КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ Саврасова С.В. Email: [email protected]
Саврасова Светлана Владимировна - студент магистратуры, кафедра общей и социальной психологии, факультет философии и психологии, Воронежский государственный университет, г. Воронеж
Аннотация: в статье анализируется важность общения в развитии личности, противоречивость подросткового возраста, направленности подросткового общения, особенности коммуникативной компетентности в подростковом возрасте, роль деятельности педагогов и психолога при формировании коммуникативных навыков. Необходимыми составляющими коммуникативной компетентности являются взаимопонимание между участниками общения и понимание ситуации и предмета общения. Сформированность коммуникативной компетентности проявляется во взаимодействии подростков.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, общение, подростковый возраст.
TEENAGERS COMMUNICATIVE COMPETENCE Savrasova S.V.
Savrasova Svetlana Vladimirovna - master's Student, DEPARTMENT OF GENERAL AND SOCIAL PSYCHOLOGY, FACULTY OF PHILOSOPHY AND PSYCHOLOGY, VORONEZH STATE UNIVERSITY, VORONEZH
Abstract: the article analyzes the importance of communication in the development of personality, the inconsistency of adolescence, the orientation of adolescent communication, the features of communicative competence in adolescence, the role of teachers and psychologists in the formation of communication skills. The necessary components of communicative competence are mutual understanding between the participants of communication and understanding of the situation and the subject of communication. The formation of communicative competence is manifested in the interaction of adolescents. Keywords: communicative competence, communication, adolescence.
УДК 159.922.8
Общение - одно из важнейших условий развития личности. Сложно представить себе нашу жизнь без него. Без определенных навыков и умений, получаемых в результате общения, невозможно адаптироваться в социальной среде. Поэтому для эффективного общения необходимо овладеть коммуникативной компетентностью.
Исследованием компетентности в общении активно занимается множество авторов. Слово competence на русский язык имеет два перевода: термин «компетенция» и термин «компетентность». В научно-исследовательской среде эти понятия либо отождествляются, либо дифференцируются. Подробно этот вопрос рассматривается И.А. Зимней, которая выделяет основанный на компетенции подход как подчёркивающий «практическую, действенную сторону, тогда как подход, основанный на понятии «компетентность», которое включает собственно личностные (мотивация, мотивационно-волевые и др.) качества, определяется как более широкий, соотносимый с гуманистическими ценностями образования» [3].
Более подробную трактовку этих терминов даёт А.В. Хуторской: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по
отношению к ним; компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [7]. Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определённые знания, определённую характеристику, быть осведомлённым в чём-либо, обладать компетенцией - значит обладать определёнными возможностями в какой-либо сфере.
Понятие коммуникативной компетентности в исследовании зарубежных авторов часто не используется. Употребляются такие понятия как: коммуникационная компетенция, коммуникативная компетенция или коммуникационная компетентность и т.д., которые по содержанию близки к исследуемому.
Термин «коммуникативная компетенция» ввел американский антрополингвист Д. Хаймс. Он считал, что высказыванию неотъемлемы свои правила, подчиняющиеся правилам грамматики и усвоение которых дает способность пользоваться языком в процессе коммуникации. Другими словами, в компетентности отражается подготовленность человека к выполнению определенной деятельности и включены не только когнитивные (навыки, знания), но и не когнитивные (мотивацию, ценностные ориентации, этические установки и т.д.) компоненты.
Б. Спицберг в своих работах термин «коммуникационная компетенция» раскрывает следующим образом: «соответствие коммуникативного поведения данной ситуации и его эффективность». А. Маслоу считал, что коммуникативная компетентность - это одна из важных качественных характеристик личности, которая позволяет реализовать её потребности в социальном признании, уважении, самоактуализации и помогает успешному процессу социализации.
По мнению К. Данцигер коммуникативная компетентность - это «способность человека реализовать коммуникативные функции в соответствии с условиями ситуации». В основу коммуникативной компетентности он закладывает «умение встать на точку зрения партнера, строить общение так, чтобы оно было понято собеседником». Критерий развитой коммуникативной компетентности по мнению К.Данцигера является желание партнеров продолжать общение, развивать диалог. При этом он отмечает, что если партнеры в общении не обладают достаточным коммуникативным мастерством, и испытывают некоторые затруднения при диалоге, но в силу свойственной им общительности, ради достижения общих целей в деятельности они могут быть заинтересованы в общении.
Понятие коммуникативная компетентность в работах отечественных авторов определяется неоднозначно, но четко выделяется общее в большинстве существующих определений - коммуникативная компетентность является включение в структуру эффективного общения. В отечественной психологии впервые понятие «коммуникативная компетентность» было использовано А. А. Бодалевым и интерпретировалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).
