Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, С УЧЕТОМ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТЕМПЕРАМЕНТА'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, С УЧЕТОМ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТЕМПЕРАМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / САНГВИНИКИ / ХОЛЕРИКИ / МЕЛАНХОЛИКИ / ФЛЕГМАТИКИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданова Наталья Михайловна, Манакова Александра Витальевна

В своей статье авторы рассматривают сущностную характеристику понятия «темперамент». По их мнению, формирование коммуникативных умений важно начинать в период младшего школьного возраста, так как он является сензитивным. В это время у учащихся начальной школы повышается интерес к общению и осмыслению всех окружающих явлений, происходит формирование новых психологических механизмов деятельности и поведения. Авторы останавливаются на проблеме влияния темперамента на процесс формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста. Темперамент, которым обладают младшие школьники, оказывает существенное влияние на успешность обучения, на процесс адаптации его в новом коллективе. В процессе написания статьи авторами проведено исследование, цель которого заключается в выявлении типа темперамента младших школьников, и его влиянии на процесс становления коммуникативных умений учащихся начальной школы. В опытно-поисковой работе были использована две методики («Какие сказки ты любишь», диагностика Б.С. Волкова и Н.В. Волковой). Исходя из полученных результатов, авторы констатируют, что решение исследуемого вопроса возможно при целенаправленном использовании системы дидактического инструментария (технологии, методы, формы и средства) и определенных условий ее реализации. В данной статье приведены примеры игр, способствующих продуктивному протеканию процесса формирования коммуникативных умений младших школьников с разными видами темперамента. Именно через игру возможно формирование умений правильно построить коммуникацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN COMMUNICATION SKILLS WITH DIFFERENT TYPES OF TEMPERAMENT

The authors consider the essential characteristic of the concept of "temperament". The authors consider that it is important to begin the formation of communicative skills during primary school age since it is sensitive. At this time, primary school students have an increased interest in communication and understanding of all surrounding phenomena, the formation of new psychological mechanisms of activity and behavior. The authors focus on the problem of the influence of temperament on the process of formation of communicative skills in children of primary school age. The temperament possessed by younger schoolchildren has a significant impact on the success of learning, on the process of adapting it to a new team. In the process of writing the article, the authors conducted a study, the purpose of which is to identify the type of temperament of younger schoolchildren, and its influence on the process of formation of communicative skills of primary school students. Two methods were used (“What fairy tales do you like”, diagnostics of B.S. Volkova and N.V. Volkova). Based on the results obtained, the authors state that the solution of this issue is possible with the purposeful use of a system of didactic tools (technologies, methods, forms and means) and certain conditions for its implementation. This article provides examples of games that contribute to the productive course of the process of forming the communicative skills of younger schoolchildren with different types of temperament. The game continues to be the leading activity in the initial link. It is through the game that it is possible to form the skills to build communication correctly.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, С УЧЕТОМ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТЕМПЕРАМЕНТА»

PEDAGOGY

УДК 378 DOI: 10.52772/25420291_2022_1_27

Наталья Михайловна Жданова, Александра Витальевна Манакова

г. Шадринск

Формирование коммуникативных умений младших школьников, с учетом различных видов темперамента

В своей статье авторы рассматривают сущностную характеристику понятия «темперамент». По их мнению, формирование коммуникативных умений важно начинать в период младшего школьного возраста, так как он является сензитивным. В это время у учащихся начальной школы повышается интерес к общению и осмыслению всех окружающих явлений, происходит формирование новых психологических механизмов деятельности и поведения. Авторы останавливаются на проблеме влияния темперамента на процесс формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста. Темперамент, которым обладают младшие школьники, оказывает существенное влияние на успешность обучения, на процесс адаптации его в новом коллективе. В процессе написания статьи авторами проведено исследование, цель которого заключается в выявлении типа темперамента младших школьников, и его влиянии на процесс становления коммуникативных умений учащихся начальной школы. В опытно-поисковой работе были использована две методики («Какие сказки ты любишь», диагностика Б.С. Волкова и Н.В. Волковой). Исходя из полученных результатов, авторы констатируют, что решение исследуемого вопроса возможно при целенаправленном использовании системы дидактического инструментария (технологии, методы, формы и средства) и определенных условий ее реализации. В данной статье приведены примеры игр, способствующих продуктивному протеканию процесса формирования коммуникативных умений младших школьников с разными видами темперамента. Именно через игру возможно формирование умений правильно построить коммуникацию.

