Научная статья на тему 'Физиологические и психологические особенности подростков 11-17 лет'

Физиологические и психологические особенности подростков 11-17 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2723
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСКРЕЦИЯ КАТЕХОЛАМИНОВ / ТЕМПЕРАМЕНТ / СОЦИАЛЬНАЯ АДЕКВАТНОСТЬ / ФУНКЦИО-НАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ / CATECHOLAMINE EXCRETION / TEMPERAMENT / SOCIAL ADEQUACY / FUNCTIONAL ADAPTATION OF THE TEENAG-ERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Китаева Мария, Русинова Сазида Исмагиловна

Исследованы школьники 11-17 лет, обучающиеся в негосударственной школе по программе М.Г.Ривина и В.К.Дьяченко. Приведены данные по экскреции катехоламинов, темпераменту, школьной успешности и социальной адекватности подростков, как показатели функциональной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHUSIOLOGICAL AND PSUCHOLOGICAL PECULIARITIES OF 11-17-YEAR OLD TEENAGERS

We studied school children of 11-17 years old at the private school working on the program of M.G.Rivin and B.K.Diachenko. Here we present the results of the tests on catecholamine excretion, temperament, school achievements and social adequacy of the teenagers as the index of functional adaptation.

Текст научной работы на тему «Физиологические и психологические особенности подростков 11-17 лет»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2008. №4(15)

УДК 517.5

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ 11-17 ЛЕТ

© М.А.Китаева, С.И.Русинова

Исследованы школьники 11-17 лет, обучающиеся в негосударственной школе по программе М.Г.Ривина и В.К.Дьяченко. Приведены данные по экскреции катехоламинов, темпераменту, школьной успешности и социальной адекватности подростков, как показатели функциональной адаптации.

Ключевые слова: экскреция катехоламинов, темперамент, социальная адекватность, функциональная адаптация подростков

Поведенческая реакция производна от врожденного потенциала и приобретенного опыта. К врожденному потенциалу относится темперамент, обусловленный, скорее метаболическим фоном, чем нервной системой. В отличие от темперамента, ВНД (высшая нервная деятельность)

- свойство нервной системы [1, 2]. Темперамент и ВНД как дублирующие свойства - гарант адаптивной реакции и поведения в онтогенезе [2, 3]. При всей внешней аналогичности, физиологические механизмы дублирующих свойств отличаются, что повышает их взаимокомпенсаторность [2, 3, 4]. Темперамент приобретает устойчивые черты и стабилизируется к 15-16 годам, но индивидуальные черты типа темперамента достигаются к 7 годам [5]. Индивидуальный тип темперамента не зависит от рода деятельности, образования, половой принадлежности и достаточно устойчив на протяжении онтогенеза [6]. Метаболический фон во многом зависит от участия катехоламинов, что существенно влияет на поведенческие реакции [7]. Успешность, поведенческая реакция, дисциплина - инструментарий социальной адаптации, обеспечиваемой эндогенными ресурсами организма [8, 9].

В эксперименте участвовали 145 детей обоего пола в возрасте от 11 до 17 лет. Изучен темперамент с помощью рисуночного теста Бидструпа и теста-опросника А.Белова "Формула темперамента". Возраст определялся согласно общепринятым стандартам. Экскреция катехоламинов определялась по суточной моче с помощью им-муноферментного анализа Дж. Вестерманн и др. В связи с химической неустойчивостью катехоламинов (КА) и чувствительностью их к действию света, реакции среды, высокой температуре сбор мочи проводился в темную посуду, на холоде, при рН<3 (за счет добавления 0,1 Н НС1). Кроме того, в течение 4-х дней - до эксперимента и во время него - в питании детей отсутствовали продукты с повышенным содержанием ка-

техоламинов (сыр, мясо, бананы, крепкий чай, кофе, цитрусы). Нормы катехоламинов являются одинаковыми для всех возрастов: адреналина -до 20 мкг/сутки, норадреналина - до 90 мкг/сутки, дофамина - до 600 мкг/сутки. Школьная успешность оценивалась по стандартным критериям МО (Международного образования). Критерии дисциплины: хорошая дисциплина -оценивающаяся на "отлично", адекватная дисциплина - на "хорошо", оптимальная дисциплина -на "удовлетворительно", неадекватная дисциплина - оценивающуюся на "удовлетворительно".

