причинно-следственных связей);
2) развитость речи (достаточный словарный запас, его образность, использование художественных средств речи, нестандартность высказываний, детализация образов);
3) внутренняя мотивация старшего дошкольника к творчеству (наличие познавательного интереса, эмоциональная направленность творческого процесса);
4) внутренний план действий.
Выводы. Таким образом, формирование творческого воображения дошкольника будет эффективно только в том случае, если оно будет целенаправленным процессом, в ходе которого решаются и множество других психолого-педагогических задач, направленных на достижения конечной цели - разносторонне развитой личности. Немаловажное значение для успешного развития творческого воображения детей дошкольного возраста имеют психологические условия, касающиеся развитости познавательных процессов, внутреннего плана действий, мотивации и речи.
Литература:
1. Ануфриев, А.А. Психология творчества / А.А. Ануфриев. - М.: Инфра-М, 2013. - 456 с.
2. Лурия, А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов / А.Р. Лурия. - М.: Наука, 2014. - 172 с.
3. Мороз, А.А. Современные подходы к диагностике воображения у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста / А.А. Мороз // Научный журнал НПУ имени М.П. Драгоманова. Серия 19: Коррекционная педагогика и специальная психология. - 2014. - Вып. 27. - С. 135-140.
4. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев // Тенденции развития психологической науки: Сб. стат. / АН СССР, Ин-т психологии; Отв. ред. Б. Ломов. - М: Наука, 2009. - 268 с.
5. Рибо, Т.А. Творческое воображение / Т.А. Рибо. - СПб, 2001. - 327 с.
6. Рубинштейн, С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь / С.Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. - 720 с.
7. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие реальности в онтогенезе: Учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.:Изд- во ПСТГУ, 2013. - 400 с.
8. Швалб, Ю.М. Функции воображения в пространстве жизни личности / Ю.М. Швалб // Научный вестник Николаевского государственного университета имени В.А. Сухомлинского. Сер. Психологические науки. - 2013. - Т. 2, Вып. 10. - С. 330-334.
9. Шинкарев, Н.А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе / Н.А. Шинкарев, А.В. Карманова // Молодой ученый. - 2015. - №24. -С. 1053-1055.
Психология
УДК 159-056.26 (075.8)
доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Быстрова Юлия Александровна
АНО ВО Московский гуманитарно-экономический университет (г. Москва)
МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ОВЗ
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам развития коммуникативной компетентности подростков с особенными образовательными потребностями, в частности с интеллектуальными нарушениями. Автором определена актуальность этого вопроса для социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. На основе теоретического анализа последних научных исследований, касающихся проблемы формирования социальных компетенций (в том числе и навыков коммуникации) в подростковом возрасте, определена сущность, структура и факторы этого процесса. Обоснована методика формирования компетенций, необходимых для успешной интеграции в социум, у подростков с интеллектуальными нарушениями. Методика предусматривает учет возможностей каждого подростка в различных педагогических условиях - от структуры занятий в классе до внеклассной работы, на любом возрастном этапе - от младшего подросткового возраста до юношеского. Представленная в статье методика позволит педагогам направлять коррекционную работу на формирование у каждого отдельного подростка конкретных коммуникативных компетенций, которые важны именно для него на следующем этапе обучения и социализации. Для успешного внедрения заявленной методики в практику работы учреждений образования автором статьи разработаны и структурированы основные принципы формирования коммуникативной компетентности у подростков с ОВЗ, основанные на современных образовательных стандартах - ФГОС. В статье описаны этапы и особенности внедрения методики формирования коммуникативных компетентций у подростков на занятиях и во внеклассной работе.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, методика, педагогическая модель, образовательный процесс, внеклассная работа, интеллектуальные нарушения.
