Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
230
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ИМПРОВИЗАЦИЯ / СЦЕНИЧЕСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаньгина Е. П.

Цель исследования - рассмотреть роль сценической импровизации как инструмента формирования коммуникативных навыков подростков. Анализ теоретической литературы по психологии подросткового возраста, социальной психологии и исследований коммуникативных качеств подростков показал значимую роль процесса общения на данном возрастном этапе. С эффективностью межличностного взаимодействия детей подросткового возраста связаны формирование Я - концепции личности, адекватной положительной самооценки; возможность удовлетворения эмоциональных потребностей и потребности принадлежности к группе, построение отношений дружбы и любви. Сформированные коммуникативные навыки и умения положительно влияют на психологическое здоровье подростка и гармоничность его личностного развития. Для описания развития навыков общения на занятиях по сценической импровизации рассмотрена роль и функции процесса общения в подростковом возрасте, соотношение понятий общение и коммуникация, этапы процесса формирования навыка, потенциал культурно-творческой деятельности и досугового общения для развития составляющих процесса общения, перечислены формируемые коммуникативные навыки и основные требования к проведению занятий. В данной работе доказано, что формирование коммуникативных навыков, способствующих удовлетворению актуальных потребностей подростков, учитывающее их психологические и возрастные особенности возможно в рамках занятий сценической импровизацией. Результаты исследования могут быть использованы в работе преподавателей учреждений дополнительного художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS OF ADOLESCENTS IN THE PROCESS OF PRACTICING THEATRICAL IMPROVISATION

The purpose of the study is to consider the role of stage improvisation as a tool for the formation of adolescents' communication skills. An analysis of the theoretical literature on the psychology of adolescence, social psychology, and studies of the communicative qualities of adolescents showed the significant role of the communication process at this age stage. The effectiveness of interpersonal interaction among adolescents is associated with the formation of I - the concept of personality, adequate positive self-esteem; the possibility of satisfying emotional needs and the need for belonging to a group, building relationships of friendship and love. Formed communication skills and abilities have a positive effect on the psychological health of a teenager and the harmony of his personal development. To describe the development of communication skills in the classroom for stage improvisation, the role and functions of the communication process in adolescence, the relationship between the concepts of communication and communication, the stages of the skill formation process, the potential of cultural and creative activities and leisure communication for the development of the components of the communication process are considered, the formed communication skills and basic requirements for conducting classes. This paper proves that the formation of communication skills that contribute to meeting the actual needs of adolescents, taking into account their psychological and age characteristics, is possible within the framework of stage improvisation classes. The results of the study can be used in the work of teachers of institutions of additional art education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ»

Managing culture. 2023. No. 2 (6)

ВАК: 5.8.2

УДК: 316.346:316.77:792.09

EDN: CJAMAU ГРНТИ: 14.27.00

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ

АННОТАЦИЯ

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Цель исследования - рассмотреть роль сценической импровизации как инструмента формирования коммуникативных навыков подростков. Анализ теоретической литературы по психологии подросткового возраста, социальной психологии и исследований коммуникативных качеств подростков показал значимую роль процесса общения на данном возрастном этапе. С эффективностью межличностного взаимодействия детей подросткового возраста связаны формирование Я - концепции личности, адекватной положительной самооценки; возможность удовлетворения эмоциональных потребностей и потребности принадлежности к группе, построение отношений дружбы и любви. Сформированные коммуникативные навыки и умения положительно влияют на психологическое здоровье подростка и гармоничность его личностного развития.

Для описания развития навыков общения на занятиях по сценической импровизации рассмотрена роль и функции процесса общения в подростковом возрасте, соотношение понятий общение и коммуникация, этапы процесса формирования навыка, потенциал культурно-творческой деятельности и досугового общения для развития составляющих процесса общения, перечислены формируемые коммуникативные навыки и основные требования к проведению занятий.

В данной работе доказано, что формирование коммуникативных навыков, способствующих удовлетворению актуальных потребностей подростков, учитывающее их психологические и возрастные особенности, возможно в рамках занятий сценической импровизацией.

