Научная статья на тему 'Особенности локуса контроля и его взаимосвязь со шкалами темперамента у студенток НГУЭУ'

Особенности локуса контроля и его взаимосвязь со шкалами темперамента у студенток НГУЭУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1070
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ОПРОСНИК УСК / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / TEMPERAMENT / LOCUS OF CONTROL / QUESTIONNAIRE USK / CORRELATION ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гладышев Юрий Владимирович

В статье представлены результаты исследований шкал темперамента и локуса контроля студенток НГУЭУ. При исследовании результатов корреляционной матрицы было выявлено, что у студенток присутствуют положительные связи между шкалами темперамента и УСК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности локуса контроля и его взаимосвязь со шкалами темперамента у студенток НГУЭУ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Особенности локуса контроля и его взаимосвязь со шкалами темперамента у студенток НГУЭУ Гладышев Ю. В.

Гладышев Юрий Владимирович / Gladyshev Yury Vladimirovich - доктор медицинских наук,

профессор,

кафедра экономики труда и управления персоналом,

Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск

Аннотация: в статье представлены результаты исследований шкал темперамента и локуса контроля студенток НГУЭУ. При исследовании результатов корреляционной матрицы было выявлено, что у студенток присутствуют положительные связи между шкалами темперамента и УСК.

Abstract: the article presents the results of the research scales of the temperament and locus of control of students of NSUEM. In the study of the results of the correlation matrix revealed that students present a positive relationship between the scales of temperament and

USK.

Ключевые слова: темперамент, локус контроля, опросник УСК, корреляционный анализ.

Keywords: temperament, locus of control, questionnaire USK, correlation analysis.

УДК 159.9:316.

Введение

Темперамент - это устойчивое объединение личностных особенностей, связанных с динамическими аспектами деятельности, определяющими индивидуальный характер протекания психических процессов, а именно: их скорость, темп, интенсивность, ритм. Иными словами, это индивидуальные свойства, которые опре -деляются природными особенностями человека [1].

На сегодняшний день выделяют четыре основных типа нервной системы:

• сильный, неуравновешенный, подвижный (холерический);

• сильный, уравновешенный, подвижный (сангвинический);

• сильный, уравновешенный, инертный (флегматический);

• слабый, неуравновешенный (меланхолический).

При определении стратегии преподавателя в отношении студентов с различными свойствами темперамента необходимо руководствоваться следующими моментами:

• от студентов-холериков необходимо всегда требовать спокойных, продуманных ответов, воспитывать систематичность в выполнении учебных заданий.

• работа со студентами-сангвиниками заключается в необходимости вырабатывать у них привычку к ежедневному напряженному труду.

• у студентов-меланхоликов существенной проблемой является неуверенность в себе, излишняя застенчивость и робость. Этим студентам во время учебы необходима постоянная поддержка, активное вовлечение в работу на занятиях.

• внимание студентов-флегматиков необходимо обращать на их излишнюю медлительность и безразличие. Воспитывать упорство и деловитость, поскольку при быстром темпе работы и отсутствии повторений они теряют нить рассуждений.

Студенты с различными типами темперамента неодинаково реагируют на критику. Так, например, замечание, высказанное в адрес сангвиника, первоначально вызывает у него чувство вины, а потом принятие требований преподавателя.

151

У холерика замечание преподавателя вызывает обиду, чувство несправедливости, а иногда даже влечет за собой конфликт с педагогом. Флегматик после замечания педагога медленно, но изменяет свое поведение. Меланхолик чаще всего не отвечает на критику, а при повторном замечании с большой вероятностью он уйдет в себя.

Эти индивидуальные особенности необходимо знать преподавателю, для того, чтобы помогать студентам направлять свои эмоции в нужное русло, поскольку от этого в значительной степени зависит их восприимчивость к обучению.

Одной из важнейших характеристик личности является уровень субъективного контроля (УСК). Этот показатель отражает стабильные свойства индивида (самостоятельность, активность, независимость, ответственность за свои поступки и т. д.). Зная направленность субъективного контроля, можно в определенной степени предвидеть поведение человека [2].

Одним из первых исследователей этого феномена был американский психолог Дж. Роттер. Он выделил два типа людей:

1) экстерналы - люди, считающие, что все происшествия в их жизни случаются под действием каких-то внешних сил, т. е. это люди, которых отличает пассивная позиция по отношению к собственной судьбе;

2) интерналы - люди, которые берут ответственность за все свои поступки на себя. Они убеждены, что причиной как положительных, так и негативных событий являются они сами [6].

