Научная статья на тему 'Взаимосвязь доминирующего цвета и типа темперамента в изобразительной деятельности младшего школьника'

Взаимосвязь доминирующего цвета и типа темперамента в изобразительной деятельности младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
860
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА / ДОМИНИРУЮЩИЙ ЦВЕТ / СВЯЗЬ / ЭКСТРАВЕРСИЯ-ИНТРОВЕРСИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ-СТАБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хизроева Заира Магомедовна

В статье предполагается и доказывается существование определенных связей между устойчиво предпочитаемыми цветами доминирующим типом темперамента школьников начальных классов. Экспериментальное исследование рисунков школьников по содержательному аспекту и цветовым предпочтениям выявило большую разницу у представителей четырех основных типов темперамента, что может служить надежным критерием оценки психологического состояния ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь доминирующего цвета и типа темперамента в изобразительной деятельности младшего школьника»

Психолого-педагогические науки

• ••

51

1. Анохина Т.В., Аткинсон Д., Валстром К., Макклелланд Д., Маклафлин К., Романо Д. Идеи и технологии педагогической поддержки в образовании США, Великобритании, Голландии. Материалы всероссийской конференции//Воспитание и педагогическая поддержка детей в образова-нии/Под ред. О. С. Газмана. М. : Инноватор, 1996. С. 57-65. 2. Маллаев Д.М. Социальная адаптация умственно отсталых школьников в этнической среде. Махачкала: ДГПУ, 2007. 139 с. 3. Новикова Г.Р. Шалимов В.Ф. Всем ли трудным детям поможет класс коррекционноразвивающего обучения?//Образование в современной школе. 2000. №11-12. С. 70-73. 4. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития//Дефектологи я. 1972. №3. С. 3-9. 5. Эльконин Д.Б. К проблеме контроля возрастной динамики психического развития личности. М.: Просвещение, 1974. 145 с.

Статья поступила в редакцию 29.11.2008 г.

УДК 371.9 (075.8)

ВЗАИМОСВЯЗЬДОМИНИРУЮЩЕГО ЦВЕТА И ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

© 2°°8 Хизроева З.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье предполагается и доказывается существование определенных связей между устойчиво предпочитаемыми цветами доминирующим типом темперамента школьников начальных классов. Экспериментальное исследование рисунков школьников по содержательному аспекту и цветовым предпочтениям выявило большую разницу у представителей четырех основных типов темперамента, что может служить надежным критерием оценки психологического состояния ребенка.

The existence of definite relations between colours stably chosen by elementary school-children and their dominating type of temperament is proved in the article. Subtle analysis of the children’s drawings carried out according to two aspects (content aspect and colour preference) revealed great difference in colour choice and the object chosen for drawing. This fact may be used for better understanding of school-children psychology.

Ключевые слова: тип темперамента, доминирующий цвет, связь, экстра-версия-интроверсия, эмоциональная неустойчивость-стабильность.

Keywords: temperament type, dominant colour, relationship, extravercy-introvercy,

emotional instability-stability.

Все дети раннего возраста делают первые шаги в волшебный мир творчества, черкая по бумаге в процессе предметно-манипулятивной деятельности. Ребенок открывает для себя назначение бумаги и орудийный смысл пишущих предметов. Развитие изобразительной деятельности начинается в доизобразительный период, когда ребенок выводит на бумаге свои первые каракули.

Умение воспроизводить собственные каракули становится предпосылкой развития графического образа, который включает зрительные образы, представление о том, как должно быть построено изображение предмета [2. С. 477].

Для Р. Арнхейма развитие изобразительной деятельности понимается как «схватывание»: «Восприятие заключается в образовании перцептив-

52

ИзвестияДГПУ, №4, 2008

ных понятий, в схватывании и постижении характерных особенностей структуры» [1. С. 135]. Но чувственное познание действительности совершенно не исключает ни знаковой природы известных форм обобщения, ни мыслительной переработки воспринимаемых содержаний, ни, наконец, значения двигательного опыта. Развитие зрительных восприятий и представлений происходит на основе усвоения социального опыта.

В трактовке природы детского рисования мы исходим из принципиальных положений Л. С. Выготского, который подчеркивает, что основной и самой общей деятельностью человека, отличающей, в первую очередь, человека от животного с психологической стороны, является сиг-нификация, то есть создание и употребление знаков [4].