Ключевые слова: темперамент, сангвиники, холерики, меланхолики, флегматики, младшие школьники, игра.

Natalia Mikhailovna Zhdanova, Alexandra Vitalievna Manakova

Shadrinsk

The formation of younger schoolchildren communication skills with different types

of temperament

The authors consider the essential characteristic of the concept of "temperament". The authors consider that it is important to begin the formation of communicative skills during primary school age since it is sensitive. At this time, primary school students have an increased interest in communication and understanding of all surrounding phenomena, the formation of new psychological mechanisms of activity and behavior. The authors focus on the problem of the influence of temperament on the process of formation of communicative skills in children of primary school age. The temperament possessed by younger schoolchildren has a significant impact on the success of learning, on the process of adapting it to a new team. In the process of writing the article, the authors conducted a study, the purpose of which is to identify the type of temperament of younger schoolchildren, and its influence on the process of formation of communicative skills of primary school students. Two methods were used ("What fairy tales do you like", diagnostics of B.S. Volkova and N.V. Volkova). Based on the results obtained, the authors state that the solution of this issue is possible with the purposeful use of a system of didactic tools (technologies, methods, forms and means) and certain conditions for its implementation. This article provides examples of games that contribute to the productive course of the process of forming the communicative skills of younger schoolchildren with different types of temperament. The game continues to be the leading activity in the initial link. It is through the game that it is possible to form the skills to build communication correctly.

Keywords: temperament, sanguine, choleric, melancholic, phlegmatic, junior schoolchildren, game.

В современной образовательной парадигме важным аспектом выступает процесс формирования у младшего школьника комплекса ключевых компетенций, личной ответственности, осознанности и самостоятельности обучения.

Анализ фундаментальных исследований позволяет утверждать, что формирование коммуникативных умений важно начинать в период младшего школьного возраста, который является благоприятным, так как в это время у обучающихся наблюдается повышенный интерес к общению и осмыслению всех окружающих явлений, происходит формирование новых психологических механизмов деятельности и поведения.

От уровня сформированности коммуникативных умений в начальной школе зависит эффектив-

ность обучения младших школьников, их социализация. Становление рассматриваемых умений протекает не только на уроках, но и во внеурочной деятельности [1].

При организации процесса формирования коммуникативных умений учителю начальных классов необходимо опираться на специфику психических процессов младшего школьного возраста, на особенности темперамента.

В данной статье мы остановимся на проблеме влияния темперамента на формирование коммуникативных умений детей младшего школьного возраста.

Существует большое количество определений понятия «темперамент». Б.М. Теплов трактует данное понятие как комплекс компонентов, характеризу-

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 1 (53) 2022

ПЕДАГОГИКА

ющих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение [2].

Теоретический анализ научных исследований (Вундта, Галена, Гиппократа, И. Канта, Э. Креч-мера, И.П. Павлова, В.М. Русалова, У. Шелдона) позволяет рассматривать темперамент как основополагающие характеристики психологической составляющей человека, проявляющиеся в отношении его с окружающим социумом [3, С. 156].

Темперамент младшего школьника накладывает отпечаток на его общение с окружающими, процесс усвоения знаний, адаптацию в коллективе сверстников. Учеными выделяют 4 типа темперамента (сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический), но необходимо отметить, что в чистом виде каждый тип встречается редко.

Ребенок-сангвиник отличается большой подвижностью, ему характерны перепады настроения, он быстро начинает плакать в неприятной ему ситуации и так же быстро успокаивается. Стремительно переходит от одного вида деятельности к другому. Такие дети не помнят зла. Их отличает желание делать добро. Они приятны в общении, очень часто бывают инициаторами игр, любят фантазировать и придумывать небылицы. Легко вступают в общение.

Богатым внутренним миром отличаются дети-меланхолики. Очень часто бывают грустными и задумчивыми, любят уединяться, с трудом включаются в общение со сверстниками. Им сложно поменять одну деятельность на другую. Таких детей отличает рассудительность и порой недетский взгляд на происходящее.