В наших исследованиях, в возрасте 11 лет ученики флегматики не выявлены, тогда как школьников с холерическим темпераментом большинство - 38%, сангвиников и меланхоликов - 28% и 33% соответственно. В возрасте 12 лет выявлено меланхоликов - 45%, наименьший процент холериков - 5%, сангвиников и флегматиков по 35% и 15% соответственно. Одинаковое процентное сочетание флегматиков, холериков и меланхоликов приходится на 13 лет - по 21,4% и 35,7% сангвиников. В возрасте 14 лет большинство учеников составляют флегматики - 56,2%, одинаковое процентное соотношение сангвиников и холериков по 18,75% соответственно. Наименьшая численность меланхоликов в 14 лет -6,25%. В возрасте 15 лет меланхоликов и флегматиков по 18,2% соответственно, холериков и сангвиников - 36,3% и 27,3%. В возрасте 16 и 17 лет наибольший процент флегматиков - 37,5% и 46,7%. Наименьший процент в 16 и 17 лет меланхоликов - по 12,5 и 6,7% соответственно.

Выявлены различия в экскреции катехоламинов у детей разного типа темперамента. Самые высокие показатели по адреналину (А) обнаружены среди группы холериков, самые низкие среди флегматиков. Минимальный показатель (9,8 мкг/сутки) встречается среди холериков в возрасте 14 лет, максимальный (25,5 мкг/сутки) -в 15 лет. У флегматиков минимальный

(0,7 мкг/сутки) и максимальный (6,2 мкг/сутки) уровень экскреции А встречается в возрасте 14 лет. У меланхоликов в 15 лет минимальный уровень А, в 11 и 12 лет максимальный = 20,2 мкг/сутки. Среди сангвиников минимум адреналина - 5 мкг/сутки обнаружен в 16 лет и максимум - 19,3 мкг/сутки в возрасте 11 лет. Максимальный уровень экскреции А у холериков и меланхоликов выше нормы - 25,5мкг/сутки и 20,2 мкг/сутки соответственно. Максимальные показатели по норадреналину (НА) в 14-летнем возрасте обнаружены среди холериков - 99

мкг/сутки, это превышает норму на 10%, что, вероятно, объясняется гормональной перестройкой организма. Минимальные показатели по НА (31,9 мкг/сутки) у холериков обнаружены также в возрасте 14 лет. Самый низкий максимальный показатель по НА в группе сангвиников в 17 лет 82,4 мкг/сутки. Минимальные показатели по НА в возрасте 16 лет выявлены среди флегматиков -9,1 мкг/сутки. Максимальные показатели по дофамину (ДА) обнаружены в группе меланхоликов: минимальный показатель в данной группе в возрасте 15 лет - 107,5 мкг/сутки, максимальный в возрасте 11 лет - 652 мкг/сутки. Самые низкие показатели по ДА у флегматиков: минимальный показатель в возрасте 14 лет - 58мкг/сутки, максимальный показатель - 605,6 мкг/сутки. Показатели ДА в группе флегматиков превышают норму от 0,8% и доходят до 9% в группе меланхоликов.

Таблица 1

Различия в показателях экскреции адреналина,

Таким образом, наибольшая средняя арифметическая величина по экскреции адреналина обнаружена в группе с холерическим темпераментом -18±3,78 мкг/сутки. Минимальная величина

адреналина у флегматиков - 3,23±2,98 мкг/сутки. Наименьшая экскреция норадреналина выявлена в группе флегматиков - 42,83±25,03 мкг/сутки, наибольшая экскреция у холериков - 71,44±17,8 мкг/Сутки. Наибольшая экскреция дофамина в суточной моче обнаружена у школьников меланхоличного темперамента - 442,3± 182,6

мкг/сутки, наименьшая среди флегматиков -176±145 мкг/сутки.