Одной из форм социального знака, которую предстоит усвоить ребенку, является рисунок. Ребенок -полноценное социальное существо, он интересуется всеми проявлениями жизни, и его рисунки отражают все богатства человеческой жизни.

Как отличает Л. С. Выготский, детское рисование начинается только тогда, когда словесное выражение уже сделало большие успехи и в душевную жизнь ребенка глубоко вошла речь. Генетически условной формой знака считается указательный жест. На рисунке остается след от карандаша, воспроизведшего вместе с рукой нужный жест. На помощь жесту приходит словесная речь, выражающая связь этого изображения с предметами. В результате рисование превращается в «графическую речь». Ребенок изображает не слова, а предметы и представления об этих предметах. Постепенно графическая речь превращается в «настоящую письменную речь». Таким образом, с точки зрения Л. С. Выготского, детское рисование - это графическая речь, занимающая промежуточное положение между указательным жестом и устной речью, с одной стороны, и письменной речью, сдругой; овладение рисованием есть овладение знаковой деятельностью. Оно включает усвоение функций знака как обозначения и сообщения. Детское рисование на всех его этапах связано с чувственным познани-

ем действительности и, прежде всего, со зрительными образами.

Примерно с пяти лет начинается новый этап в развитии детского рисования, знаменующийся быстрым процессом усвоения эстетических и нравственных критериев, характеризующих культуру данного общества, ростом выразительности рисунка за счет овладения средствами передачи отношения к изображаемому. На этом этапе рисование все больше отражает многообразный опыт общения ребенка с окружающим миром [7, 8]. Чем в большей мере ребенок овладевает сложившимися в конкретной культуре способами изображения, тем меньше становится сходство рисунков детей разных народов. Предметное содержание рисунков детей разных культур и выражаемое в них отношение к миру приобретает конкретно-исторический и национальный характер. Таким образом, рисование детей - синтетическая деятельность, характеризующаяся проявлением разных сторон психического развития, использованием опыта, приобретенного в различных видах детской деятельности, усвоением разнородных элементов социального опыта, человеческой культуры.

Являясь одним из видов детской деятельности, рисование не только выражает определенные результаты психического развития, но и ведет к обогащению и перестройке психических свойств и способностей. Особенности развития детского рисунка отображают специфику перцептивных действий ребенка, характер применяемых им сенсорных графических образов, опыт движений и действий с предметами, значимость для ребенка тех или иных свойств предметов и ситуаций, устанавливаемую при помощи наглядного мышления. На разных этапах рисования эти компоненты выступают в разных соотношениях. Рисование развивается в направлении к все более адекватному отображению действительности.

Познавательный интерес к окружающей действительности приводит к тому, что многообразие человеческой жизни во всем своем диапазоне, от возвышенного до низменного, становится предметом изображения. Детский рисунок свидетельствует о цен-

Психолого-педагогические науки

53

• ••

ностных ориентациях, оказывающих влияние на детей, а также о внутренней позиции самого ребенка. Рисующий ребенок проявляет себя как представитель своей страны, нации, как носитель мужского или женского сознания и как индивидуальность. Содержание его рисунков отражает то, что значимо именно для него в мире.

Обращаясь к тому или иному содержанию, ребенок стремится выразить свое отношение к изображаемому. Пока он с помощью взрослого не овладел конвенциональными средствами того или иного художественного направления, он ищет выразительные средства в своей собственной деятельности. Так, линия и цвет выступают как средство изображения и как средство выражения отношения. Дети придают чрезвычайное отношение линии как выразительному средству. Цвет также используется ими как выразительное средство. В три-четыре года все красивое изображается яркими чистыми красками. Преимущественно дети выбирают желтые, оранжевые, красные, голубые, изумрудно-зеленые цвета. Ни один ребенок раннего возраста не выбрал черную краску как самую красивую.

Для ребенка не имеет значения, каким в действительности является цвет реального предмета. Цвет как выразительное средство используется ребенком для характеристики изображаемого персонажа, для выражения своего к нему отношения [3]. О психологическом содержании цвета писали известные художники, писатели, поэты, психологи: Винсент Ван Гог, Рембо, Гете, Шеллинг, Вильгельм Вундт, Кандинский и другие [3].

По замечаниям художников и искусствоведов, красный цвет - возбу-жда-ющий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный, очень богатый ассоциациями; оранжевый -веселый, жизнерадостный, пламенный; желтый - теплый, бодрящий, веселый; зеленый - спокойный, серьезный, мирный; фиолетовый -одновременно притягивающий и отталкивающий [6, 10].