Младший школьник, обладающий холерическим темпераментом, настойчив, решителен, для него нет преград ни в каком деле, вспыльчив, импульсивен, добивается поставленной цели любыми путями, не слушает советов окружающих, часто ссорится со сверстниками.

Ребенок-флегматик обладает спокойным и ровным характером, любит порядок во всем, никогда не опаздывает, но для сверстников он кажется скучным, его редко приглашают в совместные игры и приключения. Он медленно усваивает информацию, но надолго, редко принимает ошибочные решения. В каждом классе встречаются младшие школьники с различными типами темперамента, поэтому учителю начальных классов необходимо учитывать их особенности при формировании коммуникативных умений.

В материалах ФГОС НОО (третьего поколения) большое внимание уделяется формированию коммуникативных умений обучающихся. Именно они служат основой успешного обучения на всех ступенях образования. Таким образом, мы можем утверждать, что от учителей начальных классов зависит жизненная успешность подрастающего поколения. Поэтому необходима их специфическая подготовка к формированию у младших школьников умений осуществлять общение со сверстниками, взрослыми, с классным руководителем.

28

В процессе написания статьи нами проведено исследование, цель которого заключается в выявлении типа темперамента у младших школьников. По нашему мнению, анализ результатов исследования поможет нам разработать траекторию формирования коммуникативных умений учащихся начальной школы.

Нами были использованы две методики («Какие сказки ты любишь», диагностика Б.С. Волкова и Н.В. Волковой), позволяющие выявить тип темперамента у второклассников.

В процессе первой диагностики младшим школьником предлагалось выбрать сказку, соответствующую их внутреннему состоянию:

1. Сказка о принцессе, которую заточили в башне.

2. О принце, который побеждает дракона.

3.Веселую сказку, о праздниках, путешествиях.

4. О еде, пирожных, жареных утках.

Анализ результатов показал, что 25,3% выбрали первый вариант сказок, что показывает скрытность, замкнутость, сосредоточенность на себе. Первый вариант дети-меланхолики. Учащиеся, сочувствуя бедной принцессе, забывает свои обиды.

24,7% выбрали второй вариант сказки. К этому варианту относятся дети-холерики. Они активные, подвижные, очень эмоциональные, обрадуются, если принц одержит победу над драконом.

Сангвинический тип наблюдается у 35,4% учащихся. Они веселые, жизнерадостные, очень любят праздники, открыты для общения.

15, 6% класса флегматики - спокойные, медлительные, неразговорчивые.

С помощью методики Б.С. Волкова и Н.В. Волковой педагог, наблюдая за ребенком, определяет, как ведет себя младший школьник в ситуации, когда необходимо принять быстрое решение и включиться в деятельность, как реагирует на замечания. Педагогу особое внимание необходимо заострить на том, каким образом учащиеся выстраивают коммуникативную траекторию со сверстниками в важных для них ситуациях, как ведут себя в новой обстановке. Анализ результатов показал, что в данном классе в основном преобладаю дети-сангвиники и холерики.

Исходя из полученных результатов, мы можем утверждать, что решение исследуемой нами проблемы возможно при целенаправленном использовании системы дидактического инструментария (технологии, методы, формы и средства) и определенных условий ее реализации.

В данной статье остановимся более подробно на играх, способствующих продуктивному протеканию процесса формирования коммуникативных умений младших школьников с разными видами темперамента. Именно в процессе игры, возможно сформировать необходимые нам умения. Научить детей находить общий язык, решать возникающую проблему, правильно строить коммуникацию. С

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (53) 2022

PEDAGOGY

целью формирования умения общаться, устанавливать близкие и доверительные отношения, мы предлагаем провести игру «Связующая нить». Младшие школьники усаживаются напротив друг друга, образуя круг. Затем они начинают передавать клубок ниток, как только он оказывается в руках, необходимо сказать, что хочет играющий для себя и что желает другим. Если ребенок затрудняется сказать, педагог или ведущий бросает ему еще раз. Данная игра позволяет учителю выявить детей, которым трудно построить коммуникативную траекторию с окружающими. У такого ребенка с ведущим образуется несколько связей. В конце игры учитель предлагает детям закрыть глаза, натянуть нити, почувствовав, что они все одно целое и важны друг для друга.

