Научная статья на тему 'Возможности социально-психологического тренинга в развитии коммуникативной толерантности в подростковом возрасте'

Возможности социально-психологического тренинга в развитии коммуникативной толерантности в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
649
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COMMUNICATIVE TOLERANCE / DEVELOPMENT / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING / TOLERANCE / INTERACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чайковская Ирина Анатольевна, Чардымская Оксана Юрьевна

В развитии человеческого общества одним из возможных путей преодоления различных форм напряженности и нетерпимости является развитие у подрастающего поколения коммуникативной толерантности. Вопросы коммуникативной толерантности одни из наиболее сложных в современной науке. Не случайно в последние годы исследование различных аспектов феномена толерантности становится важным предметом исследования. Одним из наиболее важных периодов для развития коммуникативной толерантности является подростковый возраст. Именно в подростковом возрасте происходит формирование идентичности и сознания, а так же развитие коммуникативных навыков формирующейся личности. Активное включение во взрослую жизнь, значимое общение со сверстниками определяет направление развития подростка, которое будет зависеть от того, как он будет относиться к себе и окружающим его людям. В подростковом возрасте коммуникативная толерантность развивается в двух противоположных тенденциях: расширение его сферы общения с одной стороны и растущую индивидуализацию с другой. Развить коммуникативную толерантность возможно средствами социально-психологического тренинга, в котором подростки могут научиться общаться, терпеть, мириться с противоположным мнением, развивать рефлексию. Реализация социально-психологического тренинга, направленного на развитие уровня общительности, способности к множественной интерпретации и к более гибкому оцениванию проявлений другого человека, снижение негативизма в оценках, развитие рефлексии, будет способствовать развитию коммуникативной толерантности в подростковом возрасте. Основными механизмами развития коммуникативной толерантности в подростковом возрасте являются децентрация механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной, и рефлексия мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING IN THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE TOLERANCE IN ADOLESCENCE

In the development of human society, one of the possible ways of overcoming various forms of tension and intolerance is the development of communicative tolerance in the younger generation. The problem of communicative tolerance is one of the most urgent and complex in modern science. It is no accident, in recent years, the study of various aspects of the phenomenon of tolerance has become an important subject of research. One of the most important periods for the development of communicative tolerance is adolescence. It is during adolescence that identity and consciousness are formed, as well as the development of the communicative skills of the emerging personality. Active inclusion in adulthood, meaningful communication with peers determines the direction of development of a teenager, which will depend on how he treats himself and others around him. In adolescence communicative tolerance develops in two opposite tendencies: expansion of its sphere on the one hand and growing individualization on the other. To develop communicative tolerance is possible through means of social and psychological training, in which adolescents can learn to communicate, tolerate, tolerate the opposite opinion, develop reflection. The implementation of socio-psychological training aimed at developing the level of sociability, the ability to multiple interpretations and to a more flexible assessment of the manifestations of another person, the reduction of negativity in assessments, the development of reflection, will promote the development of communicative tolerance in adolescence. The main mechanisms for the development of communicative tolerance in adolescence are decentralization a mechanism for overcoming the egocentrism of the individual, arising in the form of points of view, the position of the subject as a result of the collision, comparison and integration with positions different from one’s own, and reflection is a thought process aimed at self-knowledge, emotions and feelings, states, abilities, behavior.

Текст научной работы на тему «Возможности социально-психологического тренинга в развитии коммуникативной толерантности в подростковом возрасте»

УДК 159.99 DOI: 10.25198/1814-6457-215-103

Чайковская И.А.1, Чардымская О.Ю.2

1Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия 2ООО РСПЦ «Ресурс», г Оренбург, Россия E-mail:oren-resurs@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

В развитии человеческого общества одним из возможных путей преодоления различных форм напряженности и нетерпимости является развитие у подрастающего поколения коммуникативной толерантности. Вопросы коммуникативной толерантности - одни из наиболее сложных в современной науке. Не случайно в последние годы исследование различных аспектов феномена толерантности становится важным предметом исследования.

