Научная статья на тему 'Взаимосвязь между шкалами темперамента и механизмами психологической защиты у студенток НГУЭУ'

Взаимосвязь между шкалами темперамента и механизмами психологической защиты у студенток НГУЭУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1302
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / ЛИЧНОСТНАЯ И СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / TEMPERAMENT / PERSONALITY AND SITUATIONAL ANXIETY / PSYCHOLOGICAL DEFENSE / CORRELATION ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гладышев Юрий Владимирович

В статье рассматривается темперамент, тревожность (ситуативная и личностная) и психологическая защита у студенток НГУЭУ. Для оценки темперамента применяли опросник В. М. Русалова, для определения уровня личной и ситуативной тревожности использовали методику Ч. Д. Спилбергера Ю. Л. Ханина. При исследовании результатов корреляционной матрицы было выявлено, что существуют достоверные связи между отдельными шкалами темперамента и типами психологической защиты. При анализе респондентов по критерию уровня личностной и ситуационной тревожности было обнаружено, что корреляционная связь между индексом психомоторной активности проекцией и компенсацией с увеличением уровня тревожности становится значительно сильнее. Полученные результаты указывают на тесную взаимосвязь свойств типов темперамента и используемых механизмов психологической защиты, а также на то, что значительная часть студенток принадлежит к высокотревожному типу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship between the scales of temperament and mechanismsof psychological protection students nsuem

The article discusses temperament, anxiety (situational and personal) and psychological protection. For the assessment of temperament was used the questionnaire of V. M. Rusalova. To determine the level of personal and situational anxiety used methods CH. d. Spielberg-Kha-104 nin Yu. L. A study of first-year students NSUEM showed that part of them already belongs to a highly anxious type. In the study of the results of the correlation matrix revealed that there are significant correlation between the individual scales of temperament and psychological types of protection. In the analysis of respondents according to the criterion of the level of personal and situational anxiety was discovered that the correlation between the index psychomotor activity projection and compensation with increasing levels of anxiety is becoming a significant stronger.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь между шкалами темперамента и механизмами психологической защиты у студенток НГУЭУ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 159.923+316.6+378

Гладышев Юрий Владимирович

Доктор медицинских наук, профессор кафедры экономики труда и управления персоналом, Новосибирский государственный университет экономики и управления, sir.yu-skar2012@yandex.ru, Новосибирск

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ШКАЛАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА И МЕХАНИЗМАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У СТУДЕНТОК НГУЭУ

Аннотация. В статье рассматривается темперамент, тревожность (ситуативная и личностная) и психологическая защита у студенток НГУЭУ Для оценки темперамента применяли опросник В. М. Русалова, для определения уровня личной и ситуативной тревожности использовали методику Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина. При исследовании результатов корреляционной матрицы было выявлено, что существуют достоверные связи между отдельными шкалами темперамента и типами психологической защиты. При анализе респондентов по критерию уровня личностной и ситуационной тревожности было обнаружено, что корреляционная связь между индексом психомоторной активности проекцией и компенсацией с увеличением уровня тревожности становится значительно сильнее. Полученные результаты указывают на тесную взаимосвязь свойств типов темперамента и используемых механизмов психологической защиты, а также на то, что значительная часть студенток принадлежит к высокотревожному типу.

Ключевые слова: темперамент, личностная и ситуативная тревожность, психологическая защита, корреляционный анализ.

Обучение в вузе - явление весьма сложное и во многом зависит от типа личности студента, его умения адаптироваться [9]. Абитуриенты приходят из школы, где нарушения их здоровья в основном связывают со школьной дезадаптацией, обусловленной интенсивностью учебного процесса, слабым учетом индивидуальных особенностей учащихся, низким уровнем культуры здоровья школьников, невротическими расстройствами и т. д.

Поступив в вуз, студенты сталкиваются с проблемой переезда в другой город, оплаты учебы, с совершенно новыми для них способами организации процесса обучения. Меняется форма преподавания, большая роль отводится организации самостоятельной работы. Процесс адаптации к обучению в вузе зависит от индивидуально-психологических особенностей студента, в частности, от его темперамента и уровня тревожности [4].

Темперамент - это устойчивое объединение личностных особенностей, связанных с динамическими аспектами деятельности, определяющими индивидуальный характер протекания психических процессов, а именно: их скорость, темп, интенсивность, ритм.

Иными словами, это индивидуальные свойства, которые определяются природными особенностями человека [6].

