Zhdanova Lora Gennadevna, Manakhova Nadezhda Mikhailovna, Khokhrina Alina Aleksandrovna COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TEENAGERS WITH DIFFERENT ...
psychological science
UDC 159.9.072.43
DOI: 10.34671/SCH.BSR.2020.0401.0018
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ВОСПИТАННОСТИ
© 2020
AuthorID: 700981
SPIN: 2959-8878
Жданова Лора Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
AuthorID: 713514
SPIN: 9004-9595
Манахова Надежда Михайловна, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии Хохрина Алина Александровна, студент факультета психологии и специального образования Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица М.Горького, 65/67, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье обсуждаются актуальные для современного образования проблемы коммуникативной компетентности и воспитанности в подростковом возрасте. В исследовании приняли участие подростки общеобразовательной школы г.о. Самара в количестве 66 человек. В работе рассматривается проблемное поле феноменов коммуникативной компетентности и воспитанности, выявляются и обосновываются их особенности. Выявлено, что существует взаимосвязь между этими параметрами, и чем сильнее выражена коммуникативная компетентность подростков, тем выше уровень воспитанности подростков. Подростки с более высоким уровнем коммуникативной компетентности обладают более высоким уровнем воспитанности. Полученные данные позволяют говорить, что чем выше у подростков уровень воспитанности, тем больше выражен коммуникативно компетентный тип в общении. Также выявлено, что чем выше уровень воспитанности у подростков, тем выше уровень коммуникативных и организаторских склонностей. Результаты исследования имеют большую практическую значимость, поскольку на их основе были составлены рекомендации для педагогов и родителей. В основе этих рекомендаций лежит создание условий для поощрения подростка к полному и точному выражению своих мыслей в условиях общения, эффективность которого обусловлена его умелой организацией и гуманистическим характером, а также для оптимизации условий и характера общения, необходимых для эффективного разностороннего воспитания.
Ключевые слова: воспитанность, коммуникативная компетентность, коммуникативные и организаторские способности, подростки, коммуникативные умения, воспитание, общение, взаимосвязь, типы общения.
COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TEENAGERS WITH DIFFERENT
LEVEL OF EDUCATION
© 2020
Zhdanova Lora Gennadevna, candidate of psychological sciences, associate professor, department of pedagogy and psychology Manakhova Nadezhda Mikhailovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor
department of pedagogy and psychology Khokhrina Alina Aleksandrovna, student of the faculty of psychology and special education Samara State University of Social Sciences and Education (443099, Russia, Samara, Maxim Gorky St., 65/67, e-mail: [email protected])
Abstract. The article discusses the problems of communicative competence and upbringing in adolescence that are relevant for modern education. The study involved adolescents of a comprehensive school of Samara in the amount of 66 people. The work examines the problem field of the phenomena of communicative competence and upbringing, identifies and substantiates their features. It was revealed that there is a relationship between these parameters, and the stronger the communicative competence of adolescents is expressed, the higher the level of upbringing of adolescents. Adolescents with a higher level of communicative competence have a higher level of education. The data obtained allow us to say that the higher the level of education in adolescents, the more communicatively competent type is expressed in communication. It was also revealed that the higher the level of education in adolescents, the higher the level of communicative and organizational inclinations. The results of the study are of great practical importance, since on their basis recommendations were made for teachers and parents. The basis of these recommendations is the creation of conditions for encouraging a teenager to express their thoughts fully and accurately in communication, the effectiveness of which is due to their skillful organization and humanistic character, as well as to optimize the conditions and nature of communication necessary for effective diverse education.
Keywords: upbringing, communicative competence, communicative and organizational skills, adolescents, communication skills, education, communication, interconnection, types of communication.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Коммуникативная компетентность является одной из важнейших качественных характеристик личности, поскольку в ходе общения человек получает социокультурный опыт, накопленный предыдущими поколениями, социализируется и удовлетворяет свои базовые потребности. Общение является ведущей деятельностью подросткового возраста и во многом способствует становлению и развитию личности в этот сложный период. На развитие коммуникативных компетенций у подростков очень влияют окружающая среда, массовая культура и, конечно же, учебно-воспитательный процесс в образо-
вательном учреждении. Одним из показателей степени сформированности личностных качеств у подростков является уровень воспитанности. В целом, в подростковом возрасте усиливается воспитательная роль общения, поскольку в процессе коммуникаций подростка с окружающими его взрослыми и сверстниками формируется его отношение к миру и к себе. В связи с этим возникает вопрос, насколько коммуникативная компетентность связана с уровнем воспитанности подростков и как можно использовать коммуникативные особенности подростков в процессе их воспитания.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешен-
психологически науки
Жданова Лора Геннадьевна, Манахова Надежда Михайловна, Хохрина Алина Александровна КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ ...
