Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование / коммуникативные качества / средство / социально-педагогическое проектирование / обучающийся / formation / communicative qualities / means / socio-pedagogical design / student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулшехидова Хеди Эдиевна, Яндиева Амина Исраиловна, Кафарова Кизханум Загировна

В статье рассмотрен процесс формирования коммуникативных качеств посредством социально-педагогического проектирования. Формирование социально-коммуникативных качеств учащихся представляет собой актуальную проблему педагогической теории, в связи с тем, что обладание данными качествами определяет способность человека самореализоваться в сложной структуре современного социума. Автор подчеркивает, что общение подразумевает под собой процессы обмена данными, которые отражают особую деятельность человека, реализующуюся посредством языка и, которое имеет конечной целью поддержание и установление взаимодействия и взаимосвязи между людьми. Пришел к выводу, что процесс формирования социально-коммуникативных качеств младших школьников посредством социально-педагогического проектирования создает коллективную деятельность учителя и обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the process of formation of communicative qualities through socio-pedagogical design. The formation of social and communicative qualities of students is an urgent problem of pedagogical theory, due to the fact that the possession of these qualities determines a person's ability to self-actualize in the complex structure of modern society. The author emphasizes that communication implies data exchange processes that reflect a special human activity realized through language and, which has the ultimate goal of maintaining and establishing interaction and interconnection between people. I came to the conclusion that the process of forming the social and communicative qualities of younger schoolchildren through socio-pedagogical design creates a collective activity of the teacher and students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик начального образования Абдулшехидова Хеди Эдиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Яндиева Амина Исраиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас);

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Кафарова Кизханум Загировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрен процесс формирования коммуникативных качеств посредством социально-педагогического проектирования. Формирование социально-коммуникативных качеств учащихся представляет собой актуальную проблему педагогической теории, в связи с тем, что обладание данными качествами определяет способность человека самореализоваться в сложной структуре современного социума. Автор подчеркивает, что общение подразумевает под собой процессы обмена данными, которые отражают особую деятельность человека, реализующуюся посредством языка и, которое имеет конечной целью поддержание и установление взаимодействия и взаимосвязи между людьми. Пришел к выводу, что процесс формирования социально-коммуникативных качеств младших школьников посредством социально-педагогического проектирования создает коллективную деятельность учителя и обучающихся.

Ключевые слова: формирование, коммуникативные качества, средство, социально-педагогическое проектирование, обучающийся.

Annotation. The article considers the process of formation of communicative qualities through socio-pedagogical design. The formation of social and communicative qualities of students is an urgent problem of pedagogical theory, due to the fact that the possession of these qualities determines a person's ability to self-actualize in the complex structure of modern society. The author emphasizes that communication implies data exchange processes that reflect a special human activity realized through language and, which has the ultimate goal of maintaining and establishing interaction and interconnection between people. I came to the conclusion that the process of forming the social and communicative qualities of younger schoolchildren through socio-pedagogical design creates a collective activity of the teacher and students.

Key words: formation, communicative qualities, means, socio-pedagogical design, student.

Введение. Формирование социально-коммуникативных качеств учащихся представляет собой актуальную проблему педагогической теории, в связи с тем, что обладание данными качествами определяет способность человека самореализоваться в сложной структуре современного социума. В настоящее время в первую очередь важно не просто наличие знаний или способностей, а умение творчески применять их в рамках определённой ситуации межличностного взаимодействия. Следовательно, в настоящее время не хватает уметь общаться - необходимо быть человеком, который мотивирован и способен к конструктивному взаимодействию.

Изложение основного материала статьи. Ученые, занимающиеся проблемой социального и коммуникативного развития учащихся К.С. Андрияшкина, Н.В. Аникина, И.И. Барахович, Д.Н. Белоусова, Н.П. Мурзина, Ч.Ш. Омурзакова, О.А. Сычева, А.Б. Хлебникова, В.П. Челядник и др. отмечают необходимость обновления совокупности педагогических средств, которые соответствуют современным реалиям.

Общение целесообразно принимать как понятие, которое является неотъемлемой частью различных гуманитарных и социальных научных дисциплин, таких как: психология, философия, педагогика, социология и пр. Поэтому появляется довольно значимый вопрос о том, не подразумевает ли собой понятие «коммуникация» подобные явления, присущие термину «общение»?

Представляя общение в качестве объекта исследования, ученые М.И. Лисина, Н.А. Березовин, А.А. Бодалев утверждают, что «особенно значимым аспектом, который доказывает существование настоящего общения, выступает именно способность к умению отождествиться с партнёром по общению, к идентификации, к возможности понять и принять чужое мнение, то есть, в общении главным является диалог».

