Научная статья на тему 'Совместная деятельность как условие формирования коммуникативной компетентности у дошкольников и младших школьников'

Совместная деятельность как условие формирования коммуникативной компетентности у дошкольников и младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PRESCHOOLER / YOUNGER STUDENT / JOINT ACTIVITIES / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гавриш Антонина Ивановна, Петрученя Татьяна Евгеньевна, Покрыщенко Анна Юрьевна

Данная статья акцентирует внимание на вопросах организации совместной деятельности с целью формирования и развития коммуникативных способностей у дошкольников и младших школьников, так как коммуникативная компетентность является очень важной личностной характеристикой, необходимой для эффективного обучения. С этой точки зрения рассмотрены основные аспекты построения совместной деятельности, вопросы организации образовательного процесса в рамках школьного урока и занятия в детском саду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гавриш Антонина Ивановна, Петрученя Татьяна Евгеньевна, Покрыщенко Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOINT ACTIVITY AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL CHILDREN

This article focuses on the issues of organizing joint activities in order to form and develop communicative abilities in preschool and junior schoolchildren, since communicative competence is a very important personal characteristic necessary for effective learning. From this point of view, the main aspects of building a joint activity, the organization of the educational process within the school lesson and classes in kindergarten.

Текст научной работы на тему «Совместная деятельность как условие формирования коммуникативной компетентности у дошкольников и младших школьников»

Педагогика

УДК:378.2

преподаватель Гавриш Антонина Ивановна

Крымский Республиканский институт постдипломного педагогического образования (г. Симферополь); преподаватель Петрученя Татьяна Евгеньевна

Крымский Республиканский институт постдипломного педагогического образования (г. Симферополь); преподаватель Покрыщенко Анна Юрьевна

Крымский Республиканский институт постдипломного педагогического образования (г. Симферополь)

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Данная статья акцентирует внимание на вопросах организации совместной деятельности с целью формирования и развития коммуникативных способностей у дошкольников и младших школьников, так как коммуникативная компетентность является очень важной личностной характеристикой, необходимой для эффективного обучения. С этой точки зрения рассмотрены основные аспекты построения совместной деятельности, вопросы организации образовательного процесса в рамках школьного урока и занятия в детском саду.

Ключевые слова: дошкольник, младший школьник, совместная деятельность, коммуникативная компетентность.

An^taUm. This article focuses on the issues of organizing joint activities in order to form and develop communicative abilities in preschool and junior schoolchildren, since communicative competence is a very important personal characteristic necessary for effective learning. From this point of view, the main aspects of building a joint activity, the organization of the educational process within the school lesson and classes in kindergarten.

Keywords: preschooler, younger student, joint activities, communicative competence.

Введение. Образование в дошкольном и младшем школьном возрасте - многогранный процесс, включающий немало равноценных аспектов, которые определены федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного и начального общего образования. Но важнейшей задачей остается готовность ребенка решать различные проблемы познавательного, обучающего, коммуникативного, нравственного, организационного, социокультурного характера. Одним из целесообразных решений данной задачи является овладение самыми доступными для ребенка с раннего возраста способами получения информации по всем вопросам: через взаимодействие со сверстниками или со взрослыми людьми, что способствует формированию коммуникативной компетентности - одной из важнейших характеристик личности ребенка. Уже в дошкольном возрасте ребенок готов к общению, необходимо только начать для него создавать определенные условия: коллективное решение проблем с целью формирования собственного коммуникативного опыта, интереса к пониманию и осмыслению общения, обсуждение норм и правил коммуникации, рассмотрение вопросов важности хранения и передачи информации. На практике ребенок должен убедиться, что совместная деятельность невозможна без коммуникации по определенным правилам, которая, в свою очередь, невозможна без взаимодействия в рамках детского коллектива и всего общества. Поэтому считаем, что целесообразно рассмотреть основные вопросы организации совместной деятельности с целью формирования коммуникативной компетентности в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Изложение основного материала статьи. Коммуникативная компетентность предусматривает формирование определенных структурных элементов, среди которых важно отметить следующие: понимание роли коммуникации и принятие ее целей и задач, владение способами взаимодействия с другими людьми, умениями и навыками использования средств языка при устном общении, построении диалогической и монологической речи, знание норм речевого этикета, владение культурой речи и умением оценивать, контролировать и корректировать как свою речевую деятельность, так и окружающих. Качественно обеспечить овладение данными структурными элементами может только совместная деятельность на начальном этапе в рамках образовательного процесса, а затем и в условиях повседневного общения ребенка с окружающим миром.

