Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА НА ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ'

ВЛИЯНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА НА ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2274
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / ПОВЕДЕНИЕ / ОБЩЕНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ / ПОДРОСТОК / ТИПЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Евдокарова Туяра Валеряновна, Афанасьева Анастасия Александровна

В статье рассматривается влияния типа темперамента на поведение подростков. Деятельность и поведение напрямую связаны с темпераментом человека, учитывая его личностные особенности. Изучение особенностей психики подростка, его поведения в современных условиях жизни позволит многим педагогам и психологам глубже понять характерологические особенности каждого темперамента. Так как при профилактике и коррекции учитывать рекомендации для правильного индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения. Исследование проводилось на базе МБОУ «Вилюйская гимназия им. И.Л. Кондакова» Республики Саха (Якутия). Целью исследования явилось выявление типов темперамента, которые в свою очередь влияют на поведение подростков. По результатам выявлено, что каждый тип темперамента проявляется у подростков по-разному, с учетом свойств характера, воспитания, социальной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF TEMPERAMENT TYPE ON ADOLESCENT BEHAVIOR

The article examines the influence of the type of temperament on the behavior of adolescents. Activity and behavior are directly related to a person's temperament, taking into account his personal characteristics. The study of the characteristics of the adolescent's psyche, his behavior in modern living conditions will allow many teachers and psychologists to better understand the characterological features of each temperament. Since prevention and correction take into account recommendations for the correct individual approach in the process of education and training. The study was conducted on the basis of the MBOU "Vilyuisk Gymnasium named after I. L. Kondakov" of the Republic of Sakha (Yakutia). The aim of the study was to identify the types of temperament, which in turn affect the behavior of adolescents. According to the results, it was revealed that each type of temperament manifests itself in adolescents in different ways, taking into account the properties of character, upbringing, and environment.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА НА ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ»

Педагогика

УДК374.32

старший преподаватель Евдокарова Туяра Валеряновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка Афанасьева Анастасия Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ВЛИЯНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА НА ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье рассматривается влияния типа темперамента на поведение подростков. Деятельность и поведение напрямую связаны с темпераментом человека, учитывая его личностные особенности. Изучение особенностей психики подростка, его поведения в современных условиях жизни позволит многим педагогам и психологам глубже понять характерологические особенности каждого темперамента. Так как при профилактике и коррекции учитывать рекомендации для правильного индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения. Исследование проводилось на базе МБОУ «Вилюйская гимназия им. И.Л. Кондакова» Республики Саха (Якутия). Целью исследования явилось выявление типов темперамента, которые в свою очередь влияют на поведение подростков. По результатам выявлено, что каждый тип темперамента проявляется у подростков по-разному, с учетом свойств характера, воспитания, социальной среды.

Ключевые слова: темперамент, поведение, общение, показатели, подросток, типы.

Annotation. The article examines the influence of the type of temperament on the behavior of adolescents. Activity and behavior are directly related to a person's temperament, taking into account his personal characteristics. The study of the characteristics of the adolescent's psyche, his behavior in modern living conditions will allow many teachers and psychologists to better understand the characterological features of each temperament. Since prevention and correction take into account recommendations for the correct individual approach in the process of education and training. The study was conducted on the basis of the MBOU "Vilyuisk Gymnasium named after I. L. Kondakov" of the Republic of Sakha (Yakutia). The aim of the study was to identify the types of temperament, which in turn affect the behavior of adolescents. According to the results, it was revealed that each type of temperament manifests itself in adolescents in different ways, taking into account the properties of character, upbringing, and environment.

Keywords: temperament, behavior, communication, indicators, teenagers, types.

Введение. Человек по природе является уникальным и индивидуальным существом. Ему характерны такие психические свойства как способность, потребность, характер, темперамент, совесть, мотивы и т.д., которые в свою очередь влияют на поведение подвижность, энергичность, спокойствие, медлительность), общение (открытость, застенчивость, терпимость, печальный, радостный) и деятельность (удовлетворение, уверенность, интерес, склонность, способность). Деятельность и поведение напрямую связаны с темпераментом человека, учитывая его личностные особенности.

