УДК 373.51 ББК 74.66
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙС-МЕТОДА
I А.В. Стрелкова
Аннотация. Для успешной интеграции кейс-метода в систему обучения автор статьи выявила и разработала принципы, согласно которым данную модель будет возможно реализовать на практике. За основу интеграции кейс-метода в структуру обучения в средней школе автором статьи принимаются современные образовательные стандарты, направленные на формирование компетенций. В статье содержится подробное описание этапов и особенностей применения модели по формированию социальных компетенций подростков в школе в урочной и внеклассной деятельности. Модель предполагает формирование компетенций, которые позволят при резкой смене педагогических условий на этапе обучения ребенка в школе, учитывать запросы и возможности каждого учащегося и направить работу на конкретные компетенции каждого ученика, которые важны на таком «повороте» и на следующей ступени образования, путем переформирования групп или разработки новых мини кейсов.
MODEL OF FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF ADOLESCENTS WITH THE USE OF THE CASE METHOD
| A.V. Strelkovg
Abstract. For a successful integration of case-method in the system of education the author of the article has identified and developed the principles according to which this model will be possible to implement in practice. As a basis for the integration of case-method in the structure of secondary education, modern educational standards aimed at forming competencies are taken. The article contains a detailed description of the stages and application of the model on the formation of social competence of adolescents at school in curricular and extracurricular activities. The model assumes the
Ключевые слова: компетенции, компетентность подростка, социальные компетенции, социальная компетентность, модель формирования компетенций подростков, педагогическая модель.
formation of competencies that will allow within a sharp change of pedagogical conditions during the training period of the child at school, take into account the needs and capabilities of each student and guide the work on the specific competencies of each student, which is important on such a «turn» and on the next stage of training, by reorganization or the development of new mini-cases.
Keywords: competence, competence of adolescents, social competence, model of formation of competences of adolescents, pedagogical model.
В основе компетентностного образования лежат традиционные дидактические принципы: научности, системности, надежности знаний, наглядности и др. В то же время традиционные принципы приобретают особые характеристики в условиях реализации кейс-метода. Добавляется ряд принципов, значимых при использовании кейсов.
В таблице представлены принципы и способы их реализации в рамках компентностного подхода, посредством внедрения кейс-метода для формирования социальных компетенций у подростков 12-14 лет.
Данные принципы имеют объективные источники и должны быть реализованы посредством работы с кейсами в средней школе в процессе формирования социальных компетенций через предложенную модель. В отличие от традиционных методов обучения и контроля, кейс-метод одновременно является формирующим и контролирующим. Именно поэтому его внедрение в образовательную структуру среднего звена даст возможность более оперативно отслеживать формирование компетенций у учащихся.
На основе вышеперечисленных принципов представляется возможным разработать модель педагогиче-
ского процесса по формированию социальных компетенций у подростков 12-14 лет посредством кейс-метода.
Модель формирования социальной компетенции у старших подростков кейс-методом
Теоретическая модель формирования социальных компетенций содержит в себе главную цель - создание педагогических условий для целенаправленного и организованного процесса овладения старшими подростками социальными компетенциями, необходимыми для успешной жизнедеятельности.
Способ достижения цели — реализация системно-деятельностного, диалогового, личностно-ориентиро-ванного подходов. Средство достижения цели — кейс-метод, который удачно интегрирует в себе и в то же время расширяет возможности многих известных методов, таких как: проектная деятельность, игра, что позволяет представлять и систематически достигать планируемый результат.
Особенностью созданной модели является ее универсальность в решении важных проблем формирования социальных компетенций учащихся. В модель заложен принцип подбора условий, обеспечивающих успешность каждого ребенка.