ных раньше частей общей проблемы. Проблему коммуникативной компетентности можно рассматривать в двух аспектах: как ориентированность личности в разных ситуациях общения, основываясь на чувствах и знаниях, и как способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию их психических состояний, особенностей возникающих межличностных отношений и условий социальной среды [1-4]. У подростков коммуникативная компетентность, как правило, еще формируется, и это определяет своеобразие их коммуникативных умений. В настоящее время данная ситуация усугубляется перемещением коммуникативных процессов из реальной жизни в виртуальное пространство, и из этого вытекают дополнительные проблемы и сложности. Это неминуемо сказывается и на коммуникативной компетентности, где также наблюдается формирование дезадаптивных коммуникативных тактик [57]. Полина А.В., Овчарова Е.В. отмечают, что причина деформации коммуникативной компетентности связана с неправильно сформированным опытом общения. Чем раньше подростку будет оказана помощь в формировании коммуникативной компетентности, тем меньше пострадает его психика [8].
И.А. Зимняя подчеркивает, что воспитанность является частью коммуникативной компетентности, помимо коммуникативных навыков и умений, знания культурных норм и ограничений в общении, обычаев, традиций, этикета в сфере общения [9]. В целом, воспитанность определяется как свойство личности, характеризующееся совокупностью таких качеств как умение вести себя в обществе, учтивость, вежливость, хорошие манеры, правильная и грамотная речь, умение общаться с людьми в различных ситуациях [10-12].
Анализ исследований по коммуникативной компетентности и воспитанности позволил нам предположить, что, повышая уровень воспитанности у подростков, можно повысить уровень коммуникативной компетентности.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. В данной статье мы представляем результаты нашего эмпирического исследования, целью которого было изучение особенностей коммуникативной компетентности подростков с разным уровнем воспитанности.
Постановка задания. Для достижения поставленной цели и проверки поставленных гипотез были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ понятий коммуникативной компетентности и воспитанности в подростковом возрасте.
2. Организовать опытно-экспериментальную работу по изучению коммуникативной компетентности подростков с разным уровнем воспитанности.
3. Проанализировать полученные результаты и их теоретическую и практическую значимость.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Эмпирическое исследование проводилось с помощью методики выявления «коммуникативных и организаторских склонностей» Синявского В.В., Федорошина В.А., теста коммуникативных умений Михельсона Л. (адаптация Гильбуха Ю.З.), методики оценки уровня воспитанности ученика Капустина Н.П. Анализ данных проводился с помощью метода ранговой корреляции Спирмена Ч.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Испытуемыми в нашем исследовании были обучающиеся общеобразовательной школы г.о. Самара в количестве 66 человек, из которых 37 мальчиков и 29 девочек в возрасте от 13 до 15 лет.
Нами было обнаружено, что у большинства подростков (58%) средний или немного выше среднего уровень воспитанности, то есть им свойственны самостоятель-
ность, саморегуляция и самоорганизация, но не сформирована или ситуативна четкая активная общественная и гражданская позиция. Такие результаты вполне ожидаемы, поскольку объясняются возрастными особенностями.
Что касается уровня развития коммуникативной компетентности у наших испытуемых, то мы выявили что у большинства подростков (50%) в общении проявляет компетентный тип поведения, то есть они могут разрешать возникающие конфликты, понимают себя и другого, дают обратную связь, обладают навыками саморегуляции и достаточно адекватно реагируют на негативные высказывания в свою сторону. Другая часть испытуемых показала зависимый (26%) и агрессивный (24%) типы поведения в общении, что говорит о том, что в процессе общения они часто неадекватны, агрессивны, не умеют регулировать свои эмоции и свое поведение. Также выяснилось, что у большинства подростков выявлен средний уровень коммуникативных (59%) и организаторских (44%) склонностей. Таким образом, у испытуемых в целом наблюдается средний уровень коммуникативной компетентности.
