Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных навыков и умений у подростков посредством коллективной творческой деятельности'

Формирование коммуникативных навыков и умений у подростков посредством коллективной творческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
общение / коммуникация / коммуникативные навыки / подросток / коллективная творческая деятельность. / communication / communication / communication skills / teenager / collective creative activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарь Д.В.

Цель исследования – раскрытие особенностей формирования коммуникативных навыков и умений подростков через процесс организации с ними коллективной творческой деятельности. В статье определена важность общения в процессе развития личности. Указаны сложности, которые возникают у подростков в процессе межличностного общения. Организованная совместная деятельность подростков способствует реализации межличностных отношений. Обосновывается необходимость формирования коммуникативных навыков у подростков, важность общения для учебной и внеучебной деятельности школьников. Научная новизна заключается в выявлении психолого-педагогических условий для успешного воспитания культуры общения подростков. В результате выявлено, что коллективная творческая деятельность является одним из средств воспитания коммуникативной культуры подростков; перечислены варианты, формы проведения с подростками коллективной творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of communication skills and abilities in adolescents through collective creative activity

The purpose of the study is to reveal the features of the formation of communicative skills and abilities of adolescents through the process of organizing collective creative activities with them. The article defines the importance of communication in the process of personality development. The difficulties that arise in adolescents in the process of interpersonal communication are indicated. Organized joint activities of adolescents contribute to the implementation of interpersonal relationships. The necessity of formation of communication skills in adolescents, the importance of communication for educational and extracurricular activities of schoolchildren is substantiated. Scientific novelty lies in the identification of psychological and pedagogical conditions for the successful education of the culture of communication among adolescents. As a result, it was revealed that collective creative activity is one of the means of educating the communicative culture of adolescents; options, forms of collective creative activity with teenagers are listed.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных навыков и умений у подростков посредством коллективной творческой деятельности»

Formation of communication skills and abilities in adolescents through collective creative activity

Ponomar Daria Valentinovna, Lecturer, School №86 named after M.E. Katukov, Moscow

The purpose of the study is to reveal the features of the formation of communicative skills and abilities of adolescents through the process of organizing collective creative activities with them. The article defines the importance of communication in the process of personality development. The difficulties that arise in adolescents in the process of interpersonal communication are indicated. Organized joint activities of adolescents contribute to the implementation of interpersonal relationships. The necessity of formation of communication skills in adolescents, the importance of communication for educational and extracurricular activities of schoolchildren is substantiated. Scientific novelty lies in the identification of psychological and pedagogical conditions for the successful education of the culture of communication among adolescents. As a result, it was revealed that collective creative activity is one of the means of educating the communicative culture of adolescents; options, forms of collective creative activity with teenagers are listed.

Keywords: communication; communication; communication skills; teenager; collective creative activity.

Цитировать: Пономарь Д.В. Формирование коммуникативных навыков и умений у подростков посредством коллективной творческой деятельности // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 380-387. EDN: WXUUAZ. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.67

Пономарь Дарья Валентиновна, преподаватель, Школа № 86 им. М.Е. Катукова, Москва

Цель исследования – раскрытие особенностей формирования коммуникативных навыков и умений подростков через процесс организации с ними коллективной творческой деятельности. В статье определена важность общения в процессе развития личности. Указаны сложности, которые возникают у подростков в процессе межличностного общения. Организованная совместная деятельность подростков способствует реализации межличностных отношений. Обосновывается необходимость формирования коммуникативных навыков у подростков, важность общения для учебной и внеучебной деятельности школьников. Научная новизна заключается в выявлении психолого-педагогических условий для успешного воспитания культуры общения подростков. В результате выявлено, что коллективная творческая деятельность является одним из средств воспитания коммуникативной культуры подростков; перечислены варианты, формы проведения с подростками коллективной творческой деятельности.

Ключевые слова: общение; коммуникация; коммуникативные навыки; подросток; коллективная творческая деятельность

УДК 37.013.46

5.8.1

Пономарь Д.В.

