Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018
№ 3 (33). С. 237-242. . Л Л Г"
УДК 376.24 А. В. Брехова, А. А. Бражникова
К вопросу о развитии коммуникативной компетенции школьников на уроках технологии
В данной статье проанализирована сущность и определена роль коммуникативной компетенции школьников. Рассмотрены понятия «общение», «коммуникация», «коммуникативная компетенция». Выявлены особенности проведения уроков внеклассных мероприятий по технологии, способствующих формированию коммуникативной компетентности. Для этого был разработан комплекс заданий для творческих проектов, внеклассных мероприятий и уроков по технологии. Данные мероприятия были проведены в МБОУЛ «ВУВК им. А. П. Киселева» г. Воронежа. Результаты проведенных занятий позволили нам убедиться в эффективности их проведения для развития у обучающихся коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: общение, коммуникация, коммуникативная компетентность, технология, метод проектов, внеклассные мероприятия
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018
N°. 3 (33). pp. 237-242 A. V. BREHOVA, A. A. BRAGNiKOVA
On the development of communicative competence of schoolchildren in technology lessons
In this article, the essence is analyzed and the role of the communicative competence of schoolchildren is determined. The concepts of "communication", "communication", "communicative competence" are considered. The peculiarities of carrying out lessons of extra-curricular activities on technology that contribute to the formation of communicative competence are revealed. To this end, a set of tasks for creative projects, extracurricular activities and lessons on technology was developed. These events were held in the Voronezh Training and Educational Complex named after A.P. Kiselev of the Voronezh city. The results of the conducted studies allowed us to be convinced of the effectiveness of their conduct for the development of communicative competence among learners.
Keywords: communication, communication, communicative competence, technology, project method, extracurricular activities
появлением новых образовательных / программ существенно изменился со-V__<- циокультурный контекст изучения технологии в России. Мотивация по изучению технологических предметов растет с каждым днем, это связано с нехваткой технологических профессий на рынке труда. Поэтому выросла и необходимость в использовании этого предмета. Это предполагает изменения в требованиях к уровню владения технологией, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала [8].
Содержание школьного курса определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах обучения. Для свободного конкурирования в различных сферах общества, необходимо
развивать коммуникативные навыки на всех ступенях образования [7].
Предпосылки к появлению навыков общения появись во время создание первой школы на Древнем Востоке. Учителю следовало научить учеников получать знания, отвечать изученные темы, общаться в коллективе и т.д.
Школы на территории Древней Руси впервые появились после принятия христианства в 988 году. По указу князя Владимира детей из семей духовных лиц и старост отдавали на книжное учение в школу Новгорода, созданную Ярославом Мудрым. В ней ученики постигали чтение, письмо, русский язык, счет и христианское вероучение. Кроме этого, на Руси существовали школы высшего типа, предназначенные для будущих
церковных и государственных деятелей. В них детей обучали богословию, философии, риторике и грамматике, а также истории, географии и естествознанию. В древние времена, образованные люди ценились очень высоко и назывались «книжными мужами», которые могли читать, писать, и передавать знания с помощью общения.
В наше время в период рассвета цифрового общества остро встала проблема общения. Учащиеся почти все свое свободное время проводят у компьютеров. Живое общение сменилось перепиской в социальных сетях. Давайте разберемся, что такое общение.
Анализ литературы показал, что некоторые авторы под понятие «общение» понимают «процесс передачи и приема информации, осознанную и неосознанную связь» и отождествляют его с понятием «коммуникация». Другие - наоборот, различают эти два понятия. Однако, в психологическом словаре под понятием «коммуникация» понимается «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» [9]. А это предполагает сообщение партнерами друг другу какого-то определенного объема новой информации и достаточной мотивации, что является необходимым условием осуществления коммуникативного акта.
Русский философ М.С. Каган отмечал, что коммуникация и общение различаются. Прежде всего, тем что общение имеет практический, материальный, духовный, информационный и практически-духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом - передачей тех или иных сообщений. Кроме того, они различаются по характеру самой связи вступающих во взаимодействие систем. Коммуникация есть субъект-объектная связь, где субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания и т.д.), а объект выступает в качестве пассивного получателя (приемника) информации, который должен всего-навсего ее принять, понять (правильно декодировать), хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. По мнению Кагана, коммуникация является процессом однонаправленным: информация передается только в одну сторону, поэтому в принципе не имеет большого значения, является ли приемником человек, животное или техническое устройство [10].