Одним из наиболее важных периодов для развития коммуникативной толерантности является подростковый возраст. Именно в подростковом возрасте происходит формирование идентичности и сознания, а так же развитие коммуникативных навыков формирующейся личности. Активное включение во взрослую жизнь, значимое общение со сверстниками определяет направление развития подростка, которое будет зависеть от того, как он будет относиться к себе и окружающим его людям.

В подростковом возрасте коммуникативная толерантность развивается в двух противоположных тенденциях: расширение его сферы общения с одной стороны и растущую индивидуализацию с другой. Развить коммуникативную толерантность возможно средствами социально-психологического тренинга, в котором подростки могут научиться общаться, терпеть, мириться с противоположным мнением, развивать рефлексию.

Реализация социально-психологического тренинга, направленного на развитие уровня общительности, способности к множественной интерпретации и к более гибкому оцениванию проявлений другого человека, снижение негативизма в оценках, развитие рефлексии, будет способствовать развитию коммуникативной толерантности в подростковом возрасте.

Основными механизмами развития коммуникативной толерантности в подростковом возрасте являются децентрация - механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной, и рефлексия - мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения.

Ключевые слова: коммуникативная толерантность, развитие, социально-психологический тренинг, толерантность, взаимодействие.

Chaikovskaya I.A., Chardimskaya O.Yu.

Orenburg state university, Orenburg, Russia RSPC Resurs Ltd., Orenburg, Russia E-mail: oren-resurs@mail.ru

POSSIBILITIES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING IN THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE TOLERANCE IN ADOLESCENCE

In the development of human society, one of the possible ways of overcoming various forms of tension and intolerance is the development of communicative tolerance in the younger generation.

The problem of communicative tolerance is one of the most urgent and complex in modern science. It is no accident, in recent years, the study of various aspects of the phenomenon of tolerance has become an important subject of research.

One of the most important periods for the development of communicative tolerance is adolescence. It is during adolescence that identity and consciousness are formed, as well as the development of the communicative skills of the emerging personality. Active inclusion in adulthood, meaningful communication with peers determines the direction of development of a teenager, which will depend on how he treats himself and others around him.

In adolescence communicative tolerance develops in two opposite tendencies: expansion of its sphere on the one hand and growing individualization on the other. To develop communicative tolerance is possible through means of social and psychological training, in which adolescents can learn to communicate, tolerate, tolerate the opposite opinion, develop reflection.

The implementation of socio-psychological training aimed at developing the level of sociability, the ability to multiple interpretations and to a more flexible assessment of the manifestations of another person, the reduction of negativity in assessments, the development of reflection, will promote the development of communicative tolerance in adolescence.

The main mechanisms for the development of communicative tolerance in adolescence are decentralization - a mechanism for overcoming the egocentrism of the individual, arising in the form of points of view, the position of the subject as a result of the collision, comparison and integration with positions different from one's own, and reflection is a thought process aimed at self-knowledge, emotions and feelings, states, abilities, behavior.

Key words: communicative tolerance, development, social and psychological training, tolerance, interaction.

Развитие коммуникативной толерантности у подрастающего поколения является одним из возможных путей преодоления напряженности и нетерпимости в развитии современного общества.

О.Б. Скрябина [12] рассматривает коммуникативную толерантность как устойчивое личностное состояние, определяющее особый тип взаимодействия индивида с другими людьми и характеризующееся наличием в сознании субъекта успешного, личностно-значимого образца терпимого (бесконфликтного) коммуникативного поведения и доминантной направленностью сознания на его выполнение. Данное состояние включает в себя различные мотивы и убеждения, которые направлены на осознание модели предполагаемого поведения, определение необходимых способов воздействия.

Можно сказать, что коммуникативная толерантность - это «качество личности, которое говорит о сформированности сознания и служит показателем социальной зрелости личности» [7, с. 56].

Коммуникативная толерантность возникает и проявляется в результате взаимодействия человека с социумом. Вместе с этим фиксирует ненасильственный и бесконфликтный тип взаимодействия. Большинство исследователей считают, что коммуникативная толерантность может и должна быть воспитана. Однако данное воспитание может происходить только в специальных психолого-педагогических условиях.

