Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ УСТРАНЕНИИ ЗАИКАНИЯ У ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ УСТРАНЕНИИ ЗАИКАНИЯ У ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАИКАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / КОРРЕКЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сыс Л. А.

Введение. В статье рассматриваются теоретические аспекты компетентностного похода в коррекции заикания у подростков и взрослых, раскрываются психологопедагогические основы формирования и совершенствования социокоммуникативных компетенций лиц с заиканием, представлены результаты анализа проблемы формирования и совершенствования социокоммуникативных компетенций у заикающихся подростков и взрослых в процессе логопедических занятий. Материалы и методы. Изучение и анализ отечественных и зарубежных литературных источников, поиск противоречий. Результаты исследования. Выделены психолого-педагогические основы формирования коммуникативно-поведенческих и межличностных компетенций заикающихся. Определены инновационный научный конструкт «социокоммуникативные компетенции заикающихся», критерии факторной уровневой оценки сформированности социокоммуникативных компетенций лиц с заиканием, научные принципы реализации компетентностного подхода в коррекции заикания. Обсуждение и выводы. Мы подошли вплотную к формированию и совершенствованию социокоммуникативных компетенций заикающихся в условиях реализации компетентностного подхода при устранении заикания в процессе логопедической коррекции. В рамках нашего исследования понятие «компетенция» рассматривается как образовательный результат, который обеспечивается такой формой сочетания коммуникативно-поведенческих знаний, умений и навыков, которая позволяет лицам с заиканием ставить и достигать жизненно важные цели в социуме. Формирование и совершенствование социокоммуникативных компетенций заикающихся подростков и взрослых предполагают специальное обучение, которое направлено на разрешение и преодоление проблем коммуникации в реальных ситуациях в учебной, профессиональной деятельности, семейно-бытовом и личностном общении. Недостаточная научная, теоретическая и практическая проработанность проблемы и необходимость научно обоснованной и экспериментально доказанной эффективной системы педагогической работы по формированию и совершенствованию социально-коммуникативных компетенций заикающихся подростков и взрослых определили актуальность данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сыс Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN THE ELIMINATION OF STUTTERING IN ADOLESCENTS AND ADULTS

Introduction. The article discusses the theoretical aspects of the competence-based approach in the correction of stuttering in adolescents and adults, reveals the psychological and pedagogical foundations of the formation and improvement of socio-communicative competencies of persons with stuttering, presents the results of the analysis of the problem of the formation and improvement of socio-communicative competences in stuttering adolescents and adults in the process of speech therapy classes. Materials and methods. Study and analysis of domestic and foreign literary sources, search for contradictions. Results. The psychological and pedagogical foundations of the formation of communicative-behavioral and interpersonal competences of stuttering are highlighted. The innovative scientific construct “socio-communicative competences of stuttering”, criteria for the factor-level assessment of the formation of socio-communicative competences of persons with stuttering, scientific principles for the implementation of the competence-based approach in the correction of stuttering have been determined. Discussion and conclusions. We have come close to the formation and improvement of the socio-communicative competences of those stuttering in the context of the implementation of the competence-based approach when eliminating stuttering in the process of speech therapy correction. Within the framework of our research, the concept of "competence" is considered as an educational result, which is provided by such a form of combination of communicative-behavioral knowledge, skills and abilities that allows people with stuttering to set and achieve vital goals in society. The formation and improvement of the socio-communicative competencies of stuttering adolescents and adults require special training, which is aimed at resolving and overcoming communication problems in real situations in educational, professional activities, in family and household and personal communication. Insufficient scientific, theoretical and practical study of the problem and the need for a scientifically grounded and experimentally proven effective system of pedagogical work to form and improve the social and communicative competencies of stuttering adolescents and adults determined the relevance of this study.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ УСТРАНЕНИИ ЗАИКАНИЯ У ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ»

Статья / А|Ие!е

УДК / 1ЮС 376 - 056.264 - 053.6 - 053.8 йО! 10.35231/18186653_2021_4_257

Теоретические аспекты реализации компетентностного подхода при устранении заикания у подростков и взрослых

Л. А. Сыс

Национальный институт образования Министерства образования

Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь

Введение. В статье рассматриваются теоретические аспекты компетентностного похода в коррекции заикания у подростков и взрослых, раскрываются психолого-педагогические основы формирования и совершенствования социокоммуникативных компетенций лиц с заиканием, представлены результаты анализа проблемы формирования и совершенствования социокоммуникативных компетенций у заикающихся подростков и взрослых в процессе логопедических занятий.