Результаты исследования могут быть использованы в работе преподавателей учреждений дополнительного художественного образования.

Шаньгина Елена Петровна

Екатеринбургская академия современного искусства

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Подростковый возраст, импровизация, сценическая театральная импровизация, коммуникативные навыки, дополнительное художественное образование.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Шаньгина Е. П. Формирование коммуникативных навыков подростков в процессе занятий театральной импровизацией // Управление культурой. 2023. №2(6). С. 24-29.

Психологической характеристикой подросткового возраста является ведущая роль общения в становлении его личности. Р. Хевигхерст считал, что в подростковом возрасте должны быть решены восемь задач развития, одна из которых состоит в формировании «...новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Чтобы стать взрослым, необходимо научиться искусству общения и поведения в группе»1.

Границы подросткового возраста начинаются с 1011 лет и заканчиваются 15-17 годами. На протяжении этого периода у подростков происходят значительные перемены во взаимоотношениях со сверстниками. Начинается процесс психологической сепарации от родителей, формируется чувство взрослости, когнитивные возможности становятся более развитыми,

1 Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2023. с. 36. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/511139 (дата обращения: 28.02.2023).

подростки могут лучше понимать окружающих. Это способствует развитию более осмысленного и близкого общения с ровесниками. Потребность в общении является психологической основой контактов между подростками. Стабильное, удовлетворяющее эмоциональные потребности общение с ровесниками положительно влияет на формирование самооценки подростка, психологическое здоровье, социальную адаптацию в целом [7, 9, 15].

В то же время ситуации межличностного взаимодействия со сверстниками предъявляют к подростку значительные требования, «.требуют вложения существенных дополнительных сил, мобилизации имеющихся ресурсов» [14, с. 185].

Овладение навыками общения происходит в процессе социализации подростка благодаря взаимодействию со взрослыми и ровесниками. Целенаправленное формирование навыков происходит в учебной и

© ABTop(bi) / The Author(s) 2023. Open Access This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License, which permits use, sharing, adaptation, distribution and reproduction in any medium or format, as long as you give appropriate credit to the original author(s) and the source, provide a link to the Creative Commons license, and indicate if changes were made.

внеучебной деятельности. Внеучебная деятельность реализуется в системе художественного образования, в том числе в детских школах искусств. Здесь создаются условия, необходимые для самореализации подростков, приобретения ими социального опыта, развития навыков взаимодействия и общения друг с другом.

В теоретической литературе выделяются следующие функции общения со сверстниками в подростковом возрасте:

• передача и получение информации, которую взрослые не могут сообщить;

• общение выступает в роли специфического вида деятельности, что положительно влияет на выработку навыков взаимодействия;

• создание чувства эмоционального благополучия, через осознание групповой принадлежности. Пик группового общения приходится на возраст 13-14 лет [12].

Сам процесс общения трактуется как процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается совместной деятельностью и включают в себя обмен информацией, взаимодействие, восприятие [3, 4, 12].

Близким по значению является понятие коммуникации - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия [6].

В теоретических исследованиях отмечаются разные точки зрения на соотношение понятий общение и коммуникация. Общение может рассматриваться как более общее понятие по отношению к коммуникации, так как включает в себя не только непосредственное взаимодействие между людьми, но и перцептивные, интерактивные аспекты. А коммуникация подразумевает все существующие способы социальных связей и взаимосвязи и отражает поведенческую сторону взаимодействия людей [3, 6].

Взгляд на общение как «взаимодействие на основе взаимного психического отражения» дает возможность рассматривать его как частный случай процесса коммуникации, подразумевающего любой вид информации [13, с. 204]. Другие авторы подчеркивают, что не стоит абсолютизировать различия между понятиями коммуникация и общение. Данные понятия можно считать синонимичными и их использование зависит от задач, решаемых в конкретной ситуации [1, 5]. В данной работе мы рассматриваем понятия общения и коммуникации как тождественные.

