Научная статья на тему 'Развитие навыков общения со сверстниками у старших дошкольников через игры с песком'

Развитие навыков общения со сверстниками у старших дошкольников через игры с песком Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1063
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРЫ С ПЕСКОМ / РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ / НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ / МИКРОГРУППА / GAMES WITH SAND / DEVELOPMENTAL ACTIVITIES / COMMUNICATION TASKS / COMMUNICATION SKILLS / MICROGROUP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мердыгеева Надежда Сергеевна, Пестерева Ольга Александровна

В статье обсуждается проблема развития навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. Авторы предлагают пути решения обозначенной проблемы с помощью методики игры с песком одной форм естественной деятельности ребенка. Раскрывается положительный опыт на примере группы детского сада с нарушениями коммуникативных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мердыгеева Надежда Сергеевна, Пестерева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SKILLS OF COMMUNICATION WITH PEERS IN THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN THROUGH GAMES WITH SAND

The article discusses the problem of development of communication skills with their peers in pre-school age, are considered works of scientists on this topic. Offers its solutions through play with sand. Reveals your positive experience on the example of the kindergarten group with impaired communication skills.

Текст научной работы на тему «Развитие навыков общения со сверстниками у старших дошкольников через игры с песком»

ПУБЛИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ-УЧЕНЫХ

УДК 373.24

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРЫ С ПЕСКОМ

© Надежда Сергеевна Мердыгеева, студентка 5-го курса Педагогического института, Бурятский государственный университет E-mail: nadezda1987@mail.ru

© Ольга Александровна Пестерева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии детства Педагогического института, Бурятский государственный университет E-mail: p_olga_al@mail.ru

В статье обсуждается проблема развития навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. Авторы предлагают пути решения обозначенной проблемы с помощью методики игры с песком — одной форм естественной деятельности ребенка. Раскрывается положительный опыт на примере группы детского сада с нарушениями коммуникативных навыков.

Ключевые слова: игры с песком, развивающие занятия, коммуникативные задачи, навыки общения, микрогруппа.

На сегодняшний момент в возрастной психологии актуальной остается проблема развития коммуникативных навыков детей-сверстников в процессе общения в дошкольном возрасте. Именно опыт первых взаимоотношений является фундаментом, на котором впоследствии основывается дальнейшее личностное развитие ребенка. Как отмечают известные психологи Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко, общение — это основа в жизни любого ребенка, поэтому его успешность в процессе взросления будет зависеть именно от овладения навыками общения в дошкольном возрасте [1, с. 34].

Первый опыт общения влияет на дальнейшее формирование системы отношений к себе и окружающим. Часто в этом возрасте у ребенка возникают проблемы в межличностных отношениях. Задача родителей и воспитателей вовремя обратить на них внимание и помочь малышу их преодолеть. Помогая, взрослые должны, в первую очередь, основываться на понимании психологических причин, которые лежат в основе проблем, возникающих между детьми, об этом говорится в книге Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной «Общение детей в детской саду и семье» [3, с. 53]. Именно внутренние психологические факторы часто становятся первопричиной конфликтов ребенка в среде сверстников. Именно они впоследствии приводят к какой-либо изоляции (объективной или субъективной), от этого ребенок испытывает чувство одиночества, грусти и т. п.

Выдающийся детский психолог М. И. Лисина говорит, что, начиная с дошкольного возраста, ребенок учится общаться, чаще всего в процессе игры применяет на себя какие-либо социальные роли. Начиная с 6-7 лет, дети могут просто общаться вне игры, о чем-то беседовать со сверстниками, что-то обсуждать, расспрашивать, давать оценку происходящему, заступаться при необходимости друг за друга [2, с. 71]. Именно в этот момент непринужденной беседы зарождаются основы положительного личностного отношения к другому человеку.

В конце дошкольного возраста у детей появляются зачатки дружбы, часто сверстники собираются в микрогруппы по 2-3 человека для общения и игры. Ребенок, не попавший в такую группу, чувствует себя одиноким, очень сильно переживает из-за этого. В этот момент важна психологическая родительская поддержка, совет о том, как приобрести себе друзей, отмечает доктор психологических наук Е. О. Смирнова [4, с. 195].

В дошкольном возрасте игра для детей становится основой для строительства коммуникативных отношений. Именно в процессе игры ребенок чувствует себя в безопасности, поскольку проигрываемые ситуации «понарошку» всегда можно переиграть, не опасаясь за негативные последствия. Именно в игре у детей формируются личностные коммуникативные навыки в области учебы, познания, отношения в семье, в быту и других сферах жизнедеятельности.

Особое внимание воспитателям и родителям нужно отводить играм с песком. Наряду с другими играми они развивают у ребенка коммуникативные, творческие способности, формируют сенсорное восприятие, совершенствуют навыки манипуляции. В процессе игры с песком следует обращать внимание детей на то, что песок может быть как сухим, так и влажным, исходя из состояния, его можно или просеивать и насыпать, или строить, стряпать и т. п. Взрослые должны показывать детям, как играть с песком. Например, отправляясь на прогулку с малышом, можно взять с собой ведерко и формочки, машинку, чтобы в песочнице возить песок, «стряпать кулички» или строить замки. В этот момент важна роль родителей, поскольку они должны предупредить, что с песком нужно играть аккуратно, он может попасть в глаза, или в нем может быть стекло.

