образовательных программ с использованием сетевой формы, проектирования и реализации сетевых дополнительных общеобразовательных (общеразви-вающих) программ, реализации сетевых проектов и т.п., к ним относятся:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с измен. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021);

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с измен. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) / Часть 1 Статья 13 «Общие требования к реализации образовательных программ»; Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ;

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

4. Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

5. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерство просвещения РФ от 09.11.2018 №196;

6. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

7. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

8. Письмо Министерства просвещения РФ от 12 октября 2020 г. «ГД-1736/03 «О рекомендациях по использованию информационных технологий»;

9. Письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21.10.2020 № МН-5/20382 «О направлении разъяснений».

10. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Министерством просвещения России 28.06.2019 N МР-81/02вн).

11. Национальный проект «Образование» (Протокол от 03.09.2018 №10 Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам);

12. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года.

Все формы и виды совместной деятельности участников сетевого взаимодействия выстраиваются в систему локальных нормативных актов, положений, согласованных между собой. Организация сетевого взаимодействия организаций осуществляется в обязательном порядке посредством заключения договоров. Такой подход к освоению образовательных программ позволяет решить ряд задач, в том числе:

- возможность более эффективного использования финансов за счет объединения ресурсов нескольких организаций для достижения общей цели и интересов всех сторон таких отношений;

- возможность углубленно изучать некоторые образовательные модули, носящие прикладную или межотраслевую направленность;

- возможность получения практических навыков по получаемой специальности или выбранному профилю обучения.

Договор о сетевом взаимодействии заключается между базовой организацией и организацией-участнике. Базовая организация - это организация, ведущая образовательную деятельность и принимающая обучающегося на обучение и несущая ответственность за освоение программы обучающимся. Организация-участник - это организация, реализующая часть сетевой образовательной программы. В договоре о сетевом взаимодействии могут принимать участие несколько организаций-участников. В договоре о сетевой форме устанавливается финансовое обеспечение осуществления

сетевой образовательной программы между базовой организацией и организациями-участниками.

Нормативно-правовая база сетевого взаимодействия, включает в себя создание нормативных документов и внесение правок в уже существующие внутренние документы, к которым относятся: положение о сетевом взаимодействии, договоры между организациями сетевого взаимодействия (в зависимости от исполняемой роли). В случае необходимости в нормативные документы вносятся соответствующие изменения в целях установления соответствующих регламентов и правил, направленных на определение:

- правил приема, перевода и отчисления обучающихся в условиях сетевого взаимодействия нескольких организаций;

- режима занятий обучающихся по сетевым программам или индивидуальным маршрутам в рамках сетевого взаимодействия;

- порядка текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в условиях обучения по сетевым программам или по индивидуальной карте.

Таким образом, сетевое взаимодействие образовательных организаций с учреждениями всех типов направлено на положительные изменения в образовательном процессе, а именно, повысить эффективность учебного процесса и сформировать ключевые компетенции обучающихся. Но, в свою очередь, выдвигает не только новые требования ко всем участникам образовательных отношений, а также к уровню развития информационной среды образовательной организации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аветисян, Г.В. Соотношение управления и взаимодействия / Г.В. Аветисян. - Текст : электронный // Вестник университета. - 2017. - № 5. - С. 5-9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-upravleniya-i-vzaimodeystviya (дата обращения: 17.12.2020).

2. Адамский, А.И. Модель сетевого взаимодействия / А.И. Адамский. - Текст непосредственный // Управление школой : прилож. к газ. «Первое сентября». - 2002. - № 4 (00.01). - С. 23-24.

3. Василенко, Н.В. Принципы сетевых взаимодействий в образовании / Н.В. Василенко. - Текст : электронный // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 4. - С. 183-185. - URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5102 (дата обращения: 13.01.2021)

4. Жданко, Т.А. Организация сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных систем на основе си-стемно-деятельностного подхода / Т.А. Жданко // Вестник ИГЛУ. - 2013. - № 3 (24). - С. 230-234. - Текст : непосредственный.

5. Модели сетевого взаимодействия кластерного типа учреждений педагогического образования для уровня дополнительного профессионального образования : метод. рекомендации. - Санкт-Петербург ; Тюмень : ТОГИРРО, 2017. -88 с. - Текст : непосредственный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Родионова, Д.Д. Сетевое взаимодействие вузов культуры, музеев и религиозных организаций в рамках профильной подготовки музеологов / Д.Д. Родионова, А.А. Насонов. - Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 23-32.

7. Слинкина, И.Н. Логико-семантическая модель сетевого взаимодействия в сфере образования / И.Н. Слинкина,

H.Н. Устинова. - Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 712. - С. 335-337.