Annotation. Communicative competencies are functional tasks related to social activities or social behavior that a teenager can successfully solve. The article presents some important components of social competence. The scientific article considers the problem of formation of social competence in adolescents with mental retardation. The basic concept of the research is determined. Under communicative competence, the author understands the acquisition of relevant competence, including the personal attitude of the adolescent to the subject of social activity or social behavior. The method involves the formation of competencies that will allow for a sharp change in pedagogical conditions during the child's schooling, take into account the needs and capabilities of each student and focus on specific competencies of each student, which are important in the next stage of learning, through reorganization or development. However, communicative competencies are the ability to build interpersonal relationships, have joint activities, norms of behavior, communication in society, soft technologies, the ability to work in a team, under leadership, etc. The author scientifically substantiates the specifics of psychological and pedagogical influence on man. formation of social competence of adolescents with intellectual disabilities. The article describes the main conditions and features of the method of forming the social competence of adolescents. This is the formation of a
strong and long-lasting active motive; introduction of restrictive goals; sequence and independence of actions; consolidation of skills of action, transition to new conditions from a lesson to extracurricular work, etc. For successful integration of a method in system of training the author of article defines and developed principles according to which this model can be implemented in practice. Modern educational standards aimed at the formation of competencies are taken as the basis for the integration of the case method into the structure of secondary education. The article describes in detail the stages and application of the model for the formation of communicative competence of adolescents at school in educational and extracurricular activities.
Keywords: communicative competence, method of formation of competences of adolescents, pedagogical model, educational process, lesson, extracurricular work, intellectual disorders.
Введение. Формирование коммуникативной компетентности подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - первоочередная задача учреждений образования. Такая необходимость обусловлена сложностью протекания процессов социализации учащихся с ОВЗ, в частности, с интеллектуальными нарушениями. Формирование социальных компетенций подростков (в т.ч. их коммуникативных навыков) на каждом возрастном этапе с учетом их индивидуальных особенностей, способностей, интересов и потребностей позволит облегчить процесс их социализации и интеграции в социум, позволит им самоопределиться, реализовать профессионально-трудовой сфере. Поэтому базой образовательного процесса таких детей должны быть методики, основанные на принципах именно компетентностного подхода [1, c. 23].
Сущность компетентностного подхода в общей психологии и педагогике раскрыто в трудах И. Зимней, Г. Костюка, А. Мудрика, А. Хуторского и др. Учеными были исследованы вопросы сущности и содержания формирования компетентности личности как динамического процесса ее социализации (М. Акимова, Ю. Быстрова, Н. Голованова, В. Козлова, В. Москаленко, А. Мудрик, В. Синёв, С. Стефанс, Ч. Сузан) [1; 2; 9; 14; 15]; процесса самоопределения личности, оправдания её социальных ожиданий (И. Попович) [10]. Представлены педагогические аспекты развития социальной компетентности учащихся (И. Шишменцев) [13].
В специальной и педагогической психологии компетентностный подход использовался при решении следующих образовательных задач: определение сущности, содержания и этапов социализации лиц с ОВЗ (Ю. Быстрова, Б. Пузанов, В. Синев) [1, 2, 12]; формирование информационной компетентности подростков с интеллектуальными нарушениями (В. Синёв) [12], развитие профессионально-трудовой компетентности лиц с интеллектуальными нарушениями (Ю. Быстрова, Х. Сузан, С. Стефанс) [1; 2; 14; 15]; формирование нравственных норм и социально-нормативного поведения (И. Шишменцев) [13].
Коммуникативную компетентность мы будем рассматривать как индивидуальное качество личности, обладающей определенными компетенциями, которые позволяют интегрироваться в социум, формируют межличностные отношения подростков, их словесно-логическое мышление, ценностные и нравственные нормы личности, ее отношение к себе и другим [10]. Коммуникативная компетентность позволяет личности развиваться и быть успешной на бытовом, профессиональном, социально-экономическом, семейном и других уровнях жизни в социуме [2].
Цель - на основе принципов компетентностного подхода раскрыть сущность, содержание и этапы методики формирования коммуникативной компетентности подростков с ОВЗ.
Задачи:
1. Разработать методику применения конкретных социальных ситуаций (кейсов) для формирования коммуникативных компетенций у подростков.
2. На основе игр-драматизаций, элементов проектной деятельности, тренинговых занятий, задач планирования и установки причинно-следственных связей создать конкретные проблемные социальные ситуации (кейсы), требующие употребления различных коммуникативных навыков, для применения на занятиях и во время внеклассной работы с подростками.