Информация вращается между собеседниками, так как они одинаково активны, объем информации растет, и состояние одного партнера передается другому.
Для определения критериев, условий и способов повышения эффективности коммуникации И.А. Зимняя предлагает системно-коммуникативно-информационный подход, под которым автор подразумевает психические процессы передачи информации по каналам связи.
Как отмечают сторонники деятельностного подхода общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [6, с. 22].
Потребность в общении - одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Результат этой деятельности напрямую зависит от качества обмена информации, который приходит с наличием коммуникативного опыта субъекта отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. И следующие за ним, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной навыков [1, с. 207].
Изучив литературу, мы поняли ту сложность, многомерность и неоднозначность понятий компетентность и компетенция, и сложность подхода к процессу и результату их образования.
Являясь компонентом коммуникативной компетентности, общительность представляется как психологическая готовность человека к органи-заторско-коммуникативной деятельности. Как профессиональное качество общительность характеризуется некоторыми особенностями:
-наличием устойчивой потребности в систематическом общении с людьми в самых разных сферах. Они расширяют наш кругозор, показывая всю многогранность сфер деятельности, и формируют твою личную позицию, об этих сферах жизни;
-органичным взаимодействием общечеловеческих и профессиональных показателей общительности;
-эмоциональным благополучием на всех этапах общения.
-продуктивным влиянием способностей к осуществлению профессиональной коммуникации;
-возможность осуществления педагогической коммуникации, являясь основной в профессии «Учитель»;
-наличием коммуникативных навыков и умений, которые помогают решать рабочие проблемы [2, с. 98-111].
По мнению некоторых авторов, общительность как многослойное явление включает в себя такие компоненты, как коммуникабельность, социальное родство, альтруистические тенденции.
Говоря о социальной компетентности, мы отмечаем, что она есть владение групповой профессиональной деятельностью или сотрудничеством. Коммуникативная же компетентность
- это умение владеть принятыми для той или иной профессии приемами профессионально общения.
В ряде исследований авторов (О. И. Матьяш, В. В. Казаковская, Е. В. Руденский) коммуникативная компетентность представляется как способность участника общения координировать собственные речевые действия коммуникативных партнеров в соответствии с выбранной целью в условиях конкретной коммуникативной ситуации.
Проведя анализ ряда работ, Е.А. Смирнова предлагает классификацию коммуникативных категорий: коммуникативная личность; коммуникативное сознание; коммуникативная деятельность; коммуникативное поведение; коммуникативные способности; коммуникативные конфликты [4, с. 6].
Метод проектов дает возможность выполнять проекты группами и поэтому позволяет не только получать теоретические знания, но и формировать ключевые компетентности, а именно коммуникативные компетентности.
Коммуникативная компетенция выражается в умениях самостоятельно:
-вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу, степени близости и знакомство и т.д.), учитывая его особенности, это необходимое условие для эффективного обучения в школе;
-поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения, активно используется на всех уроках и в жизненных ситуациях;
-слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению, одно из основных правил, для социализации в обществе;
-высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение, реализует учащегося как личность;
-стимулировать собеседника к продолжению общения, формирует устойчивые связи в обществе;
-грамотно разрешать конфликты в общении, основное правило конструктивного диалога;
-изменять при необходимости свое речевое поведение, позволяет добиться в диалоги своих целей;
-уметь оценивать ситуацию общения; -способность корректно завершать ситуацию общения.
Компетентность и грамотность в общении являются одним из факторов успеха в обществе.
В учебном процессе в школе востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а такие, которые формируют умения, непосредственно сопряженные с практической работой. Ведущее место среди таких методов, используемых на уроках «Технологии», принадлежит методу проектов. Метод проектов сегодня
приобретает большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис метода проектов [5, с. 160].
Задача проектного обучения - создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и к потоку информации, подлежащей анализу и синтезу.
Одним из результатов проектов является развитие умения личности сотрудничать с другими, что положительно влияет на формирование коммуникативной компетентности, а, следовательно, успешного обучения.