REFERENCES

I. Avetisjan G.V. Sootnoshenie upravlenija i vzaimodejstvija [The relationship of control and interaction]. Vestnik univer-siteta [Vestnik Universiteta], 2017, no. 5, pp. 5-9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-upravleniya-i-vzai-modeystviya (Accessed 17.12.2020).

2. Adamskij A.I. Model' setevogo vzaimodejstvija [Networking Model]. Upravlenie shkoloj: prilozh. k gaz. «Pervoe sent-jabrja» [SchoolManagement], 2002, no. 4 (00.01), pp. 23-24.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021

3. Vasilenko N.V. Principy setevyh vzaimodejstvij v obrazovanii [Principles of Networking in Education]. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International Journal of Applied and Fundamental Research], 2014, no. 4, pp. 183-185. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5102 (Accessed 13.01.2021)

4. Zhdanko T.A. Organizacija setevogo vzaimodejstvija raznourovnevyh obrazovatel'nyh sistem na osnove sistemno-deja-tel'nostnogo podhoda [Organization of network interaction of multilevel educational systems based on the system-activity approach]. Vestnik IGLU [Bulletin of Irkutsk State Linguistic University], 2013, no. 3 (24), pp. 230-234.

5. Modeli setevogo vzaimodejstvija klasternogo tipa uchrezhdenij pedagogicheskogo obrazovanija dlja urovnja dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija: metod. rekomendacii [Models of network interaction of cluster type of pedagogical education institutions for the level of additional professional education]. Sankt-Peterburg; Tjumen': TOGIRRO, 2017. 88 p.

6. Rodionova D.D., Nasonov A.A. Setevoe vzaimodejstvie vuzov kul'tury, muzeev i religioznyh organizacij v ramkah pro-fil'noj podgotovki muzeologov [Networking of cultural universities, museums and religious organizations within the framework of specialized training of museologists]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2017, no. 2, pp. 23-32.

7. Slinkina I.N., Ustinova N.N. Logiko-semanticheskaja model' setevogo vzaimodejstvija v sfere obrazovanija [Logical-semantic model of network interaction in the field of education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija [Problems of modern pedagogical education], 2021, no. 71-2, pp. 335-337.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

В.Е. Евдокимова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математического и информационно-технологического образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: evdokimovavera@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-4556-7946.

О.А. Кириллова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математического и информационно-технологического образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: 970013@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2094-2156.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

V.E. Evdokimova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Physics, Mathematics and Information Technology Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: evdokimovavera@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-4556-7946.

O.A. Kirillova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Physics, Mathematics and Information Technology Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: 970013@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2094-2156.

УДК 378 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_63

Наталья Михайловна Жданова, Александра Витальевна Манакова

г. Шадринск

Формирование готовности будущих учителей начальных классов к становлению коммуникативных умений обучающихся в современных условиях

В своей статье авторы рассматривают сущностную характеристику понятия «профессиональная готовность», отмечая, что ее формирование у будущих учителей, предполагает усвоение компетенций, необходимых для осуществления образовательного процесса в начальной школе. Опираясь на материалы ФГОС НОО (третьего поколения), большое внимание они уделяются вопросу становлению коммуникативных умений обучающихся, по их мнению, эффективность данного процесса, зависит от уровня сформированности коммуникативной компетенции самого педагога, насколько он умеет правильно построить коммуникативную траекторию. В ходе написания статьи авторами проведено исследование, цель которого заключается в выявление уровня сформированности коммуникативных умений у студентов выпускных курсов, в процессе различных способов общения, обучающихся по образовательной программе «Начальное образование». Исходя из полученных результатов, авторы констатировали, что решение выявленных проблем возможно при целенаправленном использовании системы дидактического инструментария (технологии, методы, формы и средства) и определенных условий ее реализации. В данной статье более подробно рассмотрены методы и приемы, способствующие продуктивному протеканию процесса формирования готовности бакалавров к становлению коммуникативных умений младших школьников, такие как видеоконференция, виртуальная экскурсия, алфавит за круглым столом, мозговой штурм, методика клиники. Авторы отмечают, что только владея в совершенстве умением построить правильную коммуникативную траекторию, можно сформировать у обучающихся умения: построить бесконфликтное общение; слушать и слышать друг друга; высказывать свою точку зрения и отстаивать ее.

Ключевые слова: готовность, профессиональная готовность, младшие школьники, подготовка студентов, видеоконференция, виртуальная экскурсия, алфавит за круглым столом, мозговой штурм, методика клиники, лабиринт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.