Научная статья на тему 'Развитие навыков общения у подростков с отклоняющимся поведением в учреждении дополнительного образования посредством коммуникативных игр'

Развитие навыков общения у подростков с отклоняющимся поведением в учреждении дополнительного образования посредством коммуникативных игр Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1904
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ПОДРОСТОК / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ИГРОВЫЕ МОДУЛИ ОБЩЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ / SENIOR TEENAGER / DEVIANT BEHAVIOR / COMMUNICATION SKILLS / PLAYING MODULES / COMMUNICATION GAMES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаврилова Татьяна Петровна, Трясцина Надежда Сергеевна

В статье показана важность формирования навыков общения у старших подростков с отклоняющимся поведением, охарактеризованы особенности их эмоционально-волевой сферы, затрудняющие общение с окружающими. Представлены результаты различных этапов диагностики обучающихся экспериментальной группы. Особое внимание уделяется программе формирующего эксперимента, ключевым моментом в которой является игровой коммуникативный тренинг, разработанный с учетом проблем в общении подростков. В работе доказана эффективность применения коммуникативных игр в рамках трех модулей общения: информационного, интерактивного и перцептивного для формирования коммуникативных навыков у старших подростков с отклоняющимся поведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS IN ADOLESCENTS WITH DEVIATING BEHAVIOR IN THE INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION THROUGH COMMUNICATION GAMES

The article presents the experience of solving the problem of forming communication skills of senior teenagers with deviant behavior. The peculiarities of their emotional sphere preventing normal contacts with other people are characterized in the paper. Special attention is paid to the analysis of diagnostic data on which experimental program is based. Emphasis is made on the usage of communication games for forming communication skills of teenagers with deviant behavior. The results of the experiment shows that special choice of games in accordance with playing modules of communication provides the effectiveness of the process of forming teenagers' communication skills.

Текст научной работы на тему «Развитие навыков общения у подростков с отклоняющимся поведением в учреждении дополнительного образования посредством коммуникативных игр»

РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.398

Гаврилова Татьяна Петровна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Пермь, Россия

614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-72, e-mail: gtpvb@perm.ru

Трясцина Надежда Сергеевна

магистр, педагог дополнительного образования

Центр детского творчества «Юность», Пермь, Россия 614000, Пермь, Боровая, 16, +7 (342) 229-25-10 e-mail: klubogonek@mail. ru

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР

Tatyana P. Gavrilova

PhD, Assistant Professor of the Chair of Pedagogy

Perm State Humanitarian Pedagogical University 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: pedagog@pspu. ru

Nadezhda S. Tryastsyna

Magister, Teacher of Additional Education

The Center of Children's Creativity «Yunost» 16, Borovaya, 614000, Perm, Russia, e-mail: klubogonek@mail. ru

THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS IN ADOLESCENTS WITH DEVIATING BEHAVIOR IN THE INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION THROUGH COMMUNICATION GAMES

Аннотация. В статье показана важность формирования навыков общения у старших подростков с отклоняющимся поведением, охарактеризованы особенности их эмоционально-волевой сферы, затрудняющие общение с окружающими. Представлены результаты различных этапов диагностики

© Гаврилова Т.П., Трясцина Н.С., 2015

обучающихся экспериментальной группы. Особое внимание уделяется программе формирующего эксперимента, ключевым моментом в которой является игровой коммуникативный тренинг, разработанный с учетом проблем в общении подростков. В работе доказана эффективность применения коммуникативных игр в рамках трех модулей общения: информационного, интерактивного и перцептивного для формирования коммуникативных навыков у старших подростков с отклоняющимся поведением.

Ключевые слова: старший подросток; отклоняющееся поведение; коммуникативные навыки; игровые модули общения; коммуникативные игры.

Abstract. The article presents the experience of solving the problem of forming communication skills of senior teenagers with deviant behavior. The peculiarities of their emotional sphere preventing normal contacts with other people are characterized in the paper. Special attention is paid to the analysis of diagnostic data on which experimental program is based. Emphasis is made on the usage of communication games for forming communication skills of teenagers with deviant behavior. The results of the experiment shows that special choice of games in accordance with playing modules of communication provides the effectiveness of the process of forming teenagers' communication skills.

