Научная статья на тему 'Возможности тренинговой формы обучения для формирования коммуникативной толерантности будущих государственных и муниципальныхслужащих'

Возможности тренинговой формы обучения для формирования коммуникативной толерантности будущих государственных и муниципальныхслужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнилова Наталья Сергеевна

Представлены результаты исследования, целью которого было формирование коммуникативной толерантности у студентов будущих государственных и муниципальных служащих. Предполагалось, что именно тренинг как особая форма активных методов обучения способствует развитию коммуникативности. Полученные результаты свидетельствуют о достоверно значимых положительных изменениях коммуникативного компонента, что дает основание рекомендовать тренинговую программу для использования в учебном процессе подготовки государственных и муниципальных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнилова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The opportunities to training form communicative tolerance of future civil and municipal servants

The author gives the results of the study the aimed at creating communicative tolerance among students, the future civil and municipal servants. It is assumed that training as a special form of active learning promotes the development of communicative. The results indicate significant positive changes in the communicative component. This gives grounds to recommend the training program for future use.

Текст научной работы на тему «Возможности тренинговой формы обучения для формирования коммуникативной толерантности будущих государственных и муниципальныхслужащих»

УДК 159.923.2

НС. Корнилова ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГОВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХСЛУЖАЩИХ

Аннотация. Представлены результаты исследования, целью которого было формирование коммуникативной толерантности у студентов - будущих государственных и муниципальных служащих. Предполагалось, что именно тренинг как особая форма активных методов обучения способствует развитию коммуникативности. Полученные результаты свидетельствуют о достоверно значимых положительных изменениях коммуникативного компонента, что дает основание рекомендовать тренинговую программу для использования в учебном процессе подготовки государственных и муниципальных служащих.

Ключевые слова: активные формы обучения, коммуникативная толерантность, государственный и муниципальный служащий.

Natalia Kornilova THE OPPORTUNITIES TO TRAINING FORM

COMMUNICATIVE TOLERANCE OF FUTURE CIVIL AND MUNICIPAL SERVANTS

Annotation. The author gives the results of the study the aimed at creating communicative tolerance among students, the future civil and municipal servants. It is assumed that training as a special form of active learning promotes the development of communicative. The results indicate significant positive changes in the communicative component. This gives grounds to recommend the training program for future use.

Keywords: active learning forms, communicative tolerance, civil and municipal servants.

Изучение современных научных исследований в области личности государственных и муниципальных служащих позволило определить, что по своей специфике их деятельность связана с постоянным общением не только с коллегами по работе, но и с гражданами. Взаимодействие чиновников в процессе общения должно осуществляться на основе уважения человеческого достоинства, общих нравственных принципов и толерантного отношения к личности представителей всех уровней власти и людям, находящимся вне сферы управления. На практике, общение не носит положительный характер, переходя во взаимное недовольство, и не приводит к достижению целей граждан и коллег.

Исследование, проводимое Российской академией народного хозяйства и государственной службы, показало, что только 5 % опрошенных граждан в различных государственных учреждениях встретили положительное к себе отношение при решении личных вопросов. Около половины респондентов указали, что уважительное отношение к посетителю, доброжелательность, умения выслушать и понять у чиновника мало развиты. Более того, чиновники не воспринимают население как людей, имеющих свою индивидуальность, что не предусматривает толерантного отношения к ним и способствует формальному решению вопросов [2].

Учитывая предмет деятельности государственных и муниципальных служащих, спецификой которого является взаимодействие с клиентами, различных национальностей, вероисповеданий, характеров и других индивидуальных особенностей, коммуникативная толерантность является для них наиболее значимой из всех форм и видов толерантности. Коммуникативная толерантность государственного и муниципального служащего определяется нами как многокомпонентная личностная характеристика, означающая активную позицию, возможность переносить неприятные или неприемлемые особенности собеседника, выстраивать конструктивное взаимодействие в процессе

© Корнилова Н.С., 2014

коммуникации на основе понимания иной точки зрения с сохранением собственной внутренней позиции.