Склонность ктому или иному цвету или сочетанию цветов может существенно меняться под воздействием самых различных факторов. В то же время у каждой личности имеются устойчивые предпочтения, состав-

ляющие «личную цветовую шкалу» как одно из проявлений индивидуаль-ности [9. С. 467].

Анализ цветовой гаммы и содержательной стороны рисунка, наблюдение за процессом создания рисунка младшими школьниками в школе и дома, их эмоциональными и поведенческими особенностями позволили нам предположить существование определенных связей между устойчиво предпочитаемыми цветами и доминирующим типом темперамента ребенка. Для проверки данного предположения нами было проведено эмпирическое исследование с младшими школьниками (3-й класс, 30 учеников). Исследование проводилось по трем основным линиям.

В соответствии с первой линией анализа школьникам была предложена методика А. Белова для выявления типа темперамента [5. С. 22]. Из тридцати испытуемых по степени выраженности доминирующего типа темперамента, выделились следующие группы детей: холерики - 10 испытуемых, сангвиники - 9, флегматики - 8 и меланхолики - 2.

В соответствии со второй линией анализа нами было изучено 300 рисунков испытуемых, выполненных ими на уроках рисования в их альбомах в течение учебного года.

В соответствии с третьей линией анализа нами был использован малый тест Люшера, который позволил получить более глубокий психологический анализ цветовых предпочтений испытуемых с разным типом темперамента. Тест проводился два раза. Из 30-ти испытуемых самую большую группу составляют холерики - 10 учеников. По выраженности холерического типа их показатели не превышают 32-34 %, и только у одного из них этот показатель составляет 42 -%. Это ученик 3-го класса школы №8. Наш испытуемый - сгусток энергии с резкими движениями, быстрой походкой, громкой речью. На уроках большинство замечаний учителя адресовано именно ему. Альбом этого ученика - увлекательное путешествие в мир сильных волевых спортсменов - дагестанских борцов. Изображает он их со всей страстью, восторгом и восхищением. Борцов на пьедестале почета и индивидуальный портрет самого обожаемого борца на весь альбомный лист сме-

54

ИзвестияДГПУ, №4, 2008

няет рисунок «Драка на улице», где участники драки демонстрируют свои мускулы и изощренные средства защиты и нападения. Резкие движения, угрожающие позы, масса оружия, фантастические создания. И название картины, написанное размашистыми печатными буквами.

На другом рисунке весь лист изрисован топорами, кинжалами. На третьем рисунке - пародия на фильм «Не родись красивой» (в интерпретации автора рисунка - «Но родись красивой»), на нем изображены все основные герои. Суперсовременные компьютеры, мобильники, сцены из жизни, назойливая реклама, широко известные логотипы фирм и совершенно оригинальный рисунок «Химическая туча», на котором на весь лист изображен кратер вулкана, который проснулся и теперь изрыгает свой гнев, демонстрирует свою мощь. Волей своей фантазии мальчик посадил пальму почти у самой пасти вулкана. Дымится вулкан, огненные языки лижут стенки кратера, клубы дыма, огня, воды фантастическим фейерверком низвергаются «химической тучей» по крутым обрывистым склонам черно-красной горы.

Ни одно поколение мальчиков не проживает свое детство, не поиграв в «войнуху». Так и на рисунке, посвященном памяти Великой Отечественной войны, танковые бои развернулись не на шутку. Танковое наступление поддерживает авиация. А на освобожденных территориях водружается красный флаг.

Пылает охваченный столбом огня большой дом. Победа достается ценой больших жертв. На картине три флага: флаг с серпом и молотом на освобожденной территории и два флага со звездой на местах боевых сражений. Звездочки присутствуют и на самолете, который бомбит фашистское укрепление. Взрыв укрепления изображен зигзагообразной линией, а место падения снаряда заштриховано черным и сверху написано «Бум!». Измученная, изуродованная взрывами земля изображена коричневой ломаной линией.

Анализ большого количества детских рисунков позволяет нам выделить именно этого ученика как наиболее яркого представителя холерического типа по характеристикам цвета. Доминирующий цвет у ребенка - крас-

ный. Красный, оранжевый, коричневый

- наиболее предпочитаемые мальчиком цвета. Он также умело использует сочетание оранжевого и синего, красного и зеленого, красного и синего, красного и черного для передачи своего эмоционального состояния. Чтобы подчеркнуть телесность, физическую силу, силу молодого здорового тела борца, героя, мальчик использует светло-желтый, а порой и оранжевый цвет и черными штрихами выделяет тугие бицепсы.