Key words: senior teenager; deviant behavior; communication skills; playing modules; communication games.

Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других показателей, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью.

Обращаясь к теоретическому аспекту вопроса, мы видим в исследованиях Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, А.Н. Леонтьева, Б.Р. Ломова, В.Н. Мясищева и других отечественных психологов, что способность к установлению взаимоотношений рассматривается как специфическая форма активности субъекта. В общении люди раскрывают свои личностные качества. Авторы подчеркивают, что в процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие и формирование. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, отмечают ученые, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности.

Именно в силу важности общения эта категория является одной из центральных в современной психологии и педагогике.

Понятие «общение» подразумевает процесс взаимодействия, который происходит между людьми и направлен на установление и развитие взаимоотношений, познание друг друга. Общение предполагает взаимное

влияние участников процесса друг на друга, становление совместной деятельности. Проще говоря, межличностное общение - это отношения между людьми, касающиеся всех видов человеческой деятельности.

Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями. Общение свойственно всем высшим живым существам, но только у человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью [7].

Переходя к вопросу о функциях общения в масштабах жизнедеятельности человека, необходимо отметить, что общение, т.е. взаимодействие с другими людьми, является, во-первых, главным условием выживания, во-вторых, обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития личности. Ребенок, изолированный от общества людей, не может овладеть механизмами человеческого поведения, познания, совокупным опытом человечества. Помимо этих интегральных функций, психологи выделяют еще восемь, реализуемых в любом процессе взаимодействия и обеспечивающих достижение в процессе общения определенных целей: контактную, информационную, побудительную, координационную, понимания, эмотивную, установления отношений, оказания влияния [13].

Знание функций, выполняемых общением в процессе индивидуального развития человека, дает возможность выявить причины отклонений, нарушений этого процесса, неполноценной структуры и формы общения, в которое включался человек на протяжении своей жизни.

В едином процессе общения ученые выделяют несколько его сторон:

- коммуникативную - передача информации,

- интерактивную - взаимодействие,

- перцептивную - взаимовосприятие [1].

Коммуникативность в общении предполагает обобщение всех информационных процессов, происходящих между людьми. Взаимодействие -это обмен действиями, поступками. Перцептивность процесса общения включает восприятие партнерами друг друга, интерпретацию полученных результатов, их оценивание и т.д.

В свою очередь эти составляющие общения могут быть рассмотрены как относительно самостоятельные процессы, играющие важную роль во взаимодействии между людьми. Человек учится различным действиям, облегчающим ему общение с другими. Иногда его действия весьма успешны, а порой - менее. Следовательно, мы можем говорить о существовании навыков, играющих важную роль в формировании характера межличностных отношений.

Навык общения представляет собой доведенную до автоматизма способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми.

Особенно актуальной становится проблема развития навыков общения в подростковом возрасте. Психологи едины в признании значения общения в формировании личности подростка. Данный период весьма существенен для формирования основных структурных компонентов личности.

Подростковый возраст является тем периодом жизни человека, когда вопросы межличностных отношений ставятся особенно остро. Группа подростков становится для сверстников той средой, в которой он пытается реализовать свои умения, способности и потребности. Одни нуждаются в общении и совместной деятельности со сверстниками. Другие ищут подкрепления самоуважения, самосознания, самосовершенствования, признания своей человеческой ценности. Третьи в процессе коммуникации получают недостающую информацию. Четвертые удовлетворяются в лидерской потребности.

Вместе с тем именно в этом возрасте, по мнению многих ученых, возникают трудности в социальном и межличностном взаимодействии. Особенно это касается подростков с отклоняющимся поведением в силу их неумения выстраивать позитивные, бесконфликтные отношения.

Недостаточность элементарных коммуникативных умений приводит к затруднению общения подростка со сверстниками и взрослыми, к возрастанию уровня его тревожности, дезадаптивности. Как показал теоретический анализ литературы, подросткам, склонным к проявлению девиантного поведения, свойственны такие характеристики эмоционально-личностного развития, как высокая тревожность, несформированность ценностной системы; наличие отставания в социальном, эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии, эмоциональная нестабильность, вспышки агрессии, частая смена настроений; также у обучающихся с девиантным поведением наблюдаются такие особенности эмоционально-волевой сферы, как импульсивность, вспыльчивость, конфликтность, что создает трудности в общении подростков с окружающими [10 ].