С помощью метода математической статистики мы подробнее изучили взаимосвязи между воспитанностью и коммуникативной компетентностью. Было выявлено наличие устойчивых корреляционных связей между воспитанностью и разными типами поведения в общении: зависимым (ге= -0,579), агрессивным (ге= -0,367) и компетентным (ге= 0,816). Обнаружена взаимосвязь между уровнем воспитанности и уровнем коммуникативных (ге= 0,906) и организаторских (ге= 0,791) склонностей. Полученные данные позволяют говорить, что чем выше у подростков уровень воспитанности, тем больше выражен компетентный тип в общении и менее выражены зависимый и агрессивный типы общения. Также выявлено, что чем выше уровень воспитанности у подростков, тем выше уровень коммуникативных и организаторских склонностей.
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Данные об особенностях развития коммуникативной компетентности подростков встречаются во многочисленных исследованиях [13-16]. Богомаз С.Л., Зуева О.А. исследовали коммуникативную компетентность обучающихся младшего подросткового возраста как условие развития личности, и выяснили, у подростков недостаточно сформированы умение реагировать на задевающие, провоцирующие вопросы, умение реагировать на несправедливую критику, умение ответить отказом на чужую просьбу и умение обратиться к сверстнику с просьбой [17]. Захарова Т.В., Казакова Т.В., Колесникова Т.А. выявили, что для младших подростков характерно испытывать трудности в общении, много свободного времени проводить наедине с собой, ограничивать круг своих знакомых и ориентироваться на мнение окружающих [18].
Некоторые аспекты проблемы воспитанности подростков показаны в опытно-экспериментальных работах разных авторов [19-20]. Андриенко О.А. анализировала влияние межличностных отношений в подростковом коллективе на уровень воспитанности и отмечала значительное влияние психологического климата в коллективе на воспитание личности подростка. В классах с благоприятным психологическим климатом не выявлено изолированных подростков и наблюдается высокий уровень групповой сплоченности. Кроме того, в таких коллективах у обучающихся лучше развиваются коммуникативные качества, формируется самоуважение, адекватная самооценка и уверенность в своих силах [21].
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. В ходе исследования было выявлено, что в основном подростки обладают средним уровнем воспитанности и средним уровнем коммуникативных и организаторских способностей, компетентным типом поведения в общении. Подростки с более высоким
Балканско научно обозрение. 2020. Т. 4. № 1(7)
73
Zhdanova Lora Gennadevna, Manakhova Nadezhda Mikhailovna, Khokhrina Alina Aleksandrovna COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TEENAGERS WITH DIFFERENT ...
psychological science
уровнем коммуникативной компетентности обладают более высоким уровнем воспитанности. Были обнаружены устойчивые взаимосвязи, позволяющие говорить о том, что чем выше у подростков уровень воспитанности, тем больше выражен коммуникативно компетентный тип в общении и тем выше уровень коммуникативных и организаторских склонностей.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Результаты проведенного нами исследования позволили сформировать ряд рекомендаций для классных руководителей и учителей с целью повышения уровня воспитанности и коммуникативной компетентности подростков. В основе этих рекомендаций лежит создание условий для поощрения подростка к полному и точному выражению своих мыслей в условиях общения, эффективность которого обусловлена его умелой организацией и гуманистическим характером, а также для оптимизации условий и характера общения, необходимых для эффективного разностороннего воспитания. Список литературы:
1. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников //Вопросы психологии, 2015. - № 2. — С.149-153
2. Титов А.В., Невоструева А.И. Развитие коммуникативной компетентности у подростков // Инновационные технологии в образовании и науке: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 176-178.
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент лич-ностно-ориентированной парадигмы // Народное образование, 2015. - № 2. — С.58-64
4. Щеголихин П.В. Особенности коммуникативной компетентности современных подростков // Научные преобразования в эпоху глобализации: сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. с. 173-177.