Таким образом, коммуникативная компетентность - это способности человека устанавливать и в дальнейшем совершать необходимый контакт с другим человеком.
Необходимыми компонентами коммуникативной компетентности являются:
1) эмоциональная отзывчивость, эмпатия, чувствительность, способность сопереживать и сострадать другому, быть внимательным к действиям партнеров.
2) познание другого человека, способность предвидеть поведение другого человека, умение эффективно разрешать различные проблемы, возникающие между людьми, т.е. когнитивный компонент.
3) поведенческий компонент, который отражает способности к сотрудничеству, совместной деятельности, к проявлению инициативности, умения адекватно общаться, а также включает в себя организаторские способности и т.п. [5].
Особенно важно развитие коммуникативной компетентности у подростков. Ведь самым кризисным периодом в становлении личности принято считать подростковый
период. Переходный возраст - время перестройки всех сфер развития, время формирования социальных установок. В этот момент в подростке сталкиваются две противоречивые тенденции: с одной стороны - негативизм и оппозиционность, с другой, более позитивной - самостоятельность и формирования сознательного отношения к себе. Ребёнок выходит на новую социальную позицию, а межличностные отношения становятся более содержательными и разнообразными. Поэтому в этот остро протекающий период особое положение занимает общение.
Совершенно разными ролями наделены две направленности подросткового общения. В сфере «общение с ровесниками» (одноклассники, друзья, братья и сёстры) подросток неизбежно сталкивается со сложностями отношений среди равных себе, именно в этой жизненно необходимой среде он находит некий «эталон» - образец для подражания и здесь же получает необходимую оценку своих качеств и умений. Безусловно, роль этой сферы велика. Однако, обращаясь ко второй направленности «общение со взрослыми» (родители, преподаватели), стоит отметить желание подростка обладать теми же возможностями и правами, что и взрослый. Нередко, с претензией на равенство, подростки идут на конфликт со взрослыми, Поэтому данная сфера не менее сложная. В конечном итоге две эти направленности образуют единую систему, в которой и происходит процесс становления личности подростка. В процессе общения с ровесниками, подростку свойственно сравниваться себя с ними, анализировать.
Сформированность подростковой коммуникативной компетентности проявляется в общении. Одним из важнейших критериев развитой коммуникативной компетентности у подростка является рефлексия. Это возможность человека оценивать себя, своё сознание и анализировать, насколько он понят и воспринят партнером по общению. Не менее ценным критерием подростковой коммуникативной компетентности считается умение использовать вербальные и невербальные средства общения. Важно не только уметь передавать содержание информации при помощи вербальных средств, но и знать как сопроводить информацию невербальными средствами общения (мимика, жесты). Еще одним определяющим навыком успешного социального взаимодействия является коммуникабельность. Это способность личности налаживать контакт с окружающими и быстро адаптироваться к новой среде. Также немаловажной характеристикой для подростка считается способность к сочувствию и сопереживанию. Эмпатия позволяет понять чувства другого человека и правильно реагировать на его эмоции.
Особую роль в формировании и развитии подростковой компетентности играет деятельность педагога и психолога. Необходимым условием является создание вышеперечисленными коммуникативных ситуаций, удовлетворяющих социальную потребность подростка в общении. Кроме того, не менее эффективными «помощниками» в общении являются социально-психологические тренинги, в ходе которых можно обучить подростка безопасному поведению в группе. Это эффективное средство психолого-педагогического воздействия позволяет решать широкий спектр задач в области развития коммуникативной компетентности у подростков [1].
В заключение можно прийти к выводу, что значимость компетенции в общении в современном обществе возрастает, а формирование коммуникативной компетентности у подростков является актуальной проблемой психологии. Развитие коммуникативной компетенции благоприятно влияет на становление и развитие личности, ее успешную адаптацию в социуме. Тренинговая работа по развитию коммуникативных навыков в подростковом возрасте будет иметь положительную динамику. Подросток со сформированными коммуникативными навыками будет успешен во взаимодействии с окружающими, так как способен к эмпатии, рефлексии, адекватному использованию вербальных и невербальных средств общения.
Список литературы /References
1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы: [учеб. пособие для вузов]. М.: Eksmo Education, 2007. 416 с.
2. Горелов И.Н. Основы психолингвистики. М., 1997.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 38 с.
4. КулагинаИ.Ю. Возрастная психология. / И.Ю. Кулагина. М.: ЭСМО, 2001. 356 с.
5. Муравьева О.И. Психология коммуникативной компетентности: Учебник. Томск. Изд-во Том. ун-та, 2012 160 с.
6. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников - Ярославль, 2003.
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос", 2002. 23 апреля. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm/ (дата обращения: 14.12.2020).