На протяжении ряда лет проблема темперамента изучена многими зарубежными и отечественными исследователями: Э. Кречмер (концепция темперамента), У. Шелдон (влияние структуры тела), Г. Айзенк (характеристики типов темперамента), Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин (свойства нервной системы), И.П. Павлов (соотношение основных свойств), А.В. Батаршев (взаимосвязь типов высшей нервной с психологическими свойствами личности), В.М. Русалов (свойства темперамента), В.С. Мерлин, Я. Стреляу (причины индивидуальных различий), А.П. Краковский (темперамент и их свойства у детей и подростков) и др.

По В.М. Русалову, «темперамент - особая психобиологическая категория, которая охватывает обобщенные формально-динамические аспекты поведения человека» [5].

Наиболее полная и системная психологическая характеристика типов темперамента (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик) дана И.Кантом, в котором отражаются положительные и отрицательные стороны. И.П. Павловым представлена такая же психологическая характеристика и особенности их проявления в поведении человека.

В научных работах В.Д. Небылицина отражается одно из важнейших дополнений в понимании сущности темперамента, а именно «проблема проявления темперамента в различных сферах поведения человека». Исходя из этого выделены «две сферы поведения - предметно-двигательной и коммуникативной (социальной)» [3].

Изучив научные труды ученых, мы выявили, что типы темперамента влияют на возраст человека, на поведение и общение. Так «в подростковом возрасте тип темперамента подвергается изменениям. Подросток начинает приспосабливаться с социумом, попадает в новую компанию и заводит друзей. Этот период переходного возраста приходит на 5-7 класс. Следовательно, в зависимости от возраста, темперамент ребенка меняется» [6].

Поэтому при работе с детьми, по мнению А.В. Батаршева, «важно понимание сущности темперамента, умение грамотно определять его типы, как и знание психологических свойств личности (характера, способностей, мотивации и направленности личности и др.)» [1].

Так А.П. Краковский при работе с младшими подростками выделил основные особенности: «проявление элементов деструктивного поведения, энергичны, тревожны, очень активны, особенно проявляют активность, что говорит о высокой физиологической энергии, правда эта активность может уступить место утомляемости» [2].

Связано это с тем, что «в социальной среде происходит смена ведущей деятельности. Роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служат: учение, общение, общественно-полезный труд. Основным мотивом поведения подростка становится стремление найти свое место среди сверстников» [4].

Изучение особенностей психики подростка, его поведения в современных условиях жизни является актуальной проблемой. Подростковый возраст считается «трудным», переходным возрастом, с его качественными изменениями в психическом и физиологическом развитии. Наряду с этим, условия социальной среды и различные факторы влияют на поведение подростков. В то же время признании, принятии его как личности и «потребности в признании его индивидуальности и уникальности».

Изложение основного материала статьи. На базе МБОУ «Вилюйская гимназия им. И.Л. Кондакова» проведено исследование, в котором приняли участие 22 подростка в возрасте 12-13 лет. Целью исследования является изучение влияния типа темперамента на поведение подростков. Для достижения цели нами использовались методики: двухфакторная модель экстравертированности и нейротизма Г. Айзенка и тест типа темперамента В.М. Русалова.

По методике «Двухфакторная модель экстравертированности и нейротизма Г. Айзенка» респонденты должны ответить на 57 вопросов с утверждениями «Да» или «Нет». Согласно данной теории, выявляется свойства темперамента (экстраверсия - интроверсия), а также эмоциональная устойчивость - нейротизм.

Тест типа темперамента В.М. Русалова позволит выявить стороны темперамента и количественно оценить его свойства. Респондентам предлагается 105 вопросов с бланком ответов, на которые нужно ответить быстро и точно.

По результатам методики «Двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма Г. Айзенка» выявлены следующие показатели экстравертированности: к типу экстраверты - 12 подростков (55%) и 10 подростков (45%) относятся к типу интроверты. Экстравертам характерны такие черты как общительность, оптимистичность, легкость, открытость, также вспыльчивость, склонны к агрессии, рискованны. В свою очередь, интроверты - спокойны, застенчивы, сдержанны, высокий уровень контроля, серьезно относится к принятию любых решений.

По показателям нейротизма: эмоционально устойчивы - 8 подростков (36%). Характеризуется эмоциональной стабильностью, повышенной стрессоустойчивостью, уверенность, целенаправленностью, легкой адаптированностью, склонны к лидерству, уравновешенность. Эмоционально неустойчивы - 14 подростков (64%). У данной группы подростков наблюдается быстрая смена настроения, что отражается в беспокойстве, рассеянность, эмоциональная импульсивность, трудности в общении, сильная чувствительность, раздражительность, депрессия, низкая стрессоустойчивость, неуверенность.

