Научная статья на тему 'Социально-культурные технологии в сфере реабилитации детей с ограниченными возможностями в дошкольных интегративных учреждениях'

Социально-культурные технологии в сфере реабилитации детей с ограниченными возможностями в дошкольных интегративных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
982
131
Поделиться

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татарицкая Янина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Социально-культурные технологии в сфере реабилитации детей с ограниченными возможностями в дошкольных интегративных учреждениях»

Я.В. Татарицкая

Социально-культурные технологии в сфере реабилитации детей с ограниченными возможностями в дошкольных интегративных учреждениях

По данным, предоставленным бывшим министром здравоохранения и социального развития Т. Г оликовой, в нашей стране численность детей-инвалидов на 2010 год (из общего числа детей 25 980 566) составила 550 545 человек [12]. По данным, предоставленным Санкт-Петербургским государственным учреждением «Городской информационно-расчетный центр», в Санкт-Петербурге в настоящее время проживают 13767 ребенок-инвалид (1,8%), это дети с умственными отклонениями, с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалиды-колясочники, дети с нарушением слуха, зрения. И эти цифры только увеличиваются [13]. Современное общество сталкивается с проблемой создания условий для успешной социализации, социальной адаптации каждого ребенка, независимо от его способностей и уровня развития.

Традиционная система воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предполагает дифференциацию, которая на сегодняшний день отражается в развитой системе закрытых коррекционных дошкольных учреждений; в них, наряду с положительными моментами (обеспечение надлежащего ухода и заботы) наличествует негативное влияние на социализацию таких детей. Дифференцированная система вытесняет большое количество детей с ограничениями за пределы обычной жизни, препятствует полноценному развитию личности и ее способностей, в результате возникает социально-культурная дезадаптация ребенка, которая препятствует освоению основного репертуара социальных ролей, являющихся важнейшим условием и базовым критерием успешной социализации личности.

Международные законы провозглашают, что дети с ограниченными возможностями имеют право на образование, а образовательные учреждения, в свою очередь, обязаны давать образование всем детям. Россия вслед за мировым сообществом встает на путь признания равных прав всех граждан в доступе к образованию [2; 3]. Конституция РФ провозглашает, что политика Российской Федерации направлена на «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и каждый, без каких-либо исключений, имеет право на образование» [4]. Согласно Федеральному Закону «Об образовании», «гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоро-

вья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости, и родители имеют право в выборе образовательного учреждения для своих детей» [5]. Проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями в современные образовательные учреждения были озвучены бывшим президентом РФ Д.А. Медведевым в Послании Федеральному собранию РФ от 11 ноября 2009 г.: главная задача каждого образовательного учреждения - это раскрытие возможностей каждого ученика, особой задачей было выделено «создание безбарьерной среды для детей-инвалидов» [1]. На основании послания Правительство РФ издало постановление «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» [6]. В рамках данной программы на указанный период планируется развитие учреждений, осуществляющих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе со здоровыми, и развитие сетевого взаимодействия таких учреждений.

На региональном уровне Санкт-Петербурга Постановление от 12 сентября 2008 года № 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» [8] говорит, что учреждение должно создавать «условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования» и «при приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы».

Интегративное учреждение сегодня становится той формой организации воспитания, которая, во-первых, реализует принципы законодательства, а, во-вторых, компенсирует недостатки традиционной дифференцированной системы. В рамках таких учреждений осуществляется совместное обучение как детей с нарушениями в развитии, так и без них. Интегративное образование базируется на идее, что, находясь среди «обычных» сверстников, ребенок с нарушениями будет социализироваться и усваивать жизненные навыки более успешно, в будущем он научится и не будет бояться самостоятельно передвигаться по городу, пользоваться возможностями, которые предоставляет общество, а общество, в свою очередь, само научится включать таких людей в свою жизнедеятельность. При коммуникации со сверстниками у ребенка появляется возможность для сознательного и бессознательного обучения необходимым, адекватным практикам социального взаимодействия [11]. Воспитательный процесс организован таким образом: в дошкольной группе из 10-12 человек присутствуют 2-3 ребенка с ОВЗ, с ними работают 2 воспитателя и ассистент, дети вмести играют, посещают мероприятия, гуляют, обучение основам письма, чтения, счета проходит раздельно, в соответствии с запросами каждого отдельного ребенка, с детьми с ограничениями работают