На сегодняшний день выделяют четыре основных типа нервной системы:

1) сильный, неуравновешенный, подвижный (холерический);

2) сильный, уравновешенный, подвижный (сангвинический);

3) сильный, уравновешенный, инертный (флегматический);

4) слабый, неуравновешенный (меланхолический).

Хорошие результаты в учебе могут показывать студенты всех типов темперамента, но при этом они отличаются способом организации умственной деятельности. И поэтому при определении стратегии преподавателя в отношении студентов с различными свойствами темперамента необходимо руководствоваться следующими моментами.

- От студентов-холериков необходимо всегда требовать спокойных, продуманных ответов, воспитывать систематичность в выполнении учебных заданий.

- Работа со студентами-сангвиниками заключается в необходимости вырабатывать

у них привычку к ежедневному напряженному труду.

- У студентов-меланхоликов существенной проблемой является неуверенность в себе, излишняя застенчивость и робость. Этим студентам во время учебы необходима постоянная поддержка, активное вовлечение в работу на занятиях.

- Внимание студентов-флегматиков необходимо обращать на их излишнюю медлительность и безразличие. Воспитывать упорство и деловитость, поскольку при быстром темпе работы и отсутствии повторений они теряют нить рассуждений.

Студенты с различными типами темперамента неодинаково реагируют на критику. Так, например, замечание, высказанное в адрес сангвиника, первоначально вызывает у него чувство вины, а потом принятие требований преподавателя.

У холерика замечание преподавателя вызывает обиду, чувство несправедливости, а иногда даже влечет за собой конфликт с педагогом. Флегматик после замечания педагога медленно, но изменяет свое поведение. Меланхолик чаще всего не отвечает на критику, при повторном замечании он, с большой вероятностью, «уйдет в себя».

Эти индивидуальные особенности необходимо знать преподавателю для того, чтобы помогать студентам, поскольку от этого в значительной степени зависит восприимчивость студента к обучению.

Тревожность - это сложное, многоаспектное явление и проявляется склонностью личности к переживанию состояния тревоги. Существует два основных типа тревожности: личностная и ситуативная. Личностная тревожность - это психологическая черта, проявляющаяся в высокой предрасположенности переживать аффекты в разнообразных жизненных обстоятельствах, даже тогда, когда к этому нет объективных причин. Личностная тревожность, является генетически детерминированной и активизируется при восприятии ситуаций, которые, по мнению человека, несут ему определенную угрозу.

Ситуативная тревожность - это направленность человека рассматривать большое количество жизненных ситуаций в качестве угроз. Данное состояние может возникнуть у любого человека в преддверии возможных

неприятностей и жизненных осложнений.

Умеренный уровень личностной тревожности необходим и естественен, поскольку является сигналом для человека об опасности и заставляет его активно искать пути выхода из ситуации. Вместе с тем высокий уровень тревожности зачастую приводит к нарушению адаптации [3].

Психологическая защита - это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта [5].

Термин «защита» впервые появился в работах З. Фрейда, и, согласно его представлениям, механизмы защиты являются врожденными. Психологическая защита свойственна всем людям и направлена на сохранение стабильности личности. На первых этапах защитные реакции включаются неосознанно, только потом человек приходит к их осознанию. Механизмы психологической защиты, с одной стороны, помогают личности преодолеть внутренний конфликт и адаптироваться к сложившейся ситуации. С другой стороны, они способны давать и негативный эффект, когда человек применяет неадекватные способы защиты [6].

На сегодняшний день единой классификации психологической защиты не существует, тем не менее, наиболее часто на практике применяется модель защиты, которая была создана Р. Плутчиком в соавторстве с Г. Келлерманом и Х. Контом в 1989 г. В дальнейшем эта теория совершенствовалась. Методика позволяет определить степень выраженности защит по следующим шкалам.

Отрицание - самый ранний и наиболее простой механизм защиты, при котором личность закрывает глаза на реальное положение дел или не воспринимает информацию, которая тревожит и может привести к конфликту. Этот барьер не допускает в сознание негативных сведений и приводит к потере информации.

Проекция - когда человек приписывает собственные неприемлемые качества, чувства и желания другому человеку. Для проекции необходимо найти подходящего человека, на которого можно «повесить» не-

допустимые мысли и чувства.

Регрессия - примитивный способ реагирования, когда человек использует простые и привычные поведенческие стереотипы, которые были у него в раннем возрасте. Он стремится переложить свою ответственность на других людей.

Замещение - защита от травмирующей ситуации, при которой человек пытается снять стресс путем переноса агрессии с «недоступного» объекта на более «доступный» объект.