Таким образом, в настоящее время существует следующее противоречие: с одной стороны, вопросы формирования у подростков с девиантным поведением навыков общения являются достаточно актуальными в современном обществе, а с другой, обнаруживается явный дефицит в разработке методических рекомендаций для педагогов дополнительного образования, как это делать. Исходя из сложившегося противоречия можно констатировать, что в психолого-педагогической практике существует проблема, требующая разрешения: каким должен быть комплекс методов и средств по формированию у старших подростков с отклоняющимся поведением навыков общения.

Всё вышесказанное определило выбор темы нашего экспериментального исследования. Исследование проводилось на базе учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский клуб "Огонек"». В нем приняли участие старшие подростки с девиантным поведением в количестве 19 человек в возрасте 14-16 лет. Эксперимент традиционно включал в себя исходную диагностику, формирующий эксперимент, итоговую диагностику.

Подбор диагностических методик осуществлялся в соответствии с психическими и физическими возможностями каждого участника исследования, все методики соответствовали возрасту обучающихся.

На этапе исходной диагностики была проведена графическая беседа «Мой круг общения» [2], целью которой являлось выявление особенностей межличностного взаимодействия подростков. Результаты показали, что предпочитаемым общением для старших подростков в этой выборке является взаимодействие со сверстниками, а не со взрослыми.

Наблюдение за свободным общением старших подростков позволило осуществить оценку их речевых коммуникативных умений. Эта диагностика дала возможность выявить количество подростков с низким уровнем речевой коммуникации (45 %). Эти подростки малоактивны и малоразговорчивы в общении со сверстниками и педагогами, невнимательны, редко пользуются формулами речевого этикета, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание. Подростки со средним уровнем речевой коммуникации (55 %) участвуют в общении, но чаще по инициативе других, пользуются формами речевого этикета эпизодически. В большинстве ситуаций умеют слушать и понимать речь собеседника.

Подростков с высоким уровнем речевой коммуникации не выявлено.

При проведении исходной диагностики также были использованы такие методики, как: «Социометрия: исследование межличностных отношений в группе», «Личностная агрессивность и конфликтность», шкала самооценки тревожности Ч.Д. Спилберга, шкала эмоционального отклика А. Меграбяна и Н. Эпштейна, метод компетентных судей для определения уровня сформированности навыков общения [3; 8; 9; 11].

По оценке самих респондентов, у большинства из них (63 %) выявлен высокий уровень тревожности; при изучении подростковой агрессии установлено, что у 75 % обучающихся присутствует агрессия в разных проявлениях: в речевом общении, в применении физической силы в отношении сверстников. Их поведение характеризуется враждебностью, недоброжелательностью и нетерпимостью к поступкам других.

В результате диагностики эмпатийных способностей личности старших подростков было выявлено, что в целом уровень эмпатийных тенденций в группе испытуемых соответствует среднему (46 %). Высокий уровень эмпатии имеют 12 % испытуемых. Низкий уровень зафиксирован у 42 % респондентов.

Эти подростки испытывают затруднения в установлении контактов с окружающими людьми, некомфортно чувствуют себя в большой компании, редко находят взаимопонимание с окружающими.

Исследование уровня сформированности коммуникативных навыков с помощью методики компетентных судей показало, что у подростков более всего выражен низкий уровень развития навыков общения (52 %). Они не учитывают мнение окружающих людей, конфликтны, недоброжелательны.

На основе изученной литературы и полученных диагностических данных нами была разработана программа формирующего эксперимента по развитию у подростков с отклоняющимся поведением навыков общения. Она включала в

себя 25 занятий, состоящих их трех компонентов: когнитивного, мотивационного, практического.

Когнитивный компонент каждого занятия включал теоретическое сообщение по решению проблем коммуникации, выявленных у подростков в результате диагностики. Например, «Общение в жизни человека», «Конфликты. Агрессивное поведение. Стратегия разрешения межличностных конфликтов», «Речевой этикет. Современная языковая культура», «Ненормативная лексика. Молодежный сленг», «Как преодолеть неуверенность и страх».

