Научная статья на тему 'Мегаполис как фактор формирования социальных компетенций у подростков с интеллектуальными нарушениями'

Мегаполис как фактор формирования социальных компетенций у подростков с интеллектуальными нарушениями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
133
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIALIZATION / SOCIAL COMPETENCE / INTELLECTUAL DISORDERS / TEENAGER WITH INTELLECTUAL DISABILITIES / FORMATION OF SOCIAL COMPETENCIES / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ПОДРОСТОК С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попова Наталья Владимировна

В статье рассматриваются понятия «социальная компетенция», риски и ресурсы мегаполиса на примере г. Москвы при формировании социальных компетенций у подростков с интеллектуальными нарушениями. Также рассматривается взаимосвязь между понятиями социализация, социальная адаптация и социальная компетенция, обозначаются социальные компетенции, которыми должен обладать современный подросток с интеллектуальными нарушениями, проживающий в мегаполисе; рассматриваются цели и коррекционно-развивающие задачи, которые ставятся перед образовательной организацией в вопросах формирования социальных компетенций у подростков с интеллектуальными нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Попова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мегаполис как фактор формирования социальных компетенций у подростков с интеллектуальными нарушениями»

MEGAPOLIS AS A FACTOR IN THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCIES IN ADOLESCENTS WITH INTELLECTUAL

DISABILITIES

Popova N.V. (Russian Federation) Email: [email protected]

Popova Natalia Vladimirovna - Undergraduate, DEPARTMENT OLIGOPHRENOPEDAGOGY AND CLINICAL FOUNDATIONS OF SPECIAL EDUCATION, MOSCOW CITY PEDAGOGICAL UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: the article deals with the concept of "social competence", risks and resources of the metropolis, on the example of Moscow in the formation of social competencies in adolescents with intellectual disabilities. The author also considers the relationship between the concepts of socialization, social adaptation and social competence, denotes the social competence, which should have a modern teenager with intellectual disabilities, living in the metropolis; the article considers the goals and correctional and developmental tasks that are set before the educational organization in the formation of social competencies in adolescents with intellectual disabilities. Keywords: socialization, social competence, intellectual disorders, teenager with intellectual disabilities, formation of social competencies.

МЕГАПОЛИС КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ Попова Н.В. (Российская Федерация)

Попова Наталья Владимировна - магистрант, кафедра олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики, Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются понятия «социальная компетенция», риски и ресурсы мегаполиса на примере г. Москвы при формировании социальных компетенций у подростков с интеллектуальными нарушениями. Также рассматривается взаимосвязь между понятиями социализация, социальная адаптация и социальная компетенция, обозначаются социальные компетенции, которыми должен обладать современный подросток с интеллектуальными нарушениями, проживающий в мегаполисе; рассматриваются цели и коррекционно-развивающие задачи, которые ставятся перед образовательной организацией в вопросах формирования социальных компетенций у подростков с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: социализация, социальная компетенция, интеллектуальные нарушения, подросток с интеллектуальными нарушениями, формирование социальных компетенций.

Понятие «Социальная компетентность» возникло в 70 -е годы 20 столетия и является комплексным междисциплинарным понятием, применяемым в социологии, социальной психологии, педагогике.

В связи с реализацией концепции модернизации российского образования, закрепившей реализацию компетентностного подхода при обучении и воспитании личности, стали активно использоваться социальные компетенции. В настоящее время существует несколько подходов к изучению понятия «социальная компетенция». Н.В. Калинина, И.И. Лукьянова под социальными компетенциями подразумевают закономерности личностного развития, которые являются главными потребностями и задачами на каждом возрастном этапе. К индикаторам сформированное™ социальных компетенций у подростков, в том числе с интеллектуальными нарушениями, они относят [3, 4]:

■ ответственность;

■ овладение средствами организации поведения;

■ адекватную самооценку, согласованную с уровнем притязаний;

■ сформированность позитивной мотивации учения и преобладание мотивации достижения;

■ навыки овладения эмоциональным состоянием, снятия эмоционального напряжения;

■ владение средствами общения, конструктивного взаимодействия в различных жизненных ситуациях.

Формирование социальных компетенций неразрывно связано с процессом социализации и социальной адаптации личности в общество.

А.В. Мудрик [6, 7], рассматривая процесс социальной адаптации, определяет ее как «процесс развития человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит» [7].

Современные подходы, изучающие социальные компетенции, определяют ее как совокупность знаний, социальных навыков, способов поведения, усвоенных личностью; как свойство личности, которое в зависимости от требований определенных ситуаций, позволяет ей быстро и гибко изменять свое поведение [9: 55].

Среди социальных компетенций, овладение которыми необходимы подростку с интеллектуальными нарушениями, проживающему в мегаполисе, выделяют такие как:

• Коммуникативные

• Социально-психологические

• Социально -средовые

• Социально-бытовые

• Профессионально-производственные

• Здоровьесберегающие.

Это обусловлено тем, что мегаполис по своей сути является выокодифференцированной и структурированной социальной средой, где социальных процессов происходит намного быстрее по сравнению с обычным городом. С одной стороны мегаполис, открывает новые возможности для подростков с интеллектуальными нарушениями, с другой стороны, усложняет формирование социальных компетенций. В первую очередь, это обосновывается тем, что при обучении подростков с интеллектуальными нарушениями в силу их особенностей, академический компонент образовательных программ направлен на формирование жизненных компетенций и намеренно упрощена социальная среда.