Вытеснение - наиболее универсальная форма психологической защиты, когда мысли, чувства, вызывающие тревогу, непроизвольно устраняются из сознания. Человек совершенно искренне не помнит тревожащее его событие.

Рационализация - способ защиты, посредством которого человек стремится дать морально приемлемое объяснение своим действиям, мыслям и чувствам для обеспечения внутреннего комфорта. Это позволяет человеку дать логически связанное и морально приемлемое объяснение поступкам и чувствам, подлинные мотивы которых остаются в тени.

Компенсация - самый поздний и сложный механизм защиты. Эта жизненная стратегия позволяет осознанно или неосознанно снижать напряжение при невозможности достигнуть какой-либо цели путем замены ее другой. В случае если затраты на компенсацию становятся неадекватными, то это уже называется гиперкомпенсация.

Каждая шкала имеет трехуровневое измерение.

К первому уровню относятся наиболее примитивные механизмы психологической защиты - отрицание, регрессия и вытеснение. К зрелым психологическим защитам относят компенсацию и рационализацию. К промежуточным защитам относят замещение и проекцию. Использование конструктивных защит значительно снижает риск возникновения внутреннего конфликта. Следует подчеркнуть, что человек, как правило, применяет несколько защитных стратегий для разрешения конфликта, но доминировать могут только отдельные [5; 12]. Таким образом, механизмы психологической защиты обеспечивают уменьшение тревоги, которая неизбежно возникает при осознании конфликта, определяя последующее поведе-

ние личности.

Цель нашего исследования - выявить взаимосвязи психологических защит с особенностями темперамента у студенток НГУЭУ

Для диагностики темперамента применяли опросник формально-динамических свойств индивидуальности В. М. Русалова [10]. Измеряли эргичность психомоторную (ЭРМ) и коммуникативную (ЭРК); пластичность психомоторную (ПМ) и коммуникативную (ПК); скорость психомоторную (СМ) и коммуникативную (СК), а также эмоциональность психомоторную (ЭМ) и коммуникативную (ЭК). После этого определяли индекс психомоторной активности (ИПА), который равен сумме баллов активностных шкал в психомоторной сфере.

Для определения уровня личностной и ситуативной тревожности была использована методика Ч. Д. Спилбергера в модификации Ю. Л. Ханина [2]. Этот тест позволяет путем бальной оценки получить представление о выраженности стресса. Результаты оценивали следующим образом: если студент набирал по шкале до 30 баллов, можно считать, что у него нет стрессового состояния. При 31-45 баллах регистрировалась умеренная тревожность. Уровень 45 баллов и выше свидетельствовал о высокой степени тревожности. Всего было исследовано 67 девушек первого курса обучения.

Обработка данных проведена с использованием методов математической статистики: проверки нормальности распределения, определения достоверности и значимости различий полученных результатов (^критерий Стьюдента). В ходе анализа было выявлено, что все шкалы в выборке отличаются от нормального распределения, поэтому для исследования корреляционного анализа данных был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Вычисления проведены с использованием компьютерного статистического пакета SSPS 20. В результате исследования были получены следующие результаты.

Значения показателей уровня личностной тревожности у респондентов распределились следующим образом: большее число студенток (56,5 %) имели высокий уровень личностной тревожности, доля студенток с умеренным уровнем составила 40 %, с низким уровнем личностной тревожности -

3,5 % студенток. Аналогичные результаты были получены и другими авторами [1; 3].

При оценке уровня ситуативной тревожности было выявлено, что у студенток доминировал умеренный уровень - 72,5 %. На долю студенток с высоким уровнем приходилось 12,5 %, с низким - 15,0 %.

В результате проведенного исследования первого этапа исследования по выявлению доминирующего типа темперамента у студенток были получены следующие соотношения: 20,6 % - холерический; 12,3 % -сангвинический; 4,5 % - флегматический; 0,7 % - меланхолический; 13,5 % - низкоэмоциональный тип; 48,4 % - высокоэмоциональный тип.

При исследовании результатов корреляционной матрицы было выявлено, что существуют достоверные связи между определенными шкалами темперамента и типами психологической защиты (табл. 1).

На втором этапе исследования мы выделили две группы студенток по критерию уровня личностной и ситуационной тревожности (умеренным и высоким). Выяснилось, что кор-

реляционная связь между индексом психомоторной активности (ИПА), проекцией и компенсацией с увеличением уровня тревожности становится значительно сильнее (табл. 2).

