Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / BACHELOR / PERSONAL QUALITIES / INTERCULTURAL COMPETENCE / EDUCATIONAL PROCESS / PROFESSIONAL COMPETENCE / DIGITALIZATION OF EDUCATION / DIGITAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михалева Ольга Владимировна, Зыков Даниил Алексеевич, Комарова Яна Бахрузовна

В статье анализируется трактовка дефиниции «межкультурная компетентность», а также рассматриваются цифровые технологии и ресурсы, способствующие формированию данной компетентности, которая является одной из составляющих профессиональной компетентности будущих бакалавров в условиях цифровизации образования. Особое внимание авторами уделяется рассмотрению этапов формирования данной компетентности, а также, формам, методам и средствам, которые являются основой формирования не только личностных качеств будущих бакалавров, но и их способностью использовать цифровые ресурсы в процессе саморазвития. Выявлены принципы, способствующие формированию межкультурной компетентности в условиях цифровизации общества, а также, функции, которые должен выполнять преподаватель при организации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михалева Ольга Владимировна, Зыков Даниил Алексеевич, Комарова Яна Бахрузовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

the article analyzes the interpretation of the definition of «intercultural competence», and also considers digital technologies and resources that contribute to the formation of this competency, which is one of the components of professional competence of future bachelors in the context of digitalization of education; special attention is paid to the consideration of the stages of formation of this competency, as well as the forms, methods and tools that are the basis for the formation of not only the personal qualities of future bachelors, but also their ability to use digital resources in the process of self-development. Identified the principles that promote the formation of intercultural competence in the context of digitalization of society, and functions that a teacher should perform in organizing the educational process.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 316

DOI 10.23672/SAE.2020.2020.61534

Михалева Ольга Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации, Владимирский

государственный университет denisovaolga@inbox.ru

Зыков Даниил Алексеевич

кандидат юридических наук, доцент,

заведующий кафедрой публично-правовых дисциплин, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России daniilzykov@mail.ru

Комарова Яна Бахрузовна

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России Ya.Ireland@mail.ru

Olga V. Mikhaleva

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages of Professional Communication, Vladimir State University denisovaolga@inbox.ru

Daniil A. Zykov

Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Head of the Department Public Disciplines, Vladimir Legal Institute Federal Service Executions of Punishments of Russia daniilzykov@mail.ru

Yana B. Komarova

Senior teacher

Departments of the Theory

and the History of the State and the Law,

Vladimir Legal Institute

Federal Service Executions

of Punishments of Russia

Ya.Ireland@mail.ru

Формирование межкультурной компетентности будущих бакалавров в условиях цифровизации образования

Formation of intercultural

competence of future bachelors in the conditions of digitalization of education

Аннотация. В статье анализируется трактовка дефиниции «межкультурная компетентность», а также рассматриваются цифровые технологии и ресурсы, способствующие формированию данной компетентности, которая является одной из составляющих профессиональной компетентности будущих бакалавров в условиях цифровизации образования. Особое внимание авторами уделяется рассмотрению этапов формирования данной компетентности, а также, формам, методам и средствам, которые являются основой формирования не только личностных качеств будущих бакалавров, но и их способностью использовать цифровые ресурсы в процессе саморазвития. Выявлены принципы, способствующие формированию межкультурной компетентности в условиях цифровизации общества, а также, функции, которые должен выполнять преподаватель при организации образовательного процесса.

Ключевые слова: бакалавр, личностные качества, межкультурная компетентность, образовательный процесс, профессиональная компетентность, циф-ровизация образования, цифровые образовательные технологии.

Annotation. ^e article analyzes the interpretation of the definition of «intercultural competence», and also considers digital technologies and resources that contribute to the formation of this competency, which is one of the components of professional competence of future bachelors in the context of digitalization of education; special attention is paid to the consideration of the stages of formation of this competency, as well as the forms, methods and tools that are the basis for the formation of not only the personal qualities of future bachelors, but also their ability to use digital resources in the process of self-development. Identified the principles that promote the formation of intercultural competence in the context of digitalization of society, and functions that a teacher should perform in organizing the educational process.