Основным содержанием понятия коммуникативной толерантности является осознание многомерности общественного бытия, уважения человеческой личности, терпимое отношение к индивидуальным особенностям других людей, их взглядам, убеждениям, вере и т. п. [2].

Главными механизмами развития коммуникативной толерантности в психологии являются: децентрация (преодоления эгоцентризма личности) и рефлексия (осознание того, как другие люди воспринимают субъекта общения) [1]. Действие этих механизмов невозможно без существования взаимосвязи между самопознанием и познанием окружающих людей. По мнению Д. Д. Бодалева [3], многое зависит от знания человеком не только других, но и самого себя, а именно способность человека правиль-

но настроится на другого и выбрать актуальный обстоятельствам способ поведения.

Если рассматривать коммуникативную толерантность как установку, то она должна быть добровольным интеллектуальным выбором: она не навязывается, а формируется через воспитание, полученную информацию и личный жизненный опыт человека. В случае рассмотрения коммуникативной толерантности как действия, необходимо отметить наличие активной позиции самоограничения, то есть добровольную солидарность на взаимную терпимость разных субъектов общения.

В психологической литературе отмечается, что коммуникативная толерантность наиболее эффективно формируется и развивается в подростковом возрасте. Это связано с тем, что в данном периоде меняется ведущий вид деятельности: с учебной деятельности на общение со сверстниками и взрослыми. В подростковом возрасте происходит формирование идентичности и сознания, развиваются коммуникативные навыки подростка. Направление развития личности зависит от того, как он будет относиться к социуму, и в первую очередь к себе. Активное включение во взрослую жизнь и значимое в данный возрастной период общение со сверстниками и взрослыми будет определять направление развития [15].

Ярко выраженный личностный характер подростка является определяющей особенностью его общения [14]. В связи с активным стремлением подростков приобщиться к миру взрослых меняется их социальная ситуация развития. Типичным для подросткового возраста новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие и формирование самосознания и самооценки, появление интереса к себе как личности.

Своеобразие психологии подростков состоит еще и в том, что они согласны признать коммуникативную толерантность как ценность, но у них чаще всего не хватает решимости проявлять данное состояние в поведении, жизненных ситуациях [4]. Переход «от слов к делу» является для подростков самым трудным. Поэтому в виде основного критерия сформированности коммуникативной толерантности у подростков можно определить именно общительность [5]. Выделение именно такого критерия связано: во-

первых, со спецификой коммуникативной толерантности как качества личности, а во-вторых, с психологическими особенностями подростков, так как общение является ведущим видом деятельности в данный возрастной период.

Отличительной особенностью личности подростка является стремление к самоутверждению, которое выражается в самостоятельности суждений, принятии собственных решений, желании занять свое место в обществе и вступить в референтную группу сверстников. Так, огромное значение в жизни подростков имеет коллектив, в котором они учатся, занимаются спортом или каким-либо другим делом [8]. В связи с этим у подростков в процессе такой деятельности формируются новые психологические и личностные качества. В подростковом возрасте коммуникативная толерантность развивается в двух противоположных тенденциях: расширения его сферы, с одной стороны, и растущей индивидуализации, с другой.

Таким образом, развить коммуникативную толерантность возможно средствами социально-психологического тренинга, в котором подростки могут научиться общаться, терпеть, мириться с противоположным мнением, развивать рефлексию.

Социально-психологический тренинг является одним из методов активного обучения и психологического воздействия, который осуществляется в процессе интенсивной групповой работы и направлен на повышение грамотности в сфере общения. Общим принципом социально-психологического тренинга является активность участника тренинга, которая дополняется принципом рефлексии над собственным поведением и поведением других участников группы. Для эффективности такой рефлексии и саморефлексии в группе создаются максимально благоприятные условия.