Таким образом, можно смело утверждать, что тип темперамента проявляется в продукте деятельности, в нашем случае - в изобразительной деятельности детей.

По нашим данным, холерический тип темперамента проявляется в избирательном предпочтении красного цвета. Его выбирают дети легковозбудимые, любящие шумные подвижные игры.

Рисунки других детей-холериков также красочны, динамичны. Предпочтение активных сфер жизнедеятельности человека, энергичных персонажей, желание доминировать, нетерпеливость, выражающаяся в резких штрихах, взрывчатое сочетание красного, оранжевого, коричневого цветов, подчеркиваемое черными штрихами, использование контрастов (красное - черное, желтое - черное)

- все это позволяет достаточно уверенно диагностировать холерический темперамент в рисунке.

Данные, полученные в результате использования теста Люшера, помогли нам раскрыть личностные особенности испытуемых. Так, наш самый яркий представитель холерического типа темперамента, автор оригинальных красочных рисунков, описанных выше, по таблице восьмицветного теста Люшера на первое место поставил красный цвет, на второе - зеленый. В интерпретации Люшера такой выбор (+3, +2), и во второй раз (+3, +7) - красный, черный - свидетельствует об активности субъекта, его воли к самоутверждению, стремлении жить предельно насыщенной жизнью, стремлении к переживанию и агрессивности требований. Остальные дети-холерики, несмотря на разнообразие сочетаний предпочитаемых цветов, выявили явное доминирование красного цвета.

Психолого-педагогические науки

55

• ••

Детей с доминирующим сангвиническим типом темперамента можно узнать по абсолютной открытости миру, по радостному восторженному ожиданию чуда. Как всякое дыхание хвалит Господа, так и дети-сангвиники видят в окружающем их мире красоту, добро, милосердие, заботу о слабом. С каким восторгом, но терпением вырисовывает девочка лепестки голубого колокольчика, зазубринки на зеленых листочках, каким звонким аккордом звенят сочнозеленый фон и ярко-красные цветы с желтыми сердцевинками на нем! На другом рисунке «Ковер» - яркооранжевый фон ковра с синей каймой. И на этом сочном фоне - изумрудно-зеленый четырехугольник. Оригинальное решение рисунка «Двадцать третье февраля»: в середине большая ярко-красная звезда и слово «февраль», разукрашенное разными цветами.

Анализ других рисунков сангвиников свидетельствует о триумфе ярких цветов: малинового, фиолетового, голубого, изумрудно-зеленого, розового, синего, желтого, оранжевого, лимонного, сиреневого. На многих рисунках сангвиников присутствует солнце. В подавляющем большинстве персонажи, изображенные на рисунках, улыбаются.

Сангвиники выводят на лоно природы в своих рисунках добродушный, миролюбивый, улыбчивый животный мир. Заяц, медведь, лиса, лошадь, кошка, собака, разные птицы, причудливые морские животные уживаются в едином пространстве, и никому там не тесно и не страшно.

На рисунках детей-сангвиников добродушно улыбается толстый румяный Колобок, снисходительно щурит глаза из-под мохнатых бровей Дед Мороз, приодет в красочную одежду Клоун, серебрится волшебным светом наряд Снегурочки, полны достоинства янтарные глаза Короля-Льва, прячется за листочком хрупкая Дюймовочка.

Рисунки мальчиков и девочек отличаются друг от друга. Мальчики рисуют современную технику, самолеты, морские и космические корабли, изображают военные действия и межпланетные войны. Девочки рисуют не только кукол, цветы, птиц, бабочек, орнаменты, но и домашний очаг. Дома на их рисунках имеют

много окон, из трубы всегда валит дым.

Некоторым детям нравится изображать море, пляж, причем в причудливом союзе уживаются и отдыхающие, и корабли, и осьминоги, и медузы, и всем им светит щедрое солнце.

Выносливость и работоспособность детей-сангвиников проявляется в том, как они с головой уходят в рисование, не замечая времени, не уставая, с удовольствием обсуждают свои творения с одноклассниками.

Хотя по результатам теста Люшера девять испытуемых сангвиников и выбирают красный цвет, но он у них не занимает доминирующего положения. Рисунки детей-флегматиков имеют отличительную особенность: изображенные ими предметы имеют большие размеры, в них нет мелких деталей, палитра гораздо бледнее, чем у сангвиников.