Ребенку старшего возраста можно дать увеличительное стекло, что бы рассматривать песчинки. Лучше всего песок насыпать на белый лист бумаги и исследовать вместе с ними размер песчинок, форму, цвет. На базе экспериментальной подготовительной группы МДОУ № 39 «Подснежник» города Улан-Удэ мы провели диагностическое исследование особенностей общения со сверстниками среди детей дошкольного возраста (24 человека). Мы пришли к выводу о том, что старшему дошкольному возрасту свойственны следующие формы общения: проявление интереса к сверстнику, желание ребенка обратить внимание сверстника к своим действиям, стремление выполнять совместные действия, склонность к подражанию действиям сверстника, отсутствие таких качеств, как вежливость, щедрость.

Полагаясь на полученные результаты, мы разработали программу по развитию умений и навыков общения со сверстниками детей 5-6 лет через игры

Мердыгеева Н. С., Пестерева О. А. Развитие навыков общения со сверстниками у старших дошкольников через игры с песком

с песком. В ее основе заложен принцип обучения, который должен научить детей старшего дошкольного возраста необходимым для игровой деятельности умениям. Например, умению сконцентрироваться на игровых действиях в ситуации взаимодействия; умению проявлять волю в общении с товарищем по игре; умению согласовывать свои действия с действиями партнера; умению проявлять инициативу; умению осознавать свои действия и поступки; умению сопереживать, сочувствовать и др. [1, с. 57].

Развивающие занятия в детском саду проводились с детьми старшей группы, которые имели нарушения в развитии коммуникативных навыков. Всего было проведено 16 занятий по 35-50 минут (2 раза в неделю). Занятия проводились в кабинете психолога в микрогруппах по 4-5 человек. Реализация данной программы требует специальных условий, а именно: необходима песочница круглой формы диаметром 80-90 сантиметров, комплект фигурок для игр с песком, записи релаксационной музыки, детских песен.

Вся программа разделена на 3 блока со своим циклом занятий:

1 блок: «Волшебные средства общения». Цель: развитие умений понимать сверстника, договариваться с ним при помощи вербальных и невербальных средств.

2 блок: «Я — хороший, ты — хороший». Цель: формирование позитивного отношения ребенка к себе и к партнеру по общению.

3 блок: «Давайте жить дружно». Цель: развитие умения взаимодействовать в разнообразных игровых ситуациях, соблюдать определенные правила, играть роль руководителя или подчиненного.

В каждом цикле занятий решаются определенные коммуникативные задачи. С этой целью проводятся беседы, выполняются упражнения, прослушиваются психотерапевтические сказки, которые разыгрываются в песочнице, обсуждаются сказки с незавершенным концом, рассматриваются проблемные ситуации. На любом из занятий дети путешествуют по «Песочной стране», в которой живут герои, нуждающиеся в помощи. Основная задача — пробудить чувства в ребенке, затронув его эмоциональную сферу, а затем постараться вместе найти выход из сложившейся ситуации, тем самым способствовать получению нового опыта.

Все встречи в «Песочной стране» начинаются с дидактических игр и упражнений на снятие психомышечного напряжения: «Здравствуй, песок!», «Песочный дождик», «Необыкновенные следы» и другие. После каждого занятия проводится рефлексия, где каждый участник рассказывает о том, что именно он получил за это время. Ребята в группе проговаривают возможности использования полученных умений и навыков в повседневной жизни. Ритуал прощания развивает позитивное взаимоотношение, формирует групповую сплоченность.

Таким образом, развитие навыков общения у дошкольников старшего возраста со сверстниками успешно осуществляется через разнообразные игры с песком. В комплекс занятий включены учебно-воспитательные моменты, формирующие положительное отношение ребенка к себе и к товарищу по общению. Кроме этого подобные игры развивают навыки взаимодействия в разных игровых ситуациях, учат понимать сверстника, договариваться с чле-

нами микрогруппы, общаться с помощью вербальных и невербальных средств.

Литература

1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков В. П. Зинченко. — СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2005. — 672 с.

2. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2009. — 276 с.

3. Общение детей в детской саду и семье / под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стерки-ной. — М.: Педагогика, 1990. — 280с.

4. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000. — 342 с.

DEVELOPMENT OF SKILLS OF COMMUNICATION WITH PEERS IN THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN THROUGH GAMES WITH SAND

Nadezhda S. Merdygeeva, student of the 5th course of Teacher training college Buryat State University E-mail: nadezda1987@mail.ru

Olga A. Pestereva, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of psychology of the childhood of Teacher training college Buryat State University E-mail: p_olga_al@mail.ru

The article discusses the problem of development of communication skills with their peers in pre-school age, are considered works of scientists on this topic. Offers its solutions through play with sand. Reveals your positive experience on the example of the kindergarten group with impaired communication skills. Keywords: games with sand, developmental activities, communication tasks, communication skills, microgroup.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.