Также они рассматривают различные способы формирования коммуникативных умений. Проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников посвящены работы таких авторов, как Л.Б. Абдуллиной, М.Т. Киличовой, Д.И. Мавриной и других. Они считают, что младший школьный возраст является наиболее важным этапом в развитии коммуникативных умений.

В работах таких авторов, как Б.А. Зелинская, Б.В. Образцова, М.Б. Сачкова и О.Г. Холодкова, анализируется содержание коммуникативной компетенции, которая включает в себя умения взаимодействия в коллективе, способность к сотрудничеству, понимание и уважение собственных и чужих чувств, уважение каждого независимо от индивидуальных различий.

Также А.А. Бодалев оценивает «общение в качестве человеческого взаимодействия, чьим содержанием выступает обмен данными посредством каких-либо средств коммуникации для того, чтобы установить необходимые взаимоотношения между людьми» [4, С. 100].

По мнению А. Леонтьева, «общение следует понимать в роли социального феномена, а не как индивидуального, чей субъект нужно анализировать изолированно. Также он выделяет общение в качестве условия какой-либо деятельности людей» [6, С. 2].

Общение представляет собой не действие как таковое, а именно взаимодействие, которое происходит между участниками общения, что, в свою очередь, в равной степени, признаются носителями активности и предполагает ее в своих партнёрах.

Само понятие коммуникация от лат. «communicare» подразумевает под собой не только понятие «общаться», но также и делиться чем-то, делать что-то общее, действовать слаженно, сообща, заодно. Communicare и слово общение имеют один корень с прилагательным «общий» (communis). То есть, общение формируется около определенного предмета, являющимся субстанцией хода общения.

Термин «коммуникация» имеет несколько определений. Так, если рассматривать его в практическом аспекте, то коммуникация представляет собой обмен данными и идеями между как минимум 2-мя людьми, который необходим для установления взаимопонимания между ними. В прямом значении, слово коммуникация (лат. соттишсайо) значит «разделяемое всеми» или «общее». Одни ученые утверждают, что коммуникация - это передача определённого мысленного содержания с помощью языка, с точки зрения других - коммуникация - это процесс, во время которого обе стороны -участники передают друг другу информацию и испытывают взаимное понимание. Так, коммуникация - это процесс обмена информацией, являющийся неотъемлемой частью общения. Таким образом, коммуникация не тождественна не только общению, но и другим составляющим данного процесса. Важно уяснить, чем именно они различаются. Данный подход способствует развитию умения воспринимать и объяснять информацию партнёру в адаптированной форме, подходящей для конкретной ситуации.

В определённой сфере деятельности, там, где формируются благоприятные условия для формирования чувств, нравственных представлений, коллективных переживаний, для установления взаимодействия с ровесниками, а также для понимания оценки других и своих поступков, формируются коммуникативные умения младших школьников.

Ученые подчеркивают, что именно в младшем школьном возрасте, на самом главном этапе развития, осуществляется более активное освоение методов взаимодействия с окружением. Более ценной, в данном аспекте, необходимо выделить совместную работу, которая носит, по большей части, общественный характер. Также стоит выделить, что коллективным интересам, общественным нормам, мотивам, уступают интересы и желания, которые исходят от личных потребностей.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что общение не исчерпывает весь лимит информационных процессов современного общества, а коммуникация расценивается как более обширное понятие. Поэтому общение подразумевает под собой процессы обмена данными, которые отражают особую деятельность человека, реализующуюся посредством языка (вербально) и, которое имеет конечной целью поддержание и установление взаимодействия и взаимосвязи между людьми. Все информационные процессы современного общества являются коммуникацией.

Общение в младшем школьном возрасте занимает особое место в системе человеческих взаимоотношений. Ребёнок активно учится общаться и взаимодействовать с различными людьми (одноклассники, учителя). Взрослые должны помогать ему учиться правильно коммуницировать. Стоит отметить, что общение с детьми школьного возраста, нельзя назвать простым. Удовлетворение интересов ребёнка и приобщение его к реальному миру, зависит, в большей степени, от поведения взрослых. То есть, по мнению В.А. Сухомлинского, взрослые обязаны помогать ребёнку в социальном развитии [8, С. 163].

На то, как формируется общение детей со своими ровесниками оказывает значительное влияние общение со взрослыми. Так наиболее приемлемую эмоциональную основу формирует именно благополучие и успех в общении со взрослым поколением, от этого появляется уверенность школьника в общении с одноклассниками.

По данным педагога Л.Б. Абдуллиной, непосредственное воздействие на желание ребёнка общаться с каким-либо другом, зависит напрямую от его оценки взрослым [1,С. 191].