Формирование коммуникативных навыков и умений у подростков посредством коллективной творческой деятельности

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена важностью общения в развитии личности. Антуан де Сент-Экзюпери считал человеческое общение самой большой роскошью. Люди – существа социальные, ощущающие большую потребность в общении с другими. Одним из условий жизнедеятельности человека является непрерывность общения. Для общения важны и нужны различные умения, навыки и знания. Одним из видов таких навыков и умений являются коммуникативные.

Сложности с коммуникацией происходят у подростков, так как они ребята находятся в переходном периоде. Они уже не дети, но еще и не взрослые. У детей подросткового возраста проявляются непредсказуемые психологические особенности, которые оказывают влияние в числе прочего и на коммуникационный процесс.

Подростковый возраст можно назвать возрастом, в котором устанавливается рациональное отношение личности к окружающему ее миру. Поэтому важно в рассматриваемый период особое внимание уделить развитию навыков коммуникации. Детей необходимо учить общению.

Особенностям общения в подростковом возрасте уделяли и продолжают уделять внимание многие исследователи. Коммуникативная компетентность подростков рассматривает в своей работе С. В. Саврасова (Саврасова С. В., 2020), на формирование коммуникативных навыков посредством применения различных технологий указывают в своих трудах С. В. Истомина (Истомина С. В., 2021) и Л. В. Чертихина (Чертихина Л. В., 2022). Исследователи определяют важность применения коллективной творческой деятельности (Береговая Е.Б., Стукалова О.В., Ситников Ф.С., 2019) и организации коллективно-творческих дел (Маленкова Л. И., 2018) для формирования коммуникативных навыков у подростков.

Социально-экономические отношения в обществе в век информации и глобализации стремительно меняются, что ведет к обострению различных проблем, в том числе и образовательных, одной из которых является формирование личности подростка. Образование в современной России нуждается в реформировании, что невозможно при нерешенных проблемах в воспитании коммуникативной культуры у обучающихся.

В то же время в современном обществе увеличивается интенсивность и частота межличностного общения, растет его значимость. Окружение подростка заставляет его учиться ориентироваться и принимать решения в постоянно изменяющихся условиях, при этом не теряя своей уникальности, особенностей, самобытности. Названное подтверждает важность воспитания культуры общения в каждом.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи: 1) прояснить важность и роль общения для детей подросткового возраста; 2) выявить особенности межличностных отношений у подростков; 3) обосновать необходимость коррекции межличностных отношений подростков и формирования навыков коммуникации; 4) описать возможности коллективной творческой деятельности для формирования навыков коммуникации детей.

Для выявления выявить особенностей межличностных отношений у подростков применяются следующие методы исследования: анализ, синтез, описание, методика «Субъективная оценка межличностных отношений», автором которой является С. В. Духновский (Духновский С. В., 2017).

Теоретической базой исследования послужили труды российских авторов, в которых рассматриваются межличностное общение подростков, их коммуникативные навыки и особенности организации коллективной творческой деятельности детей подросткового возраста (Береговая Е.Б., Стукалова О.В., Ситников Ф.С., 2019; Жавнерко А. П., 2021; Ильин Е. П., 2019; Истомина С. В., 2021; Маленкова Л. И., 2018; Рашидов Х.У., 2021; Саврасова С. В., 2020; Чертихина Л. В., 2022).

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы, представленные в статье, могут быть использованы в деятельности педагогов и психологов для организации коллективной творческой деятельности с целью формирования коммуникативных умений и навыков подростков.

Основная часть

Подростковый возраст является очень противоречивым и чрезвычайно сложным. Для понимания того, как возникает агрессия у подростков, как протекает в их возрасте, нужно знать основные характеристики самого возраста.

Первой из проблем подросткового возраста можно назвать то, что в данном возрасте у детей меняются отношения с родителями. Отношения выходят из стадии детства в стадию равенства. Именно семью можно назвать одним из важных факторов, влияющих на развитие подростка, в том числе и в плане коммуникаций (Саврасова С. В., 2020).

Распространенные проблемы подросткового периода представим на рисунке 1.

