Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №2, Том 8 / 2020, No 2, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-2-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/72PSMN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Гладышев Ю.В. Особенности типов темперамента и корреляционных связей формально-динамических свойств у студенток НГУЭУ // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/72PSMN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Gladyshev Yu.V. (2020). Features of temperament types and correlations formal-dynamic properties of NSUU students. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/72PSMN220.pdf (in Russian)
УДК 19.00.01 ГРНТИ 15. 15.21
Гладышев Юрий Владимирович
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», Новосибирск, Россия
Профессор Доктор медицинских наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=718213
Особенности типов темперамента и корреляционных связей формально-динамических свойств у студенток НГУЭУ
Аннотация. Важность исследования темперамента определяется той ролью, которую он играет в профессиональной деятельности, адаптации, индивидуальном поведении человека. В связи с этим было проведено эмпирическое исследование с целью выявления типов темперамента и значимых корреляционных связей между формально-динамическими свойствами у студенток вуза. Для решения поставленной задачи использовался опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОФДСИ), с помощью которого выявляли - эргичность (степень активности общения человека с окружающими людьми и предметной средой); пластичность (скорость переключения с одной деятельности на другую); эмоциональность коммуникативную (эмоциональную чувствительность). В целом было исследовано девять параметров. Показано, что в данной выборке преобладают такие типы темперамента как «холерик» и «сангвиник». Установлено, что каждому типу темперамента присущи свои особенности корреляционных связей. В частности, у холериков эмоциональность коммуникативная характеризуется отсутствием значимых связей с другими шкалами темперамента, поэтому можно предположить, что эмоциональный компонент у этого типа темперамента является независимой величиной. У сангвиников отмечается самая сложная структура корреляционных связей, при этом наибольшее количество связей имеет скорость коммуникативная. Индекс коммуникативной активности имеет свои особенности связей с такими шкалами как: эргичность коммуникативная, пластичность коммуникативная и скорость психомоторная, в зависимости от типа темперамента. Был проведен анализ полученных данных. Результаты исследования позволят использовать их в психодиагностической работе для более точного определения типа темперамента и психокоррекционной работе со студентами.
Ключевые слова: темперамент; формально-динамические свойства; опросник Русалова; корреляционный анализ; корреляционные плеяды
В настоящее время актуальным остается изучение темперамента и его свойств как одной из важнейших характеристик личности человека. Современная экономика требует максимальной занятости в процессе труда. Женщина, в этом случае, не является исключением. В современном мире для нее все большую значимость приобретают традиционно мужские профессии, требующие хорошего образования и достаточной подготовленности, а значит одновременно проявления чисто мужских качеств. Это означает, что такое свойство темперамента как эмоциональность (чувствительность), в большей мере выраженное у «слабого пола», не является приоритетным при выборе большинства престижных профессий, где необходимы выдержка, напористость, агрессивность и т. д.
Из этого следует, что уже на начальных этапах профессионального самоопределения важно изучение свойств психики в юношеском возрасте, в частности, исследование темперамента и его свойств. При этом необходимо обращать внимание на то, что имеют место гендерные различия в этой возрастной группе, которые обнаруживаются в степени выраженности того или иного свойства темперамента, в нашем случае - у девушек, в разных условиях деятельности.
Все вышеизложенное и явилось основанием для проведения данного исследования, которое позволит в дальнейшем разработать методы психокоррекционной работы со студентами.
Исследование индивидуально-типологических особенностей человека до настоящего времени остается одной из сложных задач психологии и психофизиологии, несмотря на большой объем информации по этой теме [1-4]. Пожалуй, единственное, что признают все исследователи - это то, что темперамент представляет собой биологический фундамент личности. Эта психодинамическая черта личности, обуславливает ее психическую, моторную и эмоциональную активность. В целом, зная темперамент человека, можно предвидеть его поведение в различных ситуациях.
Первые исследования в этой области были проведены древнегреческими врачами Гиппократом и Галеном, которые сформулировали само понятие темперамента, и соответственно выделили четыре типа (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик). Но, понятно, что рассматривали они темперамент с высоты знаний своего времени, т. е. в чистом физиологическом понимании.
И только в 20 веке академиком И.П. Павловым была предложена классификация темперамента, которая была основана на различиях в фундаментальных свойствах нервной системы:
• сила - слабость;
• уравновешенность - неуравновешенность;
• подвижность - инертность.
Таким образом, темперамент - это устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не с содержательными аспектами деятельности, т. е. индивидуальные свойства, которые в наибольшей мере зависят от природных способностей человека [5].