Материалы и методы. Изучение и анализ отечественных и зарубежных литературных источников, поиск противоречий.

Результаты исследования. Выделены психолого-педагогические основы формирования коммуникативно-поведенческих и межличностных компетенций заикающихся. Определены инновационный научный конструкт «социокоммуникативные компетенции заикающихся», критерии факторной уровневой оценки сформированно-сти социокоммуникативных компетенций лиц с заиканием, научные принципы реализации компетентностного подхода в коррекции заикания.

Обсуждение и выводы. Мы подошли вплотную к формированию и совершенствованию социокоммуникативных компетенций заикающихся в условиях реализации компетентностного подхода при устранении заикания в процессе логопедической коррекции. В рамках нашего исследования понятие «компетенция» рассматривается как образовательный результат, который обеспечивается такой формой сочетания коммуникативно-поведенческих знаний, умений и навыков, которая позволяет лицам с заиканием ставить и достигать жизненно важные цели в социуме. Формирование и совершенствование социокоммуникативных компетенций заикающихся подростков и взрослых предполагают специальное обучение, которое направлено на разрешение и преодоление проблем коммуникации в реальных ситуациях в учебной, профессиональной деятельности, семейно-бытовом и личностном общении. Недостаточная научная, теоретическая и практическая проработанность проблемы и необходимость научно обоснованной и экспериментально доказанной эффективной системы педаго-

© Сыс Л. А., 2021

гической работы по формированию и совершенствованию социально-коммуникативных компетенций заикающихся подростков и взрослых определили актуальность данного исследования.

Ключевые слова: заикание, социальная адаптация, коррекционное воздействие, компетентностный подход, социально-коммуникативные компетенции.

Для цитирования: Сыс Л. А. Теоретические аспекты реализации компетентност-ного подхода при устранении заикания у подростков и взрослых // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2021. - № 4. - С. 257270. DOI 10.35231/18186653_2021_4_257

Theoretical aspects of the implementation of the competence approach in the elimination of stuttering in adolescents and adults

Liudmila A. Sys

National Institute of Education of the Ministry of Education of the Republic of Belarus,

Minsk, Republic of Belarus

Introduction. The article discusses the theoretical aspects of the competence-based approach in the correction of stuttering in adolescents and adults, reveals the psychological and pedagogical foundations of the formation and improvement of socio-communicative competencies of persons with stuttering, presents the results of the analysis of the problem of the formation and improvement of socio-communicative competences in stuttering adolescents and adults in the process of speech therapy classes.

Materials and methods. Study and analysis of domestic and foreign literary sources, search for contradictions.

Results. The psychological and pedagogical foundations of the formation of communicative-behavioral and interpersonal competences of stuttering are highlighted. The innovative scientific construct "socio-communicative competences of stuttering", criteria for the factor-level assessment of the formation of socio-communicative competences of persons with stuttering, scientific principles for the implementation of the competence-based approach in the correction of stuttering have been determined.

Discussion and conclusions. We have come close to the formation and improvement of the socio-communicative competences of those stuttering in the context of the implementation of the competence-based approach when eliminating stuttering in the process of speech therapy correction. Within the framework of our research, the concept of "competence" is considered as an educational result, which is provided by such a form of combination of communicative-behavioral knowledge, skills and abilities that allows people with stuttering to set and achieve vital goals in society. The formation and improvement of the socio-communicative competencies of stuttering adolescents and adults require special training, which is aimed at resolving and overcoming communication problems in real situa-

tions in educational, professional activities, in family and household and personal communication. Insufficient scientific, theoretical and practical study of the problem and the need for a scientifically grounded and experimentally proven effective system of pedagogical work to form and improve the social and communicative competencies of stuttering adolescents and adults determined the relevance of this study.

Key words: stuttering, social adaptation, corrective influence, competence-based approach, socio-communicative competences.

For citation: Sys, L.A. (2021) Teoreticheskie aspekty' realizacii kompetentnostnogo podxoda pri ustranenii zaikaniya u podrostkov i vzrosly'x [Theoretical aspects of the implementation of the competence approach in the elimination of stuttering in adolescents and adults]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina -Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. pp. 257-270. DOI 10.35231/18186653_2021_4_257 (In Russian).