Коммуникативная толерантность, связь толерантности и общения рассматривались в работах многих авторов (Е.А. Балдановой, В.В. Бойко, М.Т. Горомковой, В.М. Гришук, П.Ф. Комогорова, Л.И. Маленькой, А.В. Мудрика, Л.А. Николаевой, О.В. Скрябиной, Г.П. Щедровицкого и др.), анализируя которые, мы пришли к выводу, что толерантность является основой общения, его неотъемлемой частью. Из чего следует, что в ходе процесса взаимодействия толерантности и общения толерантность становится субъектом общения. Отсюда, по мнению В.М. Гришука, толерантность ведет к общению, а уровень общения определяет вид и уровень сформированности толерантности [3]. Ссылаясь на исследования Т.А. Аржакаевой, А.А. Баранова, А.А.Бодалева, Е.Д. Бреуса, Г.А. Ковалева, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, Ю.А. Менджерицкой, Б.Д. Парыгина, Г.С. Трофимовой, Е.В. Цукановой, и применительно к нашему исследованию, коммуникативную толерантность можно связать с основными проявлениями общения, а именно коммуникативным, перцептивным и интерактивным.

Эффективность и толерантность в общении могут снижать негативные коммуникативные установки собеседников, которые каждодневно применяются государственными и муниципальными служащими в виде реагирования на различные типы людей, повторяющиеся социальные явления, которые то способствуют, то препятствуют налаживанию и поддержанию контактов с партнерами, тем самым определяя коммуникативную толерантность. В процессе общения происходит обм ен не только информацией, но и обмен эмоциональным состоянием, который затрудняет взаимная или односторонняя интолерантность собеседников, в то время как толерантность в общении способствует познанию другого человека, его мнения и стабилизирует весь процесс коммуникации.

Взаимодействуя друг с другом, человек может быть как объектом, так одновременно и субъектом общения [1]. Поэтому мы полагаем, что госслужащий, решая проблему, с которой обратился к нему гражданин, познает его, принимая или нет его особенности, тем самым выражая или нет толерантное отношение в процессе общения. Формирование коммуникативной толерантности невозможно без развития эффективного межличностного общения, которое зависит от умения устанавливать оптимальный контакт, корректно отстаивать свою точку зрения, понимать личностные особенности и эмоциональное состояние собеседника, выстраивать бесконфликтное общение, строить отношения, основанные на проявлении толерантности [4].

Работа по развитию коммуникативной толерантности проводилась со студентами очного обучения направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», обучающихся в Нижегородском институте управления, с сентября по декабрь 2013 г. Экспериментальную группу (ЭГ) составили студенты второго курса в количестве 57 чел. (34 девушки и 23 молодых человека), контрольная группа представлена студентами третьего курса в количестве 70 чел. (41 девушка и 29 молодых людей).

Учитывая, что коммуникативность затрагивает, прежде всего, сферу отношений с другими людьми, оптимальной формой ее формирования является тренинг, где в процессе работы, происходящие личностные изменения позволяют прожить, прочувствовать, проанализировать сформировавшиеся способы эффективной коммуникации [5]. В построении тренинговых занятий, направленных на развитие коммуникативного компонента, мы учитывали, что диалогические установки в общении закрепляются в сознании и поведении учащихся и становятся личностно значимыми при условии, что человек знаком с иными видами взаимодействия, в первую очередь с интолерантными. Поэтому отработка на занятиях эмоционального восприятия различных форм общения и взаимодействия в его процессе приводит к положительным изменениям в сторону повышения толерантности в личностной сфере.

Цели тренинга развития эффективной коммуникации:

- формирование способности к децентрации в общении;

- управление позицией восприятия ситуации для корректировки отношения к партнеру по общению;

- формирование гибкой оценки проявлений другого человека с разных точек зрения;

- совершенстование умений эффективного общения;

- отработка навыков понимания окружающих людей и общения с разными группами людей;

- формирование способов конструктивного разрешения межличностных противоречий;

- осознание того, какими способами можно сделать общение толерантным.

Содержание занятий подразумевает:

- освоение активного стиля общения, совершенствование умений эффективного общения;

- отработку навыков понимания окружающих людей;

- уточнение форм толерантного общения и взаимодействия;

- отработку ситуаций выбора, отвержения и агрессивных высказываний как основы интоле-рантной коммуникации.

Итоговый ожидаемый результат тренинга:

- навыки эффективной коммуникации;

- выстраивание диалога в форме сотрудничества;

- умение толерантно высказываться.

В качестве критериев оценки развития коммуникативных навыков были использованы те же тесты, что и во «входной диагностике»: «Оценка коммуникативных умений», «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера, методики диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко. Оценка достоверности проводилась с помощью метода X (хи-квадрат) Пирсона.

Сравнение исходных данных экспериментальной и контрольной (КГ) групп (см. рис. 1) позволяют говорить о незначительной разнице между ними по всем перечисленным психодиагностическим методикам, тогда как результаты формирующего эксперимента позволяют констатировать позитивные изменения коммуникативности у студентов экспериментальной группы.