Различные сочетания выше перечисленных свойств образуют основных четыре типа нервной системы. Первый - сильный, неуравновешенный - холерик. У таких индивидуумов
преобладают процессы возбуждения, они подвержены бурным эмоциям, цикличности настроения, повышенной конфликтности. При этом они часто выступают лидерами в своем коллективе. Второй тип - сильный, уравновешенный с подвижной нервной системой -сангвиник. Его отличает высокая активность, работоспособность, общительность, приспособляемость к новым условиям. Третий тип - с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой - флегматик. Их чувства и эмоции отличаются постоянством. Им тяжело переключаться с одной работы на другую, они с трудом адаптируются к новым обстоятельствам. Такие люди не предрасположены к конфликтному поведению. Первые три типа - сильные. Последний, четвертый тип - характеризуется слабостью процессов торможения и возбуждения, с повышенной чувствительностью - меланхолик. Это крайне ранимые люди, быстро утомляются. У них очень высокий уровень тревожности.
Взяв за основу концепцию системной организации деятельности мозга П.К. Анохина, В.М. Русалов создал опросник структуры темперамента, куда вошли такие параметры как: социальная эргичность, социальная пластичность, социальный темп, социальная эмоциональность, предметная эргичность, предметная пластичность, предметный темп, предметная эмоциональность [6].
• эргичность (степень активности общения человека с окружающими людьми и предметной средой);
• пластичность (скорость переключения с одной деятельности на другую);
• темп (скорость протекания психических реакций и процессов);
• эмоциональная чувствительность.
Методика позволяет наиболее полно и точно оценивать, как отдельные свойства, так и устойчивые структуры (типы, индексы), отражающие степень их объединения в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах поведения индивида.
По мнению В.М. Русалова, основные отличия темперамента от других индивидуальных особенностей состоят в следующем:
• он не зависит от содержания деятельности и поведения, т. е. отображает формальный аспект деятельности и поведения;
• характеризует меру энергетического напряжения и отношения человека к окружающему миру, людям, к деятельности;
• выражается во всех сферах деятельности;
• проявляется в раннем детстве и постоянен в течение всей жизни человека;
• высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т. д.);
• генетически обусловлен.
Хотя количество работ, посвященных исследованию темперамента довольно много, тем не менее, полученные данные по этому вопросу достаточно противоречивы. Это определяется в первую очередь, тем, что большинство авторов использует опросник Айзенка, который дает грубое разделение типов темперамента только на четыре типа. При этом, одна часть авторов (не учитывая гендерные различия) утверждает, что среди студентов преобладают меланхолики и флегматики [7], другая, что доминируют холерики и флегматики [8]. Исследований, посвященных изучению корреляционных связей между свойствами темперамента крайне мало,
при этом авторы анализируют корреляционные плеяды в целом у мужчин и женщин, без подразделения на типы [9].
В этой связи, нами была предпринята попытка, установления на основе данного исследования множественных и неоднозначных корреляционных связей между показателями отдельных свойств, устойчивых структур темперамента, которые так или иначе представлены в поведении и деятельности того или иного человека.
Проведенное исследование, позволило получить данные о корреляционных связях между показателями свойств, устойчивых структур темперамента, затрагивающих коммуникативный, психомоторный и интеллектуальный компонент поведения и деятельности человека.
Теоретическая значимость статьи состоит:
• в проведении историко-теоретического анализа взглядов на проблемы изучения темперамента и его формально-динамических свойств;
• возможности влияния свойства темперамента в зависимости от степени его выраженности на успешность современной профессиональной деятельности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты позволят прогнозировать правильность выбора профессии, дальнейшую ее успешность, а также могут быть положены в основу психокоррекционной работы со студентами.
Цель исследования состояла в изучении особенностей темперамента и значимых корреляционных связей (р > 3), достоверность (р < 0,05) между свойствами темперамента девушек 1-го курса Новосибирского государственного университета экономики и управления (НАРХОЗ).
Материалы и методы исследования
Для экспериментального исследования нами был использован опросник ОФДСИ, разработанный В.М. Русаловым [10]. Методика позволяет выявить следующие формально-динамические свойства: ЭРМ - эргичность психомоторную; ЭРК - эргичность коммуникативную; ПМ - пластичность психомоторную; ПК - пластичность коммуникативную; СМ - скорость психомоторную; СК - скорость коммуникативную; ЭК -эмоциональность коммуникативную (эмоциональная чувствительность). Затем рассчитывали индексы формально-динамических свойств студентов: индекс психомоторной активности (ИПА = ЭРМ + ПМ + СМ), равный сумме баллов активностных шкал психомоторной сферы; индекс коммуникативной активности (ИКА = ЭРК + ПК + СК) равный сумме баллов активностных шкал в коммуникативной сфере. В конечном итоге на основании индексов ИПА и ЭК выделяли варианты типов темперамента: (1) холерик; (2) сангвиник; (3) флегматик; (4) меланхолик. Объем выборочной совокупности составил 347 девушек.