Процесс общения реализуется как ряд умений и навыков. С. Л. Рубинштейн трактовал понятие навыка как автоматизированные компоненты сознательного действия, возможность индивида выполнять действие, не делая это своей сознательной целью [10]. Б. Б. Айсмонтас определяет навык как «способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформи-рованности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов» [2, с. 204]. Коммуникативные навыки - это автоматические выполняе-

мые компоненты сознательной коммуникативной деятельности [6, 8].

Этапы формирования навыка состоят из развернутого выполнения действия и фиксации каждого шага в сознании, а затем постепенного свертывания процесса осознания выполнения действия. По мере тренировки действие становится автоматизированным и формируется навык. Основными характеристиками навыка можно назвать отсутствие целенаправленного сознательного регулирования и высокое качество владения действием. Навыки вырабатываются в процессе выполнения действий поэтапно [1, 2, 6, 10].

Последовательность формирования навыка соотносится с базовыми положениями теории поэтапного формирования умственных действий и метода управляемого формирования психических процессов П. Я. Гальперина. Раскрывая психологическое содержание процесса интериоризации, П. Я. Гальперин описал психическую деятельность как результат переноса внешних действий во внутренний план отражения. «Процесс переноса происходит несколько этапов, на каждом из которых проходит новое отражение и воспроизведение действия и его систематическое преобразование» [16, с. 57]. Данные закономерности можно отметить и в развитии навыка общения подростков.

В подростковом возрасте коммуникативные навыки наращиваются и совершенствуются. Но у ряда подростков возникают коммуникативные трудности, связанные с решением задач в сфере общения. Согласно исследованиям А. Г. Самохваловой, в младшем подростковом возрасте они преимущественно связаны струдностями «взаимопонимания,слушания,взаимопомощи, рефлексии, самовыражения в общении, трудности, связанные с негативным образом Я и низкой самооценкой. Эти трудности являются для ребенка нормативными; однако невозможность своевременно и успешно преодолеть их тормозит процесс развития ребенка как субъекта общения» [11, с. 233]. Также подростковый возраст является сензитивным для возникновения содержательных, инструментальных и рефлексивных коммуникативных трудностей. Резкие изменения в структуре коммуникативного арсенала возникают в подростковый кризис, что может повлиять на развитие неконструктивных стратегий коммуникативного поведения.

И даже в условиях отсутствия выраженных коммуникативных затруднений есть группы ситуаций, которые подростки оценивают как субъективно трудные: межличностное взаимодействие со сверстниками (ссоры, конфликты, разрывы отношений, непонимание); ситуации взаимодействия с родителями [14].

Дети подросткового возраста высоко ценят дружелюбие и общительность, при этом девушки отдают предпочтение способности понимать переживания других людей и эмпатии, раскрепощенности в общении. Именно эти ресурсы помогают подросткам быть принятыми в сообществе сверстников, что является принципиально важным для успешного личностного развития и формирования Я-концепции в этот возраст-

Мападтд сиШлге. 2023. N0. 2 (6)

Shangina Е. Р.

ной период. Согласно исследований С. А. Хазовой, подростки расценивают свои коммуникативные качества как один из значимых ресурсов.

В своем исследовании мы исходим из гипотезы, что формирование коммуникативных навыков, способствующих удовлетворению актуальных потребностей подростков, учитывающее их психологические и возрастные особенности, возможно в рамках занятий сценической импровизацией.

Сценическая импровизация - это «процесс, протекающий в условных обстоятельствах сценической площадки и заранее определенных игровых правил, направленный на поиск выхода из проблемной ситуации, в результате которого рождается субъективно новое знание, возникающее непосредственно в момент этого поиска и создающееся на основе имеющейся технической вооруженности»2. Иными словами, это спонтанное исполнение творческой задачи без сценария, деятельность по выполнению чего-то незапланированного в рамках предложенных обстоятельств.

