Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОО'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
699
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
арт-терапия / музыкотерапия / куклотерапия / мнемотехника / креативная игротерапия / смехотерапия / телесно-ориентированая техника. / art therapy / music therapy / puppet therapy / mnemonics / creative game therapy / laughter therapy / body-oriented technique.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панькова Г.Н.

Статья посвящена проблеме внедрения инновационных технологий в деятельность педагогов ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья. В работе с детьми с ОВЗ недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим педагоги должны внедрять новые подходы, технологии и приёмы, которые позволят добиваться положительной динамики в обучении и воспитании детей дошкольного возраста с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES WHEN WORKING WITH CHILDREN WITH DISABILITIES IN A PRE-SCHOOL ENVIRONMENT

The Article is devoted to the problem of introducing innovative technologies in the activities of teachers of PRESCHOOL institutions for children with disabilities. When working with children with disabilities, it is not enough to use traditional methods of correctional work. In this regard, teachers should introduce new approaches, technologies and techniques that allow us to achieve positive dynamics in the education and upbringing of preschool children with disabilities.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОО»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ В

УСЛОВИЯХ ДОО

Панькова Г.Н.

старший преподаватель, г. Ставрополь, ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»

THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES WHEN WORKING WITH CHILDREN WITH DISABILITIES IN A PRE-SCHOOL ENVIRONMENT

Pankova G.

senior teacher, Stavropol, state educational INSTITUTION " Stavropol regional Institute of education development, advanced training and retraining of educational workers»

Аннотация

Статья посвящена проблеме внедрения инновационных технологий в деятельность педагогов ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья. В работе с детьми с ОВЗ недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим педагоги должны внедрять новые подходы, технологии и приёмы, которые позволят добиваться положительной динамики в обучении и воспитании детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Abstract

The Article is devoted to the problem of introducing innovative technologies in the activities of teachers of PRESCHOOL institutions for children with disabilities. When working with children with disabilities, it is not enough to use traditional methods of correctional work. In this regard, teachers should introduce new approaches, technologies and techniques that allow us to achieve positive dynamics in the education and upbringing of preschool children with disabilities.

Ключевые слова: арт-терапия, музыкотерапия, куклотерапия, мнемотехника, креативная игротера-пия, смехотерапия, телесно-ориентированая техника.

Keywords: art therapy, music therapy, puppet therapy, mnemonics, creative game therapy, laughter therapy, body-oriented technique.

В свете реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования инклюзивная деятельность направлена на обеспечение коррекции нарушений в развитии психики детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитание дошкольников с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекци-онно-развивающей среды, обеспечивающей реабилитацию, обучение, воспитание, социальную адаптацию.

У большинства дошкольников с ОВЗ наблюдаются проблемы в развитии психических познавательных процессов и умственной деятельности; различной степени нарушений в физическом развитии и сенсорных функций; а также наблюдается повышенная утомляемость, отвлекаемость или гиперактивность. Чтобы обеспечить полноценное развитие дошкольников с ОВЗ, необходимо внедрение нестандартных подходов, индивидуальных программ, инновационных технологий в сферу дошкольного образования.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает внедрение новых целей, содержания, методов и форм обучения при организации совместной деятельности педагога и ребенка с ОВЗ. Основным критерием инновационных технологий является повышение эффективности всего образовательного процесса за счет их активного примене-

ния. Авторами инновационных технологий являются: Коноваленко В. В., Ткаченко Т. А., Филичева Т. Б., Коноваленко С. В., Смирнова Л. Н., Нишева Н. В..

К основным функциям инноваций относятся изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания, методов, форм, средств обучения и воспитания и др.

Воспитание детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-разви-вающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для обучения с обычными детьми в рамках специальных образовательных стандартов, реабилитации, воспитания, обучения, а также коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации является знание структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, называемые первичным дефектом, могут быть скорректированы или исправлены. Здоровьесбере-гающие технологии наиболее актуальны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель этих технологий: обеспечить ребенку с ОВЗ возможность сохранить здоровье, сформировать необходимые знания, умения и навыки для ведения здорового образа жизни, а также научить его использовать полученный социальный опыт в повседневной жизни.

Актуально использовать инновационные технологии в системе дошкольного образования такие как:

- современные технологии арт-терапии;

- информационные технологии.

Арт-терапия в детском саду - это путь к психологическому здоровью ребенка. Виды арт-терапии: музыкальная терапия (вокалотерапия, игра на инструментах), сказкотерапия, изотерапия, мнемотехника, кукольная терапия, творческая игровая терапия, ароматерапия, смехотерапия, хромотерапия, кинезиотерапия (танцевальная терапия, телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика).

Музыкальная терапия - это метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки в зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения, музыка может оказывать положительный эффект на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Изотерапевтические методики применяются для когнитивного развития детей с ОВЗ (нетрадиционное рисование): "промокание", пальцевая роспись, рисование мягкой бумагой, рисование на стекле, нитевидная печать, рисование на манной крупе, техника рисования листьями, палочками, камнями, печать хлопком, оттиск пробкой, рисование ладонями.

Сказкотерапия - это метод, который использует сказочную форму для развития личности, расширения сознания и улучшения взаимодействия через речь с окружающим миром.

Кукольная терапия - это раздел арт-терапии, в котором кукла используется как основной метод воздействия, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Мнемоника - это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет формирования дополнительных ассоциаций. Суть мнемотехники заключается в том, что для каждого слова или фразы создается образ, а весь текст рисуется схематично. Используя эти схемы, ребенок может легко воспроизводить текстовую информацию.