Математическая обработка данных была проведена с использованием методов математической статистики: проверки нормальности распределения (х2), определения достоверности и значимости различий полученных результатов (Т-критерий Стьюдента). В ходе анализа было выявлено, что все шкалы в выборке не отличаются от нормального распределения, поэтому для исследования корреляционного анализа данных был использован коэффициент ранговой корреляции Пирсона. Вычисления проведены с использованием компьютерного статистического пакета SSPS 20.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенные исследования позволили дифференцировать тип темперамента, присущий студенткам (табл. 1).
Таблица 1
Соотношение типов темперамента у девушек
Тип темперамента Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик Смешанный
% 19,0 18,7 4,9 12,1 45,3
В результате проведения корреляционного анализа были обнаружены как прямые, так и обратные корреляционные связи между формально-динамическими свойствами темперамента.
Примечание: параметры свойств темперамента: ИКА - индекс коммуникативной активности; ИПА - индекс психомоторной активности; ЭК - эмоциональность коммуникативная; СК - скорость коммуникативная; СМ - скорость психомоторная; ПК - пластичность коммуникативная; ПМ - пластичность психомоторная; ЭРК - эргичность коммуникативная; ЭРМ - эргичность психомоторная. Линия со стрелкой - положительная связь. Пунктирная линия - отрицательная связь
Рисунок 1. Структура корреляционных плеяд у девушек - холериков (составлено автором)
У холериков выявлено три высокие корреляции между индексом коммуникативной активности (ИКА) и шкалами ПК и СК - это свидетельствует, что именно пластичность коммуникативная и скорость психомоторная определяют уровень ИКА; индексом психомоторной активности (ИПА) и шкалой ЭРМ, соответственно эргичность психомоторная определяет психомоторную активность. Две средних корреляционных связи между индексом коммуникативной активности (ИКА) и шкалой ЭРК; индексом психомоторной активности (ИПА) и шкалой СМ. Три слабые корреляционные связи между скоростью психомоторной (СМ) и шкалой ПМ (отрицательная), пластичностью коммуникативной (ПК) и шкалами ЭРМ и ЭРК. Выявлено 8 связей между шкалами, из них 1 отрицательная (высоких - 3, средних - 2, слабых - 3). Зафиксированы две положительных корреляции между психомоторной и коммуникативной сферами. Кроме того, в этом типе темперамента обращает на себя внимание отсутствие каких-либо значимых связей шкал темперамента с эмоциональностью коммуникативной (ЭК). Это говорит о том, что эмоциональный компонент в этой группе является независимой величиной. В целом выявлено 8 связей между шкалами, из них 1 отрицательная.
https:// mir-nauki. com
Примечание: параметры свойств темперамента: ИКА - индекс коммуникативной активности; ИПА - индекс психомоторной активности; ЭК - эмоциональность коммуникативная; СК - скорость коммуникативная; СМ - скорость психомоторная; ПК - пластичность коммуникативная; ПМ - пластичность психомоторная; ЭРК - эргичность коммуникативная; ЭРМ - эргичность психомоторная. Линия со стрелкой - положительная связь. Линия без стрелки - отрицательная связь
Рисунок 2. Структура корреляционных плеяд у девушек - сангвиников (составлено автором)
У сангвиников, в сравнении с холериками, выявлены дополнительно 7 корреляционных связей между эмоциональностью коммуникативной (ЭК) и шкалами СМ, СК и ИКА (отрицательные); скоростью коммуникативной (СК) и шкалами ЭРК, ПК и ИПА; пластичностью психомоторной (ПМ) и шкалой ЭРМ (отрицательная). В целом, выявлено 15 связей между шкалами, из них 4 отрицательных (высоких - 3, средних - 6, слабых - 6).
Исходя из коррелограммы, можно сделать следующие выводы, во-первых, у девушек-сангвиников наблюдается максимальное количество корреляций между шкалами темперамента, во-вторых, наибольшее количество связей отмечается между скоростью коммуникативной (СК) и шкалами темперамента. Установлена одна положительная связь между психомоторной и коммуникативной сферами и три корреляции (все отрицательные) между эмоциональной чувствительностью и коммуникативной сферой. В целом обнаружено 15 связей между шкалами, из них 4 отрицательных.