Рисунок 1 - Проблемы подросткового периода

Второе так называемое новообразование в сфере психологии у подростка – это то, что он открывает для себя свой внутренний мир. Найти смысл жизни подростку так же важно, как и понять себя самого. Но кроме радостных открытий, дети познают и первые тревожные мысли. Внутреннее «Я» подростка часто не совпадает с внешним его проявлением. Именно поэтому подростки бывают слабовольными и от них исходят жалобы, о том, что их никто не понимает, что требования к ним завышены, а прав меньше, чем обязанностей.

Вышеназванные процессы протекают у мальчиков не так, как у девочек. И сроки, и содержание процесса взросления различны, что связано с особенностями эмоционального развития подростков разного пола. Девочки более открытые, они могут поделится своими переживаниями с подругами. Многие именно в этом возрасте начинают вести дневник. Особенно это было популярно в советское время и в конце 20 вв. Мальчикам найти возможности поделиться сложнее в силу своих особенностей, поэтому многие раскрываются в увлечениях музыкой, спортом, рисованием и проч., но не говорят ни друг с другом, ни с родителями. Социокультурная среда помогает определить подросткам свои половые особенности, обеспечивая правильное и гармоничное развитие подростка.

Главное новообразование подростка – интерес к себе, самоидентификация. Школьник проявляет свою взрослость в различных жизненных ситуациях. Именно окружение подростка на этом этапе и способствует его становлению как личности. Если окружение неадекватно, а условия неблагоприятны, то процессы самоидентификации могут искажаться, что ведет к агрессии и асоциальному поведению.

Итак, социальное окружение подростка – это его друзья, Интернет, учителя. Открытая система социализации более обширна, она дает возможность подростку видеть разное поведение других, анализировать, примерять на себя, ошибаться и снова искать новые пути общения.

Трудности общения и самоидентификации не единственное, что волнует подростков. Появляется новая потребность – потребность в признании. Подростку хочется выглядеть взрослым (Рашидов Х.У., 2021), не быть взрослым, а иметь те же права. Видя только положительное во взрослой жизни, подросток часто хочет быстрее реализовать себя в ней, забывая о том, что у родителей, учителей и других людей старшего возраста есть не только права и преимущества, но и обязанности и трудности.

Итак, подростковый возраст, хотя и сложный период, но весьма интересный. Меняется и физиология ребенка, и его психология. Происходят попытки найти себя и как личность, и в профессиональном плане. В процессе рассматриваемых перестроек организма у детей проявляется и агрессия. У кого-то из подростков данные проявления минимальны и сразу корректируются учителями, родителями и психологом, а есть подростки, у которых агрессивное поведение доминирует.

Отношение к другим людям – важное в жизни подростков. Именно эти отношения и дают человеку яркость эмоций и разнообразие поступков. В отношениях также отображается и нравственность людей. Отношением принято считать взаимодействие личности и среды, а между людьми применяют термин взаимоотношения. В школе или других местах подростки находятся во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми (родителями, учителями).

Реализация межличностных отношений происходит и в совместной деятельности подростков. Общение играет очень важную роль в том, как будет происходить дальнейшее становление личности подростка.

Многие ученые (Леонтьев А. А., 2014; Ильин Е. П., 2019), проводившие исследования в сфере педагогики и психологии писали и пишут о важности межличностного общения для формирования полноценной личности. Отмечал значимость межличностного общения и Л. С. Выготский [2017]. Ценность межличностного общения привлекала и продолжает привлекать внимание психологов и педагогов.

Одно из направлений рассмотрения межличностного общения – социокогнитивное, означает способность человека понимать качества другого человека и на основании этого разрешать различные конфликтные ситуации.

Основаниями для классификации коммуникативных умений и навыков подростков, которые необходимо формировать, являются:

- коммуникативные (подросток проявляет эмпатию, умеет общаться, легко идет на контакт с другими),

- рефлексивные (подросток понимает чувства и эмоции свои и других людей, осознает, почему у людей и самого себя проявляются те или иные эмоции),

- когнитивные (подросток осознает лексику эмотивов),

- поведенческие (подросток может контролировать свои эмоции, а эмоциональную информацию, которая получена от других, умеет правильно использовать).

