Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ У БАКАЛАВРОВ-ЮРИСТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ У БАКАЛАВРОВ-ЮРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР-ЮРИСТ / ИММЕРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Яна Бахрузовна, Михалева Ольга Владимировна

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью пересмотра существующих традиционных форм, методов и средств обучения в связи с переходом к широкому использованию цифровых технологий в образовательном процессе вуза. Целью проведенного нами исследования было проанализировать применение иммерсивных технологий в образовательном процессе будущих бакалавров-юристов как одного из ключевых компонентов способствующего более качественной профессиональной подготовке и формированию у студентов коммуникативной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комарова Яна Бахрузовна, Михалева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE ON THE BASIS OF IMMERSION TECHNOLOGIES FOR BACHELOR OF LAW STUDENTS

The relevance of this article is due to the need to revise the existing traditional forms, methods and means of teaching in connection with the transition to the widespread use of digital technologies in the educational process of the university. The aim of our research was to analyze the use of immersive technologies in the educational process of future bachelors of laws as one of the key components contributing to better professional training and the formation of students' communicative competence.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ У БАКАЛАВРОВ-ЮРИСТОВ»

УДК 340

DOI 10.23672/r7817-8701 -7450-w

Комарова Яна Бахрузовна

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России Ya.Ireland@mail.ru

Михалева Ольга Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации, Владимирский

государственный университет denisovaolga@inbox.ru

Yana B. Komarova

Senior Lecturer of the Department

of Theory and History

States and Rights,

Vladimir Legal

Federal Service Institute

Enforcement of Penalties in Russia

Ya.Ireland@mail.ru

Olga V. Mikhaleva

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Foreign Languages and Professional Communication, Vladimir State University denisovaolga@inbox.ru

Формирование коммуникативной

компетенции на основе иммерсивных технологий у бакалавров-юристов

Formation

of communicative competence on the basis of immersion technologies for bachelor of law students

Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью пересмотра существующих традиционных форм, методов и средств обучения в связи с переходом к широкому использованию цифровых технологий в образовательном процессе вуза. Целью проведенного нами исследования было проанализировать применение иммерсивных технологий в образовательном процессе будущих бакалавров-юристов как одного из ключевых компонентов способствующего более качественной профессиональной подготовке и формированию у студентов коммуникативной компетентности.

Ключевые слова: бакалавр-юрист, иммерсивные технологии, коммуникативная компетентность, образовательный процесс, профессиональная подготовка, цифровая образовательная среда, цифровые образовательные ресурсы, цифровые технологии.

Annotation. Тhe relevance of this article is due to the need to revise the existing traditional forms, methods and means of teaching in connection with the transition to the widespread use of digital technologies in the educational process of the university. The aim of our research was to analyze the use of immersive technologies in the educational process of future bachelors of laws as one of the key components contributing to better professional training and the formation of students' communicative competence.

Keywords: bachelor of laws, immersive technologies, communicative competence, educational process, professional training, digital educational environment, digital educational resources, digital technologies.

Современная система образования переживает новый виток, не только по тому, что происходят изменения на рынке труда, который динамично меняется; постоянно появляются новые профессии, усовершенствуются требования к уже существующим, и высшая школа должна гибко и быстро реагировать на эти запросы, что, в свою очередь, привело к смене стандартов 3+ на стандарты ФГОС ВО 3++. Данные стандарты тесно связаны с профессиональными стандартами по отраслям. Однако анализ стандартов ФГОС 3++ позволяет нам констатировать тот факт, что в них отсутствуют профессиональные компетенции. Образовательная организация

самостоятельно должна дополнить перечень профессиональных компетенций с опорой на проф-стандарт, разработать к ним требования и уровни. Перед образовательной организацией встает задача повышения уровня компетентности студентов, формированию у них компетенций направленных на формирование знаний умений и навыков для дальнейшего их применения в профессиональной деятельности. При этом процесс обучения должен быть основан на сетевом взаимодействие преподавателя студента с опорой на иммерсивные технологии.

Анализ профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению 40.03.01

«Юриспруденция» в вузе, позволяет нам сделать вывод о целесообразности разработки и формирования следующих компетенций:

- готовность к осуществлению коммуникации на родном языке на основе иммерсивных технологий (ДПК);

- владение навыками анализа цифрового контента (ДПК);

- владение навыками поиска и отбора информации с применением иммерсивных технологий (ДСПК-3).

В эпоху глобальной «цифровизации» общества, науки, и экономики, наиболее оптимальным методом формирования коммуникативной компетентности у студентов - будущих бакалавров-юристов является организация учебного процесса, основанного на внедрении в образовательный процесс вуза иммерсивных технологий, и разработка образовательных программ по модульной схеме, что, в свою очередь, позволит преподавателям четко структурировать и логически последовательно распределить изучаемый материал. Более того, модульная структура курса позволяет варьировать материал по степени сложности с целью реализации личностно-ориентированного подхода и построения индивидуального образовательного трека для каждого студента в зависимости от его уровня знаний и его способности применять современные технологии в процессе подготовки к практическим занятиям.