В социально-психологическом тренинге развитие коммуникативной толерантности происходит не естественным путем, а с помощью специальных техник, которые заключаются в создании специфических ситуаций воздействия на участников группы через механизмы децентрации и рефлексии. В качестве основополагающего направления развития коммуникативной толерантности может рассматриваться получение участниками тренинга знаний,

умений и опыта, связанных с многообразием общения, для познания своих возможностей в максимально широком диапазоне различных форм общения, выработанных всей историей культуры. По мнению М.С. Кагана, «только имея перед глазами всю эту картину (многообразия форм общения - авт.) можно правильно понять действительный масштаб и подлинное значение «мира общения», не сводя его, как это обычно делается, к межличностным духовным контактам» [10, с. 66]. Это поможет полноценно использовать все скрывающиеся в общении возможности саморазвития человека, совершенствования межличностных отношений.

Преимущества социально-психологического тренинга перед индивидуальными занятиями создают возможности организовать и использовать значительно большую часть разнообразных форм общения.

Несмотря на многообразие определенных упражнений, приемов и техник, которые используются в социально-психологических тренингах для развития коммуникативной толерантности в подростковом возрасте целесообразно применять групповую дискуссию и ситуационно-ролевые игры [9].

Групповая дискуссия в социально-психологическом тренинге по развитию коммуникативной толерантности в подростковом возрасте предполагает совместное обсуждение спорного вопроса, позволяющего прояснить, а в некоторых случаях изменить суждения, позиции и тенденции участников группы в процессе непосредственного общения [11]. В социально-психологическом тренинге групповая дискуссия может быть использована для предоставления возможности участникам тренинга рассмотреть ситуацию под разным углом (это конкретизирует взаимные мнения, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других участников группы). Групповая дискуссия может использоваться в качестве способа групповой рефлексии через анализ личных переживаний (это усиливает единение группы и одновременно дает участникам группы возможность раскрыться перед другими людьми).

Применение ситуационно-ролевых игровых методов в социально-психологическом тренинге, направленном на развитие коммуникативной толерантности в подростковом

возрасте весьма результативно. На первой стадии групповой работы игры используются как способ преодоления скованности и застенчивости участников тренинга, как возможность безболезненного, легкого снятия психологической защиты. Игры можно использовать как инструмент психологической диагностики и самодиагностики, который позволяет тактично, деликатно и легко обнаружить реальные трудности в общении и серьезные психологические проблемы [13]. Благодаря ситуационно-ролевой игре закрепляются новые поведенческие навыки, вербальные и невербальные коммуникативные техники, выявляются способы приемлемого взаимодействия с другими людьми.

Участники социально-психологического тренинга по развитию коммуникативной толерантности также получают навыки глубокой эмпатии, смысловой и оценочной интерпретации объекта восприятия через механизмы де-

центрации (преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной) и рефлексии [10].

Ре ализация социально -психологиче ского тренинга, направленного на развитие общительности, способности к множественной интерпретации и к более гибкому оцениванию проявлений другого человека, снижение негативизма в оценках, рефлексии, будет способствовать развитию коммуникативной толерантности в подростковом возрасте.

Таким образом, разработка и реализация социально-психологического тренинга позволит развить у подростков способность терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, что значительно облегчит их общение с окружающими и сделает его продуктивным.

14.11.2017

Список литературы:

1. Агеева, З. А. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности личности / З. А. Агеева // Вестник Ивановского государственного университета. - 2012. - №1. - С. 49-53.

2. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия «толерантность» / А.Г. Асмолов // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. -М.: Аспект Пресс. - 2011. - №2. - С. 5-11.

3. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. - М.: МГУ, 1982. - 199 с.

4. Божович, Л.И. Личность и её формирование в Детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 241 с.

5. Викторова, Т.С. Общение в жизни школьников / Т.С. Викторова // - Вопросы психологии. - 2013. - №4. - С. 102-114.

6. Ефимова, Д.В. Исследование коммуникативной толерантности подростков с нормальным психическим развитием / Д.В. Ефимова // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. - 2010. - №12. - С. 34-60.

7. Козлова, А.Г. Общение подростков / А.Г. Козлова. - М.: Политиздат, 1989. - 238 с.

8. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

9. Мадорский, Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя / Л.Р. Мадорский. - М.: Просвещение, 1991. - 197 с.

10. Петрушина, С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе / С.В. Петрушина. - М.: Академический проект, 2002. - 322 с.

11. Реньш, М.А. Социально-психологический тренинг: Практикум / М.А. Реньш. - М.: ГОУ ВПО, 2007. - 190 с.