131
Таблица 1
Основные принципы интеграции кейс-метода в структуру компетентностного образовательного процесса
Дидактический принцип Реализация на практике
Принцип соответствия содержания и методов обучения требованиям современного постиндустриального общества Решение кейсов, построенных на актуальном материале, с привлечением различных источников информации, самостоятельная деятельность учащихся в подборе вариантов решения кейса
Принцип системности (целостности и единства педагогического процесса в школе). Актуализация межпредметных знаний, умений и навыков, взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, решение кейсов вне определенного предмета, мультипроблемные ситуации, затрагивающие весь образовательный процесс
Принцип взаимосвязи различных способов учебной деятельности. Кейс-метод обучения является интегрирующим методом, который включает в себя различные способы взаимодействия «учитель-ученик», не ограничивая при этом ни роль, ни время, ни место использования того или иного средства
Принцип личностно значимого обучения Учет индивидуальных особенностей каждого при формировании групп, инициирование мотивации к деятельности, обсуждение и объяснение информации до степени интериоризации ее учащимся
Принцип вариативности решения Использование кейсов без единственно верного решения, отсутствие доминирующей роли учителя или лидера, выработка индивидуального алгоритма решения различных задач в меняющихся условиях
Принцип сотрудничества Решение групповых кейсов, роль тьютора заменяет роль учителя, выстраиваются эффективные модели взаимодействия всех субъектов образовательного процесса через апробирование и перестраивание внутри большой группы в зависимости от роли и рода выполняемых функций в определенный период времени
132
Процесс формирования социальных компетенций максимально индивидуализирован, он поддерживает образовательные траектории каждого воспитанника, в том числе с использованием современных ИКТ, и специально подготавливает переход с одной школьной ступени на другую на основе расширения самостоятельности и ответственности обучающихся в образовательном процессе.
Социальную компетентность автор статьи понимает как интегральное качество личности с определенным набором социальных компетенций, отражающиеся от ценност-но-мотивационной стороны личности
и выражающих отношение человека к самому себе и к окружающим его людям, а также готовность человека развивать и формировать новые поведенческие навыки в социальных отношениях, решая бытовые, профессиональные и общественные задачи, не снижая уровня притязаний из-за опасений неудачи. Компетентность — результат сформированных компетенций, «Я-концепции», социализации, которая была успешно пройдена в определенных культурно-исторических событиях.
Компетенция предполагает способность и готовность субъекта к самостоятельной и успешной дея-
Таблица 2
Модель формирования социальных компетенций
Цель - создание педагогических условий, стимулирующих развитие социальных компетенций
Способность планировать самостоятельную деятельность
Способность составлять план работы и придерживаться его
Способность применять полученные теоретические знания на практике, например, для выбора способа действий при решении кейса_
Способность использовать ИКТ в нахождении необходимой информации для решения поставленной задачи
Способность вести различного рода электронную переписку
Способность выходить из конфликтных ситуаций
Способность устанавливать дружеские отношения в коллективе
Способность работать в больших и малых группах, нахождение собственного места в работе группы
Способность сотрудничать со сверстниками и людьми старшего поколения для достижения поставленной цели_
Ключевые подходы
Системно-деятельностный
Диалоговый
Личностно-ориентированный
Механизмы
- реализация образовательного процесса как единства урочной и внеклассной деятельности, как совокупности преемственных личностно ориентированных ситуаций;
- обеспечение индивидуальных образовательных траекторий в рамках организации групповой работы;
- использование кейс-метода;
- создание ИКТ-среды
Основные этапы формирования социальных компетенций
Организационный этап
Подготовительный подэтап
Работа учителя по проектированию и методическому обеспечению реализации кейса
133
Установочный подэтап
Введение детей в предстоящую работу Форма реализации: уроки, беседы, организация круглого стола, обсуждение правил работы с кейсом и возможности каждого из участников_
Формирующий этап
Реализация, прежде всего, через внеклассную работу по принципу системности. Форма: кейс-метод, игра, инициирование высказываний учащихся, активное участие в делах группы, ответственное выполнение заданий, проявление личностных качеств
Закрепляющий этап
Привлечение к экспертной и оценочной работе специалистов различных областей. Форма реализации: анкетирование, самооценка, рефлексия
тельности в условиях реальной специфической ситуации, основанные на знаниях, умениях и навыках, опыте, ценностях и склонностях. Сформированность перечисленных
в модели компетенций представляет особую ценность в достижении высоких образовательных результатов, социализации учащихся и готовности к следующей ступени образования.
Они могут быть откорректированы для каждой возрастной категории и представлены к моделированию и анализу специалистам, на основе чего создается программа формирования, коррекции и оценки социальных компетенций учащихся.
Исследуемая модель достаточно компактна, насчитывает небольшое количество значимых для процесса формирования компетенций. Перечень социальных компетенций, образующих компоненты модели, был сформулирован через уточнения требований к результатам, согласованных с ФГОС третьего поколения. Для формулировки результатов нами были использованы поведенческие индикаторы, которые могут быть проверены:
• способность планировать самостоятельную деятельность;
• способность использовать ИКТ в нахождении необходимой информации для решения поставленной задачи;
• способность применять полученные теоретические знания на практике, например, для выбора спо-
'34 соба действий при решении кейса;
• способность работать больших и малых группах, нахождение собственного места в работе группы
• способность выходить из конфликтных ситуаций;
• способность вести различного рода электронную переписку;
• способность составлять план работы и придерживаться его;
• способность устанавливать дружеские отношения в коллективе, наличие друзей-сверстников
• способность сотрудничать со сверстниками и людьми старшего поколения для достижения постав -ленной цели.