Keywords: bachelor, personal qualities, intercultural competence, educational process, professional competence, digitalization of education, digital educational technologies.

Процесс профессиональной подготовки будущих бакалавров предполагает не только овладение компетенциями, закрепленными в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по каждому направлению подготовки, но и формированию и становлению системы ценностных ориентиров в потоке информации в условиях цифровизации общества.

Безусловно, межкультурная компетентность является неотъемлемой частью не только профессиональной компетентности будущего бакалавра, но и его характерологической особенностью, которую важно сохранить в современном цифровом мире.

Анализ научных исследований, посвященных определению данной дефиниции, а также использование цифровых образовательных технологий, направленных также на формирование искомой компетентности, позволяет нам определить ее как знания, умения, навыки и опыт их применения для осуществления эффективной коммуникации в ситуациях межкультурного взаимодействия между представителями различных культур, характеризующаяся межкультурной сензитивно-стью и конструктивностью [2].

На сегодняшний день существует множество трактовок термина «межкультурная компетентность». Впервые в отечественной социологии педагогики термин «межкультурная компетентность» появился в конце 1990-х годов. Данная дефиниция выступала показателем готовности индивида успешно осуществлять межкультурную коммуникацию, которая являлась и является важным компонентом новой образовательной парадигмы. Очень часто исследователи трактуют межкультурную компетентность как процесс или способность человека вести равноправный диалог культур, который зачастую происходит в рамках несовпадающих национальных стереотипов коммуникативного поведения и мышления.

Мы разделяем точку зрения А.Н. Писаренко, которая рассматривает межкультурную компетентность не только как одну из профессиональных составляющих будущего специалиста, но и как о личностное качество, необходимое специалисту любого профиля с целью осуществления профессионального взаимодействия с представителями различных этносов [5, с. 14].

Т.Г. Стефаненко, определяя «межкультурную компетентность», отдаёт предпочтение понятию «умение», добавляя «позитивное отношение». «Межкультурная компетентность - это не только позитивное отношение к наличию в обществе различных этнокультурных групп, но и умение понимать их представителей и взаимодействовать с партнёрами из других культур, как в бытовых так и в учебных ситуациях» [7, с. 319].

Проведя анализ существующих определений, мы можем говорить о том, что межкультурная компетентность является конгломератом не только об-щекльтурных компетенций, предусмотренных ФГОС ВО для будущего бакалавра, но и его

личностных качеств, необходимых для осуществления грамотной профессиональной деятельности, выполняющего очень часто роль медиатора культур. Данная компетентность является основой профессионализма и мастерства, к которым мы также относим оперативность, гибкость, адаптивность к изменяющимся реалиям в сфере межкультурного общения [1]. Также, мы можем говорить о том, что межкультурная компетентность выполняет определенные функции:

• культурносозидательная (наличие знаний о вариабельности культур);

• ценностная (наличие совокупности знаний о ценностных ориентиров необходимых для межкультурного общения);

• нормативная ( знания о правилах и нормах поведения (профессиональная этика) в процессе межкультурного общения).

Процесс формирования межкультурной компетентности с помощью цифровых технологий и ресурсов образовательной организации, который предполагает наличие культурологических знаний, ценностных ориентиров, норм поведения присущих той или иной иноязычной культуре, происходит через:

- анализ цифрового контента содержащего социокультурные и страноведческие аспекты;

- сравнительный анализ ценностных ориентиров различных этносов;

- выполнение проектных заданий по изучению иноязычной культуры, представленных в цифровом формате (Power Point, Prezi, виртуальный стенда, Mind Maping);

- проведение конференций в режиме онлайн по различным культурным тематикам (проблемы возникновения и нивелирования стереотипов).

Цифровые ресурсы рассматриваются нами как обучающие материалы, используемые в образовательном процессе вуза и представленные в цифровом формате (онлайн курсы, виртуальные лаборатории, онлайн платформы и др.).