Модульный подход, реализуемый автором в учебно-методическом обеспечении разработанного им спецкурса «Иммерсивные технологии в юриспруденции», способствует адаптации будущих бакалавров-юристов к профессиональной деятельности в условиях цифровой образовательной среды.

Моделирование ситуаций общекультурной и профессиональной направленности на основе иммерсивных технологий является на наш взгляд одним из наиболее эффективных методов обучения направленных на формирование коммуникативной компетентности у будущих бакалавров-юристов в вузе. Подготовка на основе структурно-функциональной модели, разработанной авторами, позволяет студентам не только получить теоретические знания, но и сформировать необходимые умения и навыки с учетом требований современного цифрового сообщества.

Следует отметить тот факт, что применение иммерсивных технологий в науке, экономике и образовании позволяет как преподавателю, так и студенту работать удаленно над решением задач профессиональной направленности, осуществляя тесное взаимодействие и, в том числе, коммуникативное взаимодействие со студентами из различных вузов. Именно поэтому мы выдвигаем гипотезу о том, что ключевым моментом в формировании коммуникативной компетентности выступают иммерсивные технологии.

В современной научно-педагогической и методической литературе много написано о подготовке

будущих бакалавров к профессиональной деятельности. В научных исследованиях В.А. Кастор-новой, А.В. Морозова Е.С. Полата, И.В. Роберт и других говорится об использовании в образовательной среде вуза новейших форм, методов и средств обучения с целью формирования практического опыта в профессиональной сфере.

Формирование коммуникативной компетентности у студентов - будущих бакалавров-юристов представлены в работах Т.Н. Астафуровой, Е.Е. Бо-ровкова, О.В. Васильковой, Н.И. Гез, О.В. Михалевой и др.

В своих трудах исследователи С.А. Бешенков, Э.В. Миндзаева, А.В. Морозов, М.И Шутикова и др. рассматривают необходимость и целесообразность использования передовых цифровых технологий в образовательном процессе будущих бакалавров направленных на формирование не только универсальных компетенций, общепрофессиональных компетенций, закрепленных во ФГОС ВО 3++, но и дополнительных профессиональных компетенций (ДПК), которые в своей совокупности представляют коммуникативную компетентность, которая на наш взгляд, необходима для успешной профессиональной деятельности [2; 3; 4;5].

Процесс формирования у студентов коммуникативных компетенций - это целенаправленный процесс, в основе которого лежит построение индивидуальной образовательной траектории и который основывается на междисциплинарной связи образовательных предметов, направленных на освоение коммуникативных компетенций и самостоятельной работы студентов, посредством чего осуществляется формирование компетентности в той или иной профессиональной сфере.

В связи с переходом к ФГОС ВО 3++, особое внимание в процессе обучения бакалавров уделяется формированию дополнительных профессиональных компетенций, которые должны быть разработаны и стать ключевыми для осуществления коммуникации профессиональной направленности.

Проведенный нами анализ педагогических исследований в области коммуникации, компетентност-ного подхода, позволил выявить и обосновать ряд факторов, влияющих на формирование у будущих бакалавров коммуникативных компетенций в условиях цифровой образовательной среды вуза:

- использование личностно-ориентированного подхода направленного на построение индивидуальной образовательной траектории;

- использование творческого опыта педагога;

- увеличение доли самостоятельной работы путем использования цифровых ресурсов;

- ориентация на решение конкретных профессиональных задач через информационное взаимодействие между субъектами образовательного процесса, цифровыми ресурсами, работодателями.

Литература:

Literature:

1. Михалева О.В. Информационные технологии в формировании коммуникативной компетентности / О.В. Михалева // Ученые записки ИУО РАО. 2017. № 4(64). С. 110-113.

2. Морозов А.В. Профессиональная подготовка руководителей системы образования с использованием современных цифровых технологий / А.В. Морозов // Человек и образование. 2018. № 4(57). С. 105-110.

3. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: проблема качества и научно-методического обеспечения. Казань : Могариф, 2005. 319 с.

4. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М. : Академия, 2010. 368 с.

5. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М. : БИНОМ, 2014. 398 с.

1. Mikhaleva O.V. Information Technologies in the Formation of Communicative Competence / O.V. Mikhaleva // Scientific Notes of the UIO RAO. 2017. № 4(64). P. 110-113.

2. Morozov A.V. Training of education system leaders using modern digital technologies / A.V. Morozov // M a n and education. 2018. № 4(57). P. 105-110.

3. Mukhametzyanova G.V. Professional education: the problem of quality and scientific and methodological support. Kazan : Mogarif, 2005. 319 p.

4. Polat E.S. Modern pedagogical and information technologies in the education system / E.S. Polat, M.Yu. Bukharkina. M. : Academy, 2010. 368 p.

5. Robert I.V. Theory and methodology of informatization of education (psychological, pedagogical and technological aspects). M. : BINOM, 2014. 398 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.