Названные компетенции соответствуют возрастному периоду старших подростков и необходимы для решения настоящих и будущих задач. Средняя ступень обучения более всех нуждается в гибкой индивидуализации и особой образовательной среде, поскольку именно на этом этапе, по утверждению многих педагогов, происходят «потери детей», хотя на этапе выпуска из начальной школы, дети были отлично подготовлены. На данном возрастном этапе важно предоставить возможность учащимся «прочувствовать» решение взрослых задач, именно в этом возрасте дети, как никогда, хотят «быть взрослыми». Каждый возрастной этап характеризуется определенной тематикой, которой соответствуют конкретные возрастные задачи. Реализация возрастных задач является необходимым правильным условием верного, положительного развития, а их эффективного решения необходимы конкретные компетенции.
Для реализации созданной модели автором статьи выбран систем-но-деятельностный подход, который реализуется через культивирование собственной позиции учащегося в различных ситуациях, нахождение в ситуации выбора, учет индивидуальных особенностей развития подростка, обращение к личностным смыслам подростков в социальной деятельности, достаточную автономность и самостоятельность в контроле формирующего процесса. Принцип деятельности реализуется в том, что обучающимся приходится самим вычленять проблемы и задачи из имеющейся информации, при этом осознавать содержание и фор-
мы своей деятельности, активно участвовать в их изменениях и совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его социальных компетенций.
Самостоятельная деятельность учащихся, направленная на достижение определенной цели и высокую самооценку — необходимое условие для реализации кейс-метода, — инициируется через диалоговый подход. Для диалога необходима атмосфера доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных. Диалог является признаком социально-компетентного поведения и в то же время условием формирования компетенций путем включения подростка в общение. Социальные умения и навыки формируются в непосредственном опыте активного социального взаимодействия подростков. Диалоговое взаимодействие предполагает отношения равноправия и взаимного признание субъектов, обеспечивает формирование нового опыта.
Личностно-ориентированный подход концентрирует внимание педагога на целостной личности человека. Здесь проявляется забота о развитии не только интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.
Механизм формирования социальных компетенций учащихся в модели представлен как последовательная реализация совокупности личностно ориентированных ситуаций: осознания значимости личных ресурсов как поля успешной жизнедеятельности, столкновение с со-
бытиями, где появляется желание проявить себя, ситуации анализа принятого решения и собственной жизненной позиции. Таким образом, у учащихся происходит не только изменение способов действий в определенных ситуациях, но и изменение отношения к ситуации, вместе с ними появляется не просто желание приспособиться к новым условиям — появляется опыт.
Трансформация происходит в следующей логике: 1) восприятие и воспроизведение виденной, слышанной, прочувствованной ситуации как значимого события; 2) критическое осмысление жизненного события, когда учащийся попадает в новый класс ситуаций, для которого не хватает знаний или готовой программы поведения; 3) временная инструментальная недостаточность, недостаточный уровень социальных компетенций, несоответствие социальным требованиям приводит к личностной рефлексии; 4) переосмысление действительности; 5) изменение отношения к ней; 6) изменение мотивов деятельности; 7) освоение новых спо- 135 собов деятельности [1].
Для создания развивающей среды большую роль может и должна сыграть внеклассная работа. Соблюдение принципа системности является неотъемлемым условием для успешной реализации кейс-метода при формировании социальных компетенций. Времени на уроке недостаточно для полноценной работы над кейсом, который требует большого количества времени для интери-оризации полученной информации. Так и теоретические знания, которые ученик получает на уроке, могут быть важны для решения поставленной
ВЕК
136
задачи, чтобы ученик смог сделать вывод о необходимости информации, которую он получает на уроке и способах ее применения в практической жизни «здесь и сейчас».