Творческая игровая терапия - это метод, способствующий лучшей коррекции речи и развитию воображения, а также эмоционально-волевой сферы.

Песочная терапия способствует совершенствованию навыков практического общения, обогащению словарного запаса, развитию связной речи, развитию мелкой моторики руки, побуждению детей с ОВЗ к активным действиям и концентрации внимания, развитию воображения и образного мышления.

Смехотерапия - это разновидность психотерапии, которая помогает облегчить боль, расслабиться, снять эмоциональное напряжение, а также избавиться от застенчивости. Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, а также позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.

Ароматерапия - это использование эфирных масел и масляных суспензий для укрепления здоровья. Запахи координируют настроение, успокаивают перевозбужденную нервную систему, улучшают работоспособность, позволяют поддерживать хорошее настроение. Виды ароматерапии: распыление, ингаляции, массаж.

Хромотерапия (цветотерапия) - восстановление индивидуального биологического ритма с помощью специально подобранного цвета. Период дошкольного детства - это период интенсивного сенсорного развития ребенка. Стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста с ОВЗ с помощью цветотера-пии обоснована и эффективна. Цветотерапия несомненно способствует улучшению микроклимата в детском коллективе; стимулированию интеллектуального развития дошкольников; приобретению навыков психофизического расслабления дошколь-ниов с ОВЗ.

Телесно-ориентированные методы также являются инновационными технологиями. Растяжка -это чередование напряжения и расслабления в разных частях тела, что поможет нормализовать мышечный тонус. Упражнения на расслабление будут способствовать расслаблению. Дыхательные упражнения улучшают ритм работы организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Информационные технологии образования -это педагогические технологии, использующиеся для работы с информацией. В основу ИКТ в отечественной педагогике положены основные психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, В. Ю. Давыдовым, П. Я. Гальпериным, А. Р. Лурия, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным. Использование ИКТ при работе с детьми с особыми потребностями повысит их мотивацию к организации познавательной деятельности; позволит быстро создавать собственный дидактический материал; за счет повышенного эмоционального тонуса, что позволит более быстрому переводу учебного материала в долговременную память дошкольников данной категории.

Перспективным средством коррекции становятся инновационные технологии в деятельности педагога при работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. На фоне комплексной помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции детей с ОВЗ, способствуют оздоровлению всего организма, создают большие возможности для формирования коммуникативных способностей и общего развития, повышают мотивацию детей с ОВЗ к получению и усвоению новых знаний, а значит, будут способствовать его успешной социализации.

Список литературы

1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы / Л. И. Акатов.- М.: Вла-дос. 2003 год.-225 с.

2. Андерсен Б. мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В. Д. Бриик. Москва: Дрофа 2007. - 213с.

3. Гнездилова О. Н. психологические аспекты инновационной деятельности педагога / / Психологическая наука и образование. - 2006 год. - №»4. - 6165 с.

4. Земляченко М. В. Использование логопедом инновационных технологий в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья [текст] / / инновационные педагогические технологии: материалы VII Международной конференции. наука. Конф. (Казань, Октябрь 2017 Года). - Казань: Бук, 2017. - 69-71 С.-URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13028/ (дата обращения: 26.03.2020).

5. Калачикова О. Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную

деятельность / / Вестник Томского государственного университета. - 2008 год. - №316. - 174-177с.

6. Разина Н.А. профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения / / современные наукоемкие технологии. - 2008 год. - №1. -14 с.

7. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность учителя к инновационной деятельности / / Сибирский педагогический журнал. - 2007 год. - №1. - 4249 с.

8.Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность учителя к инновационной деятельности / / Сибирский педагогический журнал. - 2007 год. - №1. - 4249 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Родионова Т.С.

СВФУ им. М.К. Аммосова, ФЛФ, М-СЛХК-20

Горохова А.И.

Руководитель

к. филол. н., доцентСВФУ им. М.К. Аммосова

ORGANIZATION OF WORK WITH PARENTS OF SCHOOLCHILDREN IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Rodionova T.,

NEFU named after M.K. Ammosov, Philological faculty Master's degree in Comparative literature and art criticism

GorokhovaA.

Head

Ph. D., associate Professor of the NEFU named after M.K. Ammosov

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме - работе с родителями в период дистанционного обучения. На примере проектапо родительской вовлеченности для повышения качества образования показывает эффективность использования дистанционных технологий как одной из форм организации работы с родителями.

Abstract

The article is devoted to an urgent problem-working with parents during distance learning. Using the example of the project of parental involvement to improve the quality of education, the author shows the effectiveness of using distance technologies as one of the forms of organizing work with parents.

Ключевые слова: дистанционное обучение, техническое оснащение, классный руководитель, образовательный процесс, мониторинг.

Keywords: distance learning, technical equipment, class teacher, educational process, monitoring.

В связи с новыми условиями обучения учащихся в период пандемии COVID-19 родители несут большую ответственность за учебу и здоровье учащихся. Ситуация осложнилась тем, что старшее поколение бабушки и дедушки не могут оказать помощь детям, так как сами находятся на самоизоляции. Родители теперь вынуждены уделять большое внимание дистанционному обучению детей.

Несмотря на то, что ситуация очень напряженная, тем не менее пандемия может положительно отразиться на взаимоотношении родителей и детей.

С начала пандемии было множество нерешенных проблем начиная с отсутствия технического оснащения (таблица 1), заканчивая стрессом как родителей так и детей, так как дети круглосуточно находились дома. К началу сентября ситуация изменилась в лучшую сторону, многие родители приобрели технику и подключили интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.