УДК 378.0
КРУЧИНА Ольга Николаевна Керченский государственный морской технологический университет г. Керчь, Россия [email protected]
МИХАЙЛОВА Алла Григорьевна
Севастопольский государственный университет
г. Севастополь, Россия
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-147-154
Olga N. KRUCHINA Kerch State Maritime Technological University
Kerch, Russia [email protected]
Alla G. MIKHAYLOVA Sevastopol State University Sevastopol, Russia [email protected]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ «РАДИОТЕХНИКА» И «СУДОВОЖДЕНИЕ»)
Автор исследует одну из проблем современного образования - формирование коммуникативных умений у будущих специалистов в рамках повышения качества высшего образования. Актуальность данного исследования определяется существующей общественной и образовательной потребностью в специалистах с коммуникативными умениями, готовыми к предстоящей профессиональной деятельности, и поиском педагогических условий их эффективного формирования в образовательном процессе вуза. Проведен анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 11.03.01 - Радиотехника (квалификация «бакалавр»), по специальности 210601 Радиоэлектронные системы и комплексы (квалификация «специалист») и по специальности 26.05.05 Судовождение (уровень специа-литета), который показал, что среди необходимых умений занимает важное место владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного. Поэтому целью данной статьи является теоретическое обоснование необходимости внедрения инновационных технологий обучения иностранному языку будущих инженеров в вузе для повышения уровня сформированное™ коммуникативной компетенции у студентов. Выделены основные задачи формирования коммуникативных умений у будущих специалистов. Рассмотрены инновационные технологии эффективного формирования коммуникативных умений у студентов. Сделан вывод: необходимы инновационные образовательные технологии для формирования коммуникативных умений у будущих специалистов, которые позволят решить противоречие между потребностью общества в компетентных специалистах, готовых к применению коммуникативных умений для решения профессиональных задач, и фактическим уровнем готовности выпускников вузов к выполнению своих профессиональных функций.
Ключевые слова: инженер, судоводитель, инновационные технологии, иностранный язык, коммуникативная компетенция, творческое решение, коммуникативные умения, смешанное обучение, деловое общение
EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF FUTURE SPECIALISTS (ON THE EXAMPLE OF "RADIO ENGINEERING" AND "NAVIGATION" SPECIALTIES)
The author explores one of the problems of modern education - the formation of communicative skills of future specialists in order to improve the quality of higher education. The relevance of this study is determined by the existing social and educational demand for specialists with communication skills, ready for future professional activity and the search of pedagogical conditions of effective formation in the educational process of the university. The analysis of Federal State Educational Standard of higher education in the direction of training 11.03.01 of radio engineering (qualification "bachelor"), the direction 210601 of radio-electronic systems and complexes (qualification "specialist") and the direction 26.05.05 Navigation (specialty)" which showed that among the necessary skills is the mastering one of the foreign languages at level not below the colloquial. Therefore, the purpose of this article is theoretical substantiation of necessity of introduction of innovative technologies of foreign language teaching future engineers at the university to improve the level of formation of communicative competence of students. The main objectives of formation of communicative skills of future specialists are considered. Innovative technologies for the effective formation of communicative skills of students are stated. It is concluded that the essential concept of formation of professionally-creative abilities of future specialists, which will allow to solve the contradiction between society's need for competent specialists, ready to use professional and creative skills to solve professional tasks and actual level of readiness of graduates of higher education to perform their professional functions.
Keywords: engineer, navigator, innovative technologies, foreign language, communicative competence, creativity, communication skills, blended learning, business communication
Постановка проблемы. В условиях повышения качества образования, модернизации системы высшего образования современному специалисту недостаточно быть компетентным только в своей профессиональной деятельности, он должен уметь вырабаты-
вать свою собственную стратегию и тактику, быть готовым к реализации различных идей [1]. Особенно важным считаем владение будущим специалистом одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного как средством делового общения [2; 3; 4].