В ходе игры «Слепой и поводырь» один из игроков ведет другого, с завязанными глазами. Им необходимо пройти определенный маршрут так, чтобы «слепой», не упал и не стукнулся. Данная игра способствует становлению умений взаимодействовать в парах. В ходе игры воспитывается внимание друг к другу, социальное доверие. Учащиеся делятся на пары или учитель сам может их создать, заранее составив карточки, а ребята их вытягивают. После завершения игры, важно провести рефлексирующую беседу, позволяющую выявить эмоциональное состояние каждого игрока.

С целью формирования уверенности в себе мы рекомендуем провести игру «Закончи предложение». Педагог предлагает детям закончить фразы: «Я добьюсь....», «Я хочу...», «Я смогу...... Большой популярностью среди педагогов пользуются игры: «Вежливые слова», «Рукавички», «Страна Вежливости». Формированию коммуникативных умений у учащихся начальных классов способствуют методы и приемы ТРИЗ, технологии решения изобретательских задач, активные и интерактивные методы.

Для нашего исследования важным является вопрос «Как различные виды темперамента влияют на формирование в младшем школьном возрасте умения строить коммуникацию?».

Психологами доказано, что холерики успокаивают и дополняют флегматиков, а умело поддерживать сангвиников могут только меланхолики. Учителю необходимо помнить, что, если в паре или в группе будут работать холерики и сангвиники, их деятельность будет сопровождаться различными эмоциями (негативными и положительными), могут возникнуть проблемы лидерства. Хотя, будет наблюдаться и положительная тенденция в проявлении инициативы. Пассивностью и инертностью будет отличаться пара флегматика и меланхолика. Эти сочетания будут тормозить процесс формирования коммуникативных умений младших школьников.

При организации совместной деятельности или работы в группе педагогу необходимо активизировать ребенка флегматика, заставлять работать в темпе, заинтересовывать его, способствовать возникновению ярких эмоций по отношению к новому

материалу или определенному виду деятельности, преодолевая его равнодушие. У детей с данным типом темперамента необходимо постепенное наращивание темпа осуществления различных видов деятельности. За каждое малейшее продвижение в преодолении нерасторопности и медлительности их необходимо хвалить и подбирать. Для них нужно подбирать такие задания, которые требуют вдумчивости, точности выполнения. У флегматиков малоподвижная нервная система, поэтому им сложно построить психологически комфортные отношения с одноклассниками и взрослыми, им трудно адаптироваться к создавшейся ситуации, начать и закончить новое дело. Если такой ребенок начал выполнять задания, необходимо сразу предупредить его о том, сколько у него времени, а за несколько минут до окончания напомнить о скором завершении выполняемой работы.

Большое внимание в работе с меланхоликом учителю начальных классов необходимо уделять развитию чувства коллективизма. Подбирать задания, которые будут требовать от ребенка расширение круга общения, формируя таким образом у него общительность, умение прийти на помощь, чувство товарищества. Обучение и воспитание такого ребенка должны основываться на принципах доступности и постепенности. Необходимо избегать сильных внешних раздражителей (громкие разговоры, шум, крики). Особенно важным периодом в школьном обучении для меланхоликов является процесс адаптации в первом классе. Как ребенок его преодолеет, зависит от учителя, от его умения расположить ребенка, вызвать у него доверие. К таким детям необходим индивидуальный подход. В работе с ними необходимо стараться избегать повышений голоса, излишнюю строгость, требовательность. При организации работы в группе педагогу нужно помнить об особенностях ребенка-меланхолика (высокий уровень самоконтроля, обучаемости, высокая чувствительность к своим ошибками). Таких детей нужно чаще хвалить и формировать у них активную позицию. При подборе заданий учителю важно создать условия для более полного раскрытия положительных качеств меланхолика.

Вовлекая холериков в различные виды групповой и парной работы, можно использовать игровые и квестовые задания, предполагающие передвижение по классу. Таких детей важно научить контролю над своими эмоциями, умению избегать конфликтные ситуации, правильно строить безконфликтное общение, высказывать свою точку зрения и толерантно относиться к чужому мнению. Холерикам трудно удерживать внимание, поэтому необходимо подбирать задания, способствующие тренировке избирательной направленности восприятия. Педагог должен чаще менять вид деятельности у детей-холериков, следить, чтобы они были всегда заняты.