Занятия сценической импровизацией можно отнести к культурно-творческой деятельности. Ю. А. Стрельцов одной из ее значимых составляющих считает до-суговое общение. Досуговое общение может протекать как в стихийно образующихся группах, так и в стабильных досуговых объединениях. Для них характерны устойчивость, организованность, регулярность, наличие повторяющейся единой деятельности и связи между субъектами общения. Это приводит к большей осознанности взаимоотношений в коллективе и повышает социокультурный потенциал такого общения, изменяет поведение и сознание субъектов взаимодействия [13, с. 219].

На занятиях по сценической импровизации подростки развивают коммуникативные умения и навыки и через непосредственное досуговое общение, и через целенаправленное обучение. Формированию коммуникативных навыков посредством сценической импровизации способствуют такие ее характеристики, как командный характер работы, структурирование деятельности правилами, наличие ситуаций неопределенности из-за отсутствия сценария, необходимость поиска творческих решений сложных ситуаций. Сценическая импровизация создает возможности для подростков развивать умение предлагать и принимать идеи партнеров по сцене, реализовать гибкое лидерство, отказываться от эгоцентрических устремлений для достижения групповой цели, реализовывать свои уникальные способности, находить свое место в группе и творческом процессе, принимать и давать конструктивную обратную связь, развивать навыки построения целостного высказывания [17].

Преимущества сценической импровизации:

• безопасные условия для поведенческих экспериментов;

• развитие спонтанного поведения;

2 Гребенкин А. Сценическая импровизация. Режим доступа: http://theater111.ru/science05.php?print=pdf (дата обращения: 11.11.2022).

• эффективный способ освоения метапредметных компетенций;

• формирование творческого мышления;

• формирование навыка терпимости к ошибкам;

• обращается к собственному опыту человека и участников группы;

• занятия проходят весело, но есть место и драматическим переживаниям;

• отреагирование негативных эмоций, снижение эмоционального напряжения;

• игровое поведение как ресурс личности;

• экономическая доступность.

Занятия спонтанной сценической импровизацией способствуют формированию коммуникативных навыков в разнообразных видах деятельности - играх, импровизациях, коммуникативных упражнениях, обсуждении, рефлексии. В импровизации подростки учатся распознавать коммуникативные ситуации, выбирать адекватные им способы вербального и невербального ответа, целесообразно применять их в групповом взаимодействии.

Сценическая импровизация погружает подростков в ситуации, где для получения творческого результата необходимо использовать навыки конструктивного взаимодействия, техники вербального и невербального контакта, которые реализуются в конкретных поступках, действиях, словах, жестах, позах, интонациях, влияющих на комфорт или дискомфорт общающихся, способствующих или мешающих их взаимопониманию.

Ключевыми формируемыми коммуникативными навыками в сценической импровизации можно назвать:

• навык согласования деятельности для достижения общей творческой задачи с использованием вербальных и невербальных средств общения;

• внимательное отношение к партнеру, основанное на восприятии невербальных и вербальных средств общения;

• построение целенаправленного высказывания с использованием вербальных и невербальных средств общения.

Выбранные навыки соотносятся со структурой процесса общения: коммуникативная сторона общения (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами); интерактивная сторона (заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, обмене действиями); перцептивная сторона общения (восприятие и познание друг друга в процессе общения, установление взаимопонимания) [4].

Формирование коммуникативных навыков подростков в процессе занятий сценической импровизацией предполагает соблюдение ряда педагогических условий, в том числе ограничение числа участников, четкая структура занятия, наличие необходимого реквизита, поведенческой и мотивационной составляющих.

Рекомендуемый размер группы может составлять 8-12 человек. Такое количество подростков дает возможность создания сплоченной группы, объединяющей участников с разным жизненным опытом, коммуникативными навыками, характерами и мировоззре-

нием. Что, в свою очередь, создает основу для непосредственного обмена опытом и взаимным обучением участников. Также такой численный состав облегчает педагогу процесс работы с динамикой развития группы подростков, создает условия для рефлексии и индивидуальной отработки необходимых навыков.

В начале занятий сценической импровизацией необходимо сформулировать и принять правила группы, касающиеся процесса проведения занятий, подачи обратной связи, межличностного общения. Поскольку сам процесс спонтанной импровизации предполагает большее самораскрытие, то правила группы создают психологически безопасную среду для подростков, способствующую их безопасному экспериментальному поведению.