В настоящее время высшая школа Российской Федерации претерпевает серьезные преобразования. Активизирована попытка модификации традиционных форм обучения. «К благоприятным факторам в этом направлении можно отнести: тотальную информатизацию общества; внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс; переход к личностной парадигме в образовании; широкое распространение онлайн курсов MOOC, предполагающее открытый доступ каждого обучающегося к учебным материалам через Интернет и др.» [5, с. 218].
В рамках повышения качества высшего образования и «модернизации системы профессионального образования должен быть обеспечен переход к использованию современных методов и технологий обучения, направленных на непрерывное развитие и дальнейшее совершенствование творческого мышления, навыков и мотивации, выявления и постановки проблем, создания нового знания, направленного на их решение, поиска и обработки информации» [6, с. 208].
Изучение иностранного языка становится сегодня особенно актуальным в рамках программы «Глобальное образование» - обучение в лучших зарубежных вузах по направлению инженерии, которая была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2014 года № 568. Программа направлена на сохранение и приумножение научных, педагогических, медицинских и инженерных кадров, управленческих кадров в социальной сфере, а также на поддержку граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации, и их последующее трудоустройство. Получить стипендию «Глобальное образование» можно только для обучения в иностранной магистратуре или аспирантуре. Именно постдипломное образование за рубежом отличается очень высоким качеством и позволяет довести до совершенства навыки, полученные на уровне бакалавриата. При этом большинство вузов, участвующих в программе, не отличаются высокими требованиями к абитуриентам. Для поступления в 80% университетов из списка достаточно иметь средний балл около 4.0 из 5 и владеть языком обучения (в большинстве случаев английским) на уровне Upper-Intermediate (пороговый продвинутый уровень).
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 11.03.01 - Радиотехника (квалификация «бакалавр»), по специальности 210601 Радиоэлектронные системы и комплексы (квалификация «специалист») и по специальности 26.05.05 Судовождение (уровень специалитета) показал, что среди необходимых умений выделяются следующие:
- способность владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14) [2];
- способность владеть одним из иностранных языков как средством делового общения (ОК-14) [3];
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13)
[3];
- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-6) [4];
- готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2) [4];
- владение английским языком в объеме, необходимом для выполнения своих функциональных обязанностей (ПК-18) [4].
Важность данных способностей подтверждается требованиями профессиональных организаций ряда европейских стран под руководством FEANI к профессиональным и личностным компетенциям выпускников [7].
Таким образом, актуальность данного исследования определяется существующей общественной и образовательной потребностью в инженерах с коммуникативными умениями, готовыми к предстоящей профессиональной деятельности, и поиском педагогических условий эффективного формирования коммуникативных умений у студентов в образовательном процессе вуза.
Ускорение социально-экономического прогресса оказывает решающее воздействие на материальную и на духовную стороны жизни государства в целом и каждой отдельной личности, что потребовало разработки инновационных подходов к учебному процессу в вузе [6].
Анализ последних публикаций и исследований, выделение нерешенной части проблемы. Проблемы развития личности в техническом образовании освещены в работах С.С. Акимова, Э.А. Горбатюк, В.Г. Горохова, М.А. Дмитриевой, Н.И. Иванова, О.А. Игнатюк, С.Е. Моторной, Л.А. Шиленко и др. Педагогические аспекты развития творческой активности студентов при изучении иностранного языка рассматривали Э.Ю. Мизюрова, В.П. Беспалько, М.Н. Скаткина, С.Г. Тер-Минасова и др. Вопрос об иностранных языках в контексте непрерывного образования изучали И.К. Войтович, Д.А. Ба-лезин и др. Роль иностранного языка в формировании профессиональной мобильности выпускников вуза рассматривали Е.А. Шамело, И.И. Халеева, С. Г. Агапова и др.