Введение

Формирование и совершенствование социокоммуникативных компетенций в рамках компетентностного подхода к проблеме заикания у подростков и взрослых основывается на реализации педагогической системы, которую мы рассматриваем как совокупность взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям специального обучения подростков и взрослых с заиканием, обеспечивающих коррекцию их коммуникативных, личностных, поведенческих и речевых особенностей.

Сущность системного подхода как в общем, так и в специальном образовании заключается в том, что объект познания или преобразования рассматривается как система сведений. Компетентностный подход в противоположность системному подходу предполагает освоение заикающимися подростками взрослыми таких знаний умений и навыков, которые позволят им в будущем реализовать свою социокоммуникативную деятельность. Оптимизация коммуникативных способностей лиц с заиканием даст положительный эффект в совершенствовании их коммуникации в различных по сложности и степени значимости фрустрирующих речевых ситуациях - в профессии, учебе, личной и общественной жизни. Особенно важно развивать коммуникативно-поведенческие умения и навыки, которые позволят заикающимся действовать в новых, ранее неизвестных, проблемных коммуникативных ситуациях. Б.Д. Эльконин указывает, что «знание важно рассматривать как средство мысленного преобразования ситуации, как понятие, а понятия необходимо выстраивать как средства преобразования ситуаций действия» [14]. В условиях реализации

компетентностного подхода при устранении заикания социокоммуника-тивная компетенция рассматривается нами как интегративная целостность социальных, коммуникативных, поведенческих знаний, умений и навыков, обеспечивающих способность реализовать социокоммуникатив-ную деятельность. Межличностная компетенция заикающихся подростков и взрослых обеспечивается возможностью воздействовать и влиять на других людей, то есть способностью человека убеждать, способностью к эмпатии, умению оставить хорошее впечатление, пониманию, что окружающие люди ведут себя согласно его ожиданиям и намерениям, так как он владеет достаточным количеством приемов аргументации. Ключевые социокоммуникативные компетенции необходимы для эффективного и успешного участия заикающихся подростков и взрослых в общественной жизни. Они начинают формироваться на самых ранних этапах жизни человека и постепенно углубляются или расширяются на протяжении всей жизни в рамках таких основных категорий, как традиционные базовые знания и умения в области информационно-коммуникационных технологий; интеллектуальные умения, включающие способность к креативной мыслительной деятельности, умение учиться и способность оценивать и применять свои знания; коммуникативные и межличностные - умения и навыки, необходимые для коммуникации в социуме, принятия решений, работы в команде, адаптации в различных ситуациях общения, умения брать на себя ответственность и др.

Возникла необходимость такого способа организации специального коррекционного обучения заикающихся подростков и взрослых, когда в соответствие приводятся цели и содержание индивидуально-личностного обучения. Средствами реализации компетентностного подхода в специальной педагогике в рамках современной образовательной парадигмы является теоретический анализ и разработка инновационной системы педагогического воздействия в условиях коррекции заикания.

Обзор литературы

Исследования в области социальной психологии, психолингвистики психологии речи, и логопедии убедительно доказывают, что нарушение коммуникативной функции речи, вызывает изменение в развитии и осуществлении различных психических процессов [1; 3; 4; 5;12].

Идеи Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Р.Е. Левиной, А.А. Леонтьева явились основополагающими для становления и развития теории речевой деятельности и коммуникации, психолингвистического подхода к изучению речевых расстройств [8; 9].

Известно, что в коррекции речи подростков и взрослых с заиканием в течение долгого времени применялись речевые упражнения, которые не всегда приводили к успешному результату вследствие того, что при вступлении заикающегося в контакт с окружающими в сложной, значимой для него коммуникативной ситуации, заикание возвращалось [2; 8; 10; 11; 13; 15].