3. Раскрыть этапы применения методики.
4. Проверить ее эффективность с помощью статистической обработки данных.
Методы: теоретические - анализ и обобщение теоретических данных с целью определения состояния разработанности проблемы и перспективных направлений ее решения. Эмпирические - наблюдение, опрос, метод кейсов (конкретных ситуаций). Статистические: количественная и качественная обработка результатов исследования, сравнительный анализ по критерию Стьюдента для доказательства значимости различий между результатами до и после внедрения методики.
На основе выделенных компетенций подобрано методики исследования:
- мотивационные компетенции - фильм-тест Рене Жиля [11], проективная методика «Незаконченные предложения», проективной рисунок «Мои друзья», наблюдение, методика Н. Колодной «Мои ориентиры» [4];
- собственно коммуникативные компетенции - методика В. Лабунской «Невербальные характеристики коммуникации» [7], наблюдение, методика С. Розенцвейга [8];
- операционные компетенции коммуникации - методика Ю. Быстровой «Островок», методика «Совместный рисунок» [1, 2];
- оценочные компетенции - методика Е. Кургановой «Оцени поступок» [5], беседа по рассказам «Характер героя и его поступки» [16].
Изложение основного материала статьи. В эксперименте приняли участие подростки специальных образовательных учреждений, общеобразовательных школ и СПО. Возраст респондентов 13-17 лет (51 парень и 63 девочки).
Для формирования коммуникативной компетентности у подростков с интеллектуальными нарушениями нами была создана специальная методика с использованием конкретных ситуаций во внеклассной работе для закрепления знаний и навыков, полученных на занятиях в школе. Методика была создана на основе принципов, которые, по нашему мнению, целесообразно использовать в рамках компетентностного подхода:
1. Принцип взаимосвязи различных способов образовательной деятельности (урок и внеклассная работа).
2. Принцип системности, целостности, последовательности и преемственности образовательного процесса в специальном образовательном учреждении.
3. Принцип соответствия методов обучения актуальным потребностям системы образования.
4. Принцип личностно ориентированного обучения.
5. Принцип индивидуальности и самостоятельности в принятии решений.
6. Принцип взаимодействия и сотрудничества.
Приведенные принципы были реализованы с помощью работы с конкретными проблемными социальными ситуациями, которые предоставлялись подросткам для решения и закрепления знаний, полученных на занятиях в школе и воспитательных часах, с целью формирования у них коммуникативных навыков.
Методика формирования коммуникативных компетенций на основе кейсов позволяет ставить перед подростками задачи и поэтапно достигать результата их выполнения за счет решения проблемной ситуации. Основная цель методики - создание психолого-педагогических условий на уроках и во внеклассной работе для целенаправленного, личностно-ориентированного процесса формирования у подростков с интеллектуальными нарушениями компетентностей, обеспечения их успешной социализации.
Каждый подросток развивается в условиях успешной ведущей деятельности. Методика индивидуально подобранных кейсов позволит обеспечить успешность их выполнения для всех подростков образовательного учреждения, независимо от степени интеллектуального развития и сопутствующих нарушений.
Реализация методики формирования компетенций включает:
- создание педагогами кейса на материале, изученном на уроках родного и русского языка в школе и подкрепленном практическими действиями на внеклассных занятиях;
- создание межпредметных ситуаций, взаимосвязь между предметами, взаимосвязь между работой в классе и внеклассной работой;
- актуализация опорных знаний и умений на уроках русского и родного языка перед решением кейсов;
- использование различных способов коммуникации в системе ученик-ученик; ученик-учитель (разъяснение, помощь, поддержка, медиация, показ действий, совместное проектирование и планирование);
- личностный подход при формировании тренинговых групп для выполнения задач-кейсов;
- индивидуальная работа с каждым подростком во время разъяснения сущности задачи;
- индивидуальная мотивация;
- самостоятельная работа подростков при решении проблемной ситуации (по вариантам, предоставленным учителем; самостоятельный выбор вариантов);
- вариативность заданий (несколько правильных решений);
- показ алгоритмов решения сложных задач (конфликтных ситуаций, ситуаций фрустрации, ситуаций создания социальных связей);
- создание педагогами модели коммуникации и межличностного общения во время выполнения заданий.