Проблемно-проектный подход в языковом образовании на неязыковых факультетах педагогических вузов исследовал В.Ф. Аитов и др. Формирование готовности будущих инженеров к работе с иноязычными источниками научно-технической информации рассматривал А.П. Васильев. Проблему формирования профессионально-иноязычной компетентности будущих специалистов как составной части их профессиональной компетентности исследовали Г.А. Кручинина, Е.Б. Михайлова.
Проведя анализ текущего состояния высшего образования, пришли к выводу, что уровень сформированности коммуникативной компетенции, то есть умение соотносить языковые средства с конкретными целями, ситуациями и задачами речевого общения, у студентов-будущих инженеров низкий.
Целью статьи является теоретическое обоснование необходимости внедрения инновационных технологий обучения иностранному языку будущих инженеров в вузе для повышения уровня сформированности коммуникативных умений у студентов. В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
1) определить роль иностранного языка в будущей профессиональной деятельности инженера как средства делового общения;
2) рассмотреть инновационные технологии, позволяющие повысить уровень сформированности коммуникативной компетенции у студентов в контексте реализации требований ФГОС ВО и повышения качества образования.
Изложение основного материала исследования. Перед Российской Федерацией стоят глобальные задачи, которые связаны с ее интеграцией в мировое экономическое пространство, повышением конкурентоспособности будущих специалистов на рынке труда. В Национальной доктрине инженерного образования Российской Федерации [8] основным направлением развития инженерного образования обозначено включение в активную творческую деятельность, а также создание целеориентированных форм обучения. Как отмечает Ю.П. Похолков, выпускники вузов должны не только обладать профессиональными компетенциями, но и уметь эффективно реализовывать эти компетенции в профессиональной деятельности [9]. Происходит поворот образования к сфере освоения способов коммуникативной культуры [10; 11].
Целью освоения дисциплины «Иностранный язык» является обучение студентов активному владению иностранным языком в сфере профессиональной деятельности инженеров и формирование у них способности и готовности к межкультурному общению, что обусловливается коммуникативной направленностью дисциплины и компетент-ностным подходом к организации обучения. Достижение этой цели обеспечивается формированием общекультурных компетенций, заложенных в ФГОС ВО, и совершенствова-
нием коммуникативных компетенций: языковой, речевой, социокультурной и учебно-познавательной, которые являются неотъемлемыми по сути при обучении иностранным языкам. Основной целью является повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования.
Современный подход к преподаванию иностранного языка, как при очной, так и заочной формах обучения, заключается в построении его на технологической основе, напрямую связанной с педагогическими и методическими принципами, а именно: принципом коммуникативной направленности курса «Иностранный язык», принципом культурной и педагогической целесообразности, принципом интеграции знаний из различных предметных дисциплин, принципом нелинейности и принципом автономии обучающегося [12].
В основе обучения курсу «Иностранный язык» лежат следующие образовательные технологии:
- технология интерактивного обучения, обеспечивающая формирование и развитие коммуникативных умений (работа в парах, мозговой штурм, тренинги, работа в малых группах на занятиях и самостоятельно через Интернет);
- личностно-ориентированные технологии (дифференцированные задания, разноуровневые тесты с различной степенью сложности текстов, разработка индивидуальных маршрутов);
- модульно-блочные технологии (организация учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе, на основе концепции модульного подхода к обучению);
- информационно-коммуникативные технологии (использование аутентичных видео- и аудиопрограмм, видеоконференции и т.д.);
- интегральные технологии (проблемный метод, моделирование ситуаций, разнообразные задания, ориентированные на профессию, работа в парах и мини-группах);
- проектные технологии (индивидуальные, групповые, презентации, выступления на конференциях на иностранном языке);
- метод анализа реальных ситуаций (кейс-стадии) (кейс - текст с вопросами для обсуждения; приложения с подборкой различной информации, передающей общий контекст кейса) [12];
- языковой портфель, или портфолио, служит для оценки уровня компетенции в области иностранных языков и может выполнять функции стартовой оценки уровня достижений, рубежного и промежуточного контроля. Основная задача создания портфолио - вовлечение в осмысление результатов обучения и постановку целей дальнейшего развития в определенной предметной области (бланки оценки, онлайн оболочки для размещения на веб-сайтах).