Процесс формирования межкультурной компетентности будущих бакалавров представляет собой ряд этапов, направленных на формирование исследуемого нами явления с помощью цифровых технологий:

- осознание культурных особенностей поведения индивида, в целом;

- формирование системы знаний об отечественной культуре;

- выявление значимых культурных феноменов в процессе коммуникативного взаимодействия с представителями различных этносов.

Выделенные нами этапы актуализируют процесс индивидуального развития будущих бакалавров, приводящий к модификации его поведенческой

стратегии, детерминированной принятием культурно-специфических моделей поведения представителей иных культур.

Наше исследование показало, что процесс формирования межкультурной компетентности также предполагает формирование определенных личностных качеств будущего бакалавра:

1) толерантность, которая проявляется в способности будущего бакалавра решать проблемы общекультурной и профессиональной направленности, не прибегая к агрессивным поведенческим паттернам;

2) способность к состраданию, проявляющаяся в обмене эмоционально-чувственными переживаниями с собеседником, желанием понять его состояние и учесть в конструктивном диалоге и поведении, что позитивно сказывается на процессе коммуникации;

3) стрессоустойчивость, которая выражается в способности грамотно решать проблемы профессионального характера в процессе межкультурного взаимодействия;

4) способность к самокритике, проявляющаяся в наличие навыков дифференцированно перерабатывать амбивалентную предыдущему опыту информацию [6].

Мы полагаем, что для осуществления эффективного межкультурного взаимодействия необходимо не только хорошо владеть языком, но и уметь быстро ориентироваться в процессе межкультурного общения с целью нивелирования конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть из-за незнания культурных и языковых особенностей различных этносов.

Анализируя исследования отечественных и зарубежных ученых в сфере определения содержания межкультурной компетентности, мы пришли к выводу о том, что они дифференцируют аффективные, когнитивные и поведенческие характеристики.

Межкультурная парадигма в процессе обучения будущих бакалавров направлена на то, чтобы сформировать у обучающегося систему ценностных ориентиров. Так как современные цифровые ресурсы, цифровой контент и цифровые технологии оказывают существенное влияние на мышление, ценностные ориентации, установки обучаемых, что, в свою очередь, может привести к существенным изменениям, в том числе, и в системе отношений в обществе [3].

С целью формирования у будущих бакалавров межкультурной компетентности, преподаватель сам должен обладать опытом не только межкультурного взаимодействия, но и опытом решения межкультурных конфликтов.

Межкультурное обучение будущих бакалавров происходит на основе чередования как активных, так и интерактивных форм, методов и средств обучения, что, в свою очередь, предполагает

формирование коммуникативной и интерактивной компетенций.

В основе коммуникативной компетенции лежат знания о родной культуре, родном языке, его речевых особенностей, умения осуществлять межкультурное общение и вести грамотный диалог адекватный ситуации.

Интерактивная компетенция предполагает наличие знаний, умений и навыков использовать цифровые ресурсы не только для осуществления межкультурной коммуникации, но и для анализа цифрового контента, например, использование устойчивых словосочетаний в процессе диалога присущих определенным этносам.

С целью формирования коммуникативной и интерактивной компетенций, которые по нашему мнению входят в состав межкультурной компетентности, мы использовали ряд цифровых технологий:

1) студенческие форумы межкультурной направленности (возможность межкультурного общения с представителями различных этносов в режиме онлайн);

2) цифровой контент (анализ средств массовой информации с целью выявления национальной и культурной специфики);

3) онлайн упражнения (направлены на формирование у студентов определенных коммуникативных моделей для решения как общекультурных, так и профессиональных задач).

Межкультурное обучение и воспитание будущих бакалавров может быть успешно осуществлено, если все участники образовательного процесса (обучающий, обучаемый и цифровой ресурс) будут взаимодействовать между собой, а именно, обмен информацией, знаниями, опытом необходимыми для профессионального роста и личностного развития будущего специалиста в той или иной отрасли [4].

Безусловно, сам преподаватель также должен выполнять ряд функций с целью формирования у своих студентов межкультурной компетентности. В этой связи на первый план выходят функции, которые должен выполнять непосредственно сам преподаватель в процессе обучения, подготовки и воспитания будущих кадров.