Структура занятия включает игровые разогревы и разминки, импровизационные упражнения, рефлексию полученного опыта. Оптимальная продолжительность занятия по сценической импровизации с подростками 1,5-2 часа с небольшими перерывами. Соотношение разминок и собственно импровизационных упражнений может варьироваться в зависимости от опыта группы: в начале занятий больше внимания уделяется играм, разминкам и разогревам, далее постепенно увеличивается количество заданий на сценическую импровизацию.

Повышает импровизационные навыки подростков работа с реквизитом. Сценическая импровизация ну-

ждается в минимальном количестве реквизита: стулья, ткани разных цветов, доступные музыкальные инструменты и т.д. Импровизация не требует изготовления декораций, костюмов.

Противопоказанием к участию в занятиях будут явный негативизм в поведении подростка, низкая способность к сотрудничеству. Также противопоказанием может быть отсутствие мотивации к овладению непосредственно импровизацией. Важным условием занятий сценической импровизацией будет личностная и профессиональная готовность педагога к применению коммуникативных и импровизационных навыков.

Таким образом, в процессе занятий по сценической импровизации подростки могут формировать актуальные для них коммуникативные навыки и повышать свои ресурсные возможности для решения задач межличностного общения и самореализации. При этом сущностные характеристики процесса импровизации, требования к организации занятий по сценической импровизации создают возможности для гибкого формирования коммуникативных навыков, в целенаправленном и свободном взаимодействии с ровесниками и педагогом. Перспективу исследования могут составить изучение и углубленная проработка теоретических вопросов: содержание понятия «навык», процесс формирования навыков общения, разработка параметров оценки сформированности навыков общения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

[1] Агальцев А. М. Общение и коммуникация // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2008. № 4. URL: https://cyberieninka.ru/articie/n/obschenie-i-kommunikatsiya (дата обращения: 12.05.2023).

[2] Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология : учебник для вузов. М. : Издательство Юрайт, 2023. 483 с. (Высшее образование). ISBN 978-5-534-14692-9 // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/520238 (дата обращения: 14.03.2023).

[3] Алтунина И. Р. Социальная психология : учебник для вузов. 2-е изд. М. : Издательство Юрайт, 2023. 409 с. (Высшее образование). ISBN 978-5-534-08736-9 // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/510720 (дата обращения: 14.03.2023).

[4] Андреева Г. М. Социальная психология : учебник. 5-е изд. М.: Аспект Пресс, 2014. 363 с.

[5] Ахьямова И. А. Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с детьми // Педагогическое образование в России. 2010. № 1. URL: https://cyberienrnka.ru/articieAi/ neverbainoe-obschenie-v-sotsiaino-pedagogicheskoy-deyateinosti-s-detmi (дата обращения: 09.06.2023).

[6] Аюпова Э. И. Формирование коммуникативных навыков акцентуированных подростков // Преподаватель XXI век. 2007. № 2. URL: https://cyberieninka .ru/articie/n/formirovanie-kommunikativnyh-navykov-aktsentuirovannyh-podrostkov (дата обращения: 14.03.2023).

[7] Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Психология подростка. 2-е изд., испр. и доп. М. : Просвещение, 1965. 316 с.

[8] Очирова Л. И. Формирование коммуникативных навыков подрост-

ков в условиях совместной деятельности // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 5. URL: https://cyberieninka.ru/ articie/n/formirovanie-kommunikativnyh-navykov-podrostkov-v-usioviyah-sovmestnoy-deyateinosti (дата обращения: 14.03.2023).

[9] Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2010. 816 с.

[10] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2007. 720 с.

[11] Самохвалова А. Г. Динамика затрудненного общения в детстве: результаты лонгитюдного исследования // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 2. URL: https://cyberieninka.ru/ articie/n/dinamika-zatrudnennogo-obscheniya-v-detstve-rezuitaty-iongityudnogo-issiedovaniya (дата обращения: 01.06.2023).