Этапы внедрения методики:
1 этап - подготовительный - создание учителями реальных социальных ситуаций (кейсов), методического обеспечения для их выполнения.
2 этап - активационный - подготовка подростков для работы с кейсами, создание тренинговых групп, активизация опорных знаний на занятиях.
3 этап - формирующий эксперимент - реализация задач на основе кейсов, игры-драматизации, работа в команде, под руководством, моделирование ситуации на основе опыта, прогнозирование, планирование, презентация собственных аргументов, принятие решения (самостоятельного, коллективного), вовлечение подростков с ОВЗ в командную работу на уроках родного языка и во внеурочной деятельности.
4 этап - обобщающий - экспертная оценка уровня коммуникативной компетентности с помощью методов наблюдения, анкетирование, беседы.
Алгоритм формирования коммуникативной компетентности с помощью данной методики: на первом этапе подросток воспринимает ситуацию, обращенную инструкцию и предоставленную информацию. Задача педагога - достичь понимания ситуации и инструкции подростками с помощью разъяснений и вопросов. Следующий этап - подросток воспроизводит информацию. Далее - осмысление события, и понимание, какой именно информации, знаний, умений и навыков для ее решения недостаточно, осознание отсутствия алгоритма самостоятельного решения ситуации. Подросток должен понять, что для разрешения ситуации у него недостаточно компетентностей и обратиться за помощью, изменить отношение к ситуации, найти новые мотивы для ее решения. Последний этап - новое решение ситуации, новый способ коммуникации - новая компетентность.
Развивающей средой для формирования компетенций выступает именно внеклассная работа. Теоретические знания, полученные на уроках русского и родного языка, могут стать базой для решения социальных ситуаций. А сложные социальные ситуации и ощущение успеха при их решения могут стать мотивацией для обучения и получения новых знаний. Для развития коммуникативных компетенций созданы специальные модули практической подготовки, которые могут быть легко интегрированы в любую программу урока или воспитательной работы, модуль предполагает занятия, тренинги, игры-драматизации для развития межличностного взаимодействия, социально одобряемого поведения в коллективе и налаживания социальных связей, освоения правил деловой коммуникации на элементарном уровне. Фрагмент такого модуля приведен нами в таблице 1.
Таблица 1
Модуль практической подготовки по формированию коммуникативных компетенций у
обучающихся с ОВЗ
Раздел 2. Практическая работа по формированию основных коммуникативных компетенций 36
Тема 2.1 Деловая коммуникация и самопрезентация Содержание учебного материала 20
1. Интерактивные игры «официально-деловая коммуникация во время собеседования в приемной комиссии или трудоустройстве на работу». 2. Интерактивные игры «МФЦ и коммунальные службы». 3. Кейсы реальных ситуаций с сопровождением на коммуникацию с представителем учебного учреждения или работодателем. 4. Кейсы проблемных ситуаций (проблемы с оплатой коммунальных платежей, утерянные документы, незарегистрированные документы и т.д.). 5. Кейсы проблемных коммуникативных ситуаций.
Тема 2.2. Содержание учебного материала 10
Социально- бытовая коммуникация 1. Интерактивные игры «социальная коммуникация в межличностном взаимодействии со сверстниками». 2. Кейсы реальных ситуаций с сопровождением (межличностное общение со сверстниками и взрослыми). 3. Управление конфликтом. Конфликтогены.
Тема 2.3 Контрольные кейсы Содержание учебного материала 6
Самостоятельное выполнение обучающимися квеста с высокой степенью сложности по четырем параметрам (логистика, временные рамки, коммуникация, сохранность).
В результате освоения модуля практической подготовки по формированию коммуникативных компетенций обучающиеся должны: знать/понимать: инструкции;
правила поведения в общественных местах;
нормы речевого поведения в официально-деловой и социально-бытовой сфере общения. уметь:
общаться с людьми и обращаться за помощью;
разрешать конфликтные ситуации и осуществлять речевой самоконтроль;
извлекать необходимую информацию из различных источников, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении проблем;
использовать основные приемы работы с компьютерными программами и телефоном; уметь работать в коллективе и под руководством.