В современной педагогической литературе описаны два подхода в построении совместной деятельности:

1) Сотрудничество индивидуальное, построенное на основе личностных особенностей участников совместных действий, с учетом психического и умственного развития, и определенных приобретенных норм поведения. В такой ситуации участник несет ответственность только за себя, его обучающуюся деятельность контролирует воспитатель или учитель.

2) Построение сотрудничества на основе взаимоотношений в небольших группах с упором на развитие и совершенствование каждого участника такого сотрудничества, т.е. дети поставлены в ситуацию формирования и передачи учебных действий, видения и анализа собственного самосовершенствования, оценки и контроля всех участников совместной деятельности, рефлексии.

Конечно, не всякие взаимодействия взрослого и ребенка, детей друг с другом, способствуют формированию коммуникативных способностей, а только в определенной ситуации, когда участники работают над общей, важной для всех проблемой. Поэтому следует обратить внимание на элементы совместной деятельности, описанные Д. Джонсоном:

- понимание ребенком ситуации, что он не может справиться самостоятельно с появившейся проблемой, что даже при видении способа решения проблемы он не может считать собственный результат положительным, если остальные участники его не достигли;

- принятие и понимание того, что все должны принимать участие в диалоге, делиться открытиями и сомнениями, помогать друг другу при работе над общей задачей;

- в то же время каждый участник должен быть ответственным за свои действия в общем деле, участвовать в оценке действий всех остальных участников, в оценке полученного коллективного результата;

- изучать и применять навыки общения в начале в малом коллективе, а потом и при массовом обсуждении;

- выполнять действия рефлексии как с целью оценки выполненной работы и коммуникативной деятельности, так и в вопросе повышения эффективности совместной работы.

Формирование коммуникативной компетенции у дошкольников и младших школьников следует разделить на три этапа: дошкольный, подготовительный к обучению в школе, период начальной школы.

В дошкольном возрасте с целью развития коммуникативной компетентности необходимо направить весь образовательный процесс на формирование чувствительности к ровеснику, на приобретение опыта взаимодействия с ним на конструктивной основе, на развитие установленного обществом образа сверстника, включающего поведенческий, познавательный и эмоциональный составляющие компоненты образа дошкольника, которые необходимы в совместной деятельности.

Главной проблемой в общении в дошкольном возрасте является преодоление трудностей в общении с другими детьми во всех сферах деятельности. Поэтому деятельность педагога должна быть направлена на преодоление этих трудностей с опорой на ряд педагогических требований, соблюдение которых важно в коммуникативном развитии:

1. Применение игр, проблемных ситуаций и других компонентов занятий, произведений детских писателей и т.д. с целью взаимодействия детей, что способствует как формированию образа сверстника, интереса и чувствительности к нему, так и способствует познанию себя, построению самосознания.

2. Наличие четких правил взаимодействия как со взрослыми, так и с другими детьми: например, «правило поднятой руки», «правила перемещения в группе во время занятия» и т.д.; понимание каждым ребенком важности этих правил. Перед выполнением каждого вида задания должны быть сформулированы 2-3 правила, которых придерживаются все и при помощи их достигают поставленные цели.

3. Создание педагогом ситуаций, в которых центром внимания является сверстник, его внешние и внутренние особенности, что предполагает формирование положительного эмоционального отношения к сверстнику, соответствующих способов поведения с целью продуктивного сотрудничества, которые создадут доверительные отношения и будут способствовать достижению общих целей.

4. Использование игры как средства становления коммуникативной компетентности. Игры необходимо подбирать в начале с преобладанием невербальных средств, затем с использованием вербальных средств взаимодействия.