Инновационные педагогические технологии обеспечивают самостоятельность экспериментально-исследовательской направленности обучения. Использование инновационных технологий в процессе проведения практических занятий курса «Иностранный язык» реализует основной принцип коммуникативного практикума - создание благоприятных условий для свободной творческой реализации навыков речевого профессионального общения и поиска творческого нестандартного подхода к решению проблемы [12]. В соответствии с этим принципом используются различные педагогические технологии. Активно в образовательный процесс включаются ролевые игры и коммуникативно-профессиональные тренинги. Синтез двух техник («тренинга» и «игры») позволяет решать ряд важных задач по коммуникативной адаптации будущих специалистов, таких как: фонематическая постановка речи; автоматизация нормированности речи; методологическая и практическая ориентация в области исследовательской деятельности, в том
числе и аналитической; развитие стилистического «чутья»; создание личностных творческих (креативных) мотиваций; расширение мировоззренческой базы.
Коммуникативно-тренинговая игра - инновационная педагогическая технология, направленная на моделирование конкретных коммуникативных ситуаций и позволяющая студентам не только отрабатывать на практике полученные теоретические знания, но и учиться адаптироваться в обозначенном контексте (не всегда позитивном), а также проводить анализ речевого и невербального поведения участников игры.
Текстовые аутентичные материалы на иностранном языке должны сопровождаться наглядными иллюстрациями и различными видами коммуникативных упражнений. Система упражнений включает в себя упражнения, направленные: на развитие навыков различных видов чтения; усвоение специальной лексики по профессиональному направлению; формирование навыков профессиональной устной речи (диалогической и монологической) [13].
Современным универсальным способом образования, которое комбинирует в себе технологии традиционного и электронного обучения и отвечает индивидуальным требованиям студентов, является смешанное обучение [5]. «Важнейшим отличием смешанного обучения от традиционной обучающей модели является использование комбинации форм обучения в реальном и виртуальном образовательном пространстве, комбинации традиционных методов обучения с технологиями электронного обучения» [5, с. 220].
Выводы. Таким образом, проведенный анализ профессионального состояния высшего образования показал, что уровень сформированности коммуникативных умений у студентов недостаточный, что требует применения инновационных технологий в процессе изучения иностранного языка. Необходимы такие технологии, которые позволяют решить противоречие между потребностью общества в компетентных инженерах, готовых к применению коммуникативных умений для решения профессиональных задач, и фактическим уровнем готовности выпускников вузов к выполнению своих основных профессиональных функций.
Заключение. Предложенные нами технологии позволяют сформировать коммуникативные умения, являющиеся необходимым условием конкурентоспособности специалиста. Инновационные технологии обеспечивают самостоятельность экспериментально-исследовательской направленности обучения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Михайлова А.Г. Духовно-нравственный компонент модели личности инженера в рамках компетентностного подхода // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Педагогика - 2016. - № 1. - С. 127-134.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего (профессионального) образования по направлению подготовки 11.03.01 - Радиотехника (квалификация "бакалавр"), утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 22 декабря 2009 г. № 814 / [Электронный ресурс] - URL: http://fgosvo.ru/news/2/1054
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 210601 Радиоэлектронные системы и комплексы (квалификация (степень) "специалист") (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2010 г. N 2024) / [Электронный ресурс] -
URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/pv/3/73/20111206170318.pdf
4. Проект Приказа Минобрнауки России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 26.05.05 Судовождение (уровень специалитета)" (по состоянию на 25.07.2016) / [Электронный ресурс] - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjectsFGOSVO/SPEC/260505_C.pdf
5. Попова Т.П., Ненашева Т.А. Информационные технологии в обучении иностранным языкам в вузе (модель смешанного обучения) Истори- ческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 6. Часть 1. с. -218-226. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1--6/1-218- 226.
