Научная статья на тему 'ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА И ОСОБЕННОСТИ КОРРЕЛЯЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ ФОРМАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ У СТУДЕНТОВ НГУЭУ'

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА И ОСОБЕННОСТИ КОРРЕЛЯЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ ФОРМАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ У СТУДЕНТОВ НГУЭУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
690
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / ФОРМАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / ОПРОСНИК РУСАЛОВА / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ ПЛЕЯДЫ / TEMPERAMENT / FORMAL-DYNAMIC PROPERTIES / RUSALOV'S QUESTIONNAIRE / CORRELATION ANALYSIS / CORRELATION PLEIADES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гладышев Юрий Владимирович

В статье представлены результаты эмпирического исследования типов темперамента и значимых корреляционных связей между формально-динамическими свойствами у юношей-студентов Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ), в выборку вошли 205 юношей. Для решения поставленной задачи использовался опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОФДСИ), с помощью которого выявляли: эргичность (степень активности общения человека с окружающими людьми и предметной средой); пластичность (скорость переключения с одной деятельности на другую); эмоциональную чувствительность. В целом было использовано девять показателей. Показано, что в данной выборке преобладают такие типы темперамента, как «сангвиники» и «холерики». Установлено, что каждому типу темперамента присущи свои особенности корреляционных связей. В частности, наибольшее количество связей между показателями наблюдается у флегматиков, при этом максимальное количество связей имеют индекс коммуникативной активности и пластичность коммуникативная. У юношей-меланхоликов эргичность психомоторная и эргичность коммуникативная связаны только между собой. У сангвиников и флегматиков наблюдаются высокие корреляции между индексом коммуникативной активности и эргичностью коммуникативной, у меланхоликов между этими показателями значимые корреляции отсутствуют. У холериков, сангвиников и флегматиков высокие цифры корреляционных связей отмечаются между индексом коммуникативной активности и пластичностью коммуникативной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF TEMPERAMENT AND FEATURES OF CORRELATIONS OF FORMAL-DYNAMIC PROPERTIES OF NSUEM STUDENTS

The paper presents the results of an empirical study of temperament types and significant correlations between formal-dynamic properties of male students of Novosibirsk state University of Economics and Management (NSUEM), the sample included 205 young men. To solve the problem set in the paper, the authors used the questionnaire of the formal-dynamic properties of personality of V. M. Rusalov, which revealed: ergicity (the degree of activity of a person's communication with other people and the subject environment); plasticity (the speed of switching from one activity to another); emotional sensitivity. In total, 9 indicators were used. It is shown that such types of temperament as sanguine and choleric predominate in this sample. It is established that each type of temperament has its own peculiarities of correlations. In particular, the greatest number of connections between the scales is observed in phlegmatics, while the maximum number of connections has the index of communicative activity and plasticity of communication. Boys-melancholic’s psychomotor ergycity and communicative ergicity are linked only among themselves. Sanguine and phlegmatic individuals have high correlations between the index of communicative activity and communicative ergicity, while melancholic people have no significant correlations between these indicators. Choleric, sanguine and phlegmatic people show high numbers of correlations between the index of communicative activity and the scale of communicative plasticity.

Текст научной работы на тему «ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА И ОСОБЕННОСТИ КОРРЕЛЯЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ ФОРМАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ У СТУДЕНТОВ НГУЭУ»

УДК 159.923.4-057.875

Гладышев Юрий Владимирович

доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии, педагогики и правоведения Новосибирского государственного университета экономики и управления

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА И ОСОБЕННОСТИ КОРРЕЛЯЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ ФОРМАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ У СТУДЕНТОВ НГУЭУ

Gladyshev Yury Vladimirovich

Dr. of Medical Science, Professor, Psychology, Pedagogy and Law Department, Novosibirsk State University of Economics and Management

TYPES OF TEMPERAMENT AND FEATURES OF CORRELATIONS OF FORMAL-DYNAMIC PROPERTIES OF NSUEM STUDENTS

Аннотация:

В статье представлены результаты эмпирического исследования типов темперамента и значимых корреляционных связей между формально-динамическими свойствами у юношей-студентов Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ), в выборку вошли 205 юношей. Для решения поставленной задачи использовался опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОФДСИ), с помощью которого выявляли: эргичность (степень активности общения человека с окружающими людьми и предметной средой); пластичность (скорость переключения с одной деятельности на другую); эмоциональную чувствительность. В целом было использовано девять показателей. Показано, что в данной выборке преобладают такие типы темперамента, как «сангвиники» и «холерики». Установлено, что каждому типу темперамента присущи свои особенности корреляционных связей. В частности, наибольшее количество связей между показателями наблюдается у флегматиков, при этом максимальное количество связей имеют индекс коммуникативной активности и пластичность коммуникативная. У юношей-меланхоликов эргичность психомоторная и эргичность коммуникативная связаны только между собой. У сангвиников и флегматиков наблюдаются высокие корреляции между индексом коммуникативной активности и эргично-стью коммуникативной, у меланхоликов между этими показателями значимые корреляции отсутствуют. У холериков, сангвиников и флегматиков высокие цифры корреляционных связей отмечаются между индексом коммуникативной активности и пластичностью коммуникативной.