5. Сотрудничество через опору на личностный тип отношения к сверстнику, которое предполагает высокий интерес к достижениям сверстников, радость за их успехи, сопереживание и желание помочь им во время неудач, чувство общности с коллективом, принадлежности к группе сверстников.

6. Рефлексия с целью формирования положительной идентичности ребенка.

Одним из основных источников с целью формирования и развития коммуникативной компетентности практиками признана игра. Опыт подтверждает, что эффективным является применение всех видов игр: дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных. Дошкольникам наиболее интересны и понятны игры с предметами и игрушками; разнообразные по видам настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, «Назови фрукты» и др.) Дошкольники сопровождают игру в начале под руководством взрослого, а затем самостоятельно с объяснением правил, комментированием хода игрового процесса, с анализом ситуаций, с обучением игре тех, у кого не получается, демонстрируют толерантность друг к другу. Важную роль в формировании коммуникативных способностей играют и словесные игры, в ходе которых дети сопровождают свои действия словами. В ходе этих игр дошкольники опираются на сформированные у них представления об окружающих их предметах, которые потом они должны научиться применять в новых отношениях и проблемных или нестандартных ситуациях. Эффективны в использовании и игры с мячом («Да - нет» на различную тематику, «Съедобное — не съедобное и т.д.», совместная изобразительная деятельность в малых группах, участие в играх с героями сказок и мультфильмов, с персонажами кукольного театра по известным сюжетам. Важным элементом целенаправленной деятельности коммуникативного характера являются импровизационные диалоги на бытовые темы, возникающие в процессе участия в играх «Магазин», «Дочки-матери», «Дорога домой» и т.п. Немалую роль в развитии коммуникации играет и работа с играми-упражнениями: «Мое имя», «Утро радостных встреч», «Приветствие без слов», «День рождения» и т.д., подобранные на основе предпочтений детей и направленные на формирование положительного эмоционального отношения к сверстнику, снятие эмоциональных барьеров общения. С целью формирования коммуникативных способностей на этом этапе можно применять различные игры при условии соблюдения всех требований совместной деятельности.

Следующий этап предполагает подготовку дошкольника к вхождению в школьную жизнь, во время которого навыки и умения совместной деятельности должны стать более совершенного характера. Эти занятия будут более эффективны, если в рамках преемственности их будет проводить школьный учитель в детском саду или в первые дни ребенка в школе во время внеурочной деятельности. Эти занятия должны быть нацелены на понимание ребенком системы взаимоотношений с учителем и с уже более взрослыми сверстниками, так как на этом этапе должен начинаться переход от игровой деятельности к учебной. Каждый должен учиться четко формулировать свою точку зрения, выяснять точки зрения партнеров в группе, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов, не опираясь на личные отношения, вести диалог по умению решать игровые и учебные задачи, задачи поведенческого характера: как договориться, чтобы в работе не было лишнего шума, споров, как узнавать правильность своих действий, как узнавать о другом мнении по тому же вопросу, изучение набора разнообразных положительных образцов сотрудничества, работа над нахождением своего собственного индивидуального стиля согласования действий, точное различение области знания, неполного знания и незнания по рассматриваемому вопросу, видение в своем незнании перспективы самосовершенствования, оценивание результатов совместной и собственной работы на основе коллективно выработанных критериев, включая и область коммуникации.

В начальной школе главная задача учителя - научить учащихся при изучении всех предметов самостоятельно работать в парах и группах, потому что эти формы организации учебной деятельности способствуют формированию универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных у каждого ребенка. Обучение на этом этапе приобретает все более четкую коммуникативно-речевую направленность, которая предполагает следующие компоненты: обеспеченность содержательной стороны коммуникации, собственно коммуникативные действия и речевую культуру взаимодействия, т.е. языковое воплощение регулятивной и познавательной деятельности. Следовательно, учителю нужно знать методику организации совместной деятельности, которая в начальных классах предполагает более высокий уровень - это коллективно-распределительная деятельность в рамках небольшого коллектива из 4-6 человек. Именно в

