Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной толерантности студенческой молодёжи'

Формирование коммуникативной толерантности студенческой молодёжи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
585
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МОЛОДЁЖЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ / ТРЕНИНГ / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / COMMUNICATIVE TOLERANCE / YOUTH / INTERACTION / EDUCATIONAL ACTIVITIES / YOUTH EDUCATION / TRAINING / SOCIAL GROUP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Житнухина Т.А.

В статье представлены результаты пробного эксперимента по формированию коммуникативной толерантности у студенческой молодёжи. Методы: тестирование (методика В.В. Бойко «Диагностика общей коммуникативной толерантности»), анкетирование, наблюдение. Выявлены уровни сформированности коммуникативной толерантности у студентов. Представлены результаты коммуникативной толерантности после проведения тренинга. Результаты диагностики, наблюдения за студентами во время проведения тренинга послужили основанием коррекции разработанной Программы тренинга и основанием планирования формирующего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE TOLERANCE FORMATION OF STUDENT YOUTH

The article presents the results of a pilot experiment on the formation of communicative tolerance among students. Methods: testing (Boyko’s technique «Diagnostics of general communicative tolerance»), questioning, observation. The levels of formation of communicative tolerance among students are revealed. The results of communicative tolerance after the training are presented. The results of diagnostics, observation of students during the training provided the basis for the correction of the developed Training Program and the basis for planning the formative experiment.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной толерантности студенческой молодёжи»

УДК 009

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Т.А. Житнухина, магистрант, tzhitnuhina@yandex.ru САФУ им. М.В. Ломоносова

В статье представлены результаты пробного эксперимента по формированию коммуникативной толерантности у студенческой молодёжи. Методы: тестирование (методика В.В. Бойко «Диагностика общей коммуникативной толерантности»), анкетирование, наблюдение. Выявлены уровни сформированности коммуникативной толерантности у студентов. Представлены результаты коммуникативной толерантности после проведения тренинга. Результаты диагностики, наблюдения за студентами во время проведения тренинга послужили основанием коррекции разработанной Программы тренинга и основанием планирования формирующего эксперимента.

коммуникативная толерантность, молодёжь, взаимодействие, учебная деятельность, воспитание молодёжи, тренинг, социальная группа

В современном мире понятие толерантность играет важную роль в жизни общества, является основой построения взаимоотношений между людьми. Прежде всего, это связано с неуклонным ростом насилия, терроризма, национальными и социальными конфликтами. Решение подобных проблем видится, в частности, через изучение аспектов межличностного и межэтнического общения, обращение к понятию коммуникативной толерантности. В связи с этим актуализируется проблема коммуникативной толерантности, которая вызывает повышенный интерес учёных-исследователей.

А. Г. Асмолов рассматривает толерантность как личностную ценность, и полагает, что она включает в себя три взаимосвязанных элемента: терпимость, устойчивость, допустимое отклонение [1].

Коммуникативная толерантность помогает понять мнение другого человека, адекватно оценить его позицию. В. В. Бойко понимает коммуникативную толерантность как характеристику отношений личности к людям, показывающую степень переносимости ею неприятных и неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию [2].

О. Б. Скрябина рассматривает коммуникативную толерантность как устойчивое личностное состояние, определяющее особый тип взаимодействия индивида с другими людьми и характеризующийся наличием в сознании субъекта успешного, личностно-значимого образца терпимого коммуникативного поведения и доминантной направленностью сознания на его выполнение [3].

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема толерантного общения молодёжи в учебной среде, поскольку неотъемлемой частью учебного процесса является межличностное взаимодействие между студентами, а также коммуникация студентов с преподавателями [4]. Связано это еще и с тем, что с каждым годом в российских вузах увеличивается количество иностранных студентов. А это другая культура, часто, другие ценности.

Учитывая тот факт, что образование является одной из приоритетных ценностей современной молодежи [5], считаем, что тренинг по развитию коммуникативной толарантно-сти у студентов может выполнять важную воспитательную и образовательную функцию. Образовательным учреждениям необходимо создавать условия для формирования коммуни-

1

кативной толерантности как личностного и профессионального качества молодёжи. Студенты должны быть научены принимать индивидуальность других людей, быть терпимыми к дискомфортным для них состояниям партнёров по общению, уважать мнение и позицию другого [6]. Особое место в формировании этих личностных качеств отводится психологическому знанию [7, 8]. Теоретические основы значимости психологического знания в современном мире, приоритетная ценность образования у современной молодежи послужили основанием разработки Программы тренинга формирования коммуникативной толерантности студентов.