Для определения уровня отдельных компетенций, сформированных у подростков с интеллектуальными нарушениями, на обобщающем этапе было проведено сравнение самооценки компетентностей подростков с оценками экспертов (учителей), которые работали с подростками над кейсами во внеклассной работе. Это позволило выделить процент подростков, которые овладели отдельными компетентностями, необходимыми для успешной интеграции в социум. Результаты внедрения методики (наличие следующих компетентностей у подростков по результатам наблюдения и анкетирование учителей на обобщающем этапе) отражены в таблице 2.
Таблица 2
Развитие у подростков с ОВЗ коммуникативных компетенций до и после внедрения методики
Компетенция До внедрения методики После внедрения методики ф/р
1 8,77 % 39,47 % 4,7/0,01
2 9,65 % 55,26 % 5,01/0,001
3 5,26 % 36,85% 3,95/0,01
4 8,77 % 43,85 % 2,3/0,05
5 9,65 % 39,47 % 4,1/0,01
6 21,92 % 53,51 % 2,8/0,01
7 17,54 % 43,85 % 3,1/0,05
8 21,92 % 52,63 % 2,7/0,05
9 17,54 % 54,39 % 3,8/0,0
Где операционная компетенция:
1 - это способность самостоятельно работать и планировать свою деятельность на уроке русского и родного языка.
2 - способность обращаться за помощью, налаживать социальные связи, коммуницировать или самостоятельно искать информацию для решения задачи.
3 - способность переносить полученные теоретические навыки в новых условиях выполнения задач. 7 - способность к целеполаганию и планирование будущих действий.
Оценочная компетентность:
4 - это способность самостоятельно выбирать способы действий и коммуникации при решении социальных ситуаций.
Коммуникативная компетенция:
5 - это способность работать в команде.
8 - способность к социально одобряемому поведению и установлению дружеских межличностных отношений.
9 - способность к компромиссу и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.
Мотивационная компетенция:
6 - выбирать ориентиры в заинтересованность в достижении цели и решение задач по ее достижению.
Итак, после проведения методики значительно повысился уровень заявленных компетенций у
подростков с интеллектуальными нарушениями. Особенно заметно увеличилось количество подростков с интеллектуальными нарушениями, которые обладают способностью самостоятельно работать и планировать свою деятельность (t = 4,7; p = 0,01) обращаться за помощью (t = 5,01; p = 0,001) налаживать социальные связи; работать в команде (t = 4,1; p = 0,01).
Подобные исследования представлены в работах российских и зарубежных ученых. Так в работе И. Шишменцева представлена методика формирования коммуникативных компетенций подростков с интеллектуальными нарушениями на уроках литературы [16]. Автор использует интерактивные методы работы с подростками, внедряет элементы театральных представлений [16]. В научных статьях Н. Москаленко представлены программы формирования у учащихся с интеллектуальными нарушениями часовых представлений как одной из необходимых компетенций успешности процесса целеполагания и готовности к коммуникации. Основными формирующими методами в исследовании автора выступают методы проблемных задач и методы незаконченных ситуаций на основе фильмов со сравнительным анализом связи между настоящим и будущим в действиях [9]. В исследованиях Н. Карвовской-Стручук представлены методики формирования коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста [3]. Автор внедряет в практику работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, игры, проблемные ситуации для самостоятельного выполнения детьми, задания с измененной игровой мотивацией [3]. Методика кейсов еще не была объектом исследования в аспекте формирования коммуникативных компетенций лиц с ОВЗ. Представленная нами авторская методика использования конкретных социальных ситуаций для формирования коммуникативных компетенций у подростков с интеллектуальными нарушениями отличается от традиционных методов, представленных в исследованиях ученых тем, что при решении кейсов обучающимися у учителей есть возможность одновременно формировать не только коммуникацию, но и любую социальную компетенцию и контролировать ее наличие и уровень развития у подростка. Кроме того, впервые в практике коррекционного образования развивающим средой для формирования компетенций нами заявлены не коррекционные занятия, а именно урок русского и родного языка и внеклассная работа.