Теоретический анализ специальной литературы показал, что современные информационные технологии, несомненно, упрощают жизнь современного человека, но в то же время приводят к таким проблемам психического здоровья, как номофобия - состояние боязни остаться без мобильного телефона, компьютерный синдром, компьютерный зрительный синдром с такими нарушениями, как головные боли, повышенная тревожность и панические атаки, расфокусированное зрение, киберболезнь (киберукачивание) - когда человек долгое время проводит в виртуальной реальности, которая предполагает использованием гарнитуры очков и наушников, использование фильмов и видеороликов с 3D-эффектом, которые смотрят на HD-дисплее телефона, телевизора или планшета с использованием операционных систем iPhon и iPad с нарушениями речевой коммуникации. Все вышеперечисленное приводит в том числе и к изменениям социокоммуникативного поведения. Заикающиеся подростки и взрослые также являются активными пользователями IT-технологий, в том числе и профессиональными пользователями по роду профессии, что вызывает особую тревогу у ученых и специалистов в области коррекции заикания.

Нарушение коммуникативного поведения приводит к социальной дезадаптации1 [5; 6; 12].

G. Claus, H. Hiebsch отмечают необходимость воздействия окружающих, что помогает человеку с заиканием обрести уверенность в дальнейшем в самом себе, в своем поведении и устранить страх в суждениях [15].

У некоторой части заикающихся навыки неустойчивы из-за повышенной чувствительности к стрессовым, значимым для них речевым ситуациям, другим мешает недостаточная гибкость в общении и гипоактивность, отмечен конформизм с зависимостью от мнения окружающих, отсутствие эмпатии к собеседнику. У некоторых коммуникативные возможности ограничены из-за низкого уровня коммуникативной компетенции, поэтому рецидивы заикания, возникающие после коррекционного курса, наблюдаются весьма часто2

1 Сыс Л.А. Формирование коммуникативного поведения у заикающихся подростков и взрослых: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Минск: НИО, 2012. 23 с.

2 Там же.

[15]. В работах В.А. Калягина, Н.Л. Карповой, Ю.Б. Некрасовой и др. заикание представлено прежде всего как нарушение системного общения, приводящее к изменениям в поведении заикающихся. В наиболее тяжёлых случаях эти изменения ведут к утрате чувственного контакта с людьми, интегрированности с миром, отказу от поисковой активности. Следовательно, актуальной является проблема восстановления нарушенного общения через глубинное преобразование личности и коммуникативного поведения [5; 11; 13].

Многие авторы отмечают, что улучшение речевой техники не приводит к качественному изменению коммуникации заикающихся, плавность и свободная речь заикающихся, достигаемые на логопедических занятиях, не распространяются на более сложные формы их коммуникации, что и приводит к распаду нестойких речевых и коммуникативно-поведенческих стереотипов1 [5; 9; 11; 13].

Материалы и методы

Изучение и анализ отечественных и зарубежных литературных источников, поиск противоречий.

Результаты исследования

Мы подошли вплотную к формированию и совершенствованию социокоммуникативных компетенций заикающихся в условиях реализации компетентностного подхода при устранении заикания в процессе логопедической коррекции. Системно-структурный подход, основанный на интеграции знаний психологии, психофизиологии, психолингвистики и других смежных наук, изучающих коммуникативную деятельность, открывает широкие перспективы в решении вопросов повышения эффективности коррекционно-реабилитационного воздействия на социокоммуникативное поведение заикающихся путем совершенствования их социокоммуникативных компетенций.

Компетентностный подход - это актуальная и современная модель образования. В общенаучной и общепедагогической литературе существуют различные трактовки понятий «компетентность» и «компетенция».

В рамках нашего исследования понятие «компетенция» рассматривается как образовательный результат, выражающийся в подготовленности обучающегося в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными социальными задачами. Обеспечивается этот результат такой формой сочетания зна-

1 Сыс Л.А. Формирование коммуникативного поведения у заикающихся подростков и взрослых: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Минск: НИО, 2012. 23 с.

ний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели в социуме. Ключевые социокоммуникативные компетенции необходимы для эффективного участия заикающихся подростков и взрослых в социальной и экономической жизни. Эти компетенции важны для всех граждан и определяют основу обучения в течение всей жизни. Они начинают формироваться на самых ранних этапах жизни человека и постепенно содержательно усложняются, углубляются или расширяются.