В 11 лет 20% сангвиников имеют посредственную успеваемость и дисциплину, 60% имеют посредственную успеваемость и адекватную дисциплину; 20% - хорошую успеваемость и адекватную дисциплину. Среди флегматиков 83,3% имеют высокую успеваемость, 16,7% - хорошую успеваемость; дисциплинированны - 66,6%,

33,4% имеют адекватное поведение, т.е. оценивающееся на "хорошо". Среди холериков 50% имеют хорошую успеваемость, 50% - умеренную успешность; 75% имеют оптимальную дисциплину, т.е. оценивающуюся "удовлетворительно", 25% имеют адекватную дисциплину. Среди меланхоликов 100% имеют адекватную дисциплину, 80% - хорошую успеваемость, 20% - умеренную успеваемость.

В возрасте 12 лет 75% флегматиков имеют адекватное поведение, поведение 25% может быть оценено как оптимальное; 50% имеют хорошую успеваемость, столько же - умеренную успеваемость. 50% меланхоликов имеют хорошую успеваемость и адекватную дисциплину, 50% - умеренную успеваемость и неадекватную дисциплину, т.е. поведение оценивающееся как "неудовлетворительное". 33,3% холериков имеют высокую успеваемость и дисциплину, 66,7%

- хорошую успешность и оптимальную дисциплину. В возрасте 13 лет 100% среди меланхоликов имеют адекватную дисциплину и 25% высокую успеваемость.

В возрасте 14 лет 50% сангвиников имеют хорошую успеваемость и высокую дисциплину, 50% - умеренную успеваемость и адекватную дисциплину. Среди холериков 50% имеют высокую успеваемость и адекватную дисциплину, 50% - низкую успеваемость и оптимальную дисциплину. 50% флегматиков имеют высокую успеваемость и высокую дисциплину, 50% - высокую дисциплину и умеренную успеваемость. Меланхолики имеют хорошую успеваемость и адекватную дисциплину.

В 9 классе среди флегматиков 25% имеют высокую успеваемость и дисциплину, 50% - оптимальную дисциплину и умеренную успеваемость, 25% - неадекватную дисциплину и умеренную успешность. 75% холериков имеют хорошую успеваемость и адекватную дисциплину

норадреналина и дофамина у подростков 11-17 лет

Типы тем- пера- мента Адреналин Норадрена- лин Дофамин

Х ср. мкгсу-тки о Х ср. мкг/су- тки о Х ср. мкг/су- тки о

Холе- рики 18 ±3,78 71,44 ±17,8 427,2 ±183,6

Флег- мати- ки 3,23 ±2,98 42,83 ±25,03 176 ±145

Мелан холи- ки 12,6 ±4,7 62,03 ±16,5 442,3 ±182,6

Сан- гви- ники 10,08 ±3,35 53,05 ±16,8 270,6 ±180,9

БИОЛОГИЯ

и 25% - хорошую успеваемость и оптимальную дисциплину. Меланхолики имеют умеренную успеваемость и оптимальную дисциплину.

В возрасте 16 холерики 75% имеют высокую успеваемость и адекватную дисциплину, 25% умеренную успеваемость и оптимальную дисциплину. Среди флегматиков 60% имеют хорошую успеваемость и адекватную дисциплину. Среди меланхоликов 100% имеют умеренную успеваемость и адекватную дисциплину.

Таким образом, меланхолики, как правило, имеют умеренную успеваемость и адекватную дисциплину. Холерики часто имеют неплохие успехи в учебе ("хорошо" и "отлично"), поведение может быть оценено как адекватное, реже оптимальное. Сангвиники, как правило, имеют успеваемость ближе к умеренной, но при этом отличаются хорошей дисциплиной, реже демонстрируя неустойчивое поведение. Флегматики чаще всего имеют средние результаты успеваемости ("хорошо" и удовлетворительно"), при этом они дисциплинированны или адекватны.