Приходим к выводу, что одним из навыков, необходимых подростку для построения эффективного общения является умение понимать эмоции другого человека и собственные. Связь общения с эмоциями людей описывал в своей работе А.П. Жавнерко, где определил важные феномены, которые можно отнести к социальным отношениям между людьми: симпатия, антипатия, аттракция, эмпатия, совместимость, сработанность (Жавнерко А. П., 2021).

На то, как стоятся и будут строиться отношения между подростками, в том числе и в их коллективной деятельности, оказывают влияние разнообразные факторы. Это и пол, и возраст, и образование, а также национальность, точнее национальные особенности подростка. Так как человек по факту может быть одной национальности, но живя в обществе, где традиции, религия, обычаи от другой национальности, то рассматриваемая личность может не проявлять особенности «паспортной» национальности. Схожим образом на особенности общения влияет и социальный статус.

Если рассматривать межличностные отношения у группы детей, то их можно назвать достаточно сложными. Но в то же время можно выделить и общие закономерности, которым эти отношения подчиняются:

1) природа межличностных отношений предопределена местом, которое занимает в обществе рассматриваемая группа,

2) у группы детей межличностные отношения зависят от их общей деятельности,

3) природа межличностных отношений является многоуровневой.

Межличностные отношения у подростка развиваются вместе с тем, как развивается и он сам (Ильин Е. П., 2019).

В рамках изучения особенностей формирования коммуникативных навыков и умений подростков было проведено исследование по выявлению характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок обследуемого. Использовалась методика «Субъективная оценка межличностных отношений», автором которой является С. В. Духновский. Исследование проходило в октябре 2022 года на базе школы № 86 им. М.Е. Катукова с 26 учениками 6 класса.

Проанализируем выраженность показателей типов межличностных отношений.

По результатам исследования (рисунок 2) видим, что почти половина испытуемых, а именно 46 %, показали высокие значения по напряженности отношений. Получается, что детям такие отношения доставляют проблемы, оказывают дискомфортное влияние.

Рисунок 2 - Результаты значений по шкале «напряженность отношений»

Средние значения напряженности отношений выявлены у половины ребят в исследовании. Такие результаты не должны вызывать беспокойство педагога или психолога, но нужно обратить на это внимание и помогать детям не ухудшить данные показатели.

Низкие значения по шкале «напряженность отношений» получили только 4 % подростков. Дети, показавшие такой результат, не задумываются о том, какие отношения у них с другими. Общение проходит поверхностно у таких подростков.

Рисунок 3 - Результаты значений по шкале «отчужденность в отношениях»

Высокие показатели отчужденности (рисунок 3) в отношениях выявлены у 15 % подростков, участвовавших в исследовании. Это плохой показатель. Дети, попавшие в эту группу, не доверяют другим, общение происходит при отсутствии близости и понимания.

Среднее значение по рассматриваемому показателю («отчужденность в отношениях») у 77 % подростков. Это неплохой показатель. Дети склонны к общению, стараются общение строить на доверии и взаимопонимании.

Низкое значение отчужденности в отношениях выявлено у 8 % опрошенных. Это может быть сигналом того, что ребенок избегает ненужности или одиночества.

42 % опрошенных подростков показали высокие значения конфликтности в отношениях (рисунок 4). Это говорит о том, что данная группа подростков находится в состоянии противоборства с одноклассниками, друзьями, родителями, учителями, самим собой.

Рисунок 4 - Результаты значений по шкале «конфликтность в отношениях»

58 % подростков показали средние значения по шкале конфликтности. Получается, что дети, даже имея трудности в общении, пытаются решить проблемы коммуникации конструктивно.

Низкие значения в данном исследовании по рассматриваемой шкале («конфликтность в отношениях») не выявлены.

54% подростков показали высокие значения агрессии в общении (рис. 5). Это не очень хороший фактор. Дети пытаются дать понять, что они контролируют других и имеют над ними власть. В общении отмечаются грубость и непосредственно агрессия.