Обучающая, воспитывающая, организующая и исследовательская функции педагога должны восприниматься как симбиоз, особенно это касается преподавания аспектов связанных с межкультурной коммуникацией.

В процессе организации своей профессиональной деятельности направленной на формирование межкультурной компетентности в условиях цифровизации образования, преподаватель опирается на ряд принципов. Среди множества принципов мы особо выделяем следующие:

1) принцип вариабельности;

2) принцип конструктивного диалога со студентам;

3) принцип системности знаний;

4) принцип креативности;

5) принцип рациональности.

Преподаватель, использующий в своей профессиональной деятельности цифровые технологии и ресурсы с целью формирования у обучающихся межкультурной компетентности, должен не только максимально проявить творческий подход к проведению занятий с использованием

Литература:

1. Зыков Д.А. Подготовка бакалавров в условиях цифровизации / Д.А. Зыков, О.В. Михалева // Modern Science. 2019. № 11-3. С. 247-249.

2. Михалева О.В. Формирование компетенций у будущих бакалавров в условиях цифровой образовательной среды вуза / О.В. Михалева, Д.А. Зыков // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 1-1. С. 178-184.

3. Морозов А.В. Проблема информационной безопасности личности в условиях цифрового образовательного пространства // Ученые записки ИУО РАО. 2018. № 4(68). С. 90-94.

4. Морозов А.В. Профилактика интолерантности в студенческой среде как одно из условий разрешения межкультурных проблем / А.В. Морозов, О.В. Михалева // Формирование гражданской устойчивости как фактор противодействия идеологии экстремизма и терроризма: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Казань : АСО, 2017. С. 208-210.

5. Писаренко А.Н. Формирование профессиональной межкультурной компетентности студентов : дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2011. 202 с.

6. Рот Ю. Межкультурная коммуникация: теория и тренинг. учеб.-метод. пособие / Ю. Рот, Г. Ко-птельцева. М. : ЮНИТИ : ЮНИТИ - Дана, 2012. 223 с.

7. Стефаненко Т.Г. Этонпсихология: Практикум. М., 2004. 389 с.

мультимедийных технологий, но и развивать у студентов систему ценностей, формировать их мировоззрение.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что процесс формирования межкультурной компетентности будущего бакалавра в условиях цифровизации образования не сводится только лишь к наличию знаний о родной стране, ее культуре и языке. Применение цифровых технологий и ресурсов позволяет не только осуществлять межкультурный диалог в цифровом формате, но и делает обучающихся более восприимчивыми и открытыми к новой культуре, и, как следствие, к новым межкультурным контактам.

Literature:

1. Zykov D.A. Training of bachelors in the conditions of digitalization / D.A. Zykov, O.V. Mikhaleva // Modern Science. 2019. №. 11-3. P. 247-249.

2. Mikhaleva O.V. Formation of competencies for future bachelors in the conditions of the digital educational environment of the University / O.V. Mikhaleva, D.A. Zykov // Pedagogical magazine. 2019. Vol. 9. № 1-1. P. 178-184.

3. MorozovA. V. The Problem of information security of the individual in the conditions of digital educational space // Scientific notes of IUO RAO. 2018. № 4(68). P. 90-94.

4. Morozov A. V. Prevention of intolerance in the student environment as one of the conditions for solving cross-cultural problems / A.V. Morozov, O.V. Mikhaleva // Formation of civil stability as a factor in countering the ideology of extremism and terrorism: Materials of the all-Russian scientific and practical conference with international participation. Kazan : ASO, 2017. P. 208-210.

5. Pisarenko A.N. Formation of professional intercultural competence of students : dis. ... cand. ped. nauk. Saratov, 2011. 202 p.

6. Roth Yu. Intercultural communication: theory and training. ucheb.-method. manual / Yu. Roth, G. Kopteltseva. M. : UNITY : UNITY - Dana, 2012. 223 p.

7. Stefanenko T.G. Etonpsychology: Practicum. M., 2004. 389 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.