В возрастной динамике школьной успеваемости не выявлена зависимость от типа темперамента испытуемых. В то же время, школьная успеваемость является значимым показателем функциональной адаптации. Так, среди холериков успешных детей больше, чем в группах с другим типом темперамента. В 12, 15, 16 и 17 лет среди холериков процент успешных детей достигает соответственно 100%, 75%, 80% и 75%. Среди меланхоликов высокий процент успешных наблюдается в 11, 13, 14 и 17 лет. Успешность среди флегматиков сравнительно невысокая, чаще "удовлетворительная", но в 11 и 16 лет успеваемость оказывается выше, в это время учащиеся достигают уровня 83,3% и 60,0% соответственно. Среди сангвиников успешных детей немного в 11 лет - 20%, в 14 лет - 50%, в 17лет - 25%.

Следовательно, в 11 лет самыми успешными являются флегматики и меланхолики, в 12 лет -холерики, в 13 и 14 лет - меланхолики, в 15 лет -холерики, в 16 лет - холерики и флегматики, в 17 лет - холерики и меланхолики.

Таким образом, из проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

- высокий уровень экскреции адреналина обнаружен у холериков, норадреналина у сангвиников, дофамина у меланхоликов. Минимальные

показатели по экскреции катехоламинов выявлены у флегматиков;

- успеваемость выше у холериков, чем у подростков с другим типом темперамента, с наибольшей выраженностью в возрасте 12, 15, 16, 17 лет. Школьная успеваемость сангвиников ниже, чем в других группах. Средние показатели успеваемости в группе меланхоликов и флегматиков;

- флегматики и сангвиники наиболее часто имеют хорошую дисциплину, меланхолики -адекватную, у большинства холериков оптимальная дисциплина встречается чаще, чем в других группах;

- успеваемость и оптимальный уровень дисциплины в сочетании чаще проявляются у холериков и меланхоликов

1. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения). Полн. собр. соч., Т.3. - М.-Л.: Изд. АН СССР, 1949. - 605 с.

2. Русинова С.И., Петрова Н.А., Тихомирова М.А. Активность симпатоадреналовой системы на ранних этапах онтогенеза Механизмы функционирования висцеральных систем // Тезисы докладов V Всероссийской конференции с международным участием, посвященная 100-летию со дня рождения В.Н. Черниговского. - СПб, 2007. - С.274.

3. Русинова С. И., Назипова Г.А., Сабитова Л.М., Билалова Г.А. Возрастные аспекты здоровья. // Физиология человека: Материалы Междунар. конф. - М., 2000. - С.258-356.

4. Русинова С.И. Принципы дублирования психофизиологических свойств. // Физиологические механизмы адаптации растущего организма. IX Всероссийская научно-теоретическая конференция. -Казань, 2008. - С.127.

5. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. -Пермь, 1973. - С.62-64.

6. Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. -М., 1952. - С.42-45.

7. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.: Наука, 1982. - С.204-206.

8. Безруких М.М., Фабер Д.А. Физиология развития ребенка. - М., 2000.

9. Русинова С.И., Шахейлисламова М.В., Побежи-мова О.К., Китаева М.А. Закономерности раннего онтогенеза// Научные труды II съезда физиологов СНГ. - Кишинев, 2008. - С.192.

PHUSIOLOGICAL AND PSUCHOLOGICAL PECULIARITIES OF 11-17-YEAR OLD TEENAGERS

M.A.Kitaeva, S.I.Rusinova

We studied school children of 11-17 years old at the private school working on the program of M.G.Rivin and B.K.Diachenko. Here we present the results of the tests on catecholamine excretion, temperament, school achievements and social adequacy of the teenagers as the index of functional adaptation.

Key words: catecholamine excretion, temperament, social adequacy, functional adaptation of the teenagers

Китаева Мария - аспирант анатомии и физиологии Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета

Русинова Сазида Исмагиловна - кандидат биологических наук, профессор кафедры анатомии и физиологии Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.