Контакты между детьми проявляются посредством таких причин, как: пространственная близость (сосед по парте, место жительства), предыдущий опыт в общении, а также совместные игры и деятельность [7, С. 49].

Стоит отметить, что дети младшего школьного возраста осуществляют общение тогда, когда у них есть определённые практически-предметные основания, обуславливающие длительность их общения, его сущность, устойчивость и интенсивность.

В детской форме общения возрастные отличия проявляются в том, что в начальных классах доминируют игровые и учебные аспекты, а во втором-третьем классах, они уже уступают место общественной деятельности. Также стоит отметить, что со 2-го полугодия 2-ого класса начинает снижаться значение учёбы в качестве содержательной базы общения. Увеличивается количество тем общения детей, обсуждается: игры (в т.ч. игрушки), телепередачи, фильмы, домашние животные, коллекции, семейные события (зачастую это встречается у девочек) и отношения между школьниками. Данные темы в разговорах детей раскрываются событийно.

Общение ребенка становится более целенаправленным тогда, когда он вовлекается в учебу, потому что тогда, формируется активное и систематическое взаимодействие с одноклассниками и учителем.

Нужно отметить, что отношение ребёнка к своим друзьям и одноклассникам может быть сильно зависимо от того, как учителя относятся к ним. Учительская оценка может стать основным фактором, который будет определять насколько хорошими или плохими личностными качествами обладают сверстники в глазах ребёнка. С течением времени, у детей увеличиваются адекватность и полнота понимания своего положения среди ровесников. Но, по прошествии этого этапа, адекватность восприятия своего внутреннего социального положения сразу падает, если сравнивать с дошкольниками, например, дети, которые имеют неудовлетворительные показатели, считают, что это нормально, а дети, которые занимают более благоприятное место в коллективе, зачастую недооценивают его. Это доказывает то, что по окончанию начальной школы формируется качественная особая перестройка межличностных отношений и их понимания.

Младшим школьникам очень важно осознавать, что они могут делать что-то лучше остальных. Эту потребность обуславливает внешкольная и внеклассная работа. Потребность младшего школьника во внимании, уважении и сопереживании является ключевым в данном возрасте. Очень важно, чтобы каждый ребенок ощущал себя важным и уникальным.

Так, школьная успеваемость со временем не представляет собой какой-либо определяющий фактор, потому что ученики, начинают выявлять и ценить в себе и в других те качества, которые не связаны с учебой. Для взрослого первостепенной задачей является помощь детям в раскрытии ценности навыков ребенка для сверстников, в осуществлении своих потенциальных возможностей.

Ученик начальных классов - это ребенок, в чьей личности постоянно происходит трансформация и положительные изменения. Поэтому наиболее значимым признается личный уровень достижений, который ребёнок достиг на данном этапе своего развития и обучения. Если в таком возрасте, младший школьник не сможет обрести уверенность в своих возможностях и способностях, не ощутит радость новых познаний, то сделать это в старшем возрасте будет гораздо сложнее. Также будет достаточно проблематично изменить место ребёнка в системе личных взаимоотношений со сверстниками.

Культура речи оказывает значительное воздействие на место и роль школьника в системе межличностных взаимоотношений. Под культурой общения подразумевается не только то, что ученик может грамотно подобрать вежливые слова но и умеет правильно говорить. Младший школьник, который не обладает культурой общения вызывает у одноклассников снисходительно высокомерное отношение к нему, потому, что его речь не имеет окраски, характеризующей наличие у него сильного волевого потенциала, который выражается в экспрессии, уверенности в собственных силах и чувстве собственного достоинства. Средства, применяемые ребёнком для более результативного общения, предопределяют то, как к нему будет относиться общество. О том, что существуют те или иные формы общения, школьник узнаёт

непроизвольно. Только в условиях самостоятельности общения, младшие школьники могут определить различные формы выстраивания отношений [9, С. 206]. Также стоит отметить, что особую значимость для школьника имеет общение с друзьями. Ценность также приобретают и познание друг друга, совместная заинтересованность, познание окружающего

Дети младшего школьного возраста, зачастую, зависят от педагога в эмоциональном плане. Это можно назвать эмоциональным голоданием, то есть, ребенку нужны положительные эмоции от взрослого, который значит для него очень много, в качестве такого взрослого выступает педагог, именно он определяет поведение школьника. Как себя проявляют дети младшего школьного возраста в классе, на уроках и в прочих местах проведения досуга, формируется благодаря стилю общения учителя с младшими школьниками.