дефектологи и психологи. То есть создается так называемая интегративная среда, в которой конструируются условия для того, чтобы ребенок с ограничениями по здоровью чувствовал себя равноправной, равноценной частью группы, создаются такие условия, при которых такой ребенок вовлечен во все совместные проекты, игры, праздники, у ребенка создается понимание, что его «недуг» не является причиной того, что он не может, как остальные, быть вовлеченным в жизнедеятельность общества.

Процесс интеграции детей с ОВЗ в нормально-развивающую среду описан в работах Д.В Зайцева, Н.М. Назаровой, Е.Р. Ярской-Смирновой, А.Ю. Пасторовой, Л.М. Шипицыной [11] и др. Л.С.Выготский писал, что «социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья», «подлинное воспитание может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений, для обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут, разнообразие усиливает все стороны жизни человека» [9].

В понимании того, насколько данная система жизнеспособна, эффективна, в чем ее преимущества по сравнению со сложившейся системой и всегда ли интеграция - это наилучший выход, показательными будут исследования отечественных и зарубежных социологов, психологов, педагогов, отражающие влияние интегративного образования на вовлеченные в эту систему объекты: А.Ю. Пасторовой, Е.П. Микшиной, Д.В.Зайцева, Д. Бойса, Дж. Скиннера и С. Гранта, Н. Хек, С. Одом [10] и т.д. Из этих исследований можно сделать вывод, что интеграция имеет ряд положительных результатов как для детей с различными ограничениями (в интеграционных группах у детей наблюдается более зрелое, позитивное поведение, они лучше социализируются и адаптируются к окружающей среде; для детей с нарушениями слуха, после кохлеарной имплантации наиболее важно попасть в нормально развивающуюся среду, только в условиях интеграции они быстро и успешно осваивают речь), так и для типично развивающихся детей (они лучше понимают ограничения, более чувствительны к индивидуальным отличиям, способны к эмпатии, сочувствию). Само качество образования и образовательные программы при интеграции не страдают, а иногда даже превосходят обычные учреждения по уровню квалификации персонала и способности адаптироваться к нуждам каждого отдельного ребенка. Следует отметить, что интеграция является полезной больше для детей с нетяжелыми патологиями, с более-менее сохранным интеллектом, все-таки в ряде случаев детям с тяжелыми нарушениями оказывается лучший уход в специализированных учреждениях.

На сегодняшний день в Санкт-Петербурге существует всего лишь одно интегративное дошкольное учреждение, которое выработало принципы работы, основываясь на опыте скандинавских стран и своем собст-

венном (ГБ ДОУ детский сад № 41 Центрального района комбинированного типа «Центр интегративного воспитания»).

Несоответствие законодательства и реальности связано с многочисленным спектром проблем, которые сопутствуют внедрению интеграции в общество (данные проблемы были выявлены в рамках работы автора по исследованию развития интеграции в ДОУ в 2012 году) - это ограниченное финансирование, отсутствие программ подготовки кадров для работы в условиях реализации, отсутствие разработанных программ для интегративных учреждений, отсутствие в садах необходимой инфраструктуры, преобладание у населения негативных стереотипов по отношению к инвалидам.