5. Степанова О.П., Токарь О.В. Социально - психологическая адаптация, копинги и социальная фрустрированность учащихся с интернет - аддикцией [Электронный ресурс] / О.П. Степанова, О.В. Токарь // Современные проблемы науки и образования. — 2017. - № 1; URL: http: // www.science - education.ru / article / view?id=26075 (дата обращения: 27.01.2020).
6. Токарь О.В., Шпаковская Е.Ю. Социально - психологическая адаптация и эмоционально - коммуникативные барьеры учащихся с интернет — аддикцией [Электронный ресурс] / О.В. Токарь, Е.Ю. Шпаковская // Современные проблемы науки и образования. — 2017. -№ 2; URL: http: // www.science - education.ru / article / view?id=26151 (дата обращения: 07.03.2020).
7. Львова С.В. Формирование коммуникативных навыков в подростковом возрасте // European research: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 326-329.
8. Полина А.В., Овчарова Е.В. Особенности коммуникативной компетентности у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию //Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 4. С. 47.
9. Власенко С.В., Малышева О.С., Чемоданова Г.И. Особенности и способы формирования коммуникативной компетентности подростков //Вестник Омского регионального института. 2019. № 3. С. 89-97
10. Головкова Е.В. Психологическое исследование уровня воспитанности и готовности подростка к кадетскому обучению // Психологические исследования личности в современной стрессоген-ной среде: сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под редакцией М.В. Лукьяновой, А.С. Лукьянова. 2017. С. 46-50.
11. Анисимова А.А. Уровень воспитанности учащихся старших классах // Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации: сборник материалов III Всероссийской научно-практической (с международным участием) конференции студентов, магистрантов, аспирантов и практических работников, посвященной юбилею доктора педагогических наук, профессораМ.М. Прокопьевой. Кафедра возрастной и педагогической психологии педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова». 2018. С.13-15
12. Давыдова Н.Е. Изучение уровня воспитанности обучающихся как условие совершенствования процесса воспитания // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 1 (17). С. 464-470
13. Соков М.В. Сущностная характеристика и структура коммуникативной компетентности // Научная дискуссия современной молодежи: актуальные вопросы экономики, достижения и инновации Материалы международной студенческой научной конференции: в 5 частях. 2018. С.214-217
14. Басалаева Н.В., Захарова Т.В. Развитие коммуникативной компетентности младших подростков в условиях реализации ФГОС второго поколения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 398-402.
15. Забродина Л.А., Мухина Ю.Р. Психолого-педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у подростков // АНИ: педагогика и психология. 2018. №4 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-
razvitiya-kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-u-podrostkov (дата обращения: 28.02.2020).
16. Шалагинова К.С., Декина Е.В., Черкасова С.А. Опыт разработки и реализации модели развития коммуникативной компетентности подростков средствами личностно ориентированного тренинга // Образовательный вестник «Сознание». 2018. №2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/opyt-razrabotki-i-realizatsii-modeli-razvitiya-kommunikativnoy-kompetentnosti-podrostkov-sredstvami-lichnostno-orientirovannogo (дата обращения: 27.02.2020).
17. Богомаз С.Л., Зуева О.А. Коммуникативная компетентность учащихся младшего подросткового возраста как условие развития личности //Право. Экономика. Психология. 2018. № 3 (11). С. 73-79.
18. Захарова Т.В., Казакова Т.В., Колесникова Т.А. Исследование развития коммуникативной компетентности в младшем подростковом возрасте в условиях реализации ФГОС НОО //Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 6-1. С. 51-59.
19. Ковдря А.Н., Гисметуллова Н.М. Духовно-нравственное воспитание как основа успешных взаимоотношений между обучающимися СВУ // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции / под общей редакцией С.С. Чернова. 2017. С. 81-88
20. Мардахаев Л.В. Воспитывающая ситуация несовершеннолетнего, как явление и процесс // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развитии: материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. Международная академия наук педагогического образования. 2017. С. 92-96
21. Андриенко О.А. К проблеме взаимосвязи воспитания личности и развития коллектива // БГЖ. 2019. №2 (27). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-vzaimosvyazi-vospitaniya-lichnosti-i-razvitiya-kollektiva (дата обращения: 28.02.2020).