12. Скрябина, О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников / О.Б. Скрябина. - Кострома, 2000. - 231 с.

13. Солдатова, Г.У Психодиагностика толерантности личности / Г.У Солдатова, Л.А. Шайгеровой // - М.: Смысл, 2008. -172 с.

14. Чайковская, И.А. Особенности процесса формирования стрессоустойчивости обучающихся с учетом возраста и разных типов образовательных учреждений / И.А. Чайковская, М.А. Бахметьева // Инновационная деятельность: наука - экономика

- производство. - 2008. - С. 358-363.

15. Эльконин, Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с.

References:

1. Ageeva Z.A. Kommunikativnaya tolerantnost' kak ehlement kommunikativnoj kompetentnosti lichnosti. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Ivanovo State University], 2012, no. 1, pp. 49-53.

2. Asmolov A.G. O smyslah ponyatiya «tolerantnost'». Vek tolerantnosti: Nauchno-publicisticheskij vestnik [The Age of Tolerance: The Scientific and Journalistic Herald]. M.: Aspekt Press, 2011, no.2, pp. 5-11.

3. Bodalev A.A. Vospriyatie iponimanie cheloveka chelovekom [Perception and understanding of man by man]. M.: MGU, 1982, 199 p.

4. Bozhovich L.I. Lichnost' i eyo formirovanie v Detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. M.: Prosveshchenie, 1968, 241 p.

5. Viktorova T.S. Obshchenie v zhizni shkol'nikov. Voprosypsihologii [Questions of psychology], 2013, no. 4, pp. 102-114.

6. Efimova D.V. Issledovanie kommunikativnoj tolerantnosti podrostkov s normal'nym psihicheskim razvitiem. XXI vek: itogi proshlogo i problemy nastoyashchego [XXI century: the results of the past and the problems of the present], 2010, no. 12, pp. 34-60.

7. Kozlova A.G. Obshchenie podrostkov [Communication of adolescents]. M.: Politizdat. 1989, 238 p.

8. Kon I.S. Otkrytie «YA» [The discovery of "I"]. M.: Politizdat, 1978, 367 p.

9. Madorskij L.R. Glazami podrostkov. Kniga dlya uchitelya [Through the eyes of teenagers. Book for teachers]. M.: Prosveshchenie, 1991, 197 p.

10. Petrushina S.V. Psihologicheskij trening v mnogochislennoj gruppe [Psychological training in a large group]. M.: Akademicheskij proekt, 2002, 322 p.

11. Ren'sh M.A. Social'no-psihologicheskij trening: Praktikum [Social and psychological training: Practical work]. M.: GOU VPO, 2007, 190 p.

12. Skryabina O.B. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kommunikativnoj tolerantnosti u starsheklassnikov [Pedagogical conditions for the formation of communicative tolerance in high school students]. Kostroma, 2000, 231 p.

13. Soldatova G.U., SHajgerovoj L.A. Psihodiagnostika tolerantnosti lichnosti [Psychodiagnostics of tolerance of personality]. M.: Smysl, 2008, 172 p.

14. CHajkovskaya I.A., Bahmet'eva M.A. Osobennosti processa formirovaniya stressoustojchivosti obuchayushchihsya s uchetom vozrasta i raznyh tipov obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Innovacionnaya deyatel'nost': nauka — ehkonomika — proizvodstvo [Innovation activity: science -economics - production], 2008, pp. 358-363.

15. EHl'konin D.B. Vozrastnye i individual'nye osobennosti mladshihpodrostkov [Age and individual characteristics of younger adolescents]. M.: Prosveshchenie, 1967, 360 p.

Сведения об авторах:

Чайковская Ирина Анатольевна, доцент кафедры общей психологии и психологии личности факультета социально-гуманитарных наук Оренбургскго государственного университета,

кандидат психологических наук, E-mail: oren-resurs@mail.ru 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13

Чардымская Оксана Юрьевна, психолог ОО РСПЦ «Ресурс» E-mail: oren-resurs@mail.ru 460001, г Оренбург, ул. Чкалова, д. ЗА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.