Особенность модели состоит в том, что она представляет образовательный процесс в целостности урочной и внеклассной деятельности. На уроке ребенок не имеет достаточных возможностей применить полученные теоретические знания на практике. Во внеклассной деятельности ребенок самостоятельно может делать выбор и принимать решения в нестандартизированных ситуациях. Для проявления самостоятельности требуется создание определенных педагогических условий, при которых полученные знания и умения становятся инструментами формирования и проявления компетенций. Необходимо обеспечить некое образовательное событие, которое ребенок пропускает через свою жизнедеятельность и, как следствие, активно принимает в этом участие как равноправный субъект деятельности. Во время «проживания» специально созданной и контролируемой образовательной ситуации (события) подросток формирует собственную субъектную позицию: принимает решения и несет ответственность за свои действия.
Объединение урочной и внеклассной деятельности приведет к тому, что некая организованная педагогическая образовательная ситуация станет конкретно реализуемой жизненной ситуацией (событием) для подростка, способствующей формированию и проявлению у него социальных компетенций.
Если урок обеспечивает форми-
рование знаний и умений, то вне -урочная деятельность расширяет возможности для их применения, обеспечивает приобретение практического опыта и ценностных ори-ентаций.
При участии во внеклассных мероприятиях учащиеся не ограничены жесткими рамками правил. Наоборот, они чувствуют поощрение и поддержку при проявлении своих лучших качеств. Внеклассная работа побуждает школьников участвовать в принятии решений, повышает их инициативу, которая при этом является не принудительной, а внутренне мотивированной. Именно внеклассной деятельности принадлежит ведущая роль в формировании и развитии социальных компетенций в силу того, что она служит повышению активности ученика как субъекта обучения; дает возможность творческого сотрудничества между педагогами и учащимися; создает обстановку, в которой отсутствует внешнее оценивание; ориентирует деятельность учащихся на успех; предполагает вариативность форм организации образовательного процесса, средств и условий деятельности; отражает общечеловеческие ценности [2].
Использование модели предполагает работу в группах (группе). Работа по кейсу (в группах или индивидуально) происходит во внеурочное время, когда учащиеся могут самостоятельно определить и спланировать свои занятия и время на них необходимое. Обстановка в классе не должна быть строго регламентированной, необходимо предоставить поле для самоорганизации школьников. Специфичность таких занятий — это широкое пространство
возможностей для самореализации личности и проявление на раннем этапе заинтересованности в той или иной области деятельности.
Распределение по группам необходимо проводить таким образом, чтобы не было подавления инициативы участников группы со стороны сильного лидера или явного отсутствия интереса к происходящему из-за того, что группа не является референтной для участника. Перед решением кейса идет обсуждение дальнейшей работы, в том числе обсуждаются желания и возможности каждого из участников. Также необходимо иметь в виду, что темп работы учащихся различный и распределение по группам должно происходит с учетом индивидуальных особенностей каждого.
Ценность метода кейсов в том, что он позволяет обратиться к глубинным качествам личности, Я-кон-цепции, аналитическому мышлению, мотивам.
Для учителя, применяющего кейс-метод, должно быть важно наличие возможности совмещения урочной и внеклассной деятельности, применения так называемого «сквозного» кейса, что делает процесс работы над ситуацией всеобъемлющим, интегрирующим все стороны учебно-познавательной, коммуникативной, социально-трудовой деятельности подростка, моделируя алгоритмы его поведения в различных сферах его жизнедеятельности.
По нашему мнению, кейс-метод расширяет развивающие возможности педагогического взаимодействия в образовательном пространстве основной школы. При этом в процессе формирования социальной компе-
тентности выделяем внеклассную деятельность и используем её для работы над кейсом, который имеет соответствующий уровень трудности, демонстрирует реальную жизненную ситуацию, в которой находятся дети, актуальность кейса полностью соответствует ситуации «здесь и сейчас».
При работе с кейс-методом образовательный процесс включает несколько этапов.
Организационный этап включает в себя 2 ступени:
1) подготовительный: перед начало работы с кейсом учитель продумывает педагогическую образовательную ситуацию, которая будет предложена для решения, создает дружелюбную среду, организует равноправное взаимодействие в группе, устанавливает правила и ограничения в работе модераторов кейса выявление выбранных лидеров, ранее сформированной группой, поддержка самостоятельности и инициативы. Обязательная первичная проверка актуального состояния;
2) установочный: мотивирование
к дальнейшей деятельности (рассказ 137 и объяснение созданной ситуации, работа с источниками информации и освоение необходимых ИКТ, а также методы «круглого стола», «мозгового штурма» и знакомство с кейсом через введение в изучаемую проблему), анализ актуальности и значение решения для каждого из участников группы, а также определяется круг задач, граница анализа и поиска решений, режима работы.