Выводы. Таким образом, в статье на основе теоретического анализа литературы установлено, что несмотря на актуальность проблемы формирования коммуникативных компетенций у подростков с ОВЗ, она остаётся недостаточно разработанной как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Поэтому была разработана и внедрена методика формирования коммуникативных компетенций на основе создания реальных социальных ситуаций (кейсов) во внеклассной работе. Представленная в статье методика позволит педагогам направлять коррекционную работу с подростками на формирование у каждого отдельного ученика конкретных компетенций, которые важны именно для него на следующем этапе обучения и социализации. Для успешного внедрения заявленной методики в практику работы учреждений образования автором статьи разработаны и структурированы основные принципы формирования коммуникативной компетентности подростков с ОВЗ в рамках реализации ФГОС. Полученные после внедрения методики результаты диагностики показали эффективность ее использования для подростков с интеллектуальными нарушениями в условиях среднего образования и СПО. Дальнейшего исследования требуют вопросы формирования социальных компетенций подростков с интеллектуальными нарушениями на основе профессионально-трудовых, технических, правовых и экономических кейсов.
Литература:
1. Бистрова, Ю.О. (2007) Особливост конфлктно'1 поведшки розумово вщсталих тдл^юв: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.08. Кшв / Bystrova, Yu.O. (2007) Osoblivosti konfliktnoyi povedinki rozumovo vidstalih pidlitkiv [The peculiarities of conflict behavior of mentaly retarted teenagers]. Extended abstract of PhD thesis (Special psychology). Ку^. [in Ukrainian].Режим доступу: https://cutt.ly/byXst7N
2. Bystrova Y. (2019) Behaviour peculiarities of adolescents with intellectual disabilities in conflict situations. Modern research of the representatives of psychological sciences: Collective monograph. O.Ye. Blynova, Yu.O. Bystrova, I.M. Halian, O.M. Kikinezhdi, etc. - Torun: Liha-Pres, 2019, december. - 332 s.
3. Karwowska-Struczyk Н. (2012) Edukacja przedszkolna. W poszukiwaniu innych rozwi^zan, Wydawnictwo UW, Warszawa.
4. Колодна, Н.А., Муренець Л.С., Примак О.Я. (2017) Навчально-реабштацшний центр як педагопчна система соцiалiзацiï дтей з особливими осв^шми потребами. Директор школи: для керiвникiв навчальних закладiв. Кшв: Шюльний свт - № 19/20. - С. 85-104.
5. Кудряшова, В.В. Конспект воспитательного занятия «Репка». Коррекционная работа в школе VIII вида. Урок РФ. Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_vospitatelnogo_ zanyatiya_%C2%ABrepka%C2%BB_forma_t_200208.
6. Курганова, Е.А., Карабанова, О.А. Анкета «Оцени поступок». Методика «Дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю, М., 2016. Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodika_differentciatciya_konventcionalnih_i_moral_194809.html
7. Лабунская, В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: Изд-во Ростовск. ун-та, 1986. - С. 121-126.
8. Лукин, С.Е., Суворов, А.В. Тест рисуночной ассоциации Розенцвейга (руководство по использованию). - СПб., 1993. - 62 с.
9. Москоленко Н.В. (2015) Подготовка умственно отсталых воспитанников-сирот к самостоятельной жизни: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2015. - 170 с.