Но, как отмечают специалисты, «за интегративным образованием -будущее». Все больше родителей начинают бороться за права своих детей. Комитет по образованию Санкт-Петербурга на основании Постановления РФ от 7 февраля 2011 года «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» [6] опубликовал стратегию развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020», в которой описывается и стратегия развития дошкольных учреждений до 2020 года, вводит понятие необходимости «интегративного образования». Главной миссией провозглашается «равенство в доступности качественного образования для разных и равных жителей Санкт-Петербурга, обеспечение равных условий воспитания и образования, при разных стартовых возможностях, для всех детей и молодежи Санкт-Петербурга». Важным шагом на пути развития интегративного образования и решения проблем, сопряженных с процессом интеграции, является изданная Комитетом по образованию Санкт-Петербурга от 15.05.2012 Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга [7], которая объясняет интегративное образование как «процесс совместного воспитания и обучения всех детей, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и любых иных особенностей в общей системе образования вместе со своими сверстниками в образовательных учреждениях (не являющихся коррекционными), где учитываются их особые образовательные потребности, создаются условия в соответствии с особыми потребностями и оказывается необходимая специальная поддержка».

Для того, чтобы общество в будущем приняло идею интеграции, поменяло свои взгляды в отношении людей с нарушениями, чтобы дети смогли принимать различия в людях в школьный период, да и сами дети с особыми потребностями могли включаться в образовательный процесс в школе, внедрение данного процесса в общество необходимо начинать с начальных этапов, поэтому важным становится процесс интеграции детей на уровне дошкольного образования и воспитания.

В обычных дошкольных учреждениях активно используются различные формы социально-культурной деятельности, в которых заложены

социализирующие возможности, способствующие компенсации дефицита социализации других институтов, социально-психологических сред. Данные формы деятельности обладают творческим характером, позволяют дополнить процесс социализации условиями самореализации личности. В интегративных учреждениях возможности традиционных социально-культурных технологий сложно реализовать в полной мере в силу возникающих барьеров, вызванных различными типами дефектов, необходимостью использования форм, которые одновременно будут способствовать развитию и интеграции детей с ОВЗ и, в то же время, не будут ограничивать развитие детей без отклонений. Социально-культурная деятельность как средство развития личности ребенка-инвалида и его социализации рассматривается в работах Т.А. Зреловой, С.Ю.Титаренко, А.А Сукало. Использование совместных социально-культурных технологий позволяет детям-инвалидам через коллективные формы совместной культурно-творческой деятельности интегрироваться в социальное окружение, компенсировать дефицит личностного развития, наиболее полно развить способности ребенка.

Интеграция социально-культурными технологиями способствует расширению круга общения, завязыванию социальных связей, обогащению жизненного опыта, развитию эмоционально-волевой сферы человека с ограниченными возможностями здоровья, развивает коммуникабельность. Исходя из вышесказанного, актуальность поиска, выявления и разработки социально-культурных технологий для интеграционных учреждений определяется:

1. Характером сложившейся ситуации в Санкт-Петербурге, когда проблема включения детей с ОВЗ в общество через развитие интеграционных учреждений определяется правительством как приоритетная, когда каждое дошкольное учреждение должно быть готовым принять ребенка вне зависимости от состояние его здоровья, но, в то же время, на практике отсутствуют интеграционные программы, которыми могли бы пользоваться детские сады в условиях совместного воспитания;

2. Противоречием между социализирующим потенциалом социально-культурной деятельности и степенью его реализации в процессе организации воспитательных программ в интегративных дошкольных учреждениях.

Предварительное осмысление проблемы, основанное на изучении работ Л.С. Выготского, В.Г. Бочарова, Е.Н. Бондаревской, Г.А. Бордовского позволило сформулировать несколько предположений: реализация социокультурных технологий (СКТ) в интегративных учреждениях должна предполагать создание такого интегративного пространства, где каждый ребенок будет чувствовать себя свободно и защищено, СКТ должны одновременно отвечать запросам ребенка с ОВЗ и, в то же время, способствовать полноценному развитию ребенка без ограничений, должны также

позволять включать в процесс интеграции членов семьи, которые играют одну из важных ролей в процессе социализации ребенка. Социальнокультурная коммуникация должна быть организована таким образом, чтобы ребенок не чувствовал себя лишним, неспособным, а, наоборот, не боялся самовыражаться, не стеснялся себя, примерял различные социальные роли.