Ключевые слова:

темперамент, формально-динамические свойства, опросник Русалова, корреляционный анализ, корреляционные плеяды.

Summary:

The paper presents the results of an empirical study of temperament types and significant correlations between formal-dynamic properties of male students of Novosibirsk state University of Economics and Management (NSUEM), the sample included 205 young men. To solve the problem set in the paper, the authors used the questionnaire of the formal-dynamic properties of personality of V. M. Rusalov, which revealed: er-gicity (the degree of activity of a person's communication with other people and the subject environment); plasticity (the speed of switching from one activity to another); emotional sensitivity. In total, 9 indicators were used. It is shown that such types of temperament as sanguine and choleric predominate in this sample. It is established that each type of temperament has its own peculiarities of correlations. In particular, the greatest number of connections between the scales is observed in phlegmatics, while the maximum number of connections has the index of communicative activity and plasticity of communication. Boys-melancholic's psychomotor ergycity and communicative ergicity are linked only among themselves. Sanguine and phlegmatic individuals have high correlations between the index of communicative activity and communicative er-gicity, while melancholic people have no significant correlations between these indicators. Choleric, sanguine and phlegmatic people show high numbers of correlations between the index of communicative activity and the scale of communicative plasticity.

Keywords:

temperament, formal-dynamic properties, Rusalov's questionnaire, correlation analysis, correlation Pleiades.

Учащиеся вузов относятся к отдельной социально-психологической категории - студенчество. Возрастной период 17-18 лет (преимущественно первокурсники) характеризуется интенсивным развитием высших психических функций и становлением личности человека в целом. Поэтому изучению свойств психики в юношеском возрасте, в частности исследованию темперамента и его свойств, уделяется значительное внимание. Следует обратить внимание также и на то, что имеют место гендерные различия в этой возрастной группе, которые обнаруживаются в степени выраженности того или иного свойства темперамента у юношей и девушек в различных условиях жизнедеятельности.

Актуальность изучения формально-динамических свойств темперамента учащихся вуза -будущих специалистов связана с осуществлением ими учебной деятельности, а в перспективе -

и профессиональной, а значит, они могут определять ее конечные результаты. Кроме того, результаты исследования темперамента могут служить основой психолого-педагогической коррекции поведения и деятельности обучающейся молодежи. В то же время не теряет актуальности ряд еще не решенных вопросов. В частности, не до конца установлена генетическая природа темперамента, определены его свойства и характеристики этих свойств, зависящие от научного направления в их изучении, не установлено его место в структуре индивидуальности личности. А значит, это дело будущих исследований и анализа темперамента как одной из важнейших характеристик личности человека.

Изучение индивидуально-типологических особенностей человека до настоящего времени остается одной из сложных задач психологии и психофизиологии, несмотря на большой объем информации по этой теме [1]. Пожалуй, единственное, что признают все авторы, - это то, что темперамент представляет собой биологический фундамент личности. Эта психодинамическая черта личности обусловливает ее психическую, моторную и эмоциональную активность. Первые исследования в этой области были проведены древнегреческими врачами Гиппократом и Гале-ном, которые сформулировали само понятие темперамента и выделили четыре типа (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик). Но понятно, что они рассматривали темперамент с высоты знаний своего времени, т.е. в чистом физиологическом понимании. И только в XX в. академиком И.П. Павловым была предложена классификация темперамента, основанная на различиях в фундаментальных свойствах нервной системы:

- сила - слабость;

- уравновешенность - неуравновешенность;

- подвижность - инертность.

Таким образом, темперамент - это устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не с содержательными аспектами деятельности, т. е. индивидуальные свойства, которые в наибольшей мере зависят от природных способностей человека [2].