Среди многообразия педагогических приемов и методик для проведения эксперимента была выбрана форма тренинга. Тренинг как эффективный способ развития социальных установок, формирования знаний и навыков широко используется в современном образовательном процессе. Главными отличительными особенностями тренинговых занятий является интерактивный характер, изучение теоретической информации и её отработка на практике. В практической части были организованы индивидуальные задания, работа в группах, проведение дискуссии [9].

Наше исследование включает в себя несколько этапов. На первом этапе была проведена диагностика уровня коммуникативной толерантности студентов. Методы: тестирование с использованием методики В.В. Бойко «Диагностика общей коммуникативной толерантности» [2], наблюдение и анкетирование. Была разработана авторская анкета. На следующем этапе нами проведен пробный эксперимент - тренинг по развитию коммуникативной толерантности. Этот этап завершался повторным тестированием уровня коммуникативной толерантности студентов. Затем Программа тренинга дорабатывалась с учётом полученных результатов. Третий этап включал в себя формирующий эксперимент с контрольной и экспериментальной группой. В данной статье представлены результаты первого и второго этапов исследования.

В пробном эксперименте приняли участие студенты бакалавриата I курса Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. В эксперименте приняли участие две группы. Первая группа «А» состояла из 19 человек (11 девушек и 8 юношей), вторая группа «Б» - из 16 человек (10 девушек и 6 юношей). Задачей пробного эксперимента была проверка эффективности разработанной Программы формирования коммуникативной толерантности с целью ее коррекции и доработки для проведения формирующего эксперимента. Тренинг проводился в рамках учебной дисциплины «Толерантность» в объеме 16 ч. Перед тренингом по развитию коммуникативной толерантности было проведено тестирование студентов по выявлению уровня коммуникативной толерантности. На рис. 1 представлены результаты тестирования уровня коммуникативной толерантности до проведения тренинга.

■ высокая степень коммуннкатнвной толерантности

■ средняя степень коммуннкатнвной толерантности

■ низкая степень коммуникативной толерантности

Рисунок 1 - Результаты тестирования уровня коммуникативной толерантности до проведения тренинга

Анализ полученных результатов свидетельствует, что в каждой из групп преобладает средний уровень коммуникативной толерантности. В группе «Б» 38% студентов имеют высокую степень коммуникативной толерантности, что является хорошим показателем. В группе «А» выше количество студентов с низким показателем (11%) коммуникативной толерантности.

Была разработана Программа тренинга по формированию коммуникативной толерантности у студентов. После него проведена повторная диагностика уровня коммуникативной толерантности. Результаты представлены на рис. 2.

14

ш

■ Ш Ш ш

1 группа "А" 2 группа до проведение тренинга "Б" 1 группа "А" 2 группа после проведения тренинга "Б"

■ высокая степень коммуникативной толерантности средняя степень коммуникативной толерантности низкая степень коммуникативной толерантности

Рисунок 2 - Уровни коммуникативной толерантности участников эксперимента

до и после проведения тренинга

Анализ результатов наблюдения за участниками тренинга свидетельствует о том, что у некоторых студентов проявляется неумение и нежелание выслушать своего собеседника, склонность к агрессивному поведению, нежелание идти на компромисс. Некоторые из студентов перебивают других, желая высказать своё мнение и считая его единственно верным.

В ходе тренинга студентами были сформулированы понятия коммуникативной толерантности:

- взаимное уважительное отношение между людьми, заключающееся в умении вежливо слушать и слышать другого, а также спокойно высказывать свою точку зрения, не навязывая её;

- умение вести себя культурно и сдержано в общении, умение вести диалог;

- способность встать на место другого, увидеть мир его глазами.

Студенты пришли к выводам, что понятие коммуникативной толерантности является многоаспектным и сформулировать одно определение невозможно. Также был сделан вывод, что каждое из сформированных определений выявило отдельную грань коммуникативной толерантности, выбрать лучшее определение не удалось.

Упражнение «Эмблема коммуникативной толерантности» помогло активизировать экспрессивное самовыражение, особенно включились в работу участники с творческой натурой, преимущественно девочки. Студенты объединялись в группы на основе внешнего сходства эмблем: цветы, люди, рукопожатие. К сочинению лозунга подошли также креативно, сочиняли краткие и ёмкие лозунги, использовали стихотворную форму.