При работе с сангвиниками педагог должен подбирать задания, которые научат ребенка выполнять их медленно, доводя начатое до конца, правильно

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 1 (53) 2022

ПЕДАГОГИКА

строить общение со сверстниками, слушать и слышать товарищей, при этом необходимо использовать занимательный материал, интересные факты, чтобы заинтересовать неусидчивого и быстро отвлекающегося ребенка-сангвиника. Позволять им двигаться, менять свое положение (в процессе игровых ситуации, поручений, заданий-квестов).

Учитель начальных классов также должен помнить, что нет чистых типов темпераментов, он должен учитывать это в своей профессиональной деятельности при групповой или командной работе учащихся в классе, формируя у детей коммуникативные умения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Журавлёва, А.А. Формирование коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности / А.А. Журавлёва. - Текст : электронный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 7-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-umeniy-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 10.02.2022).

2. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий : избр. психол. тр. / Б.М. Теплов ; ред. М.Г. Ярошевский ; Моск. психол.-соц. ин-т. - Воронеж : МОДЭК, 1998. - 544 с. - (Психологи Отечества : избран. психол. тр. : в 70 т.). - Текст : непосредственный.

3. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. - 736 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Zhuravljova A.A. Formirovanie kommunikativnyh umenij mladshih shkol'nikov vo vneurochnoj dejatel'nosti [Formation of communicative skills of younger schoolchildren in extracurricular activities]. Aktual'nyeproblemy gumanitarnyh i estestven-nyh nauk [Urgent problems of the humanities and natural sciences], 2015, no. 7-2. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/formirovanie-kommunikativnyh-umeniy-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (Accessed 10.02.2022).

2. Teplov B.M. Psihologija i psihofiziologija individual'nyh razlichij: izbr. psihol. tr. [Psychology and psychophysiology of individual differences]. Jaroshevskij M.G. (ed.). Voronezh: MODJeK, 1998. 544 p.

3. Stoljarenko L.D. Osnovy psihologii [Fundamentals of Psychology]. Rostov-na-Donu: Feniks, 1997. 736 p. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.М. Жданова, кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, Россия, e-mail: nat.jdanova@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6714-6002.

А.В. Манакова, студентка 312 группы, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, Россия, e-mail: sasha.manakova.01@mail.ru. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

N.M. Zhdanova, Ph. D. in Pedagogics, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: nat.jdanova@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6714-6002.

A.V. Manakova, Undergraduate Student, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: sasha.manakova.01 @mail.ru.

УДК 378.016 DOI: 10.52772/25420291_2022_1_30

Елена Юрьевна Камышева г. Москва

Педагогические условия реализации интерактивности в цифровой среде вуза

В статье рассматривается комплекс педагогических условий реализации интерактивности как одного их эффективных ресурсов образовательного процесса в условиях цифровой среды. Автор обосновывает основные факторы применения интерактивности в организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в условиях цифровой среды, выделяет особенности данного феномена как субъектного взаимодействия участников образовательного процесса в разных режимах работы. Выделены и описаны необходимые и достаточные педагогические условия реализации интерактивности: трансформация роли преподавателя в образовательном процессе в цифровой среде, организация комфортного цифрового образовательного пространства, реализация многообразия интерактивных методов представления информации, форм деятельности в цифровой среде. В контексте описания педагогических условий большое значение придается изменению роли педагога, его функций в организации образовательной деятельности, готовности и способности применять цифровую компетентность в современном образовательном цифровом пространстве на основе разнообразных интерактивных методов обучения. В качестве примера приводится метод «Открытых инноваций». В заключении автор делает вывод о том, что данные педагогические условия реализации интерактивности позволяют сделать образовательный процесс в цифровой среде мотивированным, продуктивным, эмоционально насыщенным, личностно-развивающим.

Ключевые слова: интерактивность, образовательный процесс, цифровая среда, педагогические условия, роль педагога, интерактивные методы и формы.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (53) 2022_ 2М2-0291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.