Рисунок 5 - Результаты значений по шкале «агрессивность в отношениях»

Средние значения по рассматриваемой шкале («агрессивность в отношениях») выявлены 38% подростков, принимавших участие в исследовании, что говорит о гармоничных отношениях, то есть дети хотят общаться друг с другом наравне, проявляют дружелюбие и такт.

У 8% подростков выявлены низкие показатели по шкале («агрессивность в отношениях»). Такие ребята могут быть альтруистами. А агрессия, если она и есть, может быть спрятана, замаскирована детьми.

Анализируя полученные результаты по всем четырем шкалам, можно сделать вывод, что напряженность отношений является выраженной у подростков. Проведенное исследование показало, что у детей имеют место определенные проблемы, из-за которых у ребят появляются трудности в межличностном общении. Подросткам нужно и можно помочь. Для этого в арсенале психологов (Маленкова Л. И.,2018; Чертихина Л. В., 2022 и др.) имеются различные способы и методы коррекции которые в разных ситуациях можно использовать.

Для того, чтобы помочь подростку развить межличностные отношения, нужно, чтобы дети принимали чаще участие в групповых занятиях, общались между собой. Также нужно стараться организовывать профилактические мероприятия, чтобы избегать конфликтов.

Для формирования коммуникативных навыков подростка можно применять различные виды психолого-педагогического сопровождения: диагностику, консультирование, развивающую работу, просвещение, коррекционную работу. Одним из направлений, используемых на практике, является коллективная творческая деятельность. Коллективная творческая деятельность способствует развитию навыков коммуникации у подростков. В процессе деятельности ребята могут показать свои уже сформированные коммуникационные навыки, проявляют активность в творчестве. коллективная творческая деятельность направлена на то, чтобы коллектив подростков достиг поставленных перед ними задач. Именно она учит команду действовать согласованно. Чтобы достичь согласованности подростки должны быть дисциплинированы, решать задачи в определенное время и точно, проявлять настойчивость и волю к победе.

В коллективной творческой деятельности подростками осваивается социокультурное пространство, приобретаются навыки общения. Работая сообща, школьники учатся делить как успех, так и ответственность. В процессе совместной деятельности происходит развитие коммуникативных умений. Получается, что коллективная творческая деятельность способствует развитию личности подростка и его индивидуальности, но в то же время и формирует сплоченность коллектива.

Коллективная творческая деятельность окажется эффективной для формирования у подростков межличностных отношений, если будут соблюдаться определенные условия (рис. 6).

Рисунок 6 - Условия эффективности коллективной деятельности подростков

Целью коллективной творческой деятельности является воспитание подрастающей молодежи. Планирование должно осуществляться совместно – педагог и дети. Важно на данном этапе определить то, чем будет заниматься каждый из детей, какая ответственность будет на подростке в организации общего дела.

Далее идет сам процесс творчества в коллективе. Вариантов процесса может быть множество. В качестве примеров коллективной творческой деятельности, которые можно использовать в работе с подростками, выделим квесты, решение веселых задач, организация проекта «Город мастеров», различных конкурсов и концертов как внутришкольных, так и на выезд, проведение веселой спартакиады, экологических экскурсий, общественно-политических мероприятий (аукцион идей, агитпоход), час импровизаций, чаепитие и многое другое.

После проведения мероприятий наступает этап, на котором анализируются результаты коллективной творческой работы. Важно суметь закрепить полученный подростками опыт, а также научить детей использовать приобретенные знания на практике. Необходимо соблюдать поэтапность проведения коллективного творческого дела, учитывать интересы и возможности ребенка.

В процессе коллективной творческой деятельности у подростков происходит развитие в единстве трех сторон его личности (рис. 7).

Рисунок 7 - Стороны личности, развивающиеся в процессе коллективной творческой деятельности

Перечислены на рисунке стороны личности находят свое отражение в структуре ее коммуникативной культуры. Подросток в процессе реализации коллективной творческой деятельности имеет возможность обогатить себя новыми умениями, реализовать свои потребности в общении и творчестве, проявить себя на практике, используя полученные знания.