В проектной деятельности коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.
По мнению ряда психологов, проектная деятельность на уроках «Технологии» формирует коммуникативную компетентность личности как систему качеств, которая включает в себя:
-творческое мышление;
-культуру эмоций;
-культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
-культуру речевого действия, жестов и пластики движений;
-культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению.
Применение метода проектов, как на уроках «Технологии», так и во внеурочныхзанятиях способствует развитию коммуникативной компетентности школьников, не только в образовательной среде, но и в становлении социального опыта.
При выполнении проекта создается проблемная ситуация, выдвигается гипотеза и определяются способы решения проблемы. При этом используются исследовательские, поисковые, научные методы, дискуссии, эвристические беседы, мозговые атаки, ролевые игры.
При реализации проекта проводится оформление результатов, защита проекта, выдвижение и прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов, самооценка, внешняя оценка.
В рамках проектов любого типа можно отрабатывать отдельные элементы коммуникативной компетентности, которые должны быть четко выделены и спланированы учителем.
В 5 классах мы предлагаем такие темы для творческих проектов:
1. Виды горячих бутербродов;
2. Блюда из яиц;
3. Блюда из овощей;
4. Создание фартука;
5. Вышивание ручными швами;
6. Интерьер кухни;
7. Сервировка праздничного стола.
8. Отделка швейного изделия вышивкой.
9. Изготовление сувенира или декоративного панно в технике ручного вышивания.
10. Прихватки различных видов.
11. Чехол на чайник.
12. Закладка для книг.
13. Овощи - лекари.
Диагностика проходила в МБОУЛ «ВУВК им. А. П. Киселева» среди двух шестых классов направленная на развитие коммуникативных навыков. Исследование проходит с сентября 2016 года и по май 2018. Основные результаты мы можем увидеть на теме «Защита творческого проекта». Когда учащиеся защищают свой проект, сразу становится понятно на каком уровне развития их коммуникативные навыки, как они представляют свой проект, отвечают на вопросы, общаются с классом. После окончания диагностики будет составлена сводная таблица, по развитию коммуникативных навыков у учащихся. Для развития этих навыков ученикам каждый урок даются специальные задания. На данном этапе видно значительное увеличение коммуникативных навыков у учащихся. Они не боятся отвечать перед классом, с легкостью отвечают на вопросы и задают их. Представляют свой проект грамотно по предложенной схеме с презентацией. Мы считаем, что творческий проект отлично развивает коммуникативные навыки учащихся.
Для развития коммуникативных навыков мы проводим внеклассные мероприятия. Проведя анкетирование в шестых классах, мы выяснили, что детям очень нравиться раздел кулинария, и они любят готовить, так же им нравятся подвижные мероприятия, поэтому мы решили провести «Кулинарный батл» в преддверии праздника 8 марта.
Целями данного мероприятия являются:
Воспитательные:
-поддержание праздничной атмосферы;
-сплочение коллектива, формирование умения работать в команде.
Развивающие:
- развитие творческих способностей;
-получение кулинарных навыков.
Ожидаемые результаты:
-Учащиеся вспомнят термины по кулинарии;
-Сплочение коллектива;
-Получат навык по изготовлению горячих бутербродов.
Мероприятие предполагается проводить в форме квеста и они могут содержать несколько заданий.
1. Команды получают первое задание Карточка 1
Составить кроссворд № 1 с главным словом по вертикали:
По вертикали
1. Наука о приготовлении пищи. По горизонтали
1. Металлическая или эмалированная посуда для варки пищи.
2. Специальная посуда с отверстиями, через которые процеживают жидкость при отваривании овощей, макаронных изделий и др.
3. Последовательность операций по приготовлению какого-либо блюда.
4. Процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья, работоспособности.
5. Жизненно важные элементы, необходимые организму. Обозначаются латинскими буквами.
6. Устройство для измельчения мяса и других продуктов.
7. Подробное описание приготовления какого-либо блюда.
8. «Помощники» на кухне электробытовые ... .
9. Самое важное требование к любой кухне.
V
3 Л
4 И
5 н
6 А
Т
8 И
9 я
2. После разгаданного кроссворда, команды получают первую подсказку:
Искать подсказку нужно, там, где находиться живой уголок нашего кабинета.