В литературе существуют довольно противоречивые данные по взаимосвязи темперамента и психологических защит. Одни авторы обращают внимание на то, что у холериков выражены такие виды защит, как вытеснение и рационализация, у сангвиников доминируют отрицание и рационализация, у флегматиков подавление, а у меланхоликов преобладает избегание [7]. Другие исследователи обнаружили, что у холериков преобладает регрессия и проекция, у сангвиников - отрицание и проекция, у флегматиков и меланхоликов - проекция [8].

В результате исследования нами было выявлено 7 существенных корреляционных связей между шкалами темперамента и психологическими защитами, три из которых относятся к психомоторной сфере, а четыре - к коммуникативной. При этом психологические защиты психомоторной сферы относятся к промежуточным и зрелым, в то время как большинство психологических за-

Таблица 1

Значимые коэффициенты корреляции шкал темперамента студенток НГУЭУ

Шкалы Отрицание Регрессия Проекция Замещение Компенсация

ИПА 0,467** 0,352*

ЭРМ 0,513**

СК 0,389*1

ЭК 0,514**2 0,505**

ПК 0,414*

Личностная тревожность

Показатели Уровень тревожности 31-45 Уровень тревожности более 45

Проекция Компенсация Проекция Компенсация

ИПА 0,393* 0,314* 0,567* 0,47*

Ситуативная тревожность

Показатели Уровень тревожности 31-45 Уровень тревожности более 45

Проекция Компенсация Проекция Компенсация

ИПА 0,38* 0,374* 0,62* 0,685*

Примечание: * Корреляция значима на уровне 0.05.

** Корреляция значима на уровне 0.01.

Таблица 2

Коэфффициенты корреляции шкал ИПА, проекцией и компенсацией студенток НГУЭУ

щит коммуникативной сферы принадлежат к примитивным.

На наш взгляд, этому можно дать два объяснения. Первое - возможно, что в этой группе существуют две подгруппы студенток с разными типами защит. Второй вариант - действительное сочетание таких защит в одном человеке, что, безусловно, будет препятствовать адаптации этих индивидуумов в социальной группе существуют две подгруппы студенток с разными типами защит. Второй вариант - действительное сочетание таких защит в одном человеке, что, безусловно, будет препятствовать адаптации этих индивидуумов в социальной среде. Поэтому результаты исследования позволяют

рекомендовать проведение психокоррекци-онной работы с данной группой студентов.

Таким образом, полученные нами результаты, во-первых, указывают на тесную взаимосвязь свойств типов темперамента и используемых механизмов психологической защиты. Поэтому студент, зная свои особенности темперамента, сможет научиться управлять собственными психологическими защитами. Во-вторых, часть студенток первого курса принадлежит к высокотревожному типу. Поэтому очень важно научить студентов владеть своими эмоциями, анализировать конфликтные ситуации и конструктивно их разрешать.

Библиографический список

1. Айзман Р. И., Лебедев А. В., Айзман Н. И., Рубанович В. Б. Психофизиологические и личностные особенности студентов первого курса педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 6. - С. 244-251.

2. Батаршев А. В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005. - С. 44-49.

3. Гладышев Ю. В. Гендерные особенности проявления тревожности у студентов // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики. - Липецк, 2014. - С. 145-148.

4. Гладышев Ю. В. Тревожность как показатель снижения адаптивности студентов к обучению в ВУЗе // Совет ректоров. - 2011. - № 9. -С. 54-56.

5. Головин С. Ю. Словарь психолога-практика. - Минск: Харвест, 2003. - 144 с.

6. Грановская Р. М. Психологическая защита. - М., 2007. - 480 с.

7. Котенева А. В. Защитные механизмы лич-

ности, гендер и тип темперамента // Наука и школа. - 2010. - № 4. - С. 105-109.

8. Кулева И. В. Особенности использования стилей поведения в конфликте и механизмов психологической защиты личности в зависимости от типа темперамента // Актуальные проблемы психологического знания. - 2015. - № 2. - С. 100-106.

9. Лебедев А. В., Галай И. А., Айзман Н. И., Айзман Р. И. Личностный потенциал студенток 1-го курса НГПУ // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 6. - С. 143-149.

10. Практикум по психодиагностике личности / под ред. Н. К. Ракович. - Минск, 2002. - 694 с.

11. Beckum K., Kim D., Kelly D. Affective temperaments and ego defense mechanisms associated with somatic symptom severity in a large sample // Journal of Affective Disorders. - 2013. -P. 481-489.

12. Plutchik R. Measuring emotions and their derivatives // Emotion: Theory, research, and experience: V. 4. San Diego, CA: Academic Press, 1989. - P. 1-35.