6. Михайлова А.Г. Концепция формирования профессионально- творческих умений у будущих инженеров на основе акмеологического подхода. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 6. Часть 1. с. 206-211. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1--6/1-206- 211.
7. EUR-ACE (EURopean ACcredited Engineer) / [Электронный ресурс] - URL: http://www.feani.org/EUR_ACE/EUR_ACE_Main_Page.htm. (дата обращения: 23.11.2014).
8. Национальная доктрина инженерного образования в Российской Федерации. 2015 / [Электронный ресурс] - URL: http://aeer.cctpu.edu.ru/winn/doctrine/doctrine_4.phtml (дата обращения: 27.04.2015).
9. Похолков Ю.П. Национальная доктрина опережающего инженерного образования России в условиях новой индустриализации: подходы к формированию, цель, принципы // Инженерное образование. - 2012. - № 10.
10. Фиговский О.Л., Левков К.Л. К вопросу подготовки инновационных инженеров / [Электронный ресурс] - URL: http://www.nanonewsnet. ru/blog/nikst/problemy-podgotovki-inzhenerov-dlya-innovatsionnykh-otraslei (дата обращения: 29.08.2015).
11. Иванов В.Г., Кайбияйнен, А.А., Городецкая И.М. Инженерное образование для гибкого, жизнеспособного и стабильного общества // Высшее образование в России. - 2015. - № 12. - С. 60-69.
12. Иностранный язык в правоведении: рабочая программа / Г.В. Балашова, Л.Р. Шабайкина. - Москва-Оренбург: Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2016. - 47 с.
13. Кручина О.Н. Практикум к практическим занятиям и самостоятельной работе для курсантов 2 курса специальности 26.05.05 «Судовождение» очной и заочной формы обучения. - Керчь: КГМТУ, 2016. - 100 с.
REFERENCES
1. Mikhaylova A.G. (2016) Spiritual-moral component of personality of engineer within the framework of the competence approach. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universi-teta. Ser^ Pedagogika = Bulletin of Moscow State Regional University. Pedagogy. No. 1. 2016. Pp. 127-134 (in Russ.).
2. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego (professional'nogo) obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 11.03.01 - Radiotekhnika (kvalifikatsiya Bakalavr), utverzhdennyy Prikazom Minobrnauki RF ot 22 dekabrya 2009 g. № 814. (2016). [Federal state educational standard of higher (professional) education in the direction of training 11.03.01 radio engineering (Bachelor qualification), approved by the Order Ministry of education and science of the Russian Federation dated 22 December 2009, No. 814]. (2016) Available at: http://fgosvo.ru/news/2/1054 (accessed 20 May 2017) (in Russ.).
3. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 210601 Radioelektronnye sistemy i kompleksy (kvalifikatsiya (stepen') "spetsi-alist") (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 23 dekabrya 2010 g. N 2024) (2016).. [Federal state educational standard of higher professional education in specialty 210601 radio-Electronic systems and complexes (qualification (degree) "specialist") (app. by order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of 23 December 2010 N 2024)]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/pv/3/73/20111206170318.pdf (accessed 20 May 2017) (in Russ.).
4. Proekt Prikaza Minobrnauki Rossii "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po spetsial'nosti 26.05.05 Sudovozhdenie (uroven' spetsialiteta)" (po sostoyaniyu na 25.07.2016) (2016). [The draft order of the Ministry of education and science "On approval of Federal state educational standard of higher education in the specialty 26.05.05 Navigation (specialty)" ( 25.07.2016)]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjectsFGOSVO/SPEC/260505_C.pdf. (accessed 20 May 2017) (in Russ.).