Опыт в общении со взрослыми людьми определяет характер общения младших школьников и учителя. Стоит отметить, что общительные и инициативные школьники сами подталкивают взрослых к общению. К примеру, они поощряют учителя всегда реагировать на их действия.

В ходе образовательного процесса, эмоциональные позитивные контакты с педагогом помогают развить большую общительность и активность школьников, систематические оценки педагога, а также его неподдельный интерес к тому, чем заняты ребята, помогает им ориентироваться в окружающей среде гораздо лучше.

Если рассматривать общение детей младшего школьного возраста с ровесниками, то стоит отметить, что уникальность их общения как с одноклассниками, так и со взрослыми определяет семантическое и эмоциональное доминирование, то есть, содержание основных областей жизни: досуга, учеба, прочей активности. Характер общения школьников определяет, в основном, различные факторы общения, но, все же, никак не ограничивает его разнообразие.

Педагогический потенциал социально-педагогического проектирования направлен на осознанную адаптацию участников деятельности к существующим условиям, на их социализацию; на формирование умений и навыков продуктивного взаимодействия и улучшения социального пространства; на оказание определенного позитивного влияния на социальную среду. Социально-педагогического проектирование как осознанное, целенаправленное, мотивированное, ценностно-ориентированное, планируемой продуктивной совместной деятельности, направлено на развитие компетентностного, когнитивного и мотивационного компонентов в структуре социально-коммуникативных качеств личности ребенка, что позволяет предполагать об эффективности социально-педагогического проектирования как средства развития социально-коммуникативных качеств младшего школьника.

Проектная деятельность - это средство, с помощью которого учащиеся могут исследовать, интерпретировать, синтезировать и исследовать информацию, чтобы открыть для себя новое знание.

Проект - это продукт проектной деятельности, специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого проекта. Организация проектной деятельности играет большую роль в формировании коммуникативных универсальных учебных действий. Проектная деятельность основывается на групповом взаимодействии, решении поставленных задач, во время выполнения проектов личность ребенка раскрывается, позволяет учиться новому, осознавая свои ошибки и находя ответы на вопросы на практике, позволяет применить свое воображение в практико-ориентированной среде.

Обучение, основанное на проектах, состоит из следующих этапов: (1) выявление проблемы и составления вопросов проекта, (2) выбора основных вопросов или определения проекта, (3) чтения и поиска ресурсов, имеющих отношение к проблеме (4) назначения соответствующего метода решения проблемы (5) написания предложения проекта (6) реализация и создание продукта проекта (7) анализ данных и заключение (8) составление окончательного отчета (9) представление презентации [2]. Рефлексия и самооценка учащихся, а также оценка педагога являются важными компонентами каждого проекта. Выступления школьников оцениваются индивидуально, и, исходя из полученного качества продукта, во время презентаций продукта демонстрируется углубление понимания содержания и вклад школьников в создание продукта [3,С. 154].

Выводы. Таким образом, процесс формирования социально-коммуникативных качеств младших школьников посредством социально-педагогического проектирования создает коллективную деятельность учителя и обучающихся, что конкретизирует цель и задачу, основные стороны содержания, с сохранением свободы творчества и учетом уникальных индивидуальных особенностей каждой организации и класса, а также очерчивает ключевые этапы достижения цели.

Литература:

1. Абдуллина, Л.Б. Особенности развития коммуникативных навыков у слабовидящих детей младшего школьного возраста / Л.Б. Абдуллина, Ф.Б. Гайнуллина, Н.Л. Гребенникова, Т.П. Петрова, Ф.М. Сулейманова // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). - С. 191-193

2. Балакина, H.A. Проектная деятельность как одна из форм формирования коммуникативных УУД в начальной школе / H.A. Балакина // Вестник науки и образования. - 2016. - №1 (13). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-odna-iz-form-formirovaniya-kommunikativnyh-uud-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 25.10.2023)

3. Баранов, С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник для студ. Высш. Учеб. заведений (бакалавриат) / С.П. Баранов, Л.И. Бурова, А.Ж. Овчинникова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 464 с.

4. Бодалев, A.A. Психология общения: Избр. психол. тр. / A.A. Бодалев. - М.; Воронеж, 1996. - 256 с.

5. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2016. -№ 6. - С. 62-76

6. Леонтьев, Д.А. К проблеме общения в работах A.A. Леонтьева / Д.А. Леонтьев, И.Б. Ханина // Культурно-историческая психология. - 2011. - Том 7. - № 1. - С. 20-27

7. Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики / Ф.А. Мустаева // Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2001. - 416 с.

8. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В Сухомлинская. -М.: Педагогика,1990. -288 с.

9. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2016.-273 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.