По нашим наблюдениям в данной группе подростков преобладающий тип темперамента наблюдается у 4 подростков (18%) относятся к типу сангвиники, к типу флегматики - 4 подростка (18%), холерики - 8 подростков (36%), меланхолики -6 подростков (28%).

Согласно данной методике, шкала экстравертности-интровертности выявила следующую классификацию характеров: экстравертный (сангвиник - холерик); интровертный (флегматик - меланхолик) (см таблицу 1).

Таблица 1

Классификация характеров

экстравертный интровертный

сангвиник холерик флегматик меланхолик

Эмоционально Эмоционально Эмоционально Эмоционально

устойчивы неустойчивы устойчивы неустойчивы

Общительность Активность Наблюдательность Сдержанность

Организованное Возбудимость Замкнутость Трудности в адаптации

поведение Лидерские качества Отличаются Беспокойство

Повышенная постоянством Рассеянность

возбудимость Медленная адаптация Замкнутость

Тревожность

Для определения других свойств темперамента мы использовали тест темперамента В.М. Русалова, по результатам которого выявлены следующие уровни энергичности, пластичности, темпа и эмоциональности (см. таблицу 2).

Таблица 2

Уровни свойств темперамента

Свойства темперамента Сангвиники Флегматики Холерики Меланхолики

Энергичность в работе 3% 1,25% 6,25% 2,16%

Энергичность в общении 5% 1,5% 3,87% 2%

Пластичность в работе 4,75% 1,5% 3,62% 1,5%

Пластичность в общении 3% 1,75% 5,62% 2%

Темп в работе 4% 1,75% 6,5% 1,5%

Темп в общении 3,75% 1,75% 5,25% 2,5%

Эмоциональность в работе 4% 1,5% 7,5% 4%

Эмоциональность в общении 4% 2% 9% 5%

Контроль 1,5% 1% 1,5% 2%

Анализируя результаты исследования по методике тест темперамента В.М. Русалова можно отметить, что по свойствам темперамента наибольший процент преобладает у холериков. Следовательно, данная категория подростков отличается высокими показателями свойств темперамента.

Достаточно высокий уровень показателей принадлежит сангвиникам. Низкие показатели по всем свойствам темперамента наблюдается у меланхоликов и флегматиков.

Учитывая то, что подростковый возраст является периодом взросления и всестороннего развития мы пришли к выводу, что типы темперамента не только зависят от возраста, но и влияют на их поведение. В результате исследования выделили основные характерные черты поведения по типу темперамента:

1. У холериков высокий уровень. Наблюдается энергичность в работе, активность в общении, эмоциональность. Проявляется в бурных и резких реакциях на любые неудобства, выразительной мимике, резких движениях, громкой и быстрой речи, нестабильной самооценке. В группах активные, шумливые деятели, которых трудно успокоить. Стремясь к лидерству, склонны переоценивать свои силы, могут вести себя вызывающе и демонстративно. Общительность может перейти в навязчивость, могут конфликтовать. Из-за чрезмерной нагрузки растрачивают всю энергию.

2. У сангвиников высокий уровень энергичности кроме общения проявляется и в выразительной мимике, быстрых движениях, бодром и веселом настроении, адекватных реакциях. Общительны, быстро заводят контакты, при этом могут быть внушаемы и поддаваться любому влиянию. Эмоциональная стабильность и легкая смена чувств и эмоций помогают адаптируются в новых условиях, при этом склонны переоценивать себя. Могут одинаково руководить и подчиняться. Легкомыслие и непостоянство часто мешают доводить дела до конца.

3. У флегматиков низкий уровень по всем свойствам темперамента. Реакции и мимику, речь и движения не сильно выражают, медленны, спокойны и неторопливы. Долго адаптируются к новой обстановке и окружению. Эмоционально уравновешенные. Чувства и эмоции переживают внутри себя и легко переносят эмоциональные всплески. В меру общительны, но не проявляют инициативу, не участвуют в конфликтах, пассивны. В состоянии долго заниматься одним и тем же делом. Медлительные и при этом настойчивые и целеустремленные.