Различные сочетания вышеперечисленных свойств образуют четыре основных типа нервной системы. Первый - сильный, неуравновешенный - холерик. У таких индивидуумов преобладают процессы возбуждения, они подвержены бурным эмоциям, цикличности настроения, повышенной конфликтности. При этом они часто выступают лидерами в своем коллективе. Второй тип -сильный, уравновешенный, с подвижной нервной системой - сангвиник. Его отличают высокая активность, работоспособность, общительность, приспособляемость к новым условиям. Третий тип -с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой - флегматик. Чувства и эмоции людей этого типа отличаются постоянством. Им тяжело переключаться с одной работы на другую, они с трудом адаптируются к новым обстоятельствам. Такие люди не предрасположены к конфликтному поведению. Первые три типа - сильные. Последний, четвертый тип, характеризующейся слабостью процессов торможения и возбуждения, повышенной чувствительностью, - меланхолик. Это крайне ранимые люди, они быстро утомляются. У них очень высок уровень тревожности.

Один из перспективных подходов в изучении темперамента на основе учения о функциональных системах П.К. Анохина был предложен В.М. Русаловым, который создал опросник структуры темперамента, куда вошли такие параметры, как:

- эргичность (степень активности общения человека с окружающими людьми и предметной средой);

- пластичность (скорость переключения с одной деятельности на другую);

- темп (скорость протекания психических реакций и процессов);

- эмоциональная чувствительность (склонность человека эмоционально реагировать на различные внешние стимулы) [3].

Методика позволяет наиболее полно и точно оценивать как отдельные свойства, так и устойчивые структуры (типы, индексы), отражающие степень их объединения в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах поведения индивида.

Темперамент, по мнению В.М. Русалова, следует рассматривать как совокупность таких психических свойств человека, которые возникли в результате обобщения динамических формальных характеристик, выступающих проявлениями психической деятельности под влиянием устойчивых индивидуальных биологических детерминант.

Обращает на себя внимание тот факт, что количество работ, посвященных исследованию темперамента, значительно, тем не менее полученные данные по этому вопросу достаточно противоречивы. Это определяется в первую очередь тем, что большинство авторов используют опросник Айзенка, который дает грубое разделение типов темперамента только на четыре типа. При этом одна часть авторов (не учитывая гендерные различия) утверждает, что среди студентов преобладают меланхолики и флегматики [4], другая - что доминируют холерики и флегматики [5]. Исследований, посвященных изучению корреляционных связей между показателями свойств

темперамента, крайне мало, при этом авторы анализируют корреляционные плеяды в целом у мужчин и женщин, без подразделения на типы [6].

В связи с этим нами была предпринята попытка установления на основе данного исследования множественных и неоднозначных корреляционных связей между показателями отдельных свойств, устойчивых структур темперамента, которые так или иначе представлены в поведении и деятельности того или иного человека.

Цель исследования состояла в изучении особенностей темперамента и значимых корреляционных связей (р > 3, достоверность р < 0,05) между свойствами темперамента юношей 1-го курса Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ).

Для экспериментального исследования нами был использован опросник ОФДСИ, разработанный В.М. Русаловым [7]. Методика позволяет выявить следующие формально-динамические свойства: ЭРМ - эргичность психомоторную; ЭРК - эргичность коммуникативную; ПМ - пластичность психомоторную; ПК - пластичность коммуникативную; СМ - скорость психомоторную; СК -скорость коммуникативную; ЭК - эмоциональность коммуникативную (эмоциональную чувствительность). Затем рассчитывали индексы формально-динамических свойств студентов: индекс психомоторной активности (ИПА = ЭРМ + ПМ + СМ), равный сумме баллов активностных шкал в психомоторной сфере; индекс коммуникативной активности (ИКА = ЭРК + ПК + СК), равный сумме баллов активностных шкал в коммуникативной сфере. В итоге на основании индексов ИПА и ЭК выделяли варианты типов темперамента: 1) холерик; 2) сангвиник; 3) флегматик; 4) меланхолик. Объем выборочной совокупности составил 205 юношей.

Математическая обработка данных была проведена с использованием методов математической статистики: проверки нормальности распределения (х2), определения достоверности и значимости различий полученных результатов ^-критерий Стьюдента). В ходе анализа было выявлено, что все шкалы в выборке не отличаются от нормального распределения, поэтому для исследования корреляционного анализа данных был использован коэффициент ранговой корреляции Пирсона. Вычисления проведены с использованием компьютерного статистического пакета ЗБРБ 20.

Проведенные исследования позволили дифференцировать тип темперамента, присущий студентам: холерики - 20 %, сангвиники - 32,2 %, флегматики - 6,9 %, меланхолики - 9,4 %, смешанный тип - 31,5 %.