Цель мотивационного блока состояла в том, чтобы побудить подростков к развитию своих коммуникативных навыков. Этот компонент был реализован посредством интерактивных бесед, решения проблемных ситуаций.

Практический компонент был представлен игровым тренингом. Он являлся ключевым этапом формирующего эксперимента и включал в себя разнообразные коммуникативные игры и упражнения.

Наш выбор игровых средств был обусловлен тем, что коммуникативная игра обладает большим потенциалом для развития изобретательности, творчества, коммуникативных умений подростка.

Развитие навыков конструктивного общения, умение четко и правильно формулировать свои мысли и чувства, способность слушать и слышать собеседника, умение разрешать конфликтные ситуации - все это подросток может получить в процессе участия в коммуникативных играх. Коммуникативные игры для подростков имеют мощный воспитательный и обучающий эффект. Они позволяют детям сблизиться, учат проявлять заботу, сочувствие и внимание к сверстникам, формируют у обучающихся положительное отношение к себе и к окружающим.

Основываясь на концепции Е.А. Коротаевой, мы включили в тренинг игры в соответствии с тремя модулями общения: информационным, интерактивным, перцептивным [6].

В рамках информационного модуля были проведены игры на развитие навыков по передаче, сохранению и получению информации, такие как «Я дарю тебе», «Граница на замке», «Глаза - зеркало души», «Редактор» [4; 5].

Развитие умений и навыков взаимодействия и сотрудничества осуществлялось с помощью коммуникативных игр «Паутина», «Остров», «Атомы и молекулы», «Билетики» (интерактивный модуль общения) [12].

Для формирования навыков перцепции в тренинг были включены такие игровые упражнения, как «Эволюция», «Король и королева», «Таможня» [5; 12].

Заключительный этап формирующего эксперимента был проведен в форме ролевой игры «Лабиринт общения», цель которой состояла в том, чтобы проверить, насколько подростки усвоили теоретический материал, а также выявить у них позитивные изменения в уровне сформированности навыков общения. Участвуя в коммуникативных играх, обучающиеся должны были пройти ряд коридоров «Лабиринта общения», таких как «Коридор знакомства», «Коридор самопрезентации», «Коридор откровений», «Тупик агрессии».

Пройдя все коридоры «Лабиринта общения», участники встретились на площади «Дружбы, взаимопонимания и добра» и показали в инсценировках

свои варианты способов преодоления негативных сторон общения: агрессии, недопонимания, злобы и недоброжелательности. Таким образом, подростки условно уничтожали все, что могло бы помешать их позитивному общению.

Результаты итоговой диагностики показали, что после реализации нашей экспериментальной программы у подростков проявилась позитивная динамика в развитии эмпатийных способностей, а также в целом повысился уровень сформированности навыков общения.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2006.

2. Андрущенко Т.Ю. Беседа «Мой круг общения» в диагностике социальной ситуации развития ребенка // Журнал практического психолога: ежемесяч. науч.-практ. журн. / под ред. А.Д. Лидерс. - 1998. - № 4.

3. Брызгалова С.И. Введение в научно-педагогическое исследование: учеб. пособ. - 3-е изд., испр. и доп. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003.

4. Игра в работе педагога: програм.-метод. материалы / авт.-сост. Т.П. Гаврилова. - Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ун-та, 2010.

5. Кипнис М.Ш. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга. - М.: АСТ, 2014.

6. Коротаева Е.А., Кочкина Т.П., Сутырина Т.А. Игровые модули общения: учеб. матер. к тренингу. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1995.

7. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994.

8. Практикум по возрастной психологии: / под ред. Л.А. Головей, ЕФ. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001.

9. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 1984.

10. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. - Минск.: Изд.-во МИУ, 2010.

11. URL: http://bodysays.ru/tests-on-the-interpersonal-relationships-in-a-team/methods-of-diagnosis-of-interpersonal-and-intergroup-relations-moreno-sociometry.html.

12. URL: http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/5865-kommunikativnye-igry-dlja-detej.php.

13. URL: http://medznate.ru/docs/index-82092.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.