На рисунке 1 видно, что коммуникативные умения имеют положительные значимые сдвиги у студентов экспериментальной группы.

50

10

.X Г-

1 1 - 1 1 а 1

ДО 1

после 2

1-е из-ние 3

2-из-ние 4

■ низким

□ ниже среднего

□ средний

□ высокий

Рис. 1. Сравнительная оценка коммуникативных умений студентов в экспериментальный период, %: 1 - ЭГ до формирующего эксперимента; 2 - ЭГ после формирующего эксперимента; 3 - 1-е измерение КГ; 4 - 2-е измерение КГ

Полученные результаты свидетельствуют о росте количества студентов с высоким уровнем развития коммуникативных умений с 7,1 % до 21,2 % (р < 0,01). Кроме того, количество студентов с низким уровнем снизилось с 10,5 % до 1,7 % - значимое сокращение на уровне ниже среднего (р < 0,01). За экспериментальный период в контрольной группе произошли незначительные изменения, которые не имеют достоверных подтверждений.

У студентов экспериментальной группы произошли изменения в самоконтроле при общении. Если до начала формирующего эксперимента высокий уровень сформированности наблюдался у 17,5 % студентов, то после него количество таких студентов увеличилось до 43,9 %, тогда как на низком уровне оказались лишь 7 % по сравнению с 31,6 % (р < 0,01) (см. рис. 2).

1

2

3

4

Рис. 2. Сравнительная оценка самоконтроля при общении в экспериментальный период, %: 1 - ЭГ до формирующего эксперимента; 2 - ЭГ после формирующего эксперимента; 3 - 1-е измерение КГ; 4 - 2-е измерение КГ

Важным аспектом сформированной коммуникативной толерантности являются взаимодействие на условиях равноправного диалога и восприятие собеседника на равных, поэтому положител ь-ные коммуникативные установки имеют большое значение. В процессе тренинговой программы у студентов экспериментальной группы произошли достоверные изменения в показателях коммуникативных установок в отличие от контрольной группы. Прирост студентов экспериментальной группы по завуалированной и открытой жестокости на низком уровне и уровне ниже среднего составил 22,9 % и 19,4 % соответственно, против прироста в 4,3 % и 14,2 % у контрольной группы. Уменьшение завуалированной и открытой жестокости на высоком уровне и уровне выше среднего составил 35,1 % и 31,7 % в экспериментальной группе, 12,8 % и 14,2 % - в контрольной. Негативизм в суждениях снизился на 24,6 % в экспериментальной группе и на 7,2 % в контрольной. Количество студентов по шкале «брюзжание» с низким уровнем и уровнем ниже среднего увеличилось на 33,4 % в экспериментальной группе против 4,3 % в контрольной группе, а по показателю «негативный личный опыт общения» - на 21,1 % и 11,5 % соответственно. Полученные результаты позволяют говорить о значимых изменениях по всем признакам коммуникативной установки, указывающих на сдвиг в положительную сторону, в экспериментальной группе и изменениях лишь по одному признаку (негативный личный опыт общения) в контрольной группе.

Таким образом, полученные в исследовании результаты указывают на статистически достоверную позитивную динамику произошедших изменений коммуникативной толерантности: большинство студентов перешли на более высокий уровень развития коммуникативных умений, самоконтроля в общении, на низкие показатели негативных коммуникативных установок, что свидетельствует о становлении коммуникативного компонента у студентов будущих государственных и муниципальных служащих, их направленности на конструктивное взаимодействие во время

общения с гражданами и коллегами. Предложенный тренинг может быть использован в учебном процессе высших учебных заведений, занимающихся подготовкой государственных и муниципальных служащих, а также в системе повышения квалификации.

Библиографический список

1. Бодалев А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во Ин-та практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 256 с.

2. Бояркин М.Ю. Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих: монография / М.Ю. Бояркин [и др.]. - Волгоград: Изд-во ВГОУ ВПО ВАГС, 2007. - 216 с.

3. Гришук В.М. Формирование коммуникативной толерантности у студентов гуманитарных специальностей в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киров, 2005. - 26 с.

4. Корнилова Н.С. Особенности развития коммуникативности и толерантности студентов управленческого профиля // Актуальные проблемы психологического знания. - 2013. - № 4 (29). - С. 98-103.

5. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: Речь: Институт тренинга, 2006. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.