учащихся, их интеллектуальным развитием. Потому использовании ИКТ на уроках математики является довольно важным шагом в будущее как в развитии учителя, так и ученика. Список использованной литературы:
1. Чертков, П. В. Эффективность использования презентации на уроке «Окружающий мир» в начальной школе / П. В. Чертков, М. О. Дударь. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 15 (149). - С. 658-659. - URL: https://moluch.ru/archive/149/41923/ (дата обращения: 15.02.2021).
2. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.- С. 50-52.
3. Жесткова, Е. А. Влияние информационных технологий на эффективность образовательного процесса в начальной школе / Е. А. Жесткова, И. В. Уткина// Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры и НВГУ: сб. материалов Всерос. Науч. Конф. 26 марта 2014г. Нижневартовск, Нижнев. гос. университет. - Нижневартовск: изв-во НГУ, 2014.
4. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.- С. 50-52.
© Бойко Л.В., Лобанова Е.М., Василенко И.В., 2021
УДК 373.2
Гилева Е.В
Воспитатель МАДОУ №11 г. Томска
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГРУППАХ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Аннотация
В концепции дошкольного образования одним из направлений государственной политики в области Российского образования является обучение детей с ОВЗ совместно с другими обучающимися. (Закон «Об образовании в РФ», ст. 79, п.4)
В соответствии с ФГОС ДО формирование коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья требует пристального внимания со стороны специалистов
В статье речь идет об арт-терапевтических методах и приемах, используемых в работе с детьми в условиях инклюзивного образования. Как средствами этих методов можно улучшать коммуникацию между всеми членами образовательного процесса
Ключевые слова:
коммуникативные навыки, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, арт-терапия.
С введением инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях увеличивается количество детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Анализ литературных данных убеждает в необходимости дальнейшего исследования формирования коммуникативных навыков. Актуальность исследования обусловлена тем, что инклюзивные процессы в образовании не могут осуществляться вне
{ -б }
формирования коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья. В результате разнообразных недостатков возникают трудности при овладении навыками коммуникации. Эти трудности приводят к нарушению в общении ребенка с ОВЗ с окружающими.
Научно доказано, что у этих детей не сформированы навыки взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками, дети не умеют договариваться, организовывать совместные игры, учитывать интересы других детей, радоваться своим успехам и успехам сверстников, проявлять инициативу, самостоятельность, использовать речь для выражения своих мыслей и чувств. [2, с.32].
Ресурсами для формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья навыков взаимодействия являются широко используемые в современной практике интерактивные технологии: игровая терапия, сказка терапия песочная терапия музыкотерапия. [3, с.14].
При использовании данных технологий у детей появляется потребность в общении, развивается умение слушать и устанавливать контакт с партнером по общению. Дошкольники проявляют активность и вступают в диалог, в совместных играх овладевают вербальными и невербальными способами выражения своих мыслей и чувств, осваивают речевой этикет.
Интерактивные методы и приемы (игротерапия, арт-терапия (метод), сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия) в инклюзивных группах способствуют формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ. [1, с.14].
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а коммуникация становится её частью и условием.
Эти методы учат ребёнка общению со сверстниками и взрослыми создавая благоприятный эмоциональный фон, он способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, занимаясь интересным для него делом, ребёнок лучше выполняет инструкцию, требующую от него коммуникации, что позволяет сформировать, диалогическую речь, межличностное общение. Педагог при работе с детьми использует особые приёмы вербальной и невербальной обратной связи с ребёнком, включая адаптированные к особенностям детской психики интерпретации.
Перечисленные методы, направленные на формирование коммуникативных навыков, способствовали тому, что был разработан комплекс занятий, с применением: песочной терапии, сказкотерапии, музыкотерапии, арт-терапии, что способствовало улучшению всех звеньев коммуникативного акта (говорение, слушание), расширению словаря, формированию диалогической и монологической речи. Данный комплекс состоял 4 этапов работы.
После реализации которого у детей группы комбинированной направленности, улучшились показатели вербального взаимодействия, навыков общения. Они более уверенно вступают в диалог, умеют получать необходимую информацию в ходе общения, слушать собеседника, проявлять интерес к его мнению, у них повысился интерес к совместной деятельности.
Что доказывает, что песочная терапия является универсальным средством формирования коммуникации у детей инклюзивных групп.
Список использованной литературы:
1. Большебратская, Э.Э. Песочная терапия. Методическое пособие / Э.Э. Большебратская. - Петропавловск, 2010. - 74 с.
2. Голубева, Л.В. Инклюзивное образование : идеи, перспективы, опыт. / Л. В. Голубева. - Волгоград : «Учитель», 2014. - 95 с.
3. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Киселева. - Санкт-Петербург : Речь, 2016. - 160 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года)
© Гилева Е.В., 2021
{ }