Основным структурообразующим механизмом деятельности в модели формирования социальной компетенции кейс-методом можно считать формирующий этап по инициирова-
ВЕК
138
нию самостоятельной деятельности учащихся, определяющий достижение поставленных целей. Именно на этом этапе используются по максимуму возможности кейс-метода, а системно-деятельностный и личност-но-ориентированный подходы позволяют приобретать самой личностью знания в социальном контексте.
В ходе формирующего этапа работы в модели активность участников стремится к наивысшей точке, генерируются масса предложений, активно идет обсуждения идей, фантазий и действий. На этом этапе участники могут поделиться на группы или остаться в одной. На данном этапе всеми участниками кейса, устанавливаются правила поведения в группе, обязанности, по необходимости распределяются роли. На этом этапе важно сделать акцент на том, что при решении кейса, все может меняться в зависимости от желания или возможностей каждого из участников.
Активная самостоятельная деятельность учащихся по решению противоречивых моментов является лучшим условием для усвоения знаний и формирования социальных умений, развитием мыслительных способностей.
Из объекта воздействия подросток становиться субъектом взаимодействия, следуя своим индивидуальным маршрутом. Совместная деятельность означает, что каждый вносит в нее свой особый вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Новый характер взаимоотношений «учитель — ученик» знаменуется переходом от позиции «руководителя» к позиции «тьютора» в процессе об-
учения, в котором информация перетекает в сознание личности и становится знанием; появляются новые образовательные результаты.
На закрепляющем этапе необходимо получить не только рефлексию от всех участников, задействованных в решении кейса, но провести более глубокий анализ самооценки социальных компетенций подростков в сравнении с оценкой экспертов — учителей, которые работали с данными детьми на протяжении всего периода решения кейса.
Сама тема кейса, отражающая в полной мере принцип «здесь и сейчас», имеет видимый мотиваци-онный эффект и в зависимости от уровня подготовленности педагога и учащихся, который может быть использован преподавателем либо как обучающий, либо как развивающий. Независимо от уровня подготовленности аудитории, кейс может быть использован как диагностирующий, в том числе для оценки результативности формирования социальных компетенций (был ли решен кейс, какие варианты рассматривались, почему было решено выбрать именно этот вариант решения оптимальным, какие настроения были в группе, сколько возникало конфликтных ситуаций, как они были решены и могли бы быть решены иначе и т.д.).
Модель предполагает формирование компетенций, которые позволят при смене педагогических условий на этапе обучения ребенка в школе учитывать запросы и возможности каждого учащегося и направить работу на развитие конкретных компетенций каждого ученика, которые важны на таком «повороте» и на следующей ступени образова-
ния путем переформирования групп или разработки новых мини-кейсов. Модель является работоспособной при создании любого образовательного события в средней школе. При этом воздействие на ученика направленно не только на компетент-ностный, но и на эмоциональный компонент.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильина, И.В. Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования [Текст] / И.В. Ильина // Педагогика: традиции и инновации: Материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. -С. 40-43.
2. Богачева, Г.Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся [Текст] / Г.Г. Богачева // Актуальные задачи педагогики: Материалы V Междунар. науч. конф. (г Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Молодой ученый, 2014. - С. 92-106.
REFERENCES
1. Bogacheva G.G., "Vneurochnaya deyatel-nost kak sredstvo formirovaniya sotsialnoy kompetentnosti uchashchikhsya", in: Aktual-nyye zadachi pedagogiki: Proceedings of the Vrd International Conference (Chita, aprel 2014 g.), Chita, Molodoy uchenyy, 2014, pp. 92-106. (in Russian)
2. Ilina I.V., "Teoreticheskaya model formiro-vaniya sotsialnykh kompetentsiy u uchash-chikhsya uchrezhdeniy nachalnogo profes-sionalnogo obrazovaniya", in: Pedagogika: traditsii i innovatsii: Proceedings of the International Conference (g. Chelyabinsk, oktyabr 2011 g.), Vol. II, Chelyabinsk, Dva komsomoltsa, 2011, pp. 40-43. (in Russian)
Стрелкова Анастасия Владимировна, аспирантка, кафедра педагогики, Московский педагогический государственный университет; учитель, школа № 1995, г. Москва, nastenastrelkova@ mail.ru
Strelkovа A.V., Post-graduate Student, Department of Pedagogics, Moscow State University of Education; Teacher, School No. 1995, Moscow, [email protected]
139