Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
квест-технология / образовательное пространство / проектно-исследовательская деятельность / субъект образования / quest-technology / educational space / design-research activities / subject of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маринина А.С., Ибраимова В.М.

В статье рассматриваются требования современного образования к структуре урока иностранного языка, использование современных педагогических технологий, одной из которых является квест-технология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN ENGLISH LESSONS BY USING QUEST TECHNOLOGY

The article discusses the requirements of modern education to the structure of a foreign language lesson, the use of modern pedagogical technologies, one of which is quest technology.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ»

Маринина А. С. учитель английского языка Ибраимова В.М. учитель немецкого языка МБОУ «Гимназия №22» Россия, г. Белгород

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ КВЕСТ-

ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация: в статье рассматриваются требования современного образования к структуре урока иностранного языка, использование современных педагогических технологий, одной из которых является квест-технология.

Ключевые слова: квест-технология, образовательное пространство, проектно-исследовательская деятельность, субъект образования.

Marinina A.S. English language teacher MBOU "Gymnasium No. 22" Russia. Belgorod Ibraimova V.M. German language teacher MBOU "GymnasiumNo. 22" Russia, Belgorod

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN ENGLISH LESSONS BY USING QUEST TECHNOLOGY

Annotation: The article discusses the requirements of modern education to the structure of a foreign language lesson, the use of modern pedagogical technologies, one of which is quest technology.

Keywords: quest-technology, educational space, design-research activities, subject of education.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет свои требования не только к структуре основных образовательных программ и условиям их реализации, но и к структуре урока иностранного языка. Современная система образования предполагает использование на занятиях иностранного языка новых педагогических технологий, организацию урока в интересной и необычной форме, чтобы он был максимально эффективным, продуктивным и интересным для всех учеников. Традиционный формат урока

не дает достаточных возможностей для организации свободной коммуникации, а это приводит к возникновению коммуникативных барьеров, когда ученики попадают в языковую среду. В своей работе мы хотели бы рассмотреть одну их таких педагогических технологий, а именно квест-технологию.

Квест (англ. Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений». В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.

Образовательный квест - педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие - либо ресурсы, и в первую очередь ресурсы сети Интернет. Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен летом 1995 года Берни Доджем (BernieDodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) [1, 19].

Ученый разрабатывал инновационные Internet-приложения и включал их в учебный процесс при преподавании различных предметов на разных уровнях обучения. Квестом он назвал сайт, содержащий проблемное задание и предполагающий самостоятельный поиск информации в сети Интернет.

Попытки расширить и дополнить определение Берни Доджа были предприняты Томасом Марчем, которой значительно детализировал понятие и представил ряд теоретических формулировок, помогающих глубже проникнуть в суть технологии квеста.

Квест (или веб-квест), - по мнению Т. Марча, - это построенная по типу опор учебная структура, использующая ссылки на существенно важные ресурсы в Интернете и аутентичную задачу с тем, чтобы мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением, развивая тем самым их умение работать как индивидуально, так и в группе (на заключительном этапе) в ведении поиска информации и ее преобразовании в более сложное знание (понимание) [2, 8].

Согласно классификации веб-квестов по длительности выполнения различают два типа веб-квестов: для кратковременной или долгосрочной работы.

Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении долгосрочного web-квеста, ученик должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме [4, 14].

Во многом опираясь на труды Льва Семеновича Выготского Томас Марч утверждал, что этот вид поисковой деятельности нуждается в «опорах», которые должен предоставить учитель. Опоры - это помощь учащимся работать вне зоны их реальных умений. Примерами опор могут быть такие

виды деятельности, которые помогают учащимся правильно строить план исследования, вовлекают их в решение проблемы, направляют внимание на самые существенные аспекты изучения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописано «построение образовательной на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования».

Ученики уже имеют определенный учебный опыт и активно используют компьютеры и другие технические устройства в повседневной жизни, а также для поиска ответов на интересующие их вопросы и необходимой информации. В процессе применения своих умений для получения знаний обучающиеся учатся быть внимательными, концентрироваться, быстро принимать решения, делать самостоятельный выбор, определять причинно-следственные связи, выстраивать стратегию решения определённых задач, что является положительными навыками для дальнейшей учебы. Веб-квест технология дает уникальную возможность сочетания активных методов обучения с информационно-коммуникативными. Веб-квест - задание, в центре которого проблема, элементы ролевой игры и для его выполнения необходимым условием является использование ресурсов сети Интернет. При этом веб-квест является одной из разновидностей проектно-исследовательской деятельности. Проектно-исследовательская деятельность - это технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога. Данная технология направлена на развитие критического и креативного мышление, умение находить нестандартные решения. Использование в проектно-исследовательской деятельности учеников компьютера как инструмента творческой деятельности способствует решению целого ряда задач:

- повышение мотивации к самообучению;

- формирование новых компетенций на основе использования ИКТ для решения учебных задач;

- реализация креативного потенциала;

- повышение личностной самооценки;

- развитие самостоятельности, коммуникативных умений и умений работы в группе, навыка публичных выступлений [3,16].

Таким образом, включая в структуру урока иностранного языка элементы квест-технологии, мы формируем у школьников готовность и способность общаться на иностранном языке, что необходимо для успешной иноязычной коммуникации. Ее специфика заключается не только в большом запасе активных лексических единиц, но и способности выражать свою мысль, преодолевая коммуникативный барьер.

Использованные источники:

1. Андреева М.В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. - М.: изд-во ПРЕСС, 2004. - 283с.

2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999

3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

4. Шайхуллина А.И. Использование технологии веб-квеста на уроках английского языка. - URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/16525/discussion_platform.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.