Тест Люшера подтверждает явное предпочтение флегматиками спокойных цветов - синего, зеленого, коричневого, что свидетельствует о потребности в стабильности и порядке.

В нашем эмпирическом исследовании было выявлено всего два уче-ника-меланхолика. Двадцать изученных рисунков меланхоликов кардинально отличаются по своему колориту от рисунков предыдущих групп детей. Цветовая гамма рисунков -сдержанная, высветленная, нежная. Локально-красный цвет встречается очень редко, в основном он приглушен. В создании своих рисунков меланхолики использовали светложелтый, светло-голубой, светло-

розовый, нежно-сиреневый цвета.

Первый рисунок девочки «Не бывать этому» повествует о трагических событиях в Беслане. Видимо, впечатления были настолько сильны, что они потрясли сердце ребенка. Правую половину альбомного листа занимает здание школы, которое занято боевиками-бандитами. Их лица видны в оконных проемах, один из них забрался на крышу и прячется за трубой.

Неумело, но как могла, по велению маленького, доброго, впечатлительного до слез сердечка девочка изобразила побег из ада. Из здания бегут дети, те, которым чудом удалось спастись. Девочка-подросток ведет за руки двух малышей. То, что

56

• ••

ИзвестияДГПУ, №4, 2008

они бегут, видно по развивающимся на бегу хвостикам волос на голове девчушки. Их побег прикрывает солдат с автоматом в руках. Здесь же, в правом углу, от здания школы бежит женщина с дочкой на руках. У девочки одна рука бессильно повисла, длинные волосы распустились и запутались. Их также прикрывает военный. Люди бегут кто куда, некоторые просто бегут в ужасе. Низко над землей завис вертолет, из которого спущен канат. Весь рисунок пропитан болью. Вдали растет зеленое дерево, одно из тех деревьев, под которыми еще вчера гуляли те дети, но между вчерашним днем и сегодняшним адом, застывшим на рисунке и в памяти детей, переживших трагедию Беслана, опущен железный занавес, который отнял у многих людей простое человеческое счастье.

На втором рисунке девочка изобразила уборку урожая в поле: по желто-зеленому полю движется машина за комбайном, из которого сыплется зерно. Уезжает одна машина, полная зерна, подъезжает другая. Небо - нежно-голубое, поле - желтозеленое, и на этом безграничном просторе, где небо сливается с полем, хлебоуборочная техника кажется детскими игрушками.

На рисунке №3 девочка изображает корабли в море на рейде. И снова размеры двух кораблей сильно уменьшены, хотя подразумевается, что один из них - очень большой трехпалубный лайнер. Но что они по сравнению с бескрайними морскими просторами и бездонным небом, по которому плывут, ежеминутно меняя свои причудливые очертания, облака - вечные странники.

На рисунке №4 девочка изобразила двухэтажный дом с мансардой, на всех окнах голубые занавески, аккуратно полузадернутые (признак ин-троверсии). Массивная дверь на первом этаже наглухо закрыта, нет даже ручки. Что там за этой дверью, за этими шестью окнами, завешенными, таинственными, знает только автор, ибо окно в душу меланхолика закрыто от посторонних.

Рисунок №5 - орнамент из повторяющихся кистей винограда. И вновь все цвета (сиреневый, желтый, зеленый) высветлены.

Рисунок №6 - натюрморт. Груша, яблоко и слива на скатерти (цвет

приглушен, только схематически обозначено, что он бордовый, он присутствует только в виде редких штрихов). Задний фон также только обозначен нежно-сиреневыми штрихами.

На рисунке №7 изображен коврик шестигранной формы: на нежно-

зеленом фоне по краю купоном разбросаны голубые треугольники. Середину ковра занимает геометрическая фигура, похожая на крест, закрашенный тускло-красным цветом.

На рисунке №8 - снежная королева ведет мальчика Кая в свое ледяное царство. Девочка оставила фон незакрашенным, и ее интуитивное ощущение необходимости этого для передачи ледяного безмолвия передается и нам. Меховой подол Снежной королевы, прозрачное покрывало своей искрящейся белизной усиливают ощущение холода, а светлоголубое платье напоминает своим цветом сосульку.

Девочка, как могла, передала ледяное безразличие Снежной королевы: холодные глаза, сжатые губы. Совсем по-иному она пытается изобразить Кая: круглое детское лицо, тревожный взгляд; нависшую над ним угрозу девочка передает, используя голубой цвет (голубой, не полностью заштрихованный, цвет на фоне белого передает информацию о том, что мальчик постепенно замерзает, а светло-зеленый свитер говорит, что сердце Кая еще живет, любит, ждет и надеется).