Проведенный нами корреляционный анализ между формально-динамическими свойствами темперамента позволил выявить их связь между собой.

У холериков имеют место две высокие корреляционные связи между ИКА и ПК, это свидетельствует о том, что пластичность коммуникативная во многом определяет уровень ИКА; ИПА и ЭРМ (соответственно именно эргичность психомоторная обусловливает психомоторную активность). Имеются восемь средних корреляционных связей: между ИПА и ПМ; СМ и СК (последняя корреляция указывает на связь психомоторной и коммуникативной сфер); ЭК и ПМ; СК и ЭРК; ИКА и ЭРК; ПК и ПМ. Отмечены две слабые корреляционные связи между ИКА и ЭК; ЭРМ и ЭК. Максимальное количество связей - 4 - имеет индекс психомоторной активности (ИПА). Наиболее интересные связи: 2 корреляции между психомоторной и коммуникативной сферами темперамента, 2 связи (1 отрицательная) - найдены между эмоциональной чувствительностью и психомоторной сферой и 1 связь обнаружена между эмоциональной чувствительностью и коммуникативной сферой. В целом выявлено 12 связей между формально-динамическими свойствами, из них 1 отрицательная (см. рис. 1).

У сангвиников в сравнении с холериками уровень ИКА определяется уже ЭРК, ПК и СК. У ЭК исчезают связи с ЭРМ и ИКА, но появляются корреляции с СМ (положительная) и с ПМ (отрицательная). У ПМ теряется связь с ПК, но появляется связь с ЭРМ. ЭРМ теряет связь с СМ. Максимальное количество связей - 5 - имеют ИКА и ИПА. В целом обнаружено 14 связей между формально-динамическими свойствами, из них 2 отрицательные (высоких - 4, средних - 5, слабых - 7). Выявлено 3 корреляции между психомоторной и коммуникативной сферами и 2 корреляции (1 из них отрицательная) между эмоциональной чувствительностью и коммуникативной сферой (рис. 2).

Особенности корреляций у юношей-меланхоликов заключаются в следующем. Во-первых, имеет место наличие большого количества корреляционных связей - 5 - у ПК и СМ с другими формально-динамическими свойствами. У СМ появляются дополнительные связи с ПМ, ПК и СК. Во-вторых, возникает 1 высокая корреляция, которая отсутствует у холериков и сангвиников, между ИПА и ПК. У ЭК обнаруживается корреляция с ПК и полностью исчезают связи, выявленные у холериков и сангвиников. У ПК найдены корреляции с СМ, ЭК и ИПА. Кроме того, выявлена высокая связь между ЭРМ и ЭРК. В целом выявлено 13 положительных связей между шкалами

(высоких - 2, средних - 7, слабых - 4). Установлено 6 положительных связей между психомоторной и коммуникативной сферами и 1 корреляция между эмоциональной чувствительностью и коммуникативной сферой (рис. 3).

Примечание: параметры свойств темперамента: ИКА - индекс коммуникативной активности; ИПА - индекс психомоторной активности; ЭК - эмоциональность коммуникативная; СК - скорость коммуникативная; СМ - скорость психомоторная; ПК - пластичность коммуникативная; ПМ - пластичность психомоторная; ЭРК -эргичность коммуникативная; ЭРМ - эргичность психомоторная. Линия со стрелкой - положительная связь; пунктирная линия - отрицательная связь.

Рисунок 1 - Структура корреляционных плеяд у юношей-холериков

Рисунок 2 - Структура корреляционных плеяд у юношей-сангвиников

Особенности корреляционных связей у юношей-флегматиков: ЭК характеризуется максимальным количеством корреляций (4) в сравнении с другими типами темперамента. Самое большое количество корреляционных связей - 5 - с другими шкалами выявлено у ИКА и ПК. В целом обнаружено 17 связей, из них 12 положительных и 5 отрицательных (высоких - 3, средних - 12, слабых - 2). Обнаружено 5 корреляций (из них 4 отрицательные) между психомоторной и коммуникативной сферами, 3 корреляции между эмоциональной чувствительностью и коммуникативной сферами и 1 отрицательная связь между эмоциональной чувствительностью и психомоторной сферами (рис. 4).

Рисунок 4 - Структура корреляционных плеяд у юношей-флегматиков

Известно, что целью корреляционного анализа является получение статистической взаимосвязи между переменными. Наличие корреляции означает, что изменение в значении одного параметра приведет к корректировке другого параметра, при этом следует отметить, что наличие даже высокой корреляционной связи не означает наличие причинной зависимости между переменными [8].