Примечание: параметры свойств темперамента: ИКА - индекс коммуникативной активности; ИПА - индекс психомоторной активности; ЭК - эмоциональность коммуникативная; СК - скорость коммуникативная; СМ - скорость психомоторная; ПК - пластичность коммуникативная; ПМ - пластичность психомоторная; ЭРК - эргичность коммуникативная; ЭРМ - эргичность психомоторная. Линия со стрелкой - положительная связь. Линия без стрелки - отрицательная связь
Рисунок 3. Структура корреляционных плеяд у девушек - меланхоликов (составлено автором)
72PSMN220
У меланхоликов результаты очень схожие с холериками и сангвиниками. Вместе с тем, у них выявлены дополнительные корреляционные связи между индексом психомоторной активности (ИПА) и шкалой ПМ; эмоциональностью коммуникативной (ЭК) и шкалой ПК. В целом, выявлено 9 положительных связей между шкалами (высоких - 3, средних - 2, слабых -4). Выявлено по одной положительной корреляционные связи между психомоторной и коммуникативной сферами и эмоциональной чувствительностью и коммуникативной сферой. В целом обнаружено 9 положительных связей между шкалами.
Примечание: параметры свойств темперамента: ИКА - индекс коммуникативной активности; ИПА - индекс психомоторной активности; ЭК - эмоциональность коммуникативная; СК - скорость коммуникативная; СМ - скорость психомоторная; ПК - пластичность коммуникативная; ПМ - пластичность психомоторная; ЭРК - эргичность коммуникативная; ЭРМ - эргичность психомоторная. Линия со стрелкой - положительная связь. Линия без стрелки - отрицательная связь. У девушек-флегматиков полученные результаты очень схожи с сангвиниками, но при этом появляется одна корреляционная связь, которая отсутствует у других типов темперамента - между эргичностью психомоторной (ЭРМ) и шкалой СМ. Количество корреляционных связей у девушек-флегматиков составило -11, из них 2 отрицательных (высоких - 4, средних - 3, слабых - 4). Обнаружено две положительных корреляции между эмоциональной чувствительностью и психомоторной сферами В целом обнаружено 12 связей, из них 10 положительных и 2 отрицательных
Рисунок 4. Структура корреляционных плеяд у девушек - флегматиков (составлено автором)
Известно, что целью корреляционного анализа является получение статистической взаимосвязи между переменными. Наличие корреляции означает, что изменение в значении одного параметра приведет к корректировке другого параметра, при этом следует отметить, что наличие даже высокой корреляционной связи не означает наличие причинной зависимости между переменными [11].
Для более полного понимания взаимосвязей между сферами темперамента была составлена таблица (табл. 2).
Таблица 2
Взаимосвязи между различными сферами у девушек
——^^^ тип сферы — холерики сангвиники меланхолики флегматики
П/М и К/ сфера ++ + + 0
Э/Ч и К/сфера 0 --- + ++
Э/Ч и П/М сфера 0 0 0 0
Примечание: П/М - психомоторная сфера; К/сфера - коммуникативная сфера; Э/Ч -эмоциональная чувствительность; + - положительная связь; - отрицательная связь; 0 - связь отсутствует
Полученные данные у всех типов темперамента по шкалам ИКА и ИПА были также сведены в таблицу (табл. 3).
Таблица 3
Взаимосвязи между шкалами темперамента у девушек
Коэффициент корреляции ИКА/ЭРК ИКА/ПК ИКА/СК
Холерики 0,65 0,71 0,70
Сангвиники 0,87 0,83 0,87
Меланхолики 0,86 0,67 0,62
Флегматики 0,89 0,85 0,86
Коэффициент корреляции ИПА/ЭРМ ИПА/СМ ИПА/ПМ
Холерики 0,70 0,55 -
Сангвиники 0,62 0,51 -
Меланхолики 0,70 0,52 0,46
Флегматики 0,72 0,61 0,43
На основании данных таблиц можно говорить о том, что максимальные значения корреляции у сангвиников, меланхоликов и флегматиков отмечаются между индексом коммуникативной активности (ИКА) и шкалой ЭРК. У сангвиников и флегматиков наиболее выраженные корреляционные связи выявляются между шкалами ИКА и ПК, ИКА и СК.
Минимальные корреляции между шкалой ИПА и шкалой ПМ выявлены у всех типов темперамента, причем у холериков и сангвиников связь находится на статистически крайне низком уровне.
Выводы
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
• «Чистые» типы темперамента у девушек составили 54,7 % от всей выборки, при этом преобладают такие типы темперамента как «холерик» (19,0 %) и «сангвиник» (18,7 %).