3. Там находится второе задание.
Карточка 2
4. Замените в этом рецепте все продуты на окружающие вас предметы и прочитайте вслух:
Отварите картошку в мундире, морковь, 5 яиц. Очистите и мелко нарежьте яйца, отварное мясо, репчатый лук, маринованные огурцы. Добавьте 5 ложек нежного горошка. Теперь положите 2 ложки майонеза и 2 ложки сметаны. Подсолите и хорошо размешайте салат. Вкусно?
5. Выполнили задание и получают подсказку.
Новую подсказку найдете тут:
Предмет, у которого четыре ножки
На него разложим ложки.
Миски, вазы, чашки, кружки.
Стулья у него подружки.
Украшаем зал и холл.
Что за мебель? Это ...
6. Следующую подсказку учащиеся находят под столом.
Новую подсказку услышите по этому номеру телефона, инструкция - у ведущего:
7. Учащиеся находят между книгами рецепт и начинают, готовить. После того, как все приготовлено устраивается общий стол и 2 команды пробуют свои блюда.
Так же мы предлагаем задания в процессе уроков на формирование коммуникативных компетенций:
1.Тема урока: Санитарно-гигиенические требования, правила ТБ, организация рабочего места.
Учащиеся делятся на 3 группы. Первая группа изучает санитарно-гигиенические требования, вторая правила техники безопасности, третья организацию рабочего места. Группы конспектируют материал, обсуждает его и расставляют пункты по мере важности, где первые пять - это самые важные правила, вторые пять менее важные и последние второстепенные. Когда группа готова, она выбирает одного докладчика, который рассказывает другим группам свое задание, а тем временем две оставшихся группы конспектируют, те правила, про которые им рассказывают докладчик. Оставшаяся часть отвечающей группы готовит по своим правилам вопросы на закрепление изученного для других команд.
2.Тема урока: Декоративно-прикладное искусство.
Учащимся предлагается видеофильм для просмотра про виды декоративно-прикладного искусства. Во время просмотра они должны выписать виды декоративно-прикладного искусства и их основные характеристики. После просмотра фильма и выполнения задания, учащиеся делятся на 2 дискуссионные группы. Первая группа придумывает доказательства на тему «Необходимость разных видов декоративно-прикладного искусства», вторая на тему «Разные виды декоративно-прикладного искусства не нужны».
3.Тема урока: Виды простых швов в технике ручного вышивания.
Мини проект на тему: «Что можно украсить простыми швами в технике ручного вышивания?». Учащимся дается 15 минут на то, чтобы придумать эскиз того изделия, которое им хочется украсить и подобрать подходящие швы, выбрать цвета для них. После выполнения задания, каждая школьница представляет свой рисунок, объясняет, почему она украшает именно это изделие и этими швами.
4.Тема урока: Вышивание монограммы.
Учащимся предлагается придумать свою семейную монограмму и ее историю. Когда эскиз готов, можно приступать к работе. После выпол-
нения работы все ученицы показывают монограммы и рассказывают историю семьи. Общим голосованием выбираются 3 самые интересные работы и прикрепляются на стенд в классе.
5.Тема урока: «Деловая игра: производство текстильных материалов»
Ученицам предлагается освоить новые профессии. Класс делится на 3 команды, каждой команде выдаются по 8 карточек с разными профессиями:
1. работник сельского хозяйства (выращивает хлопок)
2. водитель уборочной техники,
3. рабочий фабрики по производству ниток 1 (цех по очистке хлопка),
4. рабочий фабрики по производству ниток 2 (цех производства ниток),
5. рабочий фабрики по производству пряжи из ниток,
6. рабочий ткацкой фабрики 1 (цех производства ткани),
7. рабочий ткацкой фабрики 2 (цех обработки ткани),
8. рабочий ткацкой фабрики 3 (цех по окрашиванию ткани).
В карточке указано в чем заключается работа каждой профессии. Каждый член команды изучает свою профессию, после чего команда совещается и расставляет профессии по порядку производства хлопковой ткани. После выполнения задания. Выходя по одной команде к доске, и каждая ученица без помощи слов, показывает свою работу, а другие команды должны угадать к представителю какой профессии относится этот человек.