[12] Свеницкий А. Л. Социальная психология: учебник. М. : К Велби, Изд-во Проспект. 2004. 336 с.

[13] Стрельцов Ю. А. Культурология досуга: учебное пособие. 2-е изд. М.: МГУКИ, 2003. 296 с.

[14] Хазова С. А. Ментальные ресурсы субъекта в разные возрастные периоды: дис...доктора псих.наук: 19.00.13. Кострома, 2014. 540 с.

[15] Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися. М.: Генезис, 2007. 208 с.

[16] Шабельников В. К. Основные идеи П. Я. Гальперина о логике и механизмах формирования психических процессов // Национальный психологический журнал. 2017. № 3 (27). С. 56-61.

[17] Шаньгина Е. П., Ахьямова И. А. Педагогический потенциал сценической импровизации в работе с подростками в дополнительном художественном образовании // Педагогическое образование в России. 2022. № 6. С. 202-208. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_24.

Managing culture. 2023. No. 2 (6)

Shangina E. P.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Шаньгина Елена Петровна - Екатеринбургская академия современного искусства (620012, Россия, Екатеринбург, ул. Культуры, 3); [email protected]. Аи^ог^ РИНЦ: 789296.

FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS OF ADOLESCENTS IN THE PROCESS OF PRACTICING THEATRICAL IMPROVISATION

ABSTRACT

AUTHOR'S INFORMATION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Elena P. Shangina

Ekaterinburg Academy of Contemporary Art

KEYWORDS

Adolescence, improvisation, stage theatrical improvisation, communication skills, additional art education.

The purpose of the study is to consider the role of stage improvisation as a tool for the formation of adolescents' communication skills. An analysis of the theoretical literature on the psychology of adolescence, social psychology, and studies of the communicative qualities of adolescents showed the significant role of the communication process at this age stage. The effectiveness of interpersonal interaction among adolescents is associated with the formation of I - the concept of personality, adequate positive self-esteem; the possibility of satisfying emotional needs and the need for belonging to a group, building relationships of friendship and love. Formed communication skills and abilities have a positive effect on the psychological health of a teenager and the harmony of his personal development.

To describe the development of communication skills in the classroom for stage improvisation, the role and functions of the communication process in adolescence, the relationship between the concepts of communication and communication, the stages of the skill formation process, the potential of cultural and creative activities and leisure communication for the development of the components of the communication process are considered, the formed communication skills and basic requirements for conducting classes.

This paper proves that the formation of communication skills that contribute to meeting the actual needs of adolescents, taking into account their psychological and age characteristics, is possible within the framework of stage improvisation classes.

The results of the study can be used in the work of teachers of institutions of additional art education.

FOR CITATION

Shangina, E. P. (2023). Formation of communicative skills of adolescents in the process of practicing theatrical improvisation. Managing culture, (2), 24-29.

REFERENCES

[1] Agal'tsev A. M. Obshcheniye i kommunikatsiya // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Mezhdunarodnyye otnosheniya. 2008. № 4. URL: https://cyberLeninka.ru/articLe/n/obschenie-i-kommunikatsiya (data obrashcheniya: 12.05.2023).

[2] Aysmontas B. B. Pedagogicheskaya psikhoLogiya : uchebnik diya vuzov. M. : IzdateL'stvo Yurayt, 2023. 483 s. (Vyssheye obrazovani-ye). ISBN 978-5-534-14692-9 // ObrazovateL'naya pLatforma Yurayt [sayt]. URL: https://urait.ru/bcode/520238 (data obrash-cheniya: 14.03.2023).

[3] Altunina I. R. SotsiaL'naya psikhoLogiya : uchebnik dLya vuzov. 2-ye izd. M. : IzdateL'stvo Yurayt, 2023. 409 s. (Vyssheye obrazovani-ye). ISBN 978-5-534-08736-9 // ObrazovateL'naya pLatforma Yurayt [sayt]. URL: https://urait.ru/bcode/510720 (data obrash-cheniya: 14.03.2023).