Для того, чтобы понять, какие СКТ можно использовать в интегративных группах, для начала надо дать определение понятию «социокультурных технологий». Если за основу взять процессуальный подход к определению - способ построения воспитательного процесса в определенной последовательности действий, позволяющих получить предполагаемый результат с наименьшими затратами. Конечным результатом создания интегративной среды будет реабилитация и адаптация детей с ОВЗ. Всем вышеописанным условиям могут соответствовать воспитательные технологии, которые на сегодняшний день используются отдельно в реабилитации детей с ОВЗ и иногда - при работе с нормально развивающимися детьми для расширения их творческого и психологического потенциала.

К таким технологиям относятся:

• арт-терапия - технология, основанная на использовании средств изобразительного искусства. Арт-терапия связана с визуальным искусством и подразумевает возможность актуализации психических резервных возможностей, формирование на их основе адекватного поведения за счет творческой изобразительной деятельности. Для арт-терапии не нужны художественные способности. Главное - чтобы ребенок через рисунок смог отразить внутреннее состояние, ощущения, переживания, без акцента на художественные достоинства. Арт-терапия дает возможность ребенку изменить взгляд на самого себя, обрести уверенность в собственных силах, преодолеть негативное отношение друг к другу. Дети получают возможность выразить себя и быть услышанными.

• игровая терапия - комплекс технологий, в основе которых лежит использование игры. Игровая деятельность в дошкольных учреждений является основной. Цель игровой терапии - активизация формирования произвольности психических процессов: внимания и памяти, развитие умственной деятельности, воображения, речи, опорно-двигательной и волевой активности. Если рассматривать игровую терапию как разновидность социально-культурной деятельности, то ее цель - вовлечение человека с ограниченными возможностями в социальные виды взаимодействия, выявление творческого потенциала, способностей, увеличение коммуникативных навыков, выработка активной жизненной позиции, содержательное насыщение досугового времени. Для детей с ограничениями и без ограничений здоровья подойдут игры с песком, водой, природными материалами.

• лекотерапия - социально-культурная адаптация с помощью игрушек. Игрушки как игровые предметы, изображающие живое существо или модель неодушевленного мира, помогают ребенку удовлетворить потребность осознания окружающих явлений и событий, эмоциональнопсихологического восприятия и отношения.

• музыкотерапия - метод, использующий разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности, развития ее творческих способностей, интеллектуальной сферы, кругозора, активизации социально-значимых качеств.

• сказкотерапия - один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. В социально-культурной деятельности является одним из ведущих видов и способов эмоционально-психологического, педагогического влияния, социально-нравственного формирования.

• танцевально-двигательная терапия - социально-культурная технология, ставящая своей целью создание и разрешение контролируемых кризисов в безопасной среде на основе видов танцевального искусства для обучения детей, не способным адаптироваться к травмирующим жизненным обстоятельствам. На сегодняшний день показательным является опыт Санкт-Петербурга, основанный на инициативе воспитателей детского сада - это созданный ансамбль танцев на колесах «Разноцветный серпантин» при ГБ ДОУ №5, который является победителем европейских конкурсов (имеется в виду проведение совместных танцевальных занятий для детей с нарушениями в опорно-двигательном аппарате и без, где дети на колясках в парах танцуют со здоровыми детьми, что позволяет первым активно включиться в танцевальную деятельность, не чувствовать себя беспомощными).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• терапия театральным искусством - социально-культурная технология, способствующая творческому развитию, социальной активизации, приобретению коммуникативных навыков, психологическому балансу, апробации социальных ролей с помощью драматизации, импровизации. Театральные постановки адаптируются для детей с ограниченными возможностями так, чтобы для них была отведена роль в соответствии с их возможностями.

Выделенным условиям могут соответствовать такие новые технологии как:

• гарденотерапия - особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации, при помощи которой происходит приобщения детей и взрослых к работе с растениями. Данная СКТ способствует предупреждению невротических и неврозоподобных расстройств, психического инфантилизма, коррекции психоэмоциональной и волевой сферы, развитию элементарных трудовых и профессиональных

навыков, развитию познавательной и творческой активности, овладению систематизированными знаниями об окружающей жизни.