Анализируя современные научные подходы к описанию коммуникативных компонентов в структуре личности, можно отметить, что многие исследователи отмечают поведенческий аспект как одну из доминант. Так, В.Б. Кашкин указывает, что «одним из определяющих параметров коммуникативной личности, наряду с мотивационным и когнитивным, является функциональный, который подразумевает практическое владение вербальными и невербальными средствами общения» [6, с. 82]. В связи с этим у обучаемых должны быть оптимизированы такие социокоммуниативные компетенции, как умение использовать разнообразные варианты средств коммуникации, способность коммуницировать в социуме в соответствии с традициями, нормами поведения и этикета, принятыми в обществе что, в свою очередь, и определяет характер проявления личностных черт заикающихся подростков и взрослых на уровне социокоммуникативного

Рисунок. Структурно-содержательная модель коммуникативной компетентности

заикающихся подростков и взрослых

В условиях реализации компетентностного подхода при устранении заикания мы рассматриваем структуру педагогической деятельности, опираясь на точку зрения Н.В. Кузьминой. Структурно деятельность логопеда представлена такими проектировочными умениями, как умение проектировать способы организации речевой, коммуникативно-поведенческой деятельности заикающихся подростков и взрослых, умение проектировать способы контроля и оценки коммуникации и речи заикающихся. Конструктивные умения логопеда: умения формулировать задачи предстоящей работы и способы побуждения заикающихся к самостоятельному мышлению при выполнении поставленных целей, умение развивать у заикающихся профессиональные, личностные интересы и коммуникативные склонности, вербальное и невербальное коммуникативное творчество, умение интересно воспроизводить содержание внека-бинетных коммуникативных речевых ситуаций, использовать в работе с группой заикающихся традиции общения народа, привлекать к работе с группой интересных людей, умение учителя-логопеда побуждать заикающихся стать активными инициаторами интересных встреч, бесед, дискуссий, использовать в работе традиции истории, культуры, искусства. Коммуникативные умения логопеда в рамках предлагаемой нами инновационной педагогической системы предусматривают не только способность вызывать к себе симпатию и интерес, умение пробуждать интерес заикающихся подростков и взрослых к предстоящему делу, но и умение разрешать конфликтные ситуации, завоёвывать у заикающихся подростков и взрослых авторитет на протяжении всего времени коррекционной работы с группой, возбуждать интерес заикающихся к творческим подходам и креативному мышлению в разрешении своих фрустрирующих коммуникативных ситуаций и своих товарищей, внутри и вне логопедической группы. Организаторские умения логопеда в рамках инновационной педагогической системы работы в условиях компетентностного подхода также предполагают: умение организовать целенаправленную деятельность группы заикающихся подростков и взрослых, умение организовать взаимодействие с обучающимися вне кабинета, использовать многообразие форм привлечения интереса заикающихся к коррекционно-обучающей деятельности, обучать их самоорганизации, систематическому самоконтролю в работе над речью и коммуникацией. Логопед должен обладать способностью к организации групповой и индивидуальной взаимопомощи заикающихся подростков и взрослых.

С целью реализации компетентностного подхода в устранении заикания у подростков и взрослых в качестве методологических оснований нами выделены следующие общенаучные и конкретно-научные принципы:

- уважения и принятия заикающегося как самоценной личности, обладающей разнообразными потребностями, способностями, интересами, стремящейся к достижению жизненных целей, имеющей собственную позицию и право ее реализовать;

- обеспечения личностной включенности заикающегося в процесс коррекционного обучения: направленность на самопознание, рефлексивное отношение к проблеме коррекции заикания, процессу коррекции, к будущей социокоммуникативной деятельности;

- создания атмосферы размышлений, анализа и самоанализа в условиях постановки и поиска новых жизненно значимых целей, принятие диалога с разных позиций, открытости и эмпатии в коммуникации, поддержки;

- мотивационно стимулирующей позитивной оценки достижений;

- конструктивных взаимоотношений взаимоотношения между заикающимися и логопедом, между самими заикающимися подростками и взрослыми;

- учета и развития высокого личностно-развивающегося потенциала, которым обладают заикающиеся, и необходимости создания условий его реализации;

- выдвижения в группе заикающихся общих целей в коррекции расстройства речи и коммуникации, и создание соответствующих условий в группе, способствующих оптимизации умения работать в команде с целью проявления собственной позиции;

- организации образовательной среды, обеспечивающей перестройку отношений между субъектами образовательного процесса: обучающая среда должна моделироваться как комплекс возможностей для снятия фрустрирующей значимости в проблемных речевых ситуациях, для оптимизации вербальной и социокоммуникативной активности заикающихся, модифицирующейся в соответствии с их постоянно изменяющимися потребностями и целями в факторы развития; возможности среды оптимизируются для создания условий с целью социального, профессионального, личностного самоопределения заикающегося.