В России преимущественное распространение получила методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера в адаптации Е. Ф. Бажина, С. А. Голынкиной, А. М. Эткинд [3]. Авторами в ее основе заложена концепция локуса контроля Дж. Роттера, но при этом они добавили в опросник некоторые субшкалы: контроль в ситуациях достижения, в ситуациях неудачи, в области производственных и семейных отношений, в области здоровья.

Большинству людей одновременно свойственны в той или иной степени и интернальность, и экстернальность, а граница между ними является вариабельной -по одним шкалам доминирует интернальный, по другим экстернальный локус контроля, поэтому данные локусы контроля представляют в виде синусоиды [4].

Шкала общей интернальности (Ио) - является универсальной характеристикой личности. Высокие цифры по этому параметру свидетельствуют о достаточно высоком субъективном контроле над важными поступками и обстоятельствами, т. е. такие люди убеждены, что их судьба определяется собственными личностными качествами.

Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокие показатели по этому параметру указывают, что человек контролирует эмоциональные события и ситуации в своей жизни.

Шкала интернальности в области неудач (Ин) - это субъективный контроль по отношению к негативным обстоятельствам и ситуациям. Для интерналов он выражается в стремлении винить самого себя в различных неприятностях и страданиях, для экстерналов причина неудач - случай, обстоятельства, невезение, другие люди.

Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис). Высокие показатели говорят о том, что человек считает себя ответственным за все события, происходящие в семье.

Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокая интернальность в сфере достижений, говорит о том, что человек стремится к конкретным результатам в своем трудовом коллективе, в продвижении по службе и т. д.

Шкала интернальности в области межличностных отношениях (Им). Высокий показатель указывает на то, что человек в состоянии контролировать свои неформальные отношения с другими людьми.

152

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокие цифры говорят о том, что человек считает себя ответственным за свое здоровье и полагает, что исцеление определяется его действиями.

Цель исследования

Выявить взаимосвязи шкал темперамента с особенностями уровня субъективного контроля у студенток НГУЭУ.

Для диагностики темперамента применяли опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М.Русалова [5]. Измеряли эргичность психомоторную (ЭРМ) и коммуникативную (ЭРК); пластичность психомоторную (ПМ) и коммуникативную (ПК); скорость психомоторную (СМ) и коммуникативную (СК), а также эмоциональность психомоторную (ЭМ) и коммуникативную (ЭК). После этого определяли индекс психомоторной активности (ИПА), который равен сумме баллов активностных шкал в психомоторной сфере. Для исследования уровня субъективного контроля нами был использован опросник УСК, адаптированный Е. Ф. Бажиным, С. А. Голынкиной, А. М. Эткинд. Объем выборочной совокупности составил 85 студенток.

Математическая обработка данных проведена с использованием методов математической статистики: проверки нормальности распределения, определения достоверности и значимости различий полученных результатов (Т-критерий Стьюдента). В ходе анализа было выявлено, что все шкалы в выборке отличаются от нормального распределения, поэтому для исследования корреляционного анализа данных был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Вычисления проведены с использованием компьютерного статистического пакета SSPS 20. В результате исследования были получены следующие результаты.

Общая интернальность (Ио). Согласно полученным данным, 38 % студенток имеют внешний локус контроля и могут быть отнесены к экстерналам и 39 % имеют внутренний локус контроля и соответственно их можно считать интерналами. Сбалансированные показатели выявлены у 23 % студенток.

Интернальность в области достижений (Ид). Большинство (75 %) считают, что всего положительного в своей жизни, они добились сами и что способны с успехом следовать своим целям и в будущем. Для 10 % характерен низкий уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями. Сбалансированные показатели выявлены у 15 % студенток.

Интернальность в области неудач (Ин). Полученные результаты показали, что количество экстерналов и интерналов по этому показателю одинаково (по 42 %). Сбалансированные показатели выявлены у 16 % студенток.

Интернальность в семейных отношениях (Ис). Обнаружено, что 54 % девушек имеют высокие результаты, т.е. девушки считают, что именно они ответственны за события, которые будут происходить или уже происходят в их семейной жизни. Вместе с тем, 20 % респондентов склонны считать не себя, а своих партнеров причиной конфликтных ситуаций, возникающих в семье. Сбалансированные показатели выявлены у 26 % студенток.

Интернальность в области производственных отношений (Ип). Для 70 % девушек, основной фактор в организации собственной производственной деятельности -внешние обстоятельства (руководство, везение и т.д.). Только 19 % студенток полагает, что их поступки и действия являются главными факторами в организации производственной деятельности. Сбалансированные показатели выявлены у 11 % студенток.

Интернальность в области межличностных отношений (Им). Высокий показатель имеют большинство девушек (78 %), т.е. они полагают, что способны контролировать отношения с другими людьми. 10 % девушек считают, что межличностные отношения определяются действиями их партнеров. Сбалансированные показатели выявлены у 12 % студенток.

