Научная статья на тему 'Инновационные технологии в практике работы ДОУ для детей с ОВЗ'

Инновационные технологии в практике работы ДОУ для детей с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12535
751
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД / ФИТОТЕРАПИЯ / АРОМАТЕРАПИЯ / МУЗЫКОТЕРАПИЯ / ХРОМОТЕРАПИЯ / РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ / КУКЛОТЕРАПИЯ / СКАЗКОТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омарова Зебинисо Касимовна

В статье описаны инновационные технологии в практике работы ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья. В работе с детьми с ОВЗ недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим педагоги ищут новые подходы, технологии и приёмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в практике работы ДОУ для детей с ОВЗ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Омарова З.К.

Омарова Зебинисо Касимовна - старший преподаватель, кафедра методики дошкольного образования,

Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье описаны инновационные технологии в практике работы ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья. В работе с детьми с ОВЗ недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим педагоги ищут новые подходы, технологии и приёмы. Ключевые слова: инновация, учитель-логопед, фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, рефлексотерапия, куклотерапия, сказкотерапия.

Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Инновация — новое, а инновационные технологии — привнесение нового и действенного. Иными словами — это методы обучения и развития дошкольников с ОВЗ путем сотрудничества как равноправных партнеров учителя-логопеда и детей с ОВЗ.

Учитель-логопед в своей практике использует проверенные временем методы, приемы проведения мониторинга, постановки звуков, а инновационные технологии являются дополнением в его коррекционной деятельности. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Большинство дошкольников с ОВЗ, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии. На современном этапе модернизации образования наиболее целесообразными и эффективными являются традиционные и нетрадиционные методы и приемы воздействия.

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия или цветотерапия, рефлексотерапия, куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике [1].

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ [2]:

1) Информационно-коммуникативные (сотрудничество логопеда с родителями: консультативное направление, пропагандистское направление, диагностическое направление, обучающее направление).

Цель - повышение интереса детей и родителей к изучаемому материалу и качеству коррекционной работы.

Данная технология позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения.

2) Арт-терапия: музыкотерапия (игра на музыкальных инструментах); кинезиотерапия (танцетерапия); логоритмика; смехотерапия; ароматерапия.

Цель -формирование вербальных средств коммуникации, мотивации речевого общения, активизация словаря, развитие связной речи, формирование грамматического строя речи.

Данная технология способствует формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развитию взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми, возникновению мотивации речевого общения, пополнению и активизации словаря, устранению в речи аграмматизмов, учит ребенка самовыражаться, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

3) Здоровьесберегающие: пальчиковая гимнастика; двигательная гимнастика; артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика.

Цель -способствовать развитию мышц артикуляционного аппарата, развивать координацию движений, вырабатывать правильное дыхание.

Данная технология повышает эффективность образовательного процесса за счёт её применения.

4) Изо-терапия, используемая для развития речи: пальцевая живопись; рисование мягкой бумагой; рисование на манке; техника рисования листьями, палочками, камушками; техника отпечатывания ватой; рисование ладонями.

Цель - способствовать повышению стрессоустойчивости, улучшению мыслительной деятельности, памяти и внимания, как настроения, так и самочувствия выполняющего их человека.

Данная технология повышает эффективность образовательного процесса за счёт её применения.

5) Телесноориентированные техники: биоэнергопластика - соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки; упражнения для релаксации -способствуют расслаблению, самонаблюдению.

Цель - способствовать развитию и совершенствованию произвольных движений (одеваться, ходить, играть, говорить), контролю своих телесных проявлений на развитие характера ребенка, речи.

Данная технология учит ребенка самовыражаться, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

6) Мнемотехника (на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), весь текст зарисовывается схематично, глядя схемы -рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию).

Цель - способствовать увеличению объема памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

Данная технология помогает в развитии связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

7) СУ-ДЖОК терапия: массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; прищепочный массаж; массаж орехами, каштанами; массаж шестигранными карандашами; массаж чётками; массаж зондами, зондозаменителями.

Цель - активизировать мыслительную деятельность, стимулировать речевую область в коре головного мозга, нормализация мышечный тонус.

Данная технология помогает скорректировать речевые нарушения, оказывает положительный эмоциональный настрой, благоприятно влияет на мелкую моторику пальцев, тем самым способствуя развитию речи.

8) Игровая технология: физминутки; 3D конструирование - разминки.

Цель - способствовать успешной социализации, формированию социально-активной личности, самореализации.

Данная технология стимулирует детей к учебной деятельности, вызывает интерес и потребность общения, развивает когнитивные процессы.

Новые педагогические технологии создают более широкие возможности для формирования коммуникативных способностей и общего развития ребёнка

дошкольного возраста с ОВЗ, повышают мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний, следовательно, будут способствовать его успешной социализации. Главная цель инновационной деятельности — развитие учителя-логопеда как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания [1].

Список литературы

1. Земляченко М.В. Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). Казань: Бук, 2017. С. 69-71.

2. Мультиурок. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/ files/innovatsionnyie-tiekhnologhii-v-praktikie-raboty-d.html/ (дата обращения: 04.11.2019).

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Касимова Ш.Н.

Касимова Шахноза Нуриддиновна - старший преподаватель, кафедра менеджмента дошкольного образования,

Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы организации и содержание процесса повышения квалификации руководителей дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова: управленческая деятельность, дошкольного образовательного учреждения, повышения квалификации, личностный подход, деятельность руководителя.

В современном мире знания, профессиональная компетентность всё более становятся мерой значимости людей в обществе. В разных областях социокультурной сферы проявляется потребность в профессионалах высокого класса; всё, что по-настоящему профессионально, дорого ценится. Управленческая деятельность в современных условиях всё больше требует творческого подхода к решению задач, умения анализировать явления с учётом воздействия всех факторов. В деятельности дошкольного учреждения также усиливается роль управления в обновлении содержания и технологий образования, в реализации всех его функций.

Деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения насыщена огромной социальной ответственностью, динамичностью объекта управления, нередко порождающей острые ситуации и коллизии, которые могут быть успешно решены только квалифицированными специалистами. Для этого руководителю дошкольного учреждения необходимо обладать знаниями научных основ управления, инновационной деятельности, правовой базы. Традиционное оперативное управление, направленное на поддержание деятельности в соответствии с нормативными требованиями и инструкциями, заменяется исследовательско-прогностическим управлением с приоритетом функций анализа, целеполагания, коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.