Активное обсуждение вызвало упражнение «Моя проблема в общении». Наиболее распространенной проблемой стала неуверенность, скромность, стеснительность в общении. Также среди молодых людей была распространена проблема вспыльчивости, конфликтности,

3

агрессии. Много вариантов решений было предложено участниками, студенты дополняли друг друга, делились мыслями, переживаниями. Было предложено направить свою энергию на саморазвитие, читать книги, учиться чему-то новому. Студенты сделали выводы, что ряд проблем можно связать с вопросом воспитания в семье, посоветовали обратиться к психологу, чтобы поработать с проблемами, избежать их и неудач в дальнейшей жизни. Некоторые из участников признались, что советы им помогли переосмыслить свою проблему, сделали выводы, как необходимо с ней бороться.

Упражнение Джеффа также имело положительный отклик студентов, вызывало много мыслей, создавало дискуссию. Участники тренинга активно аргументировали свою позицию, отстаивали её. В ходе обсуждения иногда удавалось переубедить людей, и они меняли занимаемую позицию. Это показывает гибкость студентов, готовность принимать и выслушивать мнения других.

Рефлексивный анализ показал, что студентам были интересны проведённые занятия. Участники усвоили информацию о коммуникативной толерантности, смогли оценить свой уровень коммуникативной толерантности, сделали выводы, что нужно развивать в себе качества, которые им понадобятся в дальнейшем общении с людьми.

Завершающим этапом эксперимента стало контрольное тестирование, результаты которого представлены на рис. 2.

Проведение повторного тестирования показало, что в группе «А» количество студентов с высоким уровнем коммуникативной толерантности увеличилось на 27%. Участники со средним уровнем также составляют примерно половину группы. Количество студентов с низким уровнем коммуникативной толерантности сократилось на 6%.

В группе «Б» наблюдается рост количества участников с высоким уровнем коммуникативной толерантности на 12%. Количество участников со средним и низким уровнем сохраняется на прежнем уровне.

Исходя из результатов повторного тестирования, можем сделать вывод, что разработанный тренинг является эффективным, способен повысить уровень коммуникативной толерантности студенческой молодёжи. Занятия, включенные в тренинг, помогают студентам понять свои ошибки в общении, повышают их коммуникабельность, сплачивают коллектив. Тренинг можно рекомендовать к применению в рамках занятий по проблеме толерантности, эффективного общения. Проведение подобных занятий способно помочь в воспитании развитого, толерантного поколения.

С учётом полученных результатов планируется доработка Программы тренинга и проведение завершающего этапа исследования, включающего в себя проведение констатирующего и формирующего экспериментов с контрольной и экспериментальной группой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов, А. Г. Толерантность в общественном сознании России / А. Г. Асмолов. -Москва, 2015. - 130 с.

2. Бойко, В. В. Коммуникативная толерантность: метод. Пособие / В. В. Бойко. -Санкт-Петербург: СПбМАПО, 2015. - 365 с.

3. Скрябина, О. Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.06 / Скрябина Ольга Борисовна. - Кострома, 2000. - 183 с.

4. Бондырева, С. К. Толерантность: (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. - Воронеж: НПО «МО-ДэК», 2014. - 249 с.

5. Постникова, М. И. Образование в системе ценностей молодежи / М. И. Постникова, Н. В. Чичерина // Педагогическое образование в России. - 2016. - 318 с.

6. Гриншпун, И. Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности / И. Б. Гриншпун // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. - Москва: МПСИ, 2003. - 412 с.

7. Ильин, Е. П. Психологическая подготовка специалиста в области образования: коллективная моногр. / Е. П. Ильин, Л. А. Регуш, М. И. Постникова // Подготовка специалиста в области образования: структура и содержание / Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, «Образование», 1994. -49-65 с.

8. Постникова, М. И. Психологическое знание: теория и практика: моногр. / М. И. Постникова. - Архангельск: Поморский университет, 2008. - 321 с.

9. Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учеб. -метод. пособие / Е. О. Галицких. - Москва: Академический Проект, 2016. - 240 с.

COMMUNICATIVE TOLERANCE FORMATION OF STUDENT YOUTH

T.A. Zhitnukhina, undergraduate, e-mail: tzhitnuhina@yandex.ru Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov

The article presents the results of a pilot experiment on the formation of communicative tolerance among students. Methods: testing (Boyko's technique «Diagnostics of general communicative tolerance»), questioning, observation. The levels of formation of communicative tolerance among students are revealed. The results of communicative tolerance after the training are presented. The results of diagnostics, observation of students during the training provided the basis for the correction of the developed Training Program and the basis for planning the formative experiment.

communicative tolerance, youth, interaction, educational activities, youth education, training, social group

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.