Чем более востребована самостоятельность и осмысленность действий заикающегося, его мотивов, ценностных ориентаций, тем более он становится субъектом ответственного выбора и саморазвития. Перечисленные принципы способствуют рассмотрению проблемы формирования

и совершенствования социокоммуникативных компетенций заикающихся с точки зрения развития ее личностной основы.

Оценка уровня достижений в формировании и совершенствовании социокоммуникативных компетенций заикающихся при реализации ком-петентностного подхода в коррекции заикания требует разноуровневого подхода. Уровни сформированности социокоммуникативных компетенций заикающихся подростков и взрослых в процессе коррекционной работы по устранению заикания можно оценивать как по результату разрешения проблемных фрустрирующих коммуникативных ситуаций (в соответствии с заранее разработанными критериями успешности достижения этих результатов), так и в самом процессе их применения, использования в социуме вне кабинета логопеда, опять же по разработанным критериям факторной уровневой оценки. В обоих случаях мы имеем дело с экспертными оценками деятельности обучающегося и ее результатов. При оценке уровня сформированности определяется состав ключевых социокоммуникативных компетенций, которые должны быть освоены заикающимися подростками и взрослыми. Далее определяется содержание конкретных умений, входящих в ключевую компетенцию. Затем последовательно вырабатываются критерии экспертной оценки, по которым можно судить об уровнях их достижения.

Проблема исследования обусловлена наличием противоречий:

- между сформированностью социокоммуникативных компетенций заикающихся подростков и взрослых и функциональной неподготовленностью к выходу в социум;

- между отмеченной в настоящее время тенденцией к повышению невротизации взрослых и подростков с заиканием в условиях повышения социальной и коммуникативной фрустрации при активном использования современных информационных технологий и недостатком теоретической базы для анализа этой проблемы в контексте получения заикающимися коррекционной помощи;

- между существующей практикой коррекционно-педагогической работы с заикающимися подростками и взрослыми и недостаточно разработанной системой педагогической работы по формированию и совершенствованию их социокоммуникативных компетенций;

- между наличием потребности и «социального заказа» заикающихся подростков и взрослых в нормализации их социальной коммуникации и отсутствием целостной, научно обоснованной педагогической системы, реализующей эти потребности, а также отсутствием критериев анализа ее эффективности.

Обсуждение и выводы

Теоретическими основаниями реализации компетентностного подхода в коррекции заикания у подростков и взрослых являются следующие: научно обоснованное уточнение понятия «социокоммуникативная компетенция заикающихся», дидактический принцип соответствия содержания коррекционно-логопедического обучения уровню сформированно-сти ключевых социокоммуникативных компетенций; уровневый подход к оценке достижений в коррекции нарушений коммуникации, поведения и личности у лиц с заиканием в современных фрустрирующих условиях; уровневый характер оценки и описания результатов коррекционной работы.

К ключевым социокоммуникативным компетенциям заикающихся подростков и взрослых относятся: умение применять теоретические знания о причинах и механизмах заикания в практических целях; способность учиться; умение осуществлять поиск и интерпретацию информации о возможностях преодоления речевого нарушения и использовать это в практической коммуникации; способность сотрудничества и командной работы в логопедической группе; умение разрешать проблемы в различных, том числе фрустрирующих социокоммуникативных ситуациях; ответственность за результаты собственной работы по реализации поставленных целей обучения; оптимизация коммуникативных умений, таких как умение поддержать общение, активно и внимательно слушать собеседника, способность выражать эмпатию; инициативность, творчество, стремление и способность мыслить креативно.

В качестве факторов, характеризующих социокоммуникативную компетенцию, выделяются: коммуникативный контроль - умение внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, контролировать речь и поведение в сложных коммуникативных ситуациях, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения; коммуникативные склонности -легкость вступления в контакт, умение аргументировать свое мнение в группе, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, способность выражать собеседнику эмпатию.

