Научная статья на тему 'Влияние типа темперамента учащихся 3 класса на статусное положение в группе сверстников'

Влияние типа темперамента учащихся 3 класса на статусное положение в группе сверстников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
503
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Артыкова Т. Ю.

Подготовка учителя начальных классов, способного работать в современном образовательном пространстве и понимающего психолого-педагогические особенности современного младшего школьника – основная задача ФГОС СПО. Автор обосновывает необходимость формирования умений работать с учащимися с различным типом темперамента и учитывать проявления типа темперамента для формирования адекватных межличностных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние типа темперамента учащихся 3 класса на статусное положение в группе сверстников»

ВЛИЯНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА НА СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ

© Артыкова Т.Ю.*

Педагогический колледж № 8 «Измайлово», г. Москва

Подготовка учителя начальных классов, способного работать в современном образовательном пространстве и понимающего психолого-педагогические особенности современного младшего школьника - основная задача ФГОС СПО. Автор обосновывает необходимость формирования умений работать с учащимися с различным типом темперамента и учитывать проявления типа темперамента для формирования адекватных межличностных отношений.

Одна из заметных тенденций нашего времени - это признание важности человеческой личности. Пристальное внимание и учет «человеческого фактора» наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя.

Необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве и, конечно, в образовании. Этого требует время, с его суперсложными технологиями, с обилием информации и пр.

Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной науке давно, однако, в настоящее время актуальность таких исследований особенно велика. Учет индивидуальных особенностей обучающегося необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении особенностей темперамента.

Большинство ученых считают, что темперамент - это врожденная характеристика, а значит, его изменить нельзя. И поэтому, важно учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательной работе с ним.

Данная тема представляется нам очень актуальной, поскольку без знаний теории темпераментов сложно строить взаимоотношения. Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать приемами воспитательных воздействий.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологическими развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества.

* Студент.

Когда речь заходит о проявлениях темперамента, связанных с социальной природой человека, диктующих взаимодействие не только с неодушевлёнными предметами, но и живыми людьми, в действие вступают темпераментные особенности личности. Эти особенности, как и другие свойства темперамента, имеют естественную генетическую, а не социальную природу и требуют учёта, а не принципиальной переделки.

В сфере изучения индивидуальных различий можно назвать Гиппократа, который является основателем учения о темпераментах, а также психологов К. Хорни, Э. Фромма, А. Адлера, З. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Креч-мера, Г.Ю. Айзенка и многих других [2, с. 63].

Социальное положение играет важную роль в жизни каждого человека, как личности. Личность обладает индивидуальными чертами и качествами -интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми, которые формируются под воздействием общества, а также в процессе семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельности человека.

Индивидуально-психологические качества личности - это своеобразное сочетание устойчивых индивидуальных свойств человека, которые отличают его от других людей и определяют характерное для него поведение и мышление.

Человек не рождается готовой личностью. Ею он становиться постепенно. Уже с ранних детских лет у него наблюдаются свои индивидуальные особенности психики. Эти особенности очень консервативны и устойчивы. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нами свойства личности (взгляды и убеждения, черты характера, способности), они образуют своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии в зависимости от ее особенностей вырастают определенные индивидуальности. Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения психическими качествами являются свойства темперамента.

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой.

Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

При любом темпераменте, возможно, развить все общественно необходимые свойства личности. Нельзя одни типы темперамента оценивать положительно, другие отрицательно.

Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Если у холерика легче, чем у флегматика, выработать быстроту и энергию действий, то у флегматика легче, чем у холерика, выработать выдержку и хладнокровие.

Живость и отзывчивость сангвиника, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика, энергия холерика, глубина и устойчивость чувств меланхолика - все это примеры ценных качеств различных темпераментов.

Вместе с тем при любом темпераменте имеется опасность развития нежелательных свойств личности. В определенных условиях сангвинический темперамент может привести к склонности «разбрасываться»; флегматический - может обусловить некоторую вялость, безучастность к окружающему; холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким; при наличии черт меланхолического темперамента может выработаться наклонность целиком погружаться в собственные переживания, чрезмерная замкнутость [4, с. 87].

Осознание положительных и отрицательных сторон темперамента и выработка умения управлять ими составляют одну из важных задач воспитания.

Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определён при анализе суммы предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту - положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов, в свою очередь, задаёт статусную иерархию в группе.

Каждый человек - это индивид, занимающий определенное место в обществе, выполняющий конкретную общественно-полезную деятельность и отличающийся от других индивидов своими присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими характеристиками, т.е. личность.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Термин «социальный статус» впервые в социологическом смысле употребил английский историк Г.Д.С. Мейн.