[4] Andreyeva G. M. SotsiaL'naya psikhoLogiya : uchebnik. 5-ye izd. M.: Aspekt Press, 2014. 363 s.

[5] Akh'yamova I. A. NeverbaL'noye obshcheniye v sotsiaL'no-pedagog-icheskoy deyateL'nosti s det'mi // Pedagogicheskoye obrazovani-ye v Rossii. 2010. № 1. URL: https://cyberLeninka.ru/articLe/n/ neverbaLnoe-obschenie-v-sotsiaLno-pedagogicheskoy-deyateLnosti-s-detmi (data obrashcheniya: 09.06.2023).

[6] Ayupova E. I. Formirovaniye kommunikativnykh navykov aktsen-tuirovannykh podrostkov // PrepodavateL' KhKhI vek. 2007. № 2. URL: https://cyberLeninka.ru/articLe/n/formirovanie-kommunikativnyh-navykov-aktsentuirovannyh-podrostkov (data obrashcheniya: 14.03.2023).

[7] Krutetskiy V. A., Lukin N. S. PsikhoLogiya podrostka. 2-ye izd., ispr. i dop. M. : Prosveshcheniye, 1965. 316 s.

[8] Ochirova L. I. Formirovaniye kommunikativnykh navykov podrostkov v usLoviyakh sovmestnoy deyateL'nosti // Obshchestvo: sotsi-oLogiya, psikhoLogiya, pedagogika. 2017. № 5. URL: https:// cyberLeninka.ru/articLe/n/formirovanie-kommunikativnyh-navykov-

WaHbTMHa E. n.

ynpaB^eHMe KynbTypoW. 2023. № 2 (6)

podrostkov-v-usioviyah-sovmestnoy-deyateinosti (data obrash-cheniya: 14.03.2023).

[9] Rays F., Doldzhin K. Psikhoiogiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta. SPb.: Piter, 2010. 816 s.

[10] Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhoiogii. SPb., 2007. 720 s.

[11] Samokhvalova A. G. Dinamika zatrudnennogo obshcheniya v detstve: rezui'taty iongityudnogo issiedovaniya // Yarosiavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2014. № 2. URL: https://cyberieninka. ru/articie/n/dinamika-zatrudnennogo-obscheniya-v-detstve-rezuitaty-iongityudnogo-issiedovaniya (data obrashcheniya: 01.06.2023).

[12] Svenitskiy A. L. Sotsiai'naya psikhoiogiya: uchebnik. M. : K Veibi, Izd-vo Prospekt. 2004. 336 s.

[13] Strel'tsov Yu. A. Kui'turoiogiya dosuga: uchebnoye posobiye. 2-ye

AUTHOR'S INFORMATION

izd. M.: MGUKI, 2003. 296 s.

[14] Khazova S. A. Mentai'nyye resursy sub"yekta v raznyye vozrast-nyye periody: dis...doktora psikh.nauk: 19.00.13. Kostroma, 2014. 540 s.

[15] Khukhlayeva O. V. Shkoi'naya psikhoiogicheskaya siuzhba. Rabota s uchashchimisya. M.: Genezis, 2007. 208 s.

[16] Shabel'nikov V. K. Osnovnyye idei P. Ya. Gai'perina o iogike i mekh-anizmakh formirovaniya psikhicheskikh protsessov // Natsion-ai'nyy psikhoiogicheskiy zhurnai. 2017. № 3 (27). S. 56-61.

[17] Shan'gina Ye. P., Akh'yamova I. A. Pedagogicheskiy potentsiai st-senicheskoy improvizatsii v rabote s podrostkami v dopoinitei'nom khudozhestvennom obrazovanii // Pedagogicheskoye obrazovani-ye v Rossii. 2022. № 6. S. 202-208. DOI: 10.26170/2079-8717_ 2022_06_24.

Elena P. Shangina - Ekaterinburg Academy of Contemporary Art (3, Kultury St., Ekaterinburg, 620012, Russia); [email protected]. RSCI AuthorlD: 789296.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.