153

Интернальность в отношении здоровья и болезни (Из) - подавляющее большинство (70 %) девушек считают себя ответственными за свое здоровье. 17 % девушек указали, что их здоровье зависит от качества оказания медицинской помощи. Сбалансированные показатели выявлены у 13 % студенток.

Таблица 1. Значимые коэффициенты корреляции шкал темперамента и УСК

студенток НГУЭУ

Шкалы ЭРМ ЭРК ПК СК СМ

Ио 0,328* 0,223*

Ид 0,550** 0,295* 0,469**

Ин - - - - -

Ис 0,779**

Ип 0,343* 0,293*

Им - - - - -

Из 0,299*

Примечание * Корреляция значима на уровне 0.05 ** Корреляция значима на уровне 0.01

Наибольшее число положительных связей прослеживается у шкалы интернальность в области достижений с эргичностью коммуникативной, пластичностью коммуникативной и скоростью коммуникативной. Наиболее высокие значения положительной корреляции обнаружены между интернальностью в семейных отношениях и скоростью психомоторной. Максимальное количество связей между шкалами УСК наблюдается со скоростью коммуникативной.

Заключение

Таким образом, для студенток НГУЭУ наиболее характерна следующая личностная характеристика:

1. Большинство студенток считают, что именно они несут ответственность за то, как складывается их жизнь в целом, и что они могут контролировать свои неформальные отношения с другими людьми.

2. Вместе с тем значительная часть девушек полагает, что главный фактор в организации собственной учебной деятельности - внешние обстоятельства (преподаватели, везение и т.д.).

3. Наличие корреляций между показателями темперамента и локусом контроля позволяет предположить, они связаны между собой.

Литература

1. Головин С. Ю. Словарь психолога-практика. - 2-е изд. / С. Ю. Головин. - Ю. Мн.: Харвест, 2003. - 144 с.

2. Реан А. А. Локус контроля личности и его изучение / А. А. Реан, Психология личности: теория, методы исследования, практикум. - СПб, 2008. - С. 88-105.

3. Практикум по возрастной физиологии: учебное пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - Спб: Речь, 2008. - С. 527-531.

4. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. - СПб, 2003. -С. 423-430.

5. Русалов В. М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности: Метод. пособие / В. М. Русалов. - М, 1997. - 35 С.

154

6. Rotter J. В. (1990). Internal versus external control of reinforcement: A case history of a variable. American Psychologist, 45, с. 489-493.

Барьеры в педагогическом общении преподавателей и коммуникативный потенциал студентов с ограниченными возможностями Шувалова И. Н.

Шувалова Ирина Николаевна / Shuvalova Irina Nikolaevna - доктор медицинских наук,

профессор,

кафедра здоровья и реабилитации,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), г. Ялта

Аннотация: в статье анализируются причины возникновения трудностей в педагогическом общении между преподавателями и студентами с ограниченными возможностями, выясняются их содержание и предлагаются основные направления преодоления, раскрывается коммуникативный потенциал студентов с ограниченными возможностями.

Abstract: the article reveals reasons of difficulties in pedagogical communication between teachers and students with disabilities. Also the content of difficulties is studied out and the basic directions of its overcoming are suggested. The communicative potential of students with disabilities is revealed.

Ключевые слова: студент с ограниченными возможностями, педагогическое общение, трудности в педагогическом общении, коммуникативный потенциал студента.

Keywords: student with disabilities, pedagogical communication, difficulties in pedagogical communication, communicative potential of students.

Введение. Общеизвестно, что все современные педагогические концепции (педагогика сотрудничества, гуманистическая педагогика, личностно ориентированная педагогика, деятельностное, субъектно-деятельностное обучение и т. п.) основываются на демократическом, равноправном, партнерском и гуманном общении и субъект-субъект объектных отношениях между преподавателями и студентами в учебно-воспитательном процессе.

При общении и преподаватель, и студент анализируют отношения других к себе, осуществляют саморефлексию, обнаруживают потребность в самосовершенствовании и реализуют эту потребность в процессе саморазвития [8, 10].

Ранее в традиционной системе образования преобладал авторитарный стиль, а сейчас в инновационной системе образования все большее место занимает демократический стиль, при котором преподаватель не заставляет принимать навязанное извне решение, а поощряет разрабатывать самостоятельно свои собственные варианты. На этих принципах и строится педагогика сотрудничества, отметающая «общение - запугивание», «общение - заигрывание», «общение -дистанцию» и другие формы искаженного педагогического воздействия. В результате у студентов формируется уверенность в себе, повышается самооценка, ответственность, развивается самоуправление в студенческой группе. Опираясь на гуманистические традиции, преподаватели должны воплотить в жизнь педагогику

155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.