Первоначально в Древнем Риме данный термин означал правовое положение юридического лица.

С середины 30-х гг. XIX в. разработкой теории социального статуса занимались Р. Линтон, Ф. Мерилл, Т. Шибутани, Р. Тернер и др.

Человек может иметь статус только в отношении к другим, которые признают его место и обращаются с ним определенным образом. Статус,

как бы он ни был низок, важен, ибо без него человек не имеет прав в отношении других. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей.

Социальный статус - положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества.

Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими статусами.

С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью и является лишь временным явлением.

Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов.

Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу.

В школьном классе существует две системы отношений: деловые и личные. Школьник играет в классе и школе множество ролей: он отличник или троечник, футболист и так далее. Все эти роли открыты для непосредственного наблюдения, и положение ученика в этой сфере отношений может быть измерено в объективных критериях: успеваемость - оценками, спортивные успехи - определенными разрядами.

Совершенно иначе оценивается положение человека в системе личных отношений. И хотя оно всегда неявно присутствует при оценке нами другого человека как личности, часто мыслится очень неопределенно и угадывается интуитивно.

Эмоциональное благополучие, или самочувствие ученика в системе личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, зависит не только от того, сколько одноклассников симпатизирует ему, но и от того, на сколько эти симпатии и стремление к общению взаимны. Иными словами, для ученика важно не только количество выборов, но и то, какие именно одноклассники его выбрали. Эти данные важны и для выявления структуры взаимоотношений в коллективе, и для изучения удовлетворенности ученика в об-

щении с одноклассниками. В отношениях младших школьников эмоциональное отношение превалирует над всеми остальными.

Выбор вариантов поведения ребенка связан с различными установками семьи, школы, сверстников; с их ожиданиями, позицией, условиями, в которые попадает ребенок. Доказано, что осмысленный опыт общения благоприятствует развитию личности ребенка.

К концу 3 - го класса критерии приемлемости меняются. При оценке сверстников на первом месте также стоит общественная активность, в которой дети уже ценят действительно организаторские способности, а не просто сам факт общественного поручения, данного учителем, как это было в первом классе; и по-прежнему красивая внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определенные личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. Примечательно, что показатели, связанные с учением, у третьеклассников менее значимы и отходят на второй план.

Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности восприятия и понимание ими другого человека, что связанно с общими закономерностями развития познавательной сферы в этом возрасте: слабая способность выделять главное в предмете, ситуатив-ность, эмоциональность, опора на конкретные факты, трудности установления причинно--следственных отношений.

Необходимо отметить, что, как правило, с возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода, то есть у третьеклассников, адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе благополучное положение склонны, его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка, как самих межличностных отношений, так и их осознания. Безусловно, это связано с возникновением в этот период потребности занять определенное положение в группе сверстников. Напряженность этой новой потребности, возрастающая значимость мнения сверстников и являются причиной неадекватности оценки своего места в системе межличностных отношений.

О возрастной роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников, они становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста.

Положение ребенка в группе влияет на его самоощущение. Некоторые ученые оценивали чувства одиночества, социальной тревоги и социальной

изоляции, а также определили факторы, которые вызывают соответствующие социальные результаты по сообщениям учащихся III классов. Эти исследования обнаружили, что характер самоощущения детей и то, кого они обвиняют в своих низких результатах, зависит от опыта взаимодействия со сверстниками. Отвергаемые дети сообщали о более сильном чувстве одиночества и были более склонны объяснять свои неудачи в отношениях со сверстниками внешними причинами, чем дети, принятые в группу сверстников.

Таким образом, положение ученика зависит от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения. Третьеклассники оценивают своих сверстников, прежде всего, по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает учитель.

Список литературы:

1. Барабанщикова Т.А., Рыжкова А.Н. Психологические методики изучения личности [Текст]. Практикум / Под ред. проф. А.Ф. Ануфриева. - М.: Ось-89, 2007. - С. 100-205.

2. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т. III Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах. - М.: Л.: Издательство Академии Наук, 1951. - С. 10-88.

3. Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. - СПб: Питер, 2000. - С. 258-276. -(Серия «Хрестоматия по психологии»).

4. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.: Прогресс, 1982. - С. 87-163.

5. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. - С. 163-171.

ОБЪЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Звоников В.М.*, Масленникова Е.И.*

Московский гуманитарный университет, г. Москва

В статье представлена новая методика для оценки уровня развития психических образов на основе стабилометрии, которая позволяет по-

* Заместитель заведующего кафедрой Общей психологии и истории психологии, доктор медицинских наук, профессор.

* Аспирант кафедры Общей психологии и истории психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.