Все категории социокоммуникативных компетенций заикающихся подростков и взрослых предполагают коррекцию и автономное обучение, которое направлено на разрешение и преодоление проблем коммуникации в реальных ситуациях в учебной, профессиональной деятельности, семейно-бытовом и личностном общении. Данные ситуации, как правило, проигрываются в реальной жизни, также моделируются в логогруппе фрустрирующие коммуникативные ситуации, приближенные к реальной

жизни, или имитирующие ее. При обучении широко используются интерактивные методы, ориентированные на тесное взаимодействие между логопедом и заикающимся, а также на взаимодействие между самими заикающимися.

Основанием для определения содержательного уровня социокоммуникативных компетенций может служить степень сформированности коммуникативных и поведенческих умений и навыков, а также определение условий для их дальнейшего формирования. При этом важным элементом является функциональность, которая подразумевает практику немедленного использования навыков и умений в ситуациях фрустрирующей коммуникации. Результативность коррекционного воздействия при формировании и совершенствовании социокоммуникативных компетенций определяется уровнем владения умениями и навыками межличностного общения.

Таким образом, только при выявлении показателей уровня успешности сформированности и функционирования коммуникации и социоком-муникативного поведения заикающихся подростков и взрослых возможна оптимально эффективная организация коррекционно-обучающего воздействия в условиях получения логопедической помощи, что предполагает учет общих и особых коммуникативных потребностей заикающихся в социуме.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Личность : психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление. - М.: Педагогика, 1989. - С. 103-109.

2. Белякова Л.И. Патофизиологические механизмы заикания // Заикание. - М.: Медицина. 1978. - С. 59-81.

3. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.

4. Болдырева Т.А. Экспериментально-психологическое исследование взрослых заикающихся и его значение для проведения психолого-коррекционной работы // Кли-нико-организационные вопросы общей и судебной психиатрии. - М.: Медицина, 1986. -С. 63-67.

5. Калягин В.А. Коммуникативные аспекты индивидуальных стилей поведения при нарушениях речи // Практическая психология и логопедия. - 2005. - №1. - С. 52-53.

6. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. - Воронеж: ВГТУ, 2000. - 175 с.

7. Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. -https://uomrik.gov.by/files/00355/obj/110/14413/doc/KoncepInclusRasv.pdf (дата доступа: 29.04.2020)

8. Левина Р.Е. О генезисе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи // Симпозиум по вопросам заикания у детей. - М., 1963. М: АПН РСФСР. С. 3.

9. Леонтьев А.А. Психология общения. - 2-е изд. - М.: Смысл, 1997. - 351 с.

10. Поварова И. А. Формирование навыков общения у заикающихся подростков и взрослых // Практическая психология и логопедия. - 2004. - №4. - С. 27-34.

11. Рау Е.Ю. Способы диагностики и адаптации взрослых заикающихся к проблемным ситуациям общения // Междунар. конф. по аномальному развитию детей и подрост-ков11-13 мая 1994 г.: тезисы науч. докладов. М.: Москов. гос. пед. ун-т, 1994. - С. 47-48.

12. Черничкина Е.К. Лингвистические аспекты обучения коммуникативному поведению // Язык, коммуникация и социальная среда. - 2007. Вып. 7. - Воронеж: ВГУ. -С. 174-182.

13. Соколов А.А. Особенности коммуникативной деятельности при заикании // Современная логопедия: теория, практика, перспективы: межвуз. сб. науч. тр. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002. - С. 108-112.

14. Эльконин Д.Б. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию. - Красноярск, 2002. - С. 33-34.

15. Claus G. Patopsijolojia / G. Claus, H. Hiebsch. Mexico: D. F., 1966. рр. 430-473.

References

1. Asmolov, A.G. Lichnost' : psikhologicheskaya strategiya vospitaniya. [Personality: psychological education strategy]. Novoye pedagogicheskoye myshleniye. Moscow: Peda-gogika. рр. 103-109. (in Russian).

2. Belyakova, L.I. Patofiziologicheskiye mekhanizmy zaikaniya [Pathophysiological mechanisms of stuttering]. Zaikaniye. Moscow: Meditsina. рр. 59-81. (in Russian).

3. Bodalev, A.A. (1983) Lichnost' i obshcheniye. [Personality and communication]. Moscow: Pedagogika. (in Russian).

4. Boldyreva, T.A. Eksperimental'no-psikhologicheskoye issledovaniye vzroslykh zaikayushchikhsya i yego znacheniye dlya provedeniya psikhologo-korrektsionnoy raboty. [Experimental and psychological study of adult stuttering and its importance for psychological and correctional work]. Kliniko-organizatsionnyye voprosy obshchey i sudebnoy psikhiatrii. Moscow: Meditsina. рр. 63-67. (in Russian).