• глинотерапия - в основе данной СКТ лежит работа с пластическими материалами.

• иппотерапия, дельфинотерапия - реабилитация человека с привлечением потенциала верховой езды на лошади или общения с дельфинами. Цели - выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями от общения с лошадью и другими животными, природой; активный поиск новых форм взаимодействия с миром; подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости.

Данные технологии способствуют расширению круга общения, завязыванию социальных связей, обогащению жизненного опыта, развитию эмоционально-волевой сферы человека с ограниченными возможностями здоровья, развивают коммуникабельность, позволяет найти свою «нишу» в социуме. То есть, способствуют реализации основной цели интегративного образования - реабилитация и успешная адаптация ребенка с ОВЗ в обществе посредством общения со сверстниками без ограничений в развитии.

Литература

1. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года: [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.kremlin.ru / transcripts / 5979 . (14.11.2012)

2. Конвенция о правах инвалидов (Принята резолюцией 61 / 106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года) // Информационно-справочная система ООН : [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.un.org / ru / .(14.11.2012)

3. Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44 / 25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) // Информационносправочная система ООН: [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.un.org / ru / . (14.11.2012)

4. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, ст.7 // Информационно справочная система Консультант: [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.consultant.ru (14.11.2012)

5. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» ст.5 // Информационно справочная система Консультант: [Электронный ресурс]. -URl: http: // www.consultant.ru (14.11.2012)

6. Постановление «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» от 7 февраля 2011 года // Сайт Комитета по образованию Санкт-Петербурга: [Электронный ресурс]. - URL: http: // k-obr.spb.ru / page / 203 / . (14.11.2012)

7. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 15.05.2012 «Об утверждении Концепции образования детей с ограничен-

ными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга». - [Электронный ресурс]. - URL: http: // base.consultant.ru / cons / cgi / online.cgi?req=doc;base=SPB;n=125054 (14.11.2012)

8. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» от 12 сентября 2008 г. N 666 // Российская газета. - 24 сентября 2008.

9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова / Л. С. Выготский. - Москва: Педагогика-Пресс, 1996. - 480 с.

10. Одом, С. Дошкольное инклюзивное образование в США: обзор исследований с точки зрения экологических систем / С. Одом, Дж. Вит-цум // Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / под ред. В. Л. Рыскиной, Е.В. Самсоновой. - Москва: ФОРУМ, 2012.

11. Шипицына, Л. М. Экскурс в историю интеграции / Л. М. Шипицы-на // Специальная педагогика / Под ред. М.Н. Назаровой. - Москва: Академия, 2000. - 400 с.

12. Численность инвалидов в России составила около 10% // RBK.RU:

еженед. интернет-издание, 2010. - [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.rbc.ru / rbcfreenews / 20101203174641.shtml - 15.04.2012.

(14.11.2012)

13. Дети-инвалиды: задача со многими неизвестными // СТАТИСТИ-КА.ру: официальный сайт Гомкостат, Ростат и государственные службы РФ: [Электронный ресурс]. - URL: http: // statistika.ru / zdr / 2007 / 12 / 12 / zdr_9933.htm (14.11.2012)

Р.Ю. Сергеева

Социальная адаптация гиперактивных дошкольников средствами хореографического искусства

Проблема гиперактивности детей является достаточно актуальной в современном обществе, где ритм жизни ускоряется с каждым днем. Все это приводит к переутомлениям, стрессам и психологическим проблемам. Особенно это пагубно сказывается на детской психике: сегодня среди детей распространено такое явление, как синдром гиперактивности.

Гиперактивность - расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Таким детям тяжело контролировать свое поведение и концентрировать внимание. Установлено, что от 3 до 5% или почти 2 миллиона детей страдают гиперактивностью [4].

Синдром гиперактивности был впервые описан доктором Генрихом Хоффманом в 1845 году [3]. Выраженность гиперактивности среди

192

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.