Для более полного понимания взаимосвязей между сферами темперамента была составлена таблица 1.

Таблица 1 - Взаимосвязи между различными сферами у юношей

——^^Типтемперамента Тип сферы " "—-— Холерики Сангвиники Меланхолики Флегматики

П/М и К/сфера + — + — + + + + + + +

Э/Ч и К/сфера + — 0 + + + +

Э/Ч и П/М сфера + + + 0 -

Примечание: П/М - психомоторная сфера; К/сс эера - коммуникативная сфера; Э/Ч - эмоциональная

чувствительность; + - положительная связь; - отрицательная связь; 0 - связь отсутствует.

Полученные данные у всех типов темперамента по шкалам ИКА и ИПА были также сведены в таблицу 2.

Таблица 2 - Взаимосвязи между формально-динамическими свойствами

темперамента у юношей

Коэффициент корреляции ИКА/ЭРК ИКА/ПК ИКА/СК ИКА/СМ ИКА/ИПА

Холерики 0,57 0,73 - - -

Сангвиники 0,75 0,72 0,73 0,38 0,51

Меланхолики - 0,50 0,67 0,67 0,68

Флегматики 0,83 0,84 0,52 - -

На основании данных таблицы можно говорить о том, что максимальные значения корреляционных связей у сангвиников и флегматиков отмечаются между ИКА и шкалой ЭРК. У меланхоликов между этими шкалами значимые корреляции отсутствуют. У холериков, сангвиников и флегматиков высокие корреляции отмечаются между ИКА и шкалой ПК. У холериков отсутствуют значимые связи между ИКА и шкалами СК, СМ и иПа, в отличие от других типов темперамента.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

- «чистые» типы темперамента у юношей составили 68,5 % от всей выборки, при этом преобладают такие типы темперамента, как «сангвиник» (32,2 %) и «холерик» (20,0 %);

- самая сложная структура корреляционных плеяд наблюдается у юношей-флегматиков, при этом максимальное количество связей имеют ИКА и ПК. ЭК характеризуется максимальным количеством корреляций в сравнении с другими типами темперамента;

- установлены корреляции между различными сферами: максимальное количество корреляционных связей - 15 - отмечается между психомоторной и коммуникативной сферами, наименьшее - 4 - между эмоциональной чувствительностью и психомоторной сферой;

- максимальные значения корреляций у сангвиников и флегматиков отмечаются между ИКА и шкалой ЭРК. У меланхоликов между этими шкалами значимые корреляции отсутствуют. У холериков, сангвиников и флегматиков наиболее выраженные корреляционные связи выявляются между ИКА и шкалой ПК;

- было установлено, что анализ корреляционных связей между показателями свойств устойчивых структур темперамента, затрагивающих коммуникативный, психомоторный и интеллектуальный компоненты поведения и деятельности человека, не позволяет в данном случае до конца раскрыть всю полноту характеристик такого образования индивидуальности, как темперамент. Необходима дополнительная проработка других подходов и методологических инструмен-тариев в рамках дальнейшего исследования.

Полученные данные могут иметь практическую значимость и быть применены в психокор-рекционной работе со студентами.

Ссылки:

1. Очерк теории темперамента / под ред. B.C. Мерлина. Пермь, 2013. 291 с. ; Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. Избранные психологические труды. М., 1990. 408 с. ; Овчинников Б.В. Типы темперамента в практической психологии. СПб., 2003. 288 с. ; Айзенк Г. Структура личности. СПб.; М., 1999. 464 с.

2. Словарь психолога-практика / сост. С.Ю. Головин. 2-е изд. Минск, 2005. 971 с.

3. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий : дис. ... д-ра психол. наук, М., 1979, 352 с.

4. Сысоева Л.А., Корогодина Ю.С., Баздарева О.А. Влияние темперамента на показатели психоэмоционального состояния студентов - старшекурсников // Наука России: Цели и задачи : сборник научных трудов по материалам XV международной научной конференции. 2019. С. 43-46. 10.18411/sr-10-06-2019-38.

5. Парамонова Ю.А., Шишкина А.В. Особенности экстравертированности, нейротизма и типа темперамента старшеклассников // Наука через призму времени. 2019. № 2 (23). С. 109-111.

6. Савченков Ю.И., Шилов С.Н. Внешние и внутренние факторы изменчивости свойств темперамента : монография. Изд. 2-е, доп. Красноярск. 2019. 262 с.

7. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности : метод. пособие. М., 1997. 50 с.

8. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2004. 392 с.

Редактор: Фетисова Ирина Викторовна Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.