По сравнению с обычным и малым городом, мегаполис представляет собой более сложную структуру. Это связано с тем, что в нем происходит сосредоточение финансовых, производственных, интеллектуальных и иных ресурсов, деятельность которых осуществляется за счет функционирования ЖКХ, общественного транспорта, учреждений здравоохранения, образовательных учреждений и т.д. Специфику мегаполиса определяет аккумулирование в нем финансово-экономических, социальных, политико-административных, социокультурных, семейных аспектов [1].

Мегаполис, с географической точки зрения, это растянутая на километры территория, что тоже оказывает не маловажное влияние на горожан и их качество жизни. Но при этом, оказывая влияние на качество жизни горожан, мегаполис сам находится под воздействием представлений его жителей, которые касаются различных аспектов: особенностей центральной части города, его окраин, культурной составляющей, гендерных положений. Повседневное пребывание сопряжено с нахождением в физически загруженном городском пространстве высокие здания, торговые центры, рестораны быстрого питания, транспорт, большое количество трудовых мигрантов, высокий трафик наркотиков, маргинализация, структурированная криминогенную среду и т.д.

Следовательно, жители мегаполиса в большей мере вынуждены в мере адаптироваться к городскому пространству. При формировании социальных компетенций у подростков с интеллектуальными нарушениями в условиях мегаполиса необходимо учитывать все вышеперечисленные факторы.

Современный мегаполис обладает огромными ресурсами, необходимыми для успешного формирования социальных компетенций, но при этом содержит много рисков, которые необходимо предупредить. К возможным рискам можно отнести:

• навязчивую рекламу товаров и услуг (косметика, частные клиники, торговля в электричках),

• секс и свободные отношения, пропагандируемые с экранов и в печатной продукции,

• махинации с квартирами,

• драки на межнациональной почве с привлечением подростков, в том числе подростков имеющих интеллектуальные нарушения,

• фуст - фут,

• трудоустройство, что связано с неадекватной самооценкой, снижением критичности и самокритичности, повышенной внушаемостью.

В рамках формирования социальных компетенций данные риски необходимо предупредить.

Включение подростков с интеллектуальными нарушениями в пространство мегаполиса предполагает:

• непосредственное воздействие общества и социальной среды на его личность;

• подросток принимает активное участие в процессе включения в социокультурное пространство мегаполиса;

• совершенствование самого общества.

Для подростков с интеллектуальными нарушениями процесс формирования социальных компетенций в мегаполисе является сложным процессом, так как на первый план выходит проблема данной категории детей: приспособление к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, т.е. интеграция их в окружающий социум, что может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолога - педагогическим сопровождением в процессе обучения и воспитания.

Процесс формирования социальных компетенций в мегаполисе у подростов с интеллектуальными нарушениями будет эффективным, если:

• в рамках инклюзивного образования установлено взаимодействие всех социальных институтов (микро факторов социализации): семья, школа, общественные организации, обеспечивающие единство воспитательно-образовательного процесса

• создана единая стратегия семьи, школы, ближайшего социального окружения ребенка, выступающих агентами социализации;

используются все ресурсы, московского образования (основное, дополнительное образование, городская инфраструктура)

К ресурсам мегаполиса, направленных на успешное формирование социальных компетенций подростков с интеллектуальными нарушениями можно отнести: развитую преемственность между школой и профессиональными учебными заведениями, реализация образовательных проектов в рамках ГППЦ и ДОгМ (открытый город, профсреда, олимпиады, фестивали, конкурсы профессионального мастерства «Абилимпикс», «.ТипюгБкНк» <^оЫ8кЛкКи5$1а») с использованием социокультурной образовательной среды (музеи, театры, библиотеки, исторические объекты, парки, колледжи и т.д.), школьную службу Социального и Психолого-Педагогического Сопровождения, СМИ.

На сегодняшний день приоритетными направлениями социальной адаптации и интеграции подростков с интеллектуальными нарушениями в мегаполисе являются:

• обеспечение в полном объеме государственных гарантий по комплексной реабилитации, которые установлены действующим законодательством;

• создание межведомственной системы постоянного мониторинга потребностей лиц, имеющих какие-либо ограниченные возможности здоровья, в реабилитации и адаптации среды их жизни;

• внутриведомственный подход, направленный на рациональное использование ресурсов столичной системы образования для выстраивания вертикальных и горизонтальных организационно-управленческих связей.

• создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Список литературы /References

1. Ильиных С.А. Семейные ценности молодежи: традиции и трансформации. / С. А. Ильиных // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 2012. № 4 (20). Вып. 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/semeynye-tsennosti-molodezhi-traditsii-i-transformatsii/ (дата обращения: 14.12.2018).

2. Келасьев В.Н., Первова И.Л. Социальная компетентность и технологии ее формирования в современной России // Вестник Санкт-Петербургского университета, 2010. Серия 12. Вып. 3. С. 356-365.

3. Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование, 2001. № 4. С. 16-21.

4. Лукьянова И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков // Психологическая наука и образование, 2001. № 4. С. 41-47.

5. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников. / А.В. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. 112 с.

6. Мудрик А.В. Социализация и воспитание./ А.В. Мудрик. М.: Сентябрь, 1997. 96 с.

7. Мудрик,А.В. Социальная педагогика. / А.В. Мудрик. М.: Академия, 2000. 192 с.

8. Developing social competency in adolescence / Ed. by T.P. Gullotta, G.R. Adams, R. Montemayor. Thousand Oaks, CA.: Sage, 1990.

9. Hinsc, R. Soziale Kompetenz kann man lernen. Weinheim: Beltz PVU, 2003.

10. Rohlfs C., Harring M., Palentien C. Kompetenz-Bildung: Soziale, emotionale und kommunikative Kompetenzen von Kindern und Jugendlichen. GWV Fachverlage GmbH, Wiesbaden, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.