Таким образом, мы выявили, что коммуникативная компетентность есть некая система психических и поведенческих характеристик человека. Эта система способствует, прежде всего, успешному общению и позволяет достичь психологически комфортного общения для двух сторон. В структуре коммуникативной компетентности мы выделили следующие компоненты: личностный, целостно-смысловой, когнитивный, поведенческий. Эти компоненты влияют друг на друга, способствуют взаимопроникновению и существованию каждого в остальных.
Наши исследования по этой проблеме продолжаются, но уже видны плодотворные результаты: уроки проходят эффективнее, все учащиеся включаются в работу, темы творческих проектов стали любимыми у учащихся и они с легкостью их защищают.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа. 2001. 207 с.
2. Муровьева О.И. Психология коммуникативной компетентности: учебник. Томск, 2012. С. 98-111.
3. Петровский А.В. Психология. Словарь / ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат. 2003. 494 с.
4. Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности студентов в условиях непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. М., 2007. С 6.
5. Татарченкова С.С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2008. С. 160.
6. Якобсон С.Г. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности // Вопросы психологии, 2004. № 6. С. 22.
7. Современный подход школы в формировании коммуникативной компетенции учащихся. URL: http://www.syl.ru/ article/171385/new_kommunikativnaya-kompetentsiya-i-ee-formirovanie (дата обращения: 1.05.2018)
8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации".URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 1.05.2018)
9. Национальная психологическая энциклопедия. URL: https://vocabulary.ru/termin/kommunikacija.html (дата обращения: 1.05.2018)
10. Мелочи журналистики. URL: http://its-journalist.ru/Articles/kategorial._nyj_apparat_teorii_kommunikacii.html (дата обращения: 1.05.2018)
1. Verbitsky A. A. Active learning in higher education: a contextual approach. Moscow, High School Publ.. 2001. 207 p. (in Russian)
2. Murovieva O.I. Psychology of communicative competence: a textbook. Tomsk, 2012. pp. 98-111. (in Russian)
3. Petrovsky A.V. Psychology. Dictionary / Ed. A.V. Petrovsky, M.G. Yaroshevsky. 2 nd ed., Rev. and additional. Moscow, Politizdat Publ., 2003. 494 p. (in Russian)
4. Smirnova E. A. Formation of communicative competence of students in conditions of continuous education: author's abstract. diss. dr. ped. sci. Moscow, 2007. p. 6. (in Russian)
5. Tatarchenkova S.S. Formation of key competencies of students through project activities: Educational-methodical manual. Saint-Petersburg, KARO Publ., 2008. p. 160. (in Russian)
6. Yakobson S.G. Investigation of mutual relations in joint activity. Voprosy psychologii, 2004. no. 6. p. 22. (in Russian)
7. Modern approach of the school in the formation of communicative competence of students. URL: http://www.syl.ru/ article/171385/new_kommunikativnaya-kompetentsiya-i-ee-formirovanie (accessed 1 May 2018) (in Russian)
8. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on July 29, 2017) "On Education in the Russian Federation". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 1 May 2018) (in Russian)
9. National psychological encyclopedia. URL: https://vocabulary.ru/termin/kommunikacija.html (accessed 1 May 2018) (in Russian)
10. Trifles of journalism. URL: http://its-journalist.ru/Articles/kategorial._nyj_apparat_teorii_kommunikacii.html (accessed 1 May 2018) (in Russian)
REFERENCES
Информация об авторах Брехова Алла Витальевна
(Россия, г. Воронеж) Кандидат педагогических наук, доцент Доцент кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин Воронежский государственный педагогический университет
Information about the authors Brehova Alla Vitalievna
(Russia,Voronezh) PhD in Pedagogical Sciences Associate Professor, Associate Professor of technology and natural Sciences Voronezh State Pedagogical University E-mail: avbrehova@yandex.ru
Бражникова Анна Александровна
(Россия, г. Воронеж) Магистрант 2 курса физико-математического
факультета направление «Педагогическое образование», профиль "Профессиональное образование" Воронежский государственный педагогический университет
Brazhnikova Аnna Аleksandrovna
(Russia, Voronezh) Master degree of 1 course of physics and mathematics faculty direction "Pedagogical education", profile "Professional education" Voronezh State Pedagogical University E-mail: anuta24.93@mail.ru