Рисунки второго испытуемого-меланхолика отражают предметы и явления современной жизни, привлекающие внимание мальчиков: мо-

бильный телефон, супер-автомобиль, любимые напитки, накачанный силач. Но в изображении столь значимых для ребенка объектов вновь обращает на себя внимание предпочтение высветленных тонов: светло-желтого, светлоголубого, светло-розового. Даже пламя, вырывающееся из выхлопной трубы модного автомобиля, тоже приглушенного оттенка.

Этот испытуемый стеснителен и застенчив, малообщителен, говорит тихим голосом. На перемене предпочитает сидеть в классе. Ребенок обидчив, легкораним, не уверен в своей способности хорошо учиться.

Проведенное нами эмпирическое исследование изобразительной дея-

Психолого-педагогические науки •••

тельности детей младшего школьного возраста показало, что у детей высокий познавательный интерес к окружающей действительности. Все многообразие человеческой жизни, от возвышенного до низменного, может стать предметом изображения ребенка.

Рисунки наших младших школьников свидетельствуют о ценностных ориентациях, о внутренней позиции ребенка, и эта позиция высока, нравственна и бескомпромиссна. Но отражение многообразных аспектов окружающей реальной действительности получает в рисунках детей субъективное преломление, в котором причудливо сочетаются реальность и вымысел.

Пытаясь выразить свое отношение к отображаемому, ребенок ищет выразительные средства в своей деятельности. В нашем исследовании линия и цвет выступают не только как средство выражения отношения, но и как проявление индивидуально-психологических характеристик, эмоциональных личностных особенностей ребенка.

По особенностям использования и индивидуальному предпочтению различных цветов оказалось возможным установить корреляцию между доминирующим цветом и типом темперамента ребенка. Наиболее тесная связь доминирующего цвета с типом темперамента отмечена у холериков, которые предпочитают в своих рисунках красный цвет. Его выбирают дети легковозбудимые, любящие шумные, подвижные игры.

У сангвиников более богатая гамма используемых цветов в добавлении к красному, который не доминирует, а скорее ненавязчиво присутствует именно там, где ему положено быть (цветы, флажок, платье, ягод-

57

ки), не рвется в атаку, как у холериков.

В содержательном плане рисунки холериков и сангвиников также отличаются: рисунки холериков несут в себе агрессивное начало (борьба, битва, драка на улице, демонстрация силы, извергающийся вулкан, человеческие страсти из кино и т. д.) У сангвиников же все рисунки несут доброе начало и цветовой набор гораздо богаче.

У меланхоликов предпочтение отдается высветленным тонам. Спокойные тона (в основном, синий, коричневый, темно-бордовый) выбирают флегматики, испытывающие потребность в стабильности и порядке.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что изобразительная деятельность отражает как процесс социализации ребенка, так и процесс индивидуализации. Изобразительная деятельность отражает специфику перцептивных действий ребенка, опыт движений и действий с предметами, значимость для ребенка тех или иных свойств предметов и ситуаций, индивидуально-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

психологические особенности ребенка. И, как проявление индивидуальности, каждая личность имеет устойчивые предпочтения, составляющие личную цветовую шкалу.

Полагаем, что проведенное исследование имеет направленную практическую значимость. Ее результаты могут быть использованы для работы школьных и детских психологов. По рисункам ребенка можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности, оценить психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать и корректировать отклонения в психическом развитии.

Примечания

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М. : Прогресс, 1974. 392 с. 2. Большой психологический словарь/Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М., 2005. 666 с. 3. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М. : Искусство, 1985. 320 с. 4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. T 4. М., 1984. 5. Далгатов М.М., Омарова М.К. Исследование личности школьника в педагогической деятельности. Учебно-методическое пособие. Махачкала, 2004. 37 с. 6. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. Минск: Харвест, 2004. 493 с. 7. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка какформа усвоения социального опыта. М., 1981. 8. Мухина В.С. Детская психология/Под ред. Венгера. 2-е изд. М., 1985. 272 с. 9. Рогов Е.И. Настольная книга пракги-

58

• ••

ИзвестияДГПУ, №4, 2008

ческого психолога. М. : Владос, 2001. 474 с. 10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. - СПб., 2005. 679 с.

Статья поступила в редакцию 20.11.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.