4. У меланхоликов высокий уровень эмоциональности в общении, средний уровень эмоциональности в работе, низкий уровень энергичности, которая проявляется в замедленной реакции, негромкой речи. Из-за глубоких чувств и ранимости у меланхоликов сильные внутренние переживания. Неуверенные в себе, застенчивые, сдержанные они стремятся к уединению, избегают конфликтов, поэтому с трудом адаптируются в новом коллективе. Характерны низкая активность и быстрая утомляемость. Навыки формируются медленно, но становятся устойчивыми, поэтому стремится к спокойной деятельности. Из-за возникших трудностей могут отказаться от выполнения какого-либо задания.

Выводы. По полученным результатам подросткам предоставляются индивидуальные или групповые заключения и рекомендации. В дальнейшем проводится работа по организации коррекционно-развивающих занятий, социально-психологических тренингов и игр, круглых столов и т.д.

Анализ данных нашего исследования влияния типа темперамента на поведение показывает, что каждый тип темперамента проявляется у подростков по-разному, с учетом свойств характера, воспитания, социальной среды. У 64% учащихся выявлена эмоциональная нестабильность - это холерики и меланхолики, 36% учащихся эмоционально стабильны - это сангвиники и флегматики.

Таким образом, изучив различные подходы проблемы темперамента мы пришли к выводу, что типы темперамента в целом влияют на поведение, учебную и познавательную активность, а также на общение подростка. В процессе обучения и воспитания знания психики подростка и их индивидуально-психологических особенностей помогут для профилактики и коррекции их поведения.

Литература:

1. Батаршев А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 88 с.

2. Краковский А.П. О подростках: содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка. - М.: Педагогика, 1970. - 272 с.

3. Психiатрiя, невролопя та медична психолопя. - Том 2, №1 (3). - 2015 с.

4. Психология XXI века: системный подход и междисциплинарные исследования. Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых: В 2-х тт. - Т. 1. - СПб.: Скифия-принт, 2017. - 376 с.

5. Русалов, В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования / В.М. Русалов. - Москва: Институт психологии РАН, 2012. - 528 с.

6. Русинова О.И., Москаленко С.В., Русинова Е.А. Особенности развития темперамента в подростковом возрасте // Актуальные исследования. - 2020. - №23 (26). - Ч. II. - С. 118-123.

Педагогика

УДК 371.485

аспирант Жаркова Марина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ

Аннотация. Автор опирается на труды ученых, придерживающихся пространственного подхода в педагогике, рассматривает различные виды управления воспитательным пространством и исследует изменения в управлении воспитательным пространством, связанные с внедрением программ воспитания в школах. Исследование проведено в Нижнем Новгороде, где основным механизмом развития воспитательного пространства является мегапроект «Мы вместе», основывается на результатах анкетирования педагогов и работников системы управления образованием, выделяет проблемы управления воспитательным пространством города (различия в ценностной системе, предлагаемой школой и семьей, неравномерная плотность воспитательного пространства города в различных точках, неспособность педагогического сознания быстро меняться) и предлагает пути их решения.

Ключевые слова: воспитательное пространство, программа воспитания, управление, семья, школа, мегапроект, педагог.

Annotation. The author draws on the works of scientists who adhere to the spatial approach in pedagogy, examines various types of educational environment management and explores changes in the management of the educational environment associated with the introduction of educational programs in schools. The study was conducted in Nizhny Novgorod, where the main mechanism for the development of the educational environment is the megaproject "We are together", based on the results of a survey of teachers and employees of the educational management system, highlights the problems of managing the educational environment of the city (differences in the value system offered by the school and family, uneven density of the educational environment of the city at various points, the inability of pedagogical consciousness to change quickly) and suggests ways to solve them.

Keywords: educational environment, educational program, management, family, school, megaproject, teacher.

Введение. Пространственный подход к воспитанию, формировавшийся в педагогической науке с 60-70 годов XX века и в дальнейшем разработанный научной школой Л.И. Новиковой, с введением в 2020 году в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» понятия «воспитание» и внедрением в школах рабочей программы воспитания, обрел новое звучание. Результатом законодательных новшеств должно стать построение воспитательной системы в каждой школе. Следовательно, и создание воспитательного пространства на уровне села, города, региона и страны становится государственно важной задачей. Вопросы создания и развития воспитательного пространства встают сегодня перед педагогической общественностью и органами власти различного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.