рамках такого небольшого сообщества можно непринужденно говорить на предложенную тему, где каждый может высказать свои знания, задать вопрос при непонимании или неприятии предложенных другими версий, что снижает уровень тревожности в общении. При данной организации учебной деятельности школьник занят важным и интересным для него делом, а не повторением за учителем или учебником знаний в готовом виде. В результате появляется желание и интерес к регуляции учебных действий и познавательной деятельности, приобретается опыт получения необходимой информации. В группе не виден ребенку контроль учителя, он все делает сам. Следовательно, повышается уровень самостоятельности и коммуникативных способностей при работе над новым знанием или расширением границ имеющегося знания, ответственности за собственный вклад и работу всего коллектива - формируется желание познавать не только в рамках урока, т.е. повышается его личностный творческий потенциал. Непринужденная атмосфера такого сотрудничества способствует и закреплению действий в соответствии с полученными при общей работе новыми способами, видению уровня дифференциации в собственной работе как в классе, так и при выборе домашнего задания. При подготовке к каждому занятию ребенок продумывает вопросы, над которыми следует в теме поработать, выполняет действие оценки при подведении итога работы в группе, озвучивает собственные выводы, что делает его уверенным во всех сферах учебной деятельности, и, конечно же, способствует формированию способности к рефлексии (в том числе и осуществленной коммуникации), что имеет значение не только в школьной, а и во взрослой жизни.

Во время совместной деятельности постоянно идет учебная дискуссия при решении новых или нестандартных задач, учебный диалог при выяснении истины, монолог при отстаивании своего видения, пояснении и т.д., что способствует развитию индивидуальности и умению вести собственную коммуникативную деятельность. Участники группы учатся вести и контрольно-оценочную деятельность: распределяют между собой функции на основе содержания действия, оценивая возможности каждого, прогнозируют варианты рассуждений, выбирают лучшие, предлагают свои варианты, опираются на изученную научную теорию, имеющиеся в арсенале эффективные схемы, алгоритмы, правила, выполняют рефлексию, что способствует развитию мышления через коммуникацию. Результатом такой деятельности является умение каждого участника группы не только общаться, а умение сотрудничать как с одноклассниками, так и с учителем или любым взрослым человеком, так как ученик учится выполнять коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать текст, находить в тексте информацию для решения различных учебных задач, составлять диалог и монолог устно и письменно с целью описания собственного или общего открытия, оценки действий и т.д. Роль совместной деятельности в формировании коммуникативной компетентности подтверждена многолетней практикой педагогов.

Выводы. Коммуникативная деятельность на каждом этапе обучения способна совершенствоваться только через совместное сотрудничество педагога и ребенка, детей между собой. После окончания начальной школы должно быть создано такое пространство взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности, в которой каждый школьник активно принимает участие в коллективном решении проблем различного характера, выдвигает гипотезы, высказывает и аргументирует свои мысли, с достоинством отстаивает собственные позиции в диалоге, уважительно относится к остальным участникам совместной деятельности.

Становление коммуникативной компетентности не ограничивается только умением вести учебную деятельность, огромное влияние оно оказывает на успешность всего процесса обучения, на эффективность процесса адаптации ребёнка к школе, к обучению в дальнейшем, на эмоциональное благополучие в коллективе и является феноменальным ресурсом эффективности и благополучия его в будущем.

Литература:

1. Виноградова Н.Ф. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе / Н.Ф. Виноградова [и др.]; под общ. ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2016. - 423 с.

2. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения / А.Б. Воронцов. - М: Русская энциклопедия, 1997. - 357 с.

3. Дусавицкий А.К. Активные формы и методы обучения / А. К. Дусавицкий. - М.: Педагогика, 1989. - 172 с.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997. - 480 с.

5. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. / Е.О. Смирнова. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

6. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. - М.: Московский центр качества образования, 2010. - 120 с.

Педагогика

УДК 378.14:316.628

доктор педагогических наук, профессор Глузман Неля Анатольевна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Евпатория)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности мотивационной сферы студентов; обоснована и экспериментально доказана эффективность применения методов мотивации и стимулирования учения студентов в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: мотив, мотивационный менеджмент, профессиональная подготовка. Annotation. The article describes the features of the motivational sphere of students; justified and experimentally proved the effectiveness of methods of motivation and stimulation of teaching students in higher education. Keywords: motivation, motivational management, professional training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.