Поступила в редакцию 15.12.2015

Gladyshev Yuri Vladimirovich

Dr. Sci. (Medicin.), Prof. of the Department of labour Economics and Personnel Management of the Novosibirsk State University of Economics and Management, sir.yu-oskar2012@yandex.ru, Novosibirsk

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE SCALES OF TEMPERAMENT AND MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION STUDENTS NSUEM

Abstract. The article discusses temperament, anxiety (situational and personal) and psychological protection. For the assessment of temperament was used the questionnaire of V. M. Rusalova. To determine the level of personal and situational anxiety used methods CH. d. Spielberg-Kha-

_PSYCHOLOGICAL RESEARCHES_

nin Yu. L. A study of first-year students NSUEM showed that part of them already belongs to a highly anxious type. In the study of the results of the correlation matrix revealed that there are significant correlation between the individual scales of temperament and psychological types of protection. In the analysis of respondents according to the criterion of the level of personal and situational anxiety was discovered that the correlation between the index psychomotor activity projection and compensation with increasing levels of anxiety is becoming a significant stronger.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keyword: temperament, personality and situational anxiety, psychological defense, correlation analysis.

References

1. Aizman, R. I., Lebedev, A. V., Aizman, N. I., Rubanovich, V. B., 2013. Psihofiziologicheskie i lichnostnye osobennosti studentov pervogo kursa pedagogicheskogo vuza [Psychophysiological and personal characteristics of first-year students of pedagogical University]. Sibirskij pedagogicheskij zhur-nal [Siberian Pedagogical Journal], 6, pp. 244-251 (in Russ., abstr. in Eng.).

2. Batarshev, A. V. 2005. Bazovye psiho-logicheskie svojstva i samoopredelenie lichnosti: Prakticheskoe rukovodstvo po psihologicheskoj di-agnostike [Basic psychological characteristics and self-identity: a Practical guide to psychological diagnosis]. Saint Petersburg: Rech', pp. 44-49 (in Russ., abstr. in Eng.).

3. Gladyshev, Ju. V., 2014. Gendernye osobennosti projavlenija trevozhnosti u studentov [The gender-specific manifestations of anxiety in students]. Lipeck, pp. 145-148 (in Russ., abstr. in Eng.).

4. Gladyshev, Ju. V., 2011. Trevozhnost' kak pokazatel' snizhenija adaptivnosti studentov k obu-cheniju v vuze [Anxiety as an indicator of the decline of adaptability of students to study at the University]. Sovet rektorov [The Council of rectors], 9, pp. 54-56 (in Russ., abstr. in Eng.).

5. Golovin, S. Ju., 2003. Slovar' psihologa-prak-tika. 2-e izd. [The dictionary of the psychologist-practice. 2nd ed]. Minsk: Harvest, 144 p. (in Russ.).

6. Granovskaja, R. M., 2007. Psihologicheskaja zash-hita [Psychological defense]. Moscow, 480 p. (in Russ.).

7. Koteneva, A. V., 2010. Zashhitnye mehaniz-

my lichnosti, gender i tip temperamenta [Protective mechanisms of the person, gender and temperament type]. Nauka i shkola [Science and school], 4, pp. 105-109. (in Russ., abstr. in Eng.).

8. Kuleva, I. V., 2015. Osobennosti ispol'zovani-ja stilej povedenija v konflikte i mehanizmov psi-hologicheskoj zashhity lichnosti v zavisimosti ot tipa temperamenta [The features of the styles of behavior in conflict and mechanisms of psychological protection of the personality depending on the type of temperament]. Aktual'nye problemy psiho-logicheskogo znanija [Actual problems of psychological knowledge], 2, pp. 100-106 (in Russ., abstr. in Eng.).

9. Lebedev, A. V., Galaj, I. A., Aizman, N. I., Aizman, R. I., 2014. Lichnostnyj potencial studen-tok 1-go kursa NGPU [Personal potential of students of the 1st course of NSPU] // Sibirskij pedagog-icheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 6, pp.143-149 (in Russ., abstr. in Eng.).

10. Rakovich, N. K., ed., 2002. Praktikum po psihodiagnostike lichnosti [Workshop on psycho-diagnostics of personality]. Minsk, 694 p. (in Russ.).

11. Beckum, K., Kim, D., Kelly, D., 2013. Affective temperaments and ego defense mechanisms associated with somatic symptom severity in a large sample. Journal of Affective Disorders, pp. 481-489.

12. Plutchik, R., Kellerman, H., eds., 1989. Measuring emotions and their derivatives. Emotion: Theory, research, and experience: V. 4. San Diego, CA: Academic Press, pp. 1-35.

Submitted 15.12.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.