Что касается психолого-педагогических условий организации коллективной творческой деятельности, то их можно определить следующим образом:

- важно информировать подростков о важности научения различным технологиям общения, а также о тех способах, которые на практике помогут подросткам в вербальном или невербальном общении,

- необходимо стимулировать подростковую активность,

- стоит уделить внимание организации рефлексии навыков и умений общения у подростков,

- проводить коллективную творческую деятельность важно на эмоционально-благоприятном фоне (Береговая Е.Б., Стукалова О.В., Ситников Ф.С., 2019).

В качестве технологий, которые на современном этапе применяют в рамках организации коллективной творческой деятельности подростков, можно отметить следующие: проектные, игровые, диалоговые, информационно-коммуникационные (Маленкова Л. И., 2018). В качестве примеров автор приводит следующие виды коллективной творческой деятельности: пять минут с одним (стихотворением, музыкальным или художественным произведением, значимым предметом), интеллектуальный (музыкальный, этический, психологический) аукцион, дискуссионные качели, конкурс «смехаизмов», разговоры при свечах и другие.

Заключение

Определена важность и роль общения для детей подросткового возраста. Отмечено, что реализация межличностных отношений происходит и в совместной деятельности подростков. Общение играет очень важную роль в том, как будет происходить дальнейшее становление личности подростка.

Выявлены особенности межличностных отношений у подростков. Рассмотрено социокогнитивное направление межличностного общения. Акценты сделаны на эмоциональной составляющей общения.

Обоснована необходимость коррекции межличностных отношений подростков и формирования навыков коммуникации.

Выявлены характеристики дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок подростков, участвовавших в эксперименте. Проведенное исследование показало, что у детей имеют место определенные проблемы, из-за которых у ребят появляются трудности в межличностном общении. Подросткам нужно и можно помочь. Для этого можно использовать различные способы и методы коррекции, в том числе и коллективную творческую деятельность.

Описаны возможности коллективной творческой деятельности для формирования навыков коммуникации детей.

Приходим к выводу, что участие подростка в коллективной творческой деятельности дает ему возможность стать активным соучастником многоплановой совместной деятельности, которая поможет в личностном, социальном и профессиональном экспериментировании, а также будет способствовать решению задач личностного и профессионального самоопределения.

Использование коллективной творческой деятельности среди подростков при соблюдении ряда психолого-педагогический условий (целенаправленность, индивидуальный подход, деятельность сообща, креативность) может стать эффективным и оптимальным средством по воспитанию их коммуникативной культуры.

В свою очередь развитие навыков коммуникации окажет помощь в приспособлении подростка к условиям социальной среды, окажет мотивационное воздействие на детей, сподвигнет на новые свершения, научит располагать к себе людей и умению убеждать. Такие перемены улучшит самодисциплину подростка, раскроет в нем новые таланты, будет способствовать дальнейшему развитию навыков совместной деятельности.

В качестве перспектив дальнейшего исследования можно рассматривать разработку новых направлений и форм организации коллективной деятельности детей подросткового возраста.

Литература:

1. Береговая Е.Б., Стукалова О.В., Ситников Ф.С. Педагогические возможности коллективной творческой деятельности в социализации современных подростков // КПЖ. 2019. №5 (136). - С. 168-172.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Издательство Юрайт., 2017. - 200 с.

3. Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений. М.: Норма, 2017. - 56 с.

4. Жавнерко А. П. Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми и подростками // Молодой ученый. 2021. №4. - С. 685 – 687.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2019. - 576 с.

6. Истомина С. В. Развитие коммуникативных умений у подростков посредством тренинговой работы // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. №2 (50). - С. 230-236.

7. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Либроком, 2014. - 216 с.

8. Маленкова Л. И. Коллективно-творческое дело: идеи и способы организации // Народное образование. 2018. №8-9 (1470). - С. 92-96.

9. Рашидов Х.У. Психология подросткового возраста // Экономика и социум. 2021. №10 (89). - С. 1397-1401.

10. Саврасова С. В. Коммуникативная компетентность подростков // Вестник науки и образования. 2020. №24-3 (102). - С. 106-109.

11. Чертихина Л. В. Формирование коммуникативных навыков у подростков во внеурочное время // Школьная педагогика. 2022. № 2 (24). - С. 13-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.