• У девушек-холериков шкала эмоциональность коммуникативная (ЭК) не имеет значимых связей с другими шкалами темперамента, что говорит, о том, что эмоциональный компонент у этого типа темперамента является независимой величиной.
• Эмоциональность коммуникативная (ЭК) у всех типов темперамента, за исключение меланхоликов, отрицательно коррелирует с другими шкалами. Наибольшее количество отрицательных связей у ЭК отмечается у сангвиников.
• Самая сложная структура корреляционных плеяд наблюдается у девушек -сангвиников, при этом наибольшее количество корреляций имеет скорость коммуникативная (СК).
• Выявлены корреляции между различными сферами: максимальное количество корреляционных связей (шесть) отмечается между эмоциональной чувствительностью и коммуникативной сферой, а между эмоциональной чувствительностью и психомоторной сферой связи отсутствуют.
• Максимальные корреляции у сангвиников, меланхоликов и флегматиков отмечаются между индексом коммуникативной активности (ИКА) и шкалой ЭРК.
У сангвиников и флегматиков наиболее выраженные корреляционные связи выявляются между шкалами ИКА и ПК, ИКА и СК.
Установлено, что анализ корреляционных связей между показателями свойств, устойчивых структур темперамента, затрагивающих коммуникативный, психомоторный и интеллектуальный компонент поведения и деятельности человека, не позволяет, в данном случае, до конца раскрыть всей полноты характеристик такого образования индивидуальности как темперамент. Необходима дополнительная проработка других подходов и методологических инструментариев в рамках дальнейших исследований.
Полученные данные могут иметь практическую значимость и применены в психокоррекционной работе со студентами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. Пермь: ПСИ, 2007. 276 с.
2. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды / под. Ред. Б.Ф. Ломова; Акад. пед. наук ССР. М.: Педагогика, 1990. 403 с.
3. Овчинников Б.В. Типы темперамента в практической психологии. Санкт-Петербург.: Речь, 2013. 281 с.
4. Айзенк Г. Структура личности. М.: КСП+; СПб., Ювента, 1999. 463 с.
5. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд. перераб. и доп. Мн.: Харвест, 2001. 976 с.
6. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий: автореф. монографии ... докт. психол. наук. М., 1980. 42 с.
7. Сысоева Л.А., Корогодина Ю.С., Баздарева О.А. Влияние темперамента на показатели психоэмоционального состояния студентов - старшекурсников // ОГУ имени И.С. Тургенева. Россия, Орел. Наука России. Цели и задачи: Сборник научных трудов по материалам XV международной научной конференции. 2019. С. 43-46.
8. Парамонова Ю.А., Шишкина А.В. Особенности экстравертированности, нейротизма и типа темперамента старшеклассников // Наука через призму времени. 2019. № 2 (23). С. 109-111.
9. Савченков Ю.И., Шилов С.Н. Внешние и внутренние факторы изменчивости свойств темперамента: монография. 2-е, изд., доп. Красноярск.: КГПУ 2019. 264 с.
10. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности: метод. пособие. Российская акад. наук, ин-т психологии. Москва: Изд-во АО «Диалог-МГУ», 1997. 50 с.
11. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб., Речь. 2004. - 392 с.
Gladyshev Yuri Vladimirovich
Novosibirsk state university of economics and management, Novosibirsk, Russia
E-mail: [email protected]
Features of temperament types and correlations formal-dynamic properties of NSUU students
Abstract. The importance of studying temperament is determined by the role it plays in professional activity, adaptation, and individual behavior. In this regard, an empirical study was conducted to identify the types of temperament and significant correlations between formal and dynamic properties of University students. To solve this problem, we used a questionnaire on the structure of temperament of V.M. Rusalov (OFDSI), which revealed ergicity (the degree of activity of a person's communication with other people and the subject environment); plasticity (speed of switching from one activity to another); emotional communication (emotional sensitivity). In total, nine parameters were studied. It is shown that such types of temperament as "choleric" and "sanguine" prevail in this sample. It is established that each type of temperament has its own peculiarities of correlations. In particular, in choleric emotional communication is characterized by the absence of significant connections with other scales of temperament, so we can assume that the emotional component of this type of temperament is an independent value. Sanguine people have the most complex structure of correlations, with the highest number of connections having the speed of communication. The index of communicative activity has its own characteristics of relations with such scales as: communicative ergicity, communicative plasticity and psychomotor speed, depending on the type of temperament. The obtained data is discussed. The results of the study will allow them to be used in psychodiagnostic work to more accurately determine the type of temperament and psychocorrective work with students.
Keywords: temperament; formal-dynamic properties; Rusalov's questionnaire; correlation analysis; correlation Pleiades