10. Попович, 1.С. (2019) Психолопя сощальних очжувань особистостi: методологiя, теорiя i практика: навч.-метод. посiб. Херсон / Popovych I.S. (2019) Psykholohiia sotsialnykh ochikuvan osobystosti: metodolohiia, teoriia i praktyka: navch.-method. posib. [The Psychology of Social Science: Methodology, Theory, and Practice]. Kherson [in Ukrainian]. http://ekhsuir.kspu.edu/xmlui/handle/123456789/8892
11. Rene Gille (1959) Le test-film (french) paperback. january 1. 56 р. https://cutt.ly/GyXds8Y
12. Синьов, В.М., Матвеева, М.П., Хохлша, О.П. (2008). Психолопя розумово вщстало! дитини. Кшв: Знання / Synyov, V.M., Matveeva, M.P., Khokhlina, O.P. (2008). Psihologiya rozumovo vidstaloyi dytyny [Psychology of a mentally retarded child]. Kyiv: Knowledge. [in Ukrainian]. https://cutt.ly/lyXdRis
13. Шишменцев, 1.М. (2017) Виховання культури людських взаемин у розумово вщсталих старшокласниюв засобами лтератури : автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. Нац. пед. ун-т iм. М.П. Драгоманова. Кшв / Shishmentsev I.M. (2017) Vihovannya kultury lyudskyh vzayemyn u rozumovo vidstalyh starshoklasnykiv zasobamy ukrayinskoyi literatury [Upbringing Culture of Human Relations of Mentally Retarded Senior Pupils by Means of Ukrainian Literature]: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.03. Nac. ped. un-t im. M.P. Dragomanova. Kiyiv [in Ukrainian]. http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/14905
14. Suzanne H. Verver, Mathijs P.J. Vervloed & Bert Steenbergen (2020) Facilitating Play and Social Interaction between Children with Visual Impairments and Sighted Peers by Means of Augmented Toys. Journal of Developmental and Physical Disabilities. Volume 32, 93-111. https://doi.org/10.1007/s10882-019-09680-6
15. Stephens, C., & Breheny, M. (2015). Narrative Analysis in Psychological Research: An Integrated Approach to Interpreting Stories. Qualitative Research in Psychology, 10, 7https://doi.org/ 10.1080/14780887.2011.586103
Психология
УДК 159.923.2
аспирант Воропай Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар); доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности и общей психологии Ожигова Людмила Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар); кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и общей психологии Удачина Полина Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. Статья направлена на изучение гендерных особенностей и вопросов профессионального самоопределения старшеклассников. Процесс профессионального самоопределения является результатом многих взаимосвязанных внешних и внутренних факторов, в систему которых входит и гендерный аспект. В статье изложены результаты теоретического и эмпирического исследования психологических особенностей профессионального самоопределения старшеклассников, рассматривается значимость гендерного аспекта в формировании внутренней готовности к реализации перспектив профессионального, личностного и жизненного самоопределения выпускников. Полученные данные свидетельствуют о выявленных статистически значимых различиях в выборе типов будущей профессии среди девушек и юношей. Подтверждена связь гендерных характеристик и профессиональных предпочтений у молодежи.
Ключевые слова: гендер, маскулинность, фемининность, андрогинность, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация.
Annotation. The article is aimed at studying gender characteristics and issues of professional self-determination of high school students. The process of professional self-determination is the result of many interrelated external and internal factors, the system of which also includes a gender aspect. The article presents the results of a theoretical and empirical study of the psychological characteristics of the professional self-determination of high school students, examines the significance of the gender aspect in the formation of internal readiness to realize the prospects of professional, personal and life self-determination of graduates.The data obtained indicate the revealed statistically significant differences in the choice of types of future profession among girls and boys. The connection between gender characteristics and professional preferences among young people has been confirmed.
Keywords: gender, masculinity, femininity, androgyny, professional self-determination, professional orientation.
Введение. В период социальных трансформаций актуальным является изучение социального поведения и психологических переживаний личности в изменяющихся условиях. В трудах зарубежных и отечественных исследователей профессиональная социализация рассматривается как непрерывный процесс, наиболее интенсивное развитие, которого приходится на молодые годы. При рассмотрении профессиональной социализации молодого поколения важнейшим периодом является профессиональное самоопределение и профессиональная подготовка к трудовой деятельности, так как именно здесь формируется самосознание, социальное сознание и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного развития на протяжении последующей жизни.
Одной из важнейших задач, которые решает юноша или девушка, является проблема самоопределения [1]: гендерного, социального, профессионального, гражданского, жизненного и др. [5].Самоопределение -процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы [3].
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, является центральным новообразованием ранней юности. Самоопределение и стабилизация личности в юности связаны с выработкой мировоззрения.