5. Kalyagin, V.A. (2005) Kommunikativnyye aspekty individual'nykh stiley povedeniya pri narusheniyakh rechi. [Communicative aspects of individual styles of behavior in case of speech disorders]. Prakticheskaya psikhologiya i logopediya - Practical psychology and speech therapy. - №1. - рр. 52-53. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kashkin, V.B. (2000) Vvedeniye v teoriyu kommunikatsii. [Introduction to the theory of communication]. Voronezh: VGTU. (in Russian).

7. Kontseptsii razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya lits s osobennostyami psikhofizi-cheskogo razvitiya v Respublike Belarus' [Elektronnyy resurs]. URL: https://uom-rik.gov.by/files/00355/obj/110/14413/doc/KoncepInclusRasv.pdf. Data dostupa: 29.04.2020.

8. Levina, R.Ye. (1963) O genezise zaikaniya u detey v svyazi s razvitiyem kommu-nikativnoy funktsii rechi [On the genesis of stuttering in children in connection with the development of the communicative function of speech]. Simpozium po voprosam zaikaniya u detey, Moscow, 1963. Moscow: APN RSFSR. р. 3. (in Russian).

9. Leont'yev, A.A. (1997) Psikhologiya obshcheniya [Psychology of communication]. Moscow: Smysl. (in Russian).

10. Povarova, I. A. (2004) Formirovaniye navykov obshcheniya u zaikayushchikhsya podrostkov i vzroslykh. [Formation of communication skills in stuttering adolescents and adults]. Prakticheskaya psikhologiya i logopediya - Practical psychology and speech therapy. № 4. рр. 27-34. (in Russian).

11. Rau, Ye.YU. (1994) Sposoby diagnostiki i adaptatsii vzroslykh zaikayushchikhsya k problemnym situatsiyam obshcheniya. [Methods for the diagnosis and adaptation of adults who stutter to problematic situations of communication]. Mezhdunar. konf. po anomal'nomu razvitiyu detey i podrostkov Moscow, 11-13 Maya 1994. [Int. conf. on the abnormal development of children and adolescents]. Moscow: Moskov. gos. ped. un-t. рр. 47-48. (in Russian).

12. Chernichkina, Ye. K. (2007) Lingvisticheskiye aspekty obucheniya kommu-nikativnomu povedeniyu [Linguistic aspects of teaching communicative behavior]. Yazyk, kommunikatsiya i sotsial'naya sreda - Language, communication and social environment. № 7. рр. 174-182. (in Russian).

13. Sokolov, A. A. Osobennosti kommunikativnoy deyatel'nosti pri zaikanii. [Features of communicative activity during stuttering]. Sovremennaya logopediya: teoriya, praktika, perspektivy : mezhvuz. sb. nauch. tr. [Modern speech therapy: theory, practice, prospects]. Moscow: MGOPU im. M.A. Sholokhova. рр. 108-112. (in Russian).

14. El'konin, D.B. (2002) Ponyatiye kompetentnosti s pozitsii razvivayushchego obucheniya. [The concept of competence from the standpoint of developmental education]. Sovremennyye podkhody k kompetentnostno oriyentirovannomu obrazovaniyu [Modern approaches to competence-based education]. Krasnoyarsk. рр. 33-34. (in Russian).

15. Claus, G., Hiebsch, H. (1966) Patopsijolojia [Pathopsychology]. Mexico D. F., рр. 430-473.

Об авторе

Сыс Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, докторант, Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь, ORCID ID: 0000-0001-5893-973Х, e-mail: syliudmila@mail. ru

About the author

Liudmila A. Sys, Cand. Sci. (Ped.), doctoral student of the National Institute of Education of the Ministry of Education of the Republic of Belarus, Minsk, Republic of Belarus, ORCID ID: 0000-0001-5893-973Х, e-mail: syliudmila@mail.ru

Поступила в редакцию: 12.11.2021 Received: 12 November 2021

Принята к публикации: 22.11.2021 Accepted: 22 November 2021

Опубликована: 27.12.2021 Published: 27 December 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.