5. Popova T.P., Nenasheva T.A. Informatsionnye tekhnologii v obuchenii inostrannym yazykam v vuze (model' smeshannogo obucheniya). .,[ Information technologies in teaching foreign languages in a higher school (blended learning model)]. Istoricheskaya i sotsial'noobrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 6. Part. 1. Pp. -6/1-218-226. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1--6/1-218- 226. (in Russian)
6. Mikhaylova A.G. Koncepcija formirovanija professional'no-tvorcheskih umenij u budushhih inzhen-erov na osnove akmeologicheskogo podhoda. [Concept of formation of professionally-creative skills of future engineers on the basis of acmeological approach]. Istoricheskaya i sotsial'noobrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 6. Part. 1. Pp. -6/1-206-211. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1--6/1-206- 211. (in Russian)
7. EUR-ACE (EURopean ACcredited Engineer) (2014) Available at: http://www.feani.org/EUR_ACE/EUR_ACE_Main_Page.htm. . (accessed 15 February 2015). (in Engl.).
8. Nacional'naja doktrina inzhenernogo obrazovanija v Rossiiskoi Federacii. [National doctrine of engineering education in the Russian Federation]. (2015) Available at: http://aeer.cctpu.edu.ru/winn/doctrine/doctrine_4.phtml. (accessed 20 May 2017) (in Russ.).
9. Pokholkov, Y.P. [National doctrine of advanced engineering education of Russia in the new industrialization: approaches to formation, the purpose, principles]. Inzhenernoe obrazovanie [Engineering education]. 2012. No. 10. (in Russ.).
10. Figovsky O.L., Levkov K.L. (2015) K voprosu podgotovki innovacionnyh inzhenerov [To the question of training innovative engineers]. Available at: URL: http://www.nanonewsnet. ru/blog/ nikst/ problemy-podgotovki-inzhenerov-dlya-innovatsionnykh-otraslei (in Russ.).
11. Ivanov V.G., Kaipiainen A.A., Gorodetskaya I.M (2015). [Engineering education for a flexible, viable and stable society]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 12. Pp. 60-69. (in Russ.).
12. Inostrannyi jazyk v pravovedenii: rabochaja programma. [Foreign language in jurisprudence: a working program]. G.V. Balashova, L.R. Chebykina (2016) Moscow - Orenburg, Moscow State Law University after O.E. Kutafin (MSAL), 2016. P. 47 (in Russ.).
13. Kruchina O.N. (2016) Praktikum k prakticheskim zanyatiyam i samostoyatel'noy raboty dlya kursantov 2 kursa spetsial'nosti 26.05.05 «Sudovozhdenie» ochnoy i zaochnoy formy obucheniya. [The workshop for practical classes and independent work for 2-nd year students of the specialty 26.05.05 "Navigation" internal and correspondence forms of training ]. Kerch: KGMTU, 2016. P. 100 (in Russ.).
Информация об авторах:
Кручина Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Керченский государственный морской технологический университет, г. Керчь, Россия [email protected]
Михайлова Алла Григорьевна, старший преподаватель, кафедра романской и германской филологии, Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, Россия [email protected]
Получена: 08.06.2017
Information about the authors:
Olga N. Kruchina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Kerch State Maritime Technological University, Kerch, Russia scorpion19.11 @yandex.ru
Alla G. Mikhaylova, Senior Lecture, Roman and German Philology Department, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia [email protected]
Received: 08.06.2017
Для цитирования: Кручина О.Н., Михайлова For citation: Kruchina O.N., Mikhaylova A.G.
А. Г. Образовательные технологии в обуче- Educational technologies in foreign language
нии иностранному языку будущих специа- teaching of future specialists (on the example
листов (на примере специальностей «ра- of "radio engineering" and "navigation" spe-
диотехника» и «судовождение»). Истори- cialties). Historical and Social Educational
ческая и социально-образовательная Idea. 2017. Vol . 9. no.3. Part. 2. Pp. 147-154.
мысль. 2017. Том. 9. № 3. Часть